Трудовая подготовка умственно отсталых детей

Трудовая подготовка умственно отсталых детей Св-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 70357 от 13.07.2017 г.(скачать) Возрастная категория 0+ Каталог...

Св-во о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС 77 — 70357 от 13.07.2017 г.(скачать) Возрастная категория 0+

Каталог публикаций

  • Дошкольное образование
  • Начальное и основное общее образование
  • Среднее профессиональное образование
  • Обмен педагогическим опытом
  • Детские исследовательские проекты и работы
  • Работы опубликованные до октября 2017 года

трудового воспитания детей с умственной отсталостью

05.2018

Линдегрин Ирина Сергеевна, педагог-организатор Отделения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Кемеровская область

Рекомендации родителям относительно трудового воспитания детей с умственной отсталостью.

Рекомендации родителям относительно трудового воспитания детей с умственной отсталостью.

Трудовое воспитание умственно отсталого ребенка является одним из ключевых моментов в лечении данной патологии. Ведь именно от способности к самообслуживанию и к труду зависит, сможет ли человек жить самостоятельно или же будет нуждаться в уходе посторонних на протяжении всей своей жизни.

Воспитанники интерната для умственно отсталых освоят рабочие профессии

Трудовым воспитанием ребенка должны заниматься не только учителя в школе, но и родители в домашних условиях. Развитие трудовой деятельности у ребенка с олигофренией может включать: 1.Обучение самообслуживанию – ребенка нужно научить самостоятельно одеваться, соблюдать правила личной гигиены, ухаживать за своей внешностью, принимать пищу и так далее.

2.Обучение посильному труду – уже с ранних лет дети могут самостоятельно раскладывать вещи, подметать улицу, пылесосить, кормить домашних животных или убирать за ними.

3.Обучение работе в команде – если родители идут выполнять какую-либо несложную работу (например, собирать грибы или яблоки, поливать огород), ребенка следует брать с собой, объясняя и наглядно демонстрируя ему все нюансы выполняемой работы, а также активно сотрудничая с ним (например, поручить ему приносить воду во время поливки огорода). Разностороннее обучение – родителям следует обучать ребенка самым разным видам труда (даже если вначале выполнять какую-либо работу у него не получается). Осознание ребенком пользы от своего труда – родители должны объяснить ребенку, что после поливки огорода на нем вырастут овощи и фрукты, которые малыш потом сможет съесть.

Лекарства (препараты, таблетки)

при умственной отсталости

(ноотропы, витамины, нейролептики)

Целью медикаментозного лечения олигофрении является улучшении обмена веществ на уровне головного мозга, а также стимуляция развития нервных клеток. Кроме того, лекарственные средства могут назначаться для купирования определенных симптомов заболевания, которые могут быть выражены у различных детей по-разному. В любом случае лечебную схему нужно подбирать для каждого ребенка индивидуально, учитывая тяжесть основного заболевания, его клиническую форму и другие особенности.

Для медикаментозного лечения вашего ребенка необходимо обратиться к специалисту по адресу ул. Коммунальная,15.

Особенности разработки и реализации ФАОП для обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью

( с характеристикой от классного руководителя).

При поступлении в школу-интернат№2 специалистами МППК рекомендовано пролечивать медикаментозно ребенка 2 раза в год. Мы ниже подписавшиеся ознакомлены с рекомендациями, а также ознакомлены с тем, что за невыполнение рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания ребенку необходимой медицинской помощи предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Уважаемые участники, просьба оплачивать диплом только со страницы со своим результатом.

Если вы оплатите на другой странице — диплом не будет сформирован автоматически и вам придется подождать 24 часа пока мы найдем ваш платеж и диплом будет сформирован редактором.

2016-2023 (c) Педагогический портал «Лимпопо»
Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС 77 — 70357 от 13.07.2017 г. Роскомнадзор, г. Москва | Выходные данные

Источник: limpopokonkurs.ru

Глава 26. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта

Вопрос о социальном положении в обществе лиц с глубокими нарушениями интеллекта в настоящее время весьма актуален во всех странах, поскольку везде существует определенное количество таких людей, и тенденции к снижению его не наблюдается.

Необученные и не подготовленные к труду, эти лица, становясь взрослыми, являются балластом для общества.

Проблема ранней коррекции аномальных детей вообще и глубоко отсталых детей, в частности, чрезвычайно важна.

Ранняя коррекция имеет значение не только как эффективное средство развития ребенка, но и как надежное средство диагностики, поскольку в процессе длительного наблюдения при активном педагогическом воздействии наиболее полно выявляются все возможности и особенности каждого ребенка, дополнительные и вторичные нарушения, в результате чего к началу школьного обучения может быть безошибочно определен тот тип школы, в котором он должен обучаться.

Глубоко умственно отсталые дети- имбецилы и идиоты — помещаются в специальные детские дома системы социального обеспечения.

Подчеркивая качественную роль раннего воспитания глубоко умственно отсталых детей, Л.С. Выготский писал: «Основное правило детского развития заключается в том, что темп развития максимален в самом начале. ребенок никогда не развивается так интенсивно, как на самых ранних ступенях. Глубоко отсталый ребенок как раз и продвигается в своем развитии под влиянием воспитания на тот самый отрезок пути, который, нормальный ребенок проходит в первые, фундаментально важные годы жизни. С помощью воспитания глубоко отсталый ребенок проходит процесс становления человека» (1983, с. 225-227).

Во многих домах — интернатах имеются диагностические группы, куда направляются вновь поступившие воспитанники. В течение 3-4 месяцев у них выявляются возможности в развитии познавательной деятельности, овладении навыками самообслуживания, трудовой деятельности.

Глубокая умственная отсталость обычно выявляется и диагностируется рано, до года или в самые первые годы жизни ребенка, что объясняется выраженной тяжестью поражения, однако степень дефекта, его структура, а также темп и характер дальнейшего развития у каждого ребенка могут иметь значительные индивидуальные особенности.

Общими чертами для всех детей-имбецилов, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, являются также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.

Грубое недоразвитие двигательной сферы детей-имбецилов выражается в нарушениях и слабости статических функций, координации, точности и темпа произвольных движений.

Внимание глубоко умственно отсталых детей всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели.

Значительные отклонения обнаруживаются у глубоко умственно отсталых детей в области сенсорики. Характерная черта недоразвития сенсорных функций у подавляющего большинства имбецилов — не органическое повреждение анализаторов, а неумение полноценно использовать их.

Для мышления глубоко умственно отсталых детей характерны еще в большей степени те же черты, что и для сенсорной деятельности: беспорядочность, бессистемность имеющихся представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затрудненность обобщений.

Память глубоко отсталых детей отличается малым объемом и значительным количеством искажений при воспроизведении материала. Логическая и механическая память находятся на одинаково низком уровне. По объему памяти старшие имбецилы догоняют 9-летних дебилов, учащихся вспомогательной школы.

Все глубокие нарушения и дефекты, присущие имбецилам, со всей полнотой и яркостью проявляются в их трудовой деятельности: здесь играют свою роль и низкий уровень познавательных возможностей, и трудности организации деятельности, и нарушения моторики.

Типичными чертами личности этих детей являются отсутствие инициативы и самостоятельности. Эмоции у имбецилов обнаруживают относительную сохранность. Вместе с тем у этих детей нет многообразия и диффренцированности эмоций, им свойственны косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений.

При исследовании мотивов деятельности выявлено, что побудить имбецилов к деятельности, не затрагивающей непосредственно их узких интересов, чрезвычайно трудно.

В ходе изучения самооценки глубоко отсталых детей было установлено, что они ставят себя обычно на первое место, на второе — своего товарища и на третье — взрослого человека. Это объясняется тем, что умственно отсталые дети лучше понимают друг друга, так как между ними возможно коллективное общение, между тем как осмыслить интеллектуальную жизнь взрослого человека они не могут. Вот почему в глазах глубоко умственно отсталых детей их товарищ более умный, чем воспитатель. Большое внимание уделяется совершенствованию системы коррекционно — воспитательной работы, которая включает в себя ряд этапов.

На первом этапе (от 4 до 8 лет) проводится работа по выработке санитарно-гигиеничесикх навыков и развитию моторики. Воспитанников приучают к адекватному поведению в столовой и других общественных местах детского дома. Большое внимание уделяется развитию речи и познавательной деятельности, осуществляется подготовка к школьному обучению.

На втором этапе (с 8 до 16 лет) продолжается закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены, проводится работа по обучению хозяйственно-бытовому труду. В этот период детей обучают навыкам счета и элементарной грамоте, большое внимание уделяется развитию речи.

Очень важно не столько передать детям определенную сумму знаний, столько выработать у них адекватность поведения и умение действовать в конкретных жизненных, ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность.

Задачей третьего этапа (16-18 лет) является социальная адаптация. Конечный итог коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми — подготовка их к известной самостоятельности в быту и посильной трудовой деятельности в условиях психоневрологического интерната.

Важнейшая задача коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми — их нравственное воспитание, формирование у них правильного поведения.

Для воспитания глубоко умственно отсталого ребенка важнее, чем для здорового, спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований — все, что создает и закрепляет у имбецила необходимые привычки.

Главную роль во всей системе коррекционной работы с имбецилами, особенно в старшем возрасте, играет трудовое воспитание и обучение.

Источник: studopedia.org

Урок трудового обучения в классе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В настоящее время не вызывает сом­нения, что лица с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют опре­деленные потенциальные возможности для овладения элементарной по содер­жанию трудовой деятельностью, вклю­чая работу в специально созданных про­изводственных условиях. Отсюда выте­кает целесообразность и необходимость специального формирования у них тру­довой деятельности и использования ее в качестве важнейшего средства соци­альной компенсации дефекта.

Олимпиады: Немецкий язык 2 — 11 классы

Содержимое разработки

Урок трудового обучения в классе для детей

с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью.

При умеренной и тем более тяже­лой умственной отсталости вследствие выраженного тотального психичес­кого недоразвития резко ограничены самообслуживание, общение, обуче­ние, трудовая деятельность и другие области жизнедеятельности. Поэтому дети с умеренной и тяжелой умствен­ной отсталостью всегда нуждаются в специальных условиях для получения образования. В Республике Беларусь значительная часть этих детей обучает­ся во вспомогательных школах, где для них созданы вторые отделения (в пер­вые отделения принимаются учащиеся с легкой умственной отсталостью).

Содержанию обучения детей с ум­ственной отсталостью традиционно придается усиленная жизненно-прак­тическая направленность. И чем более выражена умственная отсталость, тем очевиднее необходимость специальной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование у детей жизненно-практических (в том числе трудовых) умений.

В соответствии с учебным планом второго отделения вспомогательной школы, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь, в V — IX классах на предмет «Трудовое обучение» отводится по 6 часов в не­делю. Параллельно учащихся обучают и хозяйственно-бытовому труду (хо­тя и в меньшем объеме — 1 час в неде­лю). Тем самым признается особая роль трудового обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в обеспечении их социальной адаптации. Однако возможности трудового обуче­ния не реализуются лишь в результате выполнения учащимися большого ко­личества упражнений. Для эффектив­ного использования указанного объема учебного времени важно четко опреде­лить задачи и специфику методики про­ведения уроков трудового обучения с данной категорией учащихся.

В настоящее время не вызывает сом­нения, что лица с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют опре­деленные потенциальные возможности для овладения элементарной по содер­жанию трудовой деятельностью, вклю­чая работу в специально созданных про­изводственных условиях. Отсюда выте­кает целесообразность и необходимость специального формирования у них тру­довой деятельности и использования ее в качестве важнейшего средства соци­альной компенсации дефекта.

Исходя из этого, цели трудового обу­чения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью состоят в раз­витии у них трудовой деятельности и подготовке к производительному труду в защищенных, т. е. специально создан­ных условиях.

В соответствии с этими целями раз­работанная нами учебная программа, утвержденная Министерством образо­вания Республики Беларусь, опреде­ляет следующие задачи трудового обу­чения детей данной категории:

воспитание потребности в труде, интереса к труду и других мотивов тру­довой деятельности;

развитие произвольности, связан­ное с овладением умениями действовать по показу и устной инструкции, откла­дывать сиюминутные желания, работать не отвлекаясь, доводить начатое дело до конца, выполнять заданные правила;

формирование представлений и знаний, минимально необходимых для овладения изучаемыми практическими работами и безопасного их выполнения;

взаимосвязанное с коррекцией развития познавательной деятельности (восприятия, мышления, речи) форми­рование умений ориентироваться в за­дании, осуществлять планирование ра­боты и самоконтроль;

♦ обучение приемам выполнения изучаемых практических работ (при­емам труда), содействующее коррекции развития тонкой моторики (моторики рук) и зрительно-моторной координа­ции;

♦ формирование трудовой выносли­вости.

Среди указанных задач отдельного комментария заслуживает задача фор­мирования у учащихся общетрудовых умений, ориентировки в задании, пла­нирования и самоконтроля. Известно, что чем более выражена умственная отсталость, тем ниже самостоятель­ность ориентировки в новом задании, планирования и контроля его выпол­нения.

Однако, как отмечает А. Р. Маллер — один из ведущих современных специалистов в данной области, «после 4-5-летнего школьного обучения дети с тяжелой умственной отсталостью овла­девают способностью ориентироваться в новом задании, используя прошлый опыт. На старших годах обучения под­ростки достаточно адекватно оценивают свою трудовую деятельность, их самооценка во многих случаях совпадает с данными, сообщенными учителем. Они не безразлично относятся к качеству выполненной работы. Плохо справив­шись с заданием, огорчаются; когда же изделие получается хорошим, старают­ся показать его учителю или товарищу, чтобы вызвать одобрение, похвалу». Значит, трудовое обучение этих детей должно предполагать форми­рование у них общетрудовых умений (пусть и на элементарном уровне), а не сводиться лишь к формированию опре­деленного запаса автоматических навы­ков.

Особо необходимо отметить, что коррекционно-педагогическая работа по формированию общетрудовых умений традиционно характеризует специфи­ку реализации задач развития познава­тельной деятельности детей с умствен­ной отсталостью в процессе трудового обучения. Самостоятельность ориенти­ровки в задании, планирования и само­контроля может быть разной, являясь показателем развития познавательной деятельности и уровня решения коррекционно-педагогических задач.

Указанные выше задачи решаются в процессе выполнения предусмотрен­ных базовым компонентом учебной программы работ с бумагой и картоном, пластическими, природными и текс­тильными материалами, комбиниро­ванных работ, а также работ по выбору учителя. С учетом условий школы (рас­положения ее в сельской или городс­кой местности, наличия пришкольного учебно-опытного участка), возмож­ности заготовки отдельных природных материалов, складывающихся пред­почтений учащихся, учитель может планировать обучение включенным в программу работам в области растение­водства, животноводства, цветоводства и озеленения, с мягкой проволокой, по аппликации из разных материалов (ва­ты, опилок и других).

Уроки трудового обучения в V — IX классах 2-го отделения вспомогатель­ной школы имеют следующие особен­ности их организации. • В отличие от уроков трудового обучения в VI — X классах 1-го отделе­ния вспомогательной школы, класс на учебно-трудовые группы не делится, что связано с его небольшой наполняемостью­ ( 6 учащихся).

В V — VII классах рекомендуется планировать изготовление изделий, ра­бота над которыми завершается в пре­делах одного урока. В VIII—IX классах часть практических работ по изготов­лению изделий рекомендуется плани­ровать так, чтобы их выполнение было рассчитано на два урока.

Структура урока приближена к структуре урока трудового обучения в младших классах 1-го отделения вспо­могательной школы и включает следу­ющие обязательные этапы:

организационный момент (организа­ция учащихся);

сообщение темы урока;

ориентировка в задании;

подвижная пауза (физминутка);

анализ (оценка качества) выполнен­ных работ;

отчеты о выполненной работе;

подведение итогов урока.

Основная часть урока (за исклю­чением урока-экскурсии) — практичес­кая работа. Проведение уроков теорети­ческого типа (основная часть времени которых отводится на формирование у учащихся знаний) не планируется.

Основная задача этапа организации учащихся — быстро настроить их на урок. Для этого обычно применяется стандартная процедура: приветствие учителя и учащихся, проверка их го­товности к уроку. В этот этап может быть включено также сообщение де­журного.

Этап сообщения темы урока прово­дится для того, чтобы заинтересовать детей в предстоящей работе. Это до­стигается обращением их внимания на привлекательность предлагаемого изде­лия, кратким объяснением назначения и демонстрацией конкретной (бытовой, игровой) ситуации его применения.

На этапе ориентировки в задании определяются также необходимые для работы материалы и инструменты.

Подвижная пауза (физминутка) мо­жет проводиться в течение урока один или два раза, если последние необходимо. Коррекционно-педагогическая работа по формированию общетрудовых умений традиционно характеризует специфику реализации задач развития познавательной деятельности детей с умственной отсталостью в процессе трудового обучения.

В практическую работу могут быть включены предварительные трениро­вочные упражнения. Например, обычно необходимо предварительно упражнять детей в выполнении рицевания — продавливании или надрезании линии сгиба на картоне или плотной бумаге. Рекомендации по проведению предва­рительных тренировочных упражнений определены в известном практическом пособии А.Р. Маллера.

Как и в обучении младших школьни­ков с легкой умственной отсталостью, мы рекомендуем постепенно переходить от выполнения практической работы с планированием ближайшей операции к предварительному планированию. Обычно такой переход бывает возмо­жен после неоднократного выполнения близких по содержанию практических работ. Целесообразность введения в урок этапа предварительного планиро­вания практической работы определяет сам учитель.

Объем практической работы следует дифференцировать, так как возможнос­ти отдельных учащихся класса в овла­дении приемами труда обычно резко от­личаются. Например, при выполнении аппликативных изделий некоторым детям часть деталей аппликации может быть предложена в готовом виде. Сле­дует учитывать также, что некоторые ученики к выполнению отдельных тех­нологических операций могут быть не подготовлены. В частности, одни уче­ники в классе уже владеют вырезанием круга, а другим еще недоступно резание ножницами даже по прямой. В этом слу­чае также используется предоставление задела в работе.

Все практические действия учащих­ся строго контролируются учителем. Помощь оказывается с учетом конкрет­ных причин ошибочных или нерацио­нальных действий по мере необходи­мости.

Отчеты о выполненной работе также будут выполняться с разной степенью самостоятельности. Сначала их можно проводить по вопросам учителя с ока­занием помощи учащимся в формули­ровке ответов, но постепенно следует переходить к рассказам о выполненной работе.

При подведении итогов урока, не­зависимо от формы проведения данно­го этапа, рекомендуется уделять вни­мание оценке детьми своих успехов (пусть даже самых скромных) и, соот­ветственно, формированию мотивации достижений.

В структуру урока могут быть также включены и другие этапы: изучение (со­общение, закрепление) познавательных сведений, организация рабочего места, предварительное планирование работы, игра (игровой момент) с использовани­ем выполненных работ. Сказанное ил­люстрируется приведенной ниже раз­работкой урока трудового обучения в V классе.

Тема.Наклеивание деталей с ис­пользованием кисточки. Украшение за­кладки геометрическим орнаментом из готовых деталей.

Задачи. Закреплять представления и знания о геометрических фигурах (квадрат, круг); развивать умения ана­лизировать образец аппликативного изделия и сравнивать выполненное из­делие с образцом по вопросам учителя; обучать приемам наклеивания деталей с использованием кисточки.

Оборудование.Образец закладки, украшенной геометрическим орнамен­том из чередующихся кругов (3 круга) и квадратов (2 квадрата), заготовки ос­новной части закладки, набор геометри­ческих фигур, готовые детали орнамен­та (3 круга, 2 квадрата), клейстер, ба­ночки, кисточки, тряпочки, подкладные листы, подставки для кисточек.

Закрепление познавательных све­дений:

упражнения в нахождении в набо­ре геометрических фигур, называемых учителем;

упражнения в назывании геомет­рических .фигур, которые демонстриру­ет учитель, с указанием их цвета («крас­ный круг», «желтый квадрат» и т. д.);

упражнения в показе сторон и углов квадрата, которые называет учи­тель;

упражнения в назывании сторон и углов квадрата, которые показывает учитель.

3. Сообщение темы урока:

демонстрация закладки, уточне­ние ее назначения и конкретной ситуа­ции применения каждым ребенком;

постановка учебной задачи — учиться наклеивать детали аппликации.

4. Ориентировка в задании:

• определение и называние в ответ на вопросы учителя формы (квадрат, круг), количества, цвета и места рас­положения (слева, справа, посередине, между) элементов орнамента;

предварительный отбор деталей орнамента из набора (после самостоя­тельного отбора деталей еще раз уточ­няются их признаки и по каждому из признаков в отдельности проводится взаимопроверка правильности выпол­ненного выбора);

определение необходимых для ра­боты материалов и инструментов.

Организация рабочего места.

устное инструктирование с пока­зом приемов работы (особое внимание уделяется приемам, выполнение кото­рых на предшествующих уроках вызы­вало у учащихся более значительные затруднения);

предварительное расположение деталей на месте наклеивания;

наклеивание деталей под контро­лем и с помощью учителя (число дета­лей, наклеиваемых отдельными учени­ками, может быть уменьшено).

8. оценка качества выполненных работ по вопросам учителя.

9. Подведение итогов урока.

Маллер А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практ. пособие. — М.: АРКТИ, 2000. — 124 с.

Программа вспомогательной школы. II отделение. Трудовое обучение. V — IX классы / Авт.-сост. В.А. Шинкаренко. — Минск: Нацио­нальный институт образования, 2006. — 24 с.

Источник: compedu.ru

Оцените статью
Добавить комментарий