Двигательная активность режим трудовой учебной деятельности

Двигательная активность студентов Движение – это жизнь. Любительские физические упражнения, профессиональные спортивные упражнения и нагрузки – все это...

Движение – это жизнь. Любительские физические упражнения, профессиональные спортивные упражнения и нагрузки – все это помогает людям разного возраста поддерживать оптимальное физическое состояние и справляться со стрессом, напряжением, тревожностью и другими негативными проявлениями, которые возникают при воздействии внешних факторов.

Правильная двигательная нагрузка и активность необходимы для нормальной жизнедеятельности человека. Когда все мышцы работают, то организм вырабатывает эндорфины. Это гормоны счастья, которые выполняют несколько функций:

  1. Снимают нервное напряжение, которое было сформировано по определенным причинам;
  2. Повышает тонус мышц, делает их крепкими;
  3. Повышает выносливость индивида, который оказывается в различных условиях.

В результате двигательной активности отрицательные эмоции исчезают, взлетает уровень работоспособности, человек испытывает больше удовлетворения от свой жизни и от того, чем он занимается. Когда скелетные мышцы включаются в работу, то все органы будто «просыпаются», «оживают». Если двигательной активности давно не было в жизни человека, то после первых занятий он может испытывать дискомфорт и боль в мышцах. Но по мере того, как спорт становится частью жизни, частью образа жизни, то и заниматься становится намного проще. Проще усиливать нагрузки, мышцы не так болят, но они крепчают, и человек чувствует себя с каждым днем все лучше и лучше.

1.3.2 Двигательная активность

Одна из значимых функций двигательной активности – это поддержание всего организма в тонусе. Таким образом человек сохраняет здоровье. Доказано, что пожилые люди, которые регулярно занимаются спортом, не испытывают проблем с распространенными заболеваниями.

Их органы работают намного лучше, работа органов полностью соответствует возрастным нормам человека, который по возрасту даже моложе. Также двигательная активность не позволяет мышцам атрофироваться. Это очень актуально для тех, кто не может похвастаться активной работой. Сидячий образ жизни одинаково вреден и для молодых людей, и для людей в возрасте.

Движения, даже самые минимальные (гимнастика рук, зарядка в перерывах между работой), помогают человеку взбодриться, «прогнать кровь», улучшить общее состояние и повысить концентрацию своего внимания. Особенно актуальна двигательная активность в восстановительный период после операций и травм. Нагрузки определяют специалисты, но факт остается фактом: если человек долгое время лежал, соблюдая постельный режим, то ему обязательно необходимо на начальных этапах восстановления подумать о том, какие нагрузки могут помочь ему восстановить работу мышц. Если не двигаться, то могут нарушаться обменные процессы, весь организм будет голодать, так как нет насыщения кислородом и другими необходимыми веществами. Общая слабость, в том числе мышечная, недомогание, отсутствие фокуса внимания, снижение трудовой и умственной активности – далеко не все негативные последствия отсутствия физических нагрузок.

Режим дня, двигательная активность и закаливание (видеопрезентация)

«Двигательная активность студентов »
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Для студентов показаны особые виды двигательной активности. Как правило, они реализуются в процессе занятий физкультурой и спортом в соответствии с программой обучения. В отличие от школьной программы, программа для студентов более разнообразная. Они могут выбирать упражнения на открытом воздухе и в помещении, с применением специальных спортивных атрибутов. Также студенты допускаются к подготовке и участию в крупных соревнованиях, что влияет не только на их физическое развитие, но также и на их мотивацию к деятельности.

Причины снижения двигательной активности у студентов

Почему же люди, которые сами осознают необходимости включения физических нагрузок в свою жизнь, намеренно от них отказываются. На это есть множество причин, но одна из обобщающих заключается в том, что человек формировался в рамках определенного образа жизни. Он брал пример с родителей, которые не приучили его к спорту или нагрузкам. Также он сам не видел для себя смысла заниматься физкультурой и спортом, так как испытывал определенные страхи и опасения за свою жизнь. Непосредственно образ жизни человека формируется под влиянием определенных внешних условий, к числу которых относят следующие факторы:

  1. Физический труд используется в повседневной жизни намного реже. На производстве человека могут заменить машинами, поэтому больше нет необходимости в физической нагрузке и подготовке;
  2. Работников умственного труда становится больше, но, к сожалению, эти люди недооценивают значимость физического труда и физических нагрузок в своей жизни;
  3. В быту используют много приборов, таких как посудомоечные и стиральные машины. Это экономит время и упрощает много процессов и вместе с тем освобождает человека от дополнительных активностей, а это уже не очень хорошо;
  4. Широко используется много видов транспорта. Это вытесняет пешие прогулки, можно сказать, что человек просто-напросто обленился и не хочет самостоятельно преодолевать даже минимальные расстояния.

Очень низкая физическая активность студентов обусловлена и тем, что в жизни они предпочитают играть в компьютерные игры, ведут малоподвижный образ жизни, а для того, чтобы снять стресс, напряжение и немного отвлечься выбирают малоподвижные виды времяпровождения. Все это приводит к тому, что они перестают познавать мир вокруг себя, перестают двигаться. Даже минимальные утренние нагрузки в виде зарядки и пешей прогулки – это то, что помогает человеку проснуться, насытить организм кислородом на весь день. Стоит ввести в свою жизнь несколько таких привычек, чтобы улучшить общее состояние, усилить свой организм, избавиться от вредных привычек, повысить выносливость организма в несколько раз. Для студентов это особенно актуально, так как от них требуется высокий уровень концентрации во время учебы, а также борьба со стрессом в период экзаменов.

Источник: spravochnick.ru

Организация двигательной активности

Потребность в движении — одна из общебиологических особенностей организма, иг­рающая важную роль в его жизнедеятельности. Формирование человека на всех этапах эволюционного процесса происходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, которая стала одним из основных факторов, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма, его гомеостаз. Связь двигательной активности с состоянием здоровья человека неоспорима. По словам В. В. Ларина, двигательная активность «при­надлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов орга­низма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем».

Физическая активность тесно связана с тремя аспектами здоровья; физическим, психическим и социальным и в. течение жизни человека играет разную роль. В детском возрасте она определяет нормальный рост и развитие организма, наиболее полную реали­зацию генетического потенциала, повышает сопротивляемость к заболеваниям. Именно в период роста организм наиболее чувствителен к влиянию различных неблагоприятных факторов внешней среды, и в том числе к ограничению физической активности. У взрос­лых людей физическая активность на протяжении жизни поддерживает нормальное функ­циональное состояние организма, его работоспособность и физиологические резервы.

Объем двигательной активности человека и потребность организма в ней индиви­дуальны и зависят от многих факторов: возраста, пола, конституции, уровня физической подготовленности, образа жизни, условий труда и быта, географических и климатических условий и т. д. Для каждого индивидуума возможен определенный диапазон уровня двига­тельной активности, необходимого для нормального развития и функционирования орга­низма, сохранения здоровья. Этот диапазон ограничивает минимальный, максимальный и оптимальный уровни вида двигательной активности. Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, перетренировке, резкому снижению работоспособности.

Развитие цивилизации, медленно, но ускоряющимися темпами вытесняя физиче­ские нагрузки из жизни человека, в той же мере повышает значение мышечной деятельно­сти для организма. Известно, что удельный вес мышечной работы, как генератора энер­гии, используемой человеком, сократился за последние 100-120 лет в 188 раз. В современ­ных условиях человек теряет важнейший элемент стимулирования своей жизнедеятельно­сти — физическую нагрузку и приобретает нервно-эмоциональную нагрузку.

Ограничение мышечных усилий относится не только к сфере производства, но и к быту современного человека. По данным Де Васкеч и др. (1981) среднесуточные энергоза­траты у здоровых мужчин трудоспособного возраста довольно низкие: только у 19% энерготраты были значительными, у 37% — умеренными, а 43% — очень низкими. Огра­ничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижение функцио­нальных возможностей людей всех возрастных групп. В связи с этим возникает серь­езная и масштабная проблема развития гипокинезии и целого ряда ее последствий. Экспе­риментальные и клинические исследования к настоящему времени позволили составить достаточно полное представление об изменениях, вызываемых ограничением двигатель­ной активности.

Недостаточность движений вызывает целый комплекс функциональных и органи­ческих изменений и болезненных симптомов, отмечаемых почти во всех органах и систе­мах, которые W.Raab (1961) предложил объединить под термином «гипокинетическая бо­лезнь». При этом происходит рассогласование взаимодействия как отдельных систем ме­жду собой, так и организма в целом с внешней средой. Ведущими патогенетическими звеньями являются нарушения энергетического и пластического обмена, затрагивающие, в первую очередь, мышечную систему.

При уменьшении функциональной нагрузки в. мышцах отмечается усиливавшаяся «атрофия со структурными и функциональными изменениями, идущими к прогрессирую­щей мышечной слабости. Из-за ослабления мышц, связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут полноценно выполнять свои поддерживающие функции по отношению к увеличивающейся массе тела, развиваются различные на­рушения санки, деформация позвоночного столба, грудной клетки, таза, изменение свода стопы и т. д., которые влекут за собой целую цепь дальнейших нарушений здоровья, сни­жения работоспособности.

Ограничение двигательной активности, включая жизненно важные моторно-висцеральные рефлексы, детренируя организм, приводит к значительным изменениям функций и резервов внутренних органов. При этом особой уязвимостью отличается сер­дечно-сосудистая система.

H.Melleravicz, W.Heller (1978) перечисляют ранние симптомы и жалобы, возни­кающие у практически здоровых лиц с недостаточной двигательной активностью: одышка при незначительной физической нагрузке; уменьшение работоспособности, быстрая утом­ляемость; боль в области сердца, головокружение, холодные конечности; склонность к запорам; боль в спине как следствие недостаточности поддерживающего мышечного аппарата; нарушение сна; снижение концентрации внимания; повышенная нервно-эмоциональная возбудимость; слишком ранняя старческая слабость.

Снижение физической активности рассматривается как один из факторов, способствующих развитию целого ряда так называемых болезней цивилизации. В их чис­ле: гипертоническая болезнь; атеросклероз; ишемическая болезнь сердца и инфаркт мио­карда; вегетативно-сосудистая дистония; ожирение: часто встречающиеся нарушения осанки с повреждением костного, связочного и мышечного аппарата; облитерирующий эндартериит: некоторые гермартрические заболевания, характеризующиеся преждевре­менной функциональной слабостью внутренних органов и др. Статистика показывает, что эти заболевания и ранние симптомы наблюдаются у большого числа людей, причем они оказываются первостепенными причинами нетрудоспособности, заболеваемости и смерт­ности.

Значение физической активности для поддержания и укрепления здоровья и как ле­чебного средства известного из древности. Особую актуальность проблема оптимизации двигательной активности людей получила за последнюю четверть века в связи с автомати­зацией производства и очевидностью неблагоприятного влияния социально обусловлен­ной гипокинезии.

Снижение двигательной активности — гипокинезия рассматривается в настоящее время как важнейший фактор риска многих заболеваний. Экспериментальными и клиническими исследованиями установлено, что ограничение подвижности вызывает неблагоприятные изменения во всех органах и системах организма. Все это обуславливает необходимость разработки практических мер по профилактике и преодолению гипокине­зии. Важнейшей из них является стимулирование двигательной активности.

Организация двигательной активности

Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов — системати­ческое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, вы­полняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физи­ческими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность» У большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная актив­ность ограничена. Это присуще и студентам, у которых соотношение динамического и статического компонентов жизнедеятельности составляет по времени в период учебной деятельности 1: 3, а по энерготратам 1: 1; во внеучебное время соответственно 1: 8 и 1: 2. То обстоятельство, что динамический компонент деятельности студентов во время учеб­ных занятий и во внеучебное время почти одинаков, указывает на низкий уровень двига­тельной активности значительного контингента студентов. В то же время определенная часть студентов увлекается спортом, уровень достижений в котором требует от них вы­полнения сравнительно высоких по объему и интенсивности физических нагрузок. По­этому возникает важнейшая социально-педагогическая задача — определить оптималь­ные, а также минимально и максимально возможные режимы двигательной активности.

Рис. 1. Схема соотношения границ различной двигательной активности: МНВ — минимально необходимая величина; ОПТ- оптимальная величина; МДВ — максимально до­пустимая величина; I— патология; II— гипокинезия; III— гигиеническая норма; IV— гиперкинезия; V— патология

Минимальные границы должны характеризовать тот объем движений, который не­обходим человеку, чтобы сохранить нормальный уровень функционирования организма. Этому уровню должен отвечать двигательный режим оздоровительно-профилактического характера.

Оптимальные границы должны определить тот уровень физической активно­сти, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и социальной деятельности. Такой режим носит оздоровительно-развивающий характер.

Максимальные границы должны предостерегать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, который может привести к пере­утомлению, перетренировке, к резкому снижению уровня работоспособности в учебно-трудовой деятельности. Назовем такой режим индивидуально адаптированным к макси­мальным возможностям студентов. Поэтому для студентов-спортсменов, ориенти­рованных на достижение высоких спортивных результатов, необходимо планировать ин­дивидуальный режим обучения, жизнедеятельности, тренировки, обеспечивающий соче­тание всех его компонентов. На рис.1, представлена схема соотношения границ различной двигательной активности, они относительны, подвижны и определяются многими факто­рами.

Таким образом, практический опыт и научный анализ показывают, что как недос­таток, так и избыток мышечной активности оказывает неблагоприятное влияние на орга­низм. Из этого следует, что существует некоторый оптимальный уровень физической ак­тивности, который оказывает максимально благоприятный эффект. Следовательно, ос­новным направлением использования физических нагрузок в медицине является их опти­мизация.

Установлено, что в среднем двигательная активность студентов в период учебных занятий (8 мес) составляет 8000—11 000 шагов в сутки; в экзаменационный период (2 мес) — 3000—4000 шагов, а в каникулярный период 14 000—19 000′. Очевидно, что уро­вень двигательной активности студентов во время каникул отражает естественную по­требность в движениях, ибо в этот период они свободны от учебных занятий. Исходя из этого можно отметить, что уровень их двигательной активности в период учебных занятий составляет 50— 65%, в период экзаменов — 18—22% биологической потребности. Это сви­детельствует о реально существующем дефиците движений на протяжении 10 мес в году.

Следует учитывать сезонные колебания двигательной активности — зимой она снижается на 5—15% по отношению к лету. У студентов, отнесенных к основной меди­цинской группе, она выше, чем у тех кто распределен в специальную медицинскую груп­пу, в среднем на 17—28%. У мужчин двигательная активность выше, чем у женщин, в среднем на 25—30%.

Нейродинамические особенности (баланс между возбуждением и торможением) также влияют на объем двигательной активности. У лиц с преобладанием возбуждения наблюдается более высокий уровень двигательной активности, чем у лиц с преобладанием торможения над возбуждением (в 2—3 раза). Лица с уравновешенностью этих процессов но уровню двигательной активности занимают среднее положение.

В соответствии с программой профилактики основных факторов риска среди мо­лодежи гиподинамической считается ситуация, при которой студент уделяет физическим упражнениям до 4 ч в неделю, т.е. занимается только в рамках учебных занятий по физи­ческому воспитанию. Оптимальным двигательным режимом для студентов является та­кой, при котором мужчины уделяют занятиям 8—12 ч в неделю, а женщины 6—10 ч. При этом на целенаправленные занятия физическими упражнениями желательно затрачивать не менее 6—8 ч мужчинам и 5—7 ч женщинам.

Остальное время дополняется физической активностью в различных условиях бытовой деятельности. Важный фактор оптимизации двигательной активности — самостоятельные занятия студентов физическими упражне­ниями (утренняя гимнастика, микропаузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т.д.). Не­обходимые условия самостоятельных занятий — свободный выбор средств и методов их использования, высокая мотивация и положительный эмоциональный и функциональ­ный эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий (более под­робно об этом. см. гл. 6).

Таким образом, чтобы выполнять указанный двигательный режим, необходима двигательная деятельность в объеме 1,3—1,8 ч в день. За счет использования двигательной активности с относительно высокой интенсивностью можно сократить ее продолжитель­ность. Так, двухчасовую прогулку со скоростью 4,5 км/ч заменяет 15-минутный бег со скоростью 10 км/ч или 30 мин игры в баскетбол. В качестве компонента двигательной ак­тивности не следует забывать и столь популярные у молодежи танцы. Их высокий эмо­циональный эффект сопряжен и с хорошим функциональным эффектом (пульсовой режим 120— 140 удар/мин).

Источник: mydocx.ru

Курс лекций по физической культуре

Н. Е. Ветков - Курс лекций по физической культуре

Сущность влияния движений на организм состоит в следующем. Движения, даже сравнительно несложные, осуществляются при участии большого числа мышц (например, в акте дыхания участвуют около 90 мышц). Работа одних мышц направлена на обеспечение основного двигательного акта (целенаправленное действие), сокращение других способствует тому, чтобы движение было координированным, деятельность третьей группы мышц создает наиболее выгодную для данного движения позу тела путем распределения мышечного тонуса. Двигательная деятельность представляет собой процесс, в котором участвуют не только мышцы, но и многие участки нервной системы от периферийных нервов – до высших центров коры больших полушарий мозга. Чем разнообразнее двигательная деятельность, тем совершеннее строение организма, выше уровень функциональных возможностей.

Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности

Для нормальной деятельности мозга нужно чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого почти наполовину составляют мышцы. Работа мышц создает громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком воздействий, поддерживающих его в рабочем состоянии. При выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Чем выше умственная нагрузка и чем сильнее умственное утомление, тем более выражено генерализованное мышечное напряжение. Связь движений с умственной деятельностью характеризуется следующими закономерностями.

Объем двигательной активности

Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при определенной организации разнообразной мышечной нагрузки, необходимой для здоровья человека постоянно. Она представляет собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, передвижениях, организованных и самостоятельных занятиях физической культурой, спортом и объединенных термином «двигательная активность».

Исследования показывают, что суммарная двигательная активность студентов в период учебных занятий составляет 56–65 %,а во время экзаменов и того меньше – 39–46 % от уровня. А когда студенты на каникулах, уровень физической нагрузки отражает естественную потребность молодых людей в движениях.

Большое значение имеет определение оптимального объема двигательной активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень работоспособности.

Эффект сверхвосстановления наблюдается только при оптимальных нагрузках, соответствующих уровню физической подготовленности индивида. Нейтральны по воздействию относительно малые мышечные усилия. Максимальные нагрузки могут привести к переутомлению и резкому снижению работоспособности.

Рядом отечественных и зарубежных авторов научно обоснована норма двигательной активности современного человека – 14–20 тысяч шагов в день, примерно 7-10 км. До такой нормы не дотягивает даже половина горожан. Немало людей, кто отождествляет с физической работой служебную суету по кабинетам, аудиториям, коридорам учреждений, учебных заведений, передряги на городском транспорте, хождение по магазинам. Такие нагрузки создают ощущение большой усталости психической, но не физической.

Средства повышения двигательной активности

К основным средствам устранения дефицита мышечной деятельности людей умственного труда относятся физические упражнения.

Физические упражнения (элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития);

Личная гигиена. Режим дня (Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом);

Оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода).

Они приводят в действие естественные резервы человека, создавая и поддерживая основу высокой работоспособности, возможность к длительному напряжению наиболее сложных функций нервной системы.

Для создания оптимального эффекта занятий физическими упражнениями необходимо учитывать следующие факторы:

– индивидуальные особенности занимающихся: возраст, пол, состояние здоровья, физическое развитие, подготовленность и др. поскольку одно и то же упражнение в зависимости от индивидуальных особенностей вызывает разный эффект;

– особенность самих физических упражнений – сложность, новизну, эмоциональность и т. д., а также отношений к ним занимающихся;

– особенности внешних условий – метеорологические, местности для занятий, качество оборудования и инвентаря, гигиенические условия.

Для повышения двигательной активности работников умственного труда используются в основном две группы физических упражнений:

1) упражнения общефизического воздействия (ОФП);

2) упражнения специально-направленного воздействия (СФП).

Физические упражнения общефизического воздействия

Для людей, связанных с малоподвижным трудом, небольшими физическими нагрузками, особый интерес представляют упражнения, совершенствующие ССС и дыхательную систему, увеличивающие общую выносливость и т. д. Этой задаче в наибольшей степени отвечают упражнения умеренной интенсивности, но достаточной продолжительности. Такую дозированную работу могут обеспечить ходьба, бег, плавание, лыжи, гребля, спортивные игры, велосипед и др. Подобные упражнения являются также действенным средством психологической разгрузки, снятия умственного напряжения. Выбор зависит от условий занятий, интереса возможностей занимающихся и с учетом того, что используемые упражнения должны обеспечить упражняемость всех мышечных групп. Более того, упражнения общего воздействия позволяют оказывать разнообразное развивающее и тренирующее воздействие на защитные аппараты мозга.

Учебные занятия – основная форма ФК проводится под руководством преподавателя. В природе не существует более приспособленной формы для решения образовательных задач, чем учебное занятие (легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, комплексные занятия, спортивные игры и т. д.)

Утренняя гигиеническая гимнастика – это комплекс упражнений, выполняемых ежедневно утром после сна.

Утренняя гигиеническая гимнастика являемся наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Ежедневная УГТ, дополненная водными процедурами – эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Самостоятельная физическая тренировка. В состав самостоятельных занятий следует включать: утреннюю гимнастику, занятия в тренажерном зале, пробежки по пересеченной местности, ходьбу, катание на велосипеде и другие.

Оздоровительная ходьба является наиболее доступным начальным этапом самостоятельных занятий людей при наличии противопоказаний к бегу.

Оздоровительный бег более интенсивное упражнение, чем ходьба и его можно дозировать по расходу энергии, скорости передвижения, расстоянию и т. д.

Ходьба на лыжах улучшает деятельность всего мышечного аппарата ССС и дыхательной системы.

Плавание вовлекает в работу все мышечные группы, а горизонтальное положение тела, обтекание воды создают облегчение условия для работы сердца, улучшают венозное кровообращение.

Для достижения необходимого эффекта занятий плаванием необходимо развивать сравнительно большую скорость, при которой ЧСС достигала бы тренирующего режима, т. е. не менее 134 уд/мин.

Гимнастика позволяет целенаправленно воздействовать на определенные мышечные группы, нуждающиеся в нагрузке.

Оздоровительная гимнастика позволяет людям, ведущим малоподвижный образ жизни укрепить мышцы спины, создать надежный мышечный корсет, который необходим для профилактики возрастных заболеваний в различных отделах позвоночника, других суставах.

«Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов

К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. Рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. – после каждых 2-х часов самоподготовки.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1–3 мин.

При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30–60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.

Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

Физические упражнения специально-направленного воздействия (СФП)

К таким упражнениям относятся те, которые прямо или косвенно способствуют повышению эффективности мозговой деятельности, оказывают положительное влияние на продуктивность мыслительного процесса и поддержание высокой интеллектуальной работоспособности.

Дыхательные упражнения основаны на том, что человек может в определенных границах управлять своим дыханием: удлинять или укорачивать вдох и выдох, дифференцировать паузы между ними, изменять характер дыхательных движений (варьировать их интенсивность, включать в работу те или иные группы мышц).

Статические упражнения характеризуются определенными позами и сохранением их в течение более или менее продолжительного отрезка времени. Таких упражнений много в гимнастике, аэробике, тяжелой атлетике. Их физиологическое воздействие на организм основано на изменении положения тела по отношению к направлению гравитационных сил, изменении состояния внутренней среды и длительном напряжении определенных мышечных групп.

Динамические упражнения отличаются тем, что их выполнение связано с большим объемом механической работы, требующей значительных затрат энергии. Большая нагрузка активизирует работу многих систем организма, интенсифицирует обменные процессы.

Упражнения для глаз входили во многие древние гимнастические системы в виде разнообразных движений глазами: вращение вверх-вниз, влево-вправо и другие. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области. После выполнения таких упражнений многие чувствуют себя значительно бодрее, особенно после сильного умственного утомления.

Дефицит движений у большинства работников умственного труда неизбежно сказываемся на зрении. Работая за столом, с приборами, у мольберта человек длительное время фиксирует взгляд на точках, расположенных на одном и том же расстоянии. Это вызывает перенапряжение не только двигательных мышц глаза, но и микромышц хрусталика.

Поэтому рекомендуется в течение рабочего дня неоднократно переводить взгляд на далеко отстоящие точки и зрительно фиксировать их. Существующие системы упражнений (Е. К. Клосовского, Э. С. Аветисова) позволяют эффективно поддерживать работоспособность глазодвигательного аппарата.

Источник: www.livelib.ru

Оцените статью
Добавить комментарий