Как формировать трудовые умения

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО–ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ Повышение темпа и качества...

Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности в социальной адаптации лиц, окончивших коррекционные образовательные учреждения.

Трудовое обучение является неотъемлемой частью системы работы специальной ( коррекционной ) школы, от которой решающим образом зависит развитие личности учащихся. Трудовые умения и навыки имеют единую структуру для различных профилей трудовой подготовки школьников и формируются у них при изучении разных тем во всех периодах трудового обучения.

Это навыки планирования, организации своего рабочего места и навыки самоконтроля. Они одновременно являются и общепроизводственными навыками и умениями, характерными для многих видов труда, на предприятиях различных отраслей. Профессиональные навыки и умения имеют определённую структуру в зависимости от профиля трудовой подготовки.

К профессиональным относятся навыки и умения подготовки и образцового содержания рабочего места, в том числе – уход за оборудованием и инструментами (инвентарём), выполнение трудовых приёмов. Овладевая профессиональными навыками, учащиеся вспомогательной школы испытывают затруднения в ориентировке в задании (анализ образца, понимание инструкции, привлечение своего прошлого опыта к решению данной задачи), планировании трудовой деятельности (определение последовательности операций и приёмов работы). Всё это и является причиной недостаточной самостоятельности школьников. Постепенное повышение самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий помогает решать задачу формирования общетрудовых умений. Помощь учителя является одним из важнейших фактов формирования общетрудовых умений, но она должна строго дозироваться и постепенно уменьшаться.

Поддерживающая коммуникация и формирование социальных навыков у детей с ТМНР

Наибольшая сложность трудового обучения в специальной (коррекционной) школе состоит в формировании обобщённых умений, способности выполнять трудовые задания не только в определённой ситуации, но и при изменении условий. Рассматривая перспективы обучения детей с особыми познавательными потребностями, а также последующую проблему трудоустройства данной категории учеников, скорректирована программа по обслуживающему труду, в которой важное значение имеет изучение темы «Уборка помещений» и проходит в каждом классе с использованием принципа концентричности знаний.

На начальном этапе обучения знакомлю девочек с необходимостью уборки рабочего места и рабочего помещения в процессе или после завершения работы. На первом занятии провожу беседу о необходимости содержания помещения в чистоте, о вреде пыли. Беседу сопровождаю презентациями или фрагментами видео об уборке помещения.

Девочки рассматривают хозяйственный инвентарь, оборудование для уборки, находят соответствующий в кабинете обслуживающего труда. Особое внимание обращаю на маркировку инвентаря, правила Т/Б.

Далее происходит знакомство с разнообразными видами и правилами пользования специальной рабочей одеждой, правилами использования инвентаря для уборки, последовательностью уборки, особенностью профессии уборщицы. Одновременно выясняем, кто из воспитанников помогает взрослым в уборке, как часто это делает. При этом обязательно усиливаю мотивацию к работе, сообщая, что уборщиц в учреждении мало, они перегружены работой, поэтому многое должны выполнять сами учащиеся. На каждом уроке провожу словарную работу, что помогает усвоению учебного материала, расширению словарного запаса.

Формирование трудовых умений у детей с ТМНР

Непосредственную практическую деятельность учащиеся начинают с подметания пола влажным веником, что представляет для них определённую трудность. Поэтому в предварительном инструктаже наряду с объяснением последовательности операций я показываю, в каком направлении следует мести (от себя), обращаю внимание на то, что нельзя пропускать части поверхности пола и собирать мусор в середине помещения.

После выполнения этого задания, девочки приступают к влажной уборке столов, классной доски и плинтусов. Используя уже сформированные, с помощью выполнения практических работ, навыки данного вида деятельности с этой простейшей работой воспитанники справляются относительно самостоятельно. Особую сложность представляет мытьё полов.

Здесь необходимо проведение специальных тренировочных упражнений. Я объясняю и показываю, как для выполнения этой работы, поверхность пола необходимо разделить на отдельные участки. На каждом из этих участков ученицы овладевают необходимыми приёмами работы. Продолжая использовать приём тренировочных упражнений, я показываю и объясняю им, как отжать тряпку, как правильно надеть её на швабру, как правильно выполнить необходимые действия. Особое внимание обращаю на то, чтобы дети не терли одно и тоже место , своевременно переходили с одного участка на другой.

Овладев в процессе тренировочных упражнений необходимыми приёмами труда, воспитанники переходят непосредственно к практической работе. Но прежде чем к ней приступить, учащимся опять подробно рассказываю о цели той или иной работы, по возможности формирую них представление о конечном результате труда.

Самостоятельность во многом зависит от их умения планировать свою деятельность. Практическую деятельность регулирую планами. Планирование заключается в определении порядка и содержания действий для достижения цели . Умение планировать работу развивается постепенно.

В начале обучения при выполнении задания школьники работают по готовому плану, затем я учу самих решать задачу планирования ( самостоятельно составлять план для выполнения работы). Успешность работы по словесной инструкции во многом зависит от понимания и запоминания плана, что в свою очередь связано с развитием речи учащихся. Для того чтобы учащиеся усвоили стандартные планы , использую различные приёмы: написать недостающий пункт плана на доске, на индивидуальных карточках, указать последовательность выполнения работы.

При объяснении последовательности выполнения трудовых операций и при проверке знаний учащихся в ходе повторения учебного материала, для индивидуальной помощи воспитанникам, которые не справляются с работой, мне помогают инструкционные карты. Во время практической работы я обращаю внимание на правильное выполнение того или иного приёма, инструктирую.

Я стараюсь помочь каждому ученику в отдельности, провожу индивидуальный и групповой инструктаж. Стараюсь, чтобы каждый ученик попытался найти свою ошибку. Безусловно, в школе невозможно выработать у учащихся все навыки, которые потребуются им в жизни. Поэтому очень важное значение для практики приобретает перенос навыков, уяснение того, в какой степени двигательный опыт используется для формирования новых движений.

Оптимальным средством дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счёт изменений в структуре, содержании и организации учебного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся и потребности общества является профильное обучение. При этом создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с принятыми школой профилями обучения. Определённое значение при профессиональной подготовке имеет учёт индивидуальных особенностей учащихся, их физических и интеллектуальных возможностей для овладения данной профессией на начальном уровне квалификации.

После выбора профессий и подбора предприятий (для прохождения практики) школа составляет программу теоретического и практического обучения в школе и программу практики на предприятии. Разработанные программы утверждаются местными органами народного образования. Прежде чем приступить к составлению программ собирают необходимый материал.

Основным ориентиром при составлении программы являются квалификационные характеристистики на те профессии, по которым будет осуществляться обучение. После сбора материала приступают к составлению программ. Программы должны содержать характеристику труда рабочего данной профессии.

При выборе этого профильного направления учитывался реальный рынок труда и тенденции его развития. Основными критериями в качестве основания этого направления являются: потребность территории в специалистах; возможность трудоустройства; наличие кадров необходимой квалификации. Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных помещений. В 5-9 кл. школьники приобретают умения и навыки, которые служат основой для обучения на уборщиков помещений. Программа 10 года обучения содержит сведения по технологии работ, коррекционно-развивающие занятия, уроки по этике поведения, практические занятия.

Профессиональная подготовка по данной программе предполагает освоение основных квалификационных видов работ по уборке служебных помещений. Кроме специальных знаний и умений программа включает: экономический, общепрофессиональный, профессиональный курсы и производственное практическое обучение. Также большое внимание уделяется формированию у учащихся коммуникативных навыков. Особое внимание уделяется усвоению и выполнению правил техники безопасности труда.

Практика учащихся в плане выхода за пределы образовательного учреждения осуществляется на базе ближайшего к школе учреждения (по договорённости).

Список литературы

1. Васенков Г.В. Профессионально-трудовая подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида.- М.,2007.- 2 с.

2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе М.: Школа-Пресс, 1994г. – 273-274с.

3. Маллер А.М. Социализация детей с выраженной умственной недостаточностью. — М.; АПК и ППРО,2008г.

4. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе — М.: Просвещение, 1988г.

Источник: izron.ru

Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений

Тема моей работы звучит как «Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений».

В психолого-педагогической литературе большое место отводится проблеме трудовой деятельности, как средство развития самостоятельности ребенка. В настоящее время растет число экспериментальных исследований в данной области. Многие педагоги такие как Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, Л.В.

Куцакова и другие, считают, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.

В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.

Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполнению разнообразных поручений, связанных с трудом в уголке природы, с различным хозяйственно – бытовым трудом в групповой комнате и на участке детского сада.

Научный аппарат исследования.

Цель исследования – обосновать целесообразность использования трудовых поручений в работе по формированию у младших дошкольников трудовых умений.

Объект исследования – процесс трудового воспитания в детском саду.

Гипотеза – формирование трудовых поручений у детей младшей группы окажется более успешным при условии:

А) трудовые поручения будут предлагаться детям и в первую и во вторую половину дня;

В) руководящей роли воспитателя.

1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме формирования у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений.

2. Проанализировать передовой педагогический опыт по данной проблеме.

3. Провести 3 этапа эксперимента по изучению и формированию у детей младшей группы трудовых навыков и умений.

1. Теоретическое исследование поручений как формы организации труда детей

1.1 Своеобразие труда детей дошкольного возраста

Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процессе труда.

Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду (проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был вкусным, и т.п.). младшие дошкольники при этом еще не осуществляют конкретных трудовых усилий (они как – будто ведут машину, как – будто готовят обед).

У детей постарше в игре нередко возникает необходимость потрудиться: вымыть посуду, которой пользовались за столом, выкупать куклу – дочку или выстирать ее испачканное платье. Такая игра побуждает их совершать реальные трудовые действия.

Связь труда с игрой обнаруживается и тогда, когда (в более старшем дошкольном возрасте) в ходе ее возникает потребность в атрибутах, необходимых для изображения взятых на себя ролей: матросских шапочках, знаках дорожного движения, флажках, фонариках и др. Желание наиболее полно отразить в игре действия персонажей, точнее передать в постройке своей замысел также побуждает детей включиться в труд.

Нередко труд перемешивается с игрой. Ребенок несет розетки с красками на столы. Возвращаясь к столу воспитателя, он превращает поднос в руль, гудит, изображая машину.

Для трудовой деятельности детей младшего возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например: ребенок, полив растения начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать на второй.

При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей, она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе. Под влиянием воспитателя, у детей постепенно развивается способность ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность (приготовить все, что понадобится, определить последовательность действий), доводить дело до полученного результата.

В трудовой деятельности старших дошкольников четко прослеживаются мотивы общественной пользы. Они охотнее принимают участие в труде, даже не имеющей особой привлекательности, если понимают его значение для других.

1.2 Задачи трудового воспитания в ДОУ

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; обучение простейшим трудовым навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями.

Программа воспитания в детском саду раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Содержание труда постепенно расширяется при учете все возрастающего опыта детей, овладения ими навыками.

В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять группа из 6–7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

Информация о работе «Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений»

Источник: kazedu.com

Организация педагогической работы по развитию трудовых навыков у детей 5-6 лет в условиях ДОУ. Часть 4

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

2.1 Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа эксперимента

Оцените статью
Добавить комментарий