В бухгалтерском учете отчетность является его завершающим этапом, на котором происходят обобщение накопленной учетной информации и представление ее в виде, удобном для заинтересованных лиц. Предприятие любой организационно-правовой формы обязано составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.
Бухгалтерская отчетность служит одним из важнейших источников информации об условиях и результатах деятельности организации, доступных различным группам пользователей. Однако в полной мере выполнять эту функцию она может лишь в том случае, если отвечает основным качественным характеристикам: достоверности, полноте, существенности, нейтральности и т.п.
Отчетность используется для текущего руководства деятельностью организаций, ее данные необходимы для анализа производственно-финансовой деятельности. С ее помощью выявляют причины отклонений от заданных параметров, вскрывают неиспользованные резервы производства. Органы статистики широко используют годовые отчеты многих предприятий для различных разработок, которые позволяют определить направление и уровень развития производства.
Содержание, периодичность, сроки представления отчетности устанавливаются соответствующими нормативными актами исходя из потребностей налогообложения, управления и оперативного руководства экономикой.
Целью курсовой работы является осветить вопросы, касающиеся понятия бухгалтерской отчетности в целом и форм отчетности с точки зрения информации, необходимой для пользователей.
При составлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами, в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете», к которым относятся:
Федеральный закон о бухгалтерском учете
Положение по бухгалтерскому учету «бухгалтерская отчетность организации»
План счетов бухгалтерского учета и инструкция о его применении.
Согласно Федеральному закону все организации составляют бухгалтерскую отчетность на основании данных синтетического и аналитического учета.
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В системе нормативного регулирования положения по бухгалтерскому учету являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете по каждому объекту учета.
К настоящему времени разработано и введено в учетную практику несколько положений по бухгалтерскому учету:
ПБУ 1/98: Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н) — под учетной политикой понимается принятие ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета- первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Современные основы бухгалтерского учета. Занятие №2
ПБУ 9/99: Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н) – доходами организации признается увеличения экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственного имущества).
ПБУ 10/99: Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов участников (собственного имущества).
ПБУ 16/02: Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 (утв. приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 г. N 66н) – определяет требования по раскрытию информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности организации.
ПБУ 19/02: Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (утв. приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. N 126н) – применяется при установлении особенностей учета финансовых вложений для профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов.
Источник: studopedia.su
Осуществление нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
Совершенствование финансового рынка страны требует постоянной работы над совершенствованием методов и форм его регулирования. Необходимая для этого финансовая информация добывается самым известным на данный момент инструментом — бухгалтерским учетом хозяйственной деятельности, без которой, в современном мире, невозможна деятельность любой организации в принципе. Именно поэтому, от знаний и профессионализма бухгалтера благосостояние организации зависит не меньше, чем от его кадров и руководителя.
Долгое время ситуация с бухгалтерской отчетностью и финансовым правом складывалась так, что две обязательные научные базы применялись только соответствующими специалистами каждой области — учет вели бухгалтера, с финансово-правовыми вопросами работали юристы. Но право давно стало насущной потребностью и для бухгалтера, и для руководителя. Для современного бухгалтера знания о нормативной базе бухгалтерии, договоров, сделок, имущества, трудовых отношений и о многих других аспектах деятельности предприятия теперь обязательны, без них невозможно успешное ведение учета без ошибок.
Сопровождение бухгалтерского учета любого предприятия обеспечивается в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, изданными государственными органами страны, где ведется деятельность.
Акты, в свою очередь, обеспечены определенной иерархией, в соответствии с которой каждый из них имеет свою приоритетность — в юриспруденции такая иерархия называется всем знакомым термином «верховенство закона». В отличие от верховенства права здесь имеется в виду не общее понятие господства права над каждым без исключения гражданином, независимо от его статуса и общая концепция принципа законности и гуманизма, а буквальное господство одного законодательного акта над другим — в зависимости от установленной системы их предназначения и статуса.
Главную роль в определении верховенства одного акта над другим играет законодательный субъект, который его издал — Постановление главы местного муниципального образование всегда будет играть меньшую роль и иметь меньший приоритет по сравнению с Указом Президента Российской Федерации. Более того, при возникновении спорных моментов, именно Указ будет верным к принятию в исполнение, а спорный акт посчитается как такой, который противоречит Указу и в части, где его положения будут отличаться от положений, изложенных в Указе, такое Постановление не будет иметь силу.
Нормативная база бухгалтерской отчетности
Первой ступенью нормативного регулирования области бухгалтерского учета в Российской Федерации являются кодексы — Трудовой, а также Налоговый. Трудовой кодекс важен для бухгалтера во многих аспектах — нормирование труда, управление им и его организация, вопросы касаемо заработной платы, материальная ответственность, а также прочие. На его основе бухгалтер работает с локальными актами организации, такими как: штатное расписание, трудовые договора, положение об оплате труда и другими, кроме того, Трудовой кодекс устанавливает основы ведения учета рабочего времени, а также времени отдыха. Что касается Налогового кодекса, он закрепляет федеральную систему налогов и сборов, которая касается абсолютно любой организации, независимо от её статуса или вида деятельности. С его помощью бухгалтер решает проблемы, которые возникают в процессе налогового контроля со стороны государства, уточняет порядок и сроки подачи обязательной отчетности, а также механизм и сроки уплаты налогов и сборов.
Следующая, вторая ступень нормативной базы — федеральная. Важнейшим документом этого уровня является Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. N129, который определяет суть и основы бухучета, его объекты, задачи, а также устанавливает права, обязанности бухгалтера и его ответственность в данной области. Кроме того, Закон определяет, что именно входит в бухгалтерскую отчетность и содержит требования к ней. Существует несколько десятков иных Федеральных законов, которые используются в бухгалтерском учете, например, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», «О финансовой аренде (лизинге)», «О финансовой аренде (лизинге)». Каждый из них имеет свою специфику, в связи с которой знания этих законов для некоторых бухгалтеров очень важны для ведения важного направления хозяйственной деятельности их предприятия, тогда как для некоторых не играют никакой роли, поскольку не применяются в работе на отдельном предприятии в связи с иным профилем деятельности.
Третий уровень нормативной базы бухгалтера составляют профильные акты о бухгалтерском учете Министерства Финансов, а также Постановления Правительства РФ. Особое место среди них занимают следующие документы:
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.00 N94н),
- Положение по ведению бухгалтерского учета (Приказ Минфина от 29.07.98 N34н),
- Прочие ПБУ № 1-23, утвержденные Приказами Минфина с 1999 по 2011 годы,
- Программа реформирования бухгалтерского учета (согласно Постановлению Правительства РФ от 06.03.98 N283).
Кроме того, этот уровень включает другие нормативные акты (Приказы, Инструкции, Положения), устанавливающие порядок формирования различных форм бухгалтерской отчетности.
Четвертую и последнюю ступень законодательного нормативного регулирования составляют методические указания Министерства финансов, а также других ведомств, основное предназначение которых — конкретизация статей законов, а также положений бухгалтерского учета, в них уточняются и детально объясняются отдельные моменты ведения учета и составления отчетности по установленным стандартам. Как правило, такие указания затрагивают регулирование конкретных отраслевых особенностей ведения бухгалтерии.
Регулирование бухгалтерской отчетности внутри организации
Стоит заметить, что кроме государственных законодательных актов, отдельной ступенью можно выделить нормативные акты, принятые руководством организации, которые определяют порядок ведения бухучета внутри организации. Так как согласно действующему законодательству, организация определяет собственную учетную политику, формы первичных бухгалтерских документов, утверждает формы регистров и так далее. Это означает, что нормативные акты, принятые на предприятии, для бухгалтера, ведущего его бухгалтерию, имеют не меньшее значение, чем те, что установлены государством.
Каждое предприятие, независимо от вида деятельности, осуществляет те или иные хозяйственные операции, и все они находят свое отражение в бухгалтерской отчетности. Ориентируясь на все вышеперечисленные нормативно-правовые документы, бухгалтер обобщает полученные в ходе деятельности предприятия показатели, на их основе ведет регистры, оформляет промежуточную и годовую отчетности, а также приложения к ним. Кроме того, для представления этих данных уполномоченным государственным органам, бухгалтер подает пояснения к бухгалтерской отчетности, оформленной в виде пояснительной записки, в которой приводятся дополнения к содержанию всех предоставленных форм. От правдивости и достоверности подготовленной бухгалтером отчетности, зависит не только финансовое благополучие организации, но и принятие решений других пользователей — акционеров, инвесторов, налоговых инспекторов, клиентов и других. Именно поэтому существующая законодательная система имеет огромное практическое значение и закрепляет единый порядок обобщения информации о предприятии в сжатом виде — в виде бухгалтерской отчетности.
Источник: ipshnik.com
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
Нормативная база бухгалтерской финансовой отчетности
Бухгалтерская финансовая отчетность основывается на правовой базе, представленной на четырех уровнях:
- — первый уровень — Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;
- — второй уровень — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99);
- — третий уровень — методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии;
- — четвертый уровень — нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности в рамках учетной политики организации.
Рассмотрим четыре основных уровня.
Первый уровень наряду с другими законодательными актами образуют Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ), Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 29 июня 2015 г.), Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 29 июня 2015) [1, 2,4, 8, 9].
Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности наличие самостоятельного баланса как признак юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятия дочерних и зависимых обществ [1].
Третий раздел Федерального закона «О бухгалтерском учете» «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» отражает основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определяет ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.
Фундаментальным документом второго уровня, обеспечивающим методологические основы ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы основные принципы учета в организациях.
Второй уровень конкретизирует первый и с помощью положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) регламентирует методику и правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Составление и анализ бухгалтерской отчетности организации регламентируют следующие ПБУ.
- 1. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н [14]. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота.
- 2. Положения по бухгалтерскому учету, которые регулируют особенности ведения бухгалтерского учета в организациях. Из них можно выделить положения, непосредственно влияющие на составление бухгалтерской финансовой отчетности:
- — Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) [18];
- — Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) [22];
- — Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) [23];
- — Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организации» (ПБУ 18/02) [25];
- — Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010) [17].
Документы третьего уровня призваны разъяснить и конкретизировать положения предыдущего (второго) уровня, дать более подробные и понятные инструкции по учету различных хозяйственных операций, активов и пассивов.
Применительно к бухгалтерской отчетности он представлен следующими документами:
- — Методические положения по оценке финансового состояния и установлению неудовлетворительной структуры баланса;
- — Методические рекомендации по проведению анализа финансовохозяйственной деятельности организаций.
Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями.
Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Они определяют особенности организации и ведения учета в нем документами, которые составляются бухгалтерской (финансовой, экономической) службой организации и утверждаются ее руководителем. Основными из них являются:
- — документ по учетной политике предприятия;
- — утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- — графики документооборота;
- — утвержденный руководителем рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- — утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
В случае противоречий в документах разных уровней применяется документ более высокого уровня.
Нормативные документы имеют разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (план счетов, методические указания, комментарии).
Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство финансов РФ.
Чтобы правильно составить бухгалтерскую отчетность, необходимо использовать информацию, соответствующую всем требованиям действующего законодательства.
Источник: bstudy.net