В соответствии со ст. 379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором или непосредственно угрожающей его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Перечисленные действия образуют самостоятельные способы (формы) самозащиты работником трудовых прав.
Однако на основании ст. 45 Конституции РФ работник может использовать любые другие способы (формы) самозащиты трудовых прав, которые не запрещены федеральным законом, в том числе имеющиеся в содержании других статей ТК РФ. В ч. 2 ст. 379 ТК РФ прямо сказано о том, что работник имеет право отказаться от выполнения работы в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Однако данная формулировка не исключает возможности применения ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, то есть использовать не запрещенные федеральным законом формы (способы) самозащиты. Следовательно, имеющийся в федеральных законах перечень форм (способов) самозащиты трудовых прав работниками не является исчерпывающим Канунников А. Б., Пастухов А. А., Канунников С. А. Правовая культура самозащиты работниками трудовых прав // Трудовое право, 2013.- № 2. — С. 51..
Самозащита трудовых прав работника ✈️
Рассмотрим основные способы (формы) самозащиты работниками трудовых прав Пресняков М.В. Самозащита трудовых прав // Управление персоналом. — №6 — 2013 — С.17-20..
1. Если работа не предусмотрена трудовым договором.
Первый случай имеет место, например, при незаконном переводе работника на другую работу. Работник, переведенный на другую работу без его письменного согласия в тех случаях, когда наличие такового являлось обязательным, имеет право не приступать к исполнению своих новых обязанностей, что не будет являться основанием привлечения его к дисциплинарной ответственности.
Так, например, С. Н. Моисеева обратилась в Нерехтский районный суд с иском к закрытому акционерному обществу «Нерехтский комбинат молочных продуктов» о признании незаконными приказа о переводе на другую работу и приказа о наложении дисциплинарного взыскания, обязании отменить данные приказы, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указала, что она работает микробиологом на комбинате. Приказом от 28 июня 2010 г. № 162-К она была переведена без ее согласия на должность лаборанта химбаканализа сроком на 1 месяц с 28 мая 2010 года. В качестве основания перевода в приказе сделана ссылка на ст. 72 ТК РФ, а также указано на острый недостаток кадров в производственной лаборатории в связи с наступлением периода массовых отпусков.
С. Н. Моисеева была не согласна с переводом, в частности потому, что по состоянию здоровья не может выполнять работу лаборанта, поэтому 29 июня 2010 года подала руководителю комбината заявление с обоснованием несогласия с переводом.
Приказом от 29 июня 2010 года за неисполнение распоряжения руководителя предприятия о временном перемещении внутри отдела в связи с острым недостатком кадров в отделе контроля качества С. Н. Моисеевой объявлен выговор. С наложением дисциплинарного взыскания она не согласна.
Разрешая возникший спор, суд исходил из того, что перевод С. Н. Моисеевой, занимающей должность микробиолога, на должность лаборанта химбаканализа является переводом на другую работу, влекущим временное изменение ее трудовой функции, и могло быть только с письменного согласия работника. Как видно из материалов дела, такого согласия на временный перевод на должность лаборанта химбаканализа С. Н. Моисеева не давала, напротив, категорически возражала против такого перевода.
Судом установлено, что 29.06.2010 г. истица подала на имя руководителя предприятия заявление о своем несогласии с приказом о переводе. На этом основании суд пришел к выводу о правомерности отказа С. Н. Моисеевой от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, в соответствии со ст. 379 ТК РФ Решение Нерехтского районного суда по делу 2-218/2010 от 12 октября 2010 года // Не опубликовано.. Кассационная инстанция согласилась с данным решением.
Несколько сложнее обстоит дело в тех ситуациях, когда перевод на другую работу отсутствует, но работнику поручаются какие-либо дополнительные виды работ помимо выполнения своей основной трудовой функции. Согласно ст. 60.2.
ТК, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. При этом работник имеет право в любое время отказаться от выполнения дополнительной работы. Очевидно, что отказ от дополнительной работы, порученной работодателем работнику без его согласия, также охватывается понятием самозащиты трудовых прав. Однако если данная работа предусмотрена должностной инструкцией работника, то отказ от ее исполнения будет неправомерным. Приведем конкретный пример из судебной практики.
И. М. Копранчикова обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Петродент» о восстановлении на работе. Иск мотивирован тем, что истица работала в ООО «Петродент» санитаркой и была уволена за прогул, однако прогул не совершала. Истица просила суд восстановить ее на работе в ООО «Петродент», полагая увольнение незаконным.
Согласно трудовому договору истица принята на должность санитарки и обязанности дворника или медсестры стерилизационной в ее должностные обязанности не входят. При приеме на работу истица не была ознакомлена с должностной инструкцией, считает, что должностная инструкция составлена в нарушение закона, поскольку дополнена такими обязанностями, как стерилизация инструментов и уборка дворовой территории.
Истица согласна выполнять указанную работу только за дополнительное вознаграждение. Представители ответчика ООО «Петродент» А. В. Копысова, Т. В. Михалкина в судебном заседании с иском не согласились, указав, что должностная инструкция санитарки разработана в соответствии с квалификационным справочником и в соответствии с особенностями работы в ООО «Петродент». Копия должностной инструкции получена истицей при поступлении на работу и подписана ею. В должностной инструкции указано, что в обязанности санитарки также входит уборка прилегающей территории и стерилизационная обработка инструментов.
Судом было установлено Решение Петрозаводского городского суда по делу 3-304/2014 от 10 июня 2015 года // Не опубликовано., что согласно должностной инструкции санитарки стоматологической клиники ООО «Петродент» И. М. Копранчикова обязана осуществлять в числе прочего: уборку служебных помещений, коридоров, лестниц, санузлов, прилегающей территории; удалять пыль, подметать и мыть вручную и с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель и ковровые изделия (п. 2.1.1), обеспечивать инфекционную безопасность (соблюдать правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, асептики).
При указанных обстоятельствах правильными являются выводы суда о совершении истицей дисциплинарного проступка. При этом правомерно учтено, что согласно ч. 1 ст. 379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Однако, как установлено, истица не выходила на работу (в то время как не согласна была только с обязанностями по уборке территории и стерилизацией инструментов), то есть не исполняла свои должностные обязанности, обозначенные в инструкции, с которой была ознакомлена.
Отсюда следует еще один важный вывод. Нормы ст. 379 ТК РФ предусматривают возможность в предусмотренных законом случаях отказаться от выполнения работы. Предполагает ли это право работника вообще не выходить на работу?
Статья 142 ТК РФ, которая закрепляет собой одну из форм самозащиты, предусматривает, что в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. При этом прямо предусматривается, что в период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.
Как представляется, в иных случаях самозащиты работником трудовых прав также правомерно его отсутствие на рабочем месте. Однако в рассмотренной выше ситуации работник отказывается от выполнения не конкретной трудовой функции, установленной трудовым договором, а лишь от дополнительной работы, которая ему поручается. По нашему мнению, вне зависимости от законности и обоснованности такого поручения работодателя, работник должен продолжить исполнение трудовых обязанностей, которые предусмотрены его трудовым договором, то есть не выходить на работу он не вправе. Согласно буквальному толкованию ст. 379 ТК РФ он может отказаться выполнять только не входящие в его трудовые обязанности функции.
Можно привести и другие примеры реализации работником права на самозащиту по данному основанию. Так, вполне очевидно, что беременная женщина или работник, не достигший возраста 18 лет, могут отказаться от выполнения сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, а также от выезда в командировку, куда их направляет работодатель в нарушение ТК РФ.
2. Работа угрожает жизни и здоровью работника
Второе основание возникновения у работника права на самозащиту путем отказа работника от выполнения работы возникает, например, в случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты по установленным нормам. В данном случае законодатель прямо устанавливает, что такой отказ не влечет за собой привлечения работника к дисциплинарной ответственности (ч.
7 ст. 220 ТК РФ). Однако такое право у работника возникает только в том случае, когда работа непосредственно угрожает его жизни и здоровью. Такая угроза может иметь и потенциальный, предположительный характер.
Например, В. Н. Тюрина обратилась в суд с иском к ООО «Тольяттикаучук» о признании незаконным приказов о наложении дисциплинарных взысканий, взыскании невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что работает в должности инженера по охране труда в отделе промышленной безопасности сектора ТБ и ОТ в ООО «Тольяттикаучук».
Работодателем ей был объявлен выговор приказами № <. >от 04.05.2015 года за отсутствие на рабочем месте без уважительных причин с 06 по 16 апреля 2015 года, № 26.05.2015 года за отсутствие на рабочем месте без уважительных причин с 19 по 30 апреля 2015 года, указанные дни признаны прогулом. Дисциплинарные взыскания считает незаконными, поскольку ее рабочее место, расположенное в кабинете № 108 инженерного корпуса, как и сам инженерный корпус, не соответствует нормам пожарной безопасности и требованиям охраны труда.
Ею было выявлено около 50 нарушений в этой области, о чем она поставила в известность работодателя. 06.04.2015 года она направила генеральному директору телеграмму о том, что, реализуя свое право на самозащиту трудовых прав, на основании ст. 379 ТК РФ, она отказывается от выполнения работы, указав на угрожающие ее жизни нарушения норм пожарной безопасности. С 06.04.2015 г. она на работу не выходила.
Отказывая в удовлетворении исковых требований В. Н. Тюриной, суд пришел к выводу, что доводы истицы о наличии непосредственной угрозы ее жизни и здоровью в инженерном корпусе ООО «Тольяттикаучук» являются несостоятельными и не подтверждены доказательствами, в связи с чем отсутствие на работе с 6 по 30 апреля 2015 года обоснованно признано работодателем прогулом.
Однако судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда с таким выводом суда не согласилась Решение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 сентября 2015 г. по делу N 33-1538/2015 // Документ опубликован не был.. Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Из постановления № <. >о назначении административного наказания от 27.05.2015 г. установлено, что ООО «Тольяттикаучук» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа за нарушения требований пожарной безопасности, выявленные при осмотре инженерного корпуса в период времени с 09.04.2015 г. по 30.04.2015 г. Как видно из постановления о назначении административного наказания, при осмотре инженерного корпуса было выявлено 30 нарушений пожарной безопасности.
Принимая во внимание, что указанные нарушения могут способствовать возникновению и распространению пожара, а также препятствовать эвакуации людей из здания инженерного корпуса, доводы В. Н. Тюриной о необходимости самозащиты предоставленного ей права на безопасность рабочего места судебная коллегия посчитала обоснованными.
Характерно, что в данном деле нарушение правил пожарной безопасности носит характер массовой угрозы жизни и здоровью работников, работающих в данном помещении, а следовательно, все они могут воспользоваться своим правом на самозащиту и прекратить исполнение работы. Например, в отношении ООО «Тольяттикаучук» был подан целый ряд однородных исков, связанных с незаконным увольнением или привлечением к дисциплинарной ответственности в связи с использованием работниками самозащиты. Все эти иски были удовлетворены.
3. Невыплата заработной платы.
Еще одна возможность самозащиты работником своих трудовых прав, как мы уже упоминали выше, предусмотрена ст. 142 ТК РФ. Согласно данному положению трудового законодательства в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
Здесь возникает вопрос: может ли работник в соответствии с данной нормой трудового законодательства прекратить выполнение работы в случае задержки ему каких-либо иных выплат (оплаты командировочных расходов, задержки отпускных и т. д.). Как нам представляется, буквальное толкование ч. 2 ст. 142 ТК РФ предусматривает право работника на самозащиту в случае задержки собственно заработной платы. Просрочка каких-либо иных выплат основанием для приостановления работы не является.
С другой стороны, некоторые выплаты могут приравниваться к заработной плате. Например, оплата вынужденного прогула. В этих случаях положения ст. 142 ТК РФ вполне применимы. Проиллюстрируем это на конкретном примере.
В. Г. Кирюшкин обратился в суд с иском к МУП «Федоскинские инженерные системы» об отмене приказа, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, недоплаты.
В обоснование иска указал, что состоял с ответчиком в трудовых отношениях, работал в должности инженера по охране труда. 07.03.2011 г. он получил заказное письмо, которым был уведомлен о прекращении с ним трудового договора по подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ в связи с однократным грубым нарушением работником трудовых обязанностей (прогулом).
Увольнение считает незаконным, ссылаясь на то, что прогул не совершал, а приостановил работу, поскольку ему была задержана выплата заработной платы более чем на 15 дней, о чем известил работодателя 11.01.2011 г.
В. Г. Кирюшкину установлена ежемесячная надбавка в размере 9900 руб. Решением Мытищинского городского суда Московской области от 30.09.2011 г. надбавка взыскана с ответчика в его пользу за период с апреля 2010 г. по июль 2010 г. Данные денежные средства были им получены по исполнительному листу только в мае 2011 г.
Суд первой инстанции в иске отказал, поскольку пришел к выводу о том, что неисполнение должником судебного постановления не давало истцу основания к приостановлению работы в порядке ст. 142 ТК РФ, в связи с чем ответчик обоснованно и законно уволил истца за прогулы.
Однако кассационная инстанция Решение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 ноября 2011 г. по делу N 22-1568/2011 // Документ опубликован не был. с таким решением суда не согласилась, указав, что согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата — это вознаграждение за труд, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. В соответствии со ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику неполученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Из содержания указанной статьи следует, что законодатель, обязывая работодателя возместить работнику неполученный заработок, восстанавливает нарушенное право работника на получение оплаты за труд.
Исходя из действующего законодательства о труде смысл процедуры восстановления на работе заключается именно в отмене правовых последствий увольнения путем отмены приказа об увольнении (а не путем издания приказа о восстановлении на работе после вынесения судом решения о восстановлении на работе). Следовательно, обязанность работодателя выплатить заработную плату за время вынужденного прогула наступает одновременно с отменой им приказа об увольнении и восстановлением работника в прежней должности, являясь неотъемлемой частью процесса восстановления на работе.
По нашему мнению, подобная аргументация применима в отношении задержки работодателем иных выплат, которые приравниваются к заработной плате, то есть призваны компенсировать заработок работника, не полученный им по уважительной причине. Например, работникам, обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, работодатель должен предоставлять дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Невыплата этих сумм влечет право работника на самозащиту.
Источник: studwood.net
Общая характеристика способов защиты трудовых прав работников. Самозащита работниками трудовых прав.
В числе основных принципов правового регулирования труда ст. 2 ТК РФ называет обеспечение прав каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод. Этот принцип конкретизирован в главах 56—58 раздела XIII ТК РФ, посвященного защите трудовых прав работников.
В современной России среди работодателей возрастает число организаций частной собственности, индивидуальных предпринимателей и других физических лиц, использующих труд наемных работников, где регулирование трудовых отношений не всегда основано на трудовом законодательстве. В связи с этим возрастает роль и значение защиты трудовых прав работников, надзора и контроля за его соблюдением.
Часть 1 ст. 352 ТК РФ предусматривает, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, что полностью соответствует ч. 2 ст. 45 Конституции РФ.
Основные способы защиты трудовых прав работников определяет ТК РФ в ч. 2 этой же статьи. Их перечень в основном сохранился. Однако последовательность перечисления средств защиты изменена. Ранее в первую очередь упоминалось о государственном надзоре и контроле. В новой редакции ч. 2 ст.
352 ТК РФ на первом месте стоит самозащита работниками трудовых прав. Это не означает ослабления государственной защиты работников от нарушения их прав, а нацелено на необходимость особого внимания к реализации работниками возможности самозащиты законными способами.
Новая редакция ч. 2 ст. 352 ТК РФ расширяет перечень способов защиты трудовых прав и свобод, дополняя их судебной защитой, которая должна быть обеспечена в силу ст. 46 Конституции РФ, закрепляющей право каждого на судебную защиту.
В соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 352 ТК РФ основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
1) самозащита работниками трудовых прав (ст. 379 и 380 ТК РФ);
2) защита трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами (ст. 370-383 ТК РФ);
3) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
4) судебная защита (ст. 382, 383, 391-397 ТК РФ).
Кроме того, защите трудовых прав работников способствует внесудебное рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров и их разрешение в установленном порядке (ст. 381-390, 398-418 ТК РФ).
На обеспечение защиты прав и свобод граждан и общественных организаций при формировании и реализации государственной политики, а также осуществление общественного контроля за деятельностью федеральных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления направлена деятельность Общественной палаты РФ — нового недавно созданного органа1.
Самозащита — новый для российского трудового законодательства способ защиты трудовых прав работника. Трудовой Кодекс РФ не дает определения самозащиты, отсутствует оно и в актах других отраслей законодательства. Самозащита предполагает самостоятельные активные действия работника по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или с обращением в органы, уполномоченные на рассмотрение индивидуальных трудовых споров, либо в надзорные органы. При этом общим условием применения самозащиты является наличие нарушения права или возможности его нарушения, а также соответствие применяемых мер самозащиты характеру и содержанию нарушения.
Первая попытка ввести в трудовом праве если не само понятие самозащиты, то представление о возможности, не обращаясь в компетентные органы, защитить свое право на здоровые и безопасные условия труда, была предпринята Основами законодательства Российской Федерации об охране труда от 18 июля 1995 года. Часть 5 ст. 5 Основ предусматривала, что «отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий».
Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» содержит еще более четкую формулировку права работника на «отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда» (ст. 8). Реализация работником своего права совершенно справедливо связывается с неправомерным поведением работодателя и является ответной мерой, предупреждающей неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть вследствие нарушения требований охраны труда.
Положение ст. 8 Закона от 17 июля 1999 года позволяет сделать вывод о допустимости в случаях, предусмотренных законом, использования самозащиты трудовых прав. Введение этого нового элемента метода трудового права необходимо рассматривать в русле общей демократизации трудовых отношений, предоставления работнику широких возможностей для взаимодействия с работодателем «на равных».
Законодатель не устанавливает общих норм реализации права работника на самозащиту, однако, используя общетеоретические положения о самозащите, можно определить, что самозащита возможна при наличии грубого нарушения трудовых прав работника, специально указанного в законе (ст. 142, 219 ТК), и необходимости пресечь нарушение.
Самозащита трудовых прав осуществляется работниками свободно. Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав, не могут принуждать работника к выполнению работы, угрожать ему, оказывать психологическое давление. Не допускается также привлечение работников, реализующих право на самозащиту, к дисциплинарной ответственности.
Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается.
Незаконные действия лиц, представляющих интересы работодателя, могут быть обжалованы в суд или Федеральную инспекцию труда.
В целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные Трудовым Кодексом, иными законами и другими нормативными правовыми актами.
В отличие от гражданского законодательства, которое допускает любые соразмерные характеру и содержанию правонарушения меры его пресечения (ст. 14 ГК), Трудовой Кодекс РФ, учитывая неравное положение сторон трудовых правоотношений, предусматривает только одну форму самозащиты: отказ работника от выполнения трудовых обязанностей.
Но не стоит забывать, что право на самозащиту ограничено. Трудовым кодексом РФ установлен перечень работ, приостановка которых не допускается. Это связано с необходимостью обеспечения безопасности населения, общества и государства.
Использование работником самозащиты своих прав само по себе не может рассматриваться как возникновение индивидуального трудового спора. Однако трудовое законодательство России не запрещает одновременно с применением самозащиты обращаться за защитой своих прав в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Продолжительность приостановки выполнения трудовых обязанностей в порядке самозащиты не ограничивается и определяется временем, необходимым для восстановления нарушенных прав работника. Сразу же после выплаты заработной платы, издания приказа о восстановлении на прежней работе, выдачи средств индивидуальной и коллективной защиты и т.п. работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей.
Приостановка работы в целях защиты трудовых прав не прекращает трудовое правоотношение, не умаляет и не ограничивает права работника.
Практическая реализация права на самозащиту невозможна без установления определенной процедуры, которая обеспечивала бы, с одной стороны, максимальную эффективность этого способа защиты нарушенных прав, с другой, гарантировала бы соразмерность ответных мер допущенному нарушению закона и соблюдение законных прав и интересов других лиц.
113. понятие и органы гос надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Федеральные надзоры за безопасным ведением работ в отдельных отраслях.
Правовое государство устанавливает виды и меры юридической ответственности за нарушение законодательства. На усиление ответственности за нарушение законодательства, регулирующего трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения, должен быть направлен государственный надзор и контроль, а также общественный (профсоюзный) контроль. Надзор и контроль за соблюдением действующего законодательства о труде является составной частью механизма защиты трудовых прав.
Принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль, относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ).
В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют также специально уполномоченные органы — федеральные надзоры (государственный энергетический надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью). Внутриведомственный государственный контроль в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Федеральная инспекция труда — это единая централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства на территории России. Инспекция труда действует на основании Положения «О федеральной инспекции труда»*(131), утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. Приказом Минтруда России от 29 февраля 2000 г. утверждено Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации*(132). В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство РФ постановило, что Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, и до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется входящей в состав Федеральной службы по труду и занятости федеральной инспекцией труда*(133).
Деятельность органов федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов проводится на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.
Основные полномочия органов федеральной инспекции труда закреплены ст. 356 ТК РФ. Эти полномочия базируются на положениях Конвенции МОТ N 81 об инспекции труда (1947), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г.*(134). Полномочия органов федеральной инспекции труда устанавливаются, в частности, нормами КоАП РФ*(135), Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях*(136), утв. постановлением Министерства труда РФ от 24 октября 2002 г.; Федеральным законом от 14 июля 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»*(137).
Органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:
осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных лиц к ответственности;
анализируют причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
осуществляют рассмотрение дел об административных правонарушениях;
направляют соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти;
осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, готовят предложения по их совершенствованию;
принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;
участвуют в разработке государственных стандартов по безопасности труда;
запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по восстановлению нарушенных прав;
осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства;
информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;
готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство РФ.
Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспектора труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:
беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения инспекции организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности;
запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий акт;
расследовать несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организации или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не отвечающих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд.
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями Кодекса:
5.27 «Нарушение законодательства о труде и охране труда»;
5.28 «Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения»;
5.29 «Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения»;
5.30 «Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения»;
5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению»;
5.32 «Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах»;
5.33 «Невыполнение соглашения»;
5.34 «Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки»;
5.44 «Сокрытие страхового случая».
Различают общие права для правовых инспекторов труда и для инспекторов по охране труда, а также специфические права лишь для инспекторов по охране труда.
Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими, и в связи с этим на них распространяются все нормы законодательства о федеральной государственной службе, в том числе и об ограничениях, обязанностях, ответственности. Обязанности государственных инспекторов труда закреплены ст. 358 ТК РФ. При осуществлении надзорно-контрольной деятельности они обязаны:
соблюдать Конституцию Российской Федерации, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц федеральной инспекции труда;
хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении полномочий;
считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Принципы деятельности, основные задачи и полномочия органов Федеральной инспекции труда.
Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ.
Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ. Он назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Правительством РФ. Деятельность Федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности. Основными задачами Федеральной инспекции труда являются:
обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
обеспечение соблюдения работодателями положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.
Полномочия: осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности; анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению; осуществляют рассмотрение дел об административных правонарушениях; реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Проверка является одной из форм контроля и назначается либо проводится Федеральной инспекцией труда в отношении организаций, обязанных соблюдать трудовое законодательство.
Обследование — действия со стороны должностных лиц Федеральной инспекции труда по выявлению нарушений трудового законодательства и прав работника.
Источник: infopedia.su
Самозащита работниками трудовых прав
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Самозащита работниками трудовых прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Содержание
Каждому современному сотруднику необходимо знать об основных методах, применение которых поможет ему обеспечить самозащиту собственных трудовых прав. Однако для начала необходимо разобраться со значением понятия «самозащита».
- Отказ от выполнения трудовой деятельности, не предусмотренной трудовым контрактом. Сотрудник может не выходить на работу, не исполнять трудовых обязанностей, известив об этом работодателя в письменной форме. Во время самозащиты за работником сохраняется средний заработок.
- Работник вправе отказаться от трудовой деятельности, которая грозит его жизни, здоровью. В этом случае работодатель должен предоставить гражданину иную работу. Если предоставление другой работы не является возможным по причинам объективного характера, период простоя оплачивается работнику. Если работник отказался работать, так как исполнение обязанностей угрожают его жизни, здоровью из-за несоблюдения норм и требований охраны труда со стороны работодателя, а также от работ с неблагоприятными условиями труда, которые не были предусмотрены ранее, его не могут привлечь к ответственности дисциплинарного характера. За весь период отказа работника, у него остается право на оплату вынужденного простоя.
Самозащита работниками трудовых прав — основные формы
Единственная приемлемая и правомерная форма самозащиты — бездействие на рабочем месте, но его формы могут быть различными. Наиболее распространенными случаями являются:
- отказ от выполнения работ без средств индивидуальной защиты, спецодежды, специальной обуви, профилактических средств;
- отказ от получения трудовой книжки по причине внесения в нее неправомерной записи о причинах увольнения;
- отказ от работы в сверхурочное время, от служебных поездок;
- отказ от явки на рабочее место через 14 дней после подачи заявления об увольнении по собственной инициативе;
- отказ от выполнения поручений руководства, которые не предусмотрены трудовым договором или угрожают здоровью/жизни сотрудника.
Комментарий к статье 379 ТК РФ
В комментируемой статье предусмотрена возможность самозащиты работников в случае нарушения их трудовых прав. Это новый для трудового законодательства способ защиты прав работников, не получивший еще достаточной регламентации относительно ряда важных вопросов, возникающих в связи с реализацией этого права.
Самозащита — это право работника отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК и иными федеральными законами, например, когда работник участвует в проведении аварийно-спасательных работ, связанных с угрозой здоровью и жизни спасателя при выполнении им своих служебных обязанностей (см. ст. 1 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (в ред. от 25.11.2009) ).
——————————— СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3503; 2000.
N 32. Ст. 3341; N 33. Ст. 3348; N 46. Ст. 4537; 2003. N 46 (ч. 1). Ст.
4435; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст.
4377; N 49. Ст. 4840; 2005. N 1 (ч. 1). Ст.
15; N 19. Ст. 1752; 2008. N 18. Ст.
1938; 2009. N 19. Ст. 2274; N 48. Ст.
5717.
Ответы на распространенные вопросы о том, как осуществляется самозащита работниками трудовых прав
Должен ли работодатель выплачивать заработную плату за период, в течение которого работника не исполнял обязанности, используя свое право на самозащиту трудовых прав?
По своей сути самозащиты работниками трудовых прав является простоем по вине работодателя, ведь это из-за него нарушались права трудящихся, вынужденных своим бездействием демонстрировать возмущение и призывать к справедливости. Согласно ч. 1 ст. 157 ТК РФ, работник будет получать зарплату, но не в следующих случаях:
- если отказ от выполнения работ связан с задержкой зарплаты, выплаты не гарантированы;
- если самозащита применяется в случае с переводом на другую должность (в такой ситуации обычно оплачивается вынужденный прогул – ст. 72 ТК РФ, ст. 394 ТК РФ).
Порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров
Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором также признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в настоящее время являются комиссии по трудовым спорам и суды общей юрисдикции. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел в судах, кроме того, определяется правилами ГПК РФ1.
Комиссии по трудовым спорам (КТС) образуются по инициативе работников или работодателя на паритетных началах из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции). Представители работодателя назначаются в КТС приказом руководителя организации. На первом заседании КТС избираются председатель и секретарь комиссии, на которых возлагается подготовка и созыв заседаний.
Самозащита работниками трудовых прав как институт трудового права характеризуется специфическими чертами. В первую очередь она является неюрисдикционным методом. Другими словами, для отстаивания своих интересов сотрудники не привлекают уполномоченные государственные органы или должностные лица. Самозащита работниками трудовых прав – это главным образом ответная реакция на неправомерное поведение нанимателя. Оно может, в свою очередь, проявляться в виде действий или бездействий.
К последним, например, относят необеспечение надлежащих условий производственной деятельности. Действия могут проявляться в виде перевода сотрудника на другую должность без его согласия. Самозащита работником трудовых прав предполагает его инициативность. Поведение сотрудника направлено против воли нанимателя.
Другими словами, появляется конфликтная ситуация, которая, вероятно, еще не стала трудовым спором (в случае если работник не обратился в соответствующий орган). Следует отметить, что сотрудник может использовать несколько методов для восстановления своих интересов. Так, самозащита работниками трудовых прав может сочетаться с обращением в суд или в уполномоченную Инспекцию.
О способах защиты трудовых прав и свобод граждан – новости – отдел социальной защиты населения города пущино
Защита трудовых прав граждан остается одним из приоритетных направлений правовой политики. Принятие Трудового кодекса РФ в определенной степени решило эту проблему.
После проведения коренного обновления действующего трудового законодательства необходимо сформировать специальные органы по рассмотрению трудовых споров, в частности создать специализированные суды по трудовым делам.
Создание самостоятельной специализированной системы судопроизводства в социально-трудовой сфере — одно из предполагающихся нововведений в совершенствовании механизмов юридической защиты трудовых прав. Защита трудовых прав граждан — это конституционная обязанность государства.
Во многих случаях термин «защита» является синонимом термина «охрана», поскольку законодателем оба эти понятия используются для обозначения деятельности, которая состоит в обеспечении, соблюдении прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов государства. Так, в ст. 2 и 45 Конституции РФ говорится о государственной защите прав и свобод человека и гражданина, а в ст. 82 — об охране этих прав и свобод.
Конституцией России определен эффективный механизм защиты прав человека, основные положения которого соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они состоят в следующем:
- — предоставление всем лицам широких возможностей для правовой защиты своих прав;
- — запрещение издания в Российской Федерации законов, отменяющих и умаляющих права человека и гражданина;
- — закрепление обязанностей законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления обеспечивать и защищать права человека и гражданина;
- — провозглашение гарантом прав и свобод человека и гражданина Президента РФ и закрепление его права приостанавливать деятельность актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- — предоставление каждому права на личную защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом;
- — гарантирование каждому человеку права на государственную и судебную защиту его прав, включая право обжаловать в суд действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных организаций и должностных лиц;
- — признание юрисдикции межгосударственных органов по защите прав человека.
- Вышеизложенное свидетельствует о том, что Конституция РФ реально отразила и закрепила произошедшее в российском обществе изменение отношения к проблеме признания и защиты основных прав человека.
Система защиты прав человека включает судебную и несудебную защиту, а также деятельность неправительственных правозащитных организаций. Главным способом защиты трудовых прав выступает судебная защита.
Конституционное право на судебную защиту служит своеобразной гарантией других прав и свобод, поэтому его можно рассматривать как процессуально-охранительное право. Несудебные формы защиты делятся на государственные и общественные.
Комментарий к статье 352 ТК РФ
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Соответственно признание, соблюдение, а также защита прав и свобод человека и гражданина являются непременной обязанностью государства. В новой редакции комментируемая статья предусматривает способы защиты как трудовых прав, так и свобод, т.е. ее задачи и смысл полностью соответствуют положениям международных актов и Конституции РФ по защите прав и свобод граждан.
Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Часть 3 ст. 17 Конституции РФ указывает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. Согласно же ч. 3 той же статьи каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Часть 1 ст. 1 ТК предусматривает, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В комментируемой статье указаны четыре основных способа защиты трудовых прав работников:
а) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, осуществляемый системой специально уполномоченных на это государственных органов (подробнее см. гл. 57 ТК и коммент. к ее статьям);
б) общественный контроль профессиональных союзов (подробнее см. ст. ст. 370 — 373 ТК и коммент. к ним);
в) самозащита работниками своих трудовых прав (подробнее см. ст. ст. 379, 380 ТК и коммент. к ним);
г) судебная защита путем рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров (подробнее см. гл. 60 ТК и коммент. к ней).
Основные способы защиты трудовых прав
В ч. 2 ст. 352 ТК РФ законодатель перечисляет 4 основных способа защиты трудовых прав, где на первом месте отметим самозащиту работниками своих трудовых прав. Несмотря на это место среди основных способов защиты, законодатель не установил соответствующего принципа в ст. 2 ТК РФ. Хотя для других основных способов защиты есть соответствующий основной принцип:
- защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами — обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, а также обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права — установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
- судебная защита — обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
Отсутствие у одного основного способа защиты трудовых прав (самозащиты) соответствующего принципа, на котором эта правовая конструкция должна развиваться, вызывает оправданное недоумение.
Самозащита не только трудовых прав, но и свобод
Глава 59 ТК РФ называется «Самозащита работниками своих трудовых прав». Такое же узкое понимание, как защита только трудовых прав, установлено и в тексте норм этой главы. Но название разд. XIII ТК РФ в новой редакции допускает защиту не только прав, но и свобод. В трактовке же ч. 2 ст.
45 Конституции РФ самозащиту в Трудовом кодексе РФ необходимо понимать как защиту не только своих трудовых прав, но и свобод.
В ч. 1 ст. 1 ТК РФ одной из целей трудового законодательства определяется защита не только прав и свобод, но и законных интересов работника. Поэтому представляется обоснованной точка зрения, что работник может защищать не только свои права или свободы, но и законные интересы, поскольку такая постановка вопроса улучшает положение работника, хотя правового механизма для такой защиты законодатель и не предусматривает.
Осуществление самозащиты возможно только субъектом-работником, отвечающим требованиям трудового законодательства. Правила Трудового кодекса РФ о самозащите не могут быть применены к будущему работнику, если ему, например, незаконно отказали в приеме на работу, или к бывшему работнику, права которого после увольнения были нарушены.
Но эти категории физических лиц не лишаются самозащиты в контексте ч. 2 ст. 45 Конституции РФ. Законодатель не устанавливает ст. 379 ТК РФ каких-либо ограничений для применения самозащиты иностранными работниками, государственными или муниципальными служащими, «за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами».
Основные формы самозащиты работника
Как уже упоминалось, основная и единственная форма самозащиты – это бездействие на рабочем месте. Однако формы бездействия могут быть самыми разными. Рассмотрим самые распространенные:
- Отказ от получения трудовой книжки, из-за того что в нее внесена неверная запись.
- Отказ от выхода на работу по истечении 2 недель с момента подачи заявления об увольнении по собственному желанию.
- Отказ от выполнения поручений руководителя, если они несут угрозу здоровью или не предусмотрены трудовым соглашением.
- Отказ от сверхурочного труда, командировки.
- Отказ от работы без средств защиты.
Предполагается, что работник будет отказываться именно от тех поручений, которые не являются правомерными. Если работодатель будет обязывать сотрудника выполнять работу, следует обратиться в комиссию по трудовым спорам. Однако в этом случае самозащита перестает быть самозащитой.
Самозащита трудовых прав работников по Трудовому Кодексу РФ
Самостоятельная защита сотрудником своих прав и интересов должна соответствовать нормам настоящего кодекса РФ. Выше приведена и проанализирована информация о значении новой дефиниции, случаях возникновения, ее формах и способах. Важно, чтобы защита не выходила за рамки законодательства, нельзя ее путать с дисциплинарными и административными нарушениями сотрудников.
Самозащита работниками трудовых прав является правом всех трудящихся России, осуществляется правовыми методами и характеризуется несколькими свойственными ей чертами. Предлагаем разобраться, что это такое, каковы особые характеристики самозащиты сотрудниками своих прав, в каких случаях самозащита является правомерной, каковы формы самозащиты, и кто не имеет право на самозащиту.
Ошибка: Сотрудник в рамках самозащиты трудовых прав обращается в профсоюзную организацию и в суд.
Комментарий: Самозащита – инструмент, используемый сотрудниками предприятий в целях защиты своих трудовых прав. При этом обращение в компетентные органы, суды и государственное структуры не допускается – иначе действия работника не будут признаны самозащитой.
Ошибка: Работник воспользовался правом на самозащиту своих трудовых прав, когда ему показалось, что его нагружают работой больше, чем другого сотрудника аналогичной должности.
Комментарий: Несмотря на то, что перечень оснований для применения самозащиты является открытым, не следует использовать данный инструмент без веских оснований. Работодатель, разумеется, не приветствует подобных действий со стороны трудящихся, а потому лучше заранее подготовить документальные обоснования своих действий, чтобы защищаться в суде.
Похожие записи:
- Какие налоговые льготы есть у инвалидов 2 группы?
- Она сказала «да»: когда необходимо согласие супругов на сделку
- Что такое устная сделка. Объясняем простыми словами
Источник: podolsksushi.ru