Законодательное регулирование запроса предложений
Запрос предложений – это такая форма закупки, при которой заказчик направляет потенциальным поставщикам официальный запрос на предоставление предложения по поставляемым товарам, работам или услугам.
Он должен содержать все необходимые требования к объекту закупки и критерии определения победителя. Основные правила проведения этой процедуры содержатся в ФЗ-44 «О контрактной системе..» ст. 83.
Особенностью запроса предложений является то, что сведения о закупке сообщаются неограниченному числу лиц через размещение данных в ЕИС. Победителем запроса предложений является компания, которая предоставила наиболее оптимальные условия государственной закупки. Критерии отбора победителей определяются заказчиком и не могут включать только цену.
Запрос предложений не является основной закупочной формой и проводится в ограниченном числе ситуаций. Часть 2 ст. 83 44-ФЗ содержит перечень случаев, когда компания может проводить торги через запрос предложений. По состоянию на 2018 год с учетом вносимых изменений в 44-ФЗ к таким ситуациям относят:
Запрос предложений по Закону № 44-ФЗ
- заключение контракта на поставку спортинвентаря и оборудования, спортивной экипировки, которые необходимы для подготовки и участия сборной РФ в Олимпиаде;
- при закупке товара, услуги или работы по ранее расторгнутому контракту по ч. 9 или 15 ст. 95 44-ФЗ (при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта);
- при закупках лекарственных препаратов, которые необходимы пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии;
- при признании повторного конкурса несостоявшимся при отсутствии заявок, при несоответствии всех заявок требованиям, при уклонении победителя от подписания контракта (при этом заказчик не обязан проводить новую процедуру через запрос предложений и может выбрать другой вариант);
- для закупок изделий народных художественных промыслов;
- для закупок услуг юристов, экспертов и адвокатов при необходимости защиты интересов РФ в международных судах.
Заказчик не вправе ограничивать численность участников в запросе предложений или устанавливает такие требования, которые не позволяют определенным поставщикам направить свою заявку.
Чем отличается запрос предложений от других форм проведения торгов? По своей сути запрос предложений можно рассматривать как упрощенный вариант проведения закупки через конкурс. Но запрос предложений имеет следующие отличия от конкурса:
- Закупка имеет более сжатые сроки: 5 дней для запроса предложений (от момента публикации извещения в ЕИС для оглашения результатов) и 20 дней — для конкурсов.
- Запрос предложений дает возможность участникам улучшить предложенные ими условия исполнения контракта (при конкурсе возможность подачи окончательных предложений не предусмотрена).
- Заказчик имеет большую свободу при отборе критериев оценки заявок и выбора поставщика.
От таких закупочных форм, как запрос котировок и электронный аукцион, запрос предложений отличается дополнительными критериями оценки поступивших заявок, кроме цены контракта.
Порядок проведения запроса предложений по 44-ФЗ
При проведении закупок путем запроса предложений предусмотрен следующий алгоритм:
- Заказчик создает комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений. При формировании комиссии заказчику необходимо определиться с ее составом, порядком функционирования, а также разработать и утвердить положение о работе комиссии и привлечь экспертную организацию.
- Заказчик готовит документацию для запроса предложений и размещает ее в ЕИС.
- Заказчик направляет участникам, которые потенциально могут исполнить контракт, предложения принять участие в закупке (в некоторых случаях, кроме указанных в п. 3 ст. 83 такие извещения не являются обязательными).
- Участники готовят и подают заявку на участие в запросе предложений (они могут изменить или отозвать ее в установленные сроки).
- Заказчики вскрывают конверты с заявками, рассматривают их и оценивают.
- Оглашается лучшее предложение участника, который предложил наиболее оптимальные условия исполнения контракта.
- Подача участниками окончательных предложений, которые могут улучшить предложенные ранее условия исполнения контракта.
- Вскрытие конвертов с окончательными предложениями.
- Оценка окончательных предложений и подведение итогов запроса предложений.
- Вносится обеспечение по контракту.
- Заключение контракта.
Подготовка документации и публикация извещения
Перечень документации по запросу предложений готовится в соответствии с ч. 6 ст. 83.
Заказчику необходимо подготовить извещение о закупке с учетом ч. 4 ст. 83, а также проект контракта, который предстоит заключить победителю закупки.
Извещение о запросе предложений должно содержать следующую информацию:
- Общие сведения о закупке: наименование заказчика, его адрес, контактный телефон, ответственное должностное лицо; краткое изложение условий заключаемого контракта; код проводимой закупки; ограничения при определении поставщика; способ определения поставщика; размер и порядок внесения обеспечения.
- Требования к участникам запроса предложений и перечень документов, которые они должны предоставить.
- Язык предоставления документации по закупке.
- Место, дата и время вскрытия конвертов на участие в закупке.
- Способы получения документов по закупке, сроки и место их предоставления.
- Плата за предоставление информации (если такая предусмотрена).
- Сроки и место подачи заявок на участие в закупках.
- Преимущества, предоставляемые заказчиком.
Помимо извещения о запросе предложений, заказчик должен разместить в ЕИС документацию, которая содержит указание на следующее:
- наименование и описание объекта закупки;
- обоснование начальной цены контракта;
- требования к содержанию, форме и составу заявок на участие в запросе предложений;
- информацию о возможности изменения количества товара или объема услуги при заключении и исполнении договора;
- порядок и сроки отзыва заявок;
- порядок проведения запроса;
- сроки для подписания контракта, условия признания участника уклонившимся;
- критерии оценки заявок и их удельный вес;
- информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 83, извещение о проведении запроса предложений должно быть размещено в ЕИС как минимум за 5 дней до предстоящего запроса.
Подача заявок
Приглашение принять участие в закупках направляется заказчиком лицам, которые потенциально могут осуществить поставки товаров или выполнить определенные услуги. При этом он обязан направить такие приглашения тем участникам, с которыми в течение последних 18 месяцев перед проведением запроса предложений заключались те же контракты в отношении аналогичных объектов (только если ими были исполнены условия контракта должным образом).
Все участники закупки заявляют о своем желании подписать в дальнейшем контракт через подачу заявок. В свою очередь, в задачи заказчика входит прием заявок и их регистрация. Ст. 83 ч. 8 допускает возможность подачи заявок в письменной форме либо в электронном формате.
При передаче заявок на участие в запросе предложений стоит учитывать следующие особенности:
- прием заявок прекращается после наступления установленных сроков;
- статья 83 не предусматривает отправку запросов участникам для предоставления им пояснений по документации по закупке;
- форму и состав заявки участники разрабатывают самостоятельно, требования к ним не предусмотрены;
- заявки передаются в запечатанных конвертах, если такое требование прописано в документации по запросу предложений;
- требование об обязательной прошивке и нумерации заявки отсутствует.
Согласно 44-ФЗ, за участниками закреплено право на отзыв или изменение поступившей заявки вплоть до истечения срока подачи заявок.
Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявкой заказчик обязан сообщить присутствующим о возможности внести изменения в заявку или отзыва ее.
Рассмотрение поступивших заявок
В назначенный день, который был указан в извещении, заказчик начинает процедуру вскрытия конвертов с поступившими заявками от участников (или открывает доступ к заявкам, переданным в электронной форме).
По результатам они должны огласить заявку, которая содержит наилучшие условия исполнения контракта.
Заказчик не вправе препятствовать присутствию участников при процедуре вскрытия конвертов. Состав информации, который подлежит оглашению заказчиком при вскрытии конвертов, не разглашается.
По ч. 20 ст. 83 в обязанности заказчика входит обеспечение аудиозаписи вскрытия конвертов и конвертов с окончательными предложениями. Помимо этого, аудиозапись и видеосъемку могут вести непосредственные участники закупки.
Согласно ч. 1 ст. 83, все заявки, поступившие от участников, оцениваются на основании критериев, утвержденных в конкурсной документации. Таблица с результатами оценки должна прилагаться к составленному протоколу запроса предложений.
Протокол проведения запроса предложений должен содержать перечень участников, которые были отстранены от участия с указанием оснований для их отстранения, условия исполнения контракта, предложенные участниками, и условия, которые признаны лучшими (или условия, предложенные единственным участником).
Оценка и рассмотрение заявок конкурсной комиссией необязательно должны происходить публично, но результаты необходимо огласить перед всеми присутствующими участниками.
При оценке поступивших заявок могут быть учтены стоимостные и нестоимостные критерии. В числе стоимостных критериев можно выделить цену товаров и расходы на их эксплуатацию, ремонт или использование результатов выполненных работ.
Что качается нестоимостных критериев, то допускается учитывать функциональные, качественные и экологические характеристики товаров, а также критерии, связанные с поставщиком (его опыт работы на рынке, опыт в реализации подобных контрактов, наличие необходимых финансовых и кадровых ресурсов и пр.).
Заказчик должен учитывать в процессе оценки заявок как минимум два критерия для оценки, одним из которых является цена (второй выделяется на усмотрение заказчика).
Заказчик вправе выдвигать дополнительные критерии для оценки заявок, которые не прописаны в ч. 1 ст. 32 44-ФЗ (на практике этим правом заказчики пользуются весьма активно). Например, гарантийные обязательства поставщика или сроки поставки товаров.
После того как были оглашены результаты запроса предложений, всем участникам предоставляется возможность представить окончательное предложение не позднее следующего рабочего дня. Если все участники закупки отказались от своего права на представление окончательных предложений, то запрос предложений завершается. Указание на этот факт должно быть прописано в протоколе.
На следующий рабочий день происходит процедура вскрытия конвертов с окончательными предложениями. Участники закупки вправе присутствовать на процедуре вскрытия конвертов с финальными предложениями.
По результатам рассмотрения предложений подписывается итоговый протокол, который в тот же день размещается в ЕИС. В нем должны содержаться все условия исполнения контракта, присвоенные им порядковые номера и условия, предложенные победителем.
Если несколько участников предложили окончательные условия, то выигрывает то, которое поступило раньше.
Подписание контракта
Контракт с победителем заключается на тех условиях, которые были предусмотрены извещением о проведении запроса предложений и с учетом предложения победителя. Договор подлежит подписанию не позднее чем через 7 дней после публикации извещения в ЕИС и не позднее 20 дней после подписания протокола.
Предварительно победитель должен внести обеспечение по контракту. Согласно п. 1 ст. 83 44-ФЗ, заказчик вправе вносить требование о наличии обеспечения по контракту от исполнителя, только если основанием для запроса предложений стало признание повторного конкурса или аукциона несостоявшимся, а также при одностороннем отказе от подписания контракта. В остальных случаях требования о внесении обеспечения не предъявляются.
Обеспечение может быть внесено в размере от 0,5 до5% от цены контракта в виде денежных средств или банковской гарантии.
Если победитель уклоняется от заключения контракта, то заказчик может обратиться в суд с исковым заявлением о компенсации причиненных убытков и заключить контракт с участником, чьей заявке был присвоен второй номер.
При наличии обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию контракта, одна сторона должна уведомить другую об этом в течение рабочего дня. Сроки подписания контракта при этом могут сдвинуться не более, чем на 30 дней.
Отмена запроса предложений
Согласно ч. 5 ст. 83, после того, как в ЕИС была размещена информация о запросе предложений, заказчик не вправе отменять закупку, вносить правки в извещение или документацию. Это единственная процедура государственных закупок, которая не подлежит отмене после извещения о ней.
Законодательство также предусматривает возможность признания запроса предложений несостоявшимся. Согласно ч. 8 ст. 83, это возможно по следующим причинам:
- Если на участие в запросе предложений подана единственная заявка. При этом за заказчиком закреплено право на заключение контракта с единственным поставщиком, если поданная заявка соответствует установленным требованиям.
- Если на участие в закупке не поступило ни одной такой заявки. При таком варианте заказчику следует внести изменения в план-график и провести закупку снова.
Сроки хранения документации
Согласно ФЗ-44, вся тендерная документация должна храниться не менее 3 лет. В ее числе все протоколы (рассмотрения заявок, итоговый), аудиозаписи, конкурсная документация и иные документы по закупке. Указанные трехлетние сроки отсчитываются со следующего календарного года за подписанием контракта. Например, сроки хранения документов по подписанным контрактам в 2018 году начинают отсчитываться с 2019 года.
Согласно ст. 273 приказа Минкультуры «Об утверждении перечня документов…», документация по торгам должна храниться в течение 5 лет, по крупным поставкам – как минимум 10 лет.
Таким образом, запрос предложений используется для выполнения крупного заказа на наиболее выгодных условиях. Это конкурентный способ для определения поставщика. Его победителем признается тот участник, который наилучшим образом соответствует условиям контракта и требованиям к объекту закупки.
В ст. 83 закона содержится указание на ограниченный перечень ситуаций при которых допускается проведение закупки через запрос предложений. Процедура запроса предложений включает в себя следующие этапы: размещение извещения, прием заявок и их рассмотрение, выбор победителя, внесение окончательных предложений и подведение итогов, размещение итогового протокола в ЕИС и подписание контракта с победителем.
Именно в возможности внесения окончательного предложения, улучшающего условия исполнения контракта, состоит ключевая особенность запроса предложений.
Источник: zakonguru.com
Закупка путем запроса предложений
Запрос предложений — не самая распространенная процедура закупки в рамках контрактной системы. Тем не менее во многих случаях она весьма эффективна и позволяет заказчику получить наилучшие условия контракта. О том, в каких случаях можно проводить запрос предложений и какова его процедура, расскажем о сегодняшней статье.
Когда можно запрашивать предложения
Закупка путем запроса предложений может производиться в определенных случаях, перечень которых ограничен:
- Когда не состоялся электронный аукцион.
- Когда признана не состоявшейся процедура повторного конкурса. Однако это справедливо лишь в случаях, перечисленных в части 2 статьи 55 закона № 44-ФЗ. Например, когда в рамках конкурса не было подано ни одной заявки или все поданные заявки были признаны не соответствующими документации. Если же повторный конкурс не состоялся на основании причин, не перечисленных в указанной выше статье, то вместо него проводить запрос предложений нельзя.
- Если контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке на основании статьи 9 или 15 закона № 44-ФЗ, и этим вызвана необходимость докупить недостающие товары, работы либо услуги. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта и объем закупки пересматриваются с учетом того, что уже было поставлено по контракту до его расторжения.
- Когда необходимо закупить определенные виды товаров, которые перечислены в пунктах 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83 закона № 44-ФЗ. Например, жизненно необходимые пациенту лекарственные препараты.
Как проводится процедура
Запрос котировок осуществляется в несколько этапов:
- размещение информации о закупке в ЕИС,
- сбор заявок,
- рассмотрение заявок,
- выбор лучшего предложения,
- сбор и оценка окончательных предложений,
- подведение итогов,
- заключение контракта.
На первом этапе в ЕИС размещается извещение о закупке, закупочная документация и проект контракта, который будет заключен с победившим поставщиком. Когда извещение и прочие документы размещены, заказчик уже не может отказаться от проведения запроса предложений или что-либо поменять в условиях закупки. Между размещением извещения и проведением процедуры должно пройти не менее 5 календарных дней.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Запрос предложений по 44-ФЗ
С 1 января 2022 года Запрос предложений упразднен (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ).
Актуальными процедурами на данный момент являются:
- электронный конкурс
- электронный аукцион
- электронный запрос котировок
- закупка у единственного поставщика
Время чтения: 7 минут
Что вы узнаете из текста: что такое запрос предложений, как он проводился, какие у него были сроки и чем он отличался от других видов торгов
Запрос предложений — это способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации.
Чтобы найти компанию, которая выполнит государственный заказ на наиболее выгодных условиях, заказчик мог проводить запрос предложений.
При этом методе заказчик получал десятки интересных заявок, а выигрывала та компания, которая делала наиболее выгодное предложение.
Если мы обратимся к словарю, то прочитаем, что запрос предложений — это документ, издаваемый компанией, заинтересованной в приобретении товаров или услуг. В этом документе заказчик декларирует требования к этим самым товарам или услугам, а также есть ли среди них приоритеты.
Если же говорить в контексте нашей темы, то запрос предложений по 44-ФЗ — это, в целом, весь процесс выбора подрядчика. Он включает множество этапов от публикации извещения до подписания договора.
Проведение запроса предложений по 44-ФЗ
Закон строго определял ситуации, в которых разрешено было искать исполнителя заказа с помощью этого метода. Необходимость этой меры была обусловлена спецификой процесса. Только для заключения определенных видов контрактов разрешалось использовать торги в виде запроса предложения по 44-ФЗ (статья 83):
- Купля-продажа образцов народного творчества и художественных промыслов, у которых есть соответствующий сертификат регистрации.
- Поставка товаров, необходимых для Олимпийской и паралимпийской сборных России, например, участие в тендере на поставку спортивного инвентаря, формы и т.д.
- Купля-продажа лекарственных средств для конкретного человека. Согласно правилам такого рода сделки, препараты должны быть назначены врачебной комиссией, а решение — быть зафиксировано документально. Как правило, в первую очередь, закупка происходит путем заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 200 тыс. руб., а затем — с помощью открытого запроса предложений. Если сумма разных лекарственных препаратов в составе одного лота превышает максимальную сумму, часть из них должна быть исключена.
- Договоры, которые были расторгнуты в официальном порядке по той или иной причине, при условии, что новый контракт будет учитывать долю выполненных обязательств по старому соглашению. От этого напрямую зависит цена.
- Защита интересов РФ в случае иска, поданного в суд иностранного государства физическим лицом.
- При условии, если повторный конкурс или электронный аукцион не состоялись, можно провести запрос предложений.
Многие юристы считают, что такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок — условие заключения наиболее выгодного контракта. Конкуренция вынуждает участников делать коммерческие предложения, которые заинтересуют заказчика благодаря заниженной цене.
Открытый запрос предложений
Согласно закону, условия тендера и документация размещались в открытом доступе. Однако, если заказчик хотел получить заявки от определенных организаций и заключить контракт с одной из них, он мог послать извещение о проведении закупки.
Единственное условие — не менее полутора лет успешного сотрудничества, подтверждением которого считались заключенные контракты в отношении тех же объектов закупок, условия которых были выполнены сторонами.
Если запрос предложения по 44-ФЗ проводился повторно, заказчик имел право послать извещения только тем организациям, которые участвовали в выборе исполнителя расторгнутого контракта.
Заключение контракта могло быть отсрочено и отменено, если:
- на одну из сторон наложены судебные санкции
- в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы
- законодательные акты
В случае, если одна из сторон сообщала другой о такого рода обстоятельствах, подписание контракта откладывалось на срок, необходимый для их устранения, но не более, чем на 30 дней.
Форма или образец заявки на участие в запросе предложений по 44-ФЗ были не предусмотрены.
Участие в торгах
тендерное сопровождение в любых процедурах, от поиска закупок до подписания контракта
Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки
Процедура определения исполнителя государственного заказа сложна и может показаться запутанной и непонятной. Мы выделим этапы, чтобы наглядно продемонстрировать прозрачность данного вида закупки.
На этой иллюстрации отражена основная информация о том, как проходило участие в открытом запросе предложений (комментарии и разъяснения — на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации):
Документация запроса предложений
Извещение и документация должны были содержать следующую информацию:
- основную информацию о Заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и пр.), условиях контракта, заключаемого по результатам тендера, код закупки, имеющиеся ограничения участия в ней в соответствии с законодательством РФ, информацию об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта и порядке их внесения;
- требования к участникам, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть включены в заявку и язык, на котором они должны быть составлены;
- точные сроки каждого этапа запроса предложений: время вскрытия заявок, их рассмотрения и оценки;
- порядок подачи документов для участия (место, время и форма: бумажная или электронная);
- необходимость оплаты доступа к документации о проведении запроса предложений;
- преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ;
- обозначение и обоснование начальной максимальной цены контракта и описание объекта закупки;
- возможность или невозможность изменения заказчиком условий контракта (качества, количества или цены товаров, стоимости услуг);
- порядок проведения закупки и критерии оценки заявок на участие: от самых важных к незначительным;
- проект контракта. Информация о договоре, который будет заключен по итогам процедуры: ответственные лица, сроки подписания, условия признания победителя и срок сотрудничества с ним.
Типовая документация запроса предложений почти не отличается от других закупок. Принципиальная разница в том, что Заказчику запрещено вносить изменения в документы после их опубликования.
Чем запрос предложений отличался от других видов закупок?
Запрос предложений отличался, например, от открытого конкурса лишь возможностью улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, тем самым увеличив свои шансы на победу. В остальном данный вид тендера был идентичен конкурсу (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)
От электронного аукциона отличался формой и порядком проведения закупки, от запроса котировок — порядком определения победителей.
Так же как и в конкурсе, в запросе предложений оценивалась не только цена, но и квалификация, технические и экологические характеристики товара или услуги, тогда как в запросе котировок единственным критерием оценки являлась цена контракта.
Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Статьи по теме:
Поделитесь ссылкой на эту статью
Источник: tender-rus.ru