Правовой обычай в трудовом праве пример

Обычай в качестве источника права Обычай – правило поведения, сложившееся в результате его применения в течение продолжительного времени. Если правовые...

Обычай – правило поведения, сложившееся в результате его применения в течение продолжительного времени.

Если правовые случаи одинаковы, к ним применяется единое решение, таким образом вырабатываются правила соответствующего поведения. Эти правила обязательны и являются своего рода традициями.

До того как возникли государства, обычаи, которые сложились в обществе, не имели юридической силы.

Правовое значение обычаи приобрели с возникновением обычного права по мере того, как возникало и формировалось государственное управление.

Раннее право складывалось преимущественно из обычаев, затем обычаи заменили нормы обычного права.

Применение обычая в зарубежных странах

Обычай как источник права в разное время отрицался, например, во французском Гражданском кодексе или признавался основным источником права наравне с законом, например, в странах, где торговое право обособилось в самостоятельную отрасль. В сфере торговли применялись нормы торгового права независимо от того обычай это или нормы законодательства. Если возникал спор, то источники права использовались в следующей очередности:

Источники права 🎓 Школа обществознания 10 класс

  • законы о торговле;
  • торговые обычаи;
  • гражданские законы.

В Англии существуют диспозитивные законы и прецеденты, а также активно происходит применение обычая в качестве источника права. В Германии нормы обычного права приравнены по юридической силе к законодательным нормам. Немецкие юристы считают, что нормы обычного права могут дополнять закон, а также при необходимости менять его.

Большое значение имеет обычай в странах Азии и Африки. Здесь при помощи обычаев регулируются как давно сложившиеся отношения, так и новые рыночные.

В мусульманских странах сначала роль обычая была второстепенной. Во-первых, обычай вытеснялся мусульманским правом. Во-вторых, исламизация народов носила компромиссный характер, так как у многих народов на момент принятия ислама уже имелось обычное право. Ислам сочетался с собственными обычаями, иногда эти обычаи противоречили мусульманским принципам.

То есть обычай, который считался второстепенным источником, играл ведущую роль в правовом регулировании, действуя вопреки предписаниям Корана и Сунны. Чтобы сохранить единство исламского сообщества обычаи рассматривались фактически, а не в составе правового законодательства. Позднее роль обычая в исламском праве усилилась.

Применение обычая в России

В России роль обычая была не столь значимой. Обычное право было устранено. Однако инородцы, например, самоеды, киргызы, подчинялись обычаям. Для русского населения уголовные обычаи допускались в волостных судах. Когда же волостные суды были преобразованы, в них появились земские начальники, они стали руководствоваться общими уголовными законами.

Зато в гражданских отношениях обычаи применялись очень широко. Несмотря на то, что общинные начала разрушались, большинство крестьян продолжало оставаться под действием обычного права в делах, которые находились в ведомстве волостных судов. Правовые обычаи, касающиеся торговых дел, применялись повсеместно. Мировые судьи, городские и земские начальники тоже руководствовались обычаями в случаях, когда закон не мог разрешить дела или когда закон разрешал применять обычай. Из вышесказанного следует вывод:

Обычай — как источник гражданского права

Применение правовых обычаев в России допускалось по двум причинам: материальной и формальной, смотря каким судом рассматривалось дело. Правовые обычаи можно классифицировать по области действия (уголовные, семейные, торговые), по судебному ведомству (волостные, городские, мировые суды), по отношению к праву (дополняющие закон, действующие вместе с законом, действующие в противоречии с законом).

В праве советского периода обычаи почти не применялись. В этот период действовала жесткая система правотворчества, и применение обычая было допустимо лишь в исключительных случаях.

Организация экономики носила плановый характер, потребности регулировать общественные отношения посредством применения обычаев не было.

Многие обычаи были объявлены пережитками, с ними боролись, вплоть до применения уголовного наказания к лицам, которые придерживались подобных правил.

Редкие обычаи получили государственное закрепление в порядке исключения. К ним можно отнести обычаи, относящиеся к пользованию имуществом крестьянского двора, к семейным разделам и к наследованию имущества крестьянского хозяйства.

В российском праве современного периода допускается применение обычая как правового источника. Такие случаи встречаются в частном праве, где присутствует свобода выбора.

В ГК РФ дается определение обычая делового оборота.

Обычай делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Закон отсылает к действующим обычаям, сами же обычаи в НПА не приводятся. Примером может служить статья 309 ГК РФ.

«Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».

Современные правоведы считают, что обычай часто восполняет пробелы в правовых документах, устраняет неурегулированность норм в некоторых общественных правоотношениях.

Условия, при которых обычай признается правовым источником

В юридической литературе выделяется главное условие – длительность существования той или иной традиции в обществе или его части (в определенной местности).

Если правило действует долгое время, смысл обычая ясен и может быть точно определен, государство вправе признать такой обычай юридической нормой.

Обычай может приобрести значение нормы обычного права лишь в том случае, если он санкционирован государством в лице тех или иных его органов. По сути обычай остается таким же, каким и был, приобретая лишь возможность государственно-принудительного применения.

Государственное признание обычая происходит двумя способами:

  • указание на обычай в НПА (отсылка к обычаю);
  • использование обычая в ходе рассмотрения дела судом (судебный прецедент).

Самостоятельным источником обычай не становится, он начинает действовать в форме нормативно-правового акта или в форме судебного прецедента.

Судебные органы не только признают юридическую значимость обычая, но и придают его содержанию определенную формулировку, то есть формулируют норму обычного права.

Суд может применять нормы обычного права лишь тогда, когда применение обычая допущено законом для определенного вида общественных отношений и лишь в тех пределах, в каких обычай не противоречит действующему законодательству.

Существуют и другие условия, например, разумность обычая или отношение населения к обычаю. Эти обстоятельства тоже являются условиями признания обычая юридической нормой.

Источник: zaochnik-com.com

Правовой обычай как источник права #1203633

Введение 3
Глава 1. Понятие и история становления правового обычая как источника права 5
1.1. Понятие правового обычая 5
1.2. История становления правового обычая 7
Глава 2. Классификация правовых обычаев и их место в системе источников российского права 19
2.1. Обычаи делового оборота в гражданском праве 20
2.2. Правовой обычай в конституционном праве 23
2.3. Правовой обычай в трудовом праве 25
2.4. Правовой обычай в земельном праве 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Актуальность темы исследования. Правовые обычаи довольно прочно вошли в систему понятий правовой теории и практики. Изучение возможностей широкого включения правовых обычаев в систему источников российского права представляется актуальным, поскольку правовые обычаи до сих пор востребованы при разрешении различного рода вопросов социально-культурных отношений, отправления правосудия.

1. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
3. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.
6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
7. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
10. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.
11. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. №20. Ст. 1972.
12. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.
13. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. N 2211-1) (утратили силу)

2. Специальная литература:
14. Агафонов А.В. Происхождение и источники древнерусского права: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2006.
15. Амплеева Т.Ю. Правовой обычай в контексте древнерусского судопроизводства // Закон и право. 2007. N 1.
16. Анисимов А.П. О правовых обычаях // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 11.
17. Байбурова Р. Русские в допетровскую эпоху // Наука и жизнь. 2000. N 3.
18. Бражников М.Ю. К вопросу об отражении средневекового менталитета в нормах обычного средневекового права // Гос-во и право. 2002. N 10.
19. Головнев А.В. Говорящие культуры, традиции угров и самодийцев. Екатеринбург, 1995.
20. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Юридическая литература, 1988.
21. Дигесты Юстиниана. Книга 1 / отв. ред. Л.Л. Кофанов. М.: Статут, 2002.
22. Дождев Д.В. Римское частное право. М.: ИНФРА-М, 2014.
23. Ершова Е.А. Обычаи, содержащие нормы российского трудового права // Трудовое право. 2008. N 3.
24. Ершова Е.А. Применение Конституции Российской Федерации к трудовым отношениям // Трудовое право. 1998. N 3.
25. Жильцов М.А. Обычай как источник трудового права // Социальное и пенсионное право. 2008. N 2.
26. Законодательство Петра I. М.: Юрид. лит., 1997.
27. Захарова М.В. Правовой обычай и модернизация в праве (на материалах франкофонной Африки и Мадагаскара): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2005.
28. Зивс Л.С. Источники права. М.: Наука, 1981.
29. Зимин А.А. Правда русская. Москва: Древлехранилище, 1999.
30. Зумбулидзе Р.З. Обычное право как источник (форма) гражданского права: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.
31. Зумбулидзе Р.З. Обычное право как источник гражданского права // Обычай в праве: Сборник. СПб., 2004.
32. Иванова А.Ю., Урусов М.Н. Религия и государственно-правовые реформы Петра I // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 6: В трех томах. Т. 1. М.: Юрист, 2006.
33. Институт выборов в истории России. Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей XIX — начала XX вв. М.: Юристъ, 2001.
34. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 2009.
35. Коновалова А.С. Обычное право в российской правовой жизни. М.: Московский университет МВД, 2005.
36. Крыжан В.А. Правовой обычай и судебная практика как источники трудового права (на фоне интеграции отраслей российского права и интеграции Российской Федерации в мировое сообщество государств): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Пермь, 2006.
37. Ладыженский А.М. Методы этнологического изучения права // Этнографическое обозрение. 1995. N 4.
38. Лушникова М.В. Правовой механизм социального партнерства в регулировании трудовых и социально-обеспечительных отношений: Дис. . докт. юрид. наук. М., 1997.
39. Малиновский А.А. Способы осуществления права // Журн. рос. права. 2007. N 3.
40. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: Юристъ, 2013.
41. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2014.
42. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2014.
43. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.): В 2 т. Т. 2. СПб., 2000.
44. Мозолин В.П., Масляев А.И. Гражданское право. В 2-х частях. Ч.1. М.: Юристъ, 2014.
45. Муромцев Г.И. О некоторых аспектах структуры права // Структура права: вопросы теории, истории и методологии: Материалы межвуз. науч. конф. Москва. 7 апреля 2004 г. М., 2005.
46. Некрасов М.А. Особенности становления правового обычая в российском праве // История государства и права. 2008. N 21.
47. Павленко И.И. Идеи абсолютизма в законодательстве XVIII века // Абсолютизм в России XVII — XVIII вв. М., 1964.
48. Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М., 1979.
49. Петров К.В. Соотношение обычного права и закона в русской судебной практике XVI — XVII вв. // Гос-во и право. 2007. N 7.
50. Печников А.П. Правовой обычай как источник права — развитие, современное состояние и перспективы (историко-правовой и гражданско-правовой аспекты) // Право и бизнес: Сборник статей I ежегодной международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В.С. Мартемьянова / под ред. И.В. Ершовой.

М.: Юрист, 2012.
51. Покровский И.А. История римского права. СПб., 1999.
52. Пономаренков В.А. Этносоциальная детерминация правовых обычаев // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2005. N 3.
53. Садохина Н.Е. Развитие источников российского права в советский и постсоветский период: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Тамбов, 2005.
54. Самоквасов Д.Я. Курс истории русского права. Дополнения к курсу лекций по истории русского права. 3-е изд., испр. и доп. М.: Тип.

Моск. ун-та; Синод. тип., 1908.
55. Сас Д.В. Источники права в римской правовой традиции и их современное развитие: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2007.
56. Семенов Ю.И. // Этнографическое обозрение. 1997. N 4.
57. Томсинов В.А. Развитие русской юриспруденции в первой четверти XVIII века // Законодательство. 2006. N 2.
58. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М.: Т-во типографии А.И. Мамонтова, 1917.
59. Уолкер Р. Английская судебная система. М.: Юридическая литература, 1980.
60. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Учеб. пособие / Сост. В.Н. Садиков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2008.
61. Чичнева Е.А. Взаимосвязь права и религии в сравнительных исследованиях российского и западного права // Философские науки. 2003. N 1.
62. Чумакова Т.В. Образ человека в культуре Древней Руси (опыт философско-антропологического анализа): Автореф. дис. . д-ра филос. наук. СПб., 2002.
63. Шаповал Е.А. К вопросу об обычае как источнике российского трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 2.
64. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 2. М.: Спарк, 2005.
65. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М.: Спарк, 1995.
66. Штыкова Н.Н. Правовая природа обычаев делового оборота в гражданском обороте России // Российская юстиция. 2013. N 4.

Материалы, размещаемые в каталоге, с согласия автора, могут использоваться только в качестве дополнительного инструмента для решения имеющихся у вас задач, сбора информации и источников, содержащих стороннее мнение по вопросу, его оценку, но не являются готовым решением. Пользователь вправе по собственному усмотрению перерабатывать материалы, создавать производные произведения, соглашаться или не соглашаться с выводами, предложенными автором, с его позицией.

Тема: Правовой обычай как источник права
Артикул: 1203633
Дата написания: 12.01.2015
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
Оригинальность: Антиплагиат.ВУЗ — 63%
Количество страниц: 39

Источник: a-center.ru

Виды источников права

1. Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе в результате длительной повторяемости.

Признаки обычая как источника права:

1. правовой обычай – одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. Этот источник права появился на весьма ранних этапах правового развития. Она регулировал, прежде всего, семейно-брачные отношения, земле- и водопользование, имущественные отношения и т.д. На основе обычаев как образцов поведения, которые складываются тысячелетиями и закрепляют полезный опыт человечества сложилось обычное право;

2. обычай принимает форму правового источника лишь тогда, когда государство официально признает его в качестве общеобязательного правила;

3. обычай исторически предшествовал закону. Он регулировал такие социально значимые отношения, где вмешательство законодателя или нежелательно, или преждевременно;

4. в современных условиях обычай либо совсем вытесняется как регулятор, либо интегрируется в национальные системы права. Семья традиционного права полностью базируется на обычае как основном источнике права.

5. обычай, который получает молчаливое или специальное признание в международных, межгосударственных отношениях, является международным, например обычай дипломатического этикета.

6. правовой обычай следует отличать от делового обычая или делового обыкновения, которое присутствует в современной административной практике и связано с установившимся спонтанно, самоорганизационно порядком работы с документом, его оформлением.

В законодательстве России стали получать большее при­знание правовые обычаи как источники права. ГК РФ признал в общей форме, а не для отдельных отношений, возможность приме­нения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору. Применение обычая предусмотрено также Семейным кодексом, Кодексом торгового мореплавания.

2. Правовой прецедент — такое решение государственного органа (суда), которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть Подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство.

Признаки прецедента как источника права:

1. как источник права юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законодательного акта;

2. прецедент может быть как судебным, так и административным .

3. степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.

4. кроме судебного прецедента, выделяются и прецеденты толкования правовых норм. Этот результат возникает в процессе толкования правовых норм судебными органами (в России Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом, а например, в Англии – Палатой Лордов) или самим законодательным органом.

Применение прецедента в качестве источника права в виде исключения имеет место и в российской правовой системе, что связано, прежде всего, с деятельностью Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами. Так, многие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ приобретают характер судебных прецедентов, когда в них конкретизируются и детализируются общие нормы закона, когда раскрывается и устанавливается однозначное понимание оценочных понятий.

3. Договор нормативного содержания – особый вид нормативно-правового акта, выступающий базой (основой) для принятия последующих нормативных актов.

Нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права.

Признаки договоров нормативного содержания как источника права:

— содержит норму общего характера;

— согласие участников по всем существенным аспектам договора;

— эквивалентность и, как правило, возмездность;

— взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

Разновидности нормативных договоров:

1. международные договоры;

2. коллективные и трудовые договоры;

3. типовые договоры;

4. соглашения, носящие нормативный характер.

Примером нормативного договора является коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет весьма значительную роль при регулировании трудовых отношений. Во многих случаях коллективным работодателем выступает само государство в лице ведомства или администрации субъекта Российской Федерации.

К числу нормативных относится и Федеративный договор, заключенный между федеральной властью и субъектами Российской Федерации. Типовые договоры представляют собой своеобразное участие государства в регулировании экономики, причем во многих странах, когда государство, действуя в рыночной экономике, все же устанавливает те или иные типовые договорные отношения (в сфере интеллектуальной собственности, федеративных отношениях и т.д.). Типовые договоры устанавливают обязательные основные условия тех или иных соглашений.

Правило:

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, международные договоры Российской Федерации объявлялись в качестве составной части ее правовой системы.

Следует иметь в виду, что это правило не распространяется на положения Конституции РФ, поскольку этот основной закон имеет «высшую юридическую силу» (ч. 1 ст. 15).

4. Религиозные нормы — источник права, характерный для религиозных

правовых систем (мусульманской и индусской). Например,

для мусульманского права главными источниками являются Коран,

Сунна, Иджма, Кияс.

Коран – священная книга, представляющая собой собрание поучений,

заповедей Аллаха и речей пророка Мухаммеда.

Сунна – собрание преданий о пророке Мухаммеде, содержащее правила,

которыми должны руководствоваться верующие.

Иджма – комментарии ислама, созданные учеными-богословами,

имеющие практическую значимость.

Кияс – правила применения шариата к новым случаям по принципу аналогии.

5. Правовая доктрина – мнение ведущих ученых-юристов, выраженное с специальных научных работах в области права.

В римском праве поучения, формулы юристов-классиков становились составной частью нормативно-правовых актов, кодексов, судебных прецедентов и т.д. Яркий пример здесь Дигесты Юстиниана (VI век н.э.), в который вошли многие положения римских юристов Папиниана, Ульпиана, Павла, Модестина.

В становлении европейского средневекового права большое значение занимали школы «глоссаторов» и «постглоссаторов» (толкователи, комментаторы), которые занимались рецепцией римского права, творчески адаптируя его к новым товарно-денежным и политическим условиям средневековой Европы. Их деятельность стала основой формирования Романо-германской правовой семьи в ее современном виде.

Доктрина имеет значение формы права и в других правовых системах, например, в той части ислама, который служит основой для разрешения семейно-брачных, имущественных и иных споров в мусульманских странах.

В современной России роль научной доктрины в качестве источника права обсуждается пока лишь на уровне научной теории.

6. Нормативно-правовой акт — изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются правовые отношения.

Признаки нормативно-правового акта как источника права:

— нормативно-правовые акты исходят от государства, выражают сбалансированную государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности не всяких, а лишь компетентных (уполномоченных на то законом) государственных органов. Принимать такого рода акты могут и иные, негосударственные организации (акционерные общества, профсоюзы и т.д.), но лишь с ведома (предварительного или последующего санкционирования) государства;

— нормативно-правовые акты принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;

— их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия (экономическими, организационными, принудительными и т.д.).

В Российской Федерации нормативно-правовой акт является основным, наиболее распространенным источником права. Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система и в зависимости от юридической силы подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Замечание:

Юридическая сила акта – это его место в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам.

Признаки закона как источника права:

— принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;

— регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.;

— содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;

— принимаются в особом процессуальном порядке.

Классификация законов:

1. Конституция – основной закон государства. Ее Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства.

3. Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы.

Органические (кодифицированные) законы – юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства (Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы – это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм).

Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

4. Законы субъектов в составе Российской Федерации — нормативные акты, которые из­даются представительными органами субъектов федерации и рас­пространяются на соответствующую территорию.

Подзаконный акт – акты, принимаемые на основе и во исполнение законов.

В зависимости от субъекта, издавшего акт, подза­конные нормативные акты делятся на несколько видов:

— нормативные акты Президента — Указы (по важнейшим го­сударственным вопросам) и распоряжения (по текущим вопросам процедурного характера);

— нормативные акты Правительства — постановления и рас­поряжения;

— ведомственные нормативные акты — приказы, инструкции, по­становления министерств, ведомств и государственных комитетов;

— региональные нормативные акты — решения, распоряжения, постановления местных органов государственной власти и управ­ления;

— муниципальные нормативные акты — решения органов ме­стного самоуправления;

— локальные нормативные акты — правила и другие предписа­ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации.

Указы Президента имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. В зависимости от характера полномочий президента все его указы делятся на:

— указы в границах собственных его полномочий;

-указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;

— указы, подлежащие утверждению Советом Федерации.

По юридической значимости указы делятся на:

— нормативные (содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни);

— правоприменительные (носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления, например, указ о назначении на должность).

Распоряжения Президента – ненормативные акты, принимаемые по оперативным вопроса государственного управления (например, распоряжение о создании рабочей комиссии).

Нормативные акты Правительства:

Постановления Правительства — это высшие нормативные акты органов управления. Они принимаются на основе и во исполнение законов и указов по вопросам государственного, хозяйственного и культур­ного строительства. Постановлении Правительства Российской Федерации и правительств республик, входящих в Российскую Фе­дерацию, являются наиболее важными среди всех подзаконных актов. Эти акты обязательны к исполнению на всей территории, на которую они распространяются, им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов исполнительной власти.

Распоряжения Правительства — акты, принимаемые и подписываемые Председателем или заместителями Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуемые, как правило, узкому кругу исполнителей.

Ведомственные нормативные акты:

Приказы, постановления, инструкции — это ведомственные нормативные акты министерств, ведомств и комитетов Россий­ской Федерации и республик по вопросам, относящимся к их компетенции. В министерствах наиболее распространенной фор­мой ведомственного акта является приказ министра, содержащий нормативные предписания, которые конкретизируют законы и постановления. Постановления — это нормативные акты, прини­маемые коллегиальными органами по вопросам межотраслевого характера.

Региональные нормативные акты:

Нормативные решения и постановления — это нормативные акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Действие местных подзаконных актов ограничено подвластной им территорией. Внутриорганизационные подзаконные акты (прави­ла и другие) издаются различными организациями и распростра­няются на членов этих организаций.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Оцените статью
Добавить комментарий