Требования трудовой инспекции при проверке

Проверка Государственной Инспекцией Труда - Плановая Согласно ст. 9 Федерального закона № 294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и...

— Плановая
Согласно ст. 9 Федерального закона № 294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
— Внеплановая
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) Истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) Поступление в органы государственного контроля (надзора обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
— возникновение угрозы причинения вреда или причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;
— нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Плановые проверки трудовой инспекции

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

При инспекционной проверке должностное лицо ГИТ может уведомить о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ч. 3 ст. 360 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 357 ТК РФ должностное лицо государственной инспекции труда в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, имеет право в любое время суток при наличии удостоверения посещать в целях инспектирования организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц.

Согласно требованиям Федерального закона№ 294 от 26.12.2008 юридическое лицо уведомляются органом государственного контроля (надзора), не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора)

В приказе в обязательном порядке должны быть указаны:
1) Наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2) ФИО, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) Наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;
4) Цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) Правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

Проверка ГИТ (Государственной инспекции труда)


6) Сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) Перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
8) Перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения.

В случае необходимости или по письменной просьбе заявителя о сохранении в тайне автора обращения государственные инспекторы труда в ходе проверки обязаны соблюдать конфиденциальность сведений о заявителе.

Проверка может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в приказе (распоряжении) о проведении проверки.

Указанный приказ (распоряжение, или его заверенная копия) должен быть предъявлен лицом, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

В период проведения проверки или по предварительному письменному запросу в адрес работодателя государственные инспекторы труда вправе запрашивать и безвозмездно получать от работодателя или его представителя необходимую информацию, копии запрашиваемых документов, объяснения, необходимые для их работы. При этом проверяющее лицо вправе требовать для изучения копии только тех документов, которые относятся к предмету проверки.

Важно!
В соответствии со ст. 15 Федерального закона№ 294 от 26.12.2008 при проведении мероприятий по контролю должностные лица государственной инспекции труда не вправе изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки, превышать установленные сроки мероприятий по контролю.

Важно!
Проверка по охране труда проводится исключительно в рамках предмета и объекта проверки, обозначенных в распоряжении (приказе) о проведении проверки!

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

По результатам проведенной проверки должностное лицо ГИТ составляет акт установленной формы в двух экземплярах.
В акте указываются:
— Дата, время и место составления акта, наименование ГИТ;
— Дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие;
— Наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;
— Дата, время и место проведения мероприятия;
— Сведения о результатах мероприятия по контролю, в т. ч. о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которые возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
— Сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
— Подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется по¬средством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле государственной инспекции труда.

В случае обнаружения нарушения трудового законодательства немедленно составляется протокол об административном правонарушении (ст. 28.5 КоАП РФ), а работодателю предъявляется обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений (ст. 357 ТК РФ).
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, протокол об административном правонарушении может составляться в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
К административной ответственности за нарушения трудового законодательства, выявленные в ходе проверок ГИТ, могут быть привлечены как юридические лица, индивидуальные предприниматели, так и должностные лица.

В протоколе об административном правонарушении указываются (ст. 28.2 КоАП РФ):
— Дата и место его составления;
— Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
— Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие);
— Место и время совершения и событие административного правонарушения;
— Статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
— Объяснение руководителя или иного должностного лица работодателя, совершивших правонарушение (законного представителя), в отношении которых возбуждено дело;
— Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении руководителю или иному должностному лицу работодателя, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Руководителю или иному должностному лицу работодателя, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В предписании об устранении нарушений трудового законодательства проверяющее должностное лицо ГИТ:
— Перечисляет требования об устранении нарушений трудового законодательства, отмеченных в акте проверки, протоколе
— Указывает срок их устранения.
— К указанному в предписании сроку работодатель обязан предоставить письменную информацию по каждому пункту предписания об устранении нарушений или о принятых мерах по их устранению (эта информация может быть в виде соответствующего письма с приложением копии приказа, копии локальных актов с внесенными изменениями и дополнениями, подтверждающих устранение нарушений, а также платежные поручения, ведомости оплаты труда и т. д.)

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю.
В журнале учета мероприятий по контролю должностное лицо органа государственного контроля (надзора) производит запись о проведенном мероприятии по контролю, которая содержит сведения о:
— Наименовании органа государственного контроля (надзора)
— Дате
— Времени проведения мероприятия по контролю
— Правовых основаниях
— Целях
— Задачах
— Предмете мероприятия
— Выявленных нарушениях
— Составленных протоколах об административных правонарушениях
— Выданных предписаниях
— Фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю
— Подпись проверяющего.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия, делается соответствующая запись.
Составление протокола об административном правонарушении свидетельствует о наличии такого правонарушения.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1. о назначении административного наказания;
2. о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей!

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении может быть вынесено, например, в случае передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, в случае если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
Кроме того, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение о передаче дела судье, уполномоченному назначать административное наказание в виде дисквалификации.

Согласно делу об административном правонарушении рассматриваются не позднее, чем в 15-дневный срок со дня составления должностным лицом ГИТ протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Как правило, соответствующее дело об административном правонарушении рассматривает должностное лицо государственной инспекции труда, проводившее проверку, хотя закон не запрещает рассмотреть его другому должностному лицу ГИТ.

ОБЖАЛОВАНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ИНСПЕКТОРА
Работодатель в соответствии со ст. 361 ТК РФ может обжаловать действия государственного инспектора труда соответствующему руководителю по подчиненности, т. е. руководителю ГИТ в субъекте РФ, и (или) в суд:

1. Если государственный инспектор труда произвел проверку в Вашей организации с явными нарушениями, руководитель (его доверенное лицо) может обжаловать его решение на основании выданного этим инспектором предписания об устранении нарушений или/и постановлений о привлечении к административной ответственности.
Имейте в виду, что к таким нарушениям относятся:
— Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя инспекции труда;
— Требование документов, не относящихся к предмету проверки;
— Превышение установленных сроков проведения проверок;
— Непредставления работодателю акта проверки.
2. При несогласии работодателя с результатами проверки (выданным предписанием, вынесенным постановлением об административном правонарушении) или полученным ответом работник или работодатель в соответствии со ст. 361 ТК РФ может обжаловать действия государственного инспектора труда соответствующему руководителю по подчиненности, т. е. руководителю ГИТ в субъекте РФ, и (или) в суд.

При несогласии с действиями (решением) руководителя ГИТ в субъекте РФ решения могут быть обжалованы главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии. А в суд же можно обратиться в месячный срок со дня, когда стало известно о нарушении прав.
При рассмотрении обращения работника на любой стадии может возникнуть необходимость проведения дополнительной проверки работодателя с целью уточнения вновь выявленных обстоятельств. В связи с тем, что Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ обязывает проводить мероприятия по контролю на основании приказа (распоряжения), представляется, что должностное лицо ГИТ и в указанном случае также должно предъявить работодателю приказ о проведении дополнительной проверки.
По результатам проведенной дополнительной проверки должностное лицо ГИТ оформляет соответствующие документы.

Услуги Правовой защиты

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

Источник: otrude.ru

КАК ГИТ БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В 2021 ГОДУ?

В данной статье вы найдете информацию о нововведениях в проведении проверок государственной инспекции по труду, а также можете скачать базу чек-листов для самопроверки вашей компании.

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (за исключением некоторых положений). Это означает, что проверки будут проходить по новым правилам.

Документ взял новый курс — на профилактику и предупреждение нарушений.

Обновленные требования коснутся почти всех надзорных органов, в том числе и ГИТ, и пожарной инспекции, и Роспотребнадзора, и Ростехнадзора.

Какие изменения произойдут?

Документ изменил срок проведения документарной и выездной проверок. С середины 2021 года он не может превышать 10 рабочих дней. Для сравнения, на данный момент установлен максимум — 20 рабочих дней.

Новый закон установил новые формы проведения контролирующих мероприятий:

  1. Инспекционный визит: осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов.

С 1 июля контролирующие органы смогут заменить запланированные проверки на инспекционные визиты, которые длятся не более 1 рабочего дня. Внимание: такая форма проверки не предполагает заблаговременного уведомления работодателя: визиты будут внезапными!

  1. Мониторинговую закупку товара или заказ работ/услуг для проведения испытания, экспертизы, исследования для проверки соответствия требованиям к безопасности и качеству.
  2. Выборочный контроль.
  • Все проверки будут фиксироваться онлайн

Все действия контроллеров в рамках проверок будут отражаться в специальных информационных ресурсах.

Система поможет отследить правомерность надзорных мероприятий, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).

Это означает, что, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).

Новый закон предусмотрел механизмы, с помощью которых можно сократить количество проверок.

К примеру, компания может быть освобождена от проведения плановых проверок, если заключить договор страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ).

  • Мониторинг вместо плановых проверок

Еще один способ снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий, который предлагает закон, — мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и надзорным органом.

Мониторинг предполагает автоматическую фото- и видеосъемку на объекте компании, при котором собранные материалы направляются контролирующему органу. А лицо, находящееся под таким контролем, будет освобождено от плановых проверок (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

Кого проверит ГИТ в 2021?

Как установило постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, продление моратория на проверки коснулось в 2021 году не всех, а только малых предприятий.

Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.

Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме того, уточняется, что запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по статье 28.7 КоАП.

Таким образом, инспектор ГИТ имеет право провести расследование при установлении нарушений трудового законодательства.

Напомним: для начала расследования достаточно только информации, указывающей на него: например, обращение работника.

При этом, инспекторы не обязаны уведомлять работодателя, а также согласовывать проведение расследования с прокуратурой.

Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.

Например: Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила ее результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).

Что проверит ГИТ в 2021?

При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.

Плановые проверки проводятся на основе чек-листов — это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2020 г.).

Однако не все чек-листы утверждены на данный момент: например, Ростехнадзор пока не утвердил чек-лист по сосудам под давлением

Напоминаем, плановые проверки трудинспекция проводит:

  • 1 раз в 2 года — компании из категории высокого риска
  • 1 раз в 3 года — организации, которым присвоена значительная категория риска
  • 1 раз в 5 лет — компании со средним риском
  • 1 раз в 6 лет — предприятия из категории с умеренным риском

Все чек-листы можно найти в открытом доступе и подготовиться заранее к проверке, проведя аудит по соответствующему вашей деятельности списку вопросов. Мы собрали для вас базу всех чек-листов ГИТ, ее можно скачать по ссылке ниже.

Скачайте полную базу чек-листов ГИТ!

Все документы — в редактируемом формате: вы сможете использовать их в работе и самостоятельно проверить свою организацию перед проверкой! Заполните форму, чтобы получить доступ к базе:

Обращаем внимание:

При проверке создания и функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) — чек-лист № 31, Роструд поставил задачу проверять не только наличие у работодателя Положения о СУОТ, но и присутствие в Положении разделов из п. 8 Типового положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776Н), разработанных в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, а именно:

  1. политика работодателя в области охраны труда;
  2. цели работодателя в области охраны труда;
  3. обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
  4. процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее — процедуры), включая:
  • подготовку работников по охране труда;
  • организацию и проведение оценки условий труда;
  • управление профессиональными рисками;
  • организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников;
  • информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
  • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
  • обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
  • обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.
  1. планирование мероприятий по реализации процедур;
  2. контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
  3. планирование улучшений функционирования СУОТ;
  4. реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  5. управление документами СУОТ.

Если инспектор выявит несоответствие требованиям охраны труда в Положении о СУОТ, в том числе Типовому положению, то это приравнивается к отсутствию у работодателя СУОТ.

За не обеспечение функционирования системы управления охраной труда на своем предприятии, на организацию могут наложить штрафы по статье 5.27.1 КоАП.

  • для должностного лица – до 5 000 рублей ;
  • для организации – до 80 000 рублей .

Отметим, что штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному мероприятию несколько раз.

Например, если в Положении нет раздела об обеспечении средствами индивидуальной защиты (СИЗ), то организацию могут оштрафовать согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП, а если работникам не выдаются СИЗ, то штраф будет соответствовать части 4 статьи 5.27.1 КоАП.

Штрафы по части 4 статьи 5.27.1 КоАП:

  • для должностного лица – до 30 000 рублей ;
  • для организации – до 150 000 рублей .

Кроме того, при проведении плановой проверки Роструд отметил необходимость применения Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования СУОТ Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ (приказ Роструда 21 марта 2019 г. № 77).

Внеплановые проверки ограничены рамками запроса (жалобы), инспектор может проверить документы по теме проверки, которые касаются определенного сотрудника.

Если же запрос на нарушение прав был отправлен с пометкой о неразглашении своего имени работодателю, что позволяет сделать статья 358 ТК РФ, тогда сотрудник ГИТ может запросить документы на нескольких работников, чтобы сохранить имя, направившего запрос, в тайне.

Как будет проверяться соблюдение новых правил по охране труда

Напомним, что с 1 января вступили в силу 38 новых правил по охране труда, еще два ПОТ начнут действовать чуть позже. Так, ранее действующие правила признаны утратившими силу. Однако утратившие силу ПОТ до сих пор включены в проверочные листы.

Роструд рассказал, что с 1 января 2021 года инспекторы не вправе проверять исполнение требований правил по охране труда, утративших силу (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15 января 2021 г. № 57-ТЗ).

Но, если в ходе проверки было выявлено нарушение новых ПОТ, инспектор вправе инициировать внеплановую проверку.

Ознакомиться с письмом № 57-ТЗ можно здесь

Не забывайте:

если не выполнить требования трудовой инспекции и не предоставить документы на проверку, организации грозит административная ответственность по части 1 статьи 19.4, части 1 статьи 23.1 КоАП:

  • штраф должностному лицу в размере от 2 000 до 4 000 рублей

Проверку можно упростить

Подготовиться к проверке и удостовериться, что в вашей компании все в порядке, поможет экспертное мнение.

Обратитесь к специалистам SRG-ECO для получения бесплатной консультации по проверкам государственной инспекции труда в вашей отрасли:

Источник: srg-eco.ru

Готовимся к проверке трудовой инспекции (ГИТ)

Готовимся к проверке трудовой инспекции (ГИТ)

Исполнительный директор Института Охраны Труда «Бизнес-Консалт»

Узнать о предстоящей проверке можно ознакомившись с планом проверок на текущий год, который публикует региональная прокуратура на своем сайте. Кроме того, не позднее, чем за три рабочих дня инспекция должна прислать уведомление о предстоящем контрольном мероприятии. О внеплановой проверке сообщают за 24 часа до ее начала. При этом проверяющие заранее сообщают, какой перечень документов они хотят увидеть у работодателя. Если же поводом для визита инспекторов стала жалоба работника, то контролеры явятся неожиданно.

Обычно под удар попадают организации, в которых не все в порядке с охраной труда. Например, произошел несчастный случай. Это повод включить компанию в план проверок на следующий год.

Больше всего проблем возникает с обучением и инструктажами по охране труда. Наличие журналов регистрации инструктажей и учета обучения — обязательное требование по охране труда. Журналы должны быть аккуратно и вовремя заполнены. Проверьте, возможно, некоторым работникам нужно провести очередной инструктаж или проверку знаний по охране труда.

Еще одна проблемная зона многих организаций — средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ). Одного их наличия недостаточно. СИЗ должны иметь действующий срок годности и сертификат соответствия ГОСТу, а также учитывать специфику выполняемых работ.

При проверке у работодателей часто возникают проблемы из-за того, что не проведена специальная оценка рабочих мест. Распространено ошибочное мнение о том, что не нужно аттестовывать офисных сотрудников, работающих исключительно за компьютером. Если работник проводит за компьютером более 50 процентов рабочего времени, то аттестация такого рабочего места обязательна. При наличии аттестации проверьте, все ли указанные в ней мероприятия по улучшению условий труда были реализованы.

Можно выделить несколько типичных нарушений, за которые чаще всего наказывают работодателей:

  1. Нет Журнала регистрации вводного инструктажа;
  2. Инструктаж проходят работники только производственных подразделений;
  3. Нет программ инструктажей;
  4. Не ведется Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
  5. Работников не обучают охране труда перед началом работы;
  6. Не ведется перечень работников, которые освобождены от первичного инструктажа на рабочем месте;
  7. Проводится только целевой инструктаж, когда необходимо полное обучение правилам охраны труда;
  8. Нет инструкций по охране труда;
  9. Не создана комиссия по проверке знаний работников по охране труда;
  10. Руководители и специалисты не проходят проверку знаний по охране труда
  11. Повторный инструктаж проводится с нарушением сроков;
  12. Нет приказов, которые регламентируют обучение и проверку знаний по охране труда.

Какие документы затребует инспектор

Придя в организацию, инспектор может потребовать обширный перечень документов:

  • Приказ о назначении ответственного по охране труда (организации или специалиста по охране труда), ответственного за электрохозяйство;
  • Приказ о возложении обязанностей по проведению инструктажей по технике безопасности, по пожарной безопасности;
  • Перечень действующих инструкций по охране труда (по профессиям, должностям и видам работ);
  • Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения инструктажа на рабочем месте;
  • Перечень профессий и должностей работников из числа неэлектротехнического персонала, которым необходимо присвоение группы I по электробезопасности;
  • Перечень профессий и должностей электротехнического персонала, которому необходимо иметь группу по электробезопасности не ниже II (ответственный за электрохозяйство, инженер-электрик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования и т.д.);
  • Перечень работ с повышенной опасностью;
  • Перечень рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • Перечень профессий и должностей работников, которым полагается бесплатная специальная одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты (с указанием вида средств, нормы их выдачи, сроков носки);
  • Перечень профессий и должностей работников, которым полагается бесплатная выдача смывающих (обезвреживающих) средств;
  • Список контингентов и поименный список работников, которые обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);
  • Правила внутреннего трудового распорядка учреждения, положение о премировании;
  • Должностные инструкции работников (в том числе, с указанием их обязанностей по охране труда) согласно штатному расписанию;
  • Положение об организации работы по охране труда;
  • Программа вводного инструктажа по охране труда;
  • Программы проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте для профессий, должностей и видов работ;
  • Инструкции по охране труда для профессий, должностей и видов работ;
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности в учреждении;
  • Программа проведения инструктажа с неэлектротехническим персоналом образовательного учреждения для присвоения группы I по электробезопасности;
  • Программы обучения мерам пожарной безопасности работников учреждения;
  • Программы обучения по охране труда для профессий, должностей и видов работ;
  • График проведения проверки знаний по результатам обучения по охране труда;
  • Экзаменационные билеты (контрольные вопросы, тесты) для проверки знаний требований охраны труда по результатам обучения;
  • Удостоверения о проверке знаний требований охраны труда работников и протоколы проверки знаний по охране труда;
  • Удостоверения о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках (для электротехнического персонала — например, для ответственного за электрохозяйство, инженера-электрика, электромонтёра по ремонту и обслуживанию электрооборудования и т.д.);
  • Удостоверения о проверке знаний пожарно-технического минимума;
  • Акты о расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний, материалы расследований;
  • Личные карточки учета выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, сертификаты;
  • Личные карточки учета выдачи смывающих (обезвреживающих) средств, сертификаты;
  • График проведения периодических медицинских осмотров;
  • Заключительные акты по итогам медицинских осмотров, наличие медосмотров при приеме на работу, персонал, подлежащий медосмотрам, определяется по результатам спец.оценки;
  • Документацию по специальной оценке рабочих мест по условиям труда;
  • График и журнал проведения 3-ступечатого контроля за состоянием охраны труда;
  • Комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности учреждения;

Кроме того, госинспектор, скорее всего, проверит:

Госинспектор, возможно, обойдет производственные помещения и проверит их на соответствие иных нормативных документов, содержащих требования охраны труда см. КоАП! И здесь Вы отдуваетесь по требованиям промышленной, пожарной безопасности, экологии и т.д.

В организации должен вестись журнал учета проверок, в котором делаются записи о всех контрольных мероприятиях. Если возникнут разногласия, он поможет работодателю, например, доказать, что плановая проверка у него уже проводилась.

Настоящий перечень не является окончательным и полным, так как нормативная база в сфере охраны труда постоянно меняется и наличие на предприятии обычного специалиста по ОТ не панацея от проверок ГИТ.

В РФ уровень компетенции специалистов по охране труда и промышленной безопасности чрезвычайно низок. Основные причины:

  • Низкая заработная плата по всем отраслям;
  • Большой объем работы — при полном отсутствии административных прав;
  • Отсутствии на современном этапе заинтересованности и понимания задач охраны труда Работодателям.

В данной сфере работают в основном самоучки, не имеющие зачастую, даже курсов переподготовки и технического образования.

На наш взгляд подготовить предприятие к проверкам и минимизировать штрафы может только компания, имеющая в штате большой круг специалистов в различных сферах техносферной безопасности, экспертов и юристов, которые способны обеспечить защиту Вашего предприятия.

Источник: delovoymir.biz

Оцените статью
Добавить комментарий