Статьи актива баланса расположены в порядке роста ликвидности, т.е. возможности быть реализованными в короткий срок. Поэтому вполне логично, что в нижней части актива находится строка 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты». Рассмотрим, из чего складываются показатели этой статьи и как следует управлять данной группой активов.
Понятие денежных средств и их эквивалентов
К собственно денежным средствам относятся все средства на банковских счетах (как рублевых, так и валютных), наличные деньги в кассе предприятия, а также переводы в пути. Т.е. речь идет об остатках по счетам 50, 51, 52, 57.
При расчете суммы денежных средств следует учитывать ряд особенностей:
- Денежные документы, учитываемые на счете 50.3 (например, билеты, топливные карты и т.п.), не следует относить к денежным средствам. По экономическому смыслу они соответствуют предварительной оплате услуг и подлежат включению в строку «Дебиторская задолженность» по стоимости приобретения.
- Если у какого-либо из обслуживающих банков на отчетную дату была отозвана лицензия, то средства на счетах в этой кредитной организации тоже не следует отражать по строке 1250 баланса. Эти суммы являются долгом банка перед предприятием и учитываются на счете 76, т.е. также входят в состав дебиторской задолженности.
Понятие денежных эквивалентов включает в себя часть финансовых вложений предприятия. Речь идет о тех вложениях, которые являются высоколиквидными и по которым риск изменения стоимости минимален (п. 5 ПБУ 23/2011). Типичными примерами таких активов являются:
- депозиты, размещенные на условиях «до востребования»;
- краткосрочные государственные ценные бумаги;
- краткосрочные векселя;
- привилегированные акции, приобретенные незадолго до срока их погашения.
Организация может самостоятельно включать активы в список денежных эквивалентов, если они соответствуют изложенным выше условиям.
Например, если договор займа предусматривает возврат по первому требованию заимодавца, то он тоже может быть отнесен к категории «денежный эквивалент». Естественно, при этом необходимо учитывать надежность заемщика. В противном случае выданный заем следует отнести к другой «менее ликвидной» статье – «Финансовые вложения за исключением денежных эквивалентов».
Итак, денежные эквиваленты в балансе – это активы, не являющиеся деньгами в прямом смысле, но обладающие высокой степенью ликвидности. Критерии отнесения активов к денежным эквивалентам должны быть прописаны в учетной политике организации.
Управление денежными средствами и их эквивалентами
Обычно эту процедуру коротко называют управлением ликвидностью.
Основными задачами управления ликвидностью являются:
- Недопущение кассовых разрывов.
- Поддержание остатков денежных средств и других видов ликвидных активов на оптимальном уровне.
- Получение дополнительного дохода от вложения избыточной ликвидности.
Эти задачи решаются путем использования стандартных методов управления процессами:
- Планирование.
- Текущий контроль.
- Анализ выполнения плана по итогам отчетного периода.
- Корректирующие действия – в случае выявления отклонений.
Учет и анализ денежных средств (эквивалентов) обычно ведется в разрезе трех направлений:
- Основная деятельность. Имеется в виду текущие поступления и затраты – выручка от реализации продукции, оплата сырья, заработной платы, налогов и т.п.
- Инвестиционная деятельность. Здесь учитываются вложения в приобретение и модернизацию основных средств. В случае, если предприятие реализует объекты ОС, эти поступления также отражаются в данном разделе.
- Финансовая деятельность. В данном разделе ведется учет выданных и полученных займов (кредитов), приобретенных акций, облигаций и т.п.
Внутри направлений анализ производится по видам активов (деньги или эквиваленты), статьям поступлений и расходов, банкам, валютам. При управлении этой группой активов очень важна организация оперативного планирования и ежедневного контроля за движением средств.
Вывод
Денежными средствами и денежными эквивалентами при анализе баланса являются все активы, обладающие максимальной степенью ликвидности. Конкретные критерии отнесения к данной статье предприятие определяет самостоятельно с учетом требований нормативных документов.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: spmag.ru
Строка 1250 баланса: Денежные средства и денежные эквиваленты
Когда компания отработала год, всем интересно знать, какова ее выручка за этот период и какую часть в ней составляют расходы. Именно по этим показателям можно судить о прибыльности или убыточности ее деятельности.
По всем бухгалтерским законам баланс представляет собой срез показателей работы компании на определенную отчетную дату. Поиски в балансе строки, в которой была бы показана выручка, бесполезны. Такой строки не существует. Для отражения выручки применяется другой важный бухгалтерский отчет — о финансовых результатах.
Узнайте как читать бухгалтерский баланс на примере в этом материале.
Однако выручка и баланс связаны между собой, хотя явно эта связь не видна. Проследим ее на примере отдельных строк баланса.
Какие поступления являются выручкой, а какие нет, вы можете узнать из Путеводителя от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
Что это такое и где посмотреть?
По истечению отчетного периода, руководству необходима исчерпывающая информация о рентабельности активов и прибыльности предприятия. Соответственно необходимо знать размер выручки и расходы. Для этого составляется бухгалтерский баланс.
Баланс это не только информация для отчета перед ИФНС, он является источником данных для анализа текущей деятельности предприятия и составления прогнозов. Это документ, показывающий финансовое положение предприятия на отчетную дату, стоимость активов и размер капитала организации, а также сумму ее обязательств.
Что же касаемо выручки, то строка для нее отдельно в балансе отсутствует. Это, удивительное, на первый взгляд, обстоятельство объясняется тем, что в балансе отражены активы, а также обязательства предприятия на рассматриваемый момент. Тогда как проданная продукция или услуга уже не относится к активам. А финансовые результаты, к которым относится выручка, отражаются в отчете о прибылях и убытках.
Иногда все же можно определить строку для выручки в балансе. Это случай, когда реализованная готовая продукция не была оплачена. Выручка от продажи готовой продукции представлена обычно следующей записью: Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – Кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка». О том, на каком бухгалтерском счете может быть отображена выручка, читайте тут.
Таким образом, задолженность покупателей, равная выручке от продажи товаров и услуг предприятия, будет отражаться в строке 1230 «Дебиторская задолженность».
Денежные средства и денежные эквиваленты. Строка 1250
По данной строке указывается информация об имеющихся у организации денежных средствах в российской и иностранных валютах, а также о денежных эквивалентах.
Вопрос: Что относится к денежным эквивалентам?
Ответ: К денежным эквивалентам относятся высоколиквидные финансовые вложения, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости (п. 5 ПБУ 23/2011).
Примерами денежных эквивалентов являются:
— открытые в кредитных организациях депозиты до востребования;
— векселя Сбербанка России, используемые организациями при расчетах за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги, со сроком погашения до трех месяцев (п. 5 Письма Минфина России от 21.12.2009 N ПЗ-4/2009 «О раскрытии информации о финансовых вложениях организации в годовой бухгалтерской отчетности»).
Кроме того, Минфин России допускает возможность отнесения выданных организацией займов к денежным эквивалентам, если условия договора займа (срок и порядок возврата) позволяют это сделать (Приложение к Письму Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027). При этом организации следует учитывать установленные ею в учетной политике подходы для отделения денежных эквивалентов от других финансовых вложений (п. 23 ПБУ 23/2011).
На каких счетах бухучета отражается информация об остатках денежных средств и денежных эквивалентов?
Денежные средства и денежные эквиваленты учитываются на счетах разд. V «Денежные средства» Плана счетов.
При этом собственно денежные средства учитываются на следующих счетах:
50 «Касса» (на субсчетах 50-1 «Касса организации» и 50-2 «Операционная касса»). Сальдо по этим субсчетам показывает остаток в кассе организации наличных денежных средств в рублях, а также остаток наличных денежных средств в иностранной валюте по курсу Банка России, действующему на отчетную дату (если производятся кассовые операции с иностранной валютой) (Инструкция по применению Плана счетов, п. п. 5, 7, 8 ПБУ 3/2006).