Нормативное регулирование бухгалтерского баланса

Нормативное регулирование и назначение бухгалтерского баланса Под бухгалтерской отчетностью предприятия понимают единую систему данных об имущественном и...

Под бухгалтерской отчетностью предприятия понимают единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Отчетность включает в себя бухгалтерский баланс, несколько отчетов о наиболее важных сторонах хозяйственной деятельности предприятия, ряд налоговых деклараций, пояснительную записку и (в ряде случаев) аудиторское заключение о достоверности представляемых данных.

Бухгалтерский баланс — это способ экономической группировки имущества предприятия на определенную дату. В соответствии с ГК РФ имуществом называются вещи, являющиеся объектами гражданских прав: основные и оборотные средства, нематериальные и прочие активы, денежные средства, валютные ценности, ценные бумаги, права требования к третьим лицам (дебиторские задолженности), иные вещи и вещные права, имеющие денежную оценку.

Бухгалтерская отчетность в России регулируется нормативными правовыми актами четырех уровней:

Первый уровень — Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина от 29 июля

БУХУЧЕТ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ 005 Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета

1998 г. № 34Н. К нормативным документам первого уровня относятся также Гражданский Кодекс РФ, Федеральные законы об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, «О рынке ценных бумаг», Указы Президента РФ и Постановления Правительства, в которых сформулированы базовые определения и понятия бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Второй уровень — Положения (стандарты) бухгалтерского учета. К числу таких документов относятся ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» 4/99. Содержание ПБУ 4/99 базируется на нормах, зафиксированных как в Законе «О бухгалтерском учете», так и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Третий уровень — включает документы, на основе которых установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относятся Приказы Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 4Н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», от 28 июня 2000 г. «Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации», другие нормативные документы, регулирующие порядок составления сводной бухгалтерской отчетности и публикации бухгалтерской отчетности.

Четвертый уровень — нормативного регулирования бухгалтерской отчетности — включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, их адресам и срокам представления сегментной отчетности как для внешних пользователей, так и внутренних целей.

Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

1 2 Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности, предусмотренная пунктом 5 настоящего Положения, должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Источник: studbooks.net

Нормативное регулирование принципов и техники составления бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс является основным отчетным документом и представляет наибольший интерес для всех пользователей бухгалтерской информации. Нормативно-правовая база, регулирующая принципы и технику составления бухгалтерского баланса — это совокупность законов, постановлений, распоряжений, инструкций и прочих нормативных документов, регулирующих порядок составления отчетности, а так же сроки ее предоставления в надзорные органы.

Основные принципы бухгалтерского учета, как важнейшего источника информации для принятия управленческих решений, и составление финансовой отчетности определены Федеральным законом Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ.

Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, которое утверждает Положения (стандарты) бухгалтерского учета, а также и другие правовые нормативные акты относительно составления бухгалтерского баланса и финансовой отчетности.

Далее рассматриваются документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Если компетенция вышеперечисленных документов не отвечает конкретике поставленного вопроса, то далее вопрос регулируется документами следующего порядка: приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией.

Чтобы правильно составить бухгалтерскую, налоговую и финансовую отчетность, необходимо иметь под рукой информацию, учитывающую все требования действующего законодательства, так как отчётность — важнейшее средство отражения хозяйственной деятельности организации.

В настоящее время в России сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета[1], которая подробно представлена в таблице 1:

Таблица 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета.

Уро­вень Органы ре­гулирова­ния Документы Область воздействия Применяются для бухгалтер­ского баланса
Президент РФ, Прави­тельство РФ Федеральные за­коны, постановле­ния правительства, указы Президента Устанавливают еди­ные правовые и мето­дические основы ор­ганизации и ведения бухгалтерского учета 402-ФЗ от 06.12.11г., ГК РФ, НК РФ
МинФин России, ЦБ РФ Положения (на­циональные стан­дарты) по бухгал­терскому учету Регулируют общие принципы организа­ции и ведения бухгал­терского учета ПБУ 14/2007, ПБУ 6/01, ПБУ 2/2008, ПБУ 19/02, ПБУ 20/03, ПБУ 3/2006, ПБУ 18/02, ПБУ 17/02, ПБУ 5/01, ПБУ 15/2008, ПБУ 13/2000, ПБУ 4/99
МинФин РФ, органы исполни­тельной вла­сти План счетов бух­галтерского учета и инструкция по его применению, инст­рукции по заполне­нию форм бухгал­терской отчетно­сти, методические указания по инвен­таризации имуще­ства и финансовых обязательств, мето­дические указания по учету затрат. Определяют схему регистрации и груп­пировки объектов на­блюдения, регули­руют методы оценки имущества, порядок проведения инвента­ризации и т.д. Инструкции Мин­Фина и органов исполнительной власти, регули­рующие принципы и техники состав­ления бухгалтер­ского баланса
Управленче­ский персо­нал органи­зации Организационно-распорядительные документы, форми­рующие учетную политику предпри­ятия, внутренние приказы организа­ции и т.д. Определяют выбор форм и методов веде­ния учета и отчетно­сти исходя из специ­фики деятельности, уровня автоматизации учета Организационные документы, фор­мирующие учет­ную политику, внут­ренние при­казы, регулирую­щие принципы и тех­ники составле­ния бухгалтер­ского ба­ланса

Приведенные в Таблице 1 нормативные акты определяют методологию бухгалтерского учета в целом. Что касается документов, непосредственно регулирующих порядок составления и представления отчетности, в том числе бухгалтерского баланса, то помимо регулятивов второго уровня для практикующих бухгалтеров имеют значимость отдельные приказы и письма Минфина России, в частности:

· Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023);

· Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утверждено приказом Минфина России от 06.07.99 №43н).

Результаты финансово-хозяйственной деятельности организации отражаются в бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.[2]

Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

В настоящее время расширяются и углубляются международные деловые контакты российских организаций, увеличивается число иностранных пользователей бухгалтерской отчетности и по этому, в бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Если выявляется недостаточность сведений для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. При этом должна быть обеспечена нейтральность предоставляемой информации, т.е. исключается одностороннее удовлетворение интересов одних групп заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб другим. Если посредством отбора или формы представления информация влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов, то такая информация не является нейтральной.

Все элементы бухгалтерской отчетности взаимосвязаны и образуют единое целое, поскольку отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений хозяйственной жизни организации. Например, информацию, представленную в бухгалтерском балансе, дополняют сведения, содержащиеся в отчете о финансовых результатах, и наоборот. Приложения к бухгалтерскому балансу расшифровывают показатели, отраженные в балансе, и позволяют получить дополнительную информацию для анализа финансового состояния организации.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом состоянии. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Источник: infopedia.su

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

  • Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?
  • Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета
  • Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?
  • Итоги

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета).

Перечень ПБУ 2022-2023 годов смотрите здесь.

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.

  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  2. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  3. План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
    К настоящему времени приняты такие ФСБУ: с 2021 года — ФСБУ 5/2019 «Запасы» (оно заменило ПБУ 5/01), с 2022 года — ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям, ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете».
    Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.
  4. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Итоги

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: nalog-nalog.ru

Оцените статью
Добавить комментарий