Способы повышения педагогической активности родителей в трудовом воспитании дошкольников

Условия для трудового воспитания детей в семье и в ДОУ воспитания дошкольников могут б ыть использованы разнообразные формы: собрания, консу льтации,...

воспитания дошкольников могут б ыть использованы разнообразные формы:

собрания, консу льтации, беседы, лекции, дни откр ытых дверей, тематические

стенды, выставк и и др.

Много дает наглядное ознакомление родителей с постановк ой трудового

воспитания в детск ом саду. Так, в дни открытых двер ей родители могу т

наблюдать режимные п роцессы, работу восп итателя по фор мированию у

детей навыков самостоятельности, самообслуживан ия в младшей группе, в

средней и старшей гр уппах коллективны й труд детей в природе, уборку

групповой ко мнаты, приготовление печенья, ремонт книг, зарядку аквариума

и т. п. Многие роди тели младших дошк ольников склонны занижать их

возможности. Задача педагога убедить родителей в необходимости

своевременног о приобще ния д етей к труду, воспитан ия самост оятельности,

раскрыть роль благоприятны х д ля этого возрастных особенностей ребенка

(активность, подражательность, восприимчив ость к требованиям взрослых),

Вебинар. Эффективные формы работы с семьей в ДОУ

и методы тр удовог о воспитания младших дошкольников в

детском саду и в семье.

При п осещении семьи воспитатель выясняет, какие условия созданы дома

для формирования у ребенка навыко в самообслу живания (есть ли вешалка

для одежды, полотенца на уровне р оста ребенка, где и как хранятся игру шки

и т. д.), отмечает <д ля себя особе нности жилищны х условий семьи, что

позволит в даль нейшем с у четом этого давать родителя м советы.

Вопросам трудового воспитания может быть посвящен а специальная бе седа,

на котору ю пр иглашаются родители, особенно нуждающиеся в советах

педагога. В беседе с родителями детей младш их гр упп воспи тателю

необходимо останавливать их внимание на таких вопросах воспитания

ребенка этого воз раста, как фор мирование нав ыков само обслуживания.

На основе анализа психолог о — педагогической литературы по проблеме

формирования у дошкольник ов трудовых у мений и навык ов установлен о, что

трудовое воспита ние подрастающего поколения является одной из

важнейших зада ч нашего общества. Данная проблем а является актуально й в

педагогической теории и практике и тре бует дальнейшего те оретическог о

осмысления.

Трудовое воспита ние — это совместная деятельность воспи тателя и

воспитанников, направле нная на развитие у последних общетру довых

умений и способностей, психологической готовност и к труду , фо рмирование

ответственног о отношения к тру ду и его проду ктам, на сознательный вы бор

профессии[1 0].

Анализ пе дагогическог о оп ыта позволяет утверждать, что труд детей

дошкольного возраста является важнейшим ср едством воспита ния. Весь

процесс вос питания детей в детск ом саду мо жет, и должен бы ть организован

так, чтобы они научились понимать пользу и необходим ость труда для себя и

для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость —

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через многообразные формы обучения

необходимое у словие для проявления творчества л ичности, ее тал антов [4].

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Получить код —>

Педагогика — еще материалы к урокам:

  • Психологическое сопровождение родителей детей с ОВЗ в ДОУ
  • Совместный досуг с мамами «Мамочкины посиделки»
  • Конспект занятия ««Кто с мечом к нам войдёт. ». Великий полководец Александр Невский»
  • Конспект занятия «Заучивание стихотворения А.Н. Плещеева «Сельская песенка»»
  • Конспект НОД «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка — Рябушечка»»
  • Конспект занятия «Пролески»
Предметы
  • /algebra/Алгебра
  • /angliyskiy-yazyk/Английский язык
  • /biologiya/Биология
  • /georgrafiya/География
  • /geometriya/Геометрия
  • /izo/ИЗО
  • /informatika/Информатика
  • /istoriya/История
  • /literatura/Литература
  • /matematika/Математика
  • /music/Музыка
  • /mhk/МХК
  • /nachalnaya-shkola/Начальная школа
  • /obzh/ОБЖ
  • /obschestvoznanie/Обществознание
  • /okruzhayuschiy-mir/Окружающий мир
  • /orkse/ОРКСЭ
  • /pedagogika/Педагогика
  • /russkiy-yazyk/Русский язык
  • /tehnologiya/Технология
  • /fizika/Физика
  • /fizkultura/Физкультура
  • /himiya/Химия
  • /ekologiya/Экология
Похожие материалы
  • 25-03-2019, 10:06 Доклад «Этнокультурный подход воспитания детей в семье»
  • 10-06-2018, 15:20 К вопросу музыкального воспитания в семье
  • 7-03-2018, 15:07 Родительское собрание «Нравственные основы воспитания в семье» 10
  • 13-02-2018, 16:00 Проблемы обучения детей с ОВЗ на уроках трудового обучения
  • 13-09-2017, 09:05 Родительское собрание «Проблемы воспитания в семье трудного ребёнка»
  • 18-09-2015, 17:25 Презентация «Некоторые аспекты воспитания в семье»
  • 4-08-2015, 13:31 Педагогический условия повышения результативности экологического
  • 24-07-2015, 12:49 Семинар – практикум для родителей «Методы воспитания в семье»

Источник: uchitelya.com

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ С ЦЕЛЬЮ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Зуборева А.В. 1 , Плисенко Н.В. 1
1 Шуйский филиал «Ивановского государственного университета»
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Задачи трудового воспитания детей в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) представлены как формирование у них позитивных установок к различным видам труда [1]. Мы считаем, что установки как не осознанные состояния готовности (Д.Н.Узнадзе), появляются в раннем и дошкольном возрастах и перенимаются от родителей. Механизм появления установки на труд у дошкольника – подражание и совместное со взрослым систематическое участие в домашнем труде.

Почему труд именно в семье становится важным для формирования у детей позитивных установок? Потому что семья имеет решающее значение для развития ребенка [2]. Воздействия в семье соответствуют его природным склонностям (схожая наследственность), родители для детей – самые значимые люди, которым они подражают.

Как известно, цивилизация изменила труд людей: из физического, преимущественно мускульного, он стал умственным, (желательно) творческим. Родители детей старших дошкольников – «наши родители» – это дети начала 90-х годов, когда в стране происходила ломка социалистических ценностей. И, как водится, вместе «с водой выплеснули ребенка». В частности, труд был обесценен в прямом (не платили за честный труд) и ценностном смыслах (трудятся «лохи», большие деньги нельзя заработать честным трудом и т.п.). «Забыли» о том, что свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания его человеческого достоинства» (К.Д. Ушинский), а не только для карьеры и обогащения.

В связи с отсутствием культурной практики труда в детстве эти люди не смогли освоить все компоненты труда как деятельности. Это может проявляться по разному: любящие родители, считающие, что труд обременителен, все делают за ребенка: одевают, кормят, не дают ему самостоятельности. «Наработается, когда вырастет» — так рассуждают они. У других родителей не хватает терпения дождаться, пока ребенок сделает сам, у третьих – такта оценить результат… И самое главное: — они, не имевшие в детстве опыта культурных практик труда, не знают и не чувствуют, что от труда можно получать удовлетворение, удовольствие и высшие смыслы жизни.

Кроме того, объемы домашнего труда резко сократились. Родители в семье в основном отдыхают, расслабляются. В некоторых семьях наших воспитанников почти не готовят пищу; стирают и убирают в квартире машины; у детей нет возможности наблюдать домашний труд родителей и участвовать в нем. В этих условиях необходимо найти новые пути трудового воспитания в семье.

Итак, канал передачи детям отношения к труду как к семейной ценности и традиции не работает. Маловероятно, что в таких семьях возможно спонтанное (не осознаваемое родителями и детьми) появление позитивных установок к труду. Необходимо найти новые пути трудового воспитания в семье родителями, у которых не развиты некоторые элементы труда как общественно-полезной деятельности.

В настоящее время социальная ситуация в нашей стране и практике образования кардинально меняется [1; 3; 4]. ФГОС ДО ставит задачу формирования у детей позитивных установок к различным видам труда. В стратегии воспитания в РФ на период до 2025 года прямо говорится, что за трудовое воспитание дошкольников ответственность перед государством несет семья ребенка [4].

Итак, у родителей современных дошкольников могут быть снижены возможности формирования у детей позитивных установок к труду и трудового воспитания детей в семье из-за отсутствия традиций (культурной памяти) в прародительской семье (соответственно, — детского опыта нравственного поведения в труде). То есть, у современного дошкольного учреждения появляется новая задача – восполнить этот пробел, помочь родителям накопить/обогатить/развить/скорректировать свой личный опыт труда (и не только домашнего) и целенаправленного, сознательного трудового воспитания своих детей в семье.

Как известно, в работе с современными родителями мало эффективны (по разным причинам) классические средства и методы, они не воспринимают прямых указаний педагогов, касающихся воспитания их детей в семье. В связи с этим, основной технологией взаимодействия с родителями стали «культурные практики», как ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое другим или самостоятельно, приобретение и повторение различного опыта самоисследования, самообразования, активного экспериментирования и взаимодействия с людьми в различных группах с целью приобретения нового культурного опыта в условиях недостаточного развития культурных умений, культурной памяти и культурных установок в том или ином виде деятельности [5].

В компетенции современного педагога входит готовность к формированию культурных умений ребенка как универсальных. Такие умения, по мысли Н.Б. Крыловой, интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни человека [6].

Пока от воспитателя не требуют компетенций взаимодействия с родителями по типу культурных практик. Однако, опыт показывает, что они необходимы и включают готовность и способность индивида в различных ситуациях своей жизни действовать на основе культурных норм. Основная идея — родитель, воспитывая ребенка, сам входит в культуру труда; педагог помогает родителю «практиковать в семье культуру труда и трудового воспитания».

Цель работы — организация таких культурных практик родителей, которые бы способствовали формированию у детей позитивных установок к различным видам труда в условиях семьи.

Итак, исходя из запросов общества, требований ФГОС ДО, социальной ситуации развития ребенка в семье и особенностей родителей, мы предположили, что родителям необходима помощь в накоплении (обогащении, развитии, корректировке) их личного опыта отношения к труду как к культурной практике и средству трудового воспитания.

Объект практико-исследовательской деятельности — взаимодействие с семьями с целью формирования у детей позитивных установок к различным видам труда.

Предмет – помощь родителям в накоплении и обогащении их личного позитивного опыта труда и трудового воспитания детей в семье как культурной практики.

1. Проанализировать наличные условия трудового воспитания в старшей группе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №182» г.Иваново.

2. Подобрать методики, провести исследование и проанализировать установки детей к различным видам труда, родителей – к трудовому воспитанию в семье.

3. Организовать взаимодействие с родителями (по типу культурных практик) с целью накопления у них положительного опыта трудового воспитания своих детей в семье.

4. Выявить эффективность взаимодействия с родителями (по типу культурных практик) по вопросам формирования у детей позитивных установок к различным видам труда.

База практико-исследовательской деятельности: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 182» г. Иванова, 20 детей старшей группы и их родители (18 мам и 5 пап), один дедушка и одна бабушка.

Практическая значимость исследования определяется возможностью переноса осмысленного в работе теоретико-практического опыта взаимодействия с родителями (по типу культурных практик) по вопросам трудового воспитания детей в семье в практику работы любого дошкольного учреждения.

Анализ всех условий трудового воспитания в старшей группе показал их соответствие требованиям ФГОС, за исключением работы с родителями. По шкалам Экерс ее можно оценить удовлетворительно/минимально. Диагностический этап показал низкий уровень развития трудовой деятельности как у детей, так и у их родителей.

И последнее, что мы взяли из трендов образования на вооружение — сотрудничество как — ключевой фактор образования, самообразования и поиска эффективных решений. Все эти тренды можно назвать принципами нашего сотрудничества с родителями по типу культурных практик.

Формирующий этап научно-практического исследования продолжается.

Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках образовательной деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся. Письмо Минобразования России. http://sudact.ru/law

Методические рекомендации для родителей по трудовому воспитанию детей и подростков / под ред. Г.И. Климантовой. — М.: Квант медиа, 2017.

Лыкова И.А. Сущность культурных практик и их значение для развития ребенка. Педагогика искусства http://www.art-education.ru/electronic-journal, № 2, 2016.

Крылова Н.Б. Культурология образования/ Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000.

Источник: scienceforum.ru

Трудовое воспитание детей в семье

«Само воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья,
а приготовлять к труду жизни.
Воспитание должно развивать в человеке
привычку и любовь к труду;
оно должно ему дать возможность отыскать
для себя труд в жизни.»
(К.Д. Ушинский).

Труд-всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства . Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд,делает человека богато духовно. Для того, чтобы ребёнок получил полноценное воспитание, необходимы не только совместная деятельность со взрослым, двигательная активность и стремление к знаниям, но также важен и труд.

Трудолюбие прививается с младенчества. И тут необходим вклад не только воспитателей, но и родителей. Стремление к труду изначально прививается родителями. А уже в дальнейшем развивается в детском саду и школе. Если ребёнок сам стремиться трудиться или выполнять трудовые поручения, то этим он воспитывает любовь к труду, чувство долга.

У него воспитывается характер, умения и навыки в труде развиваются быстро и главное – с интересом для самого ребёнка.

Основы трудового воспитания закладываются в семье.

Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Успехом в воспитания трудолюбия можно назвать вырабатывание привычки у детей выполнять обязанности самостоятельно. Ребёнка необходимо научить тому, что его дела он должен делать сам, тогда у него будет развиваться чувство значимости. А наша обязанность – обязанность взрослых – развивать самостоятельность, трудолюбие и стремление к успеху.

Разрешите предоставить вашему вниманию памятку по теме

«Трудовое воспитание дошкольников»

ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья.

Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются ее лучшие качества.

Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи развивает умственные способности, любознательность, настойчивость.

Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь о нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив!

Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше.

Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять.

Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты

Советы родителям

  • Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
  • Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
  • Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;
  • Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;
  • Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;
  • Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;
  • Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;
  • Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;

Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию.

Воспитатели: Болотских Н.В., Прокофьева Е.Б.

Источник: sad-gorodiche.ru

Оцените статью
Добавить комментарий