Как учить трудовое право

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ТРУДОВОЕ ПРАВО» В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Трудовое право» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин, устанавливаемых вузом.

Программа курса «Трудовое право» предназначена для подготовки юристов, разработана и составлена в объеме, необходимом для глубокого и полного изучения студентами основных положений трудового законодательства.

Курс «Трудовое право» не только повышает уровень профессиональной подготовки студентов, но играет немаловажную роль в их морально-нравственном воспитании, обогащая знания студентов по вопросам труда и трудовых правоотношений, повышая их патриотические чувства и нравственное воспитание.

Практическая направленность предмета обеспечивается, прежде всего, единством теории и практики применения трудового законодательства на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Студенты, наряду с законодательством, регулирующим трудовые отношения, изучают: организационную структуру федеральных органов исполнительной власти, наделенных компетенцией в сфере труда РФ, а также федеральных органов исполнительной власти, участвующих в трудовых правоотношениях, правовое регулирование трудоустройства и занятости, особенности надзора и контроля за соблюдением законодательства.

Трудовое право. Урок 9. Трудовой распорядок. Дисциплина труда

Трудовое право, обладая специфическими чертами и характерными признаками, является составной частью российского права и находится во взаимной связи и обусловленности со всеми его отраслями: административного и уголовного права, гражданского права и гражданского процессуального права, права социального обеспечения.

Трудовое право — объемная и сложная отрасль права Российской Федерации, играющая первостепенную роль в регулировании трудовых отношений работников и работодателей независимо от их организационно-правовых форм.

Нормы трудового права осуществляют правовое регулирование труда человека. Рассматривая сущностные характеристики трудового права, следует учитывать, что право регулирует не сам процесс труда, а именно отношения, возникающие между субъектами.

Прежде чем изучать курс трудового права, необходимо иметь представление об исходных понятиях, таких как «трудовое право», «предмет трудового права», сфера действия трудового права, система трудового права, система науки трудового права.

Трудовое право — это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая трудовые отношения работников с работодателями и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Предметом трудового права являются трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие в процессе организации и применения труда работника работодателем.

После того как будет сформировано понятие предмета, следует определить сферу действия трудового права. Нормы трудового права регулируют трудовые отношения во всех организациях (юридических лицах) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также у работодателей — физических лиц.

Занятие № 1. Трудовое право: введение

Однако трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на:

  • • военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
  • • членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций, за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор;
  • • лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера;
  • • других лиц, если это установлено федеральным законом.

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Как и любая другая отрасль российского права, трудовое право систематизировано. Система трудового права — это научно обоснованная классификация правовых норм, предполагающая деление их на Общую и Особенную части, а также на правовые институты по предметному признаку регулирования. Систему трудового права следует отличать от науки трудового права. Наука трудового права представляет собой совокупность систематизированных знаний (теоретических взглядов, суждений и выводов) о правовом регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а также способах повышения эффективности этого регулирования.

На изучение дисциплины «Трудовое право» отводится, как правило, 216 часов. Программа изучения трудового права включает в себя курс лекций, семинарские и практические занятия. Контроль знаний студентов осуществляется путем проведения тестирования, разбора ситуационных задач, зачета, экзамена. Составной частью изучения курса трудового права является написание и защита курсовой работы по одной из предложенных кафедрой тем.

Данное учебное пособие содержит 15 глав, в которых представлен весь материал, необходимый студентам для изучения и успешной сдачи экзамена по курсу «Трудовое право». В конце каждой темы представлен перечень вопросов и заданий для самоконтроля для глубокого изучения дисциплины, что позволит более успешно освоить материал.

Учебное пособие не служит комментарием действующего законодательства, хотя в нем неизбежно содержатся разъяснения действующих норм трудового права, практика их применения. Многие учебные пособия по дисциплине «Трудовое право» схожи, однако они различаются в тонкостях, в дефинициях, в трактовке научных категорий трудового права. При изучении отдельных проблем науки трудового права желательно проведение сравнения учебного материала, изложенного в одноименных главах различных учебных пособий. Так как на кафедрах ведущих университетов России сложились свои научные направления, трактовка основополагающих категорий и понятий трудового права может быть неоднозначна.

Целью изучения курса «Трудовое право» является получение студентами знаний и навыков применения норм трудового законодательства. Достижение данной цели возможно при знании студентом формулы действия права.

Основными задачами изучения курса «Трудовое право» следует признать рассмотрение норм трудового права с учетом специфики процесса их реализации, а также получение знаний о способах защиты трудовых прав.

Источник: studref.com

Содержание и методика преподавания предмета «Трудовое право» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жураев Ислом Усманбаевич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жураев Ислом Усманбаевич

Инновационные технологии в образовании
Сущность понятия и принципы педагогической технологии
Совершенствование преподавания трудового права в образовательных организациях высшего образования
Гипертекстовые решения в экономическом образовании

Опыт применения интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и методика преподавания предмета «Трудовое право»»

Содержание и методика преподавания предмета «Трудовое право»

Жураев Ислом Усманбаевич /Лгаеу Ыот изтапЬаеугсИ — студент, исторический факультет, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Ключевые слова: трудовое право, методика, кейс-стади, правовое образование, урок.

В результате ускоренного развития трудовых отношений появляется потребность совершенствования законодательства, соответствующего содержанию трудового права, отвечающего требованиям международного права.

Республика Узбекистан в 1992 году вступила в члены Международной организации труда и на сегодняшний день ратифицировала 11 ее концепций, 5 из которых являются основными. Права каждого человека на труд, на свободу выбора профессии, обеспечение справедливости и необходимых условий труда, отраженные во Всемирной Декларации человеческих прав, в международных соглашениях о правах человека1 [1, стр.

22] также подчеркиваются в Конституции Республики Узбекистан2 [2, стр. 32], принятой 8 декабря 1992 года. Кроме того, имеет особенное значение Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О подтверждении положения компенсации ущерба, нанесенного сотрудникам при исполнении трудовых обязанностей, профессиональных заболеваний или других увечий здоровья»3 [3, стр.

161] (11 февраля 2005 года). Республика Узбекистан также ратифицировала конвенцию о срочных мерах по запрещению и исключению тяжелых форм детского труда4 [4, стр. 87] (Женева, 17 июня 1999 года).

Принятие закона Республики Узбекистан о внесении исправлений и дополнений5 [5, стр. 483] в Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» и в Трудовой кодекс Республики Узбекистан свидетельствует об актуальности преподавания предмета трудовое право.

Внедрение педагогических технологий в преподавание трудового права на бакалавриатуре высших учебных заведений, введение в систему образования

1 Всемирная декларация прав человека, Международный пакт и факультативный протокол об экономических, социальных и культурных правах. — Т.: Адолат, 1992 г. Ст. 22.

2 Конституция Республики Узбекистан. — Т.: Узбекистан. 1992 г. Ст. 32.

3 Сборник нормировочных правовых документов по трудовому законодательству Республики Узбекистан. — Т.: ««NORMA»«, 2009 г. , 161 стр.

4 Закон Республики Узбекистан «О ратификации конвенции о срочных мерах по запрещению и исключению тяжелых форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 года)». // Сборник законодательных документов Республики Узбекистан, 2008 г., № 14-15, ст. 87.

5 Закон Республики Узбекистан о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» и в Трудовой кодекс Республики Узбекистан // Сборник законодательных документов Республики Узбекистан, 2010 г., № 51, ст. 483.

законодательных реформ, также донесение их до сведения студентов является одним из важных задач сегодняшнего дня. Потому что во всех образовательных системах преподается право, однако механизм связывания с законодательным процессом и методика их преподавания пока не отвечают требованиям времени. Также одним из важных задач педагогов является систематизация и совершенствование содержания и методики преподавания предмета трудовое право.

Как подчеркивает узбекский ученый Н. Саидахмедов, «сегодня преподаватели во многих случаях не могут отличить методику от технологий. Методика состоит из комплекса рекомендаций по организации и проведению учебного процесса. Цель методики заключается в переносе теоретических знаний по темам предмета на плоскость конкретных явлений.

Педагогическая же технология обеспечивает процесс организационного систематизирования взаимосвязанных частей учебного процесса, достижения поставленной цели с учетом строения этапов, их внедрения, определения условий, имеющихся возможностей. Ибо педагогическая технология есть совокупность процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный результат в образовании. Технология отличается от методики своей гибкостью, правильностью результатов, эффективностью, необходимостью предварительного проектирования»1 [6, стр. 7].

Преподаватель в преподавании предмета трудовое право посредством использования таких методов, как кластер, кейс и дебаты может повысить эффективность урока. В методике кластер необходимо приводить такие правовые термины, как правовое регулирование трудовых отношений, рабочее время, время отдыха, оплата труда, трудовая дисциплина, пенсионное обеспечение. Американский психолог Ф. С. Келлер предложил систему персонального обучения педагогическим технологиям.

Специфика плана Ф. С. Келлера заключается в следующем:

— освоение требований предыдущего раздела, направленных на полное усвоение содержания учебной темы, рассматривается как непосредственное условие перехода к следующему разделу;

— индивидуальная работа студентов в соответствии с темпами успеваемости;

— использование лекций только в целях призвания и общего направления студентов;

— использование изданных учебных пособий — руководство изложением учебной информации;

— текущая оценка усвояемости учебных тем с помощью привлеченных аспирантов или успевающих студентов на отлично («прокторов»)2 [7, стр. 101].

Учитель делит предмет на модули (ряд тематических разделов). Каждый обучаемый получит подробную инструкцию (по каждому изучаемому разделу) в виде учебных пособий, где указываются цели раздела, рекомендуются определенные виды работ, также приводятся задания, список контрольных вопросов. В таком случае студентам предоставляется возможность свободы выбора темы (раздела) по предмету трудовое право. На практике система преподавания, предложенная Ф. С. Келлером, соответствует требованиям самостоятельного образования. В глубоком изучении предмета «Трудовое право» самостоятельная работа занимает важное место. Самостоятельная работа — являясь формой образования, направленной на глубокое изучение определенных тем учебного курса студентом, предусматривает изучение материалов лекции, учебников и учебных пособий; подготовку докладов и сообщений к семинарским занятиям; подготовки рефератов; использование рекомендованных

1 См. Н. Саидахмедов, Янги педагогик технологиялар (Новые педагогические технологии). Т., 2003 г. Стр. 7.

2 Фарберман Б. Л., Мусина Р. Г., Жумабоева Ф. А. Современные методы преподавания в высшем учебном заведении. Т.: 2002, стр.100-101.

законов и нормативных правовых документов; выполнение дополнительных заданий преподавателя.

Кейс-стадия — это одна из образовательных технологий (английские case — точное положение, множество, stadi — образование). Она впервые была использована в 1870 году в школе правоведения Гарвардского университета. Педагогический паспорт кейса — это его организационно-методическое обеспечение. Он включает в себя следующие компоненты:

— методические указания студенту;

— вариант решения кейса преподавателя — кейсолога;

— образовательные технологии1 [8, стр. 88].

Способы преподнесения проблемы на кейсе:

1- способ — проблему представляет кейсолог.

2- способ — проблемный случай четко выражается, однако при этом один из необходимых элементов проблемного случая не информируется (например, о компаньонах).

3- способ — в тексте конфликт между субъектами выражается абстрактно.

Разделы, темы предмета «Трудовое право», в которых предусмотрено

использование образовательной технологии кейс, определяются заранее, указывается точный список источников информации. Здесь отдельное значение имеет использование законодательных документов по трудовому праву как источника информации.

Для студентов направления «Национальная идея: основы духовности и правовое образование» бакалавриатуры имеет особое значение использование наряду с учебником законов и других нормативно-правовых документов.

Диссертантом впервые проводились исследовательские работы в условиях Республики Узбекистан по структуре и совершенствованию предмета «Трудовое право» в соответствии с современными требованиями системы образования на примере направления «Национальная идея: основы духовности и правовое образование».

В ходе исследования, во-первых, был проведен научный анализ правовой, педагогической литературы, также политических учений, мнений и взглядов по содержанию и методике преподавания предмета трудовое право; во-вторых, изучены прикладные работы, проводимые в области повышения эффективности правового образования и проблемы трудового права; в-третьих, обновлена система преподавания предметов «Трудовое право», «Права человека на социальное обеспечение» и «Методика преподавания права» с точки зрения правового образования, педагогики и методики преподавания в соответствии с ГОСт высшего образования, также создан «Толковый словарь терминов по трудовому праву» в связи с несоответствием современным требованиям Энциклопедического словаря «Трудовое право»; в-четвертых, проводилось сравнительное изучение содержания и методики преподавания предмета «Трудовое право» с другими областями права; в-пятых, определена эффективность методов, используемых в процессе правового образования, даны методические рекомендации.

1 Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Рихсимбоев О. К. Кейс-стади — современная образовательная технология в экономическом высшем учебном заведении: Научно-методическое пособие / рубрика «Современные образовательные технологии». Т.: ТГЭУ, 2009. стр. 88.

1. Всемирная декларация прав человека, Международный пакт и факультативный протокол об экономических, социальных и культурных правах. — Т., Адолат, 1992 г. C. 22.

2. Конституция Республики Узбекистан. — Т.: Узбекистан. 1992 г. С. 32.

3. Сборник нормировочных правовых документов по трудовому законодательству Республики Узбекистан. — Т., «NORMA», 2009., С.161.

4. Закон Республики Узбекистан «О ратификации конвенции о срочных мерах по запрещению и исключению тяжелых форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 года)» // Сборник законодательных документов Республики Узбекистан, 2008 г., № 14-15., С. 87.

5. Закон Республики Узбекистан о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» и в Трудовой кодекс Республики Узбекистан // Сборник законодательных документов Республики Узбекистан, 2010, № 51, С. 483.

6. Саидахмедов Н. Янги педагогик технологиялар (Новые педагогические технологии). Т., 2003. С. 7.

7. Фарберман Б. Л., Мусина Р. Г., Жумабоева Ф. А. Современные методы преподавания в высшем учебном заведении. Т., 2002, С. 100-101.

8. Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Рихсимбоев О. К. Кейс-стади — современная образовательная технология в экономическом высшем учебном заведении: Научно-методическое пособие // рубрика «Современные образовательные технологии». Т., ТГЭУ, 2009. С. 88.

Источник: cyberleninka.ru

Текст книги «Трудовое право. Краткий курс»

Приступая к изучению трудового права, следует иметь в виду, что это одна из ведущих отраслей российского права, знание которой необходимо каждому гражданину России. Трудовая деятельность миллионов людей, реализующих в процессе труда свои творческие способности и возможности, создающих своим трудом все без исключения материальные и духовные ценности, которыми располагает общество, регулируется и защищается нормами трудового права. Люди должны знать не только свои трудовые обязанности, но и свои трудовые права и уметь цивилизованными способами их защищать.

Абсолютно необходимо знание трудового законодательства руководителям всех уровней, начиная от руководителя организации (предприятия, учреждения) и заканчивая лицами, возглавляющими самые мелкие подразделения, в подчинении которых находится хотя бы несколько работников. Именно им, а также работникам кадровых служб организаций приходится ежедневно и ежечасно принимать решения, которые должны быть основаны на законе, применять нормы трудового законодательства, реализуя в полной мере свои полномочия и не допуская при этом нарушения прав трудящихся.

В соответствии с законодательством работодателями могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, а также граждане, использующие наемный труд в своем домашнем хозяйстве. На трудовые отношения, в которых работодателями выступают граждане, в полном объеме (с некоторыми особенностями применения) распространяются нормы трудового права, которые необходимо знать и уметь правильно применять.

Современный период, к сожалению, отличает низкая правовая культура значительной части российского общества, в том числе руководителей организаций, не говоря о работодателях – физических лицах. Следствием этого являются грубейшие нарушения трудовых прав работников. Необоснованные отказы в приеме на работу, незаконные, а иногда и абсурдные требования к поступающим на работу (возрастные ограничения, ограничения по признакам пола и т. д.), увольнения с нарушением законодательства, непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков, произвольное увеличение продолжительности рабочего времени, применение штрафов за нарушения трудовой дисциплины, уклонение от обязательного социального страхования работников – вот далеко не полный перечень наиболее характерных нарушений трудового законодательства. Эти нарушения приняли массовый характер, особенно в негосударственных организациях и при работе у физических лиц.

Основной путь преодоления подобных негативных явлений – повышение общей и правовой культуры российского общества, воспитание уважения к закону и к человеку труда. Нужно помнить, что ст. 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

К применению норм трудового законодательства, а также к контролю за их соблюдением привлечено множество государственных органов, общественных и иных организаций. В первую очередь к ним относятся органы исполнительной власти общей и отраслевой компетенции России, субъектов РФ и муниципальных образований. Это также Федеральная инспекция труда и ее органы на местах; профессиональные союзы и создаваемые ими правовые и технические инспекции труда; службы охраны труда в организациях; комитеты (комиссии) по охране труда в организациях; комиссии по рассмотрению трудовых споров и многие другие организации. Для квалифицированного осуществления ими своих полномочий необходимо знание трудового законодательства и умение правильно его применять.

Как видим, специфика трудового права состоит в том, что оно применяется не только и, можно сказать, не столько специалистами-юриста-ми, но и огромным количеством работников, а также руководителями всех уровней, служащими государственного аппарата, инспекций, профсоюзных органов и др. Из этого вытекает значимость изучения трудового законодательства.

В трудовое законодательство, действующее с 1 февраля 2002 г., были внесены существенные изменения и дополнения Законом «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ.

Анализ изменений и дополнений Трудового кодекса позволяет наметить следующие направления развития трудового законодательства в современный период.

1. Усиление государственно-правового воздействия на трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения. Это вполне оправданно, поскольку государство не вправе отстраняться от регулирования трудовых отношений и отдавать на откуп работодателям трудовые судьбы миллионов граждан России.

Упорядочена нормативно-правовая база регулирования трудовых и связанных с ними отношений. При этом приоритет отдается Трудовому кодексу как основному источнику трудового права.

Расширена сфера государственного централизованного регулирования трудовых отношений на федеральном уровне.

2. Усиление роли системы социального партнерства в сфере труда.

Органы социального партнерства теперь участвуют в формировании и реализации государственной политики в сфере труда, в частности, путем их привлечения к правотворческой деятельности государства, к решению конкретных вопросов регулирования труда на федеральном, региональном, отраслевом уровне, а также на уровне работодателя.

3. Уравнивание правового положения работников, занятых у различных работодателей. Это положительная тенденция в развитии трудового законодательства, поскольку работники должны находиться в равном правовом положении независимо от того, кто является работодателем: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, не являющееся предпринимателем. Некоторые различия, бесспорно, неизбежны, однако дифференциация условий труда должна быть минимальной и обусловленной исключительно спецификой организации труда.

4. Усиление внимания к процедурным вопросам, возникающим в процессе правоприменительной деятельности. Ряд новых положений направлен на совершенствование практики применения трудового законодательства, в частности:

• значительное внимание уделено отработке понятийного аппарата. Многие понятия сформулированы заново, многие уточнены;

• урегулировано множество процедурных вопросов, касающихся порядка оформления приема на работу, увольнений, выдачи трудовых книжек и т. д.;

• четко прослеживаются требования письменного оформления всевозможных документов: заявлений, соглашений, согласований, передачи копий документов и т. д.

Цель законодателей в данном случае – защита интересов работников и работодателей, предотвращение конфликтных ситуаций, наличие надлежаще оформленной доказательственной базы при возникновении и разрешении трудовых споров.

Настоящий «Краткий курс» предназначен для широкого круга читателей, а не только для изучающих трудовое право в различных учебных заведениях (училищах, колледжах, средних специальных и высших учебных заведениях). Эта книга полезна и необходима руководителям организаций, работникам кадровых служб, индивидуальным предпринимателям, использующим наемный труд; лицам, повышающим квалификацию, бухгалтерам, аудиторам и другим специалистам, проходящим аттестацию на право осуществления определенных видов деятельности, а также всем, кто интересуется новым трудовым законодательством России.

Обратим внимание на еще один момент. Поскольку законодательство нестабильно, сочтено целесообразным не указывать все источники, в которых опубликованы изменения и дополнения, внесенные в действующие нормативные акты. В учебном пособии дается название документа, дата и номер его принятия, дата последних изменений и дополнений. Для этого использована редакция документа, представленная в интернет-версии системы КонсультантПлюс по состоянию на 15 февраля 2009 г.

Тема 1
Предмет трудового права

Изучение этой темы позволит вам уяснить:

• предмет трудового права, т. е. круг общественных отношений, регулируемых трудовым правом;

• различия гражданско-правовых и трудовых отношений;

• основные цели и задачи трудового законодательства;

• принципы правового регулирования трудовых отношений.

1.1. Общие положения

Российское право выступает в качестве регулятора общественных отношений. Система права России складывается из отраслей права. Каждая отрасль регулирует определенный комплекс однородных общественных отношений, которые и составляют ее предмет. С предмета правового регулирования и следует начинать изучение любой отрасли права, в том числе и трудового.

Предметом трудового права являются трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Знание предмета трудового права имеет существенное практическое значение, поскольку дает возможность отграничить отношения, регулируемые трудовым правом, от отношений, являющихся предметом другой отрасли российского права – гражданского права. Это необходимо для правильного оформления правовых отношений – или гражданско-правовым договором, или трудовым договором. В свою очередь, от вида договора зависит и правовое регулирование тех или иных отношений.

Гражданско-правовые договоры подряда, поручения, оказания возмездных услуг и ряд других связаны с применением труда и выплатой вознаграждения за работы и услуги, а потому имеют черты сходства с трудовыми отношениями. В то же время правовое регулирование трудовых и гражданско-правовых отношений существенно различается, поэтому для участников отношений не безразлично, какой отраслью права регламентируются возникшие на основе договора правовые отношения.

На практике зачастую возникают трудности в разграничении гражданско-правовых и трудовых отношений. Встречаются случаи, когда работодатели фактически сложившиеся трудовые отношения оформляют не трудовыми, а гражданско-правовыми договорами, лишая тем самым граждан множества прав, вытекающих из трудовых отношений, т. е. выводя их из-под защиты норм трудового права. В таких случаях в соответствии со ст. 11 Трудового кодекса (далее – ТК) Российской Федерации гражданин вправе в судебном порядке требовать признания наличия трудовых отношений, т. е. применения к таким отношениям положений трудового законодательства.

Исходя из предмета трудового права как регулятора именно трудовых отношений, в ст. 1 ТК РФ определены цели и задачи трудового законодательства.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Таким образом, трудовое право прежде всего сориентировано на социальную защиту работников.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

1.2. Трудовые отношения

Основу трудового права составляют трудовые отношения, понятие и основные признаки которых содержатся в ст. 15 ТК.

Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Сторонами трудового отношения являются работник и работодатель. Работник – физическое лицо, вступившее в трудовое отношение с работодателем. Работодателем может быть физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовое отношение с работником.

Трудовые отношения предполагают устойчивую правовую связь между работником и работодателем, оформленную трудовым договором, который всегда является необходимым юридическим основанием возникновения трудовых отношений, регулируемых трудовым правом. В некоторых случаях трудовые отношения возникают на основе сложного юридического состава – трудового договора и иного юридического факта (избрания на должность, избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначения на должность, судебного решения о заключении трудового договора и др. – см. ст. 16 ТК). Таким образом, без заключения трудового договора трудовые отношения возникнуть не могут.

Трудовые отношения всегда протекают в рамках определенной организации труда. При этом обязанности по организации труда лежат на работодателе. В этом смысле можно говорить о том, что труд в рамках трудового отношения носит несамостоятельный характер. Неслучайно в определении трудового отношения зафиксирована обязанность работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а при работе у физического лица – соблюдать согласованный сторонами режим работы.

Трудовые отношения предполагают личное исполнение работником трудовой функции, которая предусматривает выполнение работы по определенной профессии, специальности, должности, квалификации. При работе у физических лиц трудовая функция обычно определяется путем согласования круга обязанностей, которые обязуется выполнять работник.

Трудовые отношения предполагают обязанность работодателя обеспечить работнику все условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Это значит, что трудовое законодательство в полном объеме распространяется на всех граждан, вступивших в трудовые отношения и заключивших трудовой договор с работодателем.

Нормы трудового права в соответствии со ст. 11 ТК обязательны для применения на всей территории России для всех работодателей (юридических и физических лиц) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Они распространяются и на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено законом или международным договором Российской Федерации.

Подавляющее большинство участников трудовых отношений составляют наемные работники – люди, не являющиеся собственниками или сособственниками имущества юридических и физических лиц – работодателей, предоставляющие свою рабочую силу работодателю за вознаграждение в форме заработной платы на основе трудового договора. При этом не имеет значения, где они работают – в государственном секторе, в негосударственных организациях или у физических лиц.

Законодательством допускается возможность заключения трудовых договоров с руководителями организаций любой организационно-правовой формы и любой формы собственности (ст. 275 ТК), а значит – и с учредителями юридических лиц. Таким образом, под действие норм трудового права может подпасть и труд руководителей негосударственных юридических лиц, если в соответствии с учредительными документами юридического лица (учредительным договором, уставом) ими будет заключен трудовой договор с юридическим лицом, соучредителем которого они являются.

В пределах, установленных законом, трудовое законодательство распространяется на членов производственных кооперативов. На них распространяются все нормы трудового законодательства: о льготах женщинам и несовершеннолетним, об охране труда, о минимальной продолжительности отпуска и др. При этом основным документом о трудовой деятельности члена кооператива (как и работающего по трудовому договору) является трудовая книжка.

Под действие норм трудового права не подпадают, если они не являются работодателями или их представителями:

• военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

• члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций, за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор;

• лица, работающие по договорам гражданско-правового характера;

• другие лица, если это установлено федеральным законом (ст. 11 ТК).

1.3. Иные общественные отношения, регулируемые трудовым правом

Кроме трудовых отношений трудовое право регулируют и некоторые иные отношения, тесно связанные с трудовыми, предшествующие им или вытекающие из них. К таковым, согласно ст. 1 ТК, относятся отношения:

• по организации труда и управлению трудом;

• по трудоустройству у данного работодателя;

• по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

• по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

• по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

• по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

• по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

• по разрешению трудовых споров;

• по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Обязанности по организации труда работников, как было отмечено выше, возложены на работодателя. Однако в условиях коллективного труда трудовое законодательство закрепляет права работников на участие в управлении организацией (ст. 52 ТК) и устанавливает основные формы такого участия (ст. 53 ТК).

Трудовое законодательство регулирует отношения, возникающие по поводу трудоустройства, которые предшествуют возникновению трудовых отношений между работником и работодателем. Трудовым кодексом запрещен необоснованный отказ и любые формы дискриминации при приеме на работу, ограничен перечень документов, которые работодатель вправе потребовать от работника при заключении трудового договора. Введена обязанность работодателя письменно мотивировать отказ в приеме на работу и право гражданина обжаловать такой отказ в судебном порядке (ст. 64, 65 ТК) и т. д.

Профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников и связанным с этим правам и обязанностям работодателей и правам работников посвящены гл. 31, 32 ТК. Статья 197 ТК закрепляет право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Кодексом регулируется ученический договор на профессиональное обучение, который заключается с лицом, ищущим работу, а также на переобучение без отрыва от производства, оформляемый с работником данной организации.

Ученический договор с лицом, ищущим работу, не порождает трудовых отношений, а является гражданско-правовым и регулируется нормами гражданского права. Однако поскольку обучение осуществляется в процессе труда, на учеников в соответствии со ст. 205 ТК распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда.

Обязательным условием ученического договора является обязанность ученика пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре (ст. 199 ТК). Таким образом, ученический договор предшествует возникновению трудовых отношений ученика, закончившего обучение, с работодателем.

Ученический договор на переобучение с работником данной организации, состоящим в трудовых отношениях с ней, существует наряду с трудовым договором и является дополнительным к нему.

Вне трудовых отношений наличествуют тесно связанные с ними отношения по социальному партнерству в сфере труда, которым посвящены гл. 3–9 ТК. Социальное партнерство является средством согласования интересов работников, работодателей и государства.

За пределы трудовых отношений закон выводит материальную ответственность сторон трудового договора. Материальная ответственность стороны трудового договора (работодателя или работника) наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне трудового договора.

Материальная ответственность за ущерб по нормам трудового права возможна лишь в рамках отношений, основанных на трудовом договоре, когда причинитель ущерба и потерпевший от него находятся в трудовых отношениях. Поэтому речь идет об отношениях, тесно связанных с трудовыми, вытекающих из них. Регулируется материальная ответственность гл. 37–39 ТК.

Непосредственно из трудовых отношений вытекает необходимость надзора и контроля государственных органов и общественных организаций (прежде всего профсоюзных) за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда. В сферу действия трудового права входит и регулируется нормами трудового законодательства деятельность главного контролирующего органа – Федеральной инспекции труда (ст. 354–365 ТК), а также правомочия профсоюзов в защите трудовых прав работников (гл. 58 ТК).

Трудовое право регулирует порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров, т. е. разногласий, возникающих между работниками (трудовым коллективом) и работодателями по вопросам применения действующих, а также изменения или установления новых условий труда. Однако в сферу действия трудового права входит только рассмотрение индивидуальных трудовых споров непосредственно в организациях комиссиями по трудовым спорам, а также разрешение коллективных трудовых споров. Судебный порядок рассмотрения трудовых споров регламентируется нормами другой отрасли права – гражданского процессуального права.

Источник: iknigi.net

Оцените статью
Добавить комментарий