Социальные факторы трудовых ресурсов

Социальные факторы труда Изучением социальных факторов, и прежде всего социальных отношений, занимается социология труда. Социальные отношения — это...

Изучением социальных факторов, и прежде всего социальных отношений, занимается социология труда.

Социальные отношения — это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимися образом жизни, ее уровнем и качеством. Особое значение имеет изучение социально-трудовых отношений с целью воздействия на их структуру и механизм.

Термин «социально-трудовые отношения» вошел в научный оборот и стал использоваться в нашей стране относительно недавно. Его включение в систему понятий и категорий обусловлено различными причинами, основная из которых — становление социально-ориентированной рыночной экономики и интеграция ее в мировое хозяйство и мировое сообщество, где этим отношениям давно придается большое значение.

Социально-трудовые отношения — это объективно существующие взаимосвязь и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.

1.3 Ограниченность и выбор Ресурсы и блага

Субъектами трудовых отношений являются наемный работник, предприниматель (работодатель) и государство.

Наемный работник — это гражданин, заключивший трудовой договор с работодателем — руководителем предприятия или отдельным лицом. Этот договор найма может быть письменным или устным, но в любом случае он определяет социальнотрудовые отношения между его участниками. В реальности в качестве наемного работника как субъекта социально-трудовых отношений могут выступать и индивидуум, и группы работников, различающихся по тем или иным социальным признакам (отраслевая принадлежность, возраст, профессия и т. д.). Но во всех случаях, при наличии любых признаков, наемный работник должен обладать определенными качествами, оказывающими главное влияние на социально-трудовые отношения (готовность, способность, установка на участие в социально-трудовых отношениях тем или иным способом).

Традиционно от имени наемных работников выступают профессиональные союзы, защищающие их интересы. Это массовые организации, объединяющие наемных работников, связанных общностью социально-экономических интересов.

Работодатель — это человек, работающий самостоятельно, постоянно нанимающий для работы одного или многих лиц. Он обычно является собственником средств производства. Но в хозяйственной практике России работодателем считается и руководитель государственного предприятия, организации, являющийся, по сути, наемным работником государства.

Государство в сфере социально-трудовых отношений чаще всего выполняет следующие роли: законодатель, защитник прав, регулировщик, работодатель, миротворец.

Чем более высокий уровень развития государства с экономической, правовой и других точек зрения, тем в большей степени реализуются эти роли государства.

Предметом социально-трудовых отношений могут выступать профессиональная ориентация, профессиональное обучение, найм-увольнение, профессиональный рост, оценка труда, его оплата.

Экономика 10 класс (Урок№16 — Рынок труда.)

Огромное значение в регулировании социально-трудовых отношений принадлежит кадровой политике предприятия, элементами которой являются подбор кадров, адаптация, аттестация, контроль и анализ трудовой деятельности, организация и нормирование труда, трудовая мотивация, трудовые конфликты, их прогнозирование и предупреждение.

Процесс формирования социально-трудовых отношений в обществе происходит под влиянием различных факторов, среди которых основной является социальная политика, под которой понимается стратегическое, социально-экономическое направление, выбранное правительством страны для всестороннего развития граждан, обеспечивающее достойный уровень и условия их жизни и труда, их социальную защищенность. Социальная политика включает:

  • • социальную защиту;
  • • социальную поддержку;
  • • социальную помощь.

Социальная защита — это система мер, обеспечивающая социальную защищенность преимущественно нетрудоспособного населения и социально уязвимых слоев трудоспособного населения.

Социальная поддержка — это система мер по созданию условий, позволяющих наемным работникам обеспечить их социальную защищенность.

Социальная помощь — это меры, относящиеся ко всему населению и представляющие собой помощь кратковременного характера, оказываемую людям, попавшим в экстремальные жизненные ситуации, когда требуются дополнительные расходы.

Таким образом, на формирование социально-трудовых отношений особое воздействие оказывает социальная поддержка как составляющая социальной политики.

Степень развитости социально-трудовых отношений определяется качеством трудовой жизни, под которой понимается совокупность свойств, характеризующих условия производственной жизни и позволяющих учесть степень реализации интереса работника и использования его способностей.

Источник: bstudy.net

ТЕМА 14. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И РАБОЧЕЙ СИЛЫ.

1. Почему руководители корпораций неохотно, даже по требованию профсоюзов, увеличивают заработную плату своим рабочим и добровольно жертвуют нищим, безработным и убогим?
а) они создают в обществе о себе благоприятное мнение;
б) они убеждены, что рабочим некуда деваться, а нищих жалеют;
*в) они убеждены, что это выгодно.

2. Безработные во всех развитых капиталистических странах получают значительные суммы пособий. Общество идет на эти затраты, поскольку:
а) нельзя допустить, чтобы люди умерли от голода в богатой стране;
*б) необходимо постоянно иметь армию безработных для нормального современного производства;
в) рабочий класс постоянно борется за свои права.

3. В рыночной экономике высокая заработная плата в основном зависит от:
а) от узаконенного минимума заработной платы;
б) действий правительства;
*в) высокой производительности труда;
г) специальной ответственности руководителей предприятия.

4. С возрастанием расходов государства на социальную поддержку малообеспеченных семей уровень бедности в обществе:
а) непрерывно растет;
*б) сначала снижается, затем возрастает;
в) сначала возрастает, затем снижается.

5. Имеем следующие данные:
Численность населения страны – 160 млн. чел.
Дети до 16 лет – 35 млн. чел.
Пенсионеры – 45 млн. чел.
Безработные — 10 млн. чел.
Занятые неполный рабочий день и ищущие работу – 12 млн. чел.
Величина рабочей силы составит:
а) 80 млн. чел.;
б) 70 млн. чел.;
в) 68 млн. чел.;
*г) недостаточно информации.

6. Уровень безработицы – это:
*а) отношение численности безработных к численности рабочей силы;
б) сумма уровней фрикционной и структурной безработицы;
в) доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню занятости.

7. Экономически неактивное население — это:
а) нетрудоспособное население;
*б) неработающие дети, подростки, пенсионеры;
в) неработающие инвалиды и больные;
г) лица, не нуждающиеся в работе.

8. Рост уровня цен и одновременное повышение уровня безработицы в стране.
а) невозможны;
б) возможны лишь в условиях централизованной системы:
*в) могут произойти при снижении количества доступных ресурсов;
г) являются прямым следствием роста совокупного предложения.

9. Ольге, Игорю, Ларисе и Петру по 25 лет. Ольга – домохозяйка, воспитывающая ребенка. Игорь – студент вуза. Лариса, активно искавшая работу в прошлом году, отчаялась ее найти и прекратила поиски, хотя по-прежнему хочет работать. Петр не работает и стоит на учете в Службе занятости.

Кто из четверых считается безработным?
а) Все четверо.
б) Лариса и Петр.
*в) Только Петр.
г) Только Лариса.

10. Молодой человек, только что закончивший общеобразовательную школу, желал бы устроиться на работу. Несмотря на то, что газеты пестрят объявлениями с предложениями о работе, активные поиски работы не приносят успеха по причине отсутствия у молодого человека какого-либо опыта и квалификации. Это событие.
*а) должно быть учтено при подсчете уровня структурной безработицы;
б) должно быть учтено при подсчете уровня циклической безработицы;
в) не следует учитывать при подсчете уровня безработицы;
г) должно быть учтено при подсчете уровня фрикционной безработицы.

11. Какими показателями измеряются возможности участия населения в трудовой деятельности:
а) численностью населения;
б) самодеятельным населением;
в) занятым населением;
*г) экономически активным населением.

12. Какие из названных направлений характеризуют деятельность бирж труда:
*а) регистрация безработных;
б) создание рабочих мест посредством расширения инвестиций;
в) выплата пособий по безработице.

ТЕМА 15. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
1. Уменьшение степени неравенства в распределении доходов отразится на кривой Лоренца:
а) перемещением кривой фактического распределения вверх;
б) перемещением кривой фактического распределения вниз;
*в) приближением кривой фактического распределения к биссектрисе;
г) совпадением кривой фактического распределения с биссектрисой.

2. В настоящее время ООН в качестве основного обобщающего показателя уровня развития стран использует:
а) ВВП на душу населения;
б) национальный доход на душу населения;
*в) индекс человеческого развития;
г) темпы экономического роста.

3. В экономической теории неравенство доходов демонстрируется с помощью кривой:
*а) Лоренца;
б) Филлипса;
в) Джини;

4. В случае абсолютного равенства в распределении доходов коэффициент Джини будет равен:
а) 0;
*б) 1;
в) 100 %;
г) значению от 0 до 1.

5. Модель, рассматривающая распределение доходов с позиции экономической эффективности ближе к:
*а) рыночной модели;
б) уравнительной модели;
в) смешанной модели;
г) теории социально-рыночной экономики.

6. Одним из создателей концепции социально-рыночной экономики является:
а) Дж. М. Кейнс;
*б) Л. Эрхард;
в) В. Парето;
г) М. Лоренц.

7. Экономическая система, направленная на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни относится к:
а) рыночной;
б) плановой;
в) традиционной;
*г) социально-рыночной.

8. Экономическая модель, оценивающая распределение доходов с позиций социального равенства, ближе к:
а) рыночной модели;
*б) уравнительной модели;
в) социально-рыночной экономике;
г) плановой экономике.

9. Одним из принципов социально-рыночной экономики является:
*а) защита конкуренции;
б) отсутствие социального партнерства;
в) невмешательство государства в рыночную экономику;

10. Страной с социально-рыночной экономикой является:
а) США;
б) Канада;
*в) Германия;

11. Роль государства в решении проблемы «для кого производить» значительна, если оно:
а) не способствует усилению равенства в обществе;
б) не стимулирует рост эффективности экономики;
*в) содействует экономической стабилизации;

12. В смешанной экономике роль государства:
а) никак не проявляется;
б) ограничена;
*в) значительна;
г) значительна в отношении к естественным монополиям.

13. Коэффициент Джини вырос с 0,22 до 0,35. Это означает, что:
а) среднедушевые реальные доходы уменьшились;
*б) дифференциация доходов усилилась;
в) лица с фиксированными номинальными доходами стали богаче;
г) доля семей, доход которых ниже прожиточного минимума, выросла.

14. Особым типом смешанной экономики является модель социально-рыночной экономики, которая:
*а) демонстрирует необходимость активной роли государства не только в регулировании экономических процессов, но и в решении сложных задач социального развития общества;
б) является лишь теоретическим построением;
в) гласит, что государству принадлежит второстепенная социальная роль;

15. Кривая Лоренца показывает:
*а) неравенство в распределении доходов различных слоев населения
б) распределение доходов бедных слоев населения
в) сумму излишков потребителей и производителей
г) распределение доходов богатых слоев населения

16. К социально-рыночной относится экономика других стран:
а) США, Канада, Австралия
*б) Германия, Швеция, Норвегия
в) США, Германия, Франция
г) Германия, Швеция, Австралия

17. Россия на данном этапе стремится:
а) к чистой рыночной экономике
*б) к социально-рыночной экономике
в) к рыночно — экономической системе с высокими уровнем жизни и, значит, социальными расходами
г) к экономике с высокой долей государственного регулирования

18. В России в качестве порога бедности используется:
*а) прожиточный минимум
б) фактическая заработная плата
в) минимальная заработная плата

19. Политика распределения доходов тяготеет к рыночной модели в:
а) Германии
б) Швеции
в) России
*г) США

20. В смешанной экономике государство при проведении своей коммерческой политики должно:
а) поддерживать конкуренцию с частным бизнесом;
б) ограничивать прибыль частному капиталу;
*в) брать на себя лишь то, что не способен осуществить частный бизнес;
г) управлять предприятиями частного бизнеса из единого центра.

21. Распределение доходов в рыночной экономике осуществляется:
а) по тарифному плану;
б) в зависимости от предпочтений домашних хозяйств;
*в) в соответствии с долей участия факторов производства
г) произвольным образом.

22. Перераспределение доходов в рыночной экономике осуществляется:
а) в зависимости от предпочтений домашних хозяйств;
б) произвольным образом;
*в) посредством регулирующей функции государства;
г) в соответствии с долей участия факторов производства.

23. Система индексации доходов в промышленно развитых странах затрагивает:
*а) государственных служащих;
б) менеджеров частных фирм;
в) лиц свободных профессий;
г) уличных торговцев.

24. Если в стране выросло значение коэффициента Джини, то это означает, что в данной стране:
*а) увеличилось неравенство в распределении индивидуальных доходов;
б) уменьшилось неравенство в распределении индивидуальных доходов;
в) увеличилась сумма поступлений в бюджет от налогов;
г) уменьшилась сумма поступлений в бюджет от налогов.

25. Минимальная потребительская корзина Госкомстата РФ включает определенное число продуктов питания. Сколько их:
а) 57;
*б) 19;
в) 7.

26. Какие социальные группы людей более всего нуждаются в государственной поддержке в условиях быстрой инфляции:
а) лица, у которых рост номинальных доходов отстает от роста цен;
б) участники «теневой» экономики;
*в) лица с фиксированными номинальными доходами;
г) предприниматели, производящие потребительские товары;

27. Уровень бедности определяется на основе:
*а) прожиточного минимума;
б) фактической заработной платы;
в) минимальной заработной платы.

28. Номинальный доход – это:
*а) сумма денег, имеющаяся у покупателя без относительности к текущим ценам товаров и услуг;
б) сумма денег, имеющаяся у покупателя с учетом текущих цен и количества товаров, которые можно на них приобрести;
в) оба варианта неверны.

29. Реальный доход – это:
а) сумма денег, имеющаяся у покупателя без относительности к текущим ценам товаров и услуг;
*б) сумма денег, имеющаяся у покупателя с учетом текущих цен и количества товаров, которые можно на них приобрести;
в) оба варианта неверны.

Источник: lektsia.info

Статья Пуховой А.Г. Предпосылки и факторы влияющие на формирование и функцианирование регионалного рынка труда

В статье рассматриваются основные предпосылки и факторы, влияющие на формирования и функционирования регионального рынка труда. В исследовании проанализированы предпосылки общего и регионального характера. В процессе исследования рассмотрены демографические, миграционные, социально-экономические, общественные и политические факторы влияющие на развитие регионального рынка труда.

Ключевые слова: региональные предпосылки, демографические факторы, миграционные факторы, социально-экономические факторы, общественные и политические факторы, человеческий потенциал, региональный рынок труда.

This article discusses the main preconditions and factors affecting the formation and functioning of the regional labor market. The study analyzed the background of general and regional character. The study examined the demographic, migration, socio-economic, social and political factors affecting the development of the regional labor market.

Keywords: regional background, demographics, migration factors, socio-economic factors, social and political factors, human potential, the regional labor market

Анализ мирового опыта свидетельствует о том, что набор предпосылок стратегии формирования рынка труда достаточно стандартен. Однако при этом, следует отметить, их вариативность, зависящую от научного направления, исследующего проблему. Нам представляется, что в географической науке более приемлема стратегия опережающего, параллельного и запаздывающего факторы формирования рынка труда.

При опережающей стратегии, формирование основных предпосылок возникновения рынка труда начинается сразу, а иногда и одновременно с определением регионов его формирования. Параллельный вариант предполагает оперативное решение многих вопросов, непосредственно в ходе реализации проекта. Запаздывающий путь – наименее эффективный и наиболее затратный. При нем между ходом реальных работ по формированию рынка труда и созданием необходимых предпосылок существует определенный шаг запаздывания.

Весь набор предпосылок можно подразделить на две большие группы.

  1. Предпосылки общего характера:

— политическая стабильность в стране и в тех регионах, где формируется рынок труда;

— нормативно правовые положения, определяющие экономические, социальные, административно-управленческие, финансово-налоговые и др. права;

— организационные (конкретные целевые программы и пр.); наличие (или создание) эффективной структуры административного управления и способность руководителей территории овладеть новой культурой управления;

— финансовые (объемы и сроки их поступления и т.п.);

— потенциальная емкость рынка.

Эта группа предпосылок обычно формируется на стадиях принятия решения о формировании рынка труда и его становления при условии, конечно, что его развитие предусмотрено действующим законодательством.

  1. Предпосылки регионального характера:

— выгодное географическое положение региона – один из важнейших факторов для формирования и становления рынка труда. Оно, прежде всего, включает географическую близость и удобство доступа к международным, национальными и внутренним рынкам рабочей силы, наличие сложившихся каналов связи с ними;

— природно-ресурсный потенциал особенно значим при формировании и становлении рынка труда в ресурсных регионах;

— благоприятность природных условий, оценка риска природных катастроф, которые в зависимости от их масштабов, вызывают непредвиденные массовые перемещения населения и изменения спроса и предложения не только на региональных, но и национальных рынках труда в различных профессионально-квалификационных группах наемного труда;

— человеческий потенциал: общее число и качество трудовых ресурсов, наличие кадров, подготовленных для работы в отраслях специализации отдельно взятого региона;

— накопленный экономический потенциал, включая наличие предприятий, действующих в отраслях специализации определенного региона: базовых объектов транспортной, производственной, инженерной и социальной инфраструктуры; наличие строительной базы.

В этой группе предпосылок отчетливо выделяются те, которые, как бы реализованы самой природой (многие аспекты географического положения, природно-ресурсные и пр.), то есть эта группа факторов отличается географичностью, они заведомо имеют опережающий характер, становясь важнейшими факторами создания рынка труда.

В большинстве случаев региональные предпосылки возникновения рынка труда формируются человеком и весьма капиталоёмки, а поэтому, наличие их опережающих «заделов» — важнейший фактор для развития рынка труда определенного региона.

Формирование рынка труда осуществляется под воздействием внешней и внутренней среды территориального социально-экономического комплекса. Эти процессы могут быть представлены в виде групп факторов и их взаимосвязей (рис. 1).

При географическом анализе аспектов развития рынка труда в регионе можно выделить следующие наиболее важные факторы:

  • демографический фактор создания рынка труда: под его влиянием формируется численность и половозрастная структура трудовых ресурсов, из состава которых впоследствии выделяются контингенты экономически активного населения;
  • миграционный фактор: динамика и направленность миграционных потоков определяет объемы притока или оттока потенциальных наёмных работников как на национальный рынок труда, так и на его региональные и локальные подсистемы;
  • социально-экономический фактор: развитие профессионального образования и уровень его доступности для основной массы населения страны, прежде всего для молодежи, что определяет профессионально-квалификационную структуру предложения рабочей силы; уровень оплаты наёмного труда, определенным образом дифференцированный по сферам занятости, отраслям национальной экономики, регионам страны;
  • общественные и политические факторы: забастовочное движение, демонстрации и т.д. [1].

Демографический фактор – один из важнейших для развития рынка труда в целом, так как в его рамках происходит воспроизводство населения (естественное, механическое и социальное движение). Наиболее существенно на развитие рынка труда в регионе влияют половозрастная структура населения, наличие трудовых ресурсов, неравномерно распределенные по его территории. В совокупности они определяют количество и качество трудовых ресурсов региона, и их размещение. Развитие населения и трудовых ресурсов, в общем и целом совпадает, однако существуют определенные различия в процессах их воспроизводства.

Характер демографических процессов тесно связано с социально- экономическим развитием общества в целом. Население играет двоякую роль в экономике, выступая, и как производитель и как потребитель материальных и духовных благ одновременно.Однако роль различных социально-демографических групп населения в производстве и потреблении неодинакова. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте формирует основные контингенты экономически активного и занятого населения

Рис. 1 Факторы, влияющие на формирование и функционирование рынка труда (составлено автором)

Масштабы привлечения к труду подростков и лиц пенсионного возраста будут определяться уже не демографическими, а социально-экономическими факторами. К ним относятся, во-первых, уровень жизни населения, во-вторых, соотношение спроса на труд и его предложение со стороны лиц, находящихся в трудоспособном возрасте.

Уровни потребления материальных и духовных благ внутри отдельных социальных групп населения, дифференцированные по уровням доходов, также различаются в зависимости от пола и возраста. Это отражается и в практике определения величины минимального потребительского бюджета. Сопоставления трудового потенциала общества и объемов потребления, скорректированных с учетом рационального его уровня, позволяет установить количественные взаимосвязи между производственной и демографической подсистемами.

Миграционные факторы – воздействуют на формирование и функционирование рынка труда, преимущественно через динамику предложения рабочей силы, так как ими охвачено экономически активное население, в том числе и потенциальные наемные работники.

Движущими силами переселения людей являются объективные и субъективные факторы, отражающие общественные и личные потребности. Источниками, порождающими миграционные процессы, выступают две группы потребностей: 1) экономические закономерности развития общественного производства (объективные факторы); 2) материальные и духовные потребности мигрирующих трудовых ресурсов (субъективные факторы).

В бывшем СССР перераспределение трудовых ресурсов через миграционные потоки осуществлялось благодаря региональным различиям в балансе труда, системе поощрений для работающих за пределами зоны комфортных природных условий, различий в уровне жизни, обеспеченности жильём. Эти факторы в значительной мере определялись государственной политикой того времени и носили преимущественно организованный характер.

Регулирующее влияние на рынок труда оказывает и сезонный фактор, определяющий массовые перемещения рабочей силы, связанные главным образом с работой учебных заведений, отпусками, сельскохозяйственными работами и т.д. Таким образом, рынок труда предполагает высокую мобильность рабочей силы, ее свободное перемещение из одних регионов в другие с целью поиска и получения работы.

Переход к рыночной экономике, смена политической системы, распад СССР привели к изменениям в факторной обусловленности миграций. В частности, среди факторов способствующих постсоветской миграции можно выделить такие как: межнациональная напряженность, зачастую выражающаяся в вооруженных конфликтах, процессы суверенизации бывших республик СССР и принятие ими дискриминационных законодательных актов в отношении русскоязычного населения, вывод войск из государств ближнего и дальнего зарубежья, неблагоприятная экологическая ситуация в промышленных регионах страны и другие.

Хозяйственная практика показывает, что на рынок труда активно воздействуют другие общественные факторы. Существуют три общественные силы [2].

  1. Забастовочное движение, демонстрации, митинги, пикеты и другие орга­низованные профсоюзами или непосредственно трудящимися действия, направленные на повышение заработной платы, улучшение условий труда и быта, сокращение рабочего дня и т.п. Опыт рыночной экономики показывает, что без такого движения удельный вес численности населения за чертой бедности даже в самых богатых странах был бы значительно выше. Не удалось бы добиться современного уровня оплаты труда, сокращения рабочего дня, улучшения условий труда и бытового обслуживания.
  2. Влияние средств массовой информации, средств связи и транспорта. Через прессу, радио и телевидение выражается общественное мнение, т.е. общественное согласие, несогласие, критика и даже общественный протест по поводу различных общественных событий, в том числе по поводу всего того, что имеет прямое отношение к рынку труда.

Во-первых, пресса, радио и телевидение мгновенно реагируют на биржевые новости, оповещая население своей и других стран о колебаниях курсов валют и акций, ценах на все товары, помещая рекламу бирж, банков, корпораций, государства и отдельных частных лиц, а также сведения о движении спроса и предложения на рынке труда, оповещая о размерах заработной платы в различных фирмах, отраслях и регионах, о ценах на потребительские товары и т.д. Все это ведет к значительным перемещениям на рынке труда.

Средства массовой информации сообщают о конкурсах в различных учебных заведениях, ориентируя население на те или иные профессии, характеризуя их общественный престиж и пропагандируя те или иные их преимущества.

Во-вторых, средства массовой информации формируют общественное мнение по поводу таких явлений рынка труда, как безработица, прожиточный минимум, уровень оплаты труда, масштабы бедности, вопросы социальной защищенности, пособий по безработице и т.п., воздействуя на союзы предпринимателей, общества благотворительности, органы законодательной власти, которые занимаются вопросами занятости, побуждая их к законотворчеству для поддержки нормального состояния рынка труда.

В-третьих, средства массовой информации выявляют нарушения трудового законодательства, оповещая об этом общественность, поднимая ее на протест.

Что касается средств связи и транспорта, то их состояние оказывает прямое регулирующее влияние на рынок труда. Наличие массового транспорта расширяет локальные границы рынка труда, повышает как спрос, так и предложение труда.

Предложение труда растет, потому что хорошее транспортное обеспечение создает возможность работнику, не меняя место жительства, устраиваться на работу на более удаленных объектах. Возникает так называемые «маятниковые» поездки, когда жители пригородных зон могут работать в центре большого города, и наоборот, жители центра города могут работать в пригородных зонах. Этому в еще большей мере содействуют хорошо налаженные средства связи, когда работники в любой момент могут осведомиться о домашних делах, будучи на работе. Пространственное расширение границ рынка труда имеет не только количественный, но и качественный аспект, способствуя решению проблем структурной безработицы.

Предприниматель увеличивает спрос на труд, создавая фирму в расчете на привлечение рабочей силы с соседних территорий, благодаря хорошо налаженной системе транспорта и связи.

  1. Влияние нравов, обычаев, привычек и традиций на рынок труда. Родные места, народные и семейные традиции, религиозные обычаи и национальные привычки — все это может до известной степени сдерживать рыночное саморегулирование. Никакая заработная плата и соображения коммерческой выгоды не могут побудить людей, приверженных родине, покинуть ее, верующих — нарушить религиозный обычай. Исключительно сильны национальное чувство, народные и семейные традиции. Привычное место жительства люди покидают лишь при чрезвычайных обстоятельствах, даже высокая заработная плата и другие выгоды не всегда в силах побудить работника уйти с привычного места работы. Существуют семейные традиции, порождающие династии, многие поколения которых привержены одной профессии. Все эти факторы, так или иначе, ограничивают действие механизма саморегулирования рынка труда, будь это рынок национальный или региональный.

Огромное воздействие на формирование рынка труда имеют и политические факторы. Поистине катастрофические последствия оказывают войны и просто военные действия, поскольку с ними связаны кардинальные изменения в структуре экономики ряда стран, требующие перестройки всего рынка труда, его составных частей и изменения механизма его регулирования. Как показали две мировые войны, в этих случаях повышается роль государственного регулирования, поскольку, коренным образом изменяется рыночную конъюнктуру в целом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными факторами формирования и функционирования рынка труда в регионе можно считать демографический, миграционный, социально-экономический, политический и общественный.

  1. Одегов Ю.Г.Формирование рынков труда / Ю.Г. Одегов. – М.: Издательство «Экзамен» 2004. – 416 с.
  2. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. / В.А. Павленков. – М.: Издательство МГУ, 2004. – 368 с.

Источник: puhovaag.wordpress.com

Оцените статью
Добавить комментарий