Энергообеспеченность — это показатель, характеризующий степень обеспеченности сельскохозяйственного производства электрической и механической энергией; определяется отношением суммарной энергетической мощности к посевной площади (как правило, в расчёте на 100 га).
Энерговооруженность-это показатель, характеризующий вооружённость труда электрической и механической энергией (включая рабочий скот); определяется отношением суммарных затрат всех видов энергии, использованной в производств. процессе, к среднему годовому числу работающих в сельском хозяйстве или величиной фактически потреблённой в сельскохозяйственном производстве энергии в расчёте на 1 чел.-день (чел.-час).
Электрообеспеченность — электроэнергия, потребленная на производственные нужды, в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, пашни или посевной площади.
Электровооруженность — электроэнергия, потребленная на производственные нужды, в расчете на 1 среднегодового работника, занятого в сельскохозяйственном производстве.
Данные для расчёта следует взять из следующих форм годового отчёта хозяйства «Численность и заработанная заработная плата работников сельскохозяйственных предприятий (организаций)» форма 5-АПК; «Производство и себестоимость продукции растениеводства» форма 9-АПК; «Отчёт о сельскохозяйственной технике энергетике» форма 17-АПК.
Энергообеспеченность и энерговооруженность труда на предприятии
Источник: studbooks.net
Топливно-энергетический баланс. Сущность, структура и пути совершенствования топливно-энергетического баланса
Топливно-энергетический баланс – это комплексная характеристика и взаимная увязка получения и применения в народном хозяйстве и быту топливно-энергетических ресурсов, а также всех видов энергии, которые были произведены из них (электроэнергия, тепло и т.п.).
Существует два вида баланса:
- Топливный баланс, где отражены все виды топлива.
- Топливно-энергетический баланс, который состоит в том числе и из всей энергии, которая произведена и использована (электроэнергия, энергия сжатого воздуха и т.п.).
Любой материальный баланс, в том числе и топливно-энергетический можно оформить таблицей, в которой в двух столбцах будет информация:
В правой части в качестве распределения отражается общий расход, который тратится на выработку электроэнергии и теплоэнергии, а также сжатого воздуха и на производственно-технические и другие нужды. Сюда же относятся траты на экспорт и остаток на конец года.
В левой части указываются ресурсы, затраченные на производство топлива, выработка электроэнергии, атомной и геотермальной электроэнергии, импорт, прочие поступления и остаток на начало года.
Топливный и топливно-энергетически балансы не могут дать общего представления о размерах производства и потребления топлива и энергии в конкретной стране. При этом они являются отражением, к какому бассейну относятся или району, а также каково количество, вид и сорт топлива может быть добыт в обозначенный период. Они могут быть выражены в условных единицах или в натуральных.
Для каждого вида топлива характерна своя индивидуальная теплота сгорания – от 2000 ккал/кг и выше.
Понятие условного топлива с теплотой сгорания 7000 ккал/кг. Была введено специально, чтобы планировать производство и потребление при подсчёте энергетических ресурсов.
Тепловой эквивалент любого всякого топлива может быть определено по следующей формуле.
где Q — теплота сгорания какого-либо топлива.
Разработка топливно-энергетического баланса ведётся на разных уровнях. Это может быть федеральный, республиканский или областной, а также городской или районный. Его составляют двумя способами: в первом случае берут за основу параметры использования удельных норм расхода топлива, а во втором – методом теплового баланса. С практической стороны можно утверждать, что первый метод более распространённый, нежели второй.
Структура топливно-энергетического баланса
Определение 2
Структура топливно-энергетического баланса – это состав топлива и энергии, которые входят в баланс, и их составляющая в общем объёме производства и потребления.
Экономика страны и её эффективность напрямую зависят именно от структуры топливно-энергетического баланса. Это происходит потому, что различные виды топлива и энергии серьёзно отличаются между собой по своей экономичности.
Природный газ по своему существу является самым экономичным видом котельно-печного топлива. Это даёт повод отталкиваться от него и приравнивать другие виды топлива, использование которых дороже. К примеру, угля в 2,5-3 раза, мазута – на 35-40%, сланцев – в 3,5 – 4 раза.
Замечание 2
Себестоимость выработки 1 кВт/ч электроэнергии на ГЭС, ТЭЦ и АЭС также имеет различные показатели. Самая доступная по стоимости энергия на данный момент вырабатывается на ГЭС, затем на АЭС и наиболее дорогая на ТЭЦ.
Развитые страны уже давно делают упор на развитие атомной энергетики. Её доля составляет в данных странах до 60-70% общего объёма её производства и потребления, а в России на уровне 15-16%.
Для активного развития атомной энергетики в первую очередь следует учитывать транспортный фактор по отношению к развитию и выработке электроэнергии на ТЭЦ или ГЭС.
Из расчёта, что 1 кг. Урана заменяет 2,6-3 млн. т. угля. Отсюда можно сделать вывод, что такая экономия может быть достигнута на транспортных расходах и подвижном составе.
Экономичность атомных электростанций доказана на практике уже давно, но проблема состоит в необходимости обеспечивать безопасность атомной электроэнергетики. Именно в силу этих обстоятельств, нужно постоянно работать над совершенствованием структуры топливно-энергетического баланса. Это является очень важным для экономики страны, района, области и города.
В последнее десятилетие произошло множество позитивных сдвигов в производстве и добыче отдельных видов топлива и энергии, что оказало благоприятное влияние на структуру топливно-энергетического баланса страны. Кроме того, это положительно сказалось на эффективности общественного производства. Основная цель этих позитивных перемен состоит в том, что доля добычи угля подземным способом уменьшается, и одновременно с тем увеличивается доля открытого способа.
Из российского статистического ежегодника за 2012 г.: «В период с 1970 г. по 2011 г. доля электроэнергии, которая вырабатывается на атомных электростанциях увеличилась с 0,7 до 16,4%, однако эти показатели намного ниже, чем показатели, которые характерны для развитых стран Европы, где этот процент составляет 60-70%. Себестоимость выработки электроэнергии на АЭС в настоящее время по-прежнему ниже, чем на ТЭЦ».
Совершенствование топливно-энергетического баланса
Совершенствование топливно-энергетического баланса происходит по нескольким направлениям:
- Увеличение доли природного газа в топливном балансе страны.
- Развитие атомной энергетики и выработка электроэнергии при помощи энергии ветра.
- Распространение открытого способа добычи угля в качестве наиболее прогрессивного по сравнению с подземным. Одновременно такой способ позволяет уменьшить затраты на добычу угля.
- Усовершенствование метода переработки нефти, которая обеспечивает химическую промышленность прогрессивным сырьём в необходимом объёме.
Как результат реализации данных направлений будет улучшение структуры топливно-энергетического баланса, что позволит удовлетворить потребности народного хозяйства и быта в топливе и энергии с наименьшими затратами.
Разрабатывать топливно-энергетический баланс нужно для того, чтобы:
- Исследовать современную структуру производства и потребления топлива и энергии.
- Установить соответствия потребностей в топливе и энергии.
- Проанализировать структуру топливно-энергетического баланса для дальнейшего усовершенствования.
- Установить объёмы капиталовложений, которые позволят в дальнейшем развивать топливно-энергетический комплекс страны.
- Определить необходимость и важность экспорта и импорта топливно-энергетических ресурсов и др.
Из всего вышесказанного следуем вывод, что топливно-энергетический баланс и его разработка представляют собой важную часть экономической политики государства, а также его основных субъектов.
Источник: zaochnik-com.com
Сырьевые и топливно-энергетические ресурсы
Под топливно-энергетическим балансом понимаются комплексная характеристика и взаимная увязка получения и использования в народном хозяйстве и быту топливно-энергетических ресурсов и всех произведенных из них видов энергии (электроэнергии, тепла и т.п.).
Различают топливный баланс, в котором отражаются все виды топлива, и топливно-энергетический баланс, в котором наряду с топливом учитывается вся произведенная и использованная энергия (электроэнергия, энергия сжатого воздуха и др.).
Как любой материальный баланс, топливно-энергетический баланс оформляется в виде таблицы, состоящей из двух равных частей: в левой части (ресурсы) отражаются производство (добыча) топлива, выработка электроэнергии, выработка атомной и геотермальной электроэнергии, импорт, прочие поступления и остаток на начало года;
в правой части (распределение) показываются общий расход, в том числе на выработку электроэнергии, теплоэнергии и сжатого воздуха, на производственно-технические и прочие нужды; экспорт и остаток на конец года.
Топливный и топливно-энергетический балансы не только дают общее представление о размерах производства и потребления топлива и энергии в стране, но и показывают, какой бассейн или район, в каком количестве, какого вида и сорта топлива может добыть в планируемом периоде. Они разрабатываются как в натуральных единицах (т, м, кВт.ч), так и в условных.
Каждый вид топлива имеет различную теплоту сгорания — от 2000 ккал/кг и выше.
Для целей планирования производства и потребления при подсчете энергетических ресурсов введено понятие условного топлива с теплотой сгорания 7000 ккал/кг.
Тепловой эквивалент любого топлива определяется по формуле
где | Q | — | теплота сгорания какого-либо топлива. |
Топливно-энергетический баланс разрабатывается для различных уровней: народного хозяйства в целом, республики или области, города или района.
Он может быть составлен двумя способами: на основе использования удельных норм расхода топлива и методом теплового баланса. На практике наибольшее распространение получил первый метод.
Под структурой топливно-энергетического баланса понимаются состав топлива и энергии, включаемых в баланс, и их доля в общем объеме производства и потребления. От структуры топливно-энергетического баланса в значительной мере зависят экономика страны и эффективность производства. Это связано с тем, что различные виды топлива и энергии существенно отличаются друг от друга по своей экономичности. Считается, что природный газ — самый экономичный вид котельно-печного топлива. Если газ приравнять к 1, то использование угля дороже в 2,5-3 раза, мазута — на 35-40%, сланцев — в 3,5-4 раза.
Себестоимость выработки 1 кВт•ч электроэнергии на ГЭС, ТЭЦ и АЭС различна. Пока самая дешевая электроэнергия вырабатывается на ГЭС, затем — на АЭС, самая дорогая электроэнергия — на ТЭЦ.
В развитых европейских и других странах уже давно сделан основной упор на развитие атомной электроэнергетики. Доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС в этих странах, составляет до 60-75% общего объема ее производства и потребления, а в России — всего 15-16%.
При развитии атомной электроэнергетики необходимо учитывать и транспортный фактор по сравнению с выработкой электроэнергии на ТЭЦ. Например, 1 кг урана заменяет 2,6-3 млн т угля. Отсюда можно судить, какая экономия достигается на транспортных расходах и подвижном составе. То, что атомные электростанции более экономичны по сравнению с тепловыми, уже давно доказано, проблема заключается в обеспечении безопасности атомной электроэнергетики. Поэтому совершенствование структуры топливно-энергетического баланса имеет большое значение для экономики страны, экономического района, области или города.
За последние годы произошли позитивные сдвиги в производстве и добыче отдельных видов топлива и энергии, что, естественно, положительно сказалось на структуре топливно-энергетического баланса страны, а в конечном итоге на эффективности общественного производства. Сущность этих позитивных тенденций заключается в следующем.
- Доля добычи угля подземным способом снижается, а доля открытого способа увеличивается (табл. 12.2).
Российский статистический ежегодник. 2003. С. 362.
За период 1970-2002 гг. доля подземного способа снизилась с 62,6 до 34,3%, а доля открытого способа, наоборот, увеличилась с 37,4 до 65,7%. Эта тенденция наблюдалась и в период перехода РФ на рыночные отношения (1990-2003 гг.).
Сущность позитивности данного процесса заключается в том, что себестоимость добычи угля открытым способом в 1,5-3 раза ниже по сравнению с подземным способом. Но от подземного способа нельзя полностью отказаться, так как качественные угли, особенно коксующие, залегают на достаточно большой глубине, где открытый способ добычи неприемлем.
Российский статистический ежегодник. 2003. С. 358.
Данные этой таблицы свидетельствуют о том, что наблюдается тенденция снижения доли нефти, угля, торфа, горючих сланцев и дров в общем объеме производства первичных энергоресурсов, что является также позитивным явлением. Естественный газ является более прогрессивным и дешевым топливом по сравнению с другими. Прогрессивной тенденцией является увеличение доли электроэнергии, вырабатываемой на гидроатомных и геотермальных электростанциях. За период 1970-2002 гг. их доля увеличилась с 4,2 до 6,9%, т.е. наблюдается процесс замещения первичных топливных ресурсов.
Российский статистический ежегодник. 2003. С. 360.
За последние 32 года (1970-2002 гг.) доля электроэнергии, вырабатываемой на атомных электростанциях (АЭС), увеличилась с 0,7 до 15,9%, что значительно ниже, чем в развитых странах Европы (60-70%). Себестоимость выработки электроэнергии на АЭС в настоящее время ниже, чем на тепловых электростанциях.
Основные направления совершенствования топливно-энергетического баланса:
- увеличение доли природного газа в топливном балансе страны;
- развитие атомной электроэнергетики;
- более широкое применение открытого способа добычи угля как более прогрессивного по сравнению с подземным, что позволит снизить затраты на его добычу;
- более глубокая технологическая переработка нефти, что позволит обеспечить химическую промышленность в необходимом количестве прогрессивным сырьем.
В конечном итоге реализация этих направлений позволит улучшить структуру топливно-энергетического баланса, а следовательно, удовлетворить потребности народного хозяйства и быта в топливе и энергии с меньшими затратами.
Разработка топливного и топливно-энергетического баланса необходима для:
- изучения современной структуры производства и потребления топлива и энергии;
- определения соответствия потребностей в топливе и энергии их ресурсам;
- анализа структуры топливно-энергетического баланса с целью ее совершенствования;
- определения необходимых капитальных вложений для развития топливно-энергетического комплекса страны;
- выявления возможности и целесообразности экспорта и импорта топливно-энергетических ресурсов и др.
Таким образом, топливно-энергетический баланс и его разработка являются важными элементами экономической политики государства и его субъектов.
Источник: intuit.ru