Объектом бухгалтерского учета является бухгалтерский баланс

Элементы бухгалтерской (финансовой) отчетности и объекты бухгалтерского учета Статьей 5 Закона о бухгалтерском учете определен состав объектов...

Статьей 5 Закона о бухгалтерском учете определен состав объектов бухгалтерского учета. Отметим, что данный перечень максимально приближен к составу объектов, которые в настоящее время учитываются в бухгалтерском учете учреждений. В частности, в качестве отдельных объектов указаны активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы и расходы.

Элементы бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов сектора государственного управления представлены в табл. 1.5.

Таблица 1.5. Элементы бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов сектора государственного управления

Ресурсы, контролируемые в результате прошлых событий, от которых ожидается поступление субъекту экономических выгод или полезного потенциала

Существующая задолженность субъекта, возникшая в результате прошлых событий, урегулирование которой приведет к оттоку ресурсов субъекта, заключающих в себе экономические выгоды или полезный потенциал

Разница между активами и обязательствами субъекта на определенную дату. Чистые активы субъекта могут быть как положительными (превышение активов над обязательствами), так и отрицательными (превышение обязательств над активами)

Валовые поступления субъекту экономических выгод или полезного потенциала за отчетный период, которые приводят к увеличению чистых активов субъекта, за исключением увеличения, связанного с закреплением имущества учредителем

Сокращение экономических выгод или полезного потенциала субъекта за отчетный период в виде оттока или потребления активов или возникновения обязательств, которое приводит к уменьшению чистых активов субъекта, за исключением уменьшения, связанного с изъятием имущества учредителем

Активы, обязательства и чистые активы характеризуют финансовое положение субъекта сектора государственного управления, а доходы и расходы отражают результаты его деятельности.

Контроль субъекта сектора государственного управления над активами имеет место, если субъект может использовать актив для получения будущих экономических выгод или полезного потенциала в процессе достижения своих целей и может исключить или иным образом регулировать доступ других субъектов к этим экономическим выгодам или полезному потенциалу. В целях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, публичного раскрытия отчетных показателей предполагается, что субъект сектора государственного управления контролирует активы, закрепленные за ним учредителем в целях осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг (платных услуг, выполнения работ, производства продукции), выполнения государственных (муниципальных) и иных функций.

Актив обеспечивает приток в субъект будущих экономических выгод или полезного потенциала, если он:

  • • используется самостоятельно или совместно с другими активами для целей оказания государственных (муниципальных) услуг (платных услуг, выполнения работ, производства продукции) и (или) выполнения государственных (муниципальных) и иных функций;
  • • может быть обменен на другие активы;
  • • может использоваться для погашения обязательств субъекта;
  • • может быть изъят учредителем субъекта.

Обязательства субъекта сектора государственного управления возникают в силу закона, иного нормативного правового акта или договора.

Погашение обязательства субъекта сектора государственного управления может осуществляться в следующих формах:

  • – перечисление денежных средств;
  • – передача иных активов;
  • – оказание услуг (выполнение работ);
  • – замена обязательства другим обязательством.

Элементы бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта сектора государственного управления признаются (отражаются) в его бухгалтерской (финансовой) отчетности при одновременном соблюдении следующих условий:

  • 1) соответствие определению одного из элементов (активы, обязательства, чистые активы, доходы и расходы);
  • 2) вероятность поступления или оттока будущих экономических выгод или полезного потенциала, связанного с данным элементом бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • 3) возможность надежно измерить стоимость элемента бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Субъекты сектора государственного управления осуществляют признание (принятие к бухгалтерскому учету) активов, обязательств, доходов и расходов в порядке, установленном федеральными стандартами бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления. В случае отсутствия соответствующего федерального стандарта при признании активов, обязательств,

Таблица 1.6. Признание и отражение элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов сектора государственного управления

Признаются в балансе субъекта сектора государственного управления, если существует вероятность поступления будущих экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими активами, и можно надежно оценить стоимость этих активов

Произведенные расходы не признаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве активов, а признаются в качестве убытков в отчете о финансовых результатах деятельности, если отсутствует вероятность поступления будущих экономических выгод или полезного потенциала в связи с этими расходами, даже если первоначально расходы осуществлялись с целью получить будущие экономические выгоды или полезный потенциал

Признаются в балансе субъекта сектора государственного управления, если существует вероятность оттока ресурсов, заключающих в себе будущие экономические выгоды или полезный потенциал в связи с погашением обязательства, и стоимость обязательства можно надежно измерить

Отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской (финансовой) отчетности, публично раскрываемым показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта в форме описания характера таких обязательств и событий, которые повлекли за собой возникновение обязательств, а также причин, по которым стоимость обязательств не может быть надежно измерена

Признаются в отчете о финансовых результатах деятельности субъектов сектора государственного управления, когда произошел приток экономических выгод или полезного потенциала субъекта в форме увеличения активов или уменьшения обязательств, и эти экономические выгоды или полезный потенциал могут быть надежно измерены

Отражаются в отчете о финансовых результатах деятельности субъектов сектора государственного управления в тот период, когда они фактически получены, независимо от движения денежных средств в связи с их поступлением

Признаются в отчете о финансовых результатах деятельности субъектов сектора государственного управления, когда произошел отток экономических выгод или полезного потенциала субъекта в форме уменьшения активов или увеличения обязательств, и эти экономические выгоды или полезный потенциал могут быть надежно измерены

Отражаются в отчете о финансовых результатах деятельности субъектов сектора государственного управления в тот период, когда они фактически произведены, независимо от движения денежных средств в связи с оплатой соответствующих расходов

доходов и расходов они могут руководствоваться Концептуальными основами [2] , которые представлены на сайте Минфина России в качестве проекта.

Прекращение признания (списание) активов и обязательств субъектов сектора государственного управления осуществляется на дату, по состоянию на которую прекратилось соблюдение хотя бы одного из перечисленных выше условий.

Если стоимость активов, обязательств, доходов или расходов нельзя надежно измерить, они не могут быть признаны в балансе или отчете о финансовых результатах деятельности субъекта сектора государственного управления, но информация о них может раскрываться в пояснительной записке к бухгалтерской (финансовой) отчетности, публично раскрываемым показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов сектора государственного управления в порядке, установленном федеральными стандартами бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления.

  • [1] Расходы субъекта сектора государственного управления отличаются от кассовых расходов бюджета, определяемых в соответствии с БК РФ. Финансовый результат субъекта сектора государственного управления за отчетный период представляет собой прибыль или убыток.
  • [2] Концептуальные основы разработки и утверждения национальных стандартов учета и отчетности Российской Федерации в секторе государственного управления.

Источник: studme.org

Что является объектами бухгалтерского учета?

Объектами бухгалтерского учета являются самые разные элементы бизнес-процесса в компании, и их сущность определена законодательно. Изучим наиболее примечательные факты о соответствующих объектах.

Вам помогут документы и бланки:

  • Сущность объектов бухучета: определение Минфина
  • Что относится к объектам бухгалтерского учета?
  • Оценка объектов бухгалтерского учета как необходимое условие учетных процедур
  • Итоги

Сущность объектов бухучета: определение Минфина

Существует довольно много интерпретаций термина «объекты бухучета». Рассмотрим официальное его определение, приведенное в п. 4 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

Согласно этому документу под объектами бухучета следует понимать имущество предприятий, их обязательства, а также хозоперации, осуществляемые в процессе экономической деятельности.

Конкретный перечень объектов бухгалтерского учета на законодательном уровне определен положениями закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Что относится к объектам бухгалтерского учета?

В соответствии с положениями ст. 5 закона № 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются:

  • факты хозяйственной жизни предприятия;

Как осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

  • активы и пассивы предприятия;
  • источники финансирования;
  • доходы и расходы фирмы;
  • прочие объекты, определенные федеральным законодательством.

Под фактом хозяйственной жизни следует понимать любую сделку, операцию или иное значимое событие, которое оказывает или потенциально может оказать влияние на финансовое состояние предприятия, результаты его деятельности или движение капитала (ст. 3 закона № 402-ФЗ).

Активы и пассивы фирмы могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей: их корректная классификация может иметь значение при составлении бухгалтерского баланса — одного из ключевых источников бухгалтерской отчетности.

Эту классификацию можно подробно изучить, ознакомившись с положениями раздела IV приказа Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ПБУ 4/99).

Источники финансирования деятельности фирмы могут быть представлены:

  • уставным капиталом;
  • доходом (в т. ч. выручкой);
  • кредитными средствами;
  • инвестициями;
  • поступлениями из бюджета.

В соответствии с п. 2 ПБУ 9/99 под доходами следует понимать не обусловленное действиями учредителей (собственников) увеличение экономических выгод предприятия по факту:

  • поступления активов (в виде денежных средств либо иного имущества);
  • погашения обязательств, вследствие чего капитал предприятия увеличивается.

В соответствии с п. 2 ПБУ 10/99 под расходами следует понимать не обусловленное действиями учредителей (собственников) уменьшение экономических выгод предприятия по факту:

  • выбытия активов;
  • появления обязательств, которые приводят к уменьшению капитала предприятия.

Оценка объектов бухгалтерского учета как необходимое условие учетных процедур

Важнейшая операция, производимая в рамках бухучета с объектами бухгалтерского учета, — их оценка. Она представляет собой процедуру, результатом которой становится отражение стоимости того или иного объекта в рублях (ст. 12 закона 402-ФЗ).

Необходимость в оценке возникает в силу того, что отражение всех сведений об отмеченных объектах бухучета в учетных документах, а также в отчетности осуществляется именно в денежном выражении.

Основные принципы, по которым должна осуществляться оценка стоимости объектов бухучета, закреплены в п. 23 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, а также в ПБУ и ФСБУ, регулирующих особенности учета тех или иных объектов бухучета.

С 2022 года ряд ПБУ утратили силу. Им на смену пришли новые ФСБУ. С 2024 года вступят в силу еще ряд новых ФСБУ. Какие именно, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Итоги

Бухгалтерский учет, как и любые другие направления деятельности, связанные с управлением организацией, имеет объекты. Их сущность определена на законодательном уровне — в законе № 402-ФЗ, а также в положениях приказа Минфина № 34н.

Ознакомиться с иными полезными сведениями о бухгалтерском учете вы можете в статьях:

  • «Бухгалтерский учет (план счетов и принципы)»;
  • «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».

Источник: nalog-nalog.ru

Объекты бухучета

В процессе функционирования хозяйствующий субъект осуществляет множество операций по различным направлениям, касающимся финансовой, производственной, хозяйственной, социальной и иных сфер деятельности. Все операции представляют собой единую систему, которая отражает активность субъекта и является предметом бухгалтерского учета, который можно обозначить как финансово-хозяйственную деятельность организации вне зависимости от ее формы собственности.

Объектами бухгалтерского учета являются экономические категории, которые непосредственно используются при осуществлении деятельности хозяйствующим субъектом. В ст.5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ указан конкретный перечень тех категорий, что являются объектом бухучета. В соответствии с данной нормой законодательства, к объектам бухгалтерского учета относятся:

  • активы и обязательства,
  • факты хозяйственной жизни,
  • доходы и расходы,
  • источники финансирования деятельности субъекта.

Предмет и объекты бухгалтерского учета кратко можно охарактеризовать как:

  • предмет – финансово-хозяйственная деятельность субъекта;
  • объекты – категории, входящие в финансово-хозяйственную деятельность субъекта.

Методы бухгалтерского учета представляют собой приемы, с помощью которых изучается предмет. Иными словами, это способы, используемые для того, чтобы изучить деятельность хозяйствующего субъекта. При этом методы могут быть количественные и качественные, позволяющие проводить учет, анализ и исследование объектов.

Определение и состав объектов бухгалтерского учета

Объекты бухгалтерского учета кратко могут быть распределены на следующие группы:

  • имущество, то есть активы, которыми располагает хозяйствующий субъект и распоряжается по своему усмотрению;
  • обязательства, то есть пассивы, являющиеся источниками формирования имущества;
  • хозяйственные операции, производимые с имуществом и обязательствами;
  • финансовые результаты, получаемые в ходе осуществления операций.

В соответствии с представленным разделением объекты бухгалтерского учета и их классификация могут быть обозначены в таком виде:

  • имущество:
  • внеоборотные активы, находящиеся в длительном использовании в течение определенного количества производственных циклов (машины, оборудование, транспортные средства, здания, сооружения). Подразделяются на основные средства и нематериальные активы;
  • оборотные активы, находящиеся в кратком использовании в течение одного операционного цикла (топливо, материалы, сырье). Подразделяются на сырье и материалы, денежные средства, дебиторскую задолженность, финансовые вложения;
  • кредиты и займы на долгосрочной основе (кредиты в банках, арендная плата);
  • кредиты и займы на краткосрочной основе (заработная плата, оплата поставщикам, налоги и взносы);
  • кредиторская задолженность организации;

Объекты разного вида учета

В стандартном понимании к объектам бухгалтерского учета относятся категории, указанные в Федеральном законе от 06.12.2011 г. №402-ФЗ. На его основании можно сказать о том, что объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются конкретные группы объектов, подлежащие учету в денежном эквиваленте.

Объекты бухгалтерского управленческого учета – это понятие несколько отличается от финансового учета, поскольку организация самостоятельно определяет для себя категории, которые будут являться объектами бухучета. При этом оценка может быть не только количественной (денежной), но и качественной, поскольку главная цель осуществления управленческого учета — определить затраты и найти способы их минимизировать.

Объекты бухучета (финансового и управленческого) могут совпадать, но в первом случае организация ориентируется на законодательство РФ, а во втором — на внутренние документы компании, касающиеся управленческого учета. При этом для управленческих целей хозяйственные процессы как объекты бухгалтерского учета включают множество разнообразных операций даже при условии не только их количественной, но и качественной оценки. Для учетных целей в общепринятом понимании к объектам бухгалтерского учета относят только те категории, которые можно выразить в денежных единицах.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: spmag.ru

Оцените статью
Добавить комментарий