Правовое регулирование бухгалтерского баланса

Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности состоит из четырех уровней, на каждом из...

Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями субъектами управления.

Первый уровеньсистемы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации, в которых также сформулированы базовые определения и понятия бухгалтерского учета и отчетности.

Второй уровень составляют положения (стандарты) бухгалтерского учета

Третий уровень включают документы, на основе которых, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности.

Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления отчетности, как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.

Занятие № 5. Правовые основы и основные принципы бухучета

Основными нормативными документами являются:

1.ФЗ «О бухгалтерском учете» №129ФЗ (глава 3), определяющий

· Состав бухгалтерской отчетности

· Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности

· Публичность бухгалтерской отчетности

· Хранение документов бухгалтерского учета

2. Положение о бухгалтерском учете «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина № 106н от 6 октября 2008 г, определяющее:

· Формирование учетной политики

· Изменение учетной политики

· Раскрытие учетной политики

3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, определяющее

· Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

· Содержание бухгалтерского баланса

· Содержание отчета о прибылях и убытках

· Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

· Правила оценки статей бухгалтерской отчетности

· Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности

· Аудит бухгалтерской отчетности

· Публичность бухгалтерской отчетности

4. Приказ МФ РФ от 22.07.2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организации», содержащий:

· Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности

· Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности.

Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и По­ложением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтраль­ность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная полити­ка предприятия» (ПБУ 1/98).

ПП (ОФО). Тема № 9. Правовые основы аудиторской деятельности

Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтер­ская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и со­ставленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Подарок нашим читателям: онлайн-курс Алексея Иванова «Бухгалтерия для бизнеса» из 26 видео. В нем простым языком с примерами рассказывается о том, как понимать бухгалтерские отчёты и использовать их для управления бизнесом.

  • бухгалтерский ликбез
  • ФСБУ
  • ПБУ
  • осбу
  • рекомендации
  • учетная политика
  • бухгалтерский учет
  • мое дело
  • Мое Дело.Бюро
  • Переводчик с бухгалтерского

Источник: www.klerk.ru

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерской отчетности

К настоящему времени в России сложилась определенная концепция в регулировании учета и отчетности.

В системе регулирования задействованы Минфин, Центральный Банк, ФСФР и Минюст. Центральный Банк устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций, Минфин для остальных организаций. При Минфине функционирует совещательный орган – Департамент регулирования государственного контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ. Им разработана система нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации, которая очень обширна и достаточно хорошо сконструирована. ФСФР устанавливает дополнительные требования для организаций, включаемых в листинг организаторами торгов на рынке ценных бумаг. Минюст регистрирует принимаемые Минфином Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), часто при этом требуя внесения в текст изменений для привязки бухгалтерского учета и финансовой отчетности к гражданскому законодательству.[13]

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) определены как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. ПБУ призваны конкретизировать отдельные статьи и положения Закона «О бухгалтерском учете». В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету и отчетности. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать Положения в соответствии с отраслевыми и иными особенностями.

При формировании бухгалтерской отчетности главный бухгалтер должен руководствоваться следующими нормативными документами:

Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.98г. №34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000г. №31н);

Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.99г. №43н и другими ПБУ.

Министерство финансов периодически издает приказы, содержащие рекомендации по формам отчетности и их заполнению, разработанные в развитие ПБУ 4/99. Начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год, предприятиям рекомендовано учитывать формы отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22.07.2003г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В ПБУ 4/99 целевое предназначение отчетности сформулировано как «. достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении». Считается, что цели отчетности будут достигнуты, если она отвечает ряду качественных характеристик.[14]

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

— форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

— форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ4/99 годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:[15]

— отчета о прибылях и убытках;

— приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

— аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описании будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

Все большая ориентация отечественной бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление достаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.

За 2009 г. годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н включает:

— бухгалтерский баланс — форма № 1;

— отчет о прибылях и убытках — форма № 2;

— отчет об изменениях капитала — форма № 3;

— отчет о движении денежных средств — форма № 4:

— приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

— отчет о целевом использовании полученных средств — форма № 6;

— специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;

— итоговую часть аудиторского заключения.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.[16]

Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные.

Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчете движении денежных средств (форма № 4), а также при отсутствии соответствующих данных — Отчет об изменениях капитала (форма № 3) и Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют. Указанные организации в составе годовой бухгалтерскому отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств (формы № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку.

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.

Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98.

Качественными характеристиками финансовой отчетности являются: полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность.

Полнота предполагает, что все значимые для управленческих воздействий факты хозяйственной жизни должны быть отражены в системе бухгалтерского учета.

Своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

Осмотрительность. Большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. Сущность осмотрительности заключена в четырех рекомендациях: не спеши с признанием дохода; поторопись с признанием затрат; не завышай оценку актива; «завышай» оценку обязательства.

Приоритет содержания перед формой. Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования, и как следствие представление достоверной картины о финансовом состоянии фирмы.

Непротиворечивость обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на последний календарный день каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности на начало и конец периода.

Рациональность означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Все выше перечисленные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета, в равной степени относятся и к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности. Предполагается, что отчетность будет полезна для принятия управленческих решений только в том случае, если она удовлетворяет этим требованиям. В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного отчета составляется сводная бухгалтерская отчетность, которая также должна соответствовать установленным Положением требованиям.

бухгалтерский отчетность информационный финансовый

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Оцените статью
Добавить комментарий