Федеральное государственное унитарное предприятие реорганизовано путем преобразования в ОАО. Промежуточный баланс при акционировании составлен на 31 июля 2005 г. Процесс приватизации затянулся и ОАО зарегистрировано лишь 26 сентября 2006 г. Каким образом должно было учитываться на балансе ОАО имущество, поступившее в хозяйственное ведение предприятия после даты, на которую составлен промежуточный баланс, т.е. с 1 августа 2005 г. по 26 сентября 2006 г.? То, что вошло в промежуточный баланс, бухгалтер отразил так: Дебет 75 — Кредит 80; Дебет 01, 07, 08, 10, 19, 60, 62, 76, 94 — Кредит 75 (так как уставный капитал равен балансовой стоимости активов, подлежащих приватизации); Дебет 75 — Кредит 68, 69, 60, 62, 76, 94 — кредиторская задолженность по промежуточному балансу. Правильны ли эти проводки?
Когда государственное и муниципальное имущество приватизируется путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество, это ОАО становится правопреемником унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном ст. 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Сколько стоит приватизация квартиры?
Размер уставного капитала ОАО, созданного путем преобразования унитарного предприятия, определяется в порядке, предусмотренном ст. 11 Закона N 178-ФЗ*. Согласно ст.
11 Закона N 178-ФЗ передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них. В этом акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, а также сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия — сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций. Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов рассчитывается на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества, на дату составления акта инвентаризации: суммируются стоимость чистых активов, исчисленных по данным промежуточного баланса, и стоимость земельных участков, определенная в соответствии с п. 3 ст.
11 Закона N 178-ФЗ, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации. Как следует из письма Минфина России от 11.05.2005 N 07-05-06/135, при приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации государственного унитарного предприятия путем преобразования в открытое акционерное общество следует применять письмо Минфина России от 23.12.1992 N 117 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий» (далее — письмо N 117).
ПРИВАТИЗАЦИЯ ОБЩЕЖИТИЙ
По завершении оценки имущества предприятие производит операции по приведению уставного фонда к размеру, соответствующему его уставному капиталу, фиксируемому в учредительных документах (п. 1.2 письма N 117).
Предприятие по результатам оценки имущества и операций по определению размеров выкупной (продажной) цены составляет на дату, определяемую в соответствии с законодательством о приватизации, акт оценки имущества и заключительный баланс с отражением в соответствующих размерах имущества, уставного капитала и обязательств (п. 1.3 письма N 117).
Таким образом, у приватизированного предприятия во вступительном балансе (составленном на дату регистрации ОАО) будут отражены данные заключительного баланса приватизируемого предприятия, как он назван в письме N 117 (составленного, как следует из Закона о приватизации, на дату проведения инвентаризации имущества и обязательств, т.е. фактически промежуточного баланса). Проводки по созданию уставного капитала, отражению возникновения и погашения задолженности учредителей необходимы тогда, когда вступительный баланс нулевой.
В данном случае они не требуются, следует отразить сразу сальдо начальное по всем счетам (кроме 75), которое будет соответствовать сальдо конечным по приватизируемому предприятию. Что касается имущества, поступившего в хозяйственное ведение приватизируемого предприятия после даты, на которую составлен промежуточный баланс, т.е. с 1 августа 2005 г. по 26 сентября 2006 г., то порядок его учета разъяснен в п. 1.4. письма N 117: «Все изменения, происшедшие в имущественном состоянии предприятия с момента составления заключительного баланса до момента его регистрации, должны найти отражение в учете и отчетности приватизированного предприятия.
В необходимых случаях при структурных изменениях имущественного состояния предприятия, влияющего на размеры его уставного капитала, оно должно внести соответствующие изменения в акт оценки имущества и в сведения, предоставленные в соответствующий комитет по имуществу». Так как в данном пункте говорится о «приватизированном», а не «приватизируемом» предприятии, а, кроме того, не только об отчетности, но и об учете, то это означает, что все проводки по приобретению имущества и т.п., оформляющие хозяйственные операции, приходящиеся на вышеуказанный период, должны быть перенесены в учет ОАО (несмотря на то что соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество считается созданным с момента его государственной регистрации). Однако, по мнению автора, никаких отрицательных последствий не будет и в том случае, если вместо перенесения проводок во вступительном балансе ОАО (и в качестве начальных сальдо по счетам бухгалтерского учета) будут отражены данные заключительного баланса федерального государственного унитарного предприятия, составленного на дату, предшествующую дате регистрации ОАО (если, конечно, имущество ФГУП, поступившее в хозяйственное ведение с 1 августа 2005 г. по 26 сентября 2006 г., будет являться собственностью ОАО). М. Власова, налоговый консультант
Источник: www.klerk.ru
ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (далее — федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 217 ГК РФ, ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации).
Как указано в Письме Минимущества РФ от 06.06.2002 N АБ-2/10099 «О приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий», не подлежит приватизации следующее имущество: объекты, которые изъятые из оборота; объекты культурной, социальной или сферы коммунального обслуживания; объекты, которые в любом случае должны находиться в государственной или коммунальной собственности.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество муниципального унитарного предприятия (далее — МУП) находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 8 ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.
Исходя из смысла п. 4 ст. 66 ГК РФ, ч. 2 ст. 2, ст. 13 Закона о приватизации и п. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) приватизация муниципального унитарного предприятия осуществляется путем его преобразования в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.
- Принятие решения об условиях приватизации
В соответствии со ст. 14 Закона о приватизации решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества.
В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:
наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
способ приватизации имущества, начальная цена имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства РФ, принятым в соответствии с абз. 16 п. 1 ст. 6 Закона о приватизации;
срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
иные необходимые для приватизации имущества сведения.
- Сообщение в налоговый орган
о начале процедуры реорганизации
- Уведомление кредиторов
Согласно п. 7 ст. 29 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях МУП не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.
- Размещение информации в СМИ
- Составление передаточного акта
Согласно ст. 11 Закона о приватизации в передаточном акте определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия. Он составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия.
Передаточный акт должен содержать расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов МУП, сведения о размере уставного капитала создаваемого ООО или АО.
Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов МУП производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.
Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов МУП определяется как сумма стоимости чистых активов МУП, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса МУП. В этом случае стоимость земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости.
В соответствии с передаточным актом хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в ЕГРЮЛ становится правопреемником этого унитарного предприятия (ч. 1 ст. 37 Закона о приватизации).
- Создание ООО, АО
Поскольку сведения о МУП уже имеются в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), реорганизация МУП потребует изменения формы хозяйствования.
Для проведения указанной процедуры необходимо внесение соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
Для этого нужно подать в орган государственной регистрации заявление с указанием информации:
ОКПО, ИНН предприятия;
почтовый индекс и полный адрес предприятия;
причина внесения изменений;
информация об участниках АО, ООО (Ф.И.О., название ЮЛ, адреса и т.д.);
паспортные данные учредителей.
На основании данного заявления регистрируется приватизация МУП в ООО или АО.
- Подготовка устава ООО, АО
Уставами созданных АО, ООО определяются в обязательном порядке цели и предмет деятельности этих обществ, а также учитываются требования Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и определенные Законом о приватизации особенности (п. п. 2, 3 ст. 37 Закона о приватизации).
На основании п. п. 5, 6 ст. 37 Закона о приватизации до первого общего собрания участников ООО прежний руководитель МУП назначается директором ООО. Одновременно с утверждением устава определяется количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и назначаются его члены и председатель, а также образуется ревизионная комиссия или назначается ревизор общества на период до первого общего собрания (если соответствующие органы предусмотрены уставом общества).
Уставом общества с ограниченной ответственностью, 100% уставного капитала которого принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, не может быть предусмотрено преимущественное право общества на приобретение доли, продаваемой его участником (п. 7 ст. 37 Закона о приватизации).
В случае оплаты долей в уставном капитале общества неденежными средствами участники ООО и независимый оценщик не несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости имущества, внесенного для оплаты долей в уставном капитале общества (п. 8 ст. 37 Закона о приватизации).
Материал статьи взят из открытых источников
Остались вопросы к адвокату по данной тематике?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Дата актуальности материала: 21.09.2021
Источник: pravo163.ru
Приватизация федеральных государственных унитарных предприятий
Любимов Алексей Павлович, юрист Аналитического правового центра ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ». Специалист по гражданскому праву.
Родился 9 апреля 1977 г. в Москве. В 1998 г. окончил юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Автор публикаций в юридических журналах, соавтор Комментария к новому Закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (2003).
Каковы основные этапы процесса приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий при преобразовании их в открытые акционерные общества?
1. Включение ФГУП в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества
Прогнозный план приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации ежегодно.
Распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2002 г. N 1155-Р (в ред. от 10 февраля 2003 г.) утвержден прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2003 г.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ (в ред. от 27 февраля 2003 г.) «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) в прогнозном плане (программе) содержится перечень федеральных государственных унитарных предприятий, которые планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются стоимость основных средств подлежащего приватизации ФГУП и среднесписочная численность работающих.
Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2002 г. N 617 (в ред. от 5 мая 2003 г.).
2. Принятие решения об условиях приватизации ФГУП
На основании утвержденного Правительством РФ прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества принимается решение об условиях приватизации имущественного комплекса ФГУП.
Подготовка и принятие решений об условиях приватизации осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2002 г. N 512.
Решения об условиях приватизации принимаются Правительством РФ, Минимуществом России либо по поручению Министерства — его территориальным органом.
В целях организации подготовки и принятия решения об условиях приватизации конкретного ФГУП Минимущество России издает распоряжение, которым определяет структурные подразделения центрального аппарата и (или) территориальные органы, ответственные за подготовку решения об условиях приватизации ФГУП, и территориальные органы, уполномоченные принять такое решение.
Подготовка решений об условиях приватизации предусматривает определение состава имущества, подлежащего приватизации, способа его приватизации и нормативной цены, а также иных необходимых для приватизации имущества сведений. Для этого необходимо проведение следующих мероприятий.
Инвентаризация имущества проводится ФГУП самостоятельно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, и Методическими рекомендациями по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденными совместным распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России и Минюста России от 22 мая 2002 г. N 1272-р/Р-8/149.
Ответственность за проведение инвентаризации и правильность оформления ее результатов несет руководитель ФГУП.
- Подготовка пакета документов, необходимых для принятия решения об условиях приватизации ФГУП.
В процессе подготовки решения об условиях приватизации ФГУП подготавливает следующие документы:
результаты инвентаризации (акт инвентаризации и перечень обязательств ФГУП). Результаты инвентаризации оформляются согласно унифицированным формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88;
промежуточный баланс. Составляется в объеме и по форме годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказами Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н и от 31 октября 2000 г. N 94н;
план земельного участка. Удостоверяется органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. К плану прилагаются правоустанавливающие документы на этот участок.
Если участок внесен в государственный земельный кадастр, то предоставляется кадастровый план земельного участка по форме, утвержденной в соответствии с Правилами оформления кадастрового плана земельного участка (ГЗК-1-Т.0-04-01-01), утвержденными Росземкадастром 10 апреля 2001 г.
Если же участок не внесен в кадастр, то предоставляется план земельного участка, подготовленный в соответствии с приложением к Типовому договору купли-продажи земельного участка при приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденному Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ письмом от 10 — 11 августа 1992 г. N 5-10/2125 и Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом письмом от 10 — 11 августа 1992 г. N ПМ-9/5132;
перечень (состав) подлежащего приватизации имущества ФГУП (включая земельные участки, исключительные права, обязательства). Данный перечень оформляется согласно письму Минимущества России от 6 июня 2002 г. N АБ-2/10099 и формируется на дату составления промежуточного баланса применительно к счетам, субсчетам и статьям промежуточного баланса;
расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП. Указанный расчет оформляется в произвольной форме как приложение к передаточному акту. В расчете должны быть указаны размер уставного капитала открытого акционерного общества, равный величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП, а также количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого открытого акционерного общества (как правило, 10 или 100 руб.).
Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов ФГУП определяется как сумма стоимости чистых активов ФГУП, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП.
При расчете балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП стоимость чистых активов ФГУП определяется по данным промежуточного баланса в порядке, установленном Приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. N 81, и должна соответствовать сумме, указываемой в строке «150» справки к отчету об изменениях капитала, прилагаемому к промежуточному балансу.
Стоимость подлежащего приватизации земельного участка принимается равной пятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, при этом в расчет принимается ставка земельного налога за единицу площади земельного участка, действующая на дату составления промежуточного баланса (п. 3 ст. 11 Закона о приватизации);
перечень объектов, не подлежащих приватизации, и предложения по их дальнейшему использованию. Составляется в произвольной форме с указанием на характеристики объекта и его стоимость;
сведения об обременениях имущества (публичные сервитуты в отношении земельного участка, ограничения в отношении объектов коммунально-бытового назначения). Обременения и ограничения устанавливаются в соответствии со ст. 31 Закона о приватизации. Сведения составляются в произвольной форме, в них должны быть идентифицированы объекты недвижимости, в отношении которых установлены ограничения и срок их действия.
- Аудиторская проверка результатов инвентаризации и промежуточного баланса.
Проверка проводится аудиторской компанией, уполномоченной Минимуществом России.
Договор с аудиторской организацией на проведение аудиторской проверки заключает орган, ответственный за принятие решения об условиях приватизации ФГУП.
После проведения указанных мероприятий осуществляется принятие решения об условиях приватизации ФГУП.
В решении об условиях приватизации имущественного комплекса ФГУП указываются:
характеристики приватизируемого имущества;
способ приватизации ФГУП (преобразование в ОАО);
размер уставного капитала ОАО;
количество именных обыкновенных бездокументарных акций;
номинальная стоимость одной акции.
Решением об условиях приватизации ФГУП утверждаются:
состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП;
перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП;
перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП;
расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП;
Решением об условиях приватизации ФГУП назначаются:
единоличный исполнительный орган ОАО;
члены совета директоров ОАО и его председатель;
члены ревизионной комиссии ОАО.
3. Государственная регистрация ОАО, созданного путем преобразования ФГУП
Осуществляется единоличным исполнительным органом созданного ОАО в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
4. Подписание передаточного акта
Передаточный акт подписывается, как правило, руководителем территориального управления Минимущества России и директором созданного ОАО.
Передаточный акт подписывается принимающей стороной после регистрации ОАО.
Передаточный акт составляется на основании и в соответствии с решением об условиях приватизации ФГУП. По форме и содержанию соответствует составу подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества ФГУП, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и другие исключительные права.
В передаточный акт включаются сведения о земельном участке, подлежащем приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП.
Передаточный акт должен содержать сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций ОАО.
Приложениями к передаточному акту являются:
расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП;
перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП.
5. Государственная регистрация возникновения права собственности у ОАО на имущественный комплекс ФГУП
Осуществляется единоличным исполнительным органом ОАО на основании обращения территориального управления Минимущества России в соответствующие органы юстиции.
Одновременно с регистрацией права собственности ОАО на имущественный комплекс регистрируются обременения (ограничения) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП.
6. Оформление договоров по дальнейшему использованию не подлежащего приватизации имущества ФГУП
Указанные договоры подписываются территориальным управлением Минимущества России с единоличным исполнительным органом ОАО.
7. Принятие решения о выпуске акций, регистрация выпуска акций, оформление отчета о размещении всех акций выпуска у Российской Федерации в лице Минимущества России
Решение о выпуске акций принимается советом директоров ОАО на основании решения об условиях приватизации имущественного комплекса ФГУП. Регистрация выпуска акций в региональном отделении ФКЦБ России осуществляется единоличным исполнительным органом ОАО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
8. Организация ведения реестра акционеров ОАО
Осуществляется советом директоров ОАО. При этом обязательным условием является указание Российской Федерации в лице Минимущества России в качестве единственного владельца всех акций первого выпуска.