Социальные нормы трудового поведения

Социальные ценности и нормы - основа управленческой деятельности Жизнедеятельность людей и общественных систем не является абсолютно произвольной и...

Жизнедеятельность людей и общественных систем не является абсолютно произвольной и беспорядочной. Общество вырабатывает определенные средства и механизмы, упорядочивающие и регулирующие человеческое поведение и социальное взаимодействие. Изучению этих средств и механизмов уделяется большое внимание в социологии. Их рассмотрение раскрывает многие грани управления общественными системами и процессами.

Регуляторами человеческого поведения в любом обществе выступают прежде всего ценности и нормы.

Ценности — в самом общем виде — это какие -либо материальные или духовные блага, которые тому или иному человеку либо человеческому сообществу (социальной группе, другой общности, обществу в целом) представляются очень значимыми и потому в высокой степени желательными для получения, сохранения, реализации и т.д. Естественно, что стремление к таким благам формирует у социальных субъектов то, что в социологии называется ценностными ориентациями, которые определяют их деятельность. В этом и заключается роль ценностей в качестве регуляторов человеческого поведения. Ценности, на которые ориентируются люди и человеческие сообщества, оказываются весьма различными и даже противоположными. При этом в реальности поведение субъекта — человека, социальной группы, организации, государственной власти может ориентироваться совсем на иные ценности, чем провозглашаемые на словах.

Оксана Зинченко — Социальные нормы: как мозг представляет себе правила?

Ориентация на те или иные ценности лежит в основе и управленческой деятельности. И задача социологии управления, на какую ценность ориентирована конкретная управленческая деятельность, соответствует ли эта ориентация стоящим перед ней целям, совпадает ли провозглашаемое с реальностью. Выяснение этого позволяет в ряде случаев повысить эффективность управления.

Например, выясняется, что главной ценностью, на которую ориентировано управление производством в конкретной ситуации, является качество продукции, и соответственно, преследуется в качестве основной цели его повышения, а на деле работники «гонят количество» в ущерб качеству. В таком случае бесполезно укорять работников, взывать к их сознательности и т.п.; следует сделать вывод, что используемые средства и методы управления неадекватны лежащей в его основе ценностной ориентации, и потому заменить их другими. Еще в качестве примера можно привести довольно таки типичную ситуацию, когда управление в трудовом коллективе не способствует упрочнению такой социальной ценности, как сплоченность его членов на базе общих социально значимых целей, а ведет к его разобщению. Если социологический анализ раскрывает такую картину, следует опять — таки произвести необходимые изменения в управленческой деятельности, обеспечивая ее адекватность социальной ценности.

Другим регулятором жизнедеятельности людей в обществе выступают социальные нормы. Они представляют собой правила поведения, которые либо стихийно складываются в обществе в ходе его исторического развития (нормы морали, обычаи, нормы этикета) либо устанавливаются государством (нормы права) и различными социальными организациями (правила трудового распорядка).

Социальные нормы. Социальный контроль. Видеоурок по обществознанию 11 класс

Те или иные социальные нормы лежат в основе любой управленческой деятельности. Так, в трудовой организации она должна опираться на широкий круг правовых норм и прежде всего — трудового права, на моральные нормы, на правила внутреннего трудового распорядка и др. нормативно-правовые акты данной организации. Однако на практике управленческая деятельность нередко осуществляется с различными отступлениями от правовых норм, моральных и иных социальных норм, а то и противоречит им.

Социологический анализ и позволяет установить: во-первых, насколько управленческая деятельность соответствует различным социальным нормам или расходится с их требованиями, во-вторых, как эта реальная практика воспринимается управляемыми людьми.

Следует обратить внимание на то, что некоторые нормы, регулирующие жизнедеятельность трудовой организации, — как писанные, так и неписанные — создаются ею самой и потому могут не соответствовать господствующим в обществе ценностям и моральным нормам и даже действующему законодательству. Наличие таких несоответствий тоже необходимо выявлять с помощью социологического подхода, с тем чтобы устранять их.

Упорядочение человеческой жизнедеятельности во всех ее проявлениях, во всех сферах общественной жизни осуществляется с помощью таких особых системных образований, какими являются социальные институты. Ими являются, например, институты брака, собственности, власти, системы образования, здравоохранения, избирательная, финансовая и многие другие системы.

Одни социальные институты представляют собой просто системы правил деятельности, системы, гораздо более сложные, чем отдельные нормы, являющиеся достаточно крупной совокупностью взаимосвязанных норм или даже норм и ценностей. Такими нормативноценностными системами являются, например, упомянутые институты брака или собственности. В других институтах образующие их нормативно — ценностные системы находят еще некое организационное оформление или воплощение, т.е. образуются институционализированные организационные системы, каковыми являются упоминавшиеся системы образования, здравоохранения и др.

Управление осуществляется также в рамках и под воздействием социальных институтов — главным образом функционирующих в той сфере, где происходит данная управленческая деятельность. Кроме того, есть и собственные институты, присущие самой управленческой деятельности — например, институты кадрового резерва, конкурсного замещения некоторых должностей, информационного обеспечения, проверки исполнения и др. Задача социологии управления в этой области — выявление того, насколько в конкретной управленческой деятельности находят воплощение принципы функционирования организующих эту деятельность институтов.

Многогранной, широкомасштабной системой, регулирующей жизнь общества, деятельность индивидов и их объединений, выступает культура. Социология рассматривает культуру именно как ценностнонормативную систему, упорядочивающую и регулирующую жизнь общества и образующих его сфер и элементов вплоть до отдельной личности.

С управленческой деятельностью культура связана, по крайней мере, в двух планах.

С одной стороны, культура оказывает влияние на формирование и функционирование управленческой деятельности в разных сферах и на разном уровне (в различных звеньях государственного механизма, в производстве, в других организациях). Поэтому с полным основанием говорится применительно к самым разным структурам о культуре управления в них. Суть этой характеристики человеческой деятельности заключается в том, что в последней находят свое воплощение ценности, выработанные культурой — как общечеловеческой, так и специфической для данного общества, для его национальных традиций и т.д. Конечно, эти ценности в конкретных управленческих системах и действиях воплощаются в разной степени. В зависимости от этого мы можем оценивать и характеризовать уровень управленческой культуры в конкретных условиях.

Выявляя посредством социологических методов уровень управленческой культуры в тех или иных общественных системах, намечая на основе полученных таким образом данных повышения ее уровня, т.е. более полного воплощения в управленческой деятельности выработанных человечеством принципов и ценностей культуры, социология может тем самым способствовать совершенствованию этой деятельности, усилению эффективности.

С другой стороны, сами процессы культурного творчества в разных сферах общественной жизни — созидания материальных и духовных ценностей, формирование культуры труда, быта, общения и др. — являются в большинстве своем управляемыми. Причем управление оказывается встроенным в соответствующие процессы культурного творчества. И если это управление учитывает природу процесса, на который воздействует, помогает ему развиваться в соответствии с его собственными внутренними закономерностями, если сама управленческая деятельность строится на основе высокой культуры, то ее воздействие способствует оптимальному течению этого процесса.

Напротив, губительным для культуры в любом ее проявлении и особенно в сфере духовной, художественного творчества является управление некомпетентное, а тем более произвольное, волюнтаристское, пронизанное стремлением подчинить творческий процесс чуждым ему целям, искусственным идеологическим и политическим установкам.

Социология призвана анализировать управленческую деятельность в различных областях культурного творчества с позиции отмеченных критериев. Так социология управления через совершенствование своего предмета может способствовать развитию культуры общества, следовательно, более эффективному функционированию этой организующей общественную жизнь системы.

Важным элементом общей системы регулирующих воздействий на поведение людей со стороны общества выступает механизм социального контроля. Этот механизм представляет собой систему опирающихся на социальные нормы требований, предъявляемых обществом или сообществом меньших масштабов к индивидам. Цель этих требований и, следовательно, суть социального контроля в том, чтобы не допускать в жизнедеятельности людей существенных отклонений от господствующих социальных норм и принятых в данной социальной среде образцов поведения. Для обеспечения этого человеческое сообщество тех или иных масштабов либо созданные специально для выполнения функций социального контроля организационные системы (правоохранительные органы, государственные и общественные инспекции и т.п.) используют санкции: поощрение — за социально одобряемое поведение и наказание — за отклонения.

Социология управления исследует функционирование организаций, специально призванных осуществлять социальный контроль, с целью выработки рекомендаций по совершенствованию их деятельности.

В самой управленческой деятельности в любой области необходимым ее элементом, т.е. одной из функций является контроль — за тем, как фактически реализуются управленческие решения. Абсолютно верна мысль, неоднократно высказывавшаяся В.И. Лениным, что главное в управлении — контроль и проверка исполнения. Анализ любой управленческой деятельности с позиций социологии предполагает в качестве одной из задач исследование того, как в действительности и насколько эффективно выполняется названная функция. И в таких исследованиях нужно опираться на методологические подходы общей теории социального контроля, очень обстоятельно разработанной в мировой социологии.

Источник: bstudy.net

Социальные нормы. Виды социальных норм

Норма в буквальном переводе с латыни означает «руководящее начало», «правило», «образец».

Социальная норма — это правило поведения человека в обществе; граница (мера) возможного и должного, выражающая объективную потребность общества в упорядочении действий и взаимоотношений людей.

Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать, т.е. с помощью этих норм функционирование людей, социальных групп и всего общества в целом приобретает упорядоченный характер.

Социальные нормы вырабатываются самим обществом и различными социальными группами, с помощью них человек включается в систему общественных отношений и получает возможность взаимодействовать с обществом.

Отличие социальных норм от каких-либо других состоит в том, что социальные нормы регулируют отношения в самом обществе, при этом, не устанавливая правил обращения с природными и искусственными объектами.

Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает наличие трех условий: знание социальной нормы и ее осознание; мотив и само действие, поведение.

↑ Виды социальных норм

  • обычаи,
  • традиции,
  • мораль,
  • право.

Обычай — одобренный обществом образ массовых действий, которые рекомендуется выполнять (празднование Дня города и др.).

Традиция — ценности, нормы, образцы поведения, общественные установки, унаследованные от предшественников (встречи выпускников учебного заведения и др.).

Нормы морали — правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле и т.п.

Правовые нормы — формально закрепленные правила поведения, установленные и поддерживаемые институтами государства (законы, указы президента).

Социальные ценности и нормы — это основополагающий фактор социального поведения. Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы — некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Норма — это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, группы. Это своего рода границы. Под нормой также подразумевается нечто среднестатистическое, или правило больших чисел («как все»). Например, протяженность активного возраста может изменяться в зависимости от конкретного времени, общества.

Помимо названных видов норм следует также знать такие, как:

Социальные нормы в зависимости от критериев бывают:

по субъекту: общечеловеческие, общества, групповые, коллективные.

по объекту: политические, экономические, эстетические, религиозные и т.д.

по способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата.

по функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие.

по форме образования и фиксации: жестко фиксированные и гибкие, или нормы-ожидания и нормы-правила.

Итак, с помощью социальных норм обеспечивается упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные нормы могут быть универсальными, относящимися в равной мере к каждому индивиду в данном обществе, и частными, относящимися, например, к определенной сфере деятельности и т.п. Масштаб действия социальной нормы определяется рамками признающей их группы или организации или способом институционализации.

↑ Нормы морали

Мораль — совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей. (Этика — наука о морали)

Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.

Признаки морали:

  • всеобщность
  • добровольность
  • познавательная
  • регулятивная
  • воспитательная
  • мотивационная
  • прогностическая
  • аксиологическая (формирует ценности)

Моральная система включает в себя:

− моральные нормы — должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества

− моральные ценности (ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.)

Существует 7 фундаментальных ценностей:

  • польза — экономика
  • господство-политика
  • справедливость — социальная сфера
  • истина
  • красота
  • добро — духовная сфера
  • свобода — все сферы

Основные категории морали:

Добро — положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним — зло.

Добродетель — совокупность положительных качеств и поступков. Антоним — порок.

Долг — осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.

Стыд — осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.

Совесть — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.

Милосердие — сострадательное, доброжелательное отношение.

Честь — внутреннее достоинство человека, благородство души.

Счастье — эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.

Золотое правило морали Канта (категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.

Источник: socialtutors.ru

Мотивация трудового поведения

Трудовое поведение определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренние побудительные силы:

  • · Потребности;
  • · Интересы;
  • · Желания;
  • · Стремления;
  • · Ценности;
  • · Ценностные ориентации;
  • · Идеалы;
  • · Мотивы.

Перечисленные компоненты являются структурными элементами процесса мотивации трудовой деятельности.

Процесс мотивации — это процесс формирования, функционирования внутренних побудительных сил, определяющих трудовое поведение. Глубинным источником мотивации трудового поведения человека являются потребности, под которыми понимаются нужда, надобность работника, коллектива в чем-то. Существует традиция деления потребностей на первичные (естественные и материальные) и вторичные (социальные и моральные). Соотношение между этими видами потребностей сложно, что способствовало появлению различных социальных технологий:

  • 1. Первичные потребности весомее вторичных потребностей. Наиболее известной подобной теорией является теория потребностей Маслоу, в которой все потребности делятся на 5 ступеней:
  • · Физиологические потребности
  • · Потребность в безопасности первичные
  • · Потребность в социальных связях
  • · Потребность в самоуважении
  • · Потребность в самовыражении вторичные

Личные потребности предстают в виде:

  • 1) Материальные потребности (в пище, в одежде, в жилье, в личной безопасности, в отдыхе);
  • 2) Духовные (интеллектуальные) потребности (в знаниях, в приобщении к культуре, к науке, к искусству);
  • 3) Социальные потребности, связанные с отношением человека с другими членами общества.

Личные потребности могут быть:

  • · Осознанными;
  • · Неосознанными.

Только осознанная потребность становится побудителем и регулятором трудового поведения. В этом случае потребности приобретают конкретную форму интереса к тем видам деятельности, объектам и предметам. Любая потребность может породить многообразие интересов.

Потребность показывает, что нужно человеку, а интерес — как действовать, чтобы удовлетворить эту потребность. В процессе трудовой деятельности постоянно сталкиваются коллективные (групповые) и личные интересы. Задача любого коллектива обеспечить оптимальное сочетание интересов. Разновидностями коллективных интересов являются:

  • · Корпоративные;
  • · Ведомственные интересы.

Рассогласование интересов наблюдается в том случае, когда корпоративные интересы преобладают над общественными интересами (в этом случае ведомственный (коллективный, групповой) эгоизм).

Другими важными элементами процесса трудовой мотивации являются ценности и ценностная ориентация.

Ценности — представление человека о значимых для него явлениях и предметах, о главных целях жизни, труда. А так же о средствах достижения цели. Ценности могут соответствовать содержанию потребности интересов, а могут не соответствовать. Ценности не слепок с потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствует.

Направленность личности на те или иные ценности материальной, духовной культуры характеризуют ее ценностные ориентации, которые служат ориентиром в поведении личности. Различают ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Первые отражают стратегические цели существования человека (здоровье, интересная работа, любовь, материальная обеспеченность). Вторые представляют собой средства достижения цели (чувство долга, сильная воля, умение держать слово и т.д.), а так же могут представлять собой убеждения личности (нравственно — безнравственно, хорошо — плохо). Среди внутренних побудителей мотив является звеном, предшествующим действию.

Под мотивом понимается состояние предрасположенности, готовности, склонности человека действовать тем или иным способом.

Предрасположенность — внутренняя позиция работника по отношению к различным объектам и ситуациям.

Мотив — средство, с помощью которого личность объясняет и обосновывает свое поведение. Мотивы придают трудовой ситуации личностный смысл. Стабильная готовность к определенным действиям выражается понятием установка.

Функции мотивов:

  • 1) Ориентирующая (мотив направляет поведение работника в ситуации выбора вариантов этого поведения);
  • 2) Смыслообразующая (мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения для работника, выявляя его личностный смысл);
  • 3) Опосредующая (мотив рождается на стыке внутренних и внешних побудительных сил, опосредуя их влияние на поведение);
  • 4) Мобилизующая (мотив мобилизует силы работника для реализации значимых для него видов деятельности);
  • 5) Оправдательная (человек оправдывает свое поведение).

Различают следующие виды мотивов:

  • · Мотивы побуждения (истинные реальные мотивы, активизирующие к действиям);
  • · Мотивы суждения (провозглашаемые, открыто признаваемые, несут в себе функцию объяснения себе и другим своего поведения);
  • · Мотивы тормоза (удерживают от определенных действий, деятельность человека обосновывается одновременно несколькими мотивами или мотивационным ядром).

Структура мотивационного ядра различается в зависимости от конкретных условий трудовых ситуаций:

  • 1) Ситуация выбора специальности или места работы;
  • 2) Ситуация повседневной работы;
  • 3) Ситуация перемены места работы или профессии;
  • 4) Инновационная ситуация, связана с изменением характеристик трудовой среды;
  • 5) Конфликтная ситуация.

Например, для повседневного трудового поведения в мотивационное ядро входят следующие мотивы:

a) Мотивы по обеспечению первоочередных наиболее важных социальных потребностей;

b) Мотивы признания, то есть стремление человека соединить свою функциональную активность с определенным родом занятий.

c) Мотивы престижа, стремление работника реализовать свою социальную роль, занять достойный социальный статус.

Механизм регулирования трудового поведения.

В ценностной регуляции трудового поведения существенную роль играют социальные нормы. Ценности задают направление поведения человека, а нормы регулируют конкретные поступки и действия. Нормы предписывают работнику должностные и допустимые поступки в сфере труда. Социальные нормы формируются на базе ценностей трудового коллектива.

Их назначение обеспечить соответствие поведения работника общим коллективным ценностям. Выполняя предписывающую функцию, норма задает работнику определенный должностной вид поведения. Зависимость от способа установления нормы подразделяются на:

  • — Правовые (законодательно оформленные);
  • — Профессионально должностные (ролевые предписания, фиксируемые в должностных инструкциях);
  • — Моральные (отражают идеалы социальной справедливости).

Тесты на самооценку

1. Тест на самооценку

Выберете из фигур на рисунке наиболее понравившуюся тебе фигуру. Запиши ее название у себя в тетради под номером один. Теперь под номером два запиши ту, которая тебе не нравится вообще или нравится меньше других.

  • 1. Если первой фигурой ты выбрал квадрат, то ты — человек организованный, трудолюбивый, разумный, но иногда слишком много внимания уделяешь мелочам и упускаешь самое главное. Ты упорный и настойчивый, иногда излишне упрям, тебя трудно переубедить в чем — либо. Ты много знаешь и склонен хвастаться своими знаниями, терпелив, но можешь быть нерешительным, очень бережлив, иногда до жадности.
  • 2. Если первая фигура в твоем списке треугольник — ты можешь быть лидером, принимать решения и брать на себя ответственность за других людей, но в тебе есть эгоизм, желание быть в центре внимания. Ты решителен и не терпишь возражений. Легко понимаешь, главное, схватываешь смысл объяснения, но не терпелив и не умеешь слушать других. Тебе нравиться соревноваться и побеждать. Ты уверен в себе, но иногда переоцениваешь свои возможности. Для тебя очень важно быть первым, ты очень энергичен.
  • 3. Первая фигура круг — ты прирожденный психолог. Тебе очень интересно узнавать других людей. Ты доброжелателен и отзывчив. Ты хорошо понимаешь других людей, но иногда слишком стараешься угодить всем сразу. Только когда дело идет о справедливости, ты проявляешь завидную твердость. Тебе больше нравиться литература и история, чем математика.
  • 4. Первая фигура в твоем списке — прямоугольник, значит, ты сомневаешься в себе и во всем. Ты не очень постоянен в своих интересах, мнениях, оценках, так как не знаешь что для тебя действительно важно и правильно. Ты очень любознателен, пытлив, ты очень смелый человек. Со временем твой выбор изменится и тебя привлечет более устойчивая фигура — треугольник или квадрат.
  • 5. Если первой твоей фигурой ты выбрал зигзаг — ты творческая личность. Чем-то похожа на круг, но не боишься ссор и споров. Ты всегда ищешь свое, оригинальное решение проблемы. Ты насмешлив и не сдержан, но всегда полон новых идей и готов поделиться ими со всем миром. Тебе очень часто не хватает настойчивости и усидчивости. С тобой всегда интересно.
  • 6. Вторая фигура в твоем списке показывает, какой характер из перечисленных, тебе не нравится. С ребятами, которые выбрали эти фигуры, у тебя складываются не очень доброжелательные отношения. Постарайтесь быть терпимее друг к другу, ведь мы все — очень разные и этим интересны!
  • 2. Тест: «Ваша самооценка»

Когда вы будете отвечать на вопросы, указывайте, как часто вы испытываете перечисленные ощущения. Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям. Подсчитайте, сколько получилось в сумме.

  • 1. Я часто волнуюсь понапрасну.
  • 2. Мне хочется, чтобы друзья подбадривали меня.
  • 3. Я боюсь выглядеть глупой.
  • 4. Я беспокоюсь за свое будущее.
  • 5. Внешний вид других гораздо лучше, чем мой.
  • 6. Как жаль, что многие не понимают меня.
  • 7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
  • 8. Люди ждут от меня очень многого.
  • 9. Чувствую себя скованной.
  • 10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность.
  • 11. Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
  • 12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
  • 13. Я не чувствую себя в безопасности.
  • 14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  • 15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Если вы набрали меньше 10, то нужно избав¬ляться от чувства превосходства над окружающими. Возьмите за правило принцип: всякая конфликт¬ная ситуация возникает из искры, которую мы высекли сами или помогли разжечь. Устанавливать контакт с людьми вам мешает высокомерие. Задумайтесь над этим. Иначе вам грозит одиночество.

Если же сумма превышает 30, то вы себя недооцениваете. Нужно поднять уровень самооценки. Проделайте простое упражнение: подойдите к зер¬калу и с двенадцатью разными интонациями ска¬жите: «Я красивая и умная». Не думайте, что это шуточное упражнение. Вовсе нет.

Это достаточно серьезная тренировка нервной системы, самопогружение, которое, несомненно, принесет вам пользу. Не бойтесь себя, люди будут вам рады.

Если же вы набрали от 10 до 30 баллов, то можно надеяться, что у вас все в порядке. В случае возникновения чувства неуверенности в себе воспользуйтесь приведенным выше советом.

Источник: vuzlit.com

Оцените статью
Добавить комментарий