Вместо 40 часов женщины теперь могут трудиться 36 часов, а вот зарплата должна остаться прежней — это чётко прописано в законе.
Госдума в третьем, окончательном чтении утвердила поправки в Трудовой кодекс о сокращённом рабочем дне для женщин, трудящихся в сельской местности. Авторами инициативы стали спикер нижней палаты Вячеслав Володин и группа депутатов от «Единой России».
Документ гарантирует сельским жительницам сокращённую продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю. Но оплата при этом останется прежней, как и при полной 40-часовой рабочей неделе. Более того, ко второму чтению в законопроекте появилась отдельная статья о том, что установленный ранее размер повышения оплаты труда не может быть снижен после того, как этот закон вступит в силу.
Напомним, в России сейчас обсуждается повсеместный переход на четырёхдневную рабочую неделю. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минтруду представить свою позицию по этому вопросу.
Между тем в экспертном сообществе мнения разошлись. Согласно недавно проведённому опросу, большинство российских работодателей (76%) не поддерживают идею перехода на четырёхдневную трудовую неделю. Среди минусов они указывают, что придётся снижать зарплаты и нанимать новых сотрудников. Работодатели уверены, что при этом увеличится количество переработок, а дисциплина ухудшится.
Источник: life.ru
Новая статья в ТК РФ закрепила дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности
В Трудовом кодексе РФ появилась новая статья 263.1 «Дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности». Ее появление в ТК РФ стало возможным после вступления в силу Федерального закона от 12.11.2019 N 372-ФЗ.
В новой статье перечислены 3 вида гарантий:
- право на 1 дополнительный выходной в месяц без сохранения зарплаты (для этого женщине достаточно передать работодателю письменное заявление);
- возможность получать зарплату в том же размере, что и при полной рабочей неделе (40 час.), работая 36 час. в неделю (если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами);
- право на получение повышенной зарплаты, если рабочий день разделен на части (сумма доплаты не может быть ниже предусмотренных в настоящее время 30%).
Напомним, что до вступления в силу Федерального закона N 372-ФЗ одна из перечисленных гарантий (по предоставлению 1 дополнительного выходного дня в месяц за свой счет) уже была предусмотрена ч. 2 ст. 262 ТК РФ. С появлением ст. 263.1 ТК РФ она утратила силу.
Подобные гарантии для женщин, работающих в сельской местности, были предусмотрены и в советское время Постановлением ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-I «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе».
Для регистрации в ЗУП 3 дополнительного выходного без сохранения зарплаты можно в документе Табель отменить нужный день кодом НВ ( Дополнительные выходные дни (неоплачиваемые) ).
См. также:
Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
- Роструд напомнил, что в жару рабочий день может быть сокращен наполовинуВ связи с началом лета на сайте Роструда разместили информацию.
- Что Верховный суд рекомендует учитывать работодателям, нанимающим на работу инвалидовСитуация: работница уведомила своего работодателя об установлении ей инвалидности II.
- Сколько необходимо работать сотруднице, чтобы она могла получить и зарплату, и пособие по уходу за ребенком?Сотруднице, ушедшей в отпуск по уходу за ребенком, закон разрешает.
- Ошибка в ЗУП 3.1 — в ответе на запрос по пособию по БиР не отображается доля времени.
Источник: buhexpert8.ru
Установлен льготный режим работы для женщин в сельской местности
Законодатели решили ввести для женщин, работающих на селе, облегченный режим работы сельских женщин. Конечно, они нуждаются в подобных социальных гарантиях, хотя трудно сказать, насколько действенной окажется новая норма. Она установлена Федеральным законом от 12.11.2019 № 372‑ФЗ, который вступил в силу с 23.11.2019
Новая старая льгота.
- продолжительность ежегодного основного отпуска не менее 28 календарных дней (в настоящее время полностью соответствует минимальной продолжительности ежегодного основного отпуска для всех категорий работников – ст. 115 ТК РФ);
- один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы;
- пособие по месту работы матери, отца или опекуна по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет ежемесячно в размере минимальной заработной платы на первого ребенка с увеличением пособия на 50 % на каждого последующего;
- повышенная на 30 % оплата труда женщин на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов) (такое разделение рабочего дня производится в соответствии со ст. 105 ТК РФ);
- беременным женщинам и кормящим матерям бесплатная выдача продуктов питания, производимых хозяйством (нормы выдачи устанавливаются трудовым коллективом).
Таким образом, работодатели и ранее должны были выполнять требование, предусмотренное п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3‑1, оно никогда не отменялось [1] .
Отметим, что согласно п. 3 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.01.1991 № 522/1 при повременной оплате труда женщин начисление заработной платы за 36‑часовую рабочую неделю, а также доплата за сокращенное рабочее время должны были производиться в соответствии с тарифными ставками или должностными окладами, предусмотренными по данной работе (должности) при нормальной продолжительности рабочего времени, с учетом установленных постоянных надбавок, доплат и премий, не носящих единовременного характера.
При сдельной оплате труда женщин начисление заработной платы за 36‑часовую рабочую неделю следовало производить исходя из действующих сдельных расценок, доплат и премий, не носящих единовременного характера, с доплатой за сокращенное рабочее время, исходя из фактического часового среднего заработка последних двух календарных месяцев.
Сдельная заработная плата могла также начисляться по сдельным расценкам, рассчитанным по тарифным ставкам, нормам выработки (производства), пересмотренным с учетом сокращенного рабочего времени.
На непрерывно действующих предприятиях и производствах, а также на предприятиях и производствах, работающих в сменном режиме, где по условиям производства не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, по желанию работницы допускалось по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия введение суммированного учета рабочего времени.
Эти разъяснения касались именно применения п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3‑1.
Необходимость дополнить Трудовой кодекс.
Поскольку данная норма была дополнительной к положениям ТК РФ, многие работодатели о ней «забывали». Законодатели это учли, как и то, что формально она противоречила ст. 91 ТК РФ.
Необходимо также помнить о так называемой регуляторной
гильотине, которую сейчас активно применяет Правительство РФ. Благодаря этой процедуре скопом отменяются многие нормативные акты советского периода, часто необоснованно не получающие дублирования в российском законодательстве.
Поэтому Федеральным законом от 12.11.2019 № 372‑ФЗ предусмотрено следующее: в ТК РФ введена новая ст. 263.1 под названием «Дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности».
Она гласит, что женщины, работающие в сельской местности, имеют право на установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе (40 часов).
Отличие новой нормы от советского нормативного документа в том, что теперь она применяется работодателями не автоматически, а в отношении только тех женщин, которые захотят воспользоваться данным предоставленным им правом.
Фактически получается, что с 23.11.2019 работодатель на селе может не предоставлять своим работницам сокращенную продолжительность рабочего времени, если от конкретной работницы нет заявления об этом.
Это выглядит несколько странным шагом (возможно, ошибкой) со стороны законодателей, ведь для категорий работников, перечисленных в ст. 92 ТК РФ установление сокращенной продолжительности рабочего времени является безусловным и не требует от них проявления какого‑либо волеизъявления.
И если до 23.11.2019, когда работодатель не установил сокращенную продолжительность рабочего времени для работниц в сельской местности, выполняемая ими работа сверх установленной продолжительности рабочего времени подлежала оплате по правилам, предусмотренным ст. 152 ТК РФ для оплаты сверхурочной работы [2] , то теперь основания для применения этой статьи возникают только в ситуации, если за пределами 36‑часовой продолжительности рабочего времени трудится женщина, написавшая заявление о предоставлении ей такой сокращенной рабочей недели.
О разделении рабочего дня на части.
В таком же направлении, попав в новую ст. 263.1 ТК РФ, «эволюционировала» и другая льгота, которая до сих пор была предусмотрена п. 1.7 Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3‑1. Теперь установлено, что женщины, работающие в сельской местности, имеют право на установление оплаты труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части.
Иными словами, мало того, что и в таком случае для применения льготы необходимо заявление от работницы, хотя ранее эта льгота должна была предоставляться обязательно. Здесь исчезло и указание на то, в каком минимальном размере должно производиться данное повышение. То есть работодатель ничего не нарушит, если вместо 30 %-го повышения ограничится, например, 1 %-м. (Хотя, возможно, автор утрирует.)
Правда, в ст. 2 Федерального закона № 372‑ФЗ сказано, что размер повышения оплаты труда, установленный в соответствии с абз. 4 ст.
263.1 ТК РФ (в котором и говорится об установлении оплаты труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части), не может быть снижен по сравнению с размером повышения оплаты труда, установленным на день вступления в силу данного закона. Указанное, видимо, надо понимать так, что тем работницам, которым уже установлено 30 %-е повышение, следует сохранить его (впрочем, не ясно – то ли в процентах к основному заработку, то ли в абсолютном размере, то есть в рублях). А вот новым работницам, чей рабочий день делится на части после 23.11.2019, [3] можно установить и процент поменьше, работодатели могут не сомневаться.
Обратите внимание:
В новой ст. 263.1 НК РФ говорится еще и о том, что женщины, работающие в сельской местности, имеют право на предоставление по их письменному заявлению одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы.
Эта норма (она применялась при наличии заявления от работницы) практически без изменения перекочевала из ч. 2 ст. 262 ТК РФ, которая теперь утратила силу.
Проживать или работать в сельской местности?
Новая статья ТК РФ вызывает и другие вопросы. Например, не ясно, имеет ли право на названные льготы женщина, работающая в сельской местности, но проживающая за ее пределами. Хотя при буквальном прочтении, по нашему мнению, такая работница имеет названное право. То есть ключевым следует считать нахождение рабочего места именно в сельской местности, само же предприятие может быть зарегистрировано в городе.
Не разъясняется также, что вообще надлежит относить к сельской местности.
В отношении Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3‑1 в Письме Госкомэкономики РСФСР от 12.12.1990 № 19‑117 указывалось, что к сельским населенным пунктам относятся все населенные пункты, кроме городов республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочих, курортных и дачных поселков, в соответствии с Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.08.1982 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР».
Очевидно, что к ТК РФ это письмо не может применяться, да и административно-территориальное деление теперь существенно другое. Но понятие сельской местности можно найти в Распоряжении Правительства РФ от 02.02.2015 № 151‑р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года». Там указывается, что в целях данного распоряжения сельская местность – это совокупность сельских населенных пунктов.
В свою очередь, согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [4] сельские населенные пункты – это поселки, села, деревни, станицы, кишлаки, аулы, хутора и другие сельские населенные пункты, отнесенные независимо от количества проживающих в них людей к сельским населенным пунктам административно-территориальным делением, установленным в субъектах РФ.
По нашему мнению, данные определения вполне применимы в целях ст. 263.1 ТК РФ.
Добавим, что в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» есть термин «сельское поселение» – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Работа по всем ли должностям дает право на сокращение рабочего времени?
И еще один вопрос: на все ли должности распространяется ст. 263.1 ТК РФ? Касается ли она, например, административно-управленческого персонала, работающего в сельской местности?
Здесь возможен утвердительный ответ – с опорой на одно из разъяснений в отношении применения Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3‑1.
Так, в Письме Минздравсоцразвития России от 05.09.2007 № 2699‑17 указывалось, что возможно применение даже в отношении женщин, замещающих должности государственной гражданской службы, п. 1.2 и 1.3 названного постановления, если эти женщины работают в органах государственного управления, расположенных в сельских местностях.
[1] См. Определение КС РФ от 03.02.2010 № 149‑О-О.
[2] См. п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1.
[3] При этом теперь никак не регулируется продолжительность перерыва при таком разделении.
[4] Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136‑р.
Источник: taxpravo.ru