Какие дела рассматривает высший арбитражный суд РФ

§5. Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых...

Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов; — дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; — экономические споры между РФ и ее субъектами, между субъектами РФ; 2) рассматривает дела в порядке надзора по заявлениям участников процесса и по представлению прокурора на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов РФ; 3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; 4) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; 5) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 6) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; 7) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; 8) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ; 9) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов; 10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Кроме того, Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд принимает Регламент арбитражных судов РФ. В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят: 1) Пленума; 2) Президиум; 3) Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; 4) Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений; В составе Высшего Арбитражного Суда РФ по решению Пленума

Какие дела рассматриваются арбитражными судами?

Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в России. Главной его задачей является дача разъяснений арбитражным судам по вопросам судебной практики.

Дело А40-20664/2008

Кроме того, он решает ряд организационных вопросов деятельности арбитражных судов в РФ и принимает решение о выступлении с законодательной инициативой. По вопросам своего ведения Пленум принимает постановления, обязательные для всех арбитражных судов в РФ. Пленум состоит из председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда.

Кроме того, в заседаниях Пленума вправе принимать участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных учреждений, других организаций и граждане.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Пленум правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и председателей судебных составов. По решению Пленума в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда. В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ.

По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица. Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает дела в порядке надзора, а также рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах их рассмотрения информирует арбитражные суды. Президиум созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда по мере необходимости. Президиум правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ формируются из числа судей Высшего Арбитражного Суда, которые утверждаются Пленумом по

представлению председателя Высшего Арбитражного Суда. Судебные коллегии возглавляют заместители председателя Высшего Арбитражного Суда. Председатель в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов. В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда РФ образовываются судебные составы . Они формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.

Судебные составы возглавляют председатели, утверждаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ является судьей и выполняет соответствующие обязанности при рассмотрении дел.

Кроме того, он организует деятельность Высшего Арбитражного Суда и всей системы арбитражных судов в России, созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда и председательствует на их заседаниях, осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата и осуществляет иные организационные полномочия. Кроме того, он вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ. При Высшем Арбитражном Суде РФ действуют следующие органы: 1) Совет председателей арбитражных судов , являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов; 2) Научно-консультативный совет , осуществляющий подготовку научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и иных нормативных правовых актов и разработкой предложений по их совершенствованию. Печатным органом Высшего Арбитражного Суда РФ является «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ». В нем публикуются постановления Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда, обзоры судебной практики и другие материалы, связанные с деятельностью арбитражных судов.

§6. Состав суда при рассмотрении дел арбитражными судами

В арбитражных судах дела в первой инстанции по общему правилу рассматриваются судьей единолично. В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются следующие категории дел: 1) дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ;

Источник: studfile.net

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе [9] :

§ Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

§ Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

§ судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

§ судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Председателей высших судов назначает верхняя палата парламента по представлению президента и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Но первой свое слово должна сказать именно эта коллегия, причем процедура отбора кандидатов — предельно демократическая. Чисто теоретически с сегодняшнего дня любой дипломированный юрист с высшим образованием, 10-летнем стажем юридической практики и не моложе 35 лет может привезти в здание Верховного суда, что на Поварской улице, заявление о намерении пройти квалификационный экзамен и солидный пакет документов. В том числе медицинскую справку об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

На Высший Арбитражный Суд Российской Федерации закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов. При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

Печатным органом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

ВАС РФ в первой инстанции:

1) рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

2) рассматривает дела о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, несоответствующих закону нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

3) рассматривает экономические споры между РФ и субъектами РФ;

4) в порядке надзора рассматривает дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов РФ;

5) обращается в КС РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;

6) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов, иных нормативных актов и договоров, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, даёт разъяснения по вопросам судебной практики;

7) разрабатывает предложения по совершенствованию законов, иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ведёт судебную статистику и организует работу по её ведению в арбитражных судах;

8) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ и др.

Высший Арбитражный Суд является, согласно Закону «Об арбитражном суде», высшим экономическим судебный органом РФ.[10]

Высший Арбитражный Суд: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности вступившей в — 19 законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики. К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Законом «Об арбитражном суде», Арбитражным процессуальным кодексом (статья 23), иными законодательными актами РФ, межгосударственными соглашениями и международными договорами.

В статье 127 говорится об иных делах, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом. Прежде всего, это споры в сфере управления[11]. Арбитражный процессуальный кодекс (статья 22) относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов РФ.

Статья 127 Конституции возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимо и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда.

Высший Арбитражный Суд должен осуществлять судебный надзор в строгом соответствии с правилами, предусмотренными — 20 Арбитражным процессуальным кодексом. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов.

Необходимо подчеркнуть, что Высший Арбитражный суд РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, их финансирование, проводит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует учебу судей и специалистов системы. Все работники аппаратов арбитражных судов находятся на федеральной государственной службе и на них распространяются условия ее прохождения, установленные соответствующими правовыми актами.Экс-председатель Высшего арбитражного суда России Вениамин Яковлев выступает за совершенствование процедур внесудебного урегулирования споров. «За последние 10 лет количество арбитражных дел, рассматриваемых судами, увеличилось в пять раз — с 200 тысяч до 1 миллиона», — сообщил Яковлев, выступая на конференции, посвященной проблемам правового регулирования недропользования и энергетики России.

По его словам, если раньше судья арбитража рассматривал в месяц 15 дел, то сейчас 5. «Перегруженность арбитражных судов создает проблему доступности правосудия», — заявил Яковлев. По его словам, перегруженность арбитражных судов создает проблему доступности правосудия. Для разрешения этой проблемы Яковлев предлагает совершенствовать несудебные процедуры экономических споров. В пример Яковлев приводит Великобританию, где решение коммерческого суда выносится только по 20% дел, во всех остальных случаях споры урегулируются в несудебном порядке. Кроме того, Яковлев призвал активнее использовать альтернативные судебные структуры, в частности, третейские суды [12] .

Источник: studopedia.ru

ВАС РФ

ВАС РФ

Создание органов государственного арбитража датируется 1922 годом. 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР было издано «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского Правительства, 1922 г., 60, ст. 769). Этим Положением предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах — арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.

Конституционные основы деятельности приобрели органы государственного арбитража с принятием Конституции СССР 1977 года, статьей 163 которой было предусмотрено, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Было также установлено, что организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются Законом о государственном арбитраже в СССР.

В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет СССР 30 ноября 1979 г. принял Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР», который был введен в действие с 1 июля 1980г. Этим Законом определялись задачи — организационное построение, компетенция и функции органов Госарбитража в условиях развитого социалистического общества.

4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде», который вводился в действие с 1 октября 1991 года.

Новый этап в законодательном обеспечении деятельности арбитражных судов связывается с принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов.

Конституция Российской Федерации (ст. 10, 11) назвала суды в качестве органов государственной власти, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, признав тем самым самостоятельность органов судебной власти,

Суды названы единственными органами по осуществлению правосудия (ст. 118).

Определено в Конституции Российской Федерации и место арбитражных судов в единой судебной системе Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исходя из названных конституционных положений, а также положений статьи 71, п. «о», отнесших судоустройственное и арбитражно-процессуальное законодательство к ведению Российской Федерации, статьи 128, предусматривающей, что полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, в апреле 1995 года были приняты Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Место в судебной системе

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Источник: pravo.ru

Оцените статью
Добавить комментарий