Ратно трудовые традиции это

Значимость ратного труда: в чем она состоит Понятие «рабочее место» - давно и прочно укоренилось в экономической практике. Каждая область деятельности...
Содержание

Понятие «рабочее место» — давно и прочно укоренилось в экономической практике. Каждая область деятельности определяет конкретный адрес, конкретную работу и конкретное место, где трудится человек — от рабочего до министра. Сколько будет таких точек, какую толику внесет каждая из них в общенародную копилку, как она должна быть оборудована — все это крайне важно для повышения эффективности работы любой отрасли. Точно так же, на наш взгляд, должен ставиться вопрос о создании, оборудовании и надлежащей экипировке и рабочего места российского воина — от солдата до маршала.

Каждому военнослужащему, согласно штатному расписанию, определен свой круг обязанностей. Или, говоря словами Александра Васильевича Суворова, каждый солдат должен знать свой маневр, то есть в совершенстве владеть военным ремеслом — как минимум — в объеме должностных обязанностей.

В мирное время задача военнослужащего — освоить свое рабочее место до тонкостей, отработать до автоматизма все приемы. Только «слившись» со своей ратной специальностью, он сумеет в военное время с толком применить накопленные знания и навыки, добиться отменных результатов в бою.

Не секрет, что сложность реальных боевых действий, важность задач, встающих перед каждым защитником Отечества, требуют от государства обеспечения полноценной экипировки воина. Он должен быть, как принято говорить, во всеоружии, сметлив, крепок, расчетливо дерзок. К сожалению, нынешнее состояние дел далеко от идеального, ибо материальное, боевое и иное обеспечение подразделений в силу целого комплекса причин более ориентировано на выживание, чем на достижение максимальной эффективности.

Убежден, что все военные преобразования, касающиеся усиления боевой мощи армии и отдельных ее элементов, должны иметь хорошо выверенную методологическую основу, позволяющую наиболее полно и точно определить основные параметры дальнейшего совершенствования наших Вооруженных Сил. Необходима полная ясность в количестве и потенциале видов и родов войск; количестве и оснащенности объединений, соединений и частей; четкое видение структуры тактических боевых единиц; научно обоснованное представление о характере, динамике и степени оснащенности всех рабочих мест (военнослужащих, лиц гражданского персонала и др.).

Специалисты, коим выпадет нелегкая доля заниматься столь сложной работой, обязаны быть не просто профессионалами высочайшего уровня, но и достаточно мудрыми, дальновидными людьми. При этом надо определить для так называемого совокупного солдата и отдельной личности этого многогранного образования четко определенное рабочее место, «сконструировав» его для каждого воина.

Термин «рабочее место воина» -как нельзя кстати для содержательного разговора об основных направлениях военной реформы на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Однако сам он нуждается в серьезной научной проработке, поскольку наивно и методологически неверно пытаться решить частные вопросы, проигнорировав общие. И главное на этом пути — понимание экономической значимости труда военного человека.

Что знает юноша, попав в воинскую часть? Что должен служить Родине. Но это слишком общее представление. Оттого случается, что солдаты, уволенные в запас, вольно или невольно признаются: «В армии я зря потерял два года». Подобные «откровения» охотно тиражируют и некоторые наши СМИ, подменяя «жареными фактами» назревший разговор о понимании действительной значимости ратного труда.

Думаю, что своеобразной «путеводной звездой» можно считать положение федерального Закона «О статусе военнослужащего», определяющего военную службу как особый вид государственной. По существу, такая оценка вполне справедлива: воин — это государственный служащий.

Но социологические опросы показывают, что в массовом сознании термин «государственная служба» больше ассоциируется с сановными людьми, «оседлавшими» чиновничьи кресла, с привилегиями и льготами. И уж никаким образом не с повседневным преодолением трудностей в карауле, на полигоне и стрельбище, на точке, тем более «горячей».

И все же при таком громадном различии между рабочими местами чиновника и военнослужащего есть у них общее свойство, делающее их родственными по экономической сути: они оба входят в единую систему государственной службы. И каждый из них — и чиновник, и военнослужащий — производят услугу для общества и государства, то есть являются производительными работниками, участвующими в создании валового внутреннего продукта страны.

«Но что производит солдат?» — резонно спросит наш современник, у которого за годы перестройки и после нее пытались сформировать представление об армии как о некой совершенно бесполезной «черной дыре» на теле нашей многострадальной экономики. Вариантов ответов на этот вопрос не так уж и много. И лучшие, разумеется, у классиков.

Английский экономист Адам Смит четко определил: «Солдат производит защиту, а не хлеб». Его соотечественник Альфред Маршалл справедливо полагал, что «лучше всего считать производительным всякий труд, за исключением того, который не достигает поставленной цели, а следовательно, не создает никакой полезности». Это и есть тот безошибочный азимут для оценки повседневной службы всех наших воинов — «от мала до велика».

Но, несмотря на очевидность и необходимость, сам термин «рабочее место воина» в списках наиболее активно используемых дефиниций до сих пор не значится. Хотя труженики и города, и деревни давно понимают, что их рабочее место представляет собой зону приложения труда работающего, приспособленную для осуществления определенных производственных функций.

Может быть рабочее место для одного трудящегося. Иная пространственная протяженность и объем — для коллектива. Размеры рабочего места и его производительные потенции вытекают из характера трудового процесса, зависят от величины и мощности применяемых средств, обусловлены физическими и профессиональными качествами, особенностями участников совместной деятельности, полезностью и значимостью продукта, производимого на каждом рабочем месте в интересах достижения общего результата кооперативного труда.

Для понимания значения и устройства очего места воина не менее важно выявить и экономическую стоимость (цену) этого первичного (начального) объекта приложения сил человека в погонах. Произвести такой анализ достаточно сложно, не имея под рукой реальных цифровых и иных данных, характеризующих конкретное дело военнослужащего определенной специальности. В публикуемой статье попытаемся обозначить лишь некоторые методологические подходы для решения выдвинутой задачи.

В зарубежной и отечественной литературе содержатся сведения о том, какими бывают материальные затраты в период ведения боевых действий. В качестве примера приведем количество боеприпасов, истраченных армией США в боевых действиях, происходивших во второй половине XX века (см. табл. 1).

У американского адмирала Генри Экклза — свои подсчеты: «. чтобы убить одного солдата во времена Юлия Цезаря, надо было израсходовать 75 центов, в 1800 году -3000 долларов, в Первую мировую войну — около 21 тыс., во Второй мировой войне — уже 200 тыс. долларов» (Г. Экклз. Роль тыла в войне. — М; — 1963. — с. 30).

Приведенные данные дают лишь косвенное представление о том, насколько велики материальные затраты на ведение боевых действий, необходимое оборудование мобильных рабочих мест военнослужащих, обеспечение их растущей смертоносности.

Только за прошедшее столетие военнослужащий существенно повысил силу своих рук — двигателями, мощнейшими ракетами, скорость ног — мобильным и дорогостоящим транспортом, силу голоса, остроту зрения и слуха — телеграфом, радио, телевидением, компьютерами, локаторами и различными другими высокоэффективными устройствами, стоящими немалых денег.

Научно-техническая революция, заметно ускорившая процесс совершенствования (усложнения) материально-технических средств, применяемых армией и флотом, повлекла за собой резкое дорожание военной рабочей силы.

Расход боеприпасов армии США в боевых действиях (2-я половина XX века)*

На 1 убитого солдата противника (кг) На 1 га района боевых действий (кг)
Вторая мировая война 1100 26
Война в Корее 5600 120
Война во Вьетнаме 17800 90

* Таблица подготовлена поданным, приведенным в книге Вавилова A.M. Экономические последствия гонки вооружений. — М. — 1984. — С. 22-23

Самые крупные военные бюджеты мира

Место Страна Государственные расходы на оборону за год ($ млрд)*
1 США 285,7
2 Россия 40,3
3 Франция 40,0
4 Япония 38,1
5 Великобритания 37,3
6 Германия 33,1
7 Италия 26,0
8 Китай 23,1
9 Саудовская Аравия 20,5
10 Индия 11,8

*С округлением до сотен миллионов

Источник: www.soldiering.ru

Что такое ратный кратко

ратный прил. Воинский, боевой (обычно с оттенком торжественности, приподнятости).

ратный
military; war (attr.)
ратный подвиг — feat of arms

ратный См. военный. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. ратный ратничий, бранный, военный, боевой Словарь русских синонимов. ратный см. военный 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З.

Е. Александрова.2011. ратный прил. • боевой • военный • бранный связанный с военными действиями) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. ратный прил., кол-во синонимов: 5 • боевой (18) • бранный (16) • военный (14) • воинский (6) • ратничий (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: боевой, бранный, военный, ратничий

Ратный — ратныи, -ая, -ое (1)

1. Склонный к войнам, стремящийся воевать.

1066: Б ѣ же Ростиславъ мужь добль, ратенъ, взрастомь же л ѣ пъ и красенъ лицемь, и милостивъ убогымъ. Пов. врем. лет, 111 (1377 г. ~ нач. XII в.).

Арави же нудими быша, выт ѣ коша без наряда, и числом же бол ѣ июд ѣ и он ѣ х. Храборством же и похотию ратною оскуд ѣ аху, донде же противяхутся, не много их паде. Флав. Полон. Иерус., 202 (XVI в. ~ нач. XII в.). Гн ѣ вь же и ненависть июд ѣ иска одоляше чьсти цесарев ѣ и страху. И устр ѣ млениа ратнаа палаху паче пламене. Там же, 417.

И събра (король Римский) силу велику и наполни корабля многы полковъ своих, подвижеся в сил ѣ тяжц ѣ пыхая духомь ратным. Ж. Алекс. Нев. (Б),

162 (1486 г. ~ XIII в.). Иже помолиться вс ѣ мъ миромъ, то ратьныя страсти низложилъ есть и душю устроилъ есть тиху паче лимени. Пчела, 411 (XIV в. ~ XIII в.).

~ Наполнитися ратного духа: . (Игорь) истягну умь кр ѣ постію своею и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Полов ѣ цькую за землю Руськую. 5. — См. вып. 2, с. 58 и вып. 3, с. 143.

2. Относящийся к войне, связанный с войной.

Учать бо ся из млад ѣ ньства ратному обычаю и умножишася з ѣ ло. Флав. Полон. Иерус., 294 (XVI в. ~ нач. XII в.). Т ѣ мь же удивится кто римскому промыслу, како учать своя подручникы, не токмо житиискую службу, но и ратн ѣ и хитрости.

Там же, 296. А прочаа воя послите на Чръмное море, да живуть тамо. Коня и вся ратныя съсуды вамъ даю и дружин ѣ вашеи. Александр., 47 (XV в. ~ XII в.). И пакы совокупльшюся множьство народа, и возгласивъши труб ѣ ратныи глас, и ту абие овыхъ устрашить, инии же наполняються духа браньна.

Палея толк., 97 (1406 г. ~ XIII в.). 1249: Ростислав . поиде к Перемьшлю, и собравъ тъз ѣ мьльц ѣ многы, сосуды ратныие и градные, и порокы, исполчивъ воя своя. Ипат. лет., 800 (XV в.). А у купьць повозовъ не имати, разв ѣ ратнои в ѣ сти. Грам. 1304—1305 гг. ГВНП, 18. Да не в годы мирныя Иисусу другъ буди, а в годъ ратенъ ворогъ.

Мер. правед., 65 об. — 66 (XIV в.).

▲ Выбирал де Сокольничёк збрую ратную: / Ишше брал де Сокольничёк саблю вострую, / Ишше брал да ён полочьку боёвую, / Ишше брал да копьичё долгомерноё. Григор. Арх. был., III, 228.

|| В знач. сущ.: воин.

Ратьнии подобни суть страшивымъ псомъ, иже б ѣ гающая гонять и укусаютъ, а противящихъся б ѣ гаютъ. Пчела, 412 (XIV в. ~ XIII в.).

986: Таче и въ Ерусалим ѣ начаша забывати бога и покланятися Валу, рекъше ратьну богу, еже есть Ор ѣ й, и забыша бога отець своих. Пов. врем. лет, 68 (1377 г. ~ нач. XII в.).

~ Д ѣ ло ратно — сражение, битва.

И съ тое поры прекрасный Девгеней нача помышляти о д ѣ лехъ ратныхъ. Девг. Д., 160 (XVII—XVIII вв. ~ XII—XIII вв.). Рече же къ нему отецъ его, Амиръ царь: Чадо мое милое, преславный Девгеней, рано теб ѣ въ силную рать ѣ хать; еще ты въ ратехъ не бывалъ, и ничево ратного д ѣ ла нигд ѣ не видалъ.

Там же, 161.

См. также вып. 2, с. 22.

Ср. Даль (ТСЖВЯ): Ратный — к рати относящийся, воинский, военный, боевой. Носович (Сл. белор. нареч.): Ратный — 1) Военный.

3. Находящийся в состоянии войны (вражды) с кем-л., против кого-л.

И, уловль годину, написа (Анадан) грамот ѣ 2 к ратному царя перьсному (в др. списке: цареви перскому), емуже имя Алонъ. Пов. об Акире, 109, 111 (XV в. ~ XI—XII вв.). Кто не въсплачеть, зря прем ѣ нение преславнаго града сего, иже инопл ѣ менници ратнии твое безаконие исправляють? Флав. Полон. Иерус., 405 (XVI в. ~ нач. XII в.).

971: Аще не створимъ мира со царемъ, а ув ѣ сть царь, яко мало насъ есть, пришедше оступять ны въ град ѣ . А Руска земля далеча, а печен ѣ зи с нами ратьни, а кто ны поможеть? Пов. врем. лет, 51 (1377 г. ~ нач. XII в.). 1180: Того же л ѣ та посла Святославъ Гл ѣ ба сына своего в Коломну въ Рязаньскую волость, помогая Рязаньскимь княземь и зяти своему Романови: бяхуть бо ратни со Всеволодомъ. Ипат. лет., 614 (XV в.).

|| В знач. сущ.: воин из неприятельского стана.

И се же пакы инъ боляринъ тогоже христолюбьця, идыи н ѣ коли съ князьмь своимь христолюбьцьмь на ратьныя. Ж. Феод. (Усп.), 47 в. — 47 г. (XII в. ~ ок. 1088 г.). 1185: И жда два дьни (Игорь) брата своего Всеволода . и оттуда поидоша к Салниц ѣ . Ту же к нимь и сторожеви при ѣ хаша, ихже бяхуть послал ѣ языка ловитъ, и рекоша: При ѣ хавше, видихомся с ратными. Ипат. лет., 638 (XV в.).

Вы же убо, отьци, поидете с нами на воину, не акы могуща стати противу ратнымъ, но поучающе юныя своя. Александр., 28 (XV в. ~ XII в.). Князь же Александръ ополчився пойде противу ратнымъ, и наступиша море Чюдское. Ж. Алекс.

Нев., 6 (XVI в. ~ XIII в.).

|| О территории, где идет война или занятой врагом.

Ср. В. Н. Перетц (К изучению „Сл. о п. Иг.“. IV. Эпитеты в „Сл. о п. Иг.“ и в устной традиции. — ИОРЯС, т. XXX, Л., 1926, с. 181): „Ратный . в устной традиции — великор., украинск. и белорус. не встречено“.

1. Устар. Относящийся к рати, военный. [Царь:] Своих людей у нас довольно ратных, Чтоб отразить изменников и ляха. Пушкин, Борис Годунов. И вот подъехал к конторе Салават в ратном доспехе.

Злобин, Салават Юлаев.

2. Высок. Воинский, боевой. Мы знаем на многих примерах всю силу отцовской и материнской воли, посылающей сыновей на ратные подвиги. Павленко, Кубань казачья. В память павших, чьи подвиги величавы, В память радостей ратных и горьких утрат, Мы воздвигнем в столице Памятник Славы Над могилой твоей, Неизвестный Солдат.

Сурков, Неизвестному солдату.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

РА’ТНЫЙ, ая, ое (книжн. устар. и поэт.). Военный, боевой. Р. подвиг. Благо тому, кто предастся во власть ратной забаве: он ведает страсть. Некрасов. Своих людей у нас довольно ратных, чтоб отразить изменников и ляха.

Пушкин.

ра́тный

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: венозный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «ратныйraquo

Предложения со словом «ратный смоляне, дорогобужане и вязьмичи, жившие в Арзамасе, явились первые; вслед за ними рязанцы, коломенцы и жители отдаленной Украины умножили собою число свободных людей: так называли себя воины, составлявшие отечественное ополчение нижегородское, которое вскоре, под предводительством Пожарского, двинулось к Ярославлю.

ОДНКНР. Урок 7 В труде — красота человека

Научная конференция «Ратная традиция» | Музей «Россия в Великой войне» | 21 сентября 2022

Сочетаемость слова «ратный Зачем же ей кинжал булатный? Ужель идет на подвиг ратный? Ужель идет на тайный бой? // Лермонтов. Стихотворения // /

2. РАТНЫЙ, ого, м., в знач. сущ.

► [Пушкин:] Димитрий же вас жаловать намерен, Бояр, дворян, людей приказных, ратных, Гостей, купцов — и весь честной народ. // Пушкин. Борис Годунов //

ра́тный, ра́тная, ра́тное, ра́тные, ра́тного, ра́тной, ра́тных, ра́тному, ра́тным, ра́тную, ра́тною, ра́тными, ра́тном, ра́тен, ра́тна, ра́тно, ра́тны, ра́тнее, пора́тнее, ра́тней, пора́тней

прил., кол-во синонимов: 5

связанный с военными действиями)

Ратный — военный, воинский, относящийся к битве; (рядовой) воин

сущ., кол-во синонимов: 2

Ра́тный червь — личинка двукрылого насекомого — почвенного комарика. Длина до 7 мм. Обитает в грибах, под корой, в опавшей листве. При недостатке пищи ратные черви переползают, образуя иногда скопления в виде лент длиной до 4,5 м и шириной до 7,5 см.

РАТНЫЙ ЧЕРВЬ — РА́ТНЫЙ ЧЕРВЬ, личинка двукрылого насекомого — почвенного комарика. Длина до 7 мм. Обитает в грибах, под корой, в опавшей листве. При недостатке пищи ратные черви переползают, образуя иногда скопления в виде лент длиной до 4,5 м и шириной до 7,5 см.

РАТНЫЙ ЧЕРВЬ — личинка двукрылого насекомого — почвенного комарика. Длина до 7 мм. Обитает в грибах, под корой, в опавшей листве. При недостатке пищи ратные черви переползают, образуя иногда скопления в виде лент длиной до 4,5 м и шириной до 7,5 см.

Княжеское войско

Ратью на Руси называли небольшое ополчение, войско, боевой отряд славян, целью которого была защита от иноземных захватчиков. Именно так толкуют это слово словари Ожегова и Ушакова.

Ну что же, в таком случае можно вспомнить Пушкина, который все же поддерживал первый вариант токования:

Тесним мы шведов рать за ратью.

Для точного разъяснения обратимся к словарю Ушакова:

И это все объясняет. То есть, например, ратный подвиг – это подвиг, совершенный в боевых условиях или на поле боя.

Ратный подвиг

Какие еще есть слова с таким корнем?

В старину было распространено существительное «ратники». Использовалось оно до революции 1917 года и обозначало солдата государственного ополчения. После свержения самодержавия слово из оборота быстро вышло.

Интересный факт

В Калужской области, в Козельском районе, есть сельское поселение — деревня Подборки. В него входят несколько хуторов и деревень. Один из хуторов носит название Ратный.

  • Какие идеи просветителей особенно актуальны сегодня для нашей страны кратко
  • Какие проблемы необходимо решать транспортному комплексу страны кратко
  • Что нельзя делать в столовой в школе
  • Какой из представленных текстов можно считать официальным государственным документом почему кратко
  • В чем по вашему мнению заключается главные причины побед войска батыя кратко ответ 6 класс

Источник: obrazovanie-gid.ru

Трудовые традиции как средства нравственного воспитания молодого поколения

Воспитание современной молодежи требует комплексного подхода в использовании методов, средств и форм воспитательной работы. Ныне молодежь растет в основном вне процесса труда. У полноценной личности, хотя бы элементы трудового воспитания, должны присутствовать. В этом заключается актуальность данной статьи. Северокавказские народы, как и другие, за свою историю накопили огромный трудовой опыт, трудовые навыки, привычки, традиции, которые свидетельствуют о значительных достижениях, как в материальной, так и в духовной сферах общественной жизни.

Ключевые слова

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ТРУДОВОЙ ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ВОСПИТАНИЕ, ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Текст научной работы

Исследованию данной темы посвящены как работы местных, так и российских ученых. Среди них следует назвать работы: Алироева Н.Ю. «История и культура чеченцев и ингушей». Грозный, 1994 г., Мафедзева С.Х. «Межпоколенческая трансмиссия традиционной культуры адыгов», Мамбетова Г.Х. «Традиционная культура кабардинцев и балкарцев», 2001 г., Мафедзева С.Х. «Очерки трудового воспитания адыгов», 1984 г и др.

Ряд сторон трудового воспитания нуждается в дальнейшем исследовании.

Северокавказские народы, как и другие, за свою историю накопили огромный трудовой опыт, трудовые навыки, привычки, традиции, которые свидетельствуют о значительных достижениях, как в материальной, так и в духовной сферах общественной жизни.

Основными сферами приложения трудовых усилий, знаний, использования трудовых навыков, накопления опыта в республиках Северного Кавказа являлись земледелие и животноводство. Трудовые традиции сложились именно в этих сферах, и были связаны с ними. Эти традиции продолжаются, развиваются в трудовой деятельности нынешних поколений.

В жизни каждого народа трудовая деятельность играла, и играет ведущую роль, так как с полезным трудом и трудовой деятельностью народы связывали и связывают свою счастливую жизнь и благополучие. Так трудовой опыт, навыки и традиции народов передавались преемственно от предыдущих к последующим.

Трудовые навыки и традиции выступали и выступают как важное средство трудового и нравственного воспитания. Нравственное развитие молодежи традиционно основывалось, основывается в большинстве случаев и ныне на трудовом воспитании. У горских народов было общепринятым, а именно: нравственно воспитанным считался тот, кто занимался полезным и для общества и для себя трудом, т.е. вне трудовой деятельности молодой человек считался безнравственным. Но, в свою очередь, и нравственное воспитание влияло на трудовое воспитание, способствуя формированию у молодежи трудовых навыков, склонности к трудовой деятельности.

В трудовом воспитании у горских народов главными принципами являлись такие, как:

  1. соответствие и учет возраста, специфических особенностей детей, воспитуемых;
  2. учет детской инициативы;
  3. сочетание детского труда с развлекательными мероприятиями;
  4. последовательный характер усложнений трудовой деятельности и другие принципы.

Реализация таких принципов и требований в постепенном привлечении к трудовой деятельности детей и молодежи имела нравственное значение — вывести растушую личность в люди с большой буквы, т.е. формирование у нее нравственных качеств.

По мере взросления человек должен жить полнокровной духовной и нравственной жизнью. Спутниками молодежи в утверждении такой жизни являлись и являются опытные старшие, родители, родственники, школа, коллективы и другие.

Старшие, родители и родственники видели основные задачи трудового воспитания детей в привитии им любви к труду, понимании назначения и смысла труда в жизни, в воспитании трудолюбия, в умении ценить и дорожить людьми труда, труд которых приносить пользу для него самого, для Родины, народу. Наряду с этим, старшие воспитывали в своих детях и молодежи чувство ненависти и непримиримости к лентяям, отвергающим труд, ко всем тем, кто отклонялся от трудовой деятельности.

Старшие учили и учат детей и молодежь умению оказывать помощь и взаимовыручку друг другу на безвозмездной основе.

У каждого народа, у каждой семьи годами складывались и складываются свои специфические трудовые традиции — традиции воспитания детей с раннего возраста в соответствии с конкретным видом трудовых занятий. Старшие поколения — родители, дедушки, бабушки и другие учили и учат детей, внуков технологии трудовых операции.

И это связано было с тем, что лишь в процессе трудовой деятельности молодой человек мог формироваться нравственно. Вне процесса труда падала его нравственность. Об этом свидетельствуют поговорки, сказки и другие жанры фольклора. «Кто не работает, тот не есть» (балк.), «Труд облагораживает, а лень унижает» (адыг.) и другие. Горские народы и их семьи стремились и ставили цель, чтобы дети, молодежь росли трудолюбивыми, достойными продолжателями трудовых традиций, начинаний и дел отца, матери. С такой чертой связывалась и идея высоконравственного человека.

Существовало разнообразие методов, форм и средств приобщения подрастающего поколения к труду.

Среди них особо следует выделить именно трудовые навыки, традиции родителей, в перенятии их сыновьями и дочерьми. Сыновья перенимали у отцов земледельческие и животноводческие навыки и традиции, а дочери — навыки в изготовлении шерстяных, войлочных изделий, кийизов, башлыков и других — у матерей. Участие детей в домашнем хозяйстве и разных видах трудовой деятельности, послушание и подражание отцу и матери способствовали формированию сознательного отношения к выполнению трудовых обязанностей. Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки горцев: «У трудолюбивой работящей матери и дочь трудолюбива» (карач.-балк.), «Привычка матери — выкройка для дочери» (адыг.) и другие поговорки горских народов.

Усвоение трудовых традиций, передача их от старших к младшим эффективно происходило в процессе их совместной трудовой деятельности.

Передавать свое умение, трудовые навыки, мастерство, методы и традиции младшим, у горских народов, как и у других, считалось священным долгом, т.е. такая передача оценивалась как благородное дело, как проявление человечности, нравственной культуры. В данном случае мы имеем дело с единством интересов объекта и субъекта, воспитателя (мастера) и воспитуемого (ученика).

Это четко прослеживается на примере традиции ученичества в сфере ремесел, которые были развиты во всех республиках региона. Возьмем, к примеру, обучение кузнечному мастерству. По словам осетинского ученого М.К. Гарданти, ученик в течение двух лет обучался у мастера-кузнеца.

После этого обученный ученик становился сам кузнецом и учитель вручал своему ученику «все необходимые инструменты и таким образом выходил полным кузнецом. День выхода нового кузнеца должен был быть ознаменован особым пиршеством, которое устраивалось молодым кузнецом».

Простые труженики — кузнец, пастух, дояр и другие из крестьянских семей — это носители навыков, традиций высокого мастерства в той или иной сфере деятельности, человечности как высшего нравственного качества.

Несколько слов о воспитании детей князей, алдаров, ханов, дворян и других состоятельных слоев. Эти состоятельные, привилегированные слои занятия физическим трудом считали унижением, оскорблением. Они отдавали своих сыновей и дочерей аталыкам. Последние воспитывали и учили искусству верховой езде, стрельбе, ловкости и другим занятиям, не связанных с физическим трудом.

По выражению Хан Гирея, цель воспитания сводилась к тому, чтобы «воспитанник был ловок, учтив в обхождении со старшими, а с младшими — соблюдал приличия своего звания, равно как неутомим в верховой езде и искусен в употреблении оружия. Аталыки ездят с ними в отдаленные племена, чтобы приобрести вновь вступающему на стезю наездничества друзей и знакомых. Девочка, отданная на воспитание, воспитывается под попечением жены аталыка, или приемной матери. Она приучается так к рукоделию, к приличному обхождению, словом, ко всему, что необходимо для будущей ее жизни в супружестве. ».

Народная педагогика находилась в центре всех направлений воспитания. По словам С.Х. Мафедзева, «народная педагогика располагала самыми различными способами воспитания подрастающего поколения в духе трудолюбия, начиная от совета, разъяснения, одобрения и поощрения, кончая убеждением, назиданием, осуждением и наказанием. Устойчивость трудовых традиций позволяла использовать их всех в совокупности, а также вместе с другими методами и средствами, куда входили как основные компоненты, народные детские и «деловые» игры, обязательное знание народного календаря, взаимопомощь, непосредственное участие самих детей в труде и др.».

Народная педагогика опиралась на опыт трудового мастерства, навыки, традиции, образцы и умении, которые являлись важными среди средств нравственного воспитания.

Главным для крестьянина в этой связи являлась выработка у молодого горца ответственного понимания содержания и смысла труда, трудовой деятельности. Ибо и аварский, и адыгский, и балкарский, и осетинский, и крестьяне других этносов счастье и благополучие на жизненном пути своих детей видели только в труде, в полезной трудовой деятельности.

В процессе соблюдения обычая оказания помощи и взаимопомощи у детей формировалось чувство дружбы, человечности, коллективизма и других нравственных черт. И в этом заключалась нравственная сторона и роль этого обычая, связанного с трудовой деятельностью.

Развлекательный, эстетический характер трудовых традиций, праздников свидетельствовал о том, что горские народы учили детей и молодежь трудиться не однобоко, не изнурительно, а трудиться, сочетая труд с развлекательными мероприятиями, например, играми.

Таким образом, использование трудовых традиций, навыков, праздников главной своей целью являлось нравственное воспитание детей и молодежи, формирование высоконравственных качеств у растущей личности. Такое воспитание включало и патриотическое воспитание.

Великий шелковый путь как фактор развития цивилизации стран евразийских народов

  1. Мирзажанов Б.Т.
  2. Алиева З.Ж.

Постоянное перемещение по великому шёлковому пути и смешение населения также привело к передаче знаний, идей, культур и убеждений, что оказало глубокое влияние на историю и цивилизации евразийских народов.

Николаевская Россия глазами иностранца

  1. Маслова Г.Ю.

Взгляд представителя западной цивилизации позволяет понять все противоречия, недостатки и особенности общественного устройства России как чуждой Западу цивилизации.

Сравнение языков программирования на примере сортировки массива

  1. Хусаинов И.Г.

В статье рассмотрены наиболее популярные в школах языки программирования на примере решения задачи сортировки одномерного массива. Подробно объясняются используемые в программах функции, операторы и другие элементы.

«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты!» или история питания средневековой Англии

  1. Лазарев С.С.

В данной статье рассматривается история питания в контексте повседневности средневековой Англии, анализируются особенности и гастрономические привычки людей, а также переосмысливается антропологический контекст еды в качестве критерия для социальной стратификации.

Изменения в мировоззрении и религии славян в период раннего средневековья

  1. Яковлев Р.А.

В статье говорится о проникновении элементов восточных религиозных представлений в мировоззрение и религию славян. Проблема рассмотрена на основе тесного контакта славянских племен с населением западной периферии Хазарского каганата.

Список литературы

  1. Алироев Н.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. – Грозный, 1994.
  2. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. – Нальчик, 1984.
  3. Мамбетов Г.Х. традиционная культура кабардинцев и балкарцев. – Нальчик, 2001.
  4. Хан Гирей. Записки о Черкессии. – Нальчик, 1978.
  5. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. – Нальчик, 1992.

Цитировать

Малкандуев, А.М. Трудовые традиции как средства нравственного воспитания молодого поколения / А.М. Малкандуев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 63 — С. 124-128 — URL: https://novainfo.ru/article/12570 (дата обращения: 02.09.2023).

Поделиться

Настоящий ресурс содержит материалы 16+

Источник: novainfo.ru

Оцените статью
Добавить комментарий