Нужна ли пояснительная записка к упрощенному бухгалтерскому балансу

Надо ли добавлять к бухгалтерской отчетности пояснительную записку? Обязательно ли добавлять к упрощенной бухгалтерской отчетности пояснительную записку?...

Обязательно ли добавлять к упрощенной бухгалтерской отчетности пояснительную записку?

комментировать
в избранное up —>
kelly­ milen­ a [224K]
4 года назад

Крупные предприятия обязаны предоставлять пояснение для налоговой к бухотчетности. Мелкий бизнес на упрощенке в принципе не обязан делать это, однако сделать к отчету пояснительную записку- в его же интересах. Здесь есть нюансы. Подачу уточненных финотчетов применяемое бухгалтерами на упрощенке программное обеспечение сегодня не предусматривает. Это и создает сложности.

Специалисты в сфере финансов знают, что данные для налоговой и документы бухгалтерской отчетности специалисты-налогови­ ки тщательно сравнивают при проведении проверки. Часто случается, что именно эти финансовые данные имеют немалые расхождения. В случае их выявления наступают санкции. На немалую сумму от 2 до 3 тыс. руб. может быть по закону оштрафован главбух, если обнаружилось, что более 10% составляет искаженная сумма, которая указана неправильно.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

инициативный аудит упрощенной бух. отчетности

Добрый день! Проводим инициативный аудит малого предприятия (АЗ выдаем), которое составляет упрощенные формы бух. отчетности: баланс и ОФР. Под обязательный аудит не подпадают. Подскажите, должны ли они составлять пояснительную записку в табличной и письменной форме для аудита (есть такое мнение, что надо)?

Есть ли обязанность по МСА выносить информацию в АЗ о том, что они имеют право составлять упрощенную отчетность? Спасибо!

Марина
должны ли они составлять пояснительную записку в табличной и письменной форме для аудита (есть такое мнение, что надо)?

а как тогда понять, что они вправе применять упрощенные способы ведения учета

Марина
Подскажите, должны ли они составлять пояснительную записку в табличной и письменной форме для аудита (есть такое мнение, что надо)?

уточню
табличной и (или) письменной форме.

Лично я считаю и так понимаю нормативку.

Согласно пп. г п. 30 действующего 34 н Приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н(ред. от 11.04.2018)»Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 N 1598)

Бухгалтерская отчетность организаций состоит из:
учета;
г) пояснительной записки;

при этом п 31 говорит

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации

то есть дальше мы читаем 66 н

Согласно п 6 пп б Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.03.2018) «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
Установить, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

В итоге получается, что у организации имеющая право и сдающая бухгалтерскую отчетность про упрощенным формам, согласно 34 Н пояснения должны быть, просто согласно 66 н , в случае если я имею право составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, я могу ее не заполнять, так как считаю что нет такой информации которую необходимо указывать в пояснениях и это мое право, в итоге приложения в виде пояснений не будет.

Если аудит инициативный, а предприятие малое, то ограничения, наложенные законом 402-ФЗ при случае обязательного аудита, не действуют, и малое предприятие вправе применять п.85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ МФ 34н):

85. Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в пункте 30 настоящего Положения.
Отчет о движении денежных средств разрешается не представлять субъектам малого предпринимательства и некоммерческим организациям. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.

Так всё таки, а как понять пользователю, что аудировалась БФО малого предприятия, которое воспользовалось правом применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность и что правомерно не раскрывает определенную информацию, а какие то активы и обязательства оценивает с применением установленных в ПБУ для этих организаций особенностей (упрощений). Разве сама информация о том, что организация является МП и применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность не является наиболее важной информацией, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности?

Elena
Разве сама информация о том, что организация является МП и применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность не является наиболее важной информацией, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности?

Если аудитор так считает, то он указывает эту информацию в разделе «Прочие сведения».

Например так, как в свое время рекомендовал МоАП:

Но данное привлечение внимания, на мой взгляд, не раскрывает какие же льготы субъектом МП использованы при составлении данной БФО, а какие нет. Ведь использование упрощенных способов ведения бухгалтерского учета — это право, а не обязанность. Например, все проценты по кредитам и займам СМП может включать в состав прочих расходов, в том числе и привлеченных для создания инвестиционных активов, а может и нет, чтобы не возникало никаких отличий от правил налогового учета при использовании ОСНО. Об этом выборе то как узнать пользователю? Ни аудируемое лицо не раскрыло информацию о выбранных способах учета, ни аудитор не раскрыл этого, а только указал, что проаудировал субъект СМП.

Это не привлечение внимания. Привлекать внимание можно только к тому, что есть в бухотчетности. Это пояснение для пользователей бухотчетности в отношении обстоятельств, в которых проводился аудит данного субьекта МП. Данный субьект МП имеет право не раскрывать все то, о чем Вы написали.

у меня тоже вопрос по аудиту малого предприятия. Мне предоставили Баланс (упрощенный) и ОФР (упрощенный). Я считаю, что пояснительная записка необходима. В ней нужно указать элементы учетной политики, какие ПБУ не применяются, что форма отчетности- упрощенная и т.д.

Других расшифровок я не вправе требовать для более полного раскрытия информации для пользователей? например, информацию о связанных сторонах и Форму № 4 «Отчет о движении денежных средств». Даже если мне кажется, что этой информации не достаточно. Они ведь вправе ее не применять. Получается, что для АЗ нужна только: 1,2 форма (сокр.) и Пояснительная записка. Подскажите пожалуйста, моя точка зрения правильная?

прочитала полностью комментарии к этой теме. Да, не вправе.) извините, что сразу не дочитала.)

Григорий , добрый день! Я сделала вывод из свежих форумов, что на сегодняшний момент ваше мнение изменилось. Читала весь форум по поводу инициативного аудита с приложением к отчетности только баланса и отчета и финансовых результатах. За 2020, 2019 годы выдавала АЗ по инициативному аудиту к отчетности без пояснений.

Скажу так, минимальные пояснения лишними не будут. Хотя бы для того, чтобы указать о составлении отчетности в соответствии с российским правилами.
Для аудитора это безопасный вариант.

Григорий Неверов (Грэг)
Например так, как в свое время рекомендовал МоАП:

«. и движение денежных средств за 20ХХ г. в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности».

Если нет ОДДС, то крайне странно выглядит мнение аудитора о достоверности движения денежных средств

Вообще с этой малышней одни проблемы. Границы упрощения размыты, квалификация и мотивация бухгалтеров не высоки. А платят копейки. И АЗ им на фиг не нужно.

Так что делайте согласованные процедуры и не играйтесь с аудитом МП.

Которое к тому же может внезапно оказаться не МП (как у меня случилось на прошлой неделе).

Ольга
. Читала весь форум по поводу инициативного аудита с приложением к отчетности только баланса и отчета и финансовых результатах.

Совершенно верно, мое мнение изменилось с момента внесения поправок в приказ Минфина 66н — то есть, очень и очень давно, о чем я многократно писал здесь на форуме. Пункт 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, предусматривающий отсутствие пояснений как таковых в определенных случаях, в этих обстоятельствах не может применяться.

Минфин в приказе 66н в текущей редакции не дает права не указывать пояснений СОВСЕМ НИКАКИХ.
Минфин дает права указывать пояснения в сокращенном виде:

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

(в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)

Представить себе, что нет ВООБЩЕ никакой «наиболее важной информации», например, о том, в соответствии с какой концепцией составлена отчетность (п.25 ПБУ 4/99) — невозможно. Соответственно, пояснения к балансу и ОФН (в НКО — к балансу и ОЦИС) не могут отсутствовать как таковые. Вопрос только в том, что в них будет при применении упрощенных форм отчетности, а не в том, что их может не быть совсем никаких (не может)..

Татьяна
Получается, что для АЗ нужна только: 1,2 форма (сокр.) и Пояснительная записка. Подскажите пожалуйста, моя точка зрения правильная?

Я совершенно с Вами согласен.
Далее вопрос о том, что считать «наиболее важной информацией» для раскрытия в пояснениях (которые Вы назвали «Пояснительной запиской»).

bogidar
Если нет ОДДС, то крайне странно выглядит мнение аудитора о достоверности движения денежных средств

Заметьте, что мнение высказывается не о форме ОДДС (которой нет в случае составления отчетности в упрощенной форме), а об информации о движении денежных средств, которая может содержаться отнюдь не только в ОДДС, а, например, в пояснениях (в произвольном виде).

Григорий Неверов (Грэг)
об информации о движении денежных средств, которая может содержаться отнюдь не только в ОДДС, а, например, в пояснениях (в произвольном виде)

Очевидно, что вероятность такого события в реалиях субъекта МП стремится к нулю.

А вот вероятность вопроса от контролера стремится к единице. Как по формату мнения в АЗ, если нет ОДДС и прочей информации, так и и по формату мнения в АЗ, если убрать это утверждение из шаблона.

bogidar
А вот вероятность вопроса от контролера стремится к единице. Как по формату мнения в АЗ, если нет ОДДС и прочей информации, так и и по формату мнения в АЗ, если убрать это утверждение из шаблона.

В реалиях ФСАДов я с Вами согласился бы на 100%, так как ФСАД 1/2010 просто не предусматривал иной формулировки — и требовал указывать стандартную формулировку (которая в тексте стандарта была поставлена в кавычки).

В отличие от ФСАД, МСА 700 не устанавливает требуемой формулировки вообще, предоставляя это на национальное регулирование (которого в этом отношении нет) или обычаи делового оборота и «общепринятую практику»:

МСА 700
25. При выражении немодифицированного мнения о финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией достоверного представления, мнение аудитора, если иное не предусмотрено законом или нормативным актом, должно содержать одну из следующих формулировок, которые рассматриваются как равноценные:
(a) по нашему мнению, прилагаемая финансовая отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях [. ] в соответствии с [применимой концепцией подготовки финансовой отчетности] или;
(b) по нашему мнению, прилагаемая финансовая отчетность дает правдивое и достоверное представление о [. ] в соответствии с [применимой концепцией подготовки финансовой отчетности] (см. пункты A24 — A31).

A24. Формулировки «отражает достоверно во всех существенных отношениях» или «дает правдивое и достоверное представление» расцениваются как равнозначные. Использование формулировки «отражает достоверно во всех существенных отношениях» или формулировки «дает правдивое и достоверное представление» в каждой конкретной юрисдикции определяется законом или нормативным актом, регулирующими аудит финансовой отчетности в данной юрисдикции, или общепринятой практикой в данной юрисдикции. Если закон или нормативный акт требуют использования другой формулировки, это не влияет на требование пункта 14 настоящего стандарта о том, что аудитор должен оценить достоверное представление финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией достоверного представления.

В данной ситуации я поступал следующим образом: просил/убеждал клиента написать пару слов про движение денежных средств в текстовых пояснениях (которые в любом случае обязаны быть) — и вуаля, есть основание выражать мнение об информации о движении денежных средств, представленной в бухгалтерской отчетности.

Источник: www.audit-it.ru

Пояснения к бухгалтерской отчетности компании с упрощенным учетом

Пояснения к бухгалтерской отчетности компании с упрощенным учетом

Пояснения к бухгалтерской отчетности (БО), в том числе упрощенной, на наш взгляд, по итогам 2022 года было необходимо подавать всем.

Так требуют новые бухгалтерские стандарты.

Также, по мнению ряда специалистов, такое требование присутствует и в законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Те, кто считает иначе, просто не правильно понимают нормы закона.

В законе говорится, что бухгалтерская отчетность состоит из баланса и отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Да, организации отвечающие определенным критериям (их мы неоднократно обсуждали ранее в других публикациях), могут применять упрощенные способы учета, включая упрощенную отчетность.

Формы отчетности, в т.ч. упрощенной — в Приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н

«О формах бухгалтерской отчетности организаций». Именно в этом приказе оговорены все возможные приложения к балансу и отчету о финансовых результатах.

Ни в одном пункте Приказа прямо не оговаривается состав упрощенной отчетности. А это, по мнению многих методологов, означает, что перечень приложений и сами приложения одинаковы для всех, в том числе тех, кто имеет право на упрощенный учет и отчетность.

Да, в прежние годы публиковались некоторые разъяснения, в которых Минфин РФ приходил к выводу, что если данных (существенных данных) для заполнения приложений нет, то приложения можно не заполнять.

Напомним, что похожие положения присутствовали и в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и в «Положении по ведению БУ и БО», утвержденном Приказом Минфина РФ № 34н. Но сегодня они применяются в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Вывод — состав отчетности определяется именно Законом № 402-ФЗ, в котором приложения к отчетности фигурируют для всех субъектов без исключений.

Так в нормативных документах.

На практике большинство небольших фирм отчитывается по упрощенной форме, представляя в ФНС РФ (а больше никто не требует) только баланс и отчет о финансовых результатах по упрощенной форме. Без всяких приложений и пояснений.

Помните, что такой подход «исторически сложился» и сегодня не подкреплен положениями нормативных актов.

А аргумент, что раз ФНС РФ пояснений от малого бизнеса не требует, значит они и не нужны, профессиональным аргументов назвать трудно.

Еще одна странность, что пояснения к отчетности многие до сих называют пояснительной запиской, хотя этот термин не содержится в нормативных документах с 2013 года.

Ох уж эта сила привычки.

  1. ПОЯСНЕНИЯ К ОТЧЕТНОСТИ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ

По правилам новых бухгалтерских стандартов, в пояснениях к БО нужно описать способ перехода на эти самые новые стандарты и раскрыть существенные данные об активах/обязательствах. Такие положения содержатся в заключительных статьях большинства новых стандартов (по запасам, ОС, капвложениям, аренде, НМА). По НМА стандарт еще не вступил в силу.

Сделать это должны были все, и те, кто применяет упрощенные правила учета и отчетности, те, кто отчитывается, что называется «по полной».

  1. Переход на ФСБУ 6, 25, 26 или их неприменение должны были отразить в пояснениях все компании без исключения.
  2. Прочие пояснения оформить, исходя из существенности показателей.

С существенностью — не все просто.

Возможно, часть коллег легко в этом ориентируются. Но большинству бухгалтеров, особенно малого бизнеса, не хватает понятного нормативного или методического документа, а также практического опыта.

Опыта для чего? Для того, чтобы корректно:

  • прописать в Учетной политике по БУ все моменты, связанные с определением существенности (при квалификации активов, устранении ошибок, формировании отчетности и т.п.),
  • применять понятие существенности на практике.

На сайте Минфина несколько лет назад (в 2018 году) был размещен пдф-файл про существенность — https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=126168, про количественные и качественные факторы определения уровня существенности.

Рассуждая, можно предположить следующее.

Если у микрокомпании один учредитель-директор, компания не подлежит обязательному аудиту, не участвует в мероприятиях и проектах, когда требуется представлять сторонним пользователям бухгалтерскую отчетность, то у такой компании и пользователей отчетности, кроме ФНС РФ, нет.

Получается, и пояснения представлять особо некому, т.к. ФНС РФ, на наш взгляд, бухгалтерская отчетность интересует скорее опосредованно, как ресурс для поиска возможных ошибок в начислении налоговых платежей.

Для компаний с упрощенным учетом, возможно, хватит минимального набора пояснений к отчетности в составе:

  1. текстовый файл на одной страничке про то, что переход был либо ретроспективный, либо альтернативный, либо перспективный.

Ниже приведены Пример 1 (из рекомендации Аудиторско-консультационной фирмы «МИАН», растиражированной многими интернет-ресурсами) и Пример 2 (наш минимальный вариант).

Учитываем, что теоретически возможен вариант, что у компании вообще нет объектов, к которым нужно применить новые стандарты. В этом случае можно как не давать никаких пояснений, так и сообщить о таком факте.

  1. табличку по измененным данным отчетности за 2021 год, если делали корректировки, применяя альтернативный переход. Например, изменили СПИ для полностью самортизированных ОС. Это можно сделать и в текстовом виде, но с табличкой нагляднее.

Форму таблицы можно разработать самостоятельно, либо сделать по шаблону, предложенному разработчиками программ 1С.

Где взять шаблон?

В программе можно сформировать бухгалтерскую отчетность не по упрощенной, а по обычной форме, затем выбрать и заполнить файл «корректировки данных отчетного налогового периода» (в списке форм он появился между Расчетом стоимости чистых активов и Пояснением 1).

Этот файл и использовать как шаблон: выгрузить в эксель и подкорректировать в соответствии со строками упрощенного баланса (скриншоты Примера 3).

«Вариант (изменений не было)

Значительные изменения / дополнения в учетную политику в отчетном периоде не вносились.

Вариант (были изменения, пример)

В связи с вступлением в силу федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020, ФСБУ 25/2018 внесены соответствующие изменения в учетную политику.

Применен следующий порядок начала применения ФСБУ, содержащийся в переходных положениях стандартов:

  • В бухгалтерской (финансовой) отчетности за первый отчетный период применения ФСБУ 6/2020 организация не пересчитывает сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному. При этом проводится единовременная корректировка балансовой стоимости ОС на начала отчетного периода в соответствии с переходными положениями ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (Основание: п. 49 ФСБУ 6/2020).
  • В связи с началом применения ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» организация по каждому договору аренды, в котором она является арендатором, вместо ретроспективного пересчета единовременно признает на конец 2021 года право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль. ».

Порядок применения новых стандартов бухгалтерского учета с 2022 года:

1. Отражение последствий изменения учетной политики в связи с переходом на ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» осуществляется перспективно с 01.01.2022.

2. Отражение последствий изменения учетной политики в связи с переходом на ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» осуществляется перспективно с 01.01.2022.

Организация применяет ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» только в отношении договоров аренды, исполнение которых начинается с 1 января 2022 года.

Для случая, когда был пересмотрен срок СПИ.

Переход на ФСБУ 6/2020 «Основные средства» произведен ретроспективно в упрощенном порядке:

  • ОС ниже лимита, списаны на дату перехода на сумму .
  • для полностью самортизированных ОС, продолжающих работать, пересмотрен срок полезного использования, произведена корректировка амортизации на сумму.
  • итого общие корректировки балансовой стоимости ОС произведены на сумму.

Местоположение таблицы по корректировке данных при формировании баланса по полной форме в программе:

*** Баланс формируем только для получения таблицы

Вид автоматически сформированной таблицы

Вид доработанной таблицы для пояснений к упрощенной отчетности.

Отметим, можно было представить бухгалтерскую отчетность за 2022 год по полной форме, а затем с отчетности за 2023 год вновь вернуться к сдаче упрощенной бухгалтерской отчетности.

При этом была возможность сформировать пояснения к любой строке баланса за 2022 год в автоматизированном режиме.

Оцените статью
Добавить комментарий