Трудовое обучение что это такое

Особенности форм организации трудового обучения Среди разнообразных видов деятельности трудовая, технологическая подготовка по праву занимает ведущее,...

Среди разнообразных видов деятельности трудовая, технологическая подготовка по праву занимает ведущее, ключевое место. Все ценное, прекрасное, великое создается трудом. Труд интерпретируется как совокупность физических, интеллектуальных, духовных усилий, в которых личность выражает, обогащает себя посредством осознанного создания социально значимых ценностей.

Труд есть вечное естественное условие человеческой жизни как диалектическое единство объективирования сущностных сил субъекта и субъективирования объекта, основной аспект человеческого бытия, определяет структуру общества, материальный, духовный, культурный уровень жизни (Гегель, К. Маркс).

В теории и практике обучения учащихся широко используются положения исследований представителей классической педагогики о роли, значении трудовой подготовки в общем развитии и социализации личности. К примеру, очень значимы в современных условиях высказывания К. Д. Ушинского о труде и его воспитательном, развивающем значении.

Труд — первооснова, средство, цель жизни.

Трудовое обучение 1 класс

Труд — источник богатства.

Труд — средство благополучия.

Без труда теряется цена и достоинство человека.

Труд — условие развития человека.

Без личного труда человек не может идти вперед.

Труд должен быть поставлен во главе двух других содеятелей человеческого богатства — природы и капитала.

Увеличение массы богатства не ведет еще за собой увеличения массы счастья, не приближает людей к нравственному и умственному развитию.

Ничегонеделанием порождается скука, мрачная апатия.

Праздность — есть мать пороков, лень освобождает детей от трудовых забот.

Избавление от труда — причина безнравственности, несчастья.

Труд — личный, свободный труд и есть жизнь.

Труд — фактор развития личности, содействует формированию выдержки, выносливости, чувства собственного достоинства, любви, уважения и привычки к труду.

Дать труд человеку, труд душевный, свободный.

Труд составляет земное счастье человека.

Человек рожден для труда.

Воспитание и обучение должны быть связаны с жизнью народа, с его трудовой деятельностью.

Умственный и физический труд должны сочетаться.

Труд — сознательная, творческая деятельность.

Привычка к труду есть именно та почва, на которой могут успешно развиваться все добрые качества.

Труд — лучший хранитель человечности, его нравственности.

Труд должен быть воспитателем человека.

Необходимо сфокусировать энергию детей на выполнении полезного, разумного, физического труда.

Труд является могущественным средством физического и нравственного воспитания.

Животворное влияние имеет только личный труд на того, кто трудится.

Материальные плоды трудов можно отнять, наследовать, купить, но внутренне духовной, животворящей силы труда нельзя ни отнять, ни наследовать, ни купить за все золото Калифорнии: она остается у того, кто трудится.

Труд — как богатство, его влияние огромно на умственное, нравственное, эстетическое, физическое развитие ребенка.

Трудовое обучение 8 класс

Богатство растет безвредно для человека тогда только, когда вместе с богатством растут и духовные потребности.

Труд физический поддерживает в теле человека физические силы, здоровье и физические способности.

Труд — не игра и не забава, он всегда серьезен и тяжел.

Труд вынужденный, на пользу другому, разрушает человеческую личность.

Жизнь ребенка должна быть устроена таким образом, чтобы сделалось невозможным ничегонеделание.

Когда ребенок остается без работы в руках, без мысли в голове, у него портятся и голова, и сердце, и нравственность.

Физический труд является не только приятным при смене видов деятельности, но и полезным отдыхом после труда умственного.

Проблема трудовой подготовки детей должна стать приоритетной в условиях модернизации системы образования, между тем трудовое обучение и воспитание младших школьников в настоящее время, к сожалению, ослаблено. Оно сводится преимущественно к выработке у детей умений и навыков ручного труда. Не уделяется должного внимания социализации и общему развитию младших школьников в процессе трудового обучения.

Без полноценной трудовой подготовки у детей проявляются негативные черты: потребительские, иждивенческие тенденции, стремление к праздности, «красивой жизни» без труда.

Современные исследования (Е. А. Климов) выделяют пять областей трудовой деятельности: человек — природа, человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ.

Трудовое обучение проводится в начальных классах по техническому, бытовому, сельскохозяйственному труду, художественной обработке различных материалов. У детей формируются мотивационные, содержательные, операционные компоненты трудовой деятельности. Каждому компоненту присуща своя специфика. Мотивации и изложению теоретических знаний отводится незначительное место и они носят, в основном, вводный характер по отношению к операционной, практико-ориентированной деятельности, которая занимает большую часть времени урока.

На уроках технологии и трудового обучения уделяется внимание процессу организации учащихся на работу; ознакомлению их с технологическими знаниями, особенностями материалов, инструментов, с технологией изготовления изделий. На уроках технологии важное место отводится демонстрации образца изделия, определению его назначения, анализу образцов-аналогов, планированию, организации предстоящей практической работы учащихся, выполнению трудовых действий, операций, заданий, упражнениям по овладению приемов работы, подведению итогов, анализу, оценке, организации выставки ученических работ, уборке и наведению порядка на рабочем месте.

В системе урока сочетаются индивидуальные, групповые и фронтальные формы занятий. Дети выполняют задание по образцу, конструируют по техническому рисунку, работают по собственному замыслу. Широко используются на занятиях трудовые, конструкторские, строительные игры, решение учебных задач в занимательной форме. К примеру: прочитай, отгадай загадку. Выбери на столе соответствующие инструменты.

  • 1. Сам худ, а голова с пуд.
  • 2. Зубов много, а ничего не ест.
  • 3. Цепкий рот на тех сердит, кто зазря в доске сидит.

Учащиеся анализируют то или иное изделие (название, назначение, материал, форма, количество частей, способы изготовления, соединения деталей, отделки изделия). Они выполняют задания творческого характера: выбрать рациональные способы разметки, контроля, умело организовать труд, рабочее место, совершенствовать трудовые приемы и т.п.

В процессе трудового обучения широко используется бригадная форма организации труда детей. Ученическая бригада создается из 3—4 человек по их желанию. Члены бригады выбирают бригадира. Трудовые задания выполняются по бригадам, организуется соревнование между ними, вводится поурочная оценка работы учащихся. Подводятся итоги соревнования между бригадами.

Лучшие бригады и бригадиры поощряются.

Члены бригады могут проводить работу в соответствии с памяткой.

  • 1. Приготовь инструменты и материалы для работы.
  • 2. Правильно разложи все на рабочем месте.
  • 3. Предупреди бригадира о нехватке инструментов или материалов.
  • 4. Выполняй работу вовремя и без брака.
  • 5. Экономь материалы, береги инструменты.
  • 6. Соблюдай при работе правила техники безопасности и сохранности инструментов, делись с товарищами инструментами, материалами.
  • 7. Окончив собственную работу, помоги члену своей бригады, у кого не ладится работа.
  • 8. После работы убери за собой рабочее место и сдай под контроль бригадиру.
  • 9. Обсуди в бригаде оценку результатов вашего коллективного труда.

Критериями оценки трудовой деятельности является: 1) осознание качества выполненного задания; 2) проявление самостоятельности, инициативы, творчества, самоконтроля; 3) экономное расходование материала; 4) соблюдение правил безопасности, сохранности инструментов.

Выполнение трудовых операций совершенствуется в такой последовательности: 1) постепенное улучшение результатов деятельности;

2) устранение лишних движений; 3) ускорение темпа работы; 4) усвоение нужного режима; 5) изменение интенсивности и комбинаций движений; 6) снижение утомляемости; 7) изменение ориентации во времени; 8) автоматизация движений; 9) изменение в продолжительности отдельных рабочих приемов.

Разновидности соотношения (интерес — работоспособность — результаты выполнения деятельности — состояние личности) могут варьироваться у учащихся в процессе труда: 1) работа нравится, результатами труда доволен; 2) работа нравится, есть желание ее выполнить, но не все получается, результатами недоволен, настроение снижается;

3) работа кажется очень простой, в работе все получается, но выполнять ее надоело; 4) работа нравится, выполнять ее интересно; 5) равнодушное отношение к работе при хорошем самочувствии; 6) работа интересная, но не получается, трудно сосредоточиться; 7) работа не нравится.

Трудовая подготовка детей интегрируется с ознакомлением их с первоначальными представлениями о рыночной экономике. Младшие школьники овладевают знаниями о бюджете семьи, об оплате за свет, газ, электричество, пользование телефоном; об отраслях производства, профессиях, предпринимателях; о безработице, экономическом неравенстве, забастовках, банкротстве и т.п.

В соответствии с положениями образовательного стандарта и программы по педагогике начального образования в учебном процессе предусмотрено ознакомление учащихся с особенностями этнопеда- гогики, правилами народной мудрости. К примеру, согласно современным научно-методическим представлениям уместно раскрывать значимость пословиц, поговорок в учебно-трудовой, бытовой, общественно-полезной, производственной деятельности личности. В этих правилах народной мудрости отражаются:

  • 1) значимость деятельности в социализации личности: человек от лени болеет, а от труда здоровеет; долог день до вечера, коли делать нечего; без труда не выловишь и рыбку из пруда; без дела жить, только небо коптить; трутни горазды на плутни; маленькое дело лучше безделья; праздность — мать пороков; на полатях лежать так и хлеба не видать; ножницы прямые, да руки кривые; суди человека по его труду; труд все побеждает; земля трудом славится; в труде рождаются герои; бережливость — родственница труда;
  • 2) значимость систематически проводимой деятельности, ее конечного результата: как скроишь, так и тачать начнешь; не трудно сделать, да трудно задумать; за один раз дерево не срубишь; сегодняшней работы на завтра не покидай; мать — сыра земля — всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает; у кого сноровка, тот действует ловко; больше дела, меньше слов; меньше говори, да больше делай; по колосу пшеницы узнают человека, вырастившего его; не тот живет больше, чей век дольше, а тот живет дольше, чьих дел больше; не за свое дело не берись, а за своим не ленись; берись дружно — не будет грузно;
  • 3) зависимость качества деятельности от мотивации, ориентации, ума: страшно дело до зачину; горька работа, да хлеб сладок; глаза боятся, а руки делают; без охоты не споро у работы; не знавши броду, не суйся в воду; у растяпы Дарьи каждый день аварии; дело толком красно; всяк мастер на свой лад; языком прорыва не залатаешь; в страду одна забота — не стояла бы работа; каков строитель, такова и обитель; не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп; если человек любит труд, все дела у него успешно идут;
  • 4) влияние личностно-ориентированной потребности человека на достижение им успеха в деятельности: всякому молодцу ремесло к лицу; жизнь дана на добрые дела; доброе дело без награды не остается; на бога уповай, а без дела не бывай; прялка не бог, а рубаху дает; работа да руки надежные в людях поруки; кто землю лелеет, того и земля жалеет; заработанный хлеб сладок; всякий человек у дела познается; где ученье — там уменье; без труда жить — только небо коптить; не смотри как рот дерет, а смотри как дело ведет; вялый жевака — к делу зевака;
  • 5) виды деятельности как источник радости и счастья, здорового образа жизни, важность чередования труда и отдыха: паши не лениво, будешь жить счастливо; сделал добро — на душе светло; не сиди сложа руки, так не будет и скуки; после дела и гулять хорошо; когда трудишься — сердце пускай стучит, совесть с молоточком: и постукивает, и постукивает; лежа не работают; ретивая лошадка недолго живет; где бабы гладки, там нет воды в кадке; бережливость — родственница труда.

Источник: studme.org

Без труда: чему сегодня учат на уроках технологии?

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Около 20 лет назад на замену урокам труда пришел предмет «Технология». Что современные школьники изучают в рамках этой дисциплины и почему некоторых взрослых не устраивает существующая программа?

Как это было

Воспоминания об уроках труда у советских школьников овеяны романтикой. В младших классах дети, как их сверстники сегодня, делали аппликации, поделки из бумаги и природных материалов, лепили из пластилина и учились пришивать пуговицы, а вот в средней школе начиналось гендерное разделение: девочек обучали основам домоводства, а мальчиков — работать по дереву и металлу, на токарных и сверлильных станках.

«Они делали табуретки, ремонтировали парты, вытачивали детали для подшефных предприятий, а нас учили шить, готовить», — вспоминает пенсионерка Татьяна Валентиновна.

Теорию, изученную в классе, приходилось отрабатывать в домашних условиях:

«В нашем классе стояло только две или три швейные машинки, поэтому в основном мы шили дома. На уроках учительница объясняла и показывала все на примере. У нас стоял большой раскройный стол, на котором она учила нас делать выкройки. В первой четверти мы проходили технику безопасности, шитье. Во второй — кулинарию. В пятом классе изучали салаты, а в шестом — гарнир.

У нас не было плиты в кабинете, поэтому на уроке записывали рецепты, а дома готовили с родителями, под присмотром. Потом приносили свои блюда на проверку».

Девочки угощали мальчиков выпечкой и салатами, а мальчики вытачивали для них на станках деревянные скалки и толкушки.

В старших классах была обязательной профориентация, первая ступень к освоению профессии. Девушки могли получить специальность швеи-мотористки, секретаря-машиниста, продавца непродовольственных товаров. Юноши изучали слесарное дело, электромонтаж.

«Престижным считалось отучиться на автодело, но туда еще надо было пробиться. Мест на всех не хватало, — рассказывает Владимир Сергеевич, сварщик на пенсии. — Нас тогда часто водили на экскурсии по заводам, мы присматривались к разным профессиям».

Чему учат сегодня

Технология сейчас — компонентный предмет, выстроенный по блочно-модульной системе. Учителя могут менять рабочие программы в зависимости от условий в школе и потребностей учеников.

Блоки, которые могут входить в программу:

  • робототехника;
  • информационные технологии;
  • ведение хозяйства;
  • деревообработка;
  • знакомство с металлом;
  • домоводство;
  • оформление дома;
  • дизайн;
  • домашняя экономика.

Каждая школа самостоятельно решает, как реализовать рабочую программу. Это зависит от того, есть ли специальные помещения для уроков технологии, насколько оборудованы кабинеты, достаточно ли нужного материального обеспечения.

Например, в школе «Точка будущего» г. Иркутска есть гончарная мастерская и станок для создания гравюр. Кроме прочего, старшеклассников учат программировать на Python на примере беспилотного летательного аппарата.

Школа «Точка будущего» в Иркутске

В школе №10 г. Королева стоят слесарные станки, на которых мальчики учатся работать по металлу.

Инженерный корпус школы № 548 в поселке совхоза им. Ленина в Москве располагает кухней, столярными и архитектурными мастерскими, а также телестудией и студией звукозаписи.

Кухня в Инженерном корпусе школы №548

В «началке» в большинстве школ учатся создавать различные поделки, планируя свои действия и делая выводы.

«Мне нравятся уроки технологии! Мы делаем разные проекты: «Волшебный мир космоса», «Кем я хочу стать». Мы клеим, вырезаем, рисуем. Родителям нравятся мои поделки. Иногда они чуть-чуть помогают мне с подготовкой», — говорит Маша Д., ученица третьего класса из подмосковного Королева.

В средней школе преобладает ведение домохозяйства у девочек и различные работы по дереву и металлу у мальчиков, при условии, что в школе есть оборудование. Ученица восьмого класса лицея № 19 г. Королева Эмилия Г. считает, что технология — очень полезный предмет:

«В прошлом году мы почти целую четверть проходили салаты. Накормили всю школу! В этом году, как сошьем платья, будем учиться выпечке. Думаю, нашим одноклассникам и учителям понравится».

Десятиклассник Артем Х. из Королева уверен, что занятия робототехникой на технологии помогают лучше понять информатику:

«Технология дала нам очень много: мы научились основам работы за компьютером, когда собирали роботов и управляли ими. Сейчас на уроках информатики мне легко учиться. Хотел бы связать свою жизнь с программированием».

Гендерный вопрос

Как и в СССР, в современной школе на уроке технологии преобладает гендерное разделение. По новым ФГОСам скоро оно будет упразднено. Классы поделят не на девочек и мальчиков, а на подгруппы (как в случае с иностранным языком). Мальчики смогут разобраться в домоводстве, а девочки попробуют себя в программировании и деревообработке. Такой подход в современном мире более актуален.

Некоторые учреждения уже перешли на этот формат преподавания.

Но возможность перейти из одной группы в другую есть уже сейчас. Если девочке интереснее собирать роботов, а мальчик хочет научиться готовить, достаточно написать заявление и перевестись.

«Технология моему сыну очень нравится, он с удовольствием ходит на занятия, — говорит Елена, мама шестиклассника лицея № 19 г. Королева. — Ребята программируют роботов, устраивают гонки радиоуправляемых машинок. А недавно в группу к мальчикам попросились и две девочки».

Все ли перемены к лучшему?

Один из самых «модных» и востребованных модулей — это робототехника. Однако некоторые родители не считают, что конструирование «умных» машин важнее умения работать руками.

«В школе не хватает нормальных уроков труда, — считает Павел В., отец семиклассника, изучающего робототехнику в школе г. Королёва. — Роботы — это хорошо, за ними будущее. С другой стороны, мы все больше отходим от практики. Где еще детям эту практику получать? Всегда было два варианта: семья и школа. Хорошо, если мама умеет шить и готовить, а папа — менять проводку.

Отлично, если в школе учитель ведет уроки по программе, включающей вышеперечисленное. А если нет? Современные дети не могут ни работать отверткой, ни вбить гвоздя, они их и в глаза не видели. А работе с компьютером они и сами научатся».

Однако, по мнению учителя технологии высшей категории лицея № 19 г. Королева Татьяны Григорович, отказ от классических «трудов» — это ответ на требования времени:

«Многие школы делают упор на цифровые компоненты образовательной программы и отходят от практической деятельности. И это обоснованный шаг. Дети должны адаптироваться к современному, быстро меняющемуся миру. Сейчас даже швейные машинки новые, универсальные, программируемые».

При этом педагог все же считает, что полностью отказываться от обучения ручному труду нельзя:

«Если упор будет делаться только на информационные технологии, мы рискуем в недалеком будущем остаться, например, без швейной промышленности. Возможно, никто из нынешних школьников не пойдет на швейное или кулинарное производство. Но умение заштопать порвавшуюся деталь одежды, приготовить ужин или разобраться с электрической розеткой все равно пригодится в жизни».

Материалы по теме:

  • Нужна ли школе религиозная грамотность?
  • От эпиграмм до мемов: три века школьных баек;
  • Как приучить ребенка к физическому труду.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Источник: pedsovet.org

Трудовое обучение что это такое

Для людей, не очень знакомых с проблемой, поясним: прежние «Труды», традиционные для советской школы, за последние десятилетия практически исчезли из большинства школ России. На их место пришла новая образовательная область — «Технология», коренным образом изменяющая подход не только к трудовой, но к любой другой деятельности человека.

В основу новой формы «трудового обучения» положен так называемый «проектный подход», или «проектный метод», заключающийся в переносе главных усилий ребёнка из конкретной физической реальности в абстрактную виртуальную, то есть «проектную» действительность. Место «тупой и бездумной» работы над брусками дерева или кусками ткани теперь занимает «изучение базовых понятий любого производственного процесса и творческое конструирование самых разных объектов при помощи новейшей техники и информационных технологий. Таким образом, учащиеся получают теоретические представления о технологической природе современного общества и ответственно относятся к решению вопроса о своём профессиональном самоопределении».

В данном контексте новая «Технология» и старые «Труды» — это не просто два этапа или два варианта базового образования, это абсолютно разные подходы. Чему там учат? Раньше на трудах дети обучались навыкам работы с теми или иными инструментами, приборами. Обычно мальчиков учили токарному или деревообрабатывающему делу, девочек — шитью и кройке, поварскому искусству. Сегодня же на уроках технологии преобладают теоретические знания об этих и других сферах человеческой деятельности, которые учитель преподносит в форме обзорной лекции, либо которые готовят сами дети в виде презентаций.

Оцените статью
Добавить комментарий