С.Т. Шацкий считал, что трудовая школа есть хорошо организованная детская жизнь, дающая разностороннее развитие: «Если бы мы сумели обслуживать детей всесторонне — и со стороны общественной и трудовой, и со стороны умственной и эмоциональной, то мы имели бы наиболее совершенный образец организации трудовой школы» [3, 62].
Таким образом, в основу его проекта трудовой школы был положен труд, который органично сочетался с интеллектуальной, физической, эмоциональной и общественной работой. Это была уникальная модель трудовой школы: она строилась исходя из интересов и возможностей ребенка, и была направлена на его всестороннее развитие. Аналогов такой школы в мировой теории и практике не было. Таков был главный итог его дореволюционной деятельности.
После революции она продолжалась так же активно и в том же русле. В 1918 г.С.Т. Шацкий так представлял модель трудовой школы:». канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой — деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство — искусство.
Как правильно и безопасно работать в школе: трудовая дисциплина, оплата труда и служебные записки
Повторяет и приспособляет к жизни, повторяет пройденные этапы человечества — игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования — работа ума. Соединение всех элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни» [4, 24].
Трудовая школа строилась для детей — их разностороннего развития. Она должна была обеспечить им радостную и содержательную жизнь, учитывать их индивидуальные и возрастные различия, способствовать развитию ребенка, не приносить его в жертву «социальному заказу общества». Это сознательное отрицание учета потребностей общества в воспитании составляло основной недостаток проекта трудовой школы С.Т. Шацкого. Главное достоинство было в том, что педагог рассматривал воспитание как организацию разнообразной деятельности ребенка, как сложный и противоречивый процесс, организуемый педагогом.
Ему было ясно, что школа должна строиться на научной основе. Главная ее задача — создание благоприятной для каждого ребенка среды, т.е. детского сообщества, развивающегося и непрерывно растущего. Дается определение этой школы: место «организованной жизни детей, ставящей первой задачей своей дать детям жить сейчас, в данный момент, а не готовить к будущему». Единственное назначение школы и учителя — организовывать разнообразную деятельность детей, все время их изучая. Она должна «содействовать явлениям роста, индивидуального и группового, детей в специально организованных формах» [4, 36-40].
Впервые С.Т. Шацким была сформулирована идея о необходимости исследовательской работы в школе: педагог должен быть организатором детской жизни, ее наблюдателем и исследователем. В центре находится ребенок с его интересами и потребностями.
Будет ли возрождена трудовая деятельность в школах?
Задача государства состоит не в том, чтобы «отливать в готовые формы нужных ему для соответствующих функций людей, а в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для организации детской жизни в каждый данный момент». Школа, по мнению С.Т. Шацкого, является определяющим фактором в развитии интеллекта, воли, эмоций ребенка через активное усвоение им социального опыта. Определяются основные принципы трудовой школы: приоритет детских интересов коллективизм; разносторонняя деятельность эволюционность; научность; единство теории и практики [4, 60-65]
Со временем С.Т. Шацкий уделяет все большее внимание организации социального опыта ребенка, подготовке его к трудовой и общественной деятельности, связи школы с жизнью. «Мы хотим от школы крепкой спайки с жизнью, а, следовательно, и познания ее».
Он уточняет и развивает характеристику учителя нового типа: педагог — общественный работник с широким горизонтом; педагог-организатор своего дела и детской жизни; педагог — умелый наблюдатель и исследователь. Принципиально новым в этой профессиограмме является постановка педагогической работы как социальной функции, возведение в ранг ведущей его организаторской деятельности.
Социальный фактор начинает все более выходить на авансцену педагогической проблематики. Эта тенденция получила развитие в докладе «Советская школа, ее теория и практика», с которым С.Т. Шацкий выступал в апреле 1928 г. в Лейпциге на Международной педагогической неделе. Следует иметь в виду, что доклад С.Т.
Шацкого — коллективное творчество, что он был отредактирован Наркомпросом в русле официально политики Советского государства. Отмечая влияние революции на сферу образования С.Т. Шацкий подчеркнул, что это нашло свое выражение прежде всего в постановке цели — воспитание гражданина-строителя социализма.
Впервые он говорил о том, что трудовая школа должна изучать и оценивать трудовую деятельность советских людей и вводить детей в посильное участие в социалистическом строительстве. Это школа, которая возможна при участии в ее работе «огромной массы трудового населения». Это школа политехническая, что создает возможность дать общее образование как основу будущего профессионального. Она, безусловно, светская, опирающаяся на краеведческий принцип районирования [4, 179].
Цели и принципы трудовой школы, указывалось в докладе, реализуются в программах, предусматривающих комплексное учение природы, труда, общества. Установление связей между ними должно создавать основу деятельности трудовой школы, обеспечивать единство теории и практики, расширять возможности участия школы и каждого Ученика в строительстве нового общества.
Каждая школьная тема, так или иначе, должна была иметь отражение в окружающей жизни. Здесь С.Т. Шацкий уже соглашается с тем, что нужно готовить будущих строителей социализма и достаточно прямолинейно выстраивает логику этого воспитания: чем более регулярно учащийся привлекается по мере сил и возможностей к социалистическому строительству, тем более он воспитывается как советский гражданин. Мы видим серьезные изменения его педагогической логики: он идет от потребностей революционной практики, интересы ребенка отодвигаются на второй план.
Дальнейшее развитие идея трудовой школы получила в статье «Методика и качество работы школы» (1931). В ней С.Т. Шацкий предпринимает одну из последних попыток вернуться к своим принципам: он видит слабость работы школы по комплексным программам.
Одним из выходов, по его мнению, было бы соединение обучения с производительным трудом, что является главным условием формирования всесторонне развитой личности. И тем не менее можно констатировать: в конце 20-х — начале 30-х гг. под давлением обстоятельств он начинает отходить от своих педагогических постулатов. Вместе с тем и в публикациях, и в его практической деятельности остается много ценного и поучительного.
Таким образом, идея трудовой школы несет в себе различные педагогические аспекты и смысл: личностный, общественный, экономический, политический и др. Исходя из значения и возможностей трудовой школы для развития личности ребенка.С.Т. Шацкий утверждал и поддерживал эту идею как лучшую и наиболее эффективную форму организации детской жизни.
Он видел необходимость соотнесения ее целей и задач с потребностями общества, но основные проблемы ее организации и развития рассматривал, прежде всего, с позиций их полезности и значимости для детей. Трудовая школа С.Т. Шацкого имела принципиальные отличия от всех зарубежных проектов: она носила общеобразовательный характер, строилась на основе ведущих элементов жизнедеятельности ребенка, удовлетворяла его потребности и интересы, организовывала разнообразную трудовую деятельность не только в школе, а и во вне. Наконец, она всесторонне развивала ребенка. [5]
Источник: studentopedia.ru
Трудовая школа Кершенштейнера
Идея соединения умственного и ручного труда, как средство выработки общих трудовых навыков, необходимых трудящемуся любой профессии, средству формирования соответствующих нравственных качеств, была более ярко отражена в теории «трудовой школы» и «гражданского воспитания» немецкого педагога Георга Кершенштейнера. В статье «Школа будущего — школа труда» он изложил основные принципы организации такой школы, представил модель новой трудовой школы. Трудовая школа должна стать таким образовательным учреждением, которое готовило бы детей главным образом из народа к будущей трудовой деятельности, такая школа должна давать ученику минимум знаний, максимум умений и трудолюбия, а также соответствующие гражданские убеждения. Для новой школы необходимо: обширное поле ручного труда, который, в зависимости от способностей ребенка, станет средством умственного развития; освоение труда, которым занимаются родители; работа, осуществляемая совместно с товарищами. При организации народной школы лучше всего было бы соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно-иллюстративной деятельностью, широко используя опытническую и лабораторную работу.
Г.Кершенштейнер предлагал для практических занятий разные мастерские, кузню, школьный сад – вообще ту сферы деятельности, к которой у ребенка есть интерес. И хотя такая трудовая школа знакомит учащимся с методами и приемами труда характерными для определенной отрасли знаний (средняя школа) или практической деятельности (народная начальная школа), она носит не профессиональный, а политехнический характер.
Профессиональную подготовку Г. Кершенштейнер предлагал осуществлять в «дополнительных» школах для работающих подростков, окончивших народную школу.
В тесной связи с концепцией трудовой школы у Г.Кершенштейнера выступала теория гражданского воспитания.
Задачи школы обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием её нравственного значения, и воспитание гражданина — патриота. Для реализации этих идей организация школьного производства должна осуществляться по типу трудовой общины.
В докладе «Школа будущего — трудовая школа» изложил основные принципы организации такой школы: готовить детей, главным образом из народа к будущей трудовой деятельности, причем основная цель не сообщение знаний, а выработка у учащихся элементарных трудовых навыков и воспитание дисциплины поведения. Для детей только то имеет значение, чего они добиваются путём самодеятельности, поэтому в школу и должен быть введён ручной труд. При организации народной школы лучше всего было бы соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно — иллюстративной деятельностью. Ручной труд вводился в школу как самостоятельный учебный предмет, сама организация обучения на ранних стадиях примыкала к игровой деятельности.
В тесной связи концепции трудовой школы у К. выступала теория гражданского воспитания, изложенная им в работе «Понятие гражданского воспитания». В ней он рассматривал народную школу и армию как наиболее действенные государственные воспитательные институты, способные формировать у молодёжи желание трудиться на благо Отечеству и защищать его.
Цель государства и задачи общественной школы.
Государственное устройство, воплощающее в своих целях нравственную идею, является высшим внешним нравственным благом.Самое лучшее воспитание то, которое делает самого воспитателя все более излишним. Цель общественной государственной школы — воспитать ценных граждан. Задачи общественной школы: помочь выбрать профессию, приучить смотреть на профессию как на службу. Смысл трудовой школы заключается в том, чтобы при минимуме научного материала выявить максимум умений, способности к радости от труда.
Итоги: трудовая школа — это такая организация школы, для которой образование характер
Источник: studopedia.info
Декрет о Единой Трудовой школе. 1918 год
Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр. 1026-1030. Распубликован в № 225 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 16 октября 1918 года.
Статья № 812.
Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.
О Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение).
I. Общие положения об Единой Трудовой Школе.
Ст. 1-я. Всем школам Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, состоящим в ведении Народного Комиссариата Просвещения, за исключением высших учебных заведений, присваивается наименование: «Единая Трудовая Школа».
Примечание 1-е. Отдельные школы обозначаются сокращенным названием: «Советская», с указанием местности, номера школы и ступени, — напр.: «3‑я Советская школа 1‑й ступени Нарвского района гор. Петрограда».
Примечание 2-е. Разделение школ на начальные, высшие начальные училища, гимназии, реальные училища, ремесленные, технические, коммерческие училища и все другие виды низших и средних школ упраздняется.
Примечание 3-е. С 1 октября 1918 года все учебные заведения всех ведомств переходят в ведение Народного Комиссариата Просвещения (Собр. Узакон. и Расп. Раб. и Кр. Прав.
1918 г., № 39, ст. 607).
Ст. 2-я. Единая Школа разделяется на 2 ступени: 1‑я для детей от 8‑ми до 13‑ти лет (5‑летний курс) и 2‑я —от 13‑ти до 17‑ти лет (4‑летний курс).
Примечание 1-е. К Единой Школе присоединяется детский сад для детей от 6‑ти до 8‑летнего возраста.
Примечание 2‑е. Органы школьного самоуправления могут отступать на год в сторону понижения возрастной нормы с утверждения Губернского Отдела Народного Образования.
Примечание 3-е. Пребывания в школе учащихся дольше установленной нормы, а также прием детей возраста, превышающего нормальный, допускаются по постановлению Школьного Совета.
Статья 3-я. Обучение в школе 1‑й и 2‑й ступеней бесплатное.
Статья 4‑я. Посещение школы 1‑й и 2‑й ступеней обязательно для всех детей школьного возраста.
Статья 5-я. В школе 1‑й и 2‑й ступеней вводится совместное обучение (Собр. Узакон. 1918 г., № 38, ст. 499).
Статья 6-я. Преподавание в стенах школы какого бы то ни было вероучения и исполнение в школе обрядов культа не допускается (Собр. Узакон. 1918 г. № 18, ст. 263).
Статья 7-я. Разделение преподавателей на категории уничтожается. Все школьные работники (ст. 8‑я) получают вознаграждение по ставкам 1‑й категории декрета Совета Народных Комиссаров «О нормах оплаты учительского труда» (Собр. Узакон.
1918 г., № 47, ст. 552).
Примечание 1-е. Оплата учительского труда производится не поурочно, а помесячно.
Примечание 2-е. Особая оплата должностных лиц из числа школьных работников свыше установленной нормы не допускается.
Статья 8-я. Все школьные работники, т.-е. преподаватели, школьные врачи и инструктора физического труда избираются в ‘соответствии с постановлением о выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей от 27 февраля 1918 г. и инструкциями Народного Комиссариата Просвещения.
Примечание 1-е. Заместители школьных работников допускаются к работе в школе Отделами Народного Образования и во время исполнения своих, обязанностей пользуются всеми правами школьных работников.
Примечание 2-е. В случае невозможности удовлетворить хозяйственные нужды школы силами школьного коллектива (ст. 26) допускается приглашение технических служащих по найму, которые не участвуют в учебно-воспитательной работе, но могут быть привлекаемы к обсуждению хозяйственных вопросов.
Примечание 3-е. Участие школьных работников в работе других школ допускается с разрешения соответствующих местных Отделов Народного Образования.
Статья 9-я. При Народном Комиссариате Просвещения и Отделах «Народного Образования учреждаются должности инструкторов. На обязанности инструкторов лежит периодическое посещение школ для поддержания живой связи их с соответствующими Отделами Народного Образования и в целях оказания помощи преподавателям в их педагогической работе.
Статья 10-я. Число учащихся на одного школьного работника не должно превышать 25‑ти; таким образом, общее количество школьных работников в каждом учебном заведении следует определять, исходя из этой нормы.
Примечание. Отступления от указанных норм могут производиться по постановлению Отдела Народного Образования.
Статья 11-я. Настоящее Положение (ст. 1‑32) распространяется и на все школы, возникающие по частной инициативе. Этим последним может быть оказана государственная поддержка при условии признания ценности данной школы местными Отделами Народного Образования.
II. Основные начала школьной работы.
Примечание 1-е. Трудовое начало станет мощным педагогическим средством в том случае, если труд в школе будет творчески радостным свободным от приемов насилия над личностью учащегося и при всем этом планомерно и социально организованным. В этом последнем смысле школа является школьной коммуной, тесно и органически связанной по своим трудовым процессам с окружающей жизнью.
Примечание 2-е. Старая форма дисциплины, сковывавшая всю жизнь школы и свободное развитие личности ребенка, не может иметь места в школе труда. Но сами трудовые процессы будут воспитывать в детях ту внутреннюю дисциплину, без которой немыслим рационально поставленный коллективный труд.
Дети принимают живое участие во всех трудовых процессах школьной жизни, в числе которых организационные моменты, вытекающие из принципа разделения труда, должны сыграть весьма существенную воспитательную роль. При этом учащиеся научатся оценивать способы планомерного расходования трудовой человеческой энергии и воспитают в себе чувство ответственности, как за ту часть, работы, которая выпадает на долю каждого из них в данном рабочем коллективе, так и за успех всей работы в целом. Короче говоря, коллективный производительный труд и организация всей школьной жизни должны воспитывать будущих граждан Социалистической Республики.
Статья 13-я. Обучение в трудовой школе носит общеобразовательный политехнический характер на обеих ступенях, причем физическому и эстетическому образованию отводится видное место.
Примечание 1-е. Инструкции, примерные программы и объяснительные записки будут изданы дополнительно.
Примечание 2-е. Учебный план, как на 1‑й, так и на 2‑й ступени должен отличаться значительной гибкостью в применении к местным условиям. Кроме того, введение тех или иных предметов для отдельных групп учащихся является возможным при условии соблюдения целостности курса.
III. Порядок и условия шкальной работы.
Ст. 14-я. Школьные занятия в течение года распадаются на 3 категории: 1) обычные школьные занятия, примерно с 1‑го сентября по 1‑е июня; 2) школьные занятия под открытым небом, примерно с 1‑го июня по 1‑е июля: площадки, летние колонии, экскурсии для знакомства детей с природой и жизнью; 3) полные вакации, примерно с 1‑го июля по 1‑е сентября, с 23‑го декабря по 7‑е января и с 1‑го по 14‑е апреля. В школе празднуются установленные Рабоче-Крестьянским Правительством гражданские праздники.
Примечание. Губернским Отделам Народного Образования предоставляется право, как сокращать время полных вакаций, так и видоизменять распределение занятий в течение года.
Статья 15-я. Школы открыты для учащихся в течение 7‑ми дней.
Примечание 1-е. Два дня в неделю, но не подряд, выделяются из общего, числа учебных дней, при этом один день является совершенно свободным от обычных занятий и должен быть попользован для чтения, экскурсий, спектаклей и других самостоятельных детских занятий, для чего привлекаются новые педагогические силы. Другой день является полурабочим днем с обычным педагогическим персоналом и используется для клубных и лабораторных занятий, рефератов, экскурсий, ученических собраний.
Примечание 2-е. Каждый школьный работник имеет один свободный день в неделю.
Статья 16-я. Какие бы то ни было программные учебные занятия для учащихся в школе 1‑й ступени не должны превышать в первые три года 4‑х часов и в остальные два года — 5‑ти часов, а на 2‑й ступени — 6‑ти часов.
Статья 17-я. Задавание обязательных уроков и работ на дом не допускается.
Статья 18-я. Никакие наказания в школе не допускаются. Статья 19-я. Все экзамены — вступительные, переходные и выпускные — отменяются.
Статья 20-я. Деление на классы по мере возможности должно быть заменено делением на группы по степени подготовленности учащегося к соответствующему роду занятий.
Примечание. Переход в несоответствующую возрасту высшую группу допускается лишь по выслушании заключения школьного врача.
Статья 21-я. Во всех школах всех типов вводятся обязательные горячие завтраки бесплатно, согласно раскладкам гигиенических норм для детей соответствующего возраста.
Статья 22-я. Все школы, как 1‑й, так и 2‑й ступени должны состоять под регулярным наблюдением врачей.
Статья 23-я. При поступлении ребенка в школу необходим тщательный медицинский осмотр для определения состояния его физического и психического здоровья.
Статья 24-я. При недостатке вакансий в Единой Школе порядок замещения свободных мест определяется соответственными Отделами Народного Образования.
Статья 25-я. Каждой школе должен быть отведен свободный от построек земельный участок, не менее одной десятины в сельских местностях, а в городах — по мере возможности, но не менее 500 кв. сажен.
Примечание. Земельный участок, отведенный вновь открывающимся школам, должен приближаться к нормам сельских местностей.
IV. Основные принципы самоуправления Единой Трудовой Школы.
Статья 26-я. Школьный Коллектив состоит из всех учащихся данной школы и всех школьных работников.
Статья 27-я. Ответственным органом школьного самоуправления является Школьный Совет, состоящий: а) из всех школьных работников, б) из представителей трудового населения данного школьного района в количестве числа школьных работников, в) в таком же соотношении от учащихся старших возрастных групп, с 12‑летнего возраста и г) одного представителя от Отдела Народного Образования.
Статья 28-я. Внутренняя жизнь Школьного Коллектива в рамках постановлений Центральных и местных .органов Народного Комиссариата Просвещения и Школьного Совета регулируется общими и групповыми собраниями Школьного Коллектива.
Статья 29-я. Исполнительным органом Школьного Совета является Президиум, который объединяет работу Исполнительных Комиссий, организуемых Школьным Советом и Школьным Коллективом.
Статья 30-я. Решения Школьного Совета, принимаемые им по всем вопросам школьной жизни, не должны нарушать общих положений об Единой Школе и постановлений Отдела Народного Образования Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов и могут быть опротестованы представителем Отдела.
Примечание. Протест не останавливает решения Школьного Совета, но вопрос вносится на рассмотрение Отдела Народного Образования.
Статья 31-я. В компетенцию Школьного Совета входят рассмотрения и решение следующих вопросов:
а) распределение учащихся по группам и выпуск из школы,
б) представление в местный Отдел Народного Образования об освобождении учащихся от занятий в данной школе,
в) утверждение планов и программ занятий групп в пределах директив Народного Комиссариата Просвещения и местных Отделов Народного Образования,
г) утверждение порядка и плана образовательных, производительных и хозяйственных работ школы,
д) составление годовых смет и отчетов о педагогической и административно-хозяйственной работе Школьного Коллектива,
е) рассмотрение и утверждение проекта школьной инструкции (о внутреннем строе жизни школьной коммуны).
Статья 32-я. Внутренняя жизнь школьной коммуны должна строиться на началах полной свободы объединения всех членов коллектива в группы и кружки, преследующие образовательные и воспитательные цели, — например, союзы преподавателей, союзы молодежи и т. д.
V. Меры к проведению плана преобразования школ в жизнь
Для проведения указанного плана в жизнь предлагается 3‑классные и 4‑классные начальные училища превратить в 5‑летние школы 1‑й ступени, для чего, с начала учебного года ко всем начальным училищам добавить дополнительный год обучения. В дополнительную старшую возрастную группу привлекаются дети, окончившие в текущем году начальные училища. Так называемые 2‑классные училища с 5‑летним курсом в полном составе относятся а школам 1‑й ступени.
Все средние учебные заведения, а также школы, приближающиеся к ним по типу, правительственные, общественные и частные, разделяются применительно к следующему плану разделения мужских гимназий: первые три нормальные класса с приготовительными превращаются в самостоятельные школы 1‑й ступени и перестраиваются на общих для указанной ступени основаниях. В текущем году к ним прибавляется первый год обучения, а если ветретится надобность, то и 2‑й (до 5‑летнето состава).
4, 5, 6 и 7‑й классы образуют школы 2‑й ступени; 8‑й класс упраздняется.
Высшие начальные училища и приближающиеся к ним по типу, — напр., торговые школы, — преобразуются в школы 2‑й ступени, для чего от них отсекается 1‑й год обучения и добавляется старшая возрастная группа для окончивших учебные заведения в текущем году.
Этот план преобразования бывших начальных и средних учебных заведений является примерным и может быть видоизменяем соответственными Отделами Народного Образования.
Подписали: Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Я. Свердлов. Заместитель Народного Комиссара Просвещения М. Покровский. Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов В.
Аванесов.
Распубликован в № 225 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 16 октября 1918 года.
Источник: 1911-kir.livejournal.com