Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОТЧЕТНОСТЬ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СЧЕТ, ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ
Текст научной работы
Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» документы в области регулирования бухгалтерского учета представлены следующими группами стандартов:
- Федеральные стандарты, к которым относятся законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации.
К важным документам этого уровня относятся положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие правила, принципы и варианты организации учетно-аналитической работы по видам активов и обязательств.
- Отраслевые стандарты, устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
В области сельскохозяйственного производства приказы (нормативные акты), утвержденные министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее – министерство).
Так, приказом министерства от 13.06.2001 №654 «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и методических рекомендаций по его применению» устанавливает перечень рекомендуемых аналитических счетов бухгалтерского учета с учетом отраслевой специфики и инструкцию их применения.
Приказ министерства от 16.05.2003 № 750 «Об утверждении специализированных форм первичной учетной документации» устанавливает основные формы специализированных первичных документов, необходимых для организации документального оформления фактов хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия.
Также помимо вышеупомянутых нормативных актов министерства, относятся прочие регулирующие документы в узкоспециализированных отраслях производства, разрабатываемые федеральными ведомствами.
Важным отраслевым документом для предприятий, признаваемых сельхозтоваропроизводителями являются ежеквартальные и годовые приказы об утверждении форм отчетности за соответствующий период. Так, например, в 2013 году состав форм обязательной отраслевой отчетности был утвержден приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18 декабря 2013 года №480. Стоит отметить, что в состав бланков бухгалтерской отчетности наряду с обязательными формами отчетности для предприятий всех отраслей (например, форма «Бухгалтерский баланс», форма «Отчет о финансовых результатах» и пр.), включены специализированные формы отчетности отдельно по отраслям сельскохозяйственного производства.
- Рекомендации в области бухгалтерского учета, к которым относятся методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств.
- Стандарты экономического субъекта, к которым относятся рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия, которые определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Таким образом, основными задачами при составлении отчетности являются:
- формирование полной и достоверной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации, необходимой внутренним пользователям отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредитора и другим пользователям;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Концептуальные теоретические основы abc-калькулирования в сельском хозяйстве
- Оксанич О.И.
- Кулиш Н.В.
Анализ экономической ситуации методами теории игр
- Новоженов В.А.
- Комова Н.В.
Учетная политика как основной стандарт экономического субъекта
- Аргунова З.Ш.
- Кулиш Н.В.
Совершенствование инвестиционной политики корпорации (на примере ПАО «Уралкалий» и ПАО «Акрон»)
- Сорокина Н.Н.
Субъекты малого предпринимательства в сельском хозяйстве и их особенности
- Каменецкая М.О.
Список литературы
Цитировать
Каменецкая, М.О. Нормативно-правовая база и задачи составления отчетности / М.О. Каменецкая. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3215 (дата обращения: 18.06.2023).
Поделиться
Настоящий ресурс содержит материалы 16+
Источник: novainfo.ru
Введение
В современных экономических условиях существенно возрастает значение финансовой информации, достоверность, оперативность и объективность которой позволяют всем участникам хозяйственного оборота представить и понять финансовое состояние и финансовые результаты деятельности конкретной компании.
Баланс (французское balance — весы) — система показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату. Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении.
С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета, с другой стороны, бухгалтерский баланс — одна из форм периодической и годовой отчетности. Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой, которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения. Умение читать баланс, это есть знание экономического содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими показателями, характеристики этих изменений для экономики предприятия. Все это доказывает актуальность выбранной темы исследования.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение методики составления и проведения анализа бухгалтерского баланса на предприятии и влияние полученных результатов на достоверность финансового состояния предприятия для принятия правильных управленческих решений.
Задачами данной курсовой работы являются:
— раскрыть сущность бухгалтерского баланса и дать оценку его статей;
— показать роль бухгалтерского баланса в управлении предприятием для характеристики его финансового состояния.
При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования: использование методов индукции и дедукции. Изучение экономических явлений осуществляется как путем продвижения от фактов к теории, так и от теории к фактам. Это в свою очередь является ориентиром при подборе и систематизации эмпирических данных, которые включают в себя нормативно — правовую базу, периодические издания, использование сети интернет.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов и заключения.
В введении обосновывается актуальность выбранной темы и цели исследования.
В первом разделе раскрыты теоретические аспекты построения бухгалтерского баланса.
Второй раздел курсовой работы посвящен конкретно оценке статей бухгалтерского баланса на примере МУП «Теплоэнерго».
В третьем разделе предложены практические рекомендации по улучшению формирования бухгалтерского баланса МУП «Теплоэнерго».
В заключении сделаны основные выводы и предложения по теме исследования.
Теоретические аспекты построения бухгалтерского баланса
Нормативно — правовая база, регулирующая финансовую отчетность
Систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности составляют законодательные, нормативные правовые акты и иные документы. Данная система состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями субъектами управления. Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной думой, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. Главным актом первого уровня системы является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. К данному уровню системы относится и Гражданский кодекс Российской Федерации, в части первой которого, законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях (наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица).
Второй уровень системы составляют российские стандарты, Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения учета отдельных объектов и возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом выступает только Министерство финансов Российской Федерации, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирование с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ министерство ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
Третий уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Министерство финансов, некоторые другие министерства и ведомства, объединения организаций, крупные компании).
Примеры таких документов:
методические указания по учету основных средств,
указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с «осуществлением договора простого товарищества»,
указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением доверительного управления имуществом,
методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию,
методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств,
методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно — изыскательских организациях и в других отраслях.
К важнейшим документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и методические рекомендации по его применению.
Четвертый уровень системы составляют так называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, предоставляемых заинтересованным пользователям.
Нормативные акты всех уровней в совокупности определяют методологию бухгалтерского учёта в целом. Рассмотренная система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о финансово — хозяйственной деятельности организации.
1.2 Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятием
Термин «баланс» происходит от двух латинских слов: bis — дважды, lanx — чаша весов, что буквально означает — двучашие, и употребляется как символ равновесия и равенства. Применяется в экономике, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких — либо ресурсов и направления их использования за определенный период: баланс доходов и расходов. Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонней таблицы с равными итогами широко используется в планировании, экономическом анализе и бухгалтерском учете. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет двоякое значение: равенство итогов и наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, которая показывает состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату [14, с. 15].
Источник: studbooks.net
Правовые основы бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хоз.д-ти, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Правовое регулирование бухгалтерской отчетности.
Состав бухгалтерской отчетности.
В соответствии с Законом в состав бухгалтерской отчетности организаций, за исключением бюджетных, включаются:
— отчет о прибылях и убытках
— приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
а) форму отчета об изменениях капитала;
б) форму отчета о движении денежных средств;
в) форму отчета о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).
Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату (последний календарный день отчетного периода). Баланс организации именуется самостоятельным балансом юридического лица. Филиалы и подразделения организации могут иметь отдельный баланс.
В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ, эта организация, помимо собственного бухгалтерского отчета, составляет сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ.В бухгалтерском балансе имущественное и финансовое положение организации представляется данными о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах). К активам, например, относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, находящиеся на счетах и в кассе.
В законодательстве используется также понятие «чистых активов». Чистые активы – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов суммы обязательств. В составе пассивов учитываются капиталы и резервы организации, заемные средства, кредиторская задолженность и др. Долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года) активы и пассивы фиксируются отдельно.
Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты д-ти орг-ции за отчетный период, т.е. за тот период, за который орг-ция составляет отчетность (квартал, полгода, 9 месяцев, год). Данный документ содержит следующие показатели:
1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности:
— выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов и обязательных платежей, то есть нетто-выручка);
— себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);
— коммерческие расходы (расходы, связанные со сбытом, издержки обращения);
— прибыль (убыток) от продаж.
2. Операционные доходы и расходы:
— проценты к получению или к уплате (суммы причитающихся в соответствии с договорами к получению или подлежащих уплате дивидендов, процентов по облигациям, депозитам и т.п.);
— доходы от участия в других организациях (доходы по финансовым вложениям в ценные бумаги других организаций, а также доходы от участия в совместной деятельности без образования юридического лица);
— прочие операционные доходы/расходы (например, данные по операциям, связанным с движением имущества).
3. Внереализационные доходы и расходы.
Прибыль (убыток) до налогообложения.
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.
Прибыль (убыток) от обычной деятельности.
4. Чрезвычайные доходы и расходы (последствия стихийных бедствий, пожаров, аварий, национализации имущества и т.п.)
Чистая прибыль: нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.
Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Предусмотренные нормативно-правовыми актами приложения должны обеспечивать пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы для реальной оценки имущественного и финансового положения организации и финансового результата ее деятельности. Среди приложений можно назвать отчет об изменениях капитала (уставного, добавочного, резервного капитала, фондов организации, а также средств целевых финансирования и поступлений); отчет о движении денежных средств; отчета о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).
С 01.01.2013 в действие вступает действие новый федеральный закон, регулирующий бухгалтерский учет (Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
На данный момент действует ФЗ от 21 ноября 1996 г. № 129–ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru