Педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа

Педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа 10.1. Понятие о коллективе Коллектив (от лат. collectivus – сборище, толпа, совместное...

10.1. Понятие о коллективе

Коллектив (от лат. collectivus – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа) – это объединение людей, которое характеризуется следующими признаками: 1) общей социально значимой целью; 2) совместной деятельностью, направленной на ее достижение, общей организацией этой деятельности; 3) отношениями ответственной зависимости (один за всех, все за одного); 4) наличием выборных руководящих органов.

В числе главных характеристик коллектива выделяют:

• внутриколлективную атмосферу, т. е. психологический климат, отношения между членами коллектива;

• сплоченность, т. е. взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу;

• взаимопомощь и взаимоответственность, т. е. доброжелательность и бескорыстие, здоровую критику и самокритику, дух соревнования.

Коллектив принято рассматривать как социальный организм, развитие которого во многом зависит от характера отношений его членов в процессе организации деятельности и общения, поскольку в коллективе происходит межличностное общение, основными свойствами которого выступают: а) постоянная готовность к действию; б) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представлений о ценности своего коллектива, гордости за него; в) дружеское единение его членов; г) ощущение защищенности каждого члена коллектива; д) активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому действию; е) привычка к сдержанности в эмоциях и словах; ж) возможность самореализоваться, найти дело по душе.

Наставничество как эффективный ресурс развития педагогического коллектива

Ученический коллектив – это коллектив воспитательный, поскольку в нем происходит накопление детьми позитивного социального опыта в различных сферах жизнедеятельности, в частности опыта коллективного поведения в позициях: а) подчинения (ребенок как член общества и член коллектива вынужден принимать правила и нормы взаимоотношений, свойственные тому или иному коллективу); в) активного противопоставления (школьник, убежденный в своей правоте, занимает активную позицию и не только высказывает свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивает ее перед коллективом); в) руководства (ученик является членом актива и периодически выполняет руководящие функции).

Участие в жизнедеятельности коллектива способствует формированию у ребенка таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость.

Коллектив выступает для каждого воспитанника в качестве арены для самовыражения и самоутверждения себя как личности, ибо только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или непринятие себя как личности.

Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования интеллектуальной и нравственной свободы и упражнения в их проявлении, так как только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и ряд общественно значимых умений и навыков.

5 ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ А.С. МАКАРЕНКО

Велика роль коллектива и в организации трудовой деятельности, поскольку только в условиях коллектива проявляется взаимоответственность за конечные результаты труда и потребность во взаимопомощи.

Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного коллективного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, способствует эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувство коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Коллектив открывает перед каждой личностью возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности, что реализуется через активное участие детей в школьном самоуправлении и общественной жизни.

Исходя из вышесказанного, воспитательный коллектив можно рассматривать в качестве системы, которая выступает как:

• органичная часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего помимо детского коллектив педагогов-воспитателей;

• относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

• скоординированное единство двух структур: официальной, складывающейся под влиянием взрослых, определяющих его организационное строение и деятельность, и неофициальной, возникающей в процессе межличностного общения;

• субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей, поставленных перед всеми его членами;

• носитель общего интегративного свойства (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив как единое целое и проявляющегося в его общественном мнении, эмоциональных реакциях и ценностных ориентациях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;

• субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов коллектива.

В ученическом коллективе можно выделить две структуры: формальную, представляющую собой дифференцированное единство разнотипных первичных коллективов, которая задается извне педагогами, и неформальную, образующую связи и отношения эмоционально-психологического характера (по признаку симпатии, привязанности и др.), которая возникает стихийно. Каждый учащийся может входить в одну контактную группу, в несколько групп или не входить ни в одну. Положение ученика в формальной и неформальной структурах может как совпадать (лидер и хороший товарищ), так и находиться в противоречии (хороший организатор, но никто не хочет проводить с ним свободное время).

Общешкольный коллектив не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Такое влияние осуществляется только через первичный коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. Первичные коллективы могут иметь следующие модификации:

– по времени существования – постоянные или временные;

– по характеру деятельности – организованные на основе разнообразной деятельности, в том числе учебной (классы, отряды и т. п.); на основе одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.); на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства;

– по возрастному составу – одновозрастные и разновозрастные.

10.2. Взаимодействие личности и коллектива

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложен, неоднозначен, нередко противоречив и глубоко индивидуален. Школьники – будущие члены коллектива отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают неодинаковое влияние на коллектив.

Положение личности в системе коллективных отношений во многом зависит от ее индивидуального социального опыта, определяющего характер ее суждений, систему ценностных ориентации, линию поведения. Этот опыт может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе. Выделяют три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (она может либо подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, либо уступать ему как внешней превосходящей силе, либо пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях; 3) личность подчиняет себе коллектив.

Взаимоотношения личности с коллективом сверстников на разных возрастных этапах различны. На первом году обучения они во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей. Младшие школьники сотрудничают друг с другом прежде всего как представители определенной социальной общности – учащихся. Характер их межличностных отношений обусловлен в первую очередь влиянием учителя, его оценкой, утверждением в классе гуманных ценностей и норм общения. Организация под руководством педагога внеучебных интересных коллективных дел помогает установить в классе микроклимат сотрудничества, взаимопомощи, понимания и дружбы, т. е. создать определенную социально-культурную среду для позитивного развития личности.

В средней школе номинальное образование «класс» становится реальным. У детей формируется чувство «мы – общность», «мы – коллектив», которое выражается в стремлении заявить о себе не только в классе, но и в рамках общешкольной жизни. Формирующаяся в этом возрасте деятельность приобретает характер развитого сотрудничества на основе самостоятельной постановки цели, выработки плана, общего предвосхищения результатов. Взаимоотношения подростков становятся более избирательными появляются устойчивые дружеские объединения. Целью взаимодействия становится желание быть и действовать вместе, вносить личный вклад в достижение общего результата.

Учитывая особенности подростка (стремление к социальной общности, единению со сверстниками, сочетаемое с независимостью), педагог преимущественно занимает позицию косвенного влияния на характер коллективных связей и отношений, побуждая школьников проявлять инициативу и творчество. Чем больше задействованы в совместной деятельность лично значимые мотивы детей, тем интереснее для них она становится. Организуя микроколлективы по интересам, учитель привлекает учащихся к занятиям в кружках, секциях, общешкольных мероприятиях.

Особенностью взаимоотношений учащихся старших классов является стремление к «трансляции» значимых индивидуальных качеств сверстникам и готовность группы интегрировать индивидуальные проявления одноклассников для успешной реализации групповой деятельности. Старшим подросткам свойственны ярко выраженная ориентация на будущую жизнь, профессию, расширенная сфера социальных контактов, достаточно высокий уровень развития самосознания. Учитывая эти особенности, педагог создает условия для широкого и многогранного проявления самостоятельности, самоорганизации, инициативности классного коллектива. В таком коллективе неповторимая личность подростка раскрывается в обстановке творческой самореализации.

Таким образом, на протяжении школьного возраста детский коллектив под руководством педагога становится социокультурным образованием с развитой системой социальных связей и объединением детей, стремящихся к общим целям, сотрудничеству, достижению значимых результатов.

Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Этот процесс, по мнению А. В. Петровского, включает в себя несколько фаз.

1. Адаптация личности в коллективе предполагает активное усвоение ею действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

2. Индивидуализация личности в коллективе порождается противоречием между достигнутой ею адаптированностью в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации.

3. Интеграция личности в коллективе проявляется в том, что коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности. Личность в свою очередь устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период она имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллективную деятельность.

Свою позитивную роль в развитии личности коллектив в полной мере проявляет при условии успешного прохождения субъектом всех фаз, что обусловливает развитие общественной направленности и формирование субъектной позиции личности в общении и сотрудничестве с другими людьми.

10.3. Методика формирования и развития коллектива

Коллектив – динамическое объединение. Движущей силой его развития выступает борьба противоречий, возникающих между достигнутыми и планируемыми перспективами, интересами коллектива и отдельных его членов, потребностями личности и возможностями их удовлетворения в условиях коллектива.

В отечественной педагогике утвердилась концепция, согласно которой коллектив в своем развитии проходит три стадии.

На первой стадии требования к воспитанникам предъявляет воспитатель, который организует деятельность по реализации этих требований на основе увлечения учащихся ближней, средней и дальней перспективами-целями (система перспективных линий).

На второй стадии требования к коллективу предъявляет сформированный актив – органы самоуправления, организующие деятельность воспитанников. Позиция воспитателя становится скрытой, создаются условия для реализации принципа параллельного действия, когда воспитатель воздействует на коллектив через органы самоуправления, влияющие на воспитанников в том же направлении, что и воспитатель.

На третьей стадии актив существенно расширяется за счет многообразия видов деятельности, внутренних и внешних отношений, повышения активности всех членов коллектива. На этой стадии можно говорить о сложившейся системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, что является самым главным, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

Процесс развития коллектива рассматривается не как плавный переход от одной стадии к другой, а как процесс качественного преобразования, при котором каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней.

Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. В силу этого некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Иная динамика развития коллектива представлена в исследованиях Л. И. Уманского, который определил, что детская группа становится коллективом при устойчивом проявлении ряда существенных признаков в их наивысшей степени, что наглядно представлено в табл. 2.

Таблица 2

Уровень развития группы: Группа-конгломерат

Характеристика уровня: Объединение ранее не знакомых детей, у которых нет обшей цели либо цель приписывается извне; взаимоотношения и взаимодействия ситуативны

Уровень развития группы: Группа-ассоциация

Характеристика уровня: Группа выступает как первичный коллектив, в которой цели каждой личности проектируются заданием

Уровень развития группы: Группа-кооперация

Характеристика уровня: Сложилась успешно действующая организационная структура, имеется высокий уровень групповой подготовленности и сотрудничества; общение носит деловой характер

Уровень развития группы: Группа-автономия

Характеристика уровня: Имеется высокое внутреннее единство по всем подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности; происходит процесс обособления, внутренней слитности и спаянности

Уровень развития группы: Группа-корпорация

Характеристика уровня: Имеет место гиперавтономизация, цели замкнуты внутри себя, ярко выражен «групповой эгоизм».

Уровень развития группы: Группа-коллектив

Характеристика уровня: Действуют межгрупповое общение и взаимодействие, группа становится органичной частью более широкой общности

Исследования показали, что предложенные уровни можно считать этапами развития контактных групп как коллективов. Каждый предыдущий этап готовит последующий, а преодоление противоречий между ними есть движущая сила развития конкретной группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования.

Важнейшими средствами формирования коллектива являются учебная и другие виды разнообразной общественно полезной деятельности школьников, которые должны строиться на основе следующих факторов: а) умелого предъявление педагогических требований; б) формирования здорового общественного мнения; в) организации увлекательных перспектив; г) организации самоуправления; д) создания и умножения положительных традиций коллективной жизни.

Педагогическое требование как фактор формирования коллектива:

• помогает быстро навести порядок и наладить дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников;

• выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т. е. как метод педагогической деятельности;

• возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся;

• способствует укреплению духовных взаимоотношений и придает им общественную направленность.

Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. При реализации требований необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива. Важно, чтобы требование педагога поддерживалось если не всеми, то большинством его членов. В достижении этого педагогу помогает актив.

Общественное мнение в коллективе – это совокупность тех общественных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Выделяют два основных пути формирования здорового общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности и проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т. п.

Благодаря здоровому общественному мнению на более высоком уровне реализуется методика параллельного действия. Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием по крайней мере трех сил: воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие осуществляется как непосредственно воспитателем, так и опосредованно через актив и коллектив.

Большое значение для формирования коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, составляющих сущность закона движения коллектива, сформулированного А. С. Макаренко. Если развитие и укрепление коллектива зависит от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка ведет к его ослаблению и распаду, поэтому необходимыми условиями развития коллектива являются постановка и постепенное усложнение практических целей, способных увлечь и сплотить воспитанников, т. е. перспектив: а) близких («завтрашняя радость»); б) средних (проект коллективного события, несколько отодвинутого во времени); в) далеких (отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель). В своем единстве и совокупности все виды целей составляют систему перспективных линий, которая должна пронизывать всю жизнедеятельность коллектива.

Важным условием развития коллектива является организация самоуправления, которое не может создаваться «сверху», а должно вырастать «снизу», будучи обусловленным потребностью в самоорганизации тех или иных видов деятельности. Самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы должно строиться по следующему алгоритму:

1) разделение конкретного дела на законченные части и объемы;

2) формирование микрогрупп соответственно частям и объемам планируемого дела;

3) выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления;

4) выбор главного ответственного лица.

Таким образом, школьные органы самоуправления создаются в зависимости от конкретных видов деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены школьники на данный момент. Многие органы самоуправления временны, создаются с определенной целью и никогда не формируются заранее, что позволяет варьировать отношения руководства – подчинения.

Высшим органом школьного самоуправления является собрание общешкольного коллектива.

Педагогическое руководство школьным самоуправлением должно найти свое выражение только в определении стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций. К основным педагогическим условиям функционирования школьного самоуправления относятся: а) периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц; б) обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность; в) наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.

Немаловажным фактором формирования коллектива является накопление и укрепление традиций, под которыми понимают формы коллективной жизни, наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощающие характер коллективистских отношений и общественное мнение. В структуре традиций можно выделить большие, т. е. яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению, и малые, будничные, повседневные, которые учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения.

А. С. Макаренко писал, что ничто так не укрепляет коллектив, как традиция. В силу этого воспитать традиции и сохранить их – важная задача воспитательной работы с коллективом.

Источник: www.tinlib.ru

Коллектив и личность, как объект и субъект управления

Трудовой коллектив как социальная группа и как объект управления

4. Условия целенаправленного управления педколлективом:

Общественное признание деятельности работника, оценка и
поощрение достигнутых результатов;
поддержание сотрудника, способного на более высокие
результаты;
защита критически настроенных сотрудников, выступающих с
конструктивными предложениями;
расширение возможностей работы талантливых сотрудников с
соответствующим их вкладу вознаграждением;
поддержка молодых, начинающих сотрудников, оказание им
конструктивной помощи;
осуществление обучения и переподготовки, повышающие
уровень компетентности сотрудников;
вовлечение членов коллектива в управление, делегирование им
руководящих полномочий.

5. Направления деятельности педколлектива

Второе направление:
Развитие коллектива
Развитие педагогического коллектива – это
решение таких задач, целей управления,
которые отвечают внутренним
потребностям развития педагогов, их
возрастным и индивидуальным
особенностям, а также внутренним
особенностям развития коллектива в
целом

6.

Развитие коллектива
Внутренние показатели развития
Организация перспективных устремлений
Сочетание работы в формальных и
функциональных группах
Осознание себя и своего места в ОО
Система коммуникации педагогов
Взаимодействие между людьми
Трудовая этика и мотивирование и др.

7.

Развитие коллектива
Внешние показатели развития
Символы
(оформление, манера одеваться..)
Лучшие педагоги (фото)
Ритуалы (приветствие, собрания,
педсоветы)
Система коммуникации педагогов
Ценности организации
(технологии общения)

8.

Направления деятельности
педколлектива
Третье направление
Создание благоприятного психологического
климата
Психологический климат педагогического коллектива —
это эмоционально-психологический настрой
педагогического коллектива, в котором на
эмоциональном уровне отражаются личные и
деловые взаимоотношения членов коллектива,
определяемые их ценностными ориентациями,
моральными нормами и интересами

9.

Психологический комфорт коллектива
Средства психологического комфорта
Закрепление норм педагогической
деонтологии (профессиональная этика)
Соблюдение этикета
Соблюдение и закрепление традиций
Эстетизация жизни коллектива
Поддержка дружеского партнерства

10. Показатели положительного социально-психологического климата:

Показатели положительного социальнопсихологического климата:
удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в
коллективе, процессом и результатами труда;
признание авторитета руководителей, совмещающих признаки
формальных и неформальных лидеров;
мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе;
высокая степень участия членов коллектива в управлении и
самоуправлении коллективом;
сплоченность и организованность членов коллектива;
степень открытости коммуникаций;
сознательная дисциплина;
продуктивность работы;
уверенность в будущем;
практическое отсутствие текучести кадров

11.

Направления деятельности
педколлектива
Четвертое направление
Создание и поддержание комфортных
материальных и организационных
условий в образовательной
организации

12.

Материально-техническая база
Материально-техническая база
Здание, оформление
Оборудование кабинетов
Спортивный комплекс
Залы для ритмики, хореографии,
актовый зал
Географическая площадка, зимний
сад

13.

Направления деятельности
педколлектива
Пятое направление
Подготовка коллектива к введению
инноваций

14.

Деятельность по
введению инноваций:
разработать концепцию и программу введения
нового содержания образования
подготовить и провести обсуждение намеченных
нововведений в коллективе педагогов, в среде
учеников, родителей;
обеспечить научно-педагогическую экспертизу
проектов, создать необходимые условия для работы
экспертов;
провести необходимые процедуры согласований и
утверждений в органах управления образованием

15.

Направления деятельности
педколлектива
Шестое направление
Обеспечение мер социальной защиты
педагогов

16.

Направления деятельности
педколлектива
Седьмое направление
Создание условий для повышения
квалификации педагогов

17.

Деятельность по повышению
квалификации
— Изучение документов по аттестации.
— Помощь учителю в прохождении
аттестации.
— Высвобождение времени в период
прохождения аттестации.
— Поддержка постоянного
самообразования педагога и т.д.

18. Резюме

Педагогический
коллектив – объект управления

19. Определение

Личность – социальная сущность
человека, приобретаемая в ходе общения
и деятельности и выражающаяся в
достижении необходимого уровня
активности и самосознания

20.

Роль личности в педколлективе
Изменение роли педагога
Преодоление барьеров конкуренции
Постоянное повышение уровня образования
и квалификации
Изменение содержания труда с появлением
новых педтехнологий
Высокие требования к
психологическим особенностям личности
Постоянное пополнение
«человеческого капитала»

21.

Роль личности в педколлективе
Виды
человеческого капитала
Общий
Специальный

22.

Резюме
Если человеческим капиталом
можно управлять, то личность –
это объект управления

23. Структура личности

Подструктуры
Группировки черт личности
Социальные свойства
личности
Направленность – влечения,
желания, интересы,
склонности, мировоззрение и
т.д
Уровень подготовленности
личности
Компетенции, привычки,
способности и т.д
Особенности психических
процессов личн6ости
Эмоции, ощущения, чувства,
воля, память, эмоциональная
стабильность и т.д.
Врожденные
личности
свойства Темперамент, тип высшей
нервной деятельности, интроэкстроверсия и т.д

24. Резюме

Личность под воздействием окружающей
среды свои социальные свойства,
уровень подготовленности, психические
процессы может менять сама.
Личность – это субъект управления

25.

Особенности личностей
Менеджеру на заметку:
Работники могут развивать и
тормозить развитие ОО
Люди наделены интеллектом, надо
выбирать формы и методы работы
Педагоги приходят в ОО сознательно
У педагогов определенные цели
Реализации потенциала педагога
Долгосрочность отношений (20-30 лет)

26.

Особенности личностей
По
самооценке
Заниженная
Адекватная
Завышенная

27.

Особенности личностей
По
темпераменту
Сангвиник
Меланхолик
Флегматик
Холерик

28.

Особенности личностей
По статусу
Предписанный
Приобретенный
Официальный
Неофициальный

29.

Способности и роли личности
Индивидуально-психологические
особенности
Способности
Задатки
Одаренность
Мастерство
Талантливость
Гениальность

30.

Способности и роли личности
Общественно-психологические
особенности
Предрасположенность
Притязания
Ожидания
Восприятие
«духовный фонд»

31. Саморазвитие личности

РЕЧЬ
Виды речи (устная: монологическая и
диалогическая; письменная, внутренняя).
Функции речи (выражения, воздействия,
сообщения, обозначения).
Свойства речи (выразительность,
воздейственность, понятность,
содержательность)

32. Саморазвитие личности

1.
Внимание
Преднамеренное (целенаправленное,
организованное, устойчивое).
2.
Сосредоточенное (динамическое,
статическое).
3.
Непреднамеренное (интенсивность,
новизна и необычность, динамичность объекта).

33. Саморазвитие личности

Память
Процессы (запоминание, сохранение,
воспроизведение, узнавание).
Виды (наглядно-образная, словеснологическая, двигательная, эмоциональная)

34. Саморазвитие личности

Социально-педагогические аспекты в деятельности руководителей трудовых коллективов и высоких должностных лиц

Социально-педагогические способности руководителей трудовых коллективов, должностных лиц и основные причины их непокликаности. Коррекция собственного имиджа руководителя и стратегии самопрезентации. Стратегия подбора кадров и коррекция их деятельности. Тактика поведения руководителя в зависимости от психологических особенностей посетителей.

Стратегические основы ведения переговоров. Проблемы формирования базовой модели социализации в деятельности руководителей трудовых коллективов и высоких должностных лиц. Социально-педагогические проблемы, связанные с формированием современной украинской элиты. Влияние стабильных и нестабильных периодов развития общества на социализацию личности. Стратегические направления социально-педагогической деятельности должностных лиц и руководителей трудовых коллективов.

Каждый руководитель независимо от должности, которую он занимает, и особенностей трудовой деятельности, хочет того или нет, вынужден выполнять ряд социально-педагогических функций. Члены возглавляемого им трудового коллектива во многих случаях пытаются подражать не только стиль его работы, взаимоотношений, но даже бытовые привычки.

К нему идут за помощью в трудные минуты жизни. От него нередко ожидают не столько материальной, сколько в духовной поддержке. Для того чтобы его подчиненные были трудолюбивыми, он сам должен быть таковым. Однако трудолюбие требует не столько внешнего, сколько внутреннего возбуждения. Никакие призывы, приказы, наказания не заставят человека работать с полной отдачей сил.

Чтобы, чтобы сплотить коллектив и превратить труд в восторг, руководителю необходимо иметь педагогические способности, уметь самому увидеть ее творческое начало и донести его до своих подчиненных. Но самое главное — помочь им найти самих себя на порученном участке работы, помня, что труд является одной из главных первич человеческого бытия.

. В храмах труда сжигают жизни,

Чтобы дым его молитвой встретили.

Страстное ждем человеческого признания,

Пока наши дни не догорели.

«Труд, — говорил в свое время французский писатель Жюль Верн, — это моя жизненная функция. Когда я не работаю, то не ощущаю в себе никакой жизни». Если у человека и появляется отвращение к труду, то только потому, что этот труд как существенная форма человеческого существования не только должным образом не организована и нецеленаправленная, но и отдана на откуп стихии «текучки». Это последнее определенным образом отражается на отношении работников к своим трудовым обязанностям, на их характере и микроклимате взаимоотношений в коллективе.

Многие молодые руководителей, чувствуя неестественность этого, искренне хотят позитивных изменений, однако, несмотря на все свои усилия, вновь и вновь попадают в плен к пресловутой «текучки». Это приводит к тому, что возможности их социально-педагогического воздействия на коллектив сводятся к минимуму.

Как правило, в этом случае ошибкой молодого руководителя недоверие к подчиненным, что порождает попытки прикладывать свои руки до мельчайших дел. Чтобы избежать этого, желательно разработать систему алгоритмов, унификаций или стандартизации типичных насущных проблем и ситуаций. Решение их должно забирать минимальное количество времени, энергии, сил. Основные энергетические ресурсы руководителя и руководимого им коллектива целесообразно бросить на решение нестандартных проблем, и, главное, выполнение значимой для всего коллектива творческого дела, которая открывает определенные перспективы для каждого его члена.

Для большинства людей свойственен естественное влечение к порядку, чистоте, завершенности как во внешнем, так и внутреннем проявлениях. Немалую роль здесь играет соблюдение закона золотого сечения.

Определение соответствующих пропорций в выборе точек приложения усилий не только руководителя, но и каждого члена трудового коллектива часто существенно влияет на успех общего дела. Интересы руководителя мелочной делом главнее отодвигает на второй план. Рабочий день, неделю, месяц теряют свои «золотые пропорции». Причиной этого также является то, что руководитель, образно говоря, не умеет отыскивать в назревших проблемах ту центральное звено, ухватившись за которое, можно вытянуть всю цепь.

Со временем его неумение, поспешность, хаотичность влияют не только на характер выполнения поставленных задач, но и становятся причиной различных проблем в коллективе, которые негативно отражаются на личной жизни многих работников.

Среди личностных качеств исследователи выделяли следующие: доминантность (умение влиять на других людей, «вдохновлять подопечных»), уверенность в себе, настойчивость и умение убеждать, сдержанность, умение не терять самообладание в экстремальной ситуации, способность не преувеличивать трудности и преграды на пути достижения целей , а искать способы их преодоления, деловая направленность, готовность брать ответственность на себя.

Среди динамических особенностей психических процессов важнейшими оказались способность к длительной напряженной работы (высокая работоспособность), скорость мышления, умение быстро включаться в новую деятельность и переходить с одного ее вида на другой, эмоциональная уравновешенность, избегание импульсивных реакций.

Такого руководителя трудовой коллектив воспринимает как наставника и учителя в широком смысле этого слова. Однако эти качества его проявляются в процессе длительного сотрудничества. Встречать же любого человека привыкли «по одежке». В этом случае важную роль играет имидж и самопрезентация.

Природу его определяет В.М.Маркин в своем труде «Я» как личностная характеристика государственного служащего «. Он утверждает, что имидж — это не маска, не украшение своего профессионального вида. В реальной жизни, конечно, существует и это. Но данный аспект в технологии имиджа, на его взгляд, не главное. стержневой здесь возможность передать (через определенные имидж-сигналы) информацию о себе, о своих истинных, глубинных (личностные и профессиональные) устои, идеалы, планы, деятельность.

В большинстве работ имидж определяется как психологический образ. В.М.Шепель, в частности, подтверждает, что имидж — это визуальная привлекательность личности. Счастлив тот, считает она, кто имеет от Бога привлекательный имидж. Но, как правило, большинство заслуживает симпатию людей благодаря искусству самопрезентации. Самопрезентация, или стратегия само-представление, строится на том, что каждый человек заинтересован в поражении, которое она производит на окружающих.

Р.Баумайстер определяет две стратегии самопрезентации: угождая, которая направлена на выставление себя в благоприятном виде на основе подстройки к аудитории, и самоконструирующей, что начинается на желании произвести впечатление на окружающих теми качествами, которые принадлежат «идеальном Я» субъекта. Обе они могут осуществляться различными способами. Первичную информацию о своем руководителе подчиненный получает из его внешнего вида, манеры говорить, гармонизировать первый и второй коммуникативные планы. Но первое, что бросается в глаза, это умение взглянуть на предмет разговора не с позиции узких собственно-личностных интересов, а со стороны обзора значительно более широких — общественно значимых.

С целью коррекции собственного имиджа руководителю целесообразно формировать в себе соответствующие положительные суггестивные комплексы. В основу одного из них Е.Перчикова предлагает положить, например, такие качества: классический стиль в одежде, всегда ухоженные одежду и обувь, тщательное соблюдение правил личной гигиены, отличный макияж, открытость в общении, надежность, честность, рациональное использование времени, прекрасный слушатель , тщательный исполнитель работ, активный слушатель управленческих курсов, хороший семьянин, умение убеждать, четкое представление о своем пути, энтузиаст в работе, свободно выступает перед большой аудиторией, вежливый всегда со всеми.

Для многих руководителей важной проблемой, прежде всего, является подбор кадров, поскольку от правильного ее решения будет зависеть эффективность работы предприятия, фирмы или учреждения. Особого внимания требует подбор управленческого персонала.

Источник: studentopedia.ru

Оцените статью
Добавить комментарий