Определение: В статье «Резервы предстоящих расходов» (строка 650) показываются остатки средств, зарезервированных организацией в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Резерв организация может создавать:
для предстоящей оплаты отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации;
для выплаты ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
для производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
для ремонта основных средств;
для предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.
Все эти виды резервов организации учитывают на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».
В группе статей «Прочие краткосрочные обязательства» (строка 660) показываются суммы краткосрочных обязательств, не нашедших отражения по другим группам статей раздела «Краткосрочные обязательства».
Месторасположение: «Резервы предстоящих расходов (96)» (Раздел 5 Бухгалтерского баланса, форма №1, код строки 650) и «Прочие краткосрочные обязательства» (Раздел 5 Бухгалтерского баланса, форма №1, код строки 660).
Расчет: RaO = строка 650 + строка 660
Примечание. Сумма по строке 650 равна сальдо по счету 96. Если при уточнении учетной политики на следующий отчетный год организация считает нецелесообразным начислять резервы предстоящих расходов, то остатки средств резервов, по которым в установленном порядке имеют место переходящие остатки, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, подлежат присоединению к финансовому результату организации с отражением в бухгалтерском учете организации за январь.
В данной методике анализа финансовой отчетности применяется для расчета таких показателей как:
текущая ликвидность (20-ти факторный).
Источник: investment-analysis.ru
Что проверить в годовом балансе до его представления в ГИР БО: оценочные обязательства
Оценочными признаются обязательства с неопределенной величиной или сроком исполнения, которые возникают из законодательных норм, судебных решений, договоров.
Отражаются такие обязательства на счёте учёта резервов предстоящих расходов (96). Неопределенность в сумме и в сроках погашения – ключевое отличие резервов от задолженности перед поставщиками и подрядчиками, например.
Формирование оценочных обязательств регулирует ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (Приказ Минфина РФ от 13.12.2010 г. № 167н).
Для начисления резервов предстоящих расходов (оценочных обязательств) нужно принимать во внимание следующее:
РЕЗЕРВ ПО ИТОГАМ РАБОТЫ ЗА ГОД В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ. Часть пятая.
— резервами признаются обязательства, возникающие из прошлых событий, которые существуют независимо от будущих действий организации;
— резервы никогда не начисляются на возможные текущие убытки деятельности (п. 12 ПБУ 8/2010);
— сумма резерва должна быть документально подтверждена (профессиональное суждение, опыт прошлых событий, экспертная оценка);
— если срок исполнения оценочного обязательства больше 12 месяцев после отчётной даты, величину резерва нужно дисконтировать (п. 20 ПБУ 8/2010);
— на конец года величина резерва и обоснованность его начисления обязательно проверяются.
В качестве оценочных обязательств (= резервов предстоящих расходов) могут быть учтены:
— резерв предстоящей оплаты отпусков;
— резерв на гарантийный ремонт;
— резерв по планируемой реструктуризация деятельности;
— резерв по заведомо убыточным (обременительным) договорам (расходы на выполнение договора превышают поступления по нему, а за выход из договора предусмотрены санкции);
— резерв по предстоящим судебным издержкам и пр.
Начисление резервов обязательно, если есть основания для этого (п. 5 ПБУ 8/2010). Начисление происходит за счёт расходов по обычным видам деятельности или прочих расходов (п. 8 ПБУ 8/2010) (Дт 20, 23, 26, 44, 08, 91/2 Кт 96).
При составлении годовой отчётности проверьте, являются ли ваши резервы переходящими, если нет – их нужно восстановить (включить в соответствующие доходы) (Дт 96 Кт 91/1).
Пример проверки обоснованности резерва предстоящей оплаты отпусков
В ООО «Дельта», не являющимся СМП, остаток резерва предстоящей оплаты отпусков по состоянию на 31.12.2020 г. составляет 528 525 руб., в том числе по вознаграждениям за отпуск – 405 000 руб., по страховым взносам – 123 525 руб. Кадровая служба представила справку о величине предстоящих расходов по оплате отпускных на 31.12.2020 г. 438 000 руб. Страховые взносы с суммы вознаграждений за неиспользованные дни отпуска на 31.12.2020 г. – 133 590 руб. (438 000 х (30 % + 0,5 %))
Общая сумма резерва составит: 571 590 руб. (438 000 + 133 590).
Резерв необходимо доначислить в сумме 43 065 руб., в т. ч. по отпускным выплатам 33 000 руб. (438 000 – 405 000); по страховым взносам 10 065 руб. (133 590 – 123 525), что будет отражено в учете: Дт 20 Кт 96 – 43 065 руб.
Пример проверки резерва на гарантийный ремонт
Если обязательства по гарантийному ремонту и обслуживанию не завершены, резерв не восстанавливается.
Пример начисления резерва по заведомо убыточному договору
ООО «Альфа» заключила договор консультационного обслуживания с клиентом на один год с фиксированной абонентской платой – 300 000 руб. в месяц. В феврале «Альфа» посчитала, что будущие затраты на исполнение этого договора вырастут и составят 350 000 руб. в месяц. Санкции на расторжение договора составляют 400 000 руб.
Резерв нужно признать по наименьшей из двух величин:
— убытки по договору (300 000 руб. – 350 000 руб.) × 10 мес. = (500 000) руб.;
— санкции за расторжение – 400 000 руб.
На конец февраля «Альфа» признаёт резерв в размере 400 000 руб. вне зависимости от решения компании расторгать или продолжать деятельность по этому договору (Дт 91/2 Кт 96 – 400 000 руб.).
А что же будет, если резервы не начислять? ПБУ 8/2010 никакой ответственности не предусматривает, а вот налоговые органы при проверке могут признать отсутствие резервов при наличии оснований к их начислению грубым нарушением правил учёта доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) со всеми вытекающими – штраф 10 000 руб., плюс штраф на должностных лиц по ст. 15.11 КоАП РФ от 2 000 до 3 000 руб.
- Что проверить в годовом балансе до его представления в ГИР БО: оценочные резервы
Источник: taxcom.ru
Учет резервов предстоящих расходов
Учреждения государственного сектора вправе формировать резервы предстоящих расходов. По каким обязательствам можно формировать резерв, порядок формирования резерва, документальное оформление и отражение резервов предстоящих расходов в бухгалтерском (бюджетном) учете рассмотрим в данной статье.
По каким обязательствам нужно формировать резервы предстоящих расходов?
Согласно п. 302.1 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н), резервы предстоящих расходов представляют собой информацию о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения.
Резерв предстоящих расходов может быть создан по:
- предстоящей оплате отпусков за фактически отработанное время или компенсации за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;
- предстоящей оплате по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
- иным аналогичным предстоящим оплатам;
- обязательствам, возникающих в силу законодательства Российской Федерации при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;
- обязательствам, возникающим из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций;
- обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру в виду отсутствия первичных учетных документов;
- иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.
Перечень расходов, по которым могут быть сформированы резервы, является открытым.
Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.
Еще по теме: Бюджетная отчетность за 2019 год: рекомендации финансового ведомства
Бухгалтерский учет
Порядок бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждениях госсектора регулируется:
- В казенных учреждениях — Инструкцией, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н);
- В бюджетных учреждениях — Инструкцией, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н);
- В автономных учреждениях — Инструкцией, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 г. № 183н (далее – Инструкция № 183н).
Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н для учета резервов предстоящих расходов предназначен счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов».
Согласно п. 124.1 Инструкции № 162н, п. 160.1 Инструкции № 174н, п. 189 Инструкции № 183н формирование суммы резерва отражается:
- Дебет 0 106 00 000, 0 109 00 000, 0 401 20 200 Кредит 0 401 60 000.
В соответствии с п. 124.2 Инструкции № 162н, п. 160.1 Инструкции № 174н, п. 189 Инструкции № 183н операции по начислению расчетов по обязательствам за счет сумм резервов отражаются следующими бухгалтерскими записями:
- Дебет 0 401 60 000 Кредит 0 302 00 000, 0 303 00 000.
Документальное оформление
Аналитический учет по резервам ведется в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов, по видам создаваемых резервов.
Как принять обязательство на сумму резерва?
На сумму резерва предстоящих расходов учреждению необходимо принять отложенное обязательство.
Согласно п. 308 Инструкции № 157н, отложенные обязательства — обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.
Отложенные обязательства отражаются по аналитической группе 90 «Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)» синтетического счета санкционирования расходов (п. 309 Инструкции № 157н).
Руководствуясь Инструкцией № 162н и п. 1.2.3 части 1 Приложения «Составление и представление месячной, квартальной бюджетной отчетности, квартальной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений в 2017 году» к совместному письму Минфина России № 02-07-07/21798, Казначейства России № 07-04-05/02-308 от 07.04.2017 (далее — Письмо), операции по отложенным обязательствам в учете казенных учреждений отражаются:
- Дебет 1 501 93 000 Кредит 1 502 99 000 – приняты отложенные обязательства (п. 141.2 Инструкции № 162н);
- Дебет 1 502 99 000 Кредит 1 502 11 000 — принято бюджетное обязательство текущего финансового года при использовании созданного ранее резерва (п. 141.2 Инструкции № 162н);
- Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 501 93 000 — принято бюджетное обязательство текущего финансового года при использовании созданного ранее резерва (п. 134 Инструкции 162н).
Еще по теме: Ремонт имущества, не принадлежащего учреждению на праве оперативного управления: как и на основании каких документов отразить в учете?
Бухгалтерские записи по отложенным обязательствам в учете бюджетных и автономных учреждений отражаются аналогично.
Руководствуясь Инструкцией № 174н, Инструкцией № 183н и п. 1.2.3 Письма, операции по отложенным обязательствам в учете бюджетных и автономных учреждениях отражаются:
- Дебет 0 506 90 000 Кредит 0 502 99 000 – приняты отложенные обязательства (п. 174 Инструкции № 174н, п. 203 Инструкции № 183н);
- Дебет 0 502 99 000 Кредит 0 502 11 000 — принято обязательство текущего финансового года при использовании созданного ранее резерва (п. 167 Инструкции № 174н, п. 196 Инструкции № 183н);
- Дебет 0 506 10 000 Кредит 0 506 90 000 — принято обязательство текущего финансового года при использовании созданного ранее резерва.
Нужно ли переносить резерв на следующий год?
Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Учет остатков резерва зависит от того, планирует ли учреждение в следующем году создание резерва по соответствующему виду расходов. Если учреждение формировать сумму резерва не планирует, то размер резерва необходимо скорректировать.
В бухгалтерском учете корректировка размера резерва по соответствующим расходам, а также принятых обязательств по расходам за счет сформированного резерва, в соответствующем финансовом году, отражается способом «Красное сторно». Если учреждение в следующем отчетном периоде планирует создавать резерв по соответствующему виду расходов, то показатели резерва переносятся на следующий год.
Налоговый учет
Налоговый учет остатков резерва также зависит от того, планирует ли учреждение в следующем году создание резерва по соответствующему виду расходов.
Если резерв создаваться не будет, все неиспользованные суммы резерва текущего года следует учесть в составе внереализационных доходов на 31 декабря текущего налогового периода (п. 5 ст. 324.1 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 29 октября 2012 г. N 03-03-10/121).
Если учреждение планирует создавать резерв на следующий год, то при определении суммы такого резерва учитываются только соответствующие расходы (п. 4 ст. 324.1 НК РФ, Письмо Минфина России от 29.10.2012 № 03-03-10/121). Другими словами, та часть неиспользованного резерва, которая относится к соответствующему виду расходов, может не относиться на внереализационные доходы, а включаться в резерв следующего года.
Еще по теме: Линия Консультаций «Учет в 1С:БГУ». Выпуск № 4/21
Остальная сумма резерва, не использованная в текущем году, учитывается в составе доходов текущего налогового периода (п. 3 ст. 324.1 НК РФ).
Источник: grnt.ru