Неотъемлемой частью экономики любого общества является хозяйственная деятельность, как совокупность отношений, которые складываются в общественной и производственной системе страны. Хозяйственная деятельность – это деятельность физических лиц и предприятий различных форм собственности и организации, осуществляемая в рамках действующего законодательства и связанная с производством или торговлей, предоставлением услуг или выполнением определенного вида работ с целью удовлетворения социальных и экономических интересов не только собственника, но и трудового коллектива.
Свое определение хозяйственная деятельность предприятия, как ключевая основа экономики страны, получила еще в Древней Греции, когда впервые возникла теория о создании различных благ для жизнедеятельности общества и его развития.
Основой любого современного государства является хозяйственная деятельность предприятий по производству разнообразной продукции, а также организации, осуществляющие различные научные разработки, научные исследования. Кроме основного производства хозяйственную деятельность проводят также вспомогательные производства, которые занимаются организацией сбыта и оказывают услуги маркетинга, а также послепродажное обслуживание выпущенной продукции, многочисленные организации сферы услуг и сервиса.
Хозяйственные товарищества за 4 минуты ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Современная экономика как хозяйственная деятельность включает в себя различные отрасли материального и нематериального производства, и представляет собой очень сложный организм, который постоянно обеспечивает жизнедеятельность всего общества и каждого человека в отдельности. Вся хозяйственная деятельность человека состоит из двух ключевых моментов – производство и распределение. Эти два направления деятельности неразрывно связаны, так как только произведенная продукция может показать конечный результат в результате ее доведения до конечного потребителя.
Для решения главной задачи экономики страны и хозяйственной деятельности в частности, самым важным является определение наиболее рационального использования всех ресурсов и правильная организация распределения полученного результата для удовлетворения потребностей всего общества. Для этой цели решаются основные вопросы экономики.
Первый вопрос – что производить? Это выбор основных благ для удовлетворения потребностей населения. Поскольку ресурсы, как природные, так и человеческие ограничены, а потребности безграничны, то задача государственных органов и частных корпораций состоит в том, чтобы определить оптимальных набор благ и услуг, необходимых для решения проблем общества.
Второй вопрос – как именно производить, с помощью каких средств? Это вопрос эволюции человечества, технологического и научного развития. При решении этого вопроса главное – выбрать наиболее рациональный способ производства, чтобы с наибольшей скоростью и результативностью получить результаты вложенных средств и ресурсов.
Третий вопрос – для кого производить? Необходимо определить конечного потребителя, его цели, запросы и возможные объемы потребления. Это ключевой вопрос для ведения любой производственно-хозяйственной деятельности, так как именно он выявляет всю эффективность использования ресурсов и произведенных затрат на всех стадиях пути к конечному потребителю.
Анализ финансового состояния и хозяйственной деятельности организаций
Перечисленные вопросы предполагают ведение плановой хозяйственной деятельности, грамотного управления, а также необходимости контроля полученного результата. Для этой цели на предприятиях постоянно ведется статистический, бухгалтерский и оперативно-технический учет с анализом полученных результатов.
Источник: fb.ru
Виды труда:Хозяйственно-бытовой труд дошкольников
статья на тему
Трудовое воспитание дошкольников — целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Последнее время трудовому воспитанию уделяется недостаточное внимание, приоритетным направлением является интеллектуальное развитие ребенка. Труд остается эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ, не осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества и содействия в трудовой деятельности, трудовое воспитание не становится ведущим направлением в образовательном процессе.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:
1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.
2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
4. Формирование навыков организации своей и общей работы.
5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
1. Виды труда дошкольников.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами трудовой деятельности не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспита-ния бережного отношения к живому, любви к природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд — развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее), направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
2. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников
Хозяйственно-бытовой труд — э то второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются: труд по уборке помещения; мытье посуды, стирка и др.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!», «Ирочка — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении
В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.
Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.).
Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону.
Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.
Современный бытовой труд облегчает техника. Есть она и в дошкольном учреждении (пылесос, механическая щетка для мытья окон и др.) Дома в семьях есть стиральная и посудомоечная машины, микроволновая печь и др. Ребенок видит, как такой техникой пользуются взрослые. Полезно детей приучать пользоваться бытовыми машинами.
Дома ребенок может чистить пылесосом ковер на полу, наблюдать за работой стиральной машины. Нужно обязательно познакомить детей с правилами безопасности и стараться не оставлять их один на один с техникой. Но под наблюдением взрослого и вместе с ним ребенок может, пользуясь техникой, заниматься хозяйственно-бытовым трудом.
Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками. Дети выполняют все, что от них требуется: моют игрушки, убирают постели и т.д., но делают это без интереса. Содержание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет расширения круга обязанностей или введения нового объекта для применения уже отработанных навыков (вытирать пыль не только в шкафу для игрушек, как это было всегда, но и на подоконнике, на мебели в спальне).
Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.
1-я младшая группа
- Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
- Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы.
2-я младшая группа
- Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений — готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал
- Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада
- Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
- Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т. п.).
- Приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки.
- Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
- Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки
- Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице
- Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой сервировать стол, убирать посуду после еды
- Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы
- Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.
- Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.
- Учить самостоятельно убирать постель после сна
- Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол
- Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы.
К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.
Таким образом, необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач, что позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.
- Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез , 2011.
- Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
- Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2004.
- Комарова, Куцакова, Павлова: Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие» – М.: Владос , 2005.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. — М., 1991.
- Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Раздел: «Хозяйственно-бытовой труд»
Тема: «Служба быта «Бабочка»
Вид деятельности: Совместная деятельность в режимных моментах
Группа: Подготовительная к школе
Учить поддерживать порядок в группе, закреплять умения распределять коллективную работу и совместно выполнять её.
фартуки, конверт с карточками – заявками, тазы, тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Как вы считаете, у нас порядок в группе? А кто постарался, чтобы в группе было чисто и уютно?
Дети: Наша няня, Оксана Валерьевна!
Воспитатель: А вы ей помогаете? И не скучно вам прибирать, неинтересным делом заниматься?
Воспитатель: Правильно, скучен день до вечера коли делать нечего! А какие вы пословицы о труде знаете?
- Лень портит, а труд кормит.
- Дело мастера боится.
- Трудиться – всегда пригодится.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, есть такая служба, которая помогает содержать дом в порядке: стирать бельё, ремонтировать одежду, убирать помещение. Это служба быта. Я предлагаю вам открыть службу быта в нашей группе. Вы согласны? Если вы не против, мы назовём её так, как называется наша группа – «Бабочка».
Воспитатель: Хорошо, а вот и спецодежда для работников службы быта.
(Воспитатель разворачивает свёрток, в котором лежат фартуки, украшенные эмблемами с изображением оранжевых, синих и жёлтых бабочек. Дети надевают фартуки. В группу заходит няня младшей группы.)
Няня: Это здесь открылась новая служба быта? Я хочу оставить у вас заявку.
Воспитатель (читает) : «Службе быта от няни младшей группы. Заявка на уборку групповой комнаты». Хорошо, Марина Владимировна, сейчас наши ребята придут к вам на помощь.
(Няня уходит. Воспитатель распечатывает письмо и достаёт три карточки – заявки с силуэтными рисунками.)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем разобраться в заявках. Посмотрите здесь не одна, а три заявки – оранжевая, синяя и жёлтая. Значит надо разделиться на три бригады.
1 бригада – протирает пыль в шкафчиках и расставляет красиво игрушки.
2 бригада – моет столы и стулья.
3 бригада – ухаживает за комнатными растениями (рыхлит землю, протирает листья, опрыскивает).
Воспитатель: Работу мы распределили. А теперь я предлагаю каждой бригаде обсудить какое оборудование и сколько нужно взять с собой для выполнения работы.
(Дети самостоятельно берут нужное оборудование и вместе с воспитателем приходят на место работы.)
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила труда, которые помогут нам быстро и качественно справиться с работой.
- Любую работу надо выполнять качественно.
- Нельзя отвлекаться от работы.
- Аккуратно обращаться с водой.
- Кто закончит работу быстрее всех, надо помочь тем, у кого ещё не окончена работа.
- Помогать товарищу советом или делом.
- Принимать помощь с благодарностью.
- Доводить начатое дело до конца.
- После работы убирать своё рабочее место.
(Дети приступают к работе. Воспитатель даёт советы, помогает в организации, напоминает порядок труда.)
Воспитатель: Дети, какие вы молодцы! Посмотрите, как чисто и уютно стало в группе.
- Кому мы сегодня помогали?
- Что мы сделали, чтобы в группе был порядок и чистота?
- Справились ли мы с заданием?
- Почему у нас всё получилось?
Воспитатель: Правильно вы говорите. Чистота и порядок в группе, потому что вы работали быстро, не ленились, не ссорились, помогали друг другу. Не зря говорят: «Терпение и труд всё перетрут».
(В группу заходит хозяйка – няня младшей группы вместе с малышами.)
Няня: Какие замечательные, трудолюбивые дети! Спасибо вам, что помогли мне, навести порядок в группе. Я надеюсь, что ваша служба быта продолжит свою деятельность, и я смогу ещё обратиться к вам за помощью.
Воспитатель: Мы всегда рады вам помочь. Правда, ребята? Ну, а теперь можно и поиграть с малышами. «Делу – время, потехе – час».
Стихи, пословицы о труде
Хозяйственная деятельность
совокупность всех трудовых действий, направленных людьми на внешнюю природу в целях использования и приспособления ее для удовлетворения своих потребностей.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ
совокупность проводимых предприятием (организацией) хозяйственных операций, т.е. действий (событий), влекущих изменения в объеме и (или) составе имущества и (или) обязательств предприятия.
Найдено схем по теме — 15
Найдено научных статей по теме — 15
Понятие «хозяйственная деятельность»
Частнов Кирилл Сергеевич, Калеев Николай Владимирович
В данной статье рассмотрены современные проблемы трактовки понятий различных видов деятельности и предложено собственное понятие определения понятия «хозяйственная деятельность», а также обоснование необходимости формулировки данн
Риски хозяйственной деятельности предприятий
Егорова Е.Н., Походяев И.Н.
В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия риска, а также способы классификации рисков предприятий.
К вопросу о понятии хозяйственной деятельности
Кочергин Н. Ю.
Новые методы анализа хозяйственной деятельности
Иващенко Н. П.
Динамическое равновесие в хозяйственной деятельности
Анохов Игорь Васильевич
В экономической теории доминирующим является равновесный подход к исследованию хозяйственной деятельности.
Риски хозяйственной деятельности лизинговой компании
Антошина Ольга Александровна
Предпринимательская деятельность в целом основана на риске.
Экологизация хозяйственной деятельности речных портов
Трунин В. Г.
В статье рассматривается проблема экологизации хозяйственной деятельности речных портов.
Деятельность ТНК и устойчивость хозяйственной системы
Бородин Артём Николаевич
В статье анализируются направления влияния ТНК на функционирование хозяйственной системы и характер конкуренции с помощью инвестиционных процессов.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций
Безрукова Татьяна Львовна, Борисов Алексей Николаевич, Шанин Игорь Игоревич
Функционирование организаций в рыночных условиях предполагает повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции, инициативы, активизации предпринимательства и т. д.
НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Котляров Иван Дмитриевич
В экономической науке до сих пор не сложилось общепринятого понимания природы нетипичных форм организации хозяйственной деятельности, к которым мы относим гибридные и сетевые структуры.
Влияние хозяйственной деятельности человека на реку Цну
Петухов Борис Егорович, Липецких Алексей Андреевич, Сложеникина Кристина Викторовна
Приводятся результаты литературных и полевых экспедиционных исследований гидрологического режима и экологического состояния реки Цны. Особое внимание уделяется химическому загрязнению и зарастанию русла реки.
Предпринимательство как форма хозяйственной деятельности
Котова Елена Владимировна
Малое предпринимательство представляет собой сферу экономической деятельности, способную при должной государственной политике обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект.
Производственно-хозяйственная деятельность и ее альтернативы
Щербаков В. Н.
В статье раскрываются общетеоретические подходы к производственно-хозяйственной деятельности на основе альтернативных вариантов использования технико-технологического и организационно-экономического потенциалов, обуславливающих во
Маржинальный анализ в планировании хозяйственной деятельности
Голубев Сергей Владимирович, Голубева Светлана Александровна
В условиях нестабильности в экономике предприятиям важно принимать такие стратегические решения, которые принесут благополучие организации в будущем.
Роль основных фондов в хозяйственной деятельности предприятия
Ефремова Анжелика Александровна, Фахриев Селим Мустафа Огьлу
В статье рассмотрены теоретические аспекты роли основных фондов и их использования на хозяйственную деятельность предприятия. Приведены показатели использования основных производственных фондов.
Похожие термины:
Хозяйственная деятельность предприятия
совокупность технологических процессов и взаимоотношений, связанных с производственными процессами. Хозяйственная деятельность осуществляется в соответствии с целями и задачами предприятия и
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ
хозяйственная деятельность, осуществляемая организацией, являющейся юридическим лицом по законодательству РФ, за пределами РФ через представительство, филиал или иное структурное подразделени
Источник: vocable.ru