3. Методы и приемы руководства трудовой деятельностью дошкольников (распределение работы, совет, разъяснения по подготовке рабочего места и подбору необходимого оборудования, соблюдение последовательности трудовых операций, совместное выполнение дела, организация помощи со стороны товарищей)
4. Методика руководства трудовыми поручениями, дежурствами детей в разных возрастных группах
5. Методика руководства общим, совместным, коллективным трудом детей в разных возрастных группах
Практическое занятие:
количество часов на данное занятие
1. Анализ содержания дежурства (по столовой, по уголку природу, по подготовке к занятиям)
2. Составление и анализ конспектов по организации дежурства дошкольников в разных возрастных группах
Тема. Диагностика и анализ результатов трудовой деятельности дошкольников
Содержание
указывается количество часов на изучение темы
1. Особенности диагностики результатов трудовой деятельности дошкольников. Характеристика диагностических методик.
Организация развивающей деятельности дошкольников в ДОО: реализация педагогического процесса и контр
Практическое занятие:
количество часов на данное занятие
1. Подбор диагностических методик для определения уровня сформированности трудовой деятельности дошкольников и составление конспектов проведения диагностики
2. Анализ полученных результатов, показателей сформированности трудовой деятельности дошкольников, критерии оценки
Тема. Планирование
Трудовой деятельности
Дошкольников
Содержание
указывается количество часов на изучение темы
1. Требования к структуре, содержанию и оформлению документации по планированию трудовой деятельности дошкольников.
Практическое занятие:
количество часов на данное занятие
Разработка перспективного и календарно-тематического плана по организации трудовой деятельности для конкретной возрастной группы на один день, неделю, месяц
Тема. Воспитание
Дошкольников в труде
Содержание
указывается количество часов на изучение темы
1. Условия воспитания дошкольников в труде. Эмоционально-положительная атмосфера,
организация развивающей предметно-пространственной среды по трудовому воспитанию, учет нагрузки, индивидуальных интересов.
2. Средства трудового воспитания: собственная трудовая деятельность, ознакомление с трудом взрослых, художественные средства – пословицы и поговорки, чтение художественных произведений, произведения изобразительного искусства. Труд как средство гармоничного развития.
Практическое занятие:
количество часов на данное занятие
Средства трудового воспитания дошкольников
МДК.02.04 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Быковская А.П.
Тема 1.1. Сущность и своеобразие продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Содержание
указывается количество часов на изучение темы
1. факторы, определяющие своеобразие детской продуктивной деятельности
Технологии «Бережливого производства» как современный метод организации труда
2. виды продуктивной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
3.психологические основы и этапы развития продуктивной деятельности;
4. формы организации продуктивной деятельности в ДОО
Практическое занятие:
1.Определение и структурный анализ детской продуктивной деятельности, на основе характеристики её своеобразия в разные возрастные периоды (по предлагаемой форме).
Тема 1.2. Содержание продуктивной деятельности дошкольников в современных
образовательных программах в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Содержание
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
2. Содержание вариативных примерных образовательных программ дошкольного
образования и воспитания по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Практическое занятие:
1.Анализ содержания современных образовательных программ по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Источник: infopedia.su
«Трудовое воспитание дошкольника» | Пендерева Ольга Валерьевна. Работа №309964
Трудовая деятельность для детей более доступна, чем учебная, в силу особенностей их психики и интеллекта. Очень часто именно в ней они стремятся реализоваться и почувствовать свою полезность и нужность, как для сверстников, так и для взрослых.
Поэтому труд (как процесс) может являться одним из главных средств не только физического и психического развития детей, но и их социализации. Очень важно в процессе организации работы по приобщению детей среднего дошкольного возраста к труду взрослых учитывать возрастные особенности дошкольников, их возможности, а также интересы и накопленный социальный опыт.
По этой причине ознакомление дошкольников с трудом взрослых необходимо начинать с профессий людей, входящими в ближнее окружение детей. В наблюдении за трудом взрослых и трудовом воспитании, необходимо концентрировать внимание дошкольников на самого человека, а не на трудовых действиях, орудиях труда, тем самым вызывая у детей чувство сопереживания, желания трудиться. В процессе наблюдения особое внимание необходимо уделять развитию у дошкольников уважительного отношения к труду человека, акцентировать их внимание на нравственных, положительных деловых и личностных качествах людей, таких как ответственность, добросовестность, стремление принести пользу людям. Также необходимо заострять внимание дошкольников на том, что очень часто результат труда достигается усилием большого количества людей, т.е. является результатом коллективного труда, представителей нескольких профессий..
Тема: О рганизация трудового воспитания детей дошкольного возраста как педагогическая проблема Одной из важнейших задач в ДОУ – является трудовое воспитание
и обучение дошкольников, привития уважения к нему. Чтобы воспитать
трудолюбивого человека, необходимо включать его в трудовые действия
с самого раннего детства. Труд детей не имеет материального вознаграждения и носит ситуативный не обязательный характер. Все структурные компоненты трудовой деятельности у ребенка находятся только в развитии и обязательно предполагают помощь взрослого. Особенность хозяйственно-бытового труда состоит в умении детей
самостоятельно организовывать его. Дети помогают взрослому в уходе за ними. В старшем дошкольном возрасте обязанности детей шире. Особенности труда в природе: 1) Результат в форме материального продукта (овощи, фрукты); 2) Часто имеет отсроченный результат (посеяли семена, затем ждем, пока взойдут и т.д.), поэтому воспитывает у детей терпение.
Роль труда в воспитании дошкольников неоценима, так как он позволяет не только формировать у детей трудовые навыки, но и позволяет решать множество воспитательных задач, а также позволяет дошкольникам почувствовать свою значимость и ценность во взаимоотношениях со взрослыми. Поэтому со стороны воспитателей и родителей важно простроить свою работу с детьми таким образом, чтобы интерес к труду у дошкольников только усиливался, а не ослабевал. Дети младшего дошкольного возраста выполняя трудовую задачу, чаще обращают ее в игру, а более старшие дети тоже нередко используют игру. В детском саду важно организовать трудовую деятельность детей
так, чтобы можно было вовлекать дошкольников в труд, а не просто вести беседы и разглядывать иллюстрации. Существуют несколько основных требований к организации детского труда: систематичность, постепенность рабочей загрузки, комфортность. Средства, методы и приемы трудового воспитания: Организация образовательной деятельности.
Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течении всего дня. Наблюдения за трудом взрослых. Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым. Экскурсии. Художественные средства (изо, музыка, художественная литература). Дидактические, настольные игры. Рассматривание картин, иллюстраций, картинок. Использование ИКТ.
Интеграция образовательных областей Трудовое воспитание обусловлено основными компонентами, которое имеет свои особенности. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразных видов деятельности по содержанию труда. Условия к организации детского труда: 1. Систематичность детского труда 2. Постепенность рабочей нагрузки 3. Подбор оборудования для труда 4. Создание рабочей атмосферы в группе Следовательно, главной особенностью трудового воспитания в ДОУ служит то, что труд ребенка неразрывно связан с игрой. Другая
особенность заключается в том, что трудовая деятельность постоянно
развивается. На ранних стадиях обучения необходимо рассказывать ребенку в доступной форме о планировании труда, о цели, которая достигается. Таким образом, это помогает детям в будущем стать целеустремленными и организованными. С раннего возраста важно приучайть детей к самообслуживанию.
Обучая детей самообслуживанию, следует дать им очень важные знания и помогаеть выработать полезные привычки, которые будут фигурировать всю последующую их жизнь. Сначала учат ребенка правильно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, а впоследствии непременно обучают ребенка тому, как следует выглядеть, чтобы производить впечатление аккуратного и опрятного человека.
Приучение его к порядку должно проходить регулярно при уборку своей комнаты, складывании книг и игрушек на свои места. В будущем это поможет ребенку выработать такие качества, как организованность и пунктуальность.
В каждой возрастной группе в начале года воспитатель распределяет детей на подгруппы, учитывая при этом их склонности, способности, психологические особенности, симпатии, уровень навыков и умений. Во второй младшей группе детей распределяют на 4 подгруппы; в средней, старшей и подготовительной к школе группах – на 5 подгрупп.
Все виды работы планируются поочередно с каждой подгруппой. Ребятам старшей и подготовительной к школе групп предлагает объединиться в подгруппы самостоятельно по интересам и желанию. Дети сами придумывают названия своих подгрупп, которые закрепляются за ними на весь год (при желании ребята могут изменить эти названия). Детей постарше привлекают к хозяйственно-бытовому труду.
Это очень разнообразная и интересная работа, которая имеет некоторые нюансы. Стараются при этом не разделять хозяйственный труд на мужской и женский. Иногда труд может быть веселым занятием. Необходимо установить в семье четкое расписание уборки и распределить, кто какую работу выполняет.
В качестве мотивации можно в конце работы отвести ребенка на прогулку, в театр, или купить мороженое. Обязательно следует проверять результат, если процесс уборки происходит в отсутствие взрослого – соблазн закончить работу поскорее и получить ожидаемую награду бывает очень велик и может привести к тому, что дети могут делать работу быстро и как попало.
Труд по уходу за домашними питомцами и комнатными растениями стоит на особом месте. Ребенок должен понять, что своим невыполнением трудовых обязанностей по уходу за домашним питомцем, он может нанести ему вред. Если не поливать растения – они завянут, если не кормить и не выгуливать щенка – он заболеет.
Донесите это до ребенка в наиболее доступной форме и объяснить, что это не только забава, но и действительно полноценный труд. Ручной труд – это занятие, которое требует индивидуального подхода. В детском саду существуют занятия аппликацией, в школе ребенок посещает уроки труда.
Эти занятия заложены в школьной программе именно для того, чтобы дети с юности приобретали необходимые навыки, которые могут пригодиться им во взрослой жизни. Если у родителей есть желание обучать детей некоторым видам ручного труда, главное, что здесь нужно помнить – возбудите у ребенка интерес. Тогда занятия ручным трудом, будут для него не просто работой, а интересной и полезной деятельностью. Организация трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, если: разработана педагогическая технология, включающая подготовительный, обобщающий и закрепляющий этапы; специально подобранные методы (рассказ, беседа, наблюдение, дидактические игры), приемы (показ иллюстраций, фотографий, рисунков, разучивание стихотворений, экскурсии, викторины, организация игровой деятельности) и средства (обучение в ходе тематических занятий, экскурсии, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей). Таким образом, о дно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, является трудовое воспитание, главной целью которого становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции трудовых действий, формирование положительного отношения к миру, к разным видам труда, развитие творческой активности.
Источник: solncesvet.ru
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙВДОУ
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности; ознакомления с трудом взрослых; художественных средств.
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.
К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.
Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.
Основными методами трудового воспитания дошкольников являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и внедрены в практику разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения; дежурства; общий, совместный, коллективный труд.
Поручения — это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Трудовые поручения могут различаться по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие); по продолжительности (кратковременные или длительные, постоянные или одноразовые); по содержанию (соответствуют видам труда).
Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.
В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в «Уголке природы», по подготовке к занятиям. Дежурство способствует систематичности включения детей в трудовой процесс. Продолжительность дежурств бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.
Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.
Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде — единая.
Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.
Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд — общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей. Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный — в старшей и подготовительной к школе.
Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эффективно при определенных условиях, к которым относятся: эмоционально-положительная атмосфера; материальная среда и трудовое оборудование; дозированная нагрузка; учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материальной.
Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию и к организации труда дошкольников. Следовать этим требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и их жизни.
Труд для дошкольника — полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙВДОУ От 250 руб
- Контрольная работа МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙВДОУ От 250 руб
- Курсовая работа МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙВДОУ От 700 руб
Источник: students-library.com