Сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года

Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 400-ФЗ Внести в часть 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"...

Внести в часть 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 15; 2010, № 27, ст. 3420) изменение, изложив ее в следующей редакции:

«1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

2. Положения части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 год.

Президент Российской Федерации Д.Медведев

Источник: www.kremlin.ru

Особенности проведения обязательного аудита в 2023 году

С начала 2023 года власти сократили перечень организаций, на которые распространяется требование о проведении обязательного аудита. При этом аудиторам были даны особые рекомендации, касающиеся проведения обязательного аудита в условиях действующих экономических санкций и финансовой нестабильности. Рассказываем, что изменилось в сфере обязательного аудита с 2023 года и какие организации освобождены от его проведения.

Что изменилось в сфере обязательного аудита в 2023 году

С 1 января 2023 года число организаций, обязанных на регулярной основе проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, было существенно сокращено (Федеральный закон от 16.04.2022 № 114-ФЗ). Из перечня компаний, на которые в 2023 году распространяется требование о ежегодном проведении обязательного аудита, были исключены непубличные акционерные общества, которые:

  • имеют доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности в 2022 году, менее 800 млн. рублей;
  • имеют активы бухгалтерского баланса по состоянию на конец 2022 года в сумме менее 400 млн рублей.

Если хотя бы одно из указанных условий не соблюдается, непубличное акционерное общество обязано провести аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2022 год. Напомним, непубличным признается хозяйствующее общество, перечень акционеров которого является закрытым, а акции и эмиссионные ценные бумаги не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц (ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

По новым правилам непубличные акционерные общества обязаны ежегодно проводить аудит исключительно в случаях, если их прошлогодний доход, учитываемый для целей налогообложения, составляет более 800 млн рублей или сумма активов на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн рублей. Все другие непубличные акционерные общества, не соответствующие данным условиям, освобождены от проведения обязательного аудита. Аудит своей годовой бухгалтерской отчетности они смогут проводить на добровольной основе (ст. 54 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Кроме того, в настоящее время Госдума уже приняла в первом чтении правительственный законопроект № 254528-8, освобождающий от проведения обязательного аудита профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по инвестиционному консультированию (инвестиционные советники).

Документ предлагает отменить требование об обязательном аудите бухгалтерской отчетности инвестиционных советников, если они не имеют лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг иных видов и не обязаны осуществлять аудит своей отчетности по другим основаниям. Эти правила будут применяться начиная с бухгалтерской отчетности инвестиционных советников за 2022 год. Таким образом, указанные участники рынка ценных бумаг в 2023 году также освобождаются от обязательного аудита.

Особенности проведения обязательного аудита в 2023 году

По большей части правила проведения обязательного аудита в 2023 году не изменились. Обязательный аудит по-прежнему проводится ежегодно, а полномочия по его проведению принадлежат исключительно аудиторским организациям. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций с госучастием, как и раньше, заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Вместе с тем, исходя из нестабильной геополитической ситуации и введенных в отношении России экономических санкций и финансовых ограничений, проведение обязательного аудита в текущем году все же имеет ряд особенностей. На эти особенности Минфин указал в утвержденных «Рекомендациях по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022 год» (приложение к письму от 23.12.2022 № 07-04-09/126779). В частности, при проведении обязательного аудита за минувший год Минфин рекомендовал аудиторам уделить особое, повышенное внимание:

  • мерам обеспечения (в том числе гарантиям и поручительствам), предоставленным нерезидентами из «недружественных» государств, поскольку им присущ высокий риск утраты в связи с текущей геополитической ситуацией и действием мер ограничительного характера;
  • заблокированным активам и требованиям по операциям, которые не могут быть проведены в связи с мерами ограничительного характера;
  • отраженным в бухгалтерском учете кредитных организаций операций по списанию безнадежной и нереальной для взыскания задолженности, а также операций по продаже проблемных активов;
  • сделкам, на которые в период действия мер ограничительного характера были получены специальные разрешения;
  • применению дистанционных каналов продаж товаров и услуг (по мнению Минфина, электронная коммерция максимально сопряжена с риском использования недобросовестных практик реализации финансовых услуг).

Кроме того, Минфин рекомендовал аудиторам обязательно учитывать риск прекращения работы и использования зарубежных IT-продуктов, оказывающих влияние на деятельность проверяемого лица в условиях санкций. Аудиторы должны иметь в виду возможные трудности с поставками зарубежного ПО и оборудования, а также с заключением и продлением договоров на IT-обеспечение с зарубежными компаниями.

Кто обязан провести обязательный аудит в 2023 году

Перечень организаций, обязанных проводить аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, в начале каждого года на своем официальном сайте публикует Минфин.

В текущем году данный перечень также был размещен финансовым ведомством в публичном доступе. Он содержит 84 случая проведения обязательного аудита, что в сравнении с прошлым списком на один пункт больше. В перечне указаны законодательное обоснование проведения обязательного аудита, вид отчетности, подлежащей аудиту, а также субъекты, уполномоченные проводить аудит в каждом конкретном случае.

В частности, обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2022 год обязаны провести:

  • кредитные организации;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
  • эмитенты ценных бумаг, обязанные раскрывать информацию об их выпуске;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • микрофинансовые компании;
  • акционерные общества, акции которых находятся в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования;
  • организации, имеющие организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда и международного фонда), если поступление имущества, в том числе денежных средств, за 2022 год превышает 3 млн рублей;
  • организаторы азартных игр и операторы лотерей.

Кроме того, требование об обязательном аудите бухгалтерской отчетности распространяется на любую организацию, соответствующую хотя бы одному из следующих условий:

  • доход, полученный за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн рублей.

Источник: buh.ru

Обязательный аудит — критерии 2021

Обязательный аудит — критерии 2021 года, при наличии/отсутствии которых проведение обязательного аудита бухгалтерской отчётности является обязательным, были обновлены. Изменения приняты Федеральным законом от 29.12.2020 № 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

От обязательного аудита освобождены

  • субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов, которые осуществляют виды деятельности или имеют организационно-правовую форму, в отношении которых федеральными законами предусмотрена обязанность аудировать бухгалтерскую отчетность);
  • фонды, поступление имущества, в том числе денежных средств, которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн руб.;
  • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Обязательный аудит — критерии 2021 в финансовой части

  1. Доход от предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн руб.
  2. Сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн руб.

Теперь показатель дохода от предпринимательской деятельности следует определять в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В соответствии с главой 25 Налогового кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Как разъяснено в Информационном сообщении Минфина России от 11 января 2021 года № ИС-аудит-37, в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.

В новой редакции части 1 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности» остались общие положения, согласно которым обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. То есть аудит является обязательным, даже если в законе «Об аудиторской деятельности» отдельные субъекты не указаны, но федеральными законами, регулирующими их деятельность, предусмотрена обязанность по аудиту бухгалтерской отчетности таких субъектов.

ВАЖНО:

Освобождение от проведения обязательного аудита, предусмотренное новой редакцией статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности», не применяется в отношении аудита отчетности за 2020 год и более ранние периоды, если организация в силу прежних правил обязана была проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, но заключила договор на проведение обязательного аудита указанной отчетности и аудиторской организацией / индивидуальным аудитором до 1 января 2021 года уже начато исполнение договора. В таких случаях организации, освобожденные от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности, вправе не проводить аудит, начиная с отчетности за 2021 год.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РЕДАКЦИЙ СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей
  • негосударственные пенсионные или иные фонды (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), акционерные инвестиционные фонды;
  • организации (за исключением органов гос. власти, органов местного самоуправления, ГУ и МУ, ГУП и МУП, с/х кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ»), соответствующие хотя бы одному из следующих условий:
  • доход от предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн руб.;
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн руб.
  • организации (за исключением органов гос.власти, органов местного самоуправления, ГУ и МУ, ГУП и МУП, с/х кооперативов, союзов этих кооперативов) соответствующие хотя бы одному из следующих условий:
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб.;
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.
  • если организация (за исключением органа гос. власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также ГУ и МУ) представляет и / или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

Организации, обязанные проводить аудит бухгалтерской отчётности в силу иных законов:

  1. Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (ст. 88 закона «Об акционерных обществах»).
  2. Кредитная организация (ст. 42 закона «О банках и банковской деятельности»).
  3. Страховая организация (ст. 29 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
  4. Общество взаимного страхования (ст. 22 закона «О взаимном страховании»).
  5. Клиринговая организация (ст. 5 закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»).
  6. Организатор торговли (ст. 5 закона «Об организованных торгах»).
  7. Негосударственный пенсионный фонд (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
  8. Акционерный инвестиционный фонд (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
  9. Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
  10. Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»)

Источник: blcons.ru

Оцените статью
Добавить комментарий