Св-во о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС 77 — 70357 от 13.07.2017 г.(скачать) Возрастная категория 0+
Каталог публикаций
- Дошкольное образование
- Начальное и основное общее образование
- Среднее профессиональное образование
- Обмен педагогическим опытом
- Детские исследовательские проекты и работы
- Работы опубликованные до октября 2017 года
трудового воспитания детей с умственной отсталостью
05.2018
Линдегрин Ирина Сергеевна, педагог-организатор Отделения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Кемеровская область
Рекомендации родителям относительно трудового воспитания детей с умственной отсталостью.
Рекомендации родителям относительно трудового воспитания детей с умственной отсталостью.
Трудовое воспитание умственно отсталого ребенка является одним из ключевых моментов в лечении данной патологии. Ведь именно от способности к самообслуживанию и к труду зависит, сможет ли человек жить самостоятельно или же будет нуждаться в уходе посторонних на протяжении всей своей жизни.
Воспитанники интерната для умственно отсталых освоят рабочие профессии
Трудовым воспитанием ребенка должны заниматься не только учителя в школе, но и родители в домашних условиях. Развитие трудовой деятельности у ребенка с олигофренией может включать: 1.Обучение самообслуживанию – ребенка нужно научить самостоятельно одеваться, соблюдать правила личной гигиены, ухаживать за своей внешностью, принимать пищу и так далее.
2.Обучение посильному труду – уже с ранних лет дети могут самостоятельно раскладывать вещи, подметать улицу, пылесосить, кормить домашних животных или убирать за ними.
3.Обучение работе в команде – если родители идут выполнять какую-либо несложную работу (например, собирать грибы или яблоки, поливать огород), ребенка следует брать с собой, объясняя и наглядно демонстрируя ему все нюансы выполняемой работы, а также активно сотрудничая с ним (например, поручить ему приносить воду во время поливки огорода). Разностороннее обучение – родителям следует обучать ребенка самым разным видам труда (даже если вначале выполнять какую-либо работу у него не получается). Осознание ребенком пользы от своего труда – родители должны объяснить ребенку, что после поливки огорода на нем вырастут овощи и фрукты, которые малыш потом сможет съесть.
Лекарства (препараты, таблетки)
при умственной отсталости
(ноотропы, витамины, нейролептики)
Целью медикаментозного лечения олигофрении является улучшении обмена веществ на уровне головного мозга, а также стимуляция развития нервных клеток. Кроме того, лекарственные средства могут назначаться для купирования определенных симптомов заболевания, которые могут быть выражены у различных детей по-разному. В любом случае лечебную схему нужно подбирать для каждого ребенка индивидуально, учитывая тяжесть основного заболевания, его клиническую форму и другие особенности.
Для медикаментозного лечения вашего ребенка необходимо обратиться к специалисту по адресу ул. Коммунальная,15.
Особенности разработки и реализации ФАОП для обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью
( с характеристикой от классного руководителя).
При поступлении в школу-интернат№2 специалистами МППК рекомендовано пролечивать медикаментозно ребенка 2 раза в год. Мы ниже подписавшиеся ознакомлены с рекомендациями, а также ознакомлены с тем, что за невыполнение рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания ребенку необходимой медицинской помощи предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.
Если вы оплатите на другой странице — диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.
2016-2023 (c) Педагогический портал «Лимпопо»
Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС 77 — 70357 от 13.07.2017 г. Роскомнадзор, г. Москва | Выходные данные
Источник: limpopokonkurs.ru
Глава 26. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта
Вопрос о социальном положении в обществе лиц с глубокими нарушениями интеллекта в настоящее время весьма актуален во всех странах, поскольку везде существует определенное количество таких людей, и тенденции к снижению его не наблюдается.
Необученные и не подготовленные к труду, эти лица, становясь взрослыми, являются балластом для общества.
Проблема ранней коррекции аномальных детей вообще и глубоко отсталых детей, в частности, чрезвычайно важна.
Ранняя коррекция имеет значение не только как эффективное средство развития ребенка, но и как надежное средство диагностики, поскольку в процессе длительного наблюдения при активном педагогическом воздействии наиболее полно выявляются все возможности и особенности каждого ребенка, дополнительные и вторичные нарушения, в результате чего к началу школьного обучения может быть безошибочно определен тот тип школы, в котором он должен обучаться.
Глубоко умственно отсталые дети- имбецилы и идиоты — помещаются в специальные детские дома системы социального обеспечения.
Подчеркивая качественную роль раннего воспитания глубоко умственно отсталых детей, Л.С. Выготский писал: «Основное правило детского развития заключается в том, что темп развития максимален в самом начале. ребенок никогда не развивается так интенсивно, как на самых ранних ступенях. Глубоко отсталый ребенок как раз и продвигается в своем развитии под влиянием воспитания на тот самый отрезок пути, который, нормальный ребенок проходит в первые, фундаментально важные годы жизни. С помощью воспитания глубоко отсталый ребенок проходит процесс становления человека» (1983, с. 225-227).
Во многих домах — интернатах имеются диагностические группы, куда направляются вновь поступившие воспитанники. В течение 3-4 месяцев у них выявляются возможности в развитии познавательной деятельности, овладении навыками самообслуживания, трудовой деятельности.
Глубокая умственная отсталость обычно выявляется и диагностируется рано, до года или в самые первые годы жизни ребенка, что объясняется выраженной тяжестью поражения, однако степень дефекта, его структура, а также темп и характер дальнейшего развития у каждого ребенка могут иметь значительные индивидуальные особенности.
Общими чертами для всех детей-имбецилов, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, являются также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.
Грубое недоразвитие двигательной сферы детей-имбецилов выражается в нарушениях и слабости статических функций, координации, точности и темпа произвольных движений.
Внимание глубоко умственно отсталых детей всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели.
Значительные отклонения обнаруживаются у глубоко умственно отсталых детей в области сенсорики. Характерная черта недоразвития сенсорных функций у подавляющего большинства имбецилов — не органическое повреждение анализаторов, а неумение полноценно использовать их.
Для мышления глубоко умственно отсталых детей характерны еще в большей степени те же черты, что и для сенсорной деятельности: беспорядочность, бессистемность имеющихся представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затрудненность обобщений.
Память глубоко отсталых детей отличается малым объемом и значительным количеством искажений при воспроизведении материала. Логическая и механическая память находятся на одинаково низком уровне. По объему памяти старшие имбецилы догоняют 9-летних дебилов, учащихся вспомогательной школы.
Все глубокие нарушения и дефекты, присущие имбецилам, со всей полнотой и яркостью проявляются в их трудовой деятельности: здесь играют свою роль и низкий уровень познавательных возможностей, и трудности организации деятельности, и нарушения моторики.
Типичными чертами личности этих детей являются отсутствие инициативы и самостоятельности. Эмоции у имбецилов обнаруживают относительную сохранность. Вместе с тем у этих детей нет многообразия и диффренцированности эмоций, им свойственны косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений.
При исследовании мотивов деятельности выявлено, что побудить имбецилов к деятельности, не затрагивающей непосредственно их узких интересов, чрезвычайно трудно.
В ходе изучения самооценки глубоко отсталых детей было установлено, что они ставят себя обычно на первое место, на второе — своего товарища и на третье — взрослого человека. Это объясняется тем, что умственно отсталые дети лучше понимают друг друга, так как между ними возможно коллективное общение, между тем как осмыслить интеллектуальную жизнь взрослого человека они не могут. Вот почему в глазах глубоко умственно отсталых детей их товарищ более умный, чем воспитатель. Большое внимание уделяется совершенствованию системы коррекционно — воспитательной работы, которая включает в себя ряд этапов.
На первом этапе (от 4 до 8 лет) проводится работа по выработке санитарно-гигиеничесикх навыков и развитию моторики. Воспитанников приучают к адекватному поведению в столовой и других общественных местах детского дома. Большое внимание уделяется развитию речи и познавательной деятельности, осуществляется подготовка к школьному обучению.
На втором этапе (с 8 до 16 лет) продолжается закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены, проводится работа по обучению хозяйственно-бытовому труду. В этот период детей обучают навыкам счета и элементарной грамоте, большое внимание уделяется развитию речи.
Очень важно не столько передать детям определенную сумму знаний, столько выработать у них адекватность поведения и умение действовать в конкретных жизненных, ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность.
Задачей третьего этапа (16-18 лет) является социальная адаптация. Конечный итог коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми — подготовка их к известной самостоятельности в быту и посильной трудовой деятельности в условиях психоневрологического интерната.
Важнейшая задача коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми — их нравственное воспитание, формирование у них правильного поведения.
Для воспитания глубоко умственно отсталого ребенка важнее, чем для здорового, спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований — все, что создает и закрепляет у имбецила необходимые привычки.
Главную роль во всей системе коррекционной работы с имбецилами, особенно в старшем возрасте, играет трудовое воспитание и обучение.
Источник: studopedia.org
Урок трудового обучения в классе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В настоящее время не вызывает сомнения, что лица с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют определенные потенциальные возможности для овладения элементарной по содержанию трудовой деятельностью, включая работу в специально созданных производственных условиях. Отсюда вытекает целесообразность и необходимость специального формирования у них трудовой деятельности и использования ее в качестве важнейшего средства социальной компенсации дефекта.
Олимпиады: Немецкий язык 2 — 11 классы
Содержимое разработки
Урок трудового обучения в классе для детей
с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью.
При умеренной и тем более тяжелой умственной отсталости вследствие выраженного тотального психического недоразвития резко ограничены самообслуживание, общение, обучение, трудовая деятельность и другие области жизнедеятельности. Поэтому дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью всегда нуждаются в специальных условиях для получения образования. В Республике Беларусь значительная часть этих детей обучается во вспомогательных школах, где для них созданы вторые отделения (в первые отделения принимаются учащиеся с легкой умственной отсталостью).
Содержанию обучения детей с умственной отсталостью традиционно придается усиленная жизненно-практическая направленность. И чем более выражена умственная отсталость, тем очевиднее необходимость специальной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование у детей жизненно-практических (в том числе трудовых) умений.
В соответствии с учебным планом второго отделения вспомогательной школы, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь, в V — IX классах на предмет «Трудовое обучение» отводится по 6 часов в неделю. Параллельно учащихся обучают и хозяйственно-бытовому труду (хотя и в меньшем объеме — 1 час в неделю). Тем самым признается особая роль трудового обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в обеспечении их социальной адаптации. Однако возможности трудового обучения не реализуются лишь в результате выполнения учащимися большого количества упражнений. Для эффективного использования указанного объема учебного времени важно четко определить задачи и специфику методики проведения уроков трудового обучения с данной категорией учащихся.
В настоящее время не вызывает сомнения, что лица с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют определенные потенциальные возможности для овладения элементарной по содержанию трудовой деятельностью, включая работу в специально созданных производственных условиях. Отсюда вытекает целесообразность и необходимость специального формирования у них трудовой деятельности и использования ее в качестве важнейшего средства социальной компенсации дефекта.
Исходя из этого, цели трудового обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью состоят в развитии у них трудовой деятельности и подготовке к производительному труду в защищенных, т. е. специально созданных условиях.
В соответствии с этими целями разработанная нами учебная программа, утвержденная Министерством образования Республики Беларусь, определяет следующие задачи трудового обучения детей данной категории:
воспитание потребности в труде, интереса к труду и других мотивов трудовой деятельности;
развитие произвольности, связанное с овладением умениями действовать по показу и устной инструкции, откладывать сиюминутные желания, работать не отвлекаясь, доводить начатое дело до конца, выполнять заданные правила;
формирование представлений и знаний, минимально необходимых для овладения изучаемыми практическими работами и безопасного их выполнения;
взаимосвязанное с коррекцией развития познавательной деятельности (восприятия, мышления, речи) формирование умений ориентироваться в задании, осуществлять планирование работы и самоконтроль;
♦ обучение приемам выполнения изучаемых практических работ (приемам труда), содействующее коррекции развития тонкой моторики (моторики рук) и зрительно-моторной координации;
♦ формирование трудовой выносливости.
Среди указанных задач отдельного комментария заслуживает задача формирования у учащихся общетрудовых умений, ориентировки в задании, планирования и самоконтроля. Известно, что чем более выражена умственная отсталость, тем ниже самостоятельность ориентировки в новом задании, планирования и контроля его выполнения.
Однако, как отмечает А. Р. Маллер — один из ведущих современных специалистов в данной области, «после 4-5-летнего школьного обучения дети с тяжелой умственной отсталостью овладевают способностью ориентироваться в новом задании, используя прошлый опыт. На старших годах обучения подростки достаточно адекватно оценивают свою трудовую деятельность, их самооценка во многих случаях совпадает с данными, сообщенными учителем. Они не безразлично относятся к качеству выполненной работы. Плохо справившись с заданием, огорчаются; когда же изделие получается хорошим, стараются показать его учителю или товарищу, чтобы вызвать одобрение, похвалу». Значит, трудовое обучение этих детей должно предполагать формирование у них общетрудовых умений (пусть и на элементарном уровне), а не сводиться лишь к формированию определенного запаса автоматических навыков.
Особо необходимо отметить, что коррекционно-педагогическая работа по формированию общетрудовых умений традиционно характеризует специфику реализации задач развития познавательной деятельности детей с умственной отсталостью в процессе трудового обучения. Самостоятельность ориентировки в задании, планирования и самоконтроля может быть разной, являясь показателем развития познавательной деятельности и уровня решения коррекционно-педагогических задач.
Указанные выше задачи решаются в процессе выполнения предусмотренных базовым компонентом учебной программы работ с бумагой и картоном, пластическими, природными и текстильными материалами, комбинированных работ, а также работ по выбору учителя. С учетом условий школы (расположения ее в сельской или городской местности, наличия пришкольного учебно-опытного участка), возможности заготовки отдельных природных материалов, складывающихся предпочтений учащихся, учитель может планировать обучение включенным в программу работам в области растениеводства, животноводства, цветоводства и озеленения, с мягкой проволокой, по аппликации из разных материалов (ваты, опилок и других).
Уроки трудового обучения в V — IX классах 2-го отделения вспомогательной школы имеют следующие особенности их организации. • В отличие от уроков трудового обучения в VI — X классах 1-го отделения вспомогательной школы, класс на учебно-трудовые группы не делится, что связано с его небольшой наполняемостью ( 6 учащихся).
В V — VII классах рекомендуется планировать изготовление изделий, работа над которыми завершается в пределах одного урока. В VIII—IX классах часть практических работ по изготовлению изделий рекомендуется планировать так, чтобы их выполнение было рассчитано на два урока.
Структура урока приближена к структуре урока трудового обучения в младших классах 1-го отделения вспомогательной школы и включает следующие обязательные этапы:
организационный момент (организация учащихся);
сообщение темы урока;
ориентировка в задании;
подвижная пауза (физминутка);
анализ (оценка качества) выполненных работ;
отчеты о выполненной работе;
подведение итогов урока.
Основная часть урока (за исключением урока-экскурсии) — практическая работа. Проведение уроков теоретического типа (основная часть времени которых отводится на формирование у учащихся знаний) не планируется.
Основная задача этапа организации учащихся — быстро настроить их на урок. Для этого обычно применяется стандартная процедура: приветствие учителя и учащихся, проверка их готовности к уроку. В этот этап может быть включено также сообщение дежурного.
Этап сообщения темы урока проводится для того, чтобы заинтересовать детей в предстоящей работе. Это достигается обращением их внимания на привлекательность предлагаемого изделия, кратким объяснением назначения и демонстрацией конкретной (бытовой, игровой) ситуации его применения.
На этапе ориентировки в задании определяются также необходимые для работы материалы и инструменты.
Подвижная пауза (физминутка) может проводиться в течение урока один или два раза, если последние необходимо. Коррекционно-педагогическая работа по формированию общетрудовых умений традиционно характеризует специфику реализации задач развития познавательной деятельности детей с умственной отсталостью в процессе трудового обучения.
В практическую работу могут быть включены предварительные тренировочные упражнения. Например, обычно необходимо предварительно упражнять детей в выполнении рицевания — продавливании или надрезании линии сгиба на картоне или плотной бумаге. Рекомендации по проведению предварительных тренировочных упражнений определены в известном практическом пособии А.Р. Маллера.
Как и в обучении младших школьников с легкой умственной отсталостью, мы рекомендуем постепенно переходить от выполнения практической работы с планированием ближайшей операции к предварительному планированию. Обычно такой переход бывает возможен после неоднократного выполнения близких по содержанию практических работ. Целесообразность введения в урок этапа предварительного планирования практической работы определяет сам учитель.
Объем практической работы следует дифференцировать, так как возможности отдельных учащихся класса в овладении приемами труда обычно резко отличаются. Например, при выполнении аппликативных изделий некоторым детям часть деталей аппликации может быть предложена в готовом виде. Следует учитывать также, что некоторые ученики к выполнению отдельных технологических операций могут быть не подготовлены. В частности, одни ученики в классе уже владеют вырезанием круга, а другим еще недоступно резание ножницами даже по прямой. В этом случае также используется предоставление задела в работе.
Все практические действия учащихся строго контролируются учителем. Помощь оказывается с учетом конкретных причин ошибочных или нерациональных действий по мере необходимости.
Отчеты о выполненной работе также будут выполняться с разной степенью самостоятельности. Сначала их можно проводить по вопросам учителя с оказанием помощи учащимся в формулировке ответов, но постепенно следует переходить к рассказам о выполненной работе.
При подведении итогов урока, независимо от формы проведения данного этапа, рекомендуется уделять внимание оценке детьми своих успехов (пусть даже самых скромных) и, соответственно, формированию мотивации достижений.
В структуру урока могут быть также включены и другие этапы: изучение (сообщение, закрепление) познавательных сведений, организация рабочего места, предварительное планирование работы, игра (игровой момент) с использованием выполненных работ. Сказанное иллюстрируется приведенной ниже разработкой урока трудового обучения в V классе.
Тема.Наклеивание деталей с использованием кисточки. Украшение закладки геометрическим орнаментом из готовых деталей.
Задачи. Закреплять представления и знания о геометрических фигурах (квадрат, круг); развивать умения анализировать образец аппликативного изделия и сравнивать выполненное изделие с образцом по вопросам учителя; обучать приемам наклеивания деталей с использованием кисточки.
Оборудование.Образец закладки, украшенной геометрическим орнаментом из чередующихся кругов (3 круга) и квадратов (2 квадрата), заготовки основной части закладки, набор геометрических фигур, готовые детали орнамента (3 круга, 2 квадрата), клейстер, баночки, кисточки, тряпочки, подкладные листы, подставки для кисточек.
Закрепление познавательных сведений:
упражнения в нахождении в наборе геометрических фигур, называемых учителем;
упражнения в назывании геометрических .фигур, которые демонстрирует учитель, с указанием их цвета («красный круг», «желтый квадрат» и т. д.);
упражнения в показе сторон и углов квадрата, которые называет учитель;
упражнения в назывании сторон и углов квадрата, которые показывает учитель.
3. Сообщение темы урока:
демонстрация закладки, уточнение ее назначения и конкретной ситуации применения каждым ребенком;
постановка учебной задачи — учиться наклеивать детали аппликации.
4. Ориентировка в задании:
• определение и называние в ответ на вопросы учителя формы (квадрат, круг), количества, цвета и места расположения (слева, справа, посередине, между) элементов орнамента;
предварительный отбор деталей орнамента из набора (после самостоятельного отбора деталей еще раз уточняются их признаки и по каждому из признаков в отдельности проводится взаимопроверка правильности выполненного выбора);
определение необходимых для работы материалов и инструментов.
Организация рабочего места.
устное инструктирование с показом приемов работы (особое внимание уделяется приемам, выполнение которых на предшествующих уроках вызывало у учащихся более значительные затруднения);
предварительное расположение деталей на месте наклеивания;
наклеивание деталей под контролем и с помощью учителя (число деталей, наклеиваемых отдельными учениками, может быть уменьшено).
8. оценка качества выполненных работ по вопросам учителя.
9. Подведение итогов урока.
Маллер А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практ. пособие. — М.: АРКТИ, 2000. — 124 с.
Программа вспомогательной школы. II отделение. Трудовое обучение. V — IX классы / Авт.-сост. В.А. Шинкаренко. — Минск: Национальный институт образования, 2006. — 24 с.
Источник: compedu.ru