Расчеты с внебюджетными фондами в бухгалтерском балансе

Бухгалтерский учет расчетов с внебюджетными фондами Над любой организацией всегда есть надзор контролирующих органов. Одни смотрят на корректность уплаты...

Над любой организацией всегда есть надзор контролирующих органов. Одни смотрят на корректность уплаты налогов, другие — на правильность перечисления взносов с зарплаты сотрудников.

Государственные внебюджетные фонды созданы с целью обеспечения прав граждан на пенсионное, медицинское и соиальное страхование. Бюджет фондов формируется за счет средств, поступающих от работодателей.

В 2023 году контролирующими органами — фондами для нас являются ФНС и СФР ( бывшие ФСС И ПФР ). В первый мы отчитываемся по рассчитанным и уплаченным страховым взносам, взносам на пенсионное, медицинское и социальное страхование, во второй — сдаем расчет по начислению взносов в соцстрах.

Что стало со страховыми взносами после объединения ФСС и ПФР с 2023 года, расссказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию.

Страховые взносы, которые уплачиваются работодателями в Социальный фонд России, призваны обеспечить социальную поддержку населению страны — как трудоспособному, так и пенсионерам. Поэтому контроль над этими платежами достаточно высок. Соответственно, высок и риск начисления штрафов за неполное перечисление денежных средств либо несвоевременное предоставление документов для осуществления данного контроля. Поэтому бухгалтерский учет на этом участке так важен.

Тучкова Е С ФДОиК урок 7 Расчет с внебюджетными фондами

Есть несколько видов начислений:

  • пенсионные;
  • медицинские (взносы в ФФОМС);
  • взносы на обязательное соцстрахование на случай больничного и в связи с материнством;
  • взносы по страхованию от несчастных случаев.

ВАЖНО! С 2023 года пенсионные, медицинские и социальные взносы уплачиваютися одной суммой по единому тарифу без разделения по видам взносов в ИФНС. Взносы по страхованию от несчастных случаев уплачиваются в СФР.

Взносы уплачивают организации и ИП, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам (зарплату работникам, плату за оказание услуг физлицам).

ВАЖНО! Если работодателем выступает ИП, то он обязан уплатить взносы отдельно за себя и отдельно за своих сотрудников!

Какие выплаты облагаются взносами:

  • Выплаты сотрудникам по заключенным трудовым договорам (зарплата, премии, отпускные и т. д.)
  • Выплаты по гражданско-правовым договорам. Это могут быть заключенные договора на выполнение каких-либо работ, оказание услуг и т. д.

ВАЖНО! С 2023 года с выплат по ГПД также должны уплачиваться взносы на страхование от временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Подробнее об этом мы писали здесь .

Подробнее об обложении взносами расчетов по договорам ГПХ читайте в нашей статье «Договор подряда и страховые взносы — нюансы обложения» .

Также существует закрытый перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами и взносами на «травматизм». Например, это выплаты физическому лицу, не связанные с его трудовой деятельностью, — то есть выплаты вне трудовых отношений либо в рамках контракта ГПХ — возвращаемый заем или материальная помощь членам семьи умершего сотрудника.

Ефимова МДК 03 01 Расчеты с бюджетом и внебюдж фондами урок 2 Расчет страховых взносов во внебюджетн

Подробнее о таких выплатах читайте в нашей статье «Что не подлежит обложению страховыми взносами» .

Страховые тарифы и база для расчета взносов

Для каждого физического лица организация или ИП рассчитывают взносы индивидуально в зависимости от получаемого дохода. База для обложения взносами считается нарастающим итогом в течение календарного года. По некоторым видам дохода облагаемая база лимитируется. Действующие в 2023 году лимиты смотрите здесь .

Итоговая величина взносов — это облагаемая база, умноженная на соответствующий страховой тариф (ставку).

На данный момент действуют следующие ставки:

Не превышает установленную предельную величину, %

Больше установленного предела, %

Напоминаем, что с 2023 года взносы уплачиваются одной суммой по суммарному тарифу:

  • 30% — с базы до превышения;
  • 15,1% — с базы свыше предела.

1.2. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Состав налогов, оплачиваемых предприятием, определяется законом РФ “Об основах налоговой системы в РФ”. В соответствии с этим законом с предприятий взимаются федеральные, республиканские и местные налоги.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование природными ресурсами; налог на прибыль предприятий; подоходный налог с физических лиц; налоги, перечисляемые в дорожные фонды; гербовый сбор; госпошлина; сбор за использование названия “Россия”; транспортный налог с предприятий; сбор за регистрацию банков и их филиалов.

Федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды устанавливается законодательными актами РФ и взымаются на всей ее территории.

К республиканским налогам, налогам краев, областей, автономных краев и областей относятся: налог на имущество предприятий; лесной налог; плата за воду; сбор на нужды образовательных учреждений; сбор за регистрацию предприятия.

Эти налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взымаются на всей территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе РФ или решениями органов гос. власти краев и областей.

Часть местных налогов (земельный налог) устанавливается законами РФ, часть районными и городскими органами власти.

1.2.1. Расчеты по внебюджетным платежам

Расчеты предприятия с различными внебюджетными фондами (кроме расчетов по социальному страхованию и обеспечению и медицинскому страхованию) обобщаются на счет 67 “Расчеты по внебюджетным платежам”.

Размер и порядок исчисления взносов регламентируются законодательными и нормативными актами.

К счету 67 “Расчеты по внебюджетным платежам” могут быть открыты субсчета:

67-1 “Расчеты по налогу на пользователей автодорог”

67-2 “Расчеты по налогу с владельцев транспортных средств”

67-3 “Расчет по налогу на приобретение автотранспортных средств”

67-4 “Налог на реализацию ГСМ”

67-5 “Акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование с граждан”

67-6 “Расчеты с фондом имущества”

67-7 “Расчеты по фонду научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции”

67-8 “Расчеты по фонду содействия конверсии военного производства”.

На субсчетах 67-1, 67-2, 67-3 учитываются расчеты по налогам, предусмотренным Законом РСФСР “О дорожных фондах в РСФСР” от 18.10.91 г. № 1759-1 с учетом дополнений и изменений.

Начисление налога отражается по дебету счетов: 26 “ОХР” или 44 “издержки обращения”, а по налогу на приобретение автотранспортных средств — по дебету счета 08 “Капитальные вложения” и кредиту счета 67 по соответствующим субсчетам.

На счете 67-6 “Расчеты с фондом имущества” отражаются расчеты с Фондом имущества при приватизации предприятий. На сумму платежей, причитающихся к перечислению Фонду имущества, создается задолженность по кредиту счета 67-4 в корреспонденции со счетом 96-2 “Расчеты с фондом за акции”.

По мере перечисления платежей делается запись по дебету счета 67, кредиту счетов 51 или 55-3 “Депозит участников подписки”.

* Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (Минфин РФ от 20 марта 1992 г. №10 с дополнениями и изменениями от 4 июня 1993 г. №68 и приказ Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. №170)

На субсчете 67-7 “Расчеты по фонду научных исследований, опытно-конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции” учитываются расчеты по начислению и расходованию этого фонда.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.12.91 г. № 60 разрешено создавать межотраслевые внебюджетные фонды в размере 1,5% от себестоимости товарной продукции (работ, услуг), выпускаемой предприятиями оборонного комплекса.

На субсчете 67-8 “Расчеты по фонду содействия конверсии военного производства” учитываются расчеты по начислению и расходованию этого фонда.

Согласно вышеуказанному Постановлению, разрешено создавать фонд в размере 3% от себестоимости товарной продукции(работ, услуг), выпускаемой предприятиями оборонного комплекса.

Аналитический учет по счету 67 “Расчеты по внебюджетным платежам” ведется по каждому внебюджетному фонду, плательщиком в который является предприятие.

Остановимся подробнее на некоторых налогах, отражаемых на данном счете.

Источник: studfile.net

Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности расчетов с внебюджетными фондами

­ Все организации в своей деятельности должны правильно организовать финансовый учет расчетов по социальному страхованию при исчислении и уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В бухгалтерском учете по расчету страховых взносов должны руководствоваться основным правовым актом, которым является Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования «[] , этот закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов.
Согласно Закона № 212-ФЗ страхователи обязаны уплачивать страховые взносы отдельными платежными поручениями, которые перечисляются в:

1) Пенсионный фонд РФ

­ на обязательное пенсионное страхование;

­ на обязательное медицинское страхование.

2) Фонд социального страхования РФ

­ на обязательное социальное страхование повременной нетрудоспособности и в связи с материнством;

­ на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Расчеты с внебюджетными фондами в организации формируются на основе следующих документов, указанных в таблице 1.1.

Документы по расчетам с внебюджетными фондами

№ п/п Нормативный документ, внутренние документы организации Объект регулирования
Трудовой кодекс Им регулируются все трудовые отношения, права и обязанности между работодателем, который является страхователем, и работником, который является застрахованным лицом в отношении социального страхования
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011г. « О бухгалтерском учете» Данный закон является основополагающим для всего ведения бухгалтерского учета. Для целей бухгалтерского учета отчислений на социальные нужды он актуален в части уетной политики, утверждения форм первичных документов, использования регистров бухгалтерского учета.
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» Формирование учетной политики, раскрытие учетной информации в ней, порядок изменения учетной политики
План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению №174-н от 16.12.2010 Рабочий план счетов для учета активов, обязательств, хозяйственных операций в бюджетной организации
Федеральный закон от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» В данном законе закреплены обязанности работодателя в плане страхового обеспечения работников – выплаты пособий и единовременных социальных выплат на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; основные правила исчисления данных пособий. А так же установлены понятия страхового случая и момента его наступления.
Синтетический счет 0 303 00 000, в разрезе аналитических счетов Отражает суммы начисленных и уплаченных страховых взносов
Главная книга Отражает движение и остатки по счетам расчетов с внебюджетными фондами
Бухгалтерский баланс Отражает дебиторскую и кредиторскую задолженность в общей сумме по счетам расчетов с внебюджетными фондами
Форма № 4-ФСС Отражает суммы начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Форма РСВ-1 Отражает суммы начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и сведения персонифицированного учета.

При учете расчетов по обязательному страхованию также стоит руководствоваться следующими основными правовыми актами, которые регулируют порядок начисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды:

Ø Федеральный закон от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет права и обязанности страхователей (плательщиков взносов) и страховщиков (внебюджетных фондов);

Ø Федеральный закон от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в котором закреплены обязанности работодателя в плане страхового обеспечения работников по выплате пособий и единовременных социальных выплат на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и основные правила исчисления данных пособий. А так же установлены понятия страхового случая и момента его наступления;

Ø Федеральный закон от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в нем установлены основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определено правовое положение его субъектов -федеральных органов государственной власти, страхователей, страховщиков и застрахованных лиц;

Ø Федеральный закон от 29.11.2010г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», регулирует отношения связанные по медицинскому страхованию граждан;

Ø Федеральный Закон от 8.06.2014г. № 188-ФЗ » О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования», вносит изменения в порядок исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;

Ø Федеральный закон от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в нем установлены обязанности плательщиков пенсионных взносов предоставлять в ПФР сведения о застрахованных лицах;

Ø Постановление правительства от 15.06.2007г. № 375 » Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в данном положении установлены порядки исчисления пособий, правила и особенности расчёта. Установлены виды заработной платы и иных выплат, которые включаются в базу для расчёта пособий и обозначено, какие выплаты не включаются. Определены основания снижения размера пособия. Порядок исчисления и выплаты пособий работнику, работающему у нескольких работодателей. Определен порядок исчисления пособий лицам, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев.

Помимо страховых взносов организациям нужно исчислять страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые не относятся к страховым взносам, регулируемым Законом №212-ФЗ , а регулируются Федеральным Законом от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[ ]

Общее начисление на заработную плату для организаций составляют, схема 1.1:

Схема 1.1. Начисления на заработную плату

В соответствии с положенияем ст.5 Закона № 212-ФЗ, плательщиками страховых взносов признаются:

— страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам — к ним относятся организации, индивидуальные предприниматели, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

— лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам — это адвокаты, нотариусы и иные лица занимающиеся частной практикой.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, которые начисляются работникам в рамках трудовых отношений. При этом согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования » база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч.1 ст.7 Федерального закона №212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст.9 данного Закона. Например к таким выплатам может относиться пособия по временной нетрудоспособности , выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, материальная помощь работникам в размере не более 4000 рублей на одного работника в год и другие. База для начисления страховых взносов плательщики страховых взносов, должна определяться отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При этом база для начисления страховых взносов в отношении каждого работника ограничена предельной величиной, т.е. когда заработная плата, которая учитывается нарастающим итогом, за минусом необлагаемых сумм, с начала года достигла предельной величины, то начисления по взносам прекращаются.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов – это сумма денег, применяемая для осуществления расчета средств, обязательной к перечислению в фонды. Даная величина подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы по стране.

С 2015 года Постановлением правительства РФ от 04.12.2014г. №1316 установило новый порядок расчета предельной величины базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды для страхователей, выплачивающих вознаграждения и производящих иные выплаты физическим лицам. Величина для расчета взносов в отличии от предыдущих лет будет рассчитываться по разному. Их размеры представлены в таблице 1

Предельная величина базы для расчета взносов в ПФР и ФСС РФ на 2015г., руб.

Предельная величина базы для расчета взносов в ПФР Предельная величина базы для расчета взносов в ФСС РФ
711 000 670 000

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования величина предельной базы отменена с 1 января 2015г. отменена, т.е. уплачивать взносы надо со всех сумм выплат в пользу работников.

С выплат превышающих предельную величину в Фонд социального страхования РФ начислять взносы не надо, а для выплат в Пенсионный фонд РФ предусмотрен пониженный тариф в 10%.

Из этого следует, что в течение года бухгалтерам придется определять три разные базы для исчисления страховых взносов в фонды.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

Тарифы для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды регламентированы п.1 ст.58.2 Закона №212-ФЗ [].

Так в 2015г. тариф для всех организаций, состоящие на общей системе налогообложения, установлены следующие ставки, указанные в таблице 1. 2

Тариф страхового взноса для всех категорий плательщиков, % к базе

Облагаемая база ПФР ФСС ФФОМС Итого
Не превышает предельную величину 2,9 5,1
Превышает предельную величину

С 1 января 2015 года расширяется перечень застрахованных лиц в части ПФР. Теперь независимо от продолжительности действия срочного трудового договора, выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ подлежат обложению страховыми взносами в части ПФР в общеустановленном порядке в размере 22%.

С 2015 года страховые взносы определяются в полных рублях и копейках по итогам каждого месяца и уплачиваются не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем начисления. Ранее страховые взносы определялись в полных рублях. Уплата страховых сумм производится в бюджет каждого фонда, отдельными платежными поручениями, которые направляются одному из двух получателей:

— ПФР, перечисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование;

— ФСС РФ, перечисляются страховые взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно Федерального закона №125-ФЗ []

Часть сумм страховых взносов на социальные нужды используются организацией для выплаты работникам соответствующих пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий на детей и др. Эту часть организации вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по данному виду страхования и перечислить в меньшей сумме в Фонд социального страхования РФ.

Федеральным законом от 01.12.2014г. №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [6] были проиндексированы размеры пособий гражданам имеющим детей и единовременное пособие при рождении ребенка составило 14497 руб. 80 коп. (13741,99 х 1,055), пособие на постановку на учет в ранние сроки беременности – 543 руб.

67 коп. (515,33 х 1,055), минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком в возрасте до 1,5 лет составил – 2718 руб. 34 коп. (2576,63 х 1,055), за вторым и последующими детьми – 5436 руб. 67 коп. (5153,24 х 1,055). Так же с 2015 года был установлен новый минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда, определенения размера социальных выплат, который был проиндексирован по отношению к предыдущему году и составил 5965руб. в месяц.

С 2015 года есть еще некоторые изменения, которые касаются исчисления и уплаты страховых взносов в государственные фонды,которые должны учесть организации, так:

— при перечислении взносов в фонды, сумму взносов не нужно округлять, т.е. её надо будет исчислить и перечислить в рублях и копейках. Ранее исчисление взносов велось в рублях и копейках. а перечислялись в полных рублях.

— расчеты в ПФР и ФСС электронно должны организации, у которых среднесписочная численность сотрудников за предшествующий период была более 25 человек. До 2015г. организации отчитывались в фонды если у них количество застрахованных работников составляло 50 человек.

— с 1 января выходное пособие и среднемесячный заработок на период трудоустройства облагается страховыми взносами в части превышения трехкратного размера среднего месячного заработка, ранее выплаты связанные с увольнением работника, страховыми взносамии не облагались.

Источник: megaobuchalka.ru

Оцените статью
Добавить комментарий