Трудовые ресурсы – часть населения в трудоспособном возрасте (для женщин от 16 до 54 лет, для мужчин от 16 до 59), занятые в различных сферах общественного хозяйства кооперативной, индивидуально-трудовой деятельности, а также лица, потенциально трудоспособные, но занятые в домашнем или личном подсобном хозяйстве, в вооруженных силах, на учебе с отрывом от производства.
В состав трудовых ресурсов не входят:
- неработающие льготные пенсионеры,
- неработающие инвалиды войны и труда I и II групп.
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте (трудовые ресурсы) состоит из двух частей:
- «экономически активное население». Согласно международным стандартам, к нему относят занятое население и безработных, ищущих работу.
- Экономически неактивное население(не занятые тем или иным видом деятельности). Это лица трудоспособного возраста, которые по различным причинам не заняты в народном хозяйстве. К ним относятся учащиеся, студенты, слушатели и курсанты, аспиранты дневной формы обучения, лица, получающие пенсию по потере кормильца, занятые уходом за детьми или больными родственниками, лица, не имеющие работы или те, которым нет необходимости работать, чтобы обеспечить себе средства для существования.
Необходимо понимать эффективность применения труда в организациях.
Антикризисная мера №1.Неполный режим работы.Законные способы выживания в условиях сокращения доходов
Эффективное использование ТР- это высокий конечный результат при минимальных затратах труда.
Баланс трудовых ресурсов – это таблица, состоящая из ресурсной и распределительной частей.
Вторая часть – распределяет численность трудовых ресурсов на следующие категории:
— лица занятые в экономике
— население занятое в экономике.
Организованная форма: служба занятости, кадровые агентства широкого профиля, вспомогательные специальные службы.
— частично сохраняющееся распределение выпускников училищ, техникумов, вызов
— организованный перевод работников на другую работу .
Источник: studentopedia.ru
1. Заполни в своей тетради таблицу «Последствия безработицы для общества». Экономические последствия Социальные последствия Впиши перечисленные примеры в соответствующую графу таблицы: потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течение длительного времени; снижение уровня доходов семей; рост нарушений технологической дисциплины рабочими; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги; рост преступности в стране.
Экономические последствия : потеря квалификации работиниками, не имеющими работы в течении длительного времени ; рост нарушений технологической дисциплины рабочими; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги Социальные последствия: снижения уровня дохода семей; рост преступности в стране
Особенности начислений выплат работникам в особых условиях труда на примере 1С ЗУП
Источник: znanija.site
Безработица Кто такие безработные? Уровень безработицы Типы безработицы Действия государства в отношении безработицы Задачи. — презентация
Презентация на тему: » Безработица Кто такие безработные? Уровень безработицы Типы безработицы Действия государства в отношении безработицы Задачи.» — Транскрипт:
1 Безработица Кто такие безработные? Уровень безработицы Типы безработицы Действия государства в отношении безработицы Задачи
2 Безработица Разработка урока учителем географии и экономики Санкт-Петербургского ГОУ СПО «Колледж олимпийского резерва 1» Макаловой Ниной Леонидовной
3 Безработица Урок по экономике по теме «Рынок труда (экономические проблемы безработицы), Урок по географии по теме «Трудовые ресурсы России», Материал для элективных курсов по экономике и географии.
4 Безработица Цели урока: Обучающая: дать новые понятия (рабочая сила — экономически активное население, занятость, безработица и ее виды, уровень занятости и безработицы), сформировать знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях. Развивающая: показать ситуацию на рынке труда в целом и в современной России, развивать экономическое мышления через анализ информации, развитие умений и навыков сравнения и анализа, работы со статистическими данными, диаграммами и картами. Воспитывающая: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность за экономические решения, уважение к труду, использование полученных знаний при выборе профессии и ориентации на рынке труда.
5 Кто такие безработные? Все население страны 141 млн. чел. Нетрудо- способное население 46 млн.чел. (дети, пенсионеры и др.) Трудоспособное население (трудовые ресурсы) 95 млн. чел. Добровольно незанятое 18,8 млн. чел. (домохозяйки и др.) Экономически активное население (рабочая сила) 76,2 млн. чел. Занятые З=71 млн. чел.
Безработные Б= 5,2 млн. чел.
6 Кто такие? Нетрудоспособное население – лица моложе 16 лет или достигшие пенсионного возраста, а также не работающие по состоянию здоровья. Трудоспособное население: Добровольно незанятые – трудоспособные люди, добровольно неработающие по найму или на индивид. предприятиях ( учащиеся и студенты дневных отделений старше 16 лет, домохозяйки) Экономически активное население (рабочая сила) – занятые + безработные Занятые – люди работающие полный рабочий день по найму или на индивид. предприятиях. При этом человек считается занятым, если он не работает по следующим причинам: болеет, находится в отпуске, бастует, из-за стихийных бедствий. Безработные – люди, не имеющие работы, желающие получить и активно ищущие ее.
7 Трудоспособные, не работают Безработные ищут работу, добровольно незанятые не желают работать Трудоспособные, желают работать Занятые имеют работу, безработные ищут Различие между безработными и добровольно незанятыми: Сходство между безработными и добровольно незанятыми: Сходство между безработными и занятыми: Различие между безработными и занятыми:
8 Уровень безработицы = Безработные ____________________ * 100 % Занятые + Безработные (5,2 млн. чел./76,2 млн. чел. )*100 %= 6,8 % Уровень безработицы – важнейший индикатор состояния экономики.
9 Задача Вычислить уровень безработицы в стране, численность населения которой 100 млн. человек. Из них 24 млн. дети до 16 лет, 30 млн. человек выбыли из состава рабочей силы по возрасту, 4,6 млн. человек — безработные, 1 млн. человек заняты неполный рабочий день и ищут работу. Ответ:Ответ: 10 %
11 Типы безработицы: Фрикционная безработица – -работники, находящиеся в процессе смены работы (переезд в другой город), -при переходе на новое место работы, -ищущие работу в первый раз (выпускники вузов, колледжей), -заново вступающие в ряды рабочей силы после добровольного отказа от работы (матери, вырастившие детей). Государственные меры : -Информация о наличии рабочих мест, -Услуги службы занятости, -Повышение мобильности трудовых ресурсов (создание развитого рынка жилья, отмена прописки).
12 Структурная безработица — -Работники, которые не в состоянии занять имеющиеся рабочие места вследствие отсутствия необходимых навыков и умений для производства нового вида продукции, имеющего спрос на рынке. -Сезонная безработица (туризм, сельское и лесное хозяйство и др.) – потеря работы в межсезонье. Государственные меры : -Субсидии на получение образования, -Обучение и переобучение работников, -Создание временных рабочих мест, -Повышение мобильности трудовых ресурсов.
13 Циклическая безработица — -работники, уволенные в период общего экономического спада. Государственные меры : -стимулирование роста экспорта как толчок к росту производства и занятости, -инвестирование в реконструкцию и модернизацию предприятий, -поощрение иностранных инвестиций в экономику, -создание условий для роста самозанятости, поддержка малого бизнеса.
14 Естественная безработица Невозможность избежать фрикционной и структурной – это естественная безработица. Если уровень безработицы = естественному – это полная занятость. Экономический потенциал страны (потенц. ВНП) – это объем производства при полной занятости. Если уровень безработицы больше естественного на 1 %, производство падает на 2,5%.
15 Скрытая безработица Занятость неполный рабочий день, Работа не соответствует квалификации, Разочаровавшийся работник.
16 Распределение безработных по уровню образования ( % к общему числу безработных).
17 Безработица как негативное явление Экономически – неполное использование производственных ресурсов, меньшее производство товаров и услуг, снижение спроса, снижение уровня благосостояния. Социально – обострение проблем бедности, преступности, асоциального поведения.
18 Определи тип безработицы: Ниже перечислены работники, не имеющие работы. Используя определения трех видов безработицы, укажите какой вид безработицы, — фрикционную, структурную (в т.ч. сезонную) или циклическую, — представляет каждый из перечисленных работников. 1.Недавний выпускник вуза, ищущий свою первую работу – фрикционная. 2. Бывший работник сталелитейного завода, закрытого из-за того, что устарело оборудование – структурная. 3. Работник, уволенный агрофирмой по окончании сбора урожая – структурная, сезонная. 4. Плотник, уволенный вследствие спада в жилищном строительстве из-за роста ставок банковского процента, – циклическая,
19 Определи тип безработицы: 5. Работник, который ушел с работы, чтобы переехать в другой город к своей семье, — фрикционная. 6. Закрытие ряда угольных шахт и массовое увольнение шахтеров из-за строительства электростанций, использующих в качестве источника энергии нефть, — структурная. 7. В мае 2005 года Андрей окончил университет.
Хорошо отдохнув 1,5 месяца, он начал искать работу и спустя 2 недели нанялся на уборку клубники. Когда через 2 месяца период уборки закончился, Андрей был уволен. Он будет учтен при исчислении – фрикционной и сезонной безработицы.
20 Определи тип безработицы: 8. Выпускник школы желал бы устроиться на работу. Несмотря на то что газеты пестрят предложениями, активные поиски не дают результата по причине отсутствия опыта и квалификации. Это событие будет учтено как — структурная безработица. 9. Домохозяйка решила пойти работать и начала поиски рабочего места – фрикционная. 10.
Закрытие военного производства привело к увольнению работников – структурная.
21 Задача. В стране в августе было 10 млн. чел. безработных и 90 млн. чел. занятых. 1)Определи численность рабочей силы, уровень безработицы и уровень занятости. 2)В сентябре из 90 млн. чел., имевших работу было уволено 0,5 млн. чел. Какова численность занятых теперь?
3)В течение октября 1 млн. чел. из числа безработных прекратили поиски работы, из-за постоянных отказов, ссылаясь на то, что у них карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных и уровень безработицы в октябре. Кем стали отчаявшиеся? Правильные ответы: 1) 100 млн. чел., 10 %, 90 %. 2) 89,5 млн. чел. 3) Безработных – 9,5 млн. чел., раб. сила – 99 млн. чел., уровень безработицы – 9,6%, скрытая безработица.
22 Труд есть необходимое условие жизни человека и труд же дает благо человеку (Л. Толстой). Мотивация к работе – часть мотивации к жизни (Э. Воутилайнен). Прием на работу – это победа надежды над опытом (Э. Воутилайнен). Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство (Л.
Толстой). Праздная жизнь – это преждевременная смерть. (Гете). Заключение.
23 Определили виды безработицы- фрикционная, структурная и циклическая – по предложенным примерам. Использовали формулу расчета уровня безработицы при решении задачи. Познакомились с особенностями безработицы в России. Дали определение безработицы и проанализировали различия в причинах возникновения каждого вида безработицы. Итоги урока:
24 Домашнее задание: В соответствии с курсом «География» или «Экономика». Привести примеры разных видов безработицы. Найти данные о численности безработных в своем регионе, распределении их по отраслям. Подготовить список наиболее и наименее востребованных специальностей сейчас и в будущем. Узнать о мерах по сокращению безработицы в своем регионе.
Источник: www.myshared.ru