Трудовая деятельность детей это

“Труд – естественная форма активности ребенка.” Воспитатель МДОУ д/с “Дубравушка” г.Балашова Саратовской обл. “Труд – естественная форма активности...
Содержание

Воспитатель МДОУ д/с “Дубравушка” г.Балашова Саратовской обл.

“Труд – естественная форма активности ребенка.”

Труд – естественная форма активности ребенка.

Трудовое воспитание дошкольника имеет большое значение для всестороннего развития. Основным принципом трудового воспитания ребенка уже в младшем возрасте должен быть такой: не делать за него то, что он может сделать сам. Самообслуживание – это начало трудового воспитания дошкольника.

Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к труду является период от 2,5 – 3 лет . В это время малыш активно осваивает окружающий мир. Ребенок этого возраста с огромным удовольствием подражает действиям взрослых. Поэтому ребенок стремится «помыть пол», «приготовить обед», «вымыть посуду».

Не стоит отказываться от помощи ребенка, даже если он на данном этапе мешает, а не помогает. Если в этом возрасте не оттолкнуть ребенка и не отправить его играть, вместо помощи по дому, то лет в пять ребенок сможет приготовить несложное блюдо, а четырехлетний малыш будет в состоянии пропылесосить комнату.

Трудовая деятельность.

В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.

Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (туалетом, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

В детсаду — дежурство по столовой, в зеленом уголке т.д. И важно не заставлять, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, напористо, постепенно. Принуждение к труду может вызвать у него протест. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.

Хозяйственно-бытовой труд – Именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания. Развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.

Обратите внимание, как, понаблюдав за мамой на кухне, девочки в игре начинают и сами «варить борщ», а мальчики старательно «делают ремонт автомобиля». Такая игра — первая школа приобретения трудовых умений и навыков, которые впоследствии будут усовершенствоваться.

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку работать, а вместе с ним приучаем заботиться о других людях, формируя благородные желания. Приучать детей к выполнению любых бытовых дел нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной жизни. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию.

Почтительность, доброе слово или поощрительная улыбка пробуждает в душах малышей внимательное и благодарное отношение к труду. Поэтому так важно позитивно оценивать даже незначительные успехи в определенной работе ребенка, показывать малышу эстетику труда.

Приглашаем к размышлению О воспитании трудом

Труд в природе – Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.

Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. Детские сады имеют природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут освоить трудовые навыки. Дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. В уголках природы живут морские свинки, птички, имеются аквариумы с рыбками. Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью животных и освоения навыков по уходу за ними.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.

Ручной труд – «Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел». «Источник способностей и дарований детей — на кончиках их пальчиков». « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (Василий Сухомлинский)

Самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка.

Различные поделки из пластилина и глины. Разнообразие материала многообразно в наше время. В магазинах есть готовые наборы для творчества детей.

Значительный интерес и заинтересованность у старших дошкольников вызывает ажурное вырезание из бумаги. Дети с удовольствием учатся вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз, радуются созданным собственными руками салфеткам и снежинкам. С помощью специальных инструментов можно сделать заготовки для аппликаций.

Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная наша цель — заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь изделие).

Что же происходит у детей в процессе трудовой деятельности?

  1. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели.)

2.Участие в трудовой деятельности способствует общению детей со сверстниками и взрослыми, развиваются индивидуальные способности.

3.Проявляется уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.

В среднем дошкольном возрасте совершенствуются навыки, которыми дети овладевали в младшем возрасте. Но большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приемов и систематическом контролем за действиями детей со стороны взрослых. В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам.

Задачи трудового воспитания ребенка настолько разносторонни, что для их успешного решения необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, родителей и воспитателей.

Ваш малыш не любит трудиться?
Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.
Самые частые ошибки родителей:
– Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка. «Отойди, ты все испортишь», – постоянно слышит малыш. Ирония и пренебрежение отобьет охоту даже у взрослого, что же говорить о малыше
– Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами – даже то, что малыш в состоянии сделать сам.
– Приучение к труду силой. Не часто, но все же, случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду.
– Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом». Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.

  1. Не запрещайте ребенку помогать вам.

Наоборот, выразите радость и дайте понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. Когда ребенок справится , обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так. Понятно, что взрослым проще и быстрее сделать все самим, но дайте ребенку возможность ощутить свою полезность.

  1. Превратите домашнюю работу в игру.

Если вы не хотите напрочь отбить желание ребенка вам помогать – не заставляйте его. А просто превратите домашнюю работу в игру. Вариантов много. Можно устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т.д. Можно приобщать к выполнению работы игрушки: мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль.

Еще вариант – придумать небольшую сказку про мытье посуды или вытирание пыли. Возможно, вы придумаете свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.

  1. Еще одно очень важное правило – доверьте ребенку выполнять определенные вещи.

Пусть у каждого в семье будут распределены обязанности. Дайте малышу почувствовать себя полноценным помощником. Пусть в его обязанности будет входить уборка игрушек, полив цветов и т.д. Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность, и не будет отказываться от работы.

  1. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите.

Многие взрослые привыкли, что их понимают с полуслова. Не ждите этого от детей. Если вы тяжело вздыхаете и говорите, что вам тяжело одной все делать по дому, не ждите, что ребенок сам догадается вам помочь. Нужно четко сформулировать, какую помощь вы хотите получить от ребенка. Не ругайте ребенка, если он не понимает, что вы хотите. Попробуйте объяснить еще раз.

Очень важно не повышать голос, не говорить приказным тоном, а спокойно просить ребенка о конкретной помощи. Очень хорошо, если вы предложите ребенку сделать что-то вместе. Можно предлагать ребенку выбор: «Ты будешь мыть посуду или вытирать пыль?» Чтобы ребенок понимал обязательность домашней работы, но имел право выбора.

  1. Самое главное – не забываем хвалить ребенка!

Многие родители совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения: вымоешь посуду – куплю мороженое, польешь цветы – пойдем на аттракционы.

Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение.

Надо приучать малыша к тому, что помогая вам, он приносит пользу близким людям. Он должен испытывать гордость за то, что может самостоятельно выполнять какое-то задание. Постарайтесь малышу давать задания, которые у него лучше получаются.

  1. И последнее – не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.

Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно.

Наблюдая за работой родных, слушая рассказы о работе, малыш должен усвоить, что все люди работают, делают машины, продают хлеб, молоко в магазинах и т.д.

Задачи трудового воспитания ребенка настолько разносторонни, что для их успешного решения необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, родителей и воспитателей.

Одним из путей духовного обогащения личности ребенка является ознакомление с трудом взрослых.

Именно в дошкольном возрасте формируется интерес к труду и желание делать полезное дело. Поэтому так важно, чтобы в этот период ребенок перевоплощался в строителя, учителя, доктора, архитектора … И, пожалуй, наилучший тот врач, который еще в детстве заботливо лечил котенка, птенца или дерево.

Открывая детям мир взрослых профессий, желательно формировать полноценные понятия о содержании, особенности, общественной значимости работы людей различных специальностей.

Для уточнения и закрепления представлений, полученных малышами в наблюдениях за трудовыми действиями представителей разных профессий, предлагаем родителям поиграть со своими детьми. Это можно сделать в транспорте или по дороге в детский сад, в магазине, или даже на кухне, готовя ужин или просто в любую свободную минуту.

Цель: Формировать понятия о действиях людей разных профессий.

Цель: Формировать понятия ребенка о домашних обязанностях. Воспитывать ответственное отношение к труду.

Цель: Знакомить детей с профессиями своих родных.

«Кто больше назовет?»

Цель: Закреплять названия профессий.

«Угадай кто это?»
Цель: формировать представления детей о многих профессиях, учить различать их. Определять, чем они полезны?

«Что делают этим предметом?»
Цель: учить детей подбирать слова, указывающие на выполняемое предметом действие, и кто использует тот или иной предмет.
Для эмоционального восприятия и более глубокого осмысления необходимо читать ребенку стихи, которые побуждают его к труду.

“Труд – естественная форма активности ребенка.”

  • ← Использование инновационных технологий по речевому развитию в работе с детьми старшего дошкольного возраста
  • 9 мая. Викторина: «Нам не дано забыть!» (для начальной школы) →

Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai

Вопрос № 21. Виды и формы организации детского труда в дошкольной организации и семье.

Отличительные особенности детского и взрослого труда. Направления трудового воспитания в дошкольном образовании. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых и организация относительно самостоятельной трудовой деятельности дошкольников. Виды труда дошкольника, их специфика, значение и возможности включения детей разных возрастных групп.

Формы организации труда дошкольников. Структура трудовой деятельности ребенка. Требования к организации детского труда: систематичность, посильность рабочей нагрузки, правильный подбор оборудования для труда, учет интересов и склонностей детей, единый подход со стороны детского сада и семьи.

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста, так как в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Мера участия педагога в организации и реализации трудовой деятельности ребенка определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, их общим развитием, наличием соответствующих способностей.

Трудовая деятельность — это осознанная целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира
для удовлетворения потребностей личности или общества,
в том числе для производства товаров или оказание услуг

Трудовое воспитаниедошкольников — это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность
(Логинова В.И., Нечаева В.Г.).

Специфика детского труда

— ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей;
— труд детей носит ситуативный и необязатель­ный характер, а у взрослого – нормированный рабочий день и должностная инструкция;
— если ребенок устал, нездоровится или потерял интерес к труду, то он прекращает трудиться, а взрослый продолжает, преодолевая эти состояния силой воли;
— взрослый за труд получает материальное вознаграждение, а ребенок – моральное;
— трудовые действия ребенка иногда носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;

— трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой: выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот.
— трудовая деятельность дошкольника находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
— в процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и умения, а навыки, помогающие ребенку стать независимым, самостоятельным;
— при оценке результата труда ребенок сконцентрирован на количестве вложенных усилий, а не на качестве выполненной работы.

Цель трудового воспитания дошкольников – формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности

Задачи трудового воспитания дошкольников ( В.И. Логинова В.Г. Нечаева ):

1 — воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда;
2 — развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное усложнение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, быстро;

3 — формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, привычка к трудовому усилию, заботливость, ответственность, бережливость, умение экономно расходовать материалы, готовность помочь;
4 — развитие навыков организации работы: умение заранее готовить все необходимое и убирать на место инструменты и мусор после работы;
5 — воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми: умение работать согласованно, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

Виды труда. Формы организации труда детей. Методы педагогического руководства трудовой деятельностью детей.

Содержание трудового воспитания дошкольника включает в себя 2 группы: 1 — ознакомление детей с трудом взрослых; 2 – виды труда дошкольника (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд детей в природе, ручной труд.)

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Пути организации бытового труда взрослых, при котором дети используют примеры поведения взрослых: показ разнообразного труда взрослых и объяснение его значения; и непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.

Наблюдения за трудом взрослых имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, приобретает коллективный характер. Это позволяет шире использовать труд как средство нравственного воспитания детей: формирования настойчивости и целеустремленности, понимания необходимости труда в жизни людей и уважения к нему, положительных взаимоотношений в процессе коллективной трудовой деятельности

В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно бытовой труд, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате, и на участке.

Этот труд как, не какой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правело, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу.

Хозяйственно- бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех.

Постоянное выполнение подобных дел; особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, няне маме.) способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а в месте с тем коллективистических начал личности дошкольника. Он создает больше возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например: участие в наведении порядка в групповой комнате.) предварительного его планирования; умения подобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу хорошо и своевременно. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда.

Хозяйственно-бытовой труд в детском саду разнообразен по содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке. В работе с детьми шестого года жизни уделяет большое внимание дальнейшему расширению процессов хозяйственно – бытового труда: во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няни убирать со стола посуду. Повышаются требования к правильному пользованию предметами домашнего обихода, оборудованием труда.

Хозяйственно – бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности, организованности, понимание необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему, воспитание положительности, организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей, уважение к нему, воспитание положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности.

Активное участие детей седьмого жизни в хозяйственно – бытовом труде осуществляется одновременно в двух направлениях: через коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнения поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели деятельности, полезной окружающим. Скажем, навести порядок на веранде у малышей, подмести на их участке площадку, Можно предложить детям помочь взрослым навести порядок в групповой комнате, спальне, стереть пыль со шкафов.

Труд в природе требует от известного круга знаний о жизни растений и животных, умения контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Он складывается из процессов кормления животных, чистки их клеток, поливки и мытья растений, поддонников, рыхления почвы, посадок, посева и т.д.

Этот вид труда характеризуется тем, что, с одной стороны, он направлен на удовлетворение потребностей детей, группы в целом, с другой – на охрану природы. Дети приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопаты, грабли, лейки и т.д.), учатся добиваться результатов, учитывать далекую цель. Труд в природе в последующем перерастет в один из видов производительного труда. В этом его особое значение.

Ручной труд появляется в старшей группе. Дети изготовляют из бумаги игрушки, коробочки, пакетики для сбора семян, ремонтируют книги, сколачивают или изготовляют простейшие игрушки из дерева и других материалов. Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой, пилой-ножовкой, клещами, молотком, а также знания материалов.

Поэтому он вводится после того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых. По словам Крупской Н.К., он формирует у ребенка политехнические подходы к материалам, инструментам; дети учатся отбирать материалы с учетом их свойств. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготовлять вещи по рисунку и т.д. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка.

В дошкольных учреждениях используются две формы организации самостоятельного труда детей:

1 — индивидуальный труд (поручения и дежурства);

2 — коллективный или совместный труд.

Задачи воспитателя – максимально реализовать их возможности в целях воспитания детей.

Индивидуальный труд осуществляется с различными целями. Наиболее часто он организуется воспитателем в тех случаях, когда кто-то из детей не мог участвовать в обучающем занятии или в силу индивидуальных особенностей не освоил тот или иной трудовой процесс. Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить ребенка выполнять его в целом или наиболее трудную его часть.

Коллективный труд возможен уже в дошкольном возрасте. Коллективному труду свойственны следующие особенности: общая цель, разделение труда между работающими, коллективный результат труда, общая ответственность за него участников труда, зависимость участников друг от друга. Именно в коллективном труде возникают объективные условия для воспитания детей: для появления взаимопомощи, взаимной требовательности, ответственности, добросовестности и т.п.

Наиболее простая разновидность организации коллективного труда – общий труд, который характеризуется объединением детей в двух элементах: общая цель и общий результат труда. Процесс же труда протекает как индивидуальный. Например, каждый ребенок протирает по одному растению, а общий итог – все растения чистые. Обобщение результатов в единый результат труда дает возможность каждому почувствовать себя членом работающего коллектива, понимать зависимость результата труда от работы каждого. Однако введение общего труда возможно, когда дети уже владеют соответствующими трудовыми процессами.

Совместный труд – более сложная разновидность коллективного труда – предполагает достижение коллективного результата труда проведения последовательных трудовых действий над объектом труда, который переходит от одного участника труда к другому. Каждый участник выполняет лишь одно действие и, достигнув промежуточный результат, передает объект труда другому. Детей объединяет общая цель труда, факты приемки и сдачи изделия, общий результат, который объединяет усилия всех. Совместный труд дает возможность почувствовать важность совместных усилий, необходимость общего темпа, качества выполнения своей части труда каждым его участником.

Совместный труд применяется в старшем дошкольном возрасте. Он требует хорошего знания структуры трудового процесса, знания количества и последовательности трудовых действий, требований к промежуточным и конечному результату, сформированного умения выполнять все компоненты трудового процесса.

Методы педагога в руководстве трудом детей должны быть направлены на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее исправить, оказать необходимую помощь. При таких приемах педагогического руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту перехода в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

Мера участия педагога в организации и реализации трудовой деятельности ребенка зависит от :

1. От возрастных и индивидуальных особенностей детей

2. От наличия соответствующих трудовых умений

3. От сложности трудовой деятельности

4. От объема работы

5. От наличия соответствующих трудовых умений

Педагогические условия организации
трудовой деятельности детей
1 — У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, если выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах .
2 — Для того, чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу: создавать мотивацию предстоящей деятельности, меньше критиковать, больше хватить детей, подчеркивая важность и нужность их помощи, а также их ловкость, силу, скорость, слаженность работы и умение помогать друг другу и т.п
3 — Педагог должен строго соблюдать нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допускать их перегрузки и переутомления.
4 — До того, как дети утомились, необходимо провести обсуждение процесса и результатов труда.
5 — Проводить инструктаж по ТБ: обращать внимание на правильность использования инструментов и орудий труда.

Источник: megaobuchalka.ru

Презентация, доклад Трудовая деятельность детей дошкольного возраста

АКТУАЛЬНОСТЬ Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Воспитание подрастающего поколения трудолюбивым, всегда было первостепенной задачей всех образовательных учреждений.

  • Главная
  • Детские презентации
  • Презентация Трудовая деятельность детей дошкольного возраста

Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Улыбка» «Трудовая деятельность детей дошкольного

Подготовила : СНЕГОВА Л.Е. –
воспитатель высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Улыбка» «Трудовая деятельность детей дошкольного возраста»

Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего

развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Воспитание подрастающего поколения трудолюбивым, всегда было первостепенной задачей всех образовательных учреждений.
Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Трудолюбие наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно – познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
ЦЕЛЬ — раскрыть сущность и особенности трудовой деятельности дошкольников.

АКТУАЛЬНОСТЬ Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с

Слайд 3АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал,

что любой труд делает человека творческим, более радостным, умным, культурным, образованным.
А.С. Макаренко делал акцент на то, что для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.
По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.
Ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности все еще остается недостаточно разработанной.

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВВ.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека творческим,

Слайд 4ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Труд — это могучий воспитатель,

в педагогической системе воспитания (А.С. Макаренко).
Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду, как основной жизненной потребности, через формирование привычки к труду путём включения личности в активную трудовую деятельность.
Трудовая деятельность — это деятельность, направленная на развитие у детей обще-трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важным средством воспитания, умственного развития и имеет особое значение для формирования нравственных качеств.
Трудовое воспитание и трудовая деятельность является необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей.

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания (А.С. Макаренко).

Слайд 5
ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудовой деятельности

ознакомление с трудом взрослых и воспитывать уважение к нему.
обучение простейшим трудовым умениям и навыкам.
воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности.
воспитание общественно — направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудовой деятельности детей: ознакомление с трудом взрослых и

Слайд 6Задачи трудового воспитания дошкольников (Л. В. Куцакова)
ЦЕЛЬ – ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОССЫЛОК ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ

Формирование трудовых навыков

Формирование компонентов деятельности

Формирование общественных мотивов труда

формирование интереса к труду взрослых
воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда
воспитание стремления оказывать посильную помощь

воспитание личностных качеств

воспитание положительных взаимоотношений между детьми

Задачи трудового воспитания дошкольников (Л. В. Куцакова)ЦЕЛЬ – ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОССЫЛОК ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Слайд 7″Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений,

которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы:

1-я младшая группа — Начинается приобщение детей к трудовой деятельности, основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.
2-я младшая группа — Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
Средняя группа — Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно — бытового труда и самообслуживания.
Старшая группа — Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
Подготовительная группа — Сформированные навыки и умения совершенствуются.

Слайд 8ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Самообслуживание
Общественно – полезный труд
Ручной труд
Труд в природе

Труд направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей

Направлен на уборку групповой комнаты, участка

Направлен на уход и выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.

Направлен на поддержание порядка в группе: подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и т.д

ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СамообслуживаниеОбщественно – полезный трудРучной труд Труд в природе Труд направленный на удовлетворение повседневных личных

Слайд 9Самообслуживание

Самообслуживание

Слайд 10Общественно –
полезный
труд

Общественно – полезныйтруд

Слайд 11Труд в природе

Труд в природе

Слайд 12Ручной труд

Ручной труд

Слайд 13ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОРУЧЕНИЯ
ДЕЖУРСТВА
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД
Индивидуальные
Подгрупповые
Коллективные
Общие
Индивидуальные
Подгрупповые
Обязательные
систематичные

По столовой,
занятиям
Эпизодические
Длительные
Отсроченные по времени

По
столовой,
занятиям,
в уголке

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПОРУЧЕНИЯДЕЖУРСТВАКОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУДИндивидуальныеПодгрупповыеКоллективныеОбщие ИндивидуальныеПодгрупповыеОбязательныесистематичныеПо столовой,занятиямЭпизодическиеДлительныеОтсроченные по времениПо столовой,занятиям,в уголке природы В старшейподготов.Со среднейгруппыОбщий трудСовместный труд

Слайд 14ДЕЖУРСТВА — форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы,

направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

ДЕЖУРСТВА - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно

Слайд 15ПОРУЧЕНИЯ — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким

детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело.

ПОРУЧЕНИЯ - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные

Слайд 16КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД — коллективной можно назвать такую форму организации труда, при

которой дети наряду с трудовыми задачами решают и нравственные: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.

ТРУД «ОБЩИЙ» — при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно (объединяет общее задание и общий результат). 1
ЦЕЛЬ 2 РЕЗУЛЬТАТ
3

ТРУД «СОВМЕСТНЫЙ» — наличие тесной зависимости от партнеров, темпа и качества деятельности.
Цель, как и в общем труде — единая.

ЦЕЛЬ 1 2 3 РЕЗУЛЬТАТ

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми задачами

Слайд 17Не каждый общий и даже не каждый совместный труд — коллективный.


Но каждый коллективный труд —
общий и совместный.

Не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд - общий

Слайд 18КОМПОНЕНТЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОМПОНЕНТЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 19СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Собственная трудовая деятельность детей;
Обучение трудовым навыкам и организации

труда;
Ознакомление с трудом взрослых;
Организация трудовой деятельности;
Художественные средства: художественная литература, музыка, произведения изобразительного искусства, мультфильмы

СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯСобственная трудовая деятельность детей; Обучение трудовым навыкам и организации труда; Ознакомление с трудом взрослых; Организация

Слайд 20СПЕЦИФИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую

задачу, дети часто переключаются на игру.

Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми.
В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого и самостоятельным.

Труд детей не имеет настоящего материального
вознаграждения.
Труд ребенка носит ситуативный необязательный характер.
Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

СПЕЦИФИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКАТруд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на

Слайд 21УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Создание эмоционально – положительной трудовой атмосферы.
Организация материальной среды

и трудового оборудования.
Учет индивидуальных интересов.
Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.
Учет нагрузки, состояния здоровья, способностей ребенка.
Создание мотивации и трудовой деятельности.
Для развития способности ставить цель в трудовой деятельности важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками.
При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится.
Необходимо хвалить и поощрять трудовую деятельность ребенка.
Трудом нельзя наказывать.
Воспитатели должны оказывать родителям необходимую помощь в организации трудовой деятельности их воспитанников дома.
Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСоздание эмоционально – положительной трудовой атмосферы.Организация материальной среды и трудового оборудования.Учет индивидуальных интересов.Систематическое включение

Слайд 22ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы сказать, что процесс

развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Ведь трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества.
Самой главной особенностью детской трудовой деятельности является то, что, несмотря на наличие в ней всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии
развития и обязательно предполагают участие и
помощь взрослого. Поэтому роль воспитателя
в развитии трудовой деятельности дошкольника
является самой важной.
Развитие трудовой деятельности
дошкольников будет успешно осуществляться,
если при ее трудовой деятельности ребенка
будут соблюдены все условия.

Источник: shareslide.ru

Оцените статью
Добавить комментарий