Доставка до места работы служебным транспортом по трудовому кодексу

Охрана Труда В каких случаях администрация обязана доставлять рабочих на работу и обратно на транспорте предприятия? В каких случаях администрация...

В каких случаях администрация обязана доставлять рабочих на работу и обратно на транспорте предприятия?

В каких случаях администрация обязана доставлять рабочих на работу и обратно на транспорте предприятия?

Администрация обязана предоставлять транспорт при нахож­дении места работы от места жительства на расстоянии более 3 км и при отсутствии транспорта общего пользования.

  • Обязанности административно-технического персонала предприятий и судов речного флота в области охраны труда
  • Основные меры безопасности при эксплуатации машин непрерывного транспорта
  • Требования техники безопасности к устройству плавучих складов ВМ
  • Противопожарное водоснабжение промышленных предприятий
  • Способы борьбы с пожарами на судах транспортного флота

Источник: trudova-ohrana.ru

Как установить особый режим работы в жару

Инструкция: как компенсировать расходы сотрудников за проезд к месту работы

В некоторых случаях компенсация проезда к месту работы — законодательно установленная обязанность работодателя. В других организация компенсирует затраты в рамках соцпакета. Но в любом случае подобные выплаты должны быть правильно оформлены.

Возмещение транспортных расходов и закон

Трудовым законодательством закреплены условия, когда работодатель обязан компенсировать транспортные расходы сотрудников.

Статья ТК РФ Условия возмещения
168 Служебная командировка
168.1 Разъездной характер работы
169 Переезд на работу в другую местность по договоренности с работодателем
325 Проезд к месту отдыха и обратно, если такое право закреплено законом

Во всех остальных случаях вопрос, может ли работодатель доплачивать на транспорт иногородним и не иногородним работникам, оставлен на усмотрение организации.

С 1 марта 2023 года вступают в силу поправки в ТК РФ, в соответствии с которыми в обязанность работодателя включена доставка до места работы вахтовиков и предоставлено право компенсировать таким работникам оплату дороги до места работы и обратно.

В каких случаях работодатель оплачивает дорогу

Дорога оплачивается организацией, если:

  • обязанность предусмотрена законодательством;
  • оплата предусмотрена локальными нормативными актами или трудовым договором.

Также определяют, когда устраивается человек на работу, положена ли дорога отраслевым соглашением. Например, в организациях, на которые распространяется Отраслевое тарифное соглашение по организациям нефтеперерабатывающей отрасли промышленности и системы нефтепродуктообеспечения РФ на 2022-2024 гг., при отсутствии общественного транспорта коллективными договорами устанавливаются условия доставки сотрудников к месту работы и обратно служебным транспортом. Ранее законодательно был установлен бесплатный проезд общественным транспортом социальным работникам. После отмены такой льготы оплата дороги для социальных работников компенсируется как для прочих работников, имеющих разъездной характер службы.

Компенсация сотрудникам транспортных расходов и расходов на проезд к месту работы и обратно.

Выплаты за использование личного автомобиля

Если работник использует личное транспортное средство для выполнения должностных обязанностей, то использование автомобиля оформляется:

  • договором аренды,
  • компенсационной выплатой.

Использовать личный автомобиль сотрудник вправе и для проезда к месту отдыха. Если работник относится к категории, которой дорога в отпуске оплачивается в силу закона, то компенсация работнику расходов на дорогу на личном транспорте к месту использования отпуска выплачивается, в соответствии со ст. 325 ТК РФ, по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Получите бесплатный доступ , чтобы прочитать.

Для сведения: как составить договор аренды грузового транспортного средства.

Порядок выплаты компенсации расходов на проезд

Для начала необходимо определить, в каком документе указывается оплата проезда до работы и обратно сотрудникам. Если это не установленная законом обязанность, то порядок и размеры компенсационных выплат прописываются в локальном нормативном акте. Устанавливая, как оплачивается на предприятии дорога, необходимо указать:

  • категории работников, которым возмещается стоимость проезда;
  • размер компенсации;
  • порядок ее оформления;
  • сроки выплаты.

Этим же ЛНА возможно утверждение формы заявления на компенсацию расходов на проезд к месту работы и приказа о выплате компенсации.

Оплата проезда работника до места работы

В бухучете оплата проезда отражается по дебету затратных счетов. Начисление компенсации проезда к месту работы в ЗКГУ 2.0 проводится как разовое начисление.

Если порядок выплаты не закреплен в локальном нормативном акте, необходимо включить его в трудовой договор.

Для сведения: как работникам компенсировать ГСМ.

Размер компенсации расходов на дорогу

Размер компенсации устанавливается соглашением между работником и работодателем, кроме случаев, установленных законодательством.

Например, для целей налогообложения компенсация за использование личного транспорта установлена в зависимости от мощности двигателя.

Категория ТС Размер компенсации (руб./мес.)
Легковое авто с мощностью двигателя до 2000 куб. см включительно 1200
Легковое авто с мощностью двигателя свыше 2000 куб. см 1500
Мотоцикл 600

Какие документы понадобятся для оформления выплаты

Подтверждением произведенных расходов являются:

  • проездные билеты;
  • путевой лист и чеки на заправку автомобиля (при использовании личного ТС).

Источник: gosuchetnik.ru

Расходы по доставке сотрудников к месту работы и обратно

В расходах учитываются расходы по доставке сотрудников по договору с транспортной организацией из близлежащих населенных пунктов, т.к. общественный транспорт не обеспечивает доставку наших рабочих в 2 смены.
У нас есть справка из администрации об отсутствии рейсов общественного транспорта.
Согласно пункту 26 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Вопрос нужно ли нам закрепить в трудовых договорах данный пункт?
В последние годы Минфин России придерживается точки зрения, что расходы на доставку учитываются для целей налогообложения не только при одновременном выполнении обоих условий, но и если эти расходы обусловлены технологическими особенностями производства либо предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами как система оплаты труда (см., например, Письма от 22.12.2016 N 03-04-06/77047, от 27.11.2015 N 03-03-06/1/69181, от 31.08.2012 N 03-03-06/1/449).
Должны ли мы соблюдать оба условия или достаточно одного?

В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ необходимыми условиями для признания расходов в целях исчисления налога на прибыль являются:

— надлежащее документальное подтверждение;

— экономическая обоснованность и направленность на получение дохода;

— отсутствия расходов в перечне, предусмотренном статьей 270 НК РФ.

На основании пункта 26 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

По нашему мнению, из приведенной нормы следует, что пункт 26 статьи 270 НК РФ предусматривает возможность признания в целях налогового учета расходов на оплату проезда к месту работы и обратно в следующих случаях:

1) в случае, когда затраты подлежат включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства;

2) в случае, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

По нашему мнению, из приведенной нормы следует, что имеют место два разных основания для признания таких расходов в целях исчисления налога на прибыль.

В первом случае расходы учитываются в соответствии с положениями статьи 264 НК РФ в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Осуществление таких расходов вызвано технологическими особенностями производства.

Во втором случае расходы учитываются в соответствии с положениями статьи 255 НК РФ в качестве расходов на оплату труда, предусмотренных трудовыми и/или коллективными договорами.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 30.05.08 по делу № А65-16782/07 по вопросу порядка применения положений пункта 26 статьи 270 НК РФ были даны следующие разъяснения:

« Анализ пункта 26 статьи 270 НК РФ показывает, что законодателем в пункте 26 статьи 270 НК РФ предусмотрены случаи, при которых расходы на оплату проезда к месту работы и обратно учитываются при определении налоговой базы, а именно: когда суммы, подлежат включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, а также когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, порядок изложения пункта 26 статьи 270 НК РФ предусматривает альтернативность (вариантность) условий, при которых допускается учет соответствующих расходов при определении налогооблагаемой базы и не содержит никаких указаний о возможности учета указанных расходов только при наличии совокупности таких условий. В связи с этим, наличие в трудовых договорах условия об оплате проезда к месту работы и обратно является самостоятельным случаем, наличие которого предоставляет право учитывать соответствующие расходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций ».

Таким образом, в суде прямо была высказана позиция о том, что пунктом 26 статьи 270 НК РФ предусмотрены два отдельных основания для признания в составе расходов затрат, связанных с оплатой проезда сотрудников к месту работы и обратно:

— технологические особенности производства;

— наличие условия об оплате в трудовых и/или коллективных договорах.

Фискальные органы в более ранние периоды высказывали позицию, согласно которой оба условия следует применять одновременно для правомерного признания расходов в целях исчисления налога на прибыль.

Так, в Письме Минфина РФ от 11.05.06 № 03-03-04/1/435 была высказана следующая позиция:

«… несмотря на то, что в рассматриваемых случаях доставка работников к месту работы и обратно возможна только специальным транспортом и может рассматриваться как технологическая особенность производства , однако, в связи с тем, что она не предусмотрена трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, расходы по договорам, заключенным с транспортными организациями по доставке работников, не могут быть отнесены к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли ».

В Письме Минфина РФ от 18.03.15 № 03-03-06/14664 были даны разъяснения, согласно которым необходимо единовременное выполнение одновременно двух условий для признания затрат по доставке сотрудников:

«… если в рассматриваемом случае доставка работников обусловлена технологическими особенностями производства и удаленностью от населенных пунктов и труднодоступностью мест работы и работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом , расходы на компенсацию проезда работников от места жительства до места работы и обратно могут быть отнесены к уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, если такие расходы предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами ».

Аналогичные выводы содержатся в Письме Минфина РФ от 21.04.14 № 03-03-06/1/18198:

« Исходя из текста письма в связи с отсутствием или недостаточностью рейсов общественного транспорта и в связи с удаленностью от населенных пунктов места работы сотрудников организация, в соответствии с трудовым договором, осуществляет доставку работников к месту работы и обратно служебным транспортом. Место работы сотрудников находится в промышленной зоне города.

Пунктом 25 ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда могут включаться любые виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором.

Таким образом, расходы на доставку работников к месту работы и обратно являются экономически обоснованными и могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль, если это предусмотрено трудовым договором и (или) коллективным договором ».

Между тем, как справедливо отмечено в Вашем запросе, в последнее время позиция Минфина РФ высказывается в пользу того, что для правомерного признания расходов по доставке сотрудников до места работы и обратно в целях исчисления налога на прибыль достаточно выполнения одного из условий, предусмотренного пунктом 26 статьи 270 НК РФ.

Письмо Минфина РФ от 10.01.17 № 03-03-06/1/80079:

« По нашему мнению, расходы налогоплательщика по договору с транспортной организацией, осуществляющей перевозку работников до места работы и обратно по согласованному маршруту, могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль организаций, в случае если возможность доставки работников до места работы общественным транспортом отсутствует, а также при условии соответствия таких расходов требованиям статьи 252 НК РФ ».

Из приведенных разъяснений следует, что Минфин РФ допускает возможность признания расходов, связанных с доставкой сотрудников до места работы и обратно, при отсутствии соовтетствующего транспорта.

Требование об обязательном включении условия о доставке сотрудников в трудовой и/или коллективный договор в данном случае фискальным органом не приводится.

В Письме Минфина РФ от 22.12.16 № 03-04-06/77047 наоборот, рассмотрена возможность признания затрат по доставке сотрудника в качестве расходов по оплате труда, предусмотренных статьей 255 НК РФ

Установленный статьей 255 Кодекса перечень расходов на оплату труда не является закрытым, и согласно пункту 25 указанной статьи Кодекса к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.

На основании пункта 26 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Следовательно, если расходы работодателя на оплату стоимости проезда к месту работы и обратно являются формой оплаты труда и условием в трудовом договоре, то такие расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда на основании пункта 25 статьи 255 Кодекса при условии соблюдения критериев статьи 252 Кодекса ».

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Источник: www.mosnalogi.ru

Оцените статью
Добавить комментарий