Важное условие любого производства заключается в соединении трех элементов, которые являются производительными силами общества — это средства труда, предметы труда и люди (рабочая сила), осуществляющие трудовую деятельность (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Элементы процесса труда
Очевидно, что категории «трудовые ресурсы», как и «трудовой потенциал», являются производными труда. Область труда является центральной областью, тем организационным фокусом, в котором организация идей непосредственно пересекается с организацией людей и производимых ими вещей [1] . Данное определение отражает сущность труда.
Основой функционирования общественного производства являются трудовые ресурсы. В данном исследовании нами не ставится задача подробного изучения понятия труда. Этот вопрос разрабатывается в научных трудах А.Э. Котляра, А.С. Кудрявцева, Ю.С. Пере- вощикова, Л.Ф. Пысина, Е.И. Рузавиной, С.Г. Струмилина, И.С. Фо- тина, Г.Я.
Экономика и её роль в жизни общества 🎓 Школа обществознания 8 класс
Фролова и др., а лишь рассматривается через взаимосвязь с такой категорией, как трудовые ресурсы.
В литературе даются различные определения данной категории, что не позволяет привести ее однозначную содержательную характеристику.
Под ресурсами (фр. ressourses) понимаются денежные средства или ценности [2] . Вместе с тем ресурсы могут быть информационными, материальными, финансовыми, трудовыми. В этом же словаре утверждается, что ресурсами трудовыми называется часть населения страны, располагающая физическими и духовными способностями, участвующая в процессе труда.
Понятие «трудовые ресурсы» впервые использовал в экономической литературе академик С.Г. Струмилин. В 20-х годах прошлого века возникновение данной категории было обусловлено потребностями процесса планирования и хозяйственного управления страной, однако на протяжении длительного времени в обосновании понятия «трудовые ресурсы» существовал статистико-демографический подход и трудовые ресурсы определялись как трудоспособное население в возрасте, способном к труду [3] .
Существует и иная позиция представителей другого направления в данной области. Так, В.В. Гембровский относит к рабочей силе только занятых в материальной сфере, тогда как к трудовым ресурсам необходимо относить рабочую силу и занятых в непроизводственной сфере [4] .
В настоящее время усиливается роль влияния трудовых ресурсов на стратегическое развитие страны в целом и развитие отдельных регионов. Современная экономическая литература представляет термин «трудовые ресурсы» по-разному, понимая под трудовыми ресурсами некую функционирующую и потенциальную рабочую силу, при этом считается, что понятие «трудовые ресурсы» является более широким по отношению к категории «рабочая сила», что обусловлено включением лиц, не принимающих участия в труде (рис. 1.2).
Итак, основные направления толкования трудовых ресурсов следующие [5] .
География 9 класс (Урок№12 — Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство.)
Трудовые ресурсы — это население, представляющее потенциальную массу живого труда.
Такое определение позволяет трактовать трудовые ресурсы как население, имеющее физическую и интеллектуальную активность, здоровье, образование, культуру, способности, квалификацию, профессиональные знания для общественно полезной деятельности в экономике. Однако не всякая потенциальная масса живого труда может являться важной характеристикой трудовых ресурсов.
Рис. 1.2. Структура населения
Трудовые ресурсы — это население в трудоспособном возрасте с выделением экономически активной части.
В любом обществе в состав трудоспособного населения включается две группы: экономически активное население и экономически неактивное население, на соотношение которых влияют социальные, экономические, политические и демографические условия.
Таким образом, для трудоспособного населения можно характерны, во-первых, сознательное выступление на рынке рабочей силы и желание работать по найму, во-вторых, выбор иного способа существования и получения дохода.
Трудовые ресурсы — это носитель рабочей силы.
- [1] См.: Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Политическая литература, 1957.
- [2] См.: Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 1999.1248 с.
- [3] См.: Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука,1982.90 с.
- [4] См.: Гембровский В.В. Проблемы занятости в социалистическом обществе. Кишинев, 1973.
- [5] См.: Ширинкина Е.В. Репрезентативность трудовых показателей в системе управления социально-территориальным образованием: дис. канд. экон. наук. Ижевск, 2002.
Источник: bstudy.net
Трудовые ресурсы какова их роль в размещении и развитии хозяйства
Конспект урока на тему: Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Проблемы безработицы.
Здесь была ссылка на работу Конспект урока на тему: Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Проблемы безработицы. автора Мазурова Юлия Викторовна.
Ссылка на нее удалена по требованию посредника Инфоурок.
Если вы являетесь автором этой работы и хотите подтвердить её публикацию на этом сайте, .
Документ Microsoft Word (docx) |
22.76 Kb |
12 |
Просмотров: 66
Похожие материалы
- Географическая игра «Материками и океанами» (7 класс)
- Разновозрастное занятие по теме «Реки»
- Интегрированный урок на тему «Волга — великая русская река»
- Водяной пар. Туман и облака.
- Урок по географии в 5 классе. Географические открытия древности и Средневековья
- Қазақстан экономикалық географиясына арналған әзірлеме
- География 5класс «Землеведение» тема «Облик Земного шара»
- География 5класс «Землеведение» тема«Представление об устройстве мира»
- Разработка урока «Ориентирование на местности» 6 класс
- Урок географии в 8 классе по теме: «Животные тропических лесов Африки»
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь через форму обратной связи.
Источник: uroki.me
ГДЗ по географии 9 класс. Алексеев ФГОС | Страница 7
Хозяйство – обозначение сферы производства и потребления различных благ и услуг.
Для успешного развития хозяйства необходимо эффективное управление природно-ресурсным, человеческим и производственным капиталом.
№ 2. Какие факторы определяют размещение производства в России? Сформулируйте основные факторы размещения одного из производств вашего района.
— густота транспортной сети
В Республике Крым определяющими факторами являются природные условия, географическое положение и интересы потребителей.
№ 3. Как организовано хозяйство нашей страны?
Хозяйство любой страны имеет отраслевую, функциональную и территориальную структуру.
№ 4. Продолжите ряд научно-технических достижений России: первая в мире атомная электростанция, первый искусственный спутник Земли, первый луноход…
Первый робот-планетоход, первая космическая станция.
№ 5. Распределите профессии взрослых (родителей, родственников, соседей и др.) по секторам хозяйства (используйте рис. 2). Какой из секторов играет ведущую роль в вашем районе или таких нет?
Отец – вторичный сектор
Мать – первичный сектор
Бабушка – первичный сектор
Сын – третичный сектор
Друг – четвертичный сектор
В моем районе ведущую роль играет третичный сектор
№ 6. Как вы понимаете слова Н.Д. Кондратьева о том, что проблема изменений народного хозяйства в целом есть прежде всего проблема ступеней его развития? Актуальны ли эти слова для хозяйства вашего края?
Суть в том, что структура экономики периодически меняется в зависимости от того, какая отрасль выходит на первый план. Для Республики Крым это не актуально, так как тут преобладают устоявшиеся отрасли хозяйства.
№ 7. В русском языке слово промышленность происходит от слова промысел. В.И. Даль определяет слово промышлять как «…добывать хлеб и все нужное, заниматься чем, как средством жизни». В европейских языках аналогичный термин industria – деятельность, усердие. Какое толкование, на ваш взгляд, более точное?
Обсудите в группе. Подберите подходящие по смыслу русские пословицы.
На мой взгляд, более точным является второе толкование.
Ремесло – золотой кормилец
На промысел идешь на день, а хлеба бери на неделю
Каков промысел, такова и добыча.
Источник: www.euroki.org