Трудовые ресурсы какова их роль в размещении и развитии хозяйства

Формирование трудовых ресурсов Важное условие любого производства заключается в соединении трех элементов, которые являются производительными силами...

Важное условие любого производства заключается в соединении трех элементов, которые являются производительными силами общества — это средства труда, предметы труда и люди (рабочая сила), осуществляющие трудовую деятельность (рис. 1.1).

Элементы процесса труда

Рис. 1.1. Элементы процесса труда

Очевидно, что категории «трудовые ресурсы», как и «трудовой потенциал», являются производными труда. Область труда является центральной областью, тем организационным фокусом, в котором организация идей непосредственно пересекается с организацией людей и производимых ими вещей [1] . Данное определение отражает сущность труда.

Основой функционирования общественного производства являются трудовые ресурсы. В данном исследовании нами не ставится задача подробного изучения понятия труда. Этот вопрос разрабатывается в научных трудах А.Э. Котляра, А.С. Кудрявцева, Ю.С. Пере- вощикова, Л.Ф. Пысина, Е.И. Рузавиной, С.Г. Струмилина, И.С. Фо- тина, Г.Я.

Экономика и её роль в жизни общества 🎓 Школа обществознания 8 класс

Фролова и др., а лишь рассматривается через взаимосвязь с такой категорией, как трудовые ресурсы.

В литературе даются различные определения данной категории, что не позволяет привести ее однозначную содержательную характеристику.

Под ресурсами (фр. ressourses) понимаются денежные средства или ценности [2] . Вместе с тем ресурсы могут быть информационными, материальными, финансовыми, трудовыми. В этом же словаре утверждается, что ресурсами трудовыми называется часть населения страны, располагающая физическими и духовными способностями, участвующая в процессе труда.

Понятие «трудовые ресурсы» впервые использовал в экономической литературе академик С.Г. Струмилин. В 20-х годах прошлого века возникновение данной категории было обусловлено потребностями процесса планирования и хозяйственного управления страной, однако на протяжении длительного времени в обосновании понятия «трудовые ресурсы» существовал статистико-демографический подход и трудовые ресурсы определялись как трудоспособное население в возрасте, способном к труду [3] .

Существует и иная позиция представителей другого направления в данной области. Так, В.В. Гембровский относит к рабочей силе только занятых в материальной сфере, тогда как к трудовым ресурсам необходимо относить рабочую силу и занятых в непроизводственной сфере [4] .

В настоящее время усиливается роль влияния трудовых ресурсов на стратегическое развитие страны в целом и развитие отдельных регионов. Современная экономическая литература представляет термин «трудовые ресурсы» по-разному, понимая под трудовыми ресурсами некую функционирующую и потенциальную рабочую силу, при этом считается, что понятие «трудовые ресурсы» является более широким по отношению к категории «рабочая сила», что обусловлено включением лиц, не принимающих участия в труде (рис. 1.2).

Итак, основные направления толкования трудовых ресурсов следующие [5] .

География 9 класс (Урок№12 — Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство.)

Трудовые ресурсы — это население, представляющее потенциальную массу живого труда.

Такое определение позволяет трактовать трудовые ресурсы как население, имеющее физическую и интеллектуальную активность, здоровье, образование, культуру, способности, квалификацию, профессиональные знания для общественно полезной деятельности в экономике. Однако не всякая потенциальная масса живого труда может являться важной характеристикой трудовых ресурсов.

Структура населения

Рис. 1.2. Структура населения

Трудовые ресурсы — это население в трудоспособном возрасте с выделением экономически активной части.

В любом обществе в состав трудоспособного населения включается две группы: экономически активное население и экономически неактивное население, на соотношение которых влияют социальные, экономические, политические и демографические условия.

Таким образом, для трудоспособного населения можно характерны, во-первых, сознательное выступление на рынке рабочей силы и желание работать по найму, во-вторых, выбор иного способа существования и получения дохода.

Трудовые ресурсы — это носитель рабочей силы.

  • [1] См.: Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Политическая литература, 1957.
  • [2] См.: Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 1999.1248 с.
  • [3] См.: Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука,1982.90 с.
  • [4] См.: Гембровский В.В. Проблемы занятости в социалистическом обществе. Кишинев, 1973.
  • [5] См.: Ширинкина Е.В. Репрезентативность трудовых показателей в системе управления социально-территориальным образованием: дис. канд. экон. наук. Ижевск, 2002.

Источник: bstudy.net

Трудовые ресурсы какова их роль в размещении и развитии хозяйства

up

Конспект урока на тему: Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Проблемы безработицы.

Здесь была ссылка на работу Конспект урока на тему: Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Проблемы безработицы. автора Мазурова Юлия Викторовна.
Ссылка на нее удалена по требованию посредника Инфоурок.

Если вы являетесь автором этой работы и хотите подтвердить её публикацию на этом сайте, .

Тип материала: Размер: Количество скачиваний:
Документ Microsoft Word (docx)
22.76 Kb
12

Просмотров: 66

Похожие материалы

  • Географическая игра «Материками и океанами» (7 класс)
  • Разновозрастное занятие по теме «Реки»
  • Интегрированный урок на тему «Волга — великая русская река»
  • Водяной пар. Туман и облака.
  • Урок по географии в 5 классе. Географические открытия древности и Средневековья
  • Қазақстан экономикалық географиясына арналған әзірлеме
  • География 5класс «Землеведение» тема «Облик Земного шара»
  • География 5класс «Землеведение» тема«Представление об устройстве мира»
  • Разработка урока «Ориентирование на местности» 6 класс
  • Урок географии в 8 классе по теме: «Животные тропических лесов Африки»

Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.

По вопросам работы сайта обращайтесь через форму обратной связи.

Источник: uroki.me

ГДЗ по географии 9 класс. Алексеев ФГОС | Страница 7

География 9 класс. ФГОС Алексеев, Николина Просвещение

Хозяйство – обозначение сферы производства и потребления различных благ и услуг.

Для успешного развития хозяйства необходимо эффективное управление природно-ресурсным, человеческим и производственным капиталом.

№ 2. Какие факторы определяют размещение производства в России? Сформулируйте основные факторы размещения одного из производств вашего района.

— густота транспортной сети

В Республике Крым определяющими факторами являются природные условия, географическое положение и интересы потребителей.

№ 3. Как организовано хозяйство нашей страны?

Хозяйство любой страны имеет отраслевую, функциональную и территориальную структуру.

№ 4. Продолжите ряд научно-технических достижений России: первая в мире атомная электростанция, первый искусственный спутник Земли, первый луноход…

Первый робот-планетоход, первая космическая станция.

№ 5. Распределите профессии взрослых (родителей, родственников, соседей и др.) по секторам хозяйства (используйте рис. 2). Какой из секторов играет ведущую роль в вашем районе или таких нет?

Отец – вторичный сектор

Мать – первичный сектор

Бабушка – первичный сектор

Сын – третичный сектор

Друг – четвертичный сектор

В моем районе ведущую роль играет третичный сектор

№ 6. Как вы понимаете слова Н.Д. Кондратьева о том, что проблема изменений народного хозяйства в целом есть прежде всего проблема ступеней его развития? Актуальны ли эти слова для хозяйства вашего края?

Суть в том, что структура экономики периодически меняется в зависимости от того, какая отрасль выходит на первый план. Для Республики Крым это не актуально, так как тут преобладают устоявшиеся отрасли хозяйства.

№ 7. В русском языке слово промышленность происходит от слова промысел. В.И. Даль определяет слово промышлять как «…добывать хлеб и все нужное, заниматься чем, как средством жизни». В европейских языках аналогичный термин industria – деятельность, усердие. Какое толкование, на ваш взгляд, более точное?

Обсудите в группе. Подберите подходящие по смыслу русские пословицы.

На мой взгляд, более точным является второе толкование.

Ремесло – золотой кормилец

На промысел идешь на день, а хлеба бери на неделю

Каков промысел, такова и добыча.

Источник: www.euroki.org

Оцените статью
Добавить комментарий