Провозглашенное в ст. 37 Конституции Российской Федерации право на труд составляет необходимый элемент правового статуса гражданина. Осуществление этого права обеспечивается комплексом общих и специальных юридических гарантий. Одной из разновидностей гарантий права граждан на труд выступает система трудоустройства, осуществляемая государственной службой занятости.
В настоящее время Федеральная государственная служба занятости является организационно самостоятельной и состоит из: Государственного комитета РФ по занятости населения; государственных комитетов республик в составе Российской Федерации по занятости населения; центров занятости населения в автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге; центров занятости населения в районах и городах. Совместными решениями представительных и исполнительных органов власти с участием вышестоящих органов службы занятости могут создаваться межтерриториальные службы занятости. Практическая работа по трудоустройству населения возлагается на соответствующие центры занятости, которые и выступают официальными органами трудоустройства .
Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Правоотношения по трудоустройству возникают в связи с подысканием гражданином подходящей работы и представляют собой единство трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных правоотношений; а> между органом трудоустройства и гражданином, обратившимся с заявлением об устройстве на работу; б) между органом трудоустройства и организацией, нуждающейся в кадрах; в) между гражданином и организацией, куда он направлен на работу органом трудоустройства.
.Между органом трудоустройства и гражданином правоотношения возникают на основании единственного юридического факта — обращения гражданина с заявлением о содействии в устройстве на работу. Содержание этого правоотношения определяется не только установленными правами и обязанностями, но и фактическим совершением органом трудоустройства конкретных действий по подысканию работы и направлению на нее гражданина. При отсутствии возможности предоставления подходящей работы при обращении в орган трудоустройства гражданин вправе требовать постановки на учет, направления на профессиональное обучение или выплаты пособия по безработице в соответствии с законодательством.
Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности (квалификации), а при
Подробнее см. главу 8 учебника. невозможности этого — выплатить пособие из государственного фонда занятости.
Притязания гражданина на трудоустройство не могут быть конкретными в отношении места будущей работы, поскольку орган трудоустройства не берет на себя обязательств по устройству на работу в определенную организацию. Его задача — подыскать работу, подходящую главным образом по специальности и квалификации, с учетом способностей гражданина.
Сроки трудоустройства законом не установлены. Трудоустройство длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Сроки устанавливаются для выплаты пособия по безработице. Период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев. По истечении этого периода, а также с момента трудоустройства безработного выплата пособия прекращается, В случае непредоставления подходящей работы по истечении установленного срока гражданин имеет преимущественное право на получение иной профессии или участие в оплачиваемых общественных работах вплоть до его трудоустройства.
Трудовое право как отрасль права. Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в устройстве на работу как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Оно порождает обязанность лишь для работодателя, которому адресовано органом трудоустройства.
Довольно детальную регламентацию получили в настоящее время правоотношения между органом трудоустройства и организациями, нуждающимися в кадрах. При этом законодательство преследует цель — максимально сократить текучесть кадров и до предела уменьшить время на подыскание подходящей для граждан работы. Важнейшей правовой обязанностью работодателя является сообщение органам трудоустройства информации о предполагаемом высвобождении работников, а также о потребности в рабочей силе с разбивкой на профессии, специальности, квалификацию.
Органы трудоустройства, находящиеся в ведении государственной службы занятости, призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения предусмотрел право местных органов государственной власти устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п.). Акт направления на работу, принятый органом трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в других (прямо предусмотренных законом) — порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор (контракт). Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке . При отказе в приеме на работу заключивших договоры (контракты) выпускников вузов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений работодатель обязан производить целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.
Неисполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке. .
Правоотношения между органом трудоустройства и работодателем в условиях перехода к рыночной экономике строятся не только на использовании рекомендательно-принудительных методов регулирования, но и на использовании методов поощрения. Так, например, работодатели, создающие дополнительные (сверх установленной квоты) рабочие места для трудоустройства указанных выше лиц, имеют право на частичное возмещение понесенных расходов в виде дополнительных льгот по налогам и другим компенсациям. Государственная служба занятости может компенсировать работодателям затраты на организацию обучения рабочих, высвобождаемых из других Организаций.
Направление органа трудоустройства здесь следует рассматривать не только как правовой акт, адресованный работодателю, но и как желание (волеизъявление) гражданина заключить трудовой (ученический) договор (контракт) с конкретным работодателем. При этом, как указывалось выше, направление предоставляет трудоустраиваемому в определенных случаях право требовать заключения трудового или ученического договора. Направление, следовательно, конкретизирует право на труд и придает ему притязательный характер еще до того, как оно будет реализовано в трудовом правоотношении.
Источник: lawbook.online
Презентация на тему: Понятие и источники трудового права. Трудовые правоотношения
№ слайда 1
Описание слайда:
Понятие и источники трудового права. Трудовые правоотношения
№ слайда 2
Описание слайда:
1. Понятие трудового права. Трудовое право — система правовых норм, регулирующих трудовые отношения и общественные отношения, производные от трудовых.Трудовое право является самостоятельной отраслью российского права.
№ слайда 3
Описание слайда:
2. Трудовые отношения Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
№ слайда 4
Описание слайда:
3. Право на труд, занятость и трудоустройство. Согласно статье 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера труда, а также право на защиту от безработицы.
№ слайда 5
Описание слайда:
3. Право на труд, занятость и трудоустройство. Государство проводит политику содействия занятости населения, реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы, реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость занятости населения.
№ слайда 6
Описание слайда:
3. Право на труд, занятость и трудоустройство. Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
№ слайда 7
Описание слайда:
3. Право на труд, занятость и трудоустройство. Законодательство устанавливает гарантии при приёме на работу, запрещаются все виды дискриминации. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
№ слайда 8
Описание слайда:
3. Право на труд, занятость и трудоустройство. Трудоустройство — процесс поиска подходящей работы, подготовки к ней, устройства на неё. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
№ слайда 9
Описание слайда:
3. Право на труд, занятость и трудоустройство. Трудоустройство — процесс поиска подходящей работы, подготовки к ней, устройства на неё. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
№ слайда 10
Описание слайда:
3. Право на труд, занятость и трудоустройство. Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, а также организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ.
Источник: ppt4web.ru
Презентация на тему Правовое регулирование занятости и трудоустройства 11 класс
ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВАТрудовым правом называется — отрасль права, нормы которой регулируют общественно-трудовые отношенияТрудовые правоотношения – отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права
- Главная
- Обществознание
- Правовое регулирование занятости и трудоустройства 11 класс
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1 Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Порубова Надежда Владимировна
Учитель
истории и бществознания МБОУ Гимназия
Г. Урай
Слайд 2 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА
Трудовым правом называется — отрасль права, нормы
которой регулируют общественно-трудовые отношения
Трудовые правоотношения – отношения между работником и
работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права
Слайд 3ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПАРВА
Предметом трудового права являются общественные отношения, связанные с
трудом на производстве:
отношения по профессиональной подготовке
отношения по содействию занятости и
трудоустройству у данного работодателя
трудовые отношения работника с работодателем по использованию и условиям его труда
отношения по организации труда и управлению трудом, участию в управлении организацией
отношения по материальной ответственности сторон трудового отношения за вред (ущерб), причиненный по вине одной стороны другой
отношения надзорных и контрольных органов
отношения по разрешению индивидуальных или коллективных трудовых споров
Слайд 4 СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА
ОБЩАЯ
ОСОБЕННАЯ
Особенная часть отрасли трудового права
строится по институтам: институт обеспечения занятости и трудоустройства, центральный институт
трудового договора, в котором сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке его заключения, изменения и прекращения (т. е. приема, перевода и увольнения).
В общую часть отрасли трудового права входят нормы, распространяющиеся на все отношения этой отрасли, а также нормы о разграничении компетенции Федерации и ее субъектов по регулированию труда. Она не имеет институтов, так как в ней сгруппированы нормы, имеющие общий характер по регулированию труда: конституционные основы труда
Системой отрасли трудового права называется структура данной отрасли. В ней нормы классифицируются по предмету отрасли в однородные группы (институты, подинституты) и последовательно располагаются по динамике возникновения и развития трудового отношения.
Вся система отрасли делится на две части: общую и особенную
Слайд 5запрещение
принудительного труда
защита от безработицы
обеспечение права на
справедливые условия
труда
равенство прав
и возможностей
обеспечение права
на заработную плату
Трудовой кодекс
закрепил следующие основные принципы (краткое отражение сути правовых норм) правового регулирования труда или трудового права:
обязательное социальное
страхование работников
Слайд 6ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА
Источники трудового права — это НПА, а также
нормативные части коллективного договора и соглашения, регулирующих трудовые отношения и
тесно с ними связанные и устанавливающие права и обязанности участников этих отношений.
Постановления Правительства РФ
Акты высших судебных органов
Конституция Российской Федерации
Указы президента РФ
Постановления, инструкции и разъяснения Минтруда Российской Федерации
Акты органов власти
Слайд 7Субъекты трудового права
Работник – физическое лицо, обладающее правами и возможностями
работать по трудовому договору
Работодатель – физическое (юридическое) лицо, вступившее в
трудовые отношения с работником
Слайд 8В России граждане имеют право работать с 16 лет. С
14 лет можно работать в свободное от учёбы время. Причём
работа: 1) должна относиться к разряду лёгкой. 2) не причинять вред здоровью. 3) должно быть получено согласие родителей.
Слайд 9Тяжёлые работы и работы с вредными и опасными условиями труда,
при которых запрещается применять труд молодёжи до 18 лет:
подземные работы;
производство, торговля спиртными, табачными изделиями;
работы, связанные с подъёмом тяжестей;
игорный бизнес;
служебные командировки;
работа в ночное время;
работа в выходные
и нерабочие дни.
Слайд 10Рынок труда — система общественных отношений, связанных с наймом и
предложением рабочей силы.
Взаимосвязь между работником и работодателем должна быть
обязательно зафиксирована официально и в письменном виде.
Трудовой договор — соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, а работодатель обязуется платить заработную плату и обеспечить нормальные условия труда.
Трудовой договор вступает в силу с момента подписания.
Слайд 11При заключении трудового договора работник должен иметь следующие документы:
Паспорт
Трудовая книжка
Страховое
свидетельство государственного пенсионного страхования
Документы воинского учета
Документ об образовании, о квалификации
или наличии специальных званий или специальной подготовки.
Слайд 12Испытательный срок не может быть установлен:
для лиц, поступающих на
работу по конкурсу на замещение соответствующей должности;
для беременных женщин;
для лиц, не достигших 18 лет;
для лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности;
для лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
для лиц, избранных на выборную должность.
Слайд 13 Основания прекращения трудового договора:
Соглашение сторон
Истечение срока трудового договора
Расторжение трудового
договора по инициативе работника или работодателя
Отказ работника от продолжения работы
в связи с изменением существенных условий договора
Обстоятельства, не связанные с волей обеих сторон и др.
А также по инициативе работодателя:
Ликвидация организации либо прекращение деятельности работодателем,
Сокращение штата,
Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работы,
Неисполнение работником деятельности без уважительных причин,
Неоднократное грубое нарушение работником обязанностей.
Обстоятельства, не зависящие от сторон: призыв на военную службу, смерть одной из сторон, осуждение к наказанию, исключающему продолжение прежней работы и др.
Слайд 14Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных
потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило,
им заработок, трудовой доход. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
Слайд 15 Занятыми считаются граждане:
работающие по трудовому договору, в том числе
выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего
времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу;
проходящие очный курс обучения;
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском.
Источник: theslide.ru