В настоящее время в России сформулирована известная концепция в регулировании бухгалтерского учета и отчетности. Иерархия нормативных документов установлена ФЗ №402 «О бухгалтерском учете» и представлена четырехуровневая система регулирования, в которой выделить следующие уровни : законодательный, нормативный, методический и организационный уровни[2].
Верхний законодательный уровень системы представлен в начале Конституцией Российской Федерации, где в ст. 71 установлено , что «официальный» бухгалтерский учет находит место в ведении Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, он законодательно устанавливает наличие самостоятельного бухгалтерского баланса, как признак юридического лица и должно утвердить годового бухгалтерского отчета. На этом же уровне находиться Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. №402ФЗ, определил единые требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, а ещё создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета для организаций.
Вводная видеолекция к курсу «Учет и отчетность кредитных организаций»
Вторым нормативным уровнем регулирования отражения информации в бухгалтерской отчетности являются положения по бухгалтерскому учету Министерства финансов Российской Федерации, определяет принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, составления и использования бухгалтерской отчетности. Они, регистрируются Министерством юстиции Российской Федерации и носит законодательную силу для всех организаций, которым они адресуются[4].
В третьем методическом уровне регулирования одним из важных документов, связанным с формированием бухгалтерской отчетности является Приказ Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». В этом норматив ном документе отражены образцы форм бухгалтерской отчетности и указания об их объеме, содержатся общие требования о бухгалтерской отчетности и особенности формирования, порядок её составления и использования. Главной основой данного документа признается право организацией самим разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе образцов и с соблюдением общих требований к бухгалтерской отчетности . Главную роль относят в раскрытии достоверной информации в бухгалтерской отчетности такие документы методического регулирования.
Нормативные документы третьего уровня конкретизируют и раскрывают порядок использования федеральных законов и положений Министерства финансов Российской Федерации. Они не должны противоречить правовым актам более высокого уровня. Документы третьего уровня в них нету юридической силы, т. е. на них не следует ссылаться при судебных разбирательствах. Эти документы позволяют рационально организовать учет и использования информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами, предусмотренными Министерством финансов Российской Федерации и потребностями пользователей в экономической информации.
Документом четвертого организационного уровня системы нормативного регулирования представления бухгалтерской отчетности является учетная политика предприятия и рабочие документы хозяйствующего субъекта, их формирует главный бухгалтер на основе законодательных, нормативных и методических документов. В приказе об утверждении учетной политики должны указать состав форм бухгалтерской отчетности хозяйствуюго субъекта, методы расчета и оценки элементов бухгалтерской отчетности, использовать самим разработанные формы бухгалтерской отчетности.
Бухучёт запасов. Учебный курс. Урок 1. Регулирование
В настоящее время развитие бухгалтерской отчетности возникла необходимость изменения устаревшей бухгалтерской терминологии в законодательных актах нашей страны. Следовательно в соответствии с п. 4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» , «бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на базе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. №402ФЗ , в определение законодатели внесли уточнение: «бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом»[11].
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
Источник: studexpo.net
Нормативное регулирование, формирование показателей бухгалтерского баланса
Основным нормативом, определяющим правила оценки элементов отчетности, на практике является «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ». Раздел III этого документа содержит описание правил оценки основных статей баланса. В соответствии с этими правилами распространенной является фактическая себестоимость, хотя в ряде случаев используются иные оценки, разрешенные законодательством. Для определения, в какой сумме должен быть признан объект, могут быть использованы следующие методы:
— фактическая первоначальная стоимость — это сумма денежных средств, уплаченная или начисленная, при приобретении или производстве объекта;
— текущая восстановительная стоимость — это сумма денежных средств, которая должна быть уплачена в настоящее время в случае необходимости замены какого-либо объекта;
— текущая рыночная стоимость — это сумма денежных средств, которая может быть уплачена в результате продажи объекта или при наступлении срока ликвидации.
В отдельных статьях баланса предусмотрены следующие методы оценки.
— основные средства и НМА отражают в балансе по их остаточной стоимости (первоначальная стоимость за минусом амортизации). Правила формирования в бухгалтерском учёте информации о нематериальных активах изложены в ПБУ 14/2007, а основных средств в ПБУ 6/01, а отдельные моменты (выбор способа амортизации) должны быть закреплены в учетной политике предприятия. Первоначальная стоимость равна сумме фактических затрат, амортизация начисляется одним из способов установленных в положении. Изменение первоначальной стоимости НМА и ОС возможно в результате переоценки;
— сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тару, запасные части, товары и другие материальные ресурсы отражают по фактической себестоимости, включающей все затраты на приобретение;
— готовая продукция отражается по фактической или нормативной себестоимости (в зависимости от способа оценки, предусмотренной в учетной политике организации). В себестоимость продукции, включаются все затраты на изготовление данной продукции;
— незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве продукции незавершенное производство отражают по фактическим производственным затратам;
Методологические основы формирования товарно-материальных ценностей установлены ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов».
— финансовые вложения, в соответствии с ПБУ 19/02, отражаются по первоначальной стоимости, в которую включаются фактические затраты на их приобретение. Если стоимость вложений существенно снижается, то организация вправе создать резерв под обесценение финансовых вложений, в балансе стоимость таких финансовых вложений показывается за вычетом суммы образованного резерва под их обесценение;
— уставный капитал в бухгалтерском балансе отражается как совокупность вкладов учредителей организации, зарегистрированная в учредительных документах;
— резервный капитал оценивается в балансе по фактически произведенным в него отчислениям. В акционерных обществах его сумма не может быть меньше 5% суммы уставного капитала;
— остатки средств организации по валютным счетам, другие денежные средства (включая денежные документы), ценные бумаги, дебиторскую и кредиторскую задолженность в иностранных валютах отражают в отчетности в валюте, действующей на территории Российской Федерации, в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на последнее число отчетного периода;
— расчеты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. При разногласиях заинтересованная сторона обязана в установленные сроки передать необходимые материалы на рассмотрение органам, уполномоченным разрешать соответствующие споры.
Не погашенная в срок дебиторская задолженность является сомнительной. На ее сумму можно создать резерв. Тогда в балансе отражается сумма долгов, уменьшенная на величину резерва. Дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списывают. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности не является аннулированием задолженности. Она отражается за балансом в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания с должника в случае изменения его имущественного положения;
— отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждения банков должны быть согласованы с ними и тождественны;
— в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т. е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
В отечественной практике оценка любой статьи баланса производится строго в соответствии с требованиями законодательства. Многие из этих требований на сегодняшний день значительно приближены к требованиям МСФО.
Источник: studentopedia.ru
Нормативное регулирование и новые требования в области порядка формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия
Рыночные условия хозяйствования способствуют возрастанию значения бухгалтерской (финансовой) отчетности, как одного из основополагающих источников информации об имущественном и финансовом положении предприятия, а также о результатах его деятельности.
Важнейшим фактором функционирования экономики, ее элементов в виде субъектов хозяйствования, органов исполнительной власти и инфраструктуры является формирование информации, которая позволяет принимать ими соответствующие управленческие решения, осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность является основным источником информации о деятельности предприятия и базой для осуществления анализа финансово-хозяйственной деятельности [6, 5с].
В процессе финансово-хозяйственной деятельности в каждом предприятии осуществляются хозяйственные операции и принимаются те или иные решения.
Для удовлетворения пользователей интересующихся необходимой информацией прибегают к информации созданной бухгалтерской службой.
Информация об имущественном и финансовом положении можно получить из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, а вот информацию о платежеспособности, о происхождении денежного капитала предприятия, а также способах его коммерческого использования в отчете о движении денежных средств [7, 23с].
Отчетность призвана выполнять важную функциональную роль в системе экономической информации. Данные бухгалтерской отчетности интегрируют информацию всех видов учета и представляют ее в виде таблиц, удобных для восприятия информации хозяйствующими субъектами.
Кроме того, информация бухгалтерской (финансовой) отчетности необходима для проведения аналитической работы с целью выявления отклонений и в связи с этим принятия управленческих решений.
В условиях рыночного хозяйствования достаточно велика роль анализа финансового состояния организаций. Прежде всего, это связано с тем, что организации имеют самостоятельность и обязаны нести полную ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности перед учредителями, персоналом, банковскими структурами и кредиторами.
Основополагающая цель анализа – своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и выявление резервов улучшения имущественного состояния предприятия и его платежеспособности.
Тщательное изучение бухгалтерской отчетности способствует раскрытию причин достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает обозначить пути совершенствования его деятельности.
Формирование и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности производится в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
— Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 года № 402 — ФЗ «О бухгалтерском учете» [1];
— Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02 июля 2010 года № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [5];
— Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 05 октября 2011 года № 124н «О внесении изменений в формы бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02 июля 2010 года № 66н» [5];
— Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [4];
— Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившем силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 года N3».
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Согласно данному закону формировать бухгалтерскую отчетность за прошлый год нужно было с учетом требований данного закона.
Так необходимо действовать, несмотря на то, что типовые формы отчетности из приказа Минфина России от 2 июля 2010г. № 66н еще не приведены в соответствие с Законом № 402-ФЗ.
Необходимо дать краткую характеристику новым требованиям, которые важно учесть.
Во-первых, подписывать отчетность обязан только руководитель организации. Подпись главного бухгалтера не нужна [1].
Поскольку отчетность компании представляют в несколько адресов (учредители, налоговая инспекция, Росстат), ее должен подписывать один и тот же человек.
Во-вторых, отчет о прибылях и убытках следует именовать как отчет о финансовых результатах.
В-третьих, пояснительную записку и аудиторское заключение в состав отчетности включать больше не нужно.
Отчетность необходимо сдать в инспекцию не позднее 1 апреля, при желании в электронном виде.
Теперь законодатели четко прописали срок сдачи бухгалтерской отчетности.
Как в налоговую инспекцию, так и в подразделение Росстата отчетность нужно представить не позднее трех месяцев после того, как закончится год. То есть по 31 марта включительно.
Необходимо помнить, что в старом законе о бухгалтерском учете — Федеральном законе от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ — говорилось, что сдать бухгалтерскую отчетность нужно в течение 90 дней после окончания года.
При этом не уточнялось, о каких днях идет речь. Конечно, многие ориентировались на календарные дни. Несомненно, были и те, кто считал срок сдачи отчетности в ИФНС в рабочих днях.
Причем такой подход удавалось отстоять в суде. Теперь в новом Законе о бухгалтерском учете подобной неясности нет. И значит, больше нет повода для споров.
Как и раньше, и в инспекцию, и в Росстат отчетность можно передавать с нарочным или отправлять по почте в бумажном варианте.
Новый закон, как и старый, не обязывает представлять баланс, отчет о прибылях и убытках и остальные формы по телекоммуникационным каналам связи.
Но если у предприятия есть желание и они уже сдают налоговые декларации через спецоператора связи, бухгалтерская отчетность тоже можете направляться инспекторам через Интернет.
В таком случае необходимо воспользоваться электронными форматами.
Вот еще одно приятное изменение в правилах. Закон № 402-ФЗ не требует сдавать пояснения в составе отчетности для ИФНС и Росстата. Тут необходимо действовать на свое усмотрение.
Предприятие можете вообще ничего не пояснять. Но в ряде случаев наверняка у инспекторов возникнут вопросы.
Например, в балансе по строке 1150 предприятие отразило небольшую стоимость основных средств.
Хотя на самом деле в собственности вашей компании есть имущество, учтенное на счете 01. Просто оно уже самортизировано. Вот информацию об этом необходимо все же раскрыть.
Кроме того, аудиторское заключение тоже больше не надо прикладывать к годовой отчетности. Но если фирма относится к малым, то обычно эти предприятия обходились без этого документа и раньше.
Доходы от участия в капитале, объявленные по результатам года, являются событием после отчетной даты.
Аванс, полученный в счет арендной платы, стоит отражать в составе кредиторской задолженности (группа статей 1520).
Если показатель будет являться существенным, его необходимо выделить в отдельной строке. Аналогичным образом отражается НДС с этой предоплаты.
Согласно нововведений, не нужно показывать ли в балансе недостачу и потери от порчи ценностей, виновник которых не установлен.
Потери необходимо отнести на прочие расходы текущего периода, которые списывайте на финансовые результаты организации.
С 1 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные в бухгалтерский учет. В первую очередь это касается подготовки документации для сдачи отчетности в налоговую инспекцию.
Начиная с 1 января 2013 года, компании должны сдавать балансы только один раз, но в двух экземплярах: один оригинал бумаг передается в инспекцию, а второй – в орган государственной статистики.
Статьей 13 нового закона о бухгалтерском учете устанавливается два вида отчетности: годовая и промежуточная. Первая из них составляется за год, вторая – за квартал.
Поскольку сроки и адресаты предоставления промежуточной отчетности не названы в норме, то это означает, что компаниям не придется готовить квартальную информацию для ФНС.
Однако, вести учет и составлять промежуточные своды, тем не менее, по-прежнему будет необходимо, поскольку нормы Положения по ведению бухгалтерского учета никто не отменял.
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность должна составляться на основе данных синтетического и аналитического учета [1].
При журнально-ордерной форме учета остатки по счетам можно брать непосредственно из Главной книги.
На все вышеуказанные изменения в области порядка формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности должно обратить внимание каждое предприятие и учесть их в своей работе.
1. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 6 декабря 2011г. №402-ФЗ/ Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство».
2. Российская Федерация. Государственная дума. Гражданский Кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Части первая, вторая и третья: по состоянию на 1 мая 2013 г: офиц. Текст // Справочная правовая система «Консультант плюс».
Разд. «Законодательство».
3. Российская Федерация. Государственная дума. Налоговый Кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] Части первая и вторая: по состоянию на 1 мая 2013 г: офиц. текст // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство».
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н (ред. от 24.12.2010) // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство».
5. Формы бухгалтерской отчетности организаций [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 06.07.1998 №43н (ред. от 08.11.2010) // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство».
6. Савицкая, Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. / Г. В. Савицкая. — 5-е изд. – М. : ИНФРА – М, 2009. – 536 с.
7. Шеремет, А.Д. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учеб / А. Д. Шеремет. – М.: ИНФРА –М, 2012 — 415 с. : ил., табл.
8. Шуляк, П. Н. Финансы предприятия [Текст]: учеб. / П. Н. Шуляк. — 6-изд. – М. : Даков и К, 2010 – 712 с.: ил., табл.
9. Электронный ресурс http://delovoymir.biz/ru/columns/2846/.
10. Электронный ресурс glavbukh.ru.
Источник: www.art-talant.org