Трудовая реабилитация это возможность

Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов Инвалидами принято считать людей с хроническими дефектами трудоспособности....

Инвалидами принято считать людей с хроническими дефектами трудоспособности. Такого рода дефекты могут быть обратимыми, временными, в таком случае общество устанавливает для человека статус инвалида на определенный срок, достаточный для восстановления здоровья и трудоспособности. Статус инвалидности присваивается врачами в процессе врачебно-трудовой экспертизы.

Первая группа инвалидности предполагает, что человек не способен даже к труду по самообслуживанию. Вторая группа инвалидности устанавливается для лиц, имеющих серьезные заболевания, способных передвигаться, выполнять несложные трудовые действия, но не способных к профессиональному труду. Если заболевание или травма, приведшие к потере трудоспособности, затрагивают частные функции организма, не снижающие общей трудоспособности, человек получает третью группу инвалидности, позволяющую ему работать в доступных видах труда.

Психологи, занимающиеся консультированием в области профессионального самоопределения, могут столкнуться с ситуациями вынужденной в связи с инвалидностью смены человеком профессии, поэтому им полезна осведомленность в области профессиональной патологии, они должны знать о социальных службах, компетенции врачей-профпатологов для объединения усилий и успешной совместной деятельности.

Социальная и трудовая реабилитация инвалидов

Реабилитация – это процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости. Медицинская реабилитация – процесс, направленный на восстановление и компенсацию медицинскими и другими методами функциональных возможностей организма человека, нарушенных вследствие врожденного дефекта, перенесенных болезней или травм. И.М. Скитяева под реабилитацией понимает процесс, цель которого – предупредить развитие инвалидности в период лечения заболевания и помочь инвалидам в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности в рамках существующего заболевания или телесного недуга.

Выделяют три основных вида реабилитации: а) реабилитация соматических больных и инвалидов; б) реабилитация психических больных и инвалидов; в) реабилитация инвалидов в результате травм.

По специфике оказываемой помощи различают медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Медицинская реабилитация связана с восстановлением трудоспособности человека посредством лечебных воздействий. В рамках медицинской реабилитации могут использоваться изготовление протезов, информирование по вопросам медицинской помощи, методы восстановительной терапии нарушенных функций (массаж, лечебная физкультура, трудотерапия и психотерапия).

Социальная реабилитация позволяет адаптировать индивида к изменившимся в результате заболевания условиям его семейной и общественной жизни, предотвратить социальную изоляцию и связанные с ней формы девиантного поведения. Социальная реабилитация – это система мероприятий, обеспечивающая улучшение уровня жизни инвалидов, создание им равных возможностей для полного участия в жизни общества. В случае длительного пребывания человека в условиях клиники социальная адаптация означает ресоциализацию личности, восстановление контактов с окружающими людьми, формирование активной социальной позиции. Программа социальной реабилитации инвалида направлена на помощь в социально-бытовой адаптации, предполагающей оснащение техническими средствами ориентировки в пространстве, на психологическую помощь семье инвалида, мероприятия в области психотерапии, психокоррекции и консультирования.

Трудовая реабилитация

Профессиональная реабилитация предполагает возвращение больного к трудовой деятельности с учетом последствий заболевания и сохранившейся трудоспособности. Профессиональная реабилитация – это система мер, обеспечивающих инвалиду возможность получить подходящую или сохранить прежнюю работу и продвигаться по службе (работе), способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции. Трудовая реабилитация – процесс трудоустройства и адаптации инвалида на конкретном рабочем месте. В ряде случаев профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию личности, принимающую во внимание образовавшиеся в результате заболевания или инвалидности ограничения, и переквалификацию в случае вынужденной смены вида профессиональной деятельности. Объектом забот и предметом научных исследований психологов труда является программа профессиональной реабилитации, которая включает мероприятия по профориентации (информирование о видах труда, профконсультирование), профотбор и профподбор, обучение и переобучение, организационную помощь в создании рабочего места для инвалида, помощь в производственной адаптации.

Таким образом, медико-профессиональная реабилитация – это процесс восстановления трудоспособности, сочетающий медицинскую реабилитацию с определением и тренировкой профессионально значимых функций, подбором профессии и адаптацией к ней.

Профессиональная реабилитация основывается на следующих основных принципах (И.М. Скитяева).

1. Психолог опирается на сохраненные сенсорные и моторные функции и задействует компенсаторные механизмы и возможности индивида.

2. Организм человека понимается как соматопсихологическое единство, учитываются целостная реакция личности на болезнь или инвалидизацию и индивидуальные способы совладания с болезнью.

3. Тяжелое соматическое или психическое заболевание, приводящее к снижению или потере трудоспособности и ограничению социальных взаимодействий, субъективно переживается как психологический кризис, связанный с невозможностью реализации личностью своего жизненного замысла. Психологическая реабилитация призвана помочь индивидууму найти или построить новые жизненные смыслы и раскрыть возможности и перспективы их реализации.

Задачей любого вида реабилитации, а в особенности психологической, является создание равновесия между психикой человека и окружающей средой, повышение уровня адаптивности личности.

При отсутствии возможности проводить реабилитацию нередко развиваются дополнительные психические расстройства, не связанные непосредственно с основным заболеванием и представляющие собой форму психологической дезадаптации. Эти вторичные нарушения усугубляют профессиональную и социальную ограниченность и изоляцию больного. И.М. Скитяева отмечает наиболее распространенные виды вторичных психических нарушений:

а) формирование комплекса неполноценности, связанного с переживанием больным своей отличности от других, обусловленной заболеванием или инвалидностью, что приводит к социальной изоляции и поведенческим девиациям;

б) формирование психопатологических проявлений невротического уровня; оно возможно на любом этапе соматического заболевания, однако чаще всего эти проявления определяют состояние человека после стабилизации или редукции основных симптомов. От 13 до 50% всех соматических больных и инвалидов страдают вторичной невротической патологией. Наиболее распространены невротические расстройства с неврастенической, истерической или обсессивно-фобической симптоматикой. При длительном течении соматического заболевания или стойкой инвалидизации наблюдаются стабилизация невротической симптоматики, формирование неврозов и невротических развитий личности;

в) развитие депрессивных проявлений и суицидальное поведение при тяжелых соматических заболеваниях и необратимой инвалидности, связанное с переживанием личностью потери трудоспособности, социальной изоляцией, невозможностью реализации жизненных планов и замыслов. Большое значение в развитии депрессивных проявлений имеют личностные, в первую очередь характерологические особенности больного. При наличии склонности к депрессивным реакциям психологу, осуществляющему реабилитирующие мероприятия, следует уделить особое внимание профилактике суицидального поведения.

В процессе социально-трудовой и психологической реабилитации психологами используются следующие методы: трудотерапия, психотерапия, техники ауторелаксации, методы снятия симптомов посттравматических стрессовых расстройств и т.д. Инвалидов обучают основам компьютерной грамотности, помогают подготовиться к поступлению в вуз или освоить другую профессию. Искусство психолога, занимающегося реабилитацией, состоит в том, чтобы построить для каждого больного или инвалида индивидуализированную, с учетом особенностей его дефекта или болезни, программу терапии, предвидеть возможные варианты компенсации, спроектировать процесс восстановления через подбор последовательно усложняющихся целенаправленных действий, спрогнозировать такую психокоррекцию, которая позволит личности стать адаптированной к новой жизненной ситуации.

Источник: studopedia.org

Профессионально-трудовая реабилитация

Трудовая терапия — один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность. Она включает разнообразные виды физических упражнений, содер­жащих элементы бытовой и профессиональной деятельности. Основная цель трудотерапии — восстановление и развитие нару­шенных функций, формирование компенсаторных навыков по са­мообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, рукоделию, вы­полнению трудовых операций. Трудотерапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и ре­абилитации, закрепляя эффект их воздействия.

Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рациональ­но подобранная, выступает как лечебный фактор, способствуя физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двига­тельных функций и нормализации общих физиологических пара­метров организма. В процессе трудотерапии происходит становление личности, преодолеваются психологические комп­лексы, формируются новые межличностные взаимоотношения; человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме.

Требованием к организации трудотерапии:

— обеспе­чение многообразия трудовых процессов и постепенного их ус­ложнения,

— поддержание интереса к труду,

— постоянное наблюдение лечащим врачом и трудинструктором.

При организации трудотерапии необходимо учитывать ряд клинико-физиологических и социальных критериев: нозологию за­болевания, характер функциональных нарушений, состояние интеллектуально-мнестической сферы, уровень развития или сохран­ности профессионально-трудовых навыков, условия труда и быта.

С учетом указанных критериев трудовая терапия может играть роль общеукрепляющей терапии, восстановитель­ной (функциональной) терапии, производственной (профессио­нальной) трудотерапии.

Трудовая терапия используется в индивидуальных и групповых формах. Она организуется в стационарных лечебных учреждениях, интернатах, центрах социального обслуживания, реабилитационных центрах и проводится непосредственно на местах (например, в отделениях стационара) или в специально созданных трудовых мастерских либо специализированных цехах. Возможна организа­ция трудотерапии и на дому.

Производственная трудотерапия может рассматриваться не толь­ко как заключительный этап медицинской реабилитации, но и как одна из форм социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов. Она проводится в условиях специализированных про­мышленных предприятий или специализированных цехов обыч­ных предприятий. При этом основные задачи реабилитации со­стоят в выработке трудовых навыков, трудовой переориентации, подготовке и обучении новой профессии.

После Второй мировой войны в Великобритании, Канаде и ряде других стран получила развитие оккупациональная терапия (в переводе с английского языка «терапия повседневными занятиями») как ме­тод социально-бытовой и трудовой реабилитации. По своей сути оккупацио­нальная терапия совмещает в себе такие традиционные для нашей страны методы социальной реабилитации, как терапия занятостью и трудотерапия. Оккупациональная терапия — бо­лее широкое понятие, чем трудотерапия, и включает в сферу своей деятельности все виды активности. Она предполагает проведение индивидуально подобранных мероприятий по восстановлению соци­альных навыков, способности самостоятельно организовывать свой быт, досуг, содействие активным формам жизнедеятельности.

Оккупациональная терапия включает следующие сферы:

— продуктивную деятельность — профессиональную деятель­ность, оплачиваемую и общественную работу, учебу, родитель­ские обязанности, заботу о близких людях и др.;

— самообслуживание — проблемы соблюдения личной гигие­ны, одевания, приготовления и приема пищи;

— досуг — занятия физкультурой и спортом, музыкой, художе­ственным творчеством, рукоделием, садоводством, играми, раз­влечениями;

игру (детские игры считаются важной деятельностью для раз­вития знаний, навыков и установок, связанных с продуктивной деятельностью взрослых). По данным наблюдений Е. И. Холостовой, оккупа­циональная терапия позволяет:

— увеличить самостоятельность в повседневной деятельности и связанных с ней навыках самообслуживания (например, в обра­щении с деньгами, планировании питания, приготовлении пищи);

— развить приемлемые навыки самостоятельного функциони­рования индивида, решения проблем и управления жизненными ситуациями;

— обеспечить средства и адаптирующее оборудование, компен­сирующие недостаточность функций;

— затормозить или предупредить дегенеративные эффекты ста­рения или функциональных затруднений;

— справиться с изменениями и утратами, сопутствующими по­жилому возрасту (найти ресурсы в социальном окружении; рас­познать и преодолеть депрессию);

— попутно обучить необходимым навыкам тех, кто ухаживает за больным.

Будучи междисциплинарной, оккупа­циональная терапия требует соединения усилий специалистов раз­ного профиля и различных ведомств.

Содержание и задачи профе6ссиональной реабилитации. Профессиональная реабилитация включает профессиональную ори­ентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию, тру­довое устройство или трудовую занятость.

Основная цель профессиональной реабилитации — обеспечить больному или инвалиду возможность получить или сохранить под­ходящую работу и тем самым способствовать его социальной инте­грации, достижению материальной независимости или повыше­нию доходов и возможности самообеспечения. Права инвалидов на профессиональную реабилитацию закреп­лены в ряде нормативных документов, основные из которых:

— Закон от 19.02.91 «О занятости насе­ления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

— Закон РФ «Об образова­нии» в редакции от 13.01.96

— Указ Президента РФ от 25.03.93 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»;

— Постановле­ние Министерства труда РФ от 28.09.93 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инва­лидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»;

— Приказ Федеральной службы занятости России от 28.02.94 «Об утверждении временного положения о специали­зированных подразделениях по профессиональной реабилитации и обеспечении занятости инвалидов».

Изучение потребности инвалидов в различных видах реабили­тации в г. Москве, проведенное ЦИЭТИНом, показало, что 62,6 % инвалидов нуждаются в тех или иных мерах профессиональной реабилитации. Потребность в профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и среднего возраста — соответственно 82,8 и 78,7% от численности инвалидов указан­ных возрастных групп.

Основу разработки программы профессиональной реабилита­ции составляют три компонента.

Оценка вида и степени ограничений жизнедеятельности, в том числе способности к обучению.

Оценка «профессионально-трудовой» составляющей реабилита­ционной программы, включающая определение характеристик ин­тегральной реакции организма инвалида на трудовую деятель­ность, оценку их значимости для трудовой деятельности и возможности ее продолжения, определение возможности адаптации к труду путем поддержки адекватного состояния, разработки стра­тегии трудовой деятельности.

Оценка общего и профессионального образовательного статуса инвалида, включающая комплексный анализ социальных характе­ристик, связанных с образовательной деятельностью, основных характеристик образовательной деятельности, а также определения соответствия требований, предъявляемых к инвалиду в процессе обучения, его профессионально значимым физиологическим, психофизиологическим и психологическим качествам и опреде­ление развития в процессе обучения профессионально важных сенсорных, моторных и мыслительных навыков.

Профессиональное образование – одно из основных, наиболее проблемных направлений профессиональной реабилитации, первоначальным этапом которого является профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация решает задачи информирования и консультирования инвалидов с целью выбора профессии, ре­жима и условий труда, возможности обучения. Ориентирование осуществляется в области профессий и современного рынка тру­да, существующих учебных заведений и центров профессиональ­ной переподготовки, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями, с целью достижения профессионального опти­мального самоопределения человека.

Профессиональная ориентация инвалидов предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов. Неотъемлемую часть профориентации составляет наличие дан­ных, характеризующих профессиональную деятельность. Такой ма­териал содержится в описаниях профессий — профессиограммах. В них включаются сведения о формах профессиональной подго­товки, описание рабочего места, содержания и условий труда, описание человека в процессе труда (положительные и отрица­тельные моменты в работе, трудности, степень ответственности, элемент творчества, психофизиологические качества и медицин­ские противопоказания, положительные и отрицательные послед­ствия работы для человека), социально-экономические особен­ности профессии.

Важен учет не только показаний, но и противопоказаний к профессио­нальной деятельности и в конечном итоге профессиональной при­годности. Профессионально пригодным считается тот, чьи психофизиоло­гические возможности и способности соответствуют определен­ной профессии. С целью оценки профессиональной пригодности проводится психофизиологическая диагностика. Затем с помощью психологических и функциональных тестов производится подбор видов труда, для которых испытуе­мый считается профессионально пригодным.

При изучении профессионального интере­са и склонностей человека следует учитывать, что многие ин­валиды, особенно инвалиды детства, неадекватно оценивают свои возможности при выборе будущей профессии. Проводятся разъяснительная работа, коррекция индивидуальных профессиональных планов и притязаний, оказывается психоло­гическая поддержка. Окончательное решение в выборе про­фессии, учебного заведения, места работы остается за инвалидом. Не допускаются какие-либо формы воздействия на его мотива­цию и решение в сфере самоопределения путем сокрытия или изменения информации.

После выбора будущей профессии планируется перечень воз­можных мер содействия в ее приобретении. Обсуждаются реаль­ные трудности процесса освоения профессии и трудоустройства и возможные пути их преодоления. В настоящее время органами занятости населения, на которые возложены обязанности по профессиональной реабилитации, включая профориентацию и профобучение инвалидов, большое внимание уделяется разработке дифференцированного и гибкого подхода к решению вопросов трудовой экспертизы, позволяюще­го использовать профессиональную остаточную трудоспособность больных и инвалидов.

При профессиональном обучении больных и инвалидов как сле­дующем методе реабилитации должна решаться комплексная за­дача, в решении которой овладение специальными знаниями, уме­ниями, навыками будет сочетаться с формированием способно­стей к социально-психологической адаптации. В условиях рыноч­ной экономики необходимо, чтобы профессиональное образова­ние инвалидов предусматривало обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской дея­тельности, что будет служить обеспечению равенства возможно­стей инвалидов в плане занятости.

Профессиональное образование предусматривает систему и процесс овладения знаниями, навыками и умением в области, рекомендуемой профессиональной деятельности.

Профессиональное образование предоставляет больным и ин­валидам следующие возможности:

— приобрести квалифицированную профессию, если они ранее ее не имели;

— приобрести другую специальность, если в связи с болезнью или инвалидностью работа по прежней специальности становить­ся невозможной или малопроизводительной;

— повысить имеющуюся квалификацию по выполняемой работе.

При решении вопроса о переобучении необходимо иметь в виду, что основные показания и противопоказания к обучению новой профессии те же, что и при выборе профессии впервые.

Для переобучения выбирается профессия с учетом не только возможности выполнения инвалидом производственных операций, но и максимального использования имеющихся у него знаний и навыков, связанных со старой профессией, с учетом его личных интересов.

Можно отметить три основных пути получения новой профес­сии:

— самостоятельное переобучение (за обучение инвалид платит сам);

— бесплатное переобучение через службу занятости. Право на это имеют инвалиды III и II групп, I группы — с трудовой реко­мендацией;

— поиск работы, не требующей переобучения, или обучение на рабочем месте.

Профессиональное обучение осуществляется с отрывом или без отрыва от производства.

Одно из важных условий успешной трудовой реабилитации инвалидов — их общеобразовательная подготовка. Наличие сред­него и высшего образования значительно повышает конкуренто­способность инвалидов. Получение инвалидом профессионального образования еще не гарантирует его занятости, однако повышает шансы на выгодное трудоустройство, делает его конкурентоспособным на рынке труда.

Трудоустройство. Трудовое устройство больных и инвалидов — заключительный этап реабилитации. Оно представляет собой оценку обоснованно­сти экспертного заключения о трудоспособности, профориентационного решения, эффективности процесса предшествующего обучения и всех реабилитационных мероприятий.

Для молодых инвалидов, имеющих недостаточный социальный опыт, важна помощь в развитии и формировании таких социальных навыков, которые повышают вероятность трудоуст­ройства: поиск работы по специальности, умение составлять профессиональное резюме, взаимодействовать с пред­ставителями официальных структур, осуществлять поисковые те­лефонные звонки, умение пользоваться Интернет-ресурсами.

Трудоустройство инвалида осуществляется как в условиях обыч­ного производства (так называемые «защищенные»» рабочие мес­та), так и в условиях специально создаваемых предприятий. По­следние отличаются от обычных предприятий условиями финан­сирования, режимом труда и отдыха, нормами производственных заданий.

Специалистам, занимающимся трудоустройством инвалидов, важно иметь базу данных существующих вакансиях на производ­стве, для чего необходимо вести активный поиск потенциальных трудовых мест, поддерживать постоянную связь с руководителя­ми предприятий.

При трудоустройстве инвалида важно не только предусмотреть адаптацию рабочего места к его функциональным возможностям, но и помочь ему в психологической и физиологической адапта­ции к новым условиям работы и трудовому коллективу.

Организация надомного труда в рамках специализированного предприятия допускается только для лиц, которые имеют необхо­димые жилищно-бытовые условия, а также практические навыки в определенной работе или профессии (либо могут быть обучены этим навыкам). Конкретный вид работы для надомников подбирается с учетом их профессиональных навыков и состояния здоровья. Пред­приятие предоставляет инвалиду в бесплатное пользование необ­ходимое оборудование, инструменты, сырье и материалы и обес­печивает реализацию готовой продукции.

Большим резервом в регулировании рынка труда инвалидов служат их самозанятость и организация собственного дела. Инва­лидам, организующим свой малый бизнес, законодательно гаран­тированы субсидии и помощь. Однако работа с инвалидами по обучению навыкам предпринимательства, оказанию профессио­нальной помощи и психологической поддержки пока не прино­сит ощутимого эффекта.

По отношению к лицам с ограниченными возможностями при­нято понятие «рациональное трудовое устройство». Это означает, что место труда потенциально адекватно для инвалида по его со­стоянию здоровья, психофизиологическим особенностям, лично­стным мотивам и профессиональной подготовке. Трудовое место для инвалида должно также соответствовать необходимым сани­тарно-гигиеническим нормам и иметь социально-экономическую равноценность с ранее исполняемой (в случае ее смены) либо исполняемой здоровым работником аналогичной работой (в слу­чае первоначального выхода на рынок труда).

На современном этапе с внедрением в практическую деятель­ность учреждений и организаций компьютерной техники возник­ла необходимость не только в характеристике функциональных нарушений, но и в разработке качественных и количественных характеристик функциональных нарушений, определенных еди­ными унифицированными критериями, которыми могли бы пользо­ваться и врачи-эксперты, и работники различных реабилитацион­ных служб, каковые в большинстве своем не имеют и не должны иметь медицинского образования.

Основную компоненту разработанной технологии по форми­рованию индивидуальной программы социальной реабилитации инвалида составляет комплексная экспертная система определе­ния потенциальных возможностей и потребностей инвалида в сочетании с профессиографическим справочником. Компьютерная программа «Профессиографический справочник» предназначена для автоматизации экспертной оценки доступности для инвалида включенных в справочник профессий с учетом его потенциаль­ных профессиональных возможностей и присущих ему психоло­гических качеств. Справочник создан как составная часть программ­но-информационной системы обеспечения профессионально реабилитации и содействия занятости инвалидов (включающей также банк данных об инвалидах региона, экспертную систему оценки потенциальных профессиональных возможностей лиц с ограниченной по состоянию здоровья трудоспособностью, банк рабочих мест для трудоустройства инвалидов и банк учебных мест для направления инвалидов на обучение и переобучение), т.е. про­граммно-информационной системы, составляющей основу еди­ного информационного пространства комплексной реабилитации инвалидов, в первую очередь для решения вопроса их профессио­нальной реабилитации.

ЛЕКЦИЯ 10

Источник: cyberpedia.su

Программы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов

от Светлана Нестерова Опубликовано Мар 3, 2022

Система мер профессиональной реабилитации

Поделиться

Профессиональная реабилитация инвалидов позволяет создать оптимальные условия для их трудовой деятельности. Государство гарантирует данным категориям помощь в профориентации, обучении и переподготовке, содействие в занятости и производственной адаптации.

Основные положения и цели

  • 1 Основные положения и цели
  • 2 Система мер профессиональной реабилитации
  • 3 Профессиональная ориентация
  • 4 Профессиональное образование
  • 5 Содействие занятости инвалидов
  • 6 Производственная адаптация
  • 7 Трудовые условия и льготы для инвалидов
  • 8

    Источник: invalid.expert

Оцените статью
Добавить комментарий