Нормативно правовое регулирование бухгалтерского баланса

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета Система нормативного регулирования бухучета представляет собой принятые государственными...

Система нормативного регулирования бухучета представляет собой принятые государственными структурами правила его ведения. Нормы утверждаются соответствующими законодательными актами. Какие применяются основные нормативные акты и документы, регулирующие бухгалтерский учет в РФ?

Понятие и особенности системы регулирования

  1. ФЗ «О бухучете».
  2. Положение по осуществлению бухучета.
  3. План счетов бухучета, Положение о документообороте.
  4. Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.

Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику. Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам.

На данный момент в РФ проводится реформа бухучета. Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:

Бухгалтерский учет и анализ. Лекция 3. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета.

  • Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
  • Основание адекватных стандартов.
  • Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
  • Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
  • Приведение законов в соответствии с нормами.

Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.

Как формируется учетная политика организации, если ведение учета объектов по стандартам бухгалтерского учета приводит к недостоверному представлению сведений в отчетности?

Существующие уровни

Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:

  1. Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
  2. Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
  3. Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
  4. Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.

В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.

2020: Правовое регулирование бухгалтерского учета

Что регулируют федеральные стандарты?

Образцы федерального уровня устанавливают следующие положения:

  • Признаки предмета бухучета, особенности их классификации, порядок списания.
  • Методы вычисления объекта бухучета.
  • Порядок перерасчета размера предмета учета в валюте в рубли.
  • Требования к учетной политике предприятия, движению документации, применяемых электронных подписей.
  • План счетов и порядок его использования.
  • Содержание сведений, которые указываются в бухгалтерских документах.
  • Перечень приложений к балансу.
  • Условия признания достоверности отчетности.
  • Состав первой и завершающей отчетности при реорганизации ЮЛ.
  • Состав завершающей отчетности при ликвидации ЮЛ.
  • Упрощенные методы формирования бухучета.

Вся документация предприятия должна соответствовать принятым стандартам. Основная цель существования стандартов – упорядочивание организации и ведения бухучета. Они должны применяться всеми филиалами компании.

Организация с дочерними предприятиями имеет право на установление собственных стандартов. Они не должны вступать в противоречие с федеральными нормами.

Что представляют собой рекомендации по ведению бухучета?

Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:

  • Правильного понимания и использования принятых стандартов.
  • Снижения трат на ведение бухучета.
  • Распределения прогрессивного ведения учета.
  • Применения новейших разработок в области бухучета.

ВАЖНО! Использование рекомендаций не должно мешать деятельности компании.

Локальные документы предприятия

Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:

  • Учетная политика компании.
  • Первичная учетная документация.
  • График движения документов.
  • План счетов бухучета.
  • Форма локальной отчетности.

Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.

Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности

Поскольку бухгалтерская отчетность является публичной и от достоверности ее показателей зависит правильность принятия решений различными пользователями и, как следствие, финансовое благополучие многих хозяйствующих субъектов, правила ее составления и представления регламентируются на законодательном уровне.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности состоит из четырех уровней документов.

Первый уровень (законодательный) представлен Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Этим законом дано определение бухгалтерской отчетности, установлены основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерской документации и регистрации, а также определена система регулирования бухгалтерского учета.

  • — типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;
  • — упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
  • — особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;
  • — особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;
  • — особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;
  • — порядка публикации бухгалтерской отчетности.

Методика учета и отражения отчетности отдельных операций устанавливается документами третьего уровня (методическими). К ним относят:

  • — План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н);
  • — Формы бухгалтерской отчетности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н);
  • — Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 г. №49) и др.

К документам четвертого уровня относят рабочие документы организаций, устанавливающие правила ведения бухгалтерского учета и отчетности на основе выбора одного из способов, предложенных Минфином России. Это в первую очередь учетная политика, разработанная и утвержденная в соответствии с требованиями ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Поскольку выбранные варианты оценки активов и обязательств, а также изменения могут повлиять на величину показателей бухгалтерской отчетности, организации обязаны раскрывать существенные способы и приемы ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности.

При организации учетной политики предполагается, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Допущение непрерывности деятельности является основополагающим принципом бухгалтерского учета и гарантирует полноту и объективность бухгалтерской отчетности, которая позволит пользователю составить мнение о перспективах деятельности организации как минимум в следующем году после отчетного. Это обеспечивается достоверностью бухгалтерской информации и раскрытием фактов, способных повлиять на непрерывность деятельности компаний, таких как события после отчетной даты или условные факты хозяйственной деятельности.

Требования нормативных документов по бухгалтерскому учету и раскрытию в отчетности информации об отдельных объектах и операциях позволили в настоящее время перейти от набора унифицированных показателей к индивидуальным, позволяющим получить полное и достоверное представление об имущественном и финансовом состоянии конкретной организации. Организациям предоставлено право отступать от установленных правил и включать в бухгалтерскую отчетность дополнительные показатели и пояснения.

Вышеприведенное нормативное регулирование бухгалтерской отчетности связано с реализацией Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В настоящее время постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 г. № 107 утверждено «Положение о порядке признания Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации». Этим документом определено, что «под признанием документов, входящих в состав МСФО, понимается процесс принятия решения о введении каждого документа, входящего в состав МСФО, в действие на территории Российской Федерации, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:

  • а) официальное получение от Фонда документа международных стандартов;
  • б) экспертиза применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации;
  • в) принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации;
  • г) опубликование документа международных стандартов. Положение состоит из четырех разделов:

I. Общие положения.

В этом разделе описывается решение о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации, условия его применимости, порядок признания и вступления в силу.

II. Экспертиза применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации.

Здесь описываются все процедуры экспертизы применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации.

III. Принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации.

В этом разделе разъясняется, что «решение о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации принимает Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации на основе заключения экспертного органа» и устанавливаются сроки для принятия такого решения.

IV. Опубликование документа международных стандартов.

Здесь описывается порядок опубликования признанного документа международных стандартов.

Источник: studme.org

Нормативно-законодательное регулирование и общие требования, предъявляемые к бухгалтерскому балансу

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает четыре уровня документов, имеющих различную юридическую силу.

Документы первого уровня носят законодательный характер и содержат правовое обоснование обязательности ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами, определяют основные требования по его постановке, правила и принципы ведения учета. Документами этого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета являются федеральные законы; утвержденные федеральными законами кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.); указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета.

Важнейшим законодательным актом является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы построения и ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами Российской Федерации.

Некоторые нормы ведения бухгалтерского учета в экономических субъектах законодательно закреплены в указанных кодексах. Так, в Гражданском кодексе регламентируется наличие самостоятельного бухгалтерского баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица и др.;

Трудовым кодексом регулируются отношения работодателя и работников в сфере организации труда и его оплаты: Налоговый кодекс, определяя основы налоговой системы, оказывает влияние на постановку бухгалтерского учета при определении базы для расчета налогов.

Отдельные аспекты ведения бухгалтерского учета в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица регулируются федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О развитии среднего и малого предпринимательства» и др.

Кроме федеральных законов, принимаются указы Президента Российской Федерации, регулирующие вопросы организационно- правовых форм экономических субъектов, по которым еще не приняты или не действуют положения федеральных законов. Постановления Правительства Российской Федерации уточняют и детализируют отдельные нормы федеральных законов и указов Президента Российской Федерации.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют национальные стандарты — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России и ориентированные на МСФО. ПБУ устанавливают принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. В настоящее время система национальных стандартов включает 21 П БУ.

К документам третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические рекомендации, методические указания, инструкции и другие аналогичные документы, разрабатываемые и утверждаемые Минфином России. ЦБ РФ и другими органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Нормативные документы этого уровня содержат конкретные указания и разъяснения по применению отдельных положений бухгалтерского учета, наложенных в законодательных и нормативных документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Такими документами являются, например, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов; Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию: Положение о порядке ведения кассовых операций и др.

Среди нормативных документов этого уровня особое место занимают планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению, составляющие основу построения бухгалтерского учета в экономических субъектах. В российской системе бухгалтерского учета наряду с типовым Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций используются специализированные планы счетов бухгалтерского учета для бюджетных и кредитных организаций. отражающие особенности деятельности этих организаций. Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению исходя из специфики деятельности соответствующих организаций устанавливают единые подходы к отражению ФХЖ на счетах бухгалтерского учета.

Четвертый уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют внутренние документы по ведению бухгалтерского учета, разрабатываемые самой организацией. К таким документам следует отнести приказ об учетной политике организации; рабочий план счетов бухгалтерского учета; систему документооборота, должностные инструкции учетных работников и другие документы, разрабатываемые на основе законодательных и нормативных актов с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности экономическою субъекта.

Схема законодательного регулирования бухгалтерского учета

Рис. Схема законодательного регулирования бухгалтерского учета

К бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования:

  • · правдивость;
  • · реальность;
  • · единство;
  • · преемственность;
  • · ясность.

Правдивость (верность) баланса. Правдивым является баланс, составленный на основании записей, сделанных по всем документам за отчетный период. Каждая запись на счетах бухгалтерского учета должна быть подтверждена соответствующими документами.

Если не все факты хозяйственной деятельности оформлены документами, то баланс не отражает действительных итогов работы организации, а это приводит к искажению себестоимости продукции и балансовой прибыли.

Непременное условие правдивости баланса перед его составлением — это сверка записей по счетам синтетического и аналитического учета. Для этого необходимо по всем аналитическим счетам подсчитать обороты и сальдо на конец отчетного периода, составить оборотные ведомости и сверить итоги последних с записями по соответствующему синтетическому счету.

Только выявленные при этом тождества служат гарантией правильности записей на синтетических и аналитических счетах.

Некоторые предприятия, чтобы ускорить сдачу отчета составляют баланс только по данным синтетического учета, без сверки с данными аналитического учета. Такой баланс не является правдивым и не отвечает требованиям Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Баланс оказывается тем правдивее, чем точнее сделаны расчеты. Сюда относятся расчеты по распределению отклонений фактической себестоимости ТМЦ от их стоимости по учетным ценам, списание общепроизводственных и общехозяйственных расходов и т.д. Результаты этих расчетов оказывают влияние на величину остатков товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, величину себестоимости продукции, прибыли и других показателей баланса.

На правдивость баланса большое влияние оказывает правильность образования различных резервов. Резервы на оплату отпусков, на ремонт основных средств, включаются в себестоимость продукции, а это влияет на финансовые результаты работы предприятия. Поэтому при проверке правдивости баланса необходимо исследовать правильность создания резервов. В противном случае в балансе оказываются неправильными сумма прибыли, а также остатки резервов.

Бухгалтерский баланс, составленный только на основании записей по счетам бухгалтерского учета, не гарантирует достоверность наличия на предприятии ценностей, отраженных в активе — это книжный баланс. Между данными учета и фактическими остатками средств часто возникают расхождения. Это может быть естественная убыль при хранении, порча, брак, плохое состояние весового хозяйства, хищения и т.д. Поэтому, чтобы убедиться в том, что числящиеся на счетах бухгалтерского учета материальные ценности соответствуют действительности, необходима инвентаризация, после которой в учетные остатки по счетам вносятся соответствующие корректировки (излишки приходуют, недостачи списывают на соответствующие счета). Все это повышает правдивость баланса.

Реальность баланса. Под реальностью баланса понимается соответствие оценок его статей объективной действительности. Правдивость и реальность баланса понятия не однозначные. Баланс может быть правдивым, но не реальным.

Преемственность баланса. Преемственность баланса на предприятии выражается в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего. Например, заключительный баланс прошлого года должен быть начальным балансом отчетного года.

Ясность баланса. Ясность баланса — это доступность его для понимания лиц, его составляющих и читающих.

Анализ формы №1 «Бухгалтерский баланс» ООО «ГК «Технологии Автосервиса» за 2012 год

Источник: vuzlit.com

Оцените статью
Добавить комментарий