Наиболее эффективно, с меньшей физиологической стоимостью формирование функциональной системы трудовой деятельности детей и подростков осуществляется при соблюдении ряда гигиенических требований к содержанию, формам и условиям трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся. К ним относятся следующие физиолого-гигиенические принципы:
• системность в организации и проведении трудового обучения;
• соответствие характера трудовой деятельности и ее построения возрастно-половым особенностям и состоянию здоровья учащихся;
• постепенное увеличение физических и других видов нагрузок, оказывающее тренирующее воздействие на организм;
• рациональный режим трудового обучения;
• благоприятные санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности, безопасные для здоровья.
Большое внимание уделяется правильному выбору материала, с которым придется работать шксльникам.
Для учащихся начальной школы, обладающих меньшими физическими возможностями, предусматриваются относительно простые операции с материалами, легко поддающимися обработке (бумага, ткань, картон,). Предусмотрены также опытнические работы на пришкольном участке по выращиванию растений и уходу за ними.
Программа воспитания в ДОО, требования и вариативность проектирования
Эти работы имеют большое оздоровительное значение, поскольку проводятся на открытом воздухе и связаны с активными движениями.В возрасте 10—12 лет(5—7-е классы) учащиеся получи более основательную общетрудовую подготовку. Они приобретают знания и умения по обработке металла, дерева и других материалов; знакомятся с основами электротехники, графической грамотой; изготовляют несложные полезные изделия для школы. При выборе профиля обучение характера практических работ для школьников этого возраста отдается предпочтение работам, связанным с динамическими. усилиями, которые менее утомительны, чем статические. С этих позиций следует отдавать предпочтение ручной обработке (столярные работы), а не слесарным работам. Для обработки дерева характерны большая амплитуда движений.
Разнообразные приемы работы, смена поз, перемещение около рабочего места. Слесарные работы более однообразны, сопровождаются выраженным статическим компонентом и потому более утомительны. Существенное значение в организации трудового обучения имеют половые различия у детей. Функциональные возможности девочек в возрасте 10—12 лет уступают возможностям мальчиков.
Так, разница в мышечной силе мальчиков и девочек в 12 лет достигает 2,5—3 кг. С возрастом эти различия увеличиваются. Это послужило основанием для дифференцированного подхода к трудовому обучению с учетом пола и созданию для девочек специальной программы, которой предусматривается более легкий физический труд, связанный с обработкой тканей и продуктов питания.
Содержание трудового обучения учащихся 8— 11-х классов определяется профилем подготовки, наличием учебно-технической базы. С участием гигиенистов подготовлен перечень профессий, по которым организуется подготовка учащихся в общеобразовательных школах.
Воспитание в СПО — содержание образования как средство воспитания
В него включено около 900 профессий, не связанных с тяжелыми условиями труда и не оказывающих отрицательного влияния на здоровье учащихся. Общественно полезный, производительный труд школьников во внеучебное время может осуществляться в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, охране природы, работах по благоустройству школы. Степень участия в каждом из этих направлений зависит от возраста и состояния здоровья учащихся. Учащиеся младших классов привлекаются к работам по охране природы; сбору лекарственного сырья, плодов, ягод, семян, выращиванию рассады и посадке цветов.
С 8-го класса разрешается привлекать учащихся к работам на животноводческих фермах, а также в торговле, на предприятиях общественного питания, транспорта, связи. Начиная с 9—10-го класса разрешается возделывание сельскохозяйственных культур с применением машин на полях, Запрещается привлекать учащихся, независимо от возраста, к мытью окон, текущей дезинфекции, уборке санитарных узлов.
К общественно полезному труду в полном объеме привлекаются только здоровые дети. Содержание общественно полезного, производительного труда учащихся в период летних каникул определяют органы исполнительной власти на местах Организационной формой труда подростков во время школьных каникул являются различные трудовые объединения, Участие в работе трудовых объединений добровольное по личному заявлению, начиная с 8-го класса.
Важным моментом при планировании объема работ является правильное, с учетом возраста, нормирование труда. Он: осуществляется исходя из почасовых норм взрослых: чем младше школьники, тем меньше норма выработки. Для учащих: -13 лет (7—8-х классов) она составляет не более 50 % почасс-вой нормы взрослых, а для школьников 16—17 лет (10—11—классов) — 75 %.
При организации трудового обучения и воспитания важен учет состояния здоровья детей. К учащимся с отклонениями в состоянии здоровья на уроках труда требуется индивидуальна. подход, поскольку для них работа в мастерских более утомительна, чем для здоровых школьников, и может вызывать значительное учащение пульса, повышение артериального давления и температуры тела, обильное потоотделение, жалобы на усталость.
Для этих детей должны подбираться более простые задания с меньшим числом трудоемких операций и повторяемостью движений. Им разрешаются дополнительные паузы для_ отдыха. Рекомендации медицинских работников по индивидуальному режиму работы учащихся должны своевременно отражаться в листке здоровья классного журнала и учитываться преподавателем труда.Рациональный режим трудового воспитания и обучение школьников определяется длительностью труда, местом труда в режиме дня и недели, а также построением трудовой деятельности. Формой трудового обучения в школе является урок труда. Число этих уроков определяется учебными планами. На обучение выделяется в 1—7-х классах 2 ч в неделю, в 8-9-х 3 ч, в 10-11-х классах — 4 ч. Предусматривается также общественно полезный труд: во 2—4-х классах — 1 ч, в 5-7-х 2ч.,в 8—9-х — 3 ч, в 10-11-х классах -4ч. в неделю,
Урок труда должен проводиться на 3-4-м уроке (1-я смена) и на 1—2-м уроке (2-я смена), а в режиме учебной недели — в среду и четверг. П о строениеурока трудав учебных мастерских основывается на учете анатомо-физиологических особенностей детей.
Это является основанием для определения оптимальной длительности непрерывного выполнения отдельных операций, которая не вызывает утомления школьников.Общая длительность практической работы не должна превышать для учащихся 1—2-х классов 20—25 мин; 3—4-х классов — 30—35 мин. В зависимости от трудоемкости длительность операций может составлять от 6 до 10 мин. Установлено непрерывное выполнение любых столярных и слесарных операций учащимися 10 лет более 10 мин и учащимися 11 лет более 13 мин приводит к выраженному утомлению, поэтому указанные величины для этого возраста детей принимаются предельно допустимые. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям должна составлять для учащихся 5-х классов не более 10 мин, 6-х — 12 мин, 7-х — 16 мин.Выполнение 3—5 операций принимается за оптимальную величину. Плотность урокадолжна составлять 60—85 %.
В классах начальной школы сдвоенные уроки труда недопустимы. 15—20-й минуте урока необходима физкультминутка. При сдвоенных уроках обязательна перемена длительностью не менее 10 мин с выходом в рекреацию и проветриванием помещения.В построении урока предусматриваются небольшие паузы для дополнительного инструктажа, смены инструментов и других организационных моментов, что также является отдыхом во время работы.
Особенности построения трудового обучения в 8—11-х классах касаются структуры учебной недели. В ней для трудового обучения выделяется 1 день: 6—7 учебных часов, из них 4 ч, предусмотренных учебным планом, а 2—3 ч — за счет общественно полезного труда.
Гигиенические требования к условиям труда должны соответствовать функциональному состоянию организма детей.Поскольку обработка дерева и металла связана с повышеннымими энерготратами и теплообразованием, температура воздуха в этих мастерских должна быть ниже, чем в классе: в столярной мастерской оптимальной температурой считается 14-16, в слесарной 16—17 °С, в кабинете труда начальных классов и кабинете по обработке ткани 18 °С.
Необходимы эффективная система вентиляции с различными видами местной вытяжной вентиляции, размещение части оборудования в отдельных специальных помещениях, оснащение станков экранами, щитками, предупреждающими разбрызгивание смазочно-охлаждающей жидкости, разбрасывание стружки. Необходим контроль за качеством смазочно-охлаждающей жидкости, концентрацией минерального масла в воздухе помещений, эффективностью работы вентиляции.Проведение комплекса мероприятий по борьбе с шумом.Набор оборудованиядолжен обеспечивать реализацию программ трудового обучения. При размещении оборудования предусматривается создание благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Верстаки и швейные машины необходимо расставлять перпендикулярно к окнам с левосторонним освещением. Верстаки можно расставлять под углом 45°.
При обработке металла характер работы позволяет иметь как правостороннее, так и левовостороннее освещение при перпендикулярном к окнам размещении верстаков.
Для обеспечения нормируемого угла рассматривания (35°) первые ряды рабочих мест должны быть удалены от доски на расстояние 1,6—2,5 м.Для сохранения правильной рабочей позы и безопасности труда необходимо соблюдать определенные расстояния между рабочими местами. Их величина зависит от характера рабочей позы, амплитуды рабочих движений, необходимости передвижения в процессе работы, размеров инструмента и материала.В столярной мастерской верстаки чаще всего размещаются в 3 ряда, по 6—7 в каждом ряду, и расставляются перпендикулярно светонесущей стене или под углом 45° так, чтобы свет падал слева.В слесарной мастерской верстаки устанавливают так. чтобы обеспечить левостороннее освещение.Общая площадь должна быть 66 м 2 .
Все помещения для трудового обучения оборудуются встроенными или пристенными шкафами, стеллажами закрытого типа, емкостями для сбора стружек, вешалками для спецодежды, раковиной, электрополотенцем. В комплект оборудования входят также носилки и аптечки с медикаментами.
Правильная рабочая поза обеспечивается в первую очередь соответствием размеров оборудования и инструментов размерам частей тела работающего, в частности соответствие высотыты рабочего места росту учеников.аждое рабочее место в столярной и слесарной мастерской необходимо оборудовать сиденьями. Для учащихся 8—9-х классов должны предусматриваться подставки для ног. В мастерских, где проводятся работы, связанные с длительной неподвижной рабочей позой особое внимание уделяется правильной организации рабочего места. Конструкция стола должна быть такой, чтобы можно было положить предплечья на его поверхности. Для этого в крышке стола делается полукруглый вырез. Высота сиденья стула должна регулироваться в пределах 40-60см.Инструментарий по размерам и массе должен соответствовать возрастным антропометрическим особенностям и физическим возможностям учащихся
Физиолого-гигиенические требования: — системность в организации и проведения трудового обучения; — соответствие хар-ра трудовой деят-ти и ее построения возрастно-половым особенностям и состоянию З-я учащихся; — постепенное увел.физических и др видов нагрузок, оказыв.тренирующее действ на организм; — рационал.режим трудового обучения; — благ-ые сан-эпид усл трудов деятельности, безопасн для здоровья. С участием гигенистов подготовл перечень профессий, по кот организ-ся подготовка учащихся в ОбщеОбразовШколах.
В него вкл 900 проф, не связ с тяжелыми условиями труда и не оказывающего отрицательного влияния на здоровье. Степень участия в каждом из направлений труда зависит от возраста и состояния здоровья учащихся. Млад.кл.:к охране природы, сбору лек-ого сырья, плодов,ягод,семян,выращ рассады и посадке цветов.Сред.и старш.кл.:работа в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.
С 8-го Кл разрешается привлекать учащихся к работам на животноводческих фермах. К учащимся с отклонениями в состоянии здоровья на уроках труда требуется индивидуальный подход, поскольку для них работа в мастерских более утомительна, чем для здоровых школьников. Для них подбираются простые задания с меньшим числом трудоемких операций и повторяемостью движений.
Им разреш дополнит паузы. Основной формой труд-ого обуч-я является урок труда. Построение урока в учебных мастерских основывается на учете анатомо-физиологических особенностей детей школьного возраста. Для девочек в основном урок труда складывается из обработки ткани и кулинарной работы. 45 мин урок, перемены не менее 10 мин. В середине раб.дня большая перемена 30 мин.
Гиг требов к условиям труда должны соответствовать функциональному состоянию организма детей. Температура в мастерских д.б.ниже чем в классе, это зависит от значительных энерготрат. В каб по обработке ткани – 18 град.
Источник: poisk-ru.ru
Система трудового воспитания
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека. Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда. Оно призвано прививать уважение к людям труда, знакомить учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; побуждать к сознательному выбору профессии и получению первоначальной профессиональной подготовки.
Обостряющиеся противоречия порождают негативные явления в среде школьной молодежи: нежелание трудиться, связанное с малосодержательным и примитивным трудом, лень и пренебрежение к труду, безалаберность, халатность, разболтанность, привычка к плохой организации труда и низкой производительности, порождающей отчуждение от труда. Противоречие снимается лишь в результате непосредственного вовлечения детей в высокоорганизованный общественно полезный (особенно производительный) труд, осуществления экономического воспитания, а также строгого учета законов и механизмов организации детского труда.
Основными механизмами осуществления трудового воспитания являются: развивающееся техническое мышление, разнообразные виды интеллектуальной и физической деятельности, нравственное отношение ребенка к труду, общение в трудовом коллективе на основе деловых, взаимодействий и зависимостей. Техническое мышление обеспечивает накопление технологических знаний и опыта по эффективной организации труда, осмысление качества результатов трудовой деятельности.
Мыслительная деятельность в труде формирует творческое отношение к делу, стремление к рационализации производства, порождает эмоциональный подъем, вдохновенную самоотдачу. Непосредственная трудовая деятельность формирует умения, навыки, привычные системы целесообразных действий, привычку к трудовому усилию и преодолению физического напряжения.
Следствием организованной трудовой деятельности является такой специфический механизм воспитания, как отношение к труду. Среди отношений особенно важны такие, как ответственность за конечные результаты труда, трудовая и технологическая дисциплина, эстетическая оценка производнного продукта, проявляемые в трудовом процессе точность, четкость, упорство, настойчивость, воля.
Отношения ребенка в труде к себе и к делу материализуются в свойствах и чертах его характера. Общение в трудовом процессе осуществляется на основе обмена опытом по вопросам технологии и организации труда, коллективной, моральной, гражданской оценки отношения к труду; взаимопомощи, выражения общественного мнения по поводу поведения членов коллектива в труде и в быту. Общение оказывает непосредственное воздействие на трудовое сознание и через него на формирование мировоззрения и нравственных качеств личности.. В общении происходит самовыражение школьника, его самоутверждение в глазах товарищей и в собственном мнении.
Содержательная структура процесса трудового воспитания складывается из основных видов детской трудовой деятельности. На первом плане — учебный труд. Интеллектуальный труд — один из самых сложных и тяжелых. Для многих учащихся физическая работа кажется неизмеримо более легкой, чем, например, решение математических задач или написание сочинения на свободную тему.
Между тем бурный научно-технический прогресс резко увеличивает долю интеллектуальных усилий в труде и общественной жизни. Для детей приобретение умений и навыков интеллектуального труда не только способ усвоения знаний основ наук, но и важнейшее средство подготовки к социальному творчеству, к труду на современном производстве, к участию в обновляющейся политической жизни общества.
В школе осуществляется специальное трудовое обучение. Уже в начальных классах на уроках труда, которые нередко объединяются с занятиями по изобразительному искусству и становятся уроками художественного труда, учащиеся приобретают элементарные навыки работы, с бумагой, картоном, пластилином, природными материалами. Они принимают участие в выращивании сельскохозяйственных растений на пришкольном участке, ухажизают за домашними животными, цветами, ремонтируют наглядные пособия, изготавливают полезные вещи, подарки и игрушки для подшефного детского сада. Этот посильный общественно полезный труд закладывает основы трудолюбия, умения и желания работать собственными руками, способствует развитию интересов и увлечений, организует полезные занятия в свободное время. Экскурсии на фабрики и заводы, на семейные фермы, поля колхозов, совхозов, арендаторов облегчают младшим школьникам понимание существа и значения для людей высокопроизводительного труда.
Вторая ступень, основная школа (V—IX классы), опираясь на трудовой опыт начальных классов, дает знания, умения и навыки, связанные с обработкой металла, дерева, с основами электротехники, металловедения, графической грамотой. Школьники-подростки узнают о главных отраслях народного хозяйства, выполняют несложные заказы предприятий, а с VIII класса работают в ученических производственных бригадах, трудовых объединениях, УПК, учебных цехах, школьных хозяйствах, где приобретают положительный опыт трудового воспитания.
В организации труда учащихся VI—VIII классов городских и сельских школ осуществляется дифференцированный подход. В городах изучается технический и обслуживающий труд; на селе — сельскохозяйственный, обслуживающий и технический. В городских школах, близко расположенных к селу, и в сельских, непосредственно связанных с городом, программы обучения взаимо-дополняются. Практическая направленность программ, особенно изготовление общественно полезных изделий по заказам предприятий и учреждений, дает возможность познакомить учащихся с технологическими процессами, с устройством станков, машин, аппаратов. Одновременно это позволяет учащимся ориентироваться в профессиях.
Эффективность трудового обучения, воспитания и профориента-ции возрастает в связи с участием старших подростков, юношей и девушек, в производительном труде. Это оплачиваемый труд по созданию материальных ценностей и в сфере обслуживания.
В цедч.х трудового обучения учащихся третьей ступени общеобразовательной школы используется материальная база ученических производственных бригад, межшкольных УПК, учебных цехов, кооперативных объединений и подрядных бригад, непосредственно рабочие места в про мышлением и сельскохозяйственном производстве по наиболее массовым профессиям, с учетом местных потребностей. Включение старших школьников в реальный труд является наиболее прогрессивной формой трудового обучения, позволяющей непосредственно участвовать в создании материальных ценностей, в производственных отношениях и зарабатывать средства для удовлетворения личных потребностей. В обязанности базовых предприятий школ входит создание на правах своих структурных подразделений школьных и межшкольных мастерских, учебно-производственных комбинатов, учебных цехов и участков, ученических рабочих мест, стационарных полевых станов для ученических производственных бригад, лагерей труда и отдыха, а также выделение оборудования и материалов, земли для пришкольных участков, обеспечение планирования, организации и оплаты производительного труда школьников. Базовые предприятия вовлекают детей в воспитательную работу трудового коллектива, в его общественную жизнь, в техническое творчество и опытничество.
Программы трудового обучения старшеклассников предусматривают широкий круг профессий. В промышленном производстве и сфере обслуживания учащиеся могут овладеть профессиями станочников, слесарей-сборщиков, строительно-монтажного производства, прикладной химии, машиностроительного черчения, программиста, торгового обслуживания, кулинарии, машинописи и основ делопроизводства.
Сельскохозяйственное производство вводит школьников в профессии, связанные с механизацией и автоматизацией производственных сельскохозяйственных процессов, с животноводством, растениеводством. Профили трудовой подготовки определяются на местах, с учетом потребностей народного хозяйства и наличия учебно-технической, производственной базы. В целях придания политехнического характера профессионально-трудовому обучению учащихся, более основательного изучения ими научных основ современного производства, ведущих направлений его интенсификации необходима органическая связь овладения профессией с изучением предметов естественно-математического цикла, информатики и вычислительной техники. Важное значение имеют также производственные экскурсии, расширяющие политехнический кругозор ребят, позволяющие им уточнять свои интересы и профессиональные склонности.
В целях усиления профориентации школьников в городах и сельских районах создаются центры профориентации, которые, опираясь на имеющуюся в их распоряжении учебно-производственную базу, знакомят с современными профессиями. Профцентры исходят из потребностей в кадрах народного хозяйства и интересов, способностей, наклонностей, психофизических данных учащихся.
Большая работа в этом направлении проводится во внеклассное время. Школьники сами рассказывают о профессиях, встречаются с передовиками и ветеранами труда, проводят экскурсии на предприятия и фермы, посещают технические и сельскохозяйственные выставки, работают в технических кружках и научно-технических обществах.
Старшеклассники прибегают к помощи консультантов, в роли которых выступают психологи, специалисты производственных предприятий, научных учреждений, представители различных профессий. Трудовое и начальное профессиональное обучение не предопределяет однозначно профессиональной судьбы юношей и девушек. Трудовое и начальное профессиональное обучение в школе носит общеобразовательный, общеразвивающий и политехнический характер. Первоначальный самостоятельный практический производ-. ственный опыт позволяет лучше понять себя: свои способности, нравственное состояние, направленность интересов. Он является способом самопознания и трудовой закалки, создает основу для овладения любой профессией в будущем.
В структуру трудового воспитания школьников входят различные виды внеучебного общественно полезного труда: производительный; результативный, общественно значимый; бытовой, самообслуживающий; общественно-организационный. Производительный труд во внеклассной работе организуется руководителем школы, органами самоуправления и общественными организациями.
В него входит трудовая производственная практика. По окончании учебного года старшеклассники и подростки включаются в кратковременный производительный труд на фабриках и заводах, предприятиях сферы обслуживания, в кооперативах, совхозах, колхозах, подрядных объединениях, лесничествах, мастерских, учебно-производственных комбинатах, строительных отрядах, на пришкольных участках, в учхозах, лагерях труда и отдыха.
В течение всего года школьники могут работать во внеучебное время, выполнять эпизодические задания по оказанию помощи шефствующим предприятиям, стройкам, колхозам, совхозам. Важным видом внеучебного производительного труда является систематическая работа учащихся на пришкольных участках, в учхозах, на школьных кролиководческих фермах, что дает существенную прибавку продуктов для школьной столовой и возможность реализовать излишки.
Всякий производительный труд школьников должен быть оплачиваемым. Оплата реально убеждает ребят в значимости их труда, измеряет его производительность и эффективность в понятных категориях. Часть средств, зарабатываемых учащимися, используется в качестве общественного фонда для нужд коллектива. Самостоятельно заработанные деньги учат детей бережливости, хозяйственному подходу к организации собственной жизни, самостоятельности, изживанию иждивенческой психологии, умению соизмерять удовлетворение потребностей с реальными возможностями. Эффективный, производительный, полезный обществу труд школьников закрепляет их умения и навыки, привычку к трудовому напряжению, развивает общественную активность, создает основу для делового общения в коллективе, совершенствует волю и такие важные черты характера, как дисциплинированность, ответственность, инициатива, точность и исполнительность.
Общественно значимый, результативный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как сбор металлолома, макулатуры, лекарственных растений, даров леса; тимуровская работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и престарелым. Педагогический эффект подобных дел усиливается благодаря их игровому оформлению, пробужденному желанию детей совершать добрые дела не ради вознаграждения, а из сознания долга и морального удовлетворения. Общественно значимой работой школьников является также изготовление игрушек для дошколят, создание и ремонт наглядных пособий, подклейка книг в школьной библиотеке. Многие учащиеся активно участвуют в общенародных кампаниях; в переписи населения; в работе по восстановлению исторических памятников; следят за порядком в лесу, зимой поддерживают зверей и птиц. Школьные самодеятельные коллективы и бригады занимаются культурно-просветительской деятельностью: выступают перед населением с концертами, организуют выставки рисунков и поделок, участвуют в работе музеев в качестве экскурсантов.
В этой общественно значимой деятельности дети учатся делать бескорыстные, добрые дела, у них развивается понимание необходимости органического сочетания общественного интереса с личным, крепнет чувство долга перед людьми и обществом, практически проявляются патриотизм и интернационализм, зреют самосознание и чувствование красоты человеческой личности.
Бытовой, самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет личных трудовых усилий. Эта работа эффективна, когда посильна и содержит в себе коллективистскую направленность: обеспечивает не только личные нужды, но г: потребности других членов семьи, школьных коллективов. В процессе деятельности ребенок осознает, что нет грязного, непрестижного, унижающего человеческое достоинство груда, а есть унизительное отлынивание от него, что всякий нужный людям труд почетен и уважаем в обществе.
Эффективному достижению прямых и косвенных целей бытового, самообслуживающего труда препятствует предрассудочное сознание, будто обслуживающий труд — третьесортный, удел неспособных и детей надо оберегать от него. Оберегание школьника от обслуживающего труда формирует лентяя, лодыря, наносит удар по его будущим отношениям в собственной семье.
Бытовой труд в семье включает в себя уборку постели, стирку мелких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, уход за животными, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, покупку продуктов, починку несложных домашних приборов, создание в квартире, доме уюта и удобств. Сельские школьники трудятся на приусадебных участках, ухаживают за скотиной, домашней птицей. Городские ребята вместе с родителями работают на садово-ого-родных участках.
Самообслуживающая деятельность учащихся в школе включает уборку помещений, подготовку кабинета, классной комнаты к занятиям, дежурство по школе, столовой, раздевалке, уборку мусора на прилегающей к школе территории. В процессе трудового обучения, общественно полезного и производительного труда учащиеся следят за порядком на рабочем месте, ухаживают за станками, машинами, приборами, убирают за собой после работы. Дети привлекаются к самообслуживанию и во внешкольных учреждениях, где они занимаются в студиях, секциях, кружках, а также в различных детских оздоровительных лагерях, лагерях труда и отдыха, во время туристских походов,экскурсий.
Побуждающим ребенка к бытовому труду фактором становится постепенно укрепляющееся сознание возможности и необходимости обеспечивать собственным трудом свои нужды. Большое значение имеет и нравственное удовлетворение, рождаемое сознанием содеянного добра на общую пользу. Положительное стимулирующее влияние на детей оказывают чистота и порядок, рукотворная красота окружающей обстановки. Поддержание в школьниках нормального, радостного и ответственного отношения к самообслуживанию требует сделать этот труд повседневным, посильным и систематическнм, диктует необходимость строгого соолюдения справедливости в дозировке и распределении труда, последовательности операций, очередности выполнения неприятных бытовых работ, взаимозаменяемости в монотонных, большого, физического напряжения делах.
Интенсивное развитие общественного организационно-управленческого труда в жизни школьников обусловлено расширяющейся и углубляющейся демократией в жизни нашего общества, необходимостью овладения искусством организации и управления коллективными делами и взаимоотношениями. От умения поставить цель, вдохновить коллектив на ее достижение, с учетом индивидуальных особенностей расставить исполнителей по местам, организовать трудовой процесс, добиться дисциплины и высокого качества продукции, обсудить результаты, поощрить передовиков и новаторов во многом зависит эффективность любого дела и воспитательный результат труда.
Организаторская деятельность требует большого напряжения ума, проявления воли, сдерживания излишних эмоций, интенсивного расходования нервной энергии. Труд организатора и исполнителя развивает активность и инициативность, сознание ответственности за организацию и результаты труда. Он на практике учит школьников умению убеждать и побуждать к действию своих товарищей, принимать ответственные решения, отдавать распоряжения, предъявлять требования и проявлять глубокое уважение к товарищу, подчиняться общей дисциплине, быть самокритичным и проявлять мужество в критике, четко контролировать свои поступки. В этой школе коллективной организаторской деятельности и исполнительности обостряется мысль, крепнет воля, закаляется характер.
Общественный организационно-управленческий труд необходим школьникам в сфере самоуправления коллективом, общественными организациями, для участия в управлении школой вместе с учителями и родителями. Основная форма выполнения этого труда — общественные поручения. Учащиеся избираются в совет школы, в ученический комитет, в различные комиссии и секции учкома ответственными организаторами или исполнителями. В рамках общешкольного и классного коллектива ребята выполняют функции ответственных за состояние учебы и дисциплины, культмассовую, физкультурную, шефскую, туристическую работу; за связь с другими коллективами и общественными организациями; за общественно полезный труд. В трудовых объединениях, производственных бригадах, строительных отрядах школьники наиболее эффективно обучаются организационно-управленческому труду„включающему планирование, контроль, критику, гласность, принятие ответственных решений, расстановку кадров.
В детских общественных организациях их члены имеют ответственные поручения и попеременно выступают в качестве организатора и исполнителя. В системе внешкольных учреждений, общественных организаций я добровольных обществ дети также привлекаются к управленческой деятельности. Развитие организаторской работы ребенка в семье во многом зависит от стиля семейных отношений. Если дома устраиваются вечера, посвященные искусству, осуществляются выходы в кино, театр, на выставки, организуются экскурсии по родному краю, участвуют в общественных работах по посадке зеленых насаждений, восстановлению архитектурных памятников, то ребенку предоставляются большие возможности проявить свой организаторский талант. Он заботится об общем духовном благе семьи, убеждает своих родных в необходимости того или иного общего дела, побуждает их к действию, распоряжается и дает поручения, хвалит и высказывает критические замечания, обсуждает результаты проведенного мероприятия.
Ребенок проявляет свои организаторские способности также в свободном общении со сверстниками. Свободное общение ребят на здоровой основе — необходимый элемент формирования личности. В этой сфере наиболее полно и откровенно проявляются черты характера, свойства личности детей, формируется неофициальное общественное мнение, происходит непосредственное самопроявление и самоутверждение. Авторитет организатора в свободном общении завоевывается школьником в случае заинтересованности в общем деле. умении убедить, увлечь и проявить уважение к товарищам. Ребята приобретают опыт совместного принятия решений, четкого выполнения поручений, использования силы общественного мнения, руководства и подчинения.
Организационно-управленческий труд детей стимулируется внутренними движущими силами: свободной инициативой и активностью, желанием взять на себя ответственность, раскрыть перед коллективом свои умения и сознание долга. Нужно своевременно подмечать и такие негативные внутренние стимулы, как чрезмерное честолюбие, желание командовать, карьеризм, и принимать меры к их изживанию..Организационная деятельность детей требует систематической сменяемости лидеров и их взаимозаменяемости, коллективного обсуждения возникающих организаторских проблем и конфликтов, гласности во всех делах и своевременной критики работы ведущих организаторов.
В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели, как высокая личная-заинтересованность и производительность труда и отличное качество продукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение к процессу труда,трудовая, производственная, плановая,технологическая дисциплина, нравственное свойство личности — трудолюбие.
Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет психологический фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности, в верном служении Родине.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Трудовой возраст
Депутаты госсовета Удмуртии выступили с инициативой наладить в российских школах трудовое воспитание. В своем обращении к Госдуме и правительству РФ они указали на позитивный опыт советской школы по воспитанию общества, любящего труд, и предложили вернуть в образовательный обиход школьные мастерские, технопарки, ученические производственные бригады, трудовые отряды, летние лагеря труда и отдыха. «К сожалению, реформы в сфере образования привели к тому, что целью образования в школах стало не обучение и воспитание целостной личности, а предоставление так называемых образовательных услуг»,— констатировали парламентарии, поддержав поправки к закону об образовании об исключении из нормативной практики понятия «образовательная услуга».
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Александр Подгорчук, Коммерсантъ
Депутаты госсовета Удмуртии на сессии во вторник приняли обращение в адрес Госдумы и правительства РФ по вопросу разработки нормативных правовых актов, направленных на развитие трудового воспитания в образовательных организациях. С инициативой выступила фракция «Единой России». «Труд является, пожалуй, одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности,— обнародовала основные тезисы обращения руководитель фракции Елена Дербилова.— Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребенок отвлечен от труда. Правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность, что является одной из главных функций трудового воспитания».
Удмуртские депутаты ссылаются на опыт советской школы, в которой система трудового воспитания «эффективно прививала любовь к труду, уважение к людям труда, готовность работать в сфере материального производства, помогала в профориентации»: «К сожалению, последующие реформы в сфере образования привели к тому, что целью образования в школах стало не обучение и воспитание целостной личности, а предоставление так называемых образовательных услуг, в рамках которых не нашлось место для формирования у учащихся представлений о труде и трудовой деятельности как необходимости для формирования полноценной личности».
По словам парламентариев, школьников перестали привлекать «даже к элементарному обслуживающему труду» — уборке в классах, дежурству в столовой.
В сельской местности летом учащиеся больше не работают на пришкольном участке, а это в прошлом было основой трудового воспитания. Депутаты считают, что «время показало» нежизнеспособность таких реформ в сравнении с советской системой образования.
В обращении указывается, что госсовет республики поддерживает принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в РФ»» (в части исключения понятия «образовательная услуга») и предлагает разработать на федеральном уровне нормативные акты для выстраивания системы трудового воспитания в школах. В частности, депутаты считают, что нужно ввести обязательное участие школьников в общественно полезном труде (в зависимости от возраста). Такое трудовое воспитание, по задумке авторов обращения, должно способствовать сознательному выбору учащимися дальнейшего продолжения образования. Можно привлекать для организации труда школьников близлежащие предприятия. Речь идет о разнообразных формах деятельности подростков — школьные мастерские, технопарки, ученические производственные бригады, трудовые отряды, летние лагеря труда и отдыха и другие трудовые организации и объединения.
Председатель общественной организации «Родительская забота» Нафиса Веретенникова уверена, что «система, в которой мы прожили 30 лет, расчеловечила людей». По ее словам, любовь к труду — это «генетически заложенная программа», которая влияет на способность человека мыслить, достигать результата и творить.
«Сейчас появляется все меньше инженеров, математиков, думающих людей,— отмечает она.— Клиповое мышление развивает в детях и взрослых самолюбование, делает детей более зависимыми, не способными критически оценивать. Труд — это одна из главных скреп общества. Уверена, что уроки трудового воспитания поддержат и родители, и бабушки с дедушками. Чтобы созидать, надо прививать навыки труда».
Представители руководства России рассказали молодежи о войне и мире
В прошлом даже дети руководителей республики оставались после уроков мыть полы в классе, вспоминает директор гуманитарно-юридического лицея №86 Ижевска Надежда Заварзина: «Сейчас же, когда учитель просит стереть с доски, ему могут ответить, что это не входит в обязанности школьника». На уроках технологии, продолжает она, в основном дают теоретические знания, а не учат работать на станках, родители боятся, что ребенок травму получит, когда будет строгать или пилить.
«Трудовое воспитание было действительно одной из сильных сторон советской системы, которая на тот момент была впереди всей планеты,— замечает политолог Александр Балицкий.— Сейчас много говорится о патриотизме, о возвращении в каком-то виде идеологии, на первый план с высоких трибун ставится не обучение, а воспитание. Происходит реанимация советской системы, однако не столько с точки зрения содержания, сколько с идеологической».
Михаил Красильников, Ижевск
- Газета «Коммерсантъ» №85 от 18.05.2022, стр. 4
- Российское образование подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru