Трудовые ресурсы таможенных органов это

Кадровые ресурсы таможенных органов Введение Глава I. Нормативно-правовое регулирование кадровых вопросов таможенной службы Глава II. Порядок прохождения...

Введение
Глава I. Нормативно-правовое регулирование кадровых вопросов таможенной службы
Глава II. Порядок прохождения стажировки в таможенных органах
Глава III. Особенности проведения аттестации сотрудников таможенных органов
Глава IV. Организация ротации кадров таможенной службы
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент работы для ознакомления

При признании жалобы обоснованной в аттестацию вносят соответствующие изменения или составляют новый аттестационный лист. Измененный (или новый) аттестационный лист подлежит рассмотрению на аттестационной комиссии в соответствии с установленным порядком.
Контроль за организацией работы и деятельностью аттестационной комиссии осуществляет начальник соответствующего таможенного органа и кадровые подразделения вышестоящих таможенных органов.
Рассмотрим общие положения регламента работы аттестационной комиссии. Начальником структурного подразделения (таможенного органа) на сотрудников, подлежащих аттестации, в отдел (отделение) кадров таможенного органа не позднее чем за две недели до заседания аттестационной комиссии представляются:

Применение новых подходов к организации таможенных проверок как залог их эффективности


1) аттестационные листы и список сотрудников с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности, даты и номера приказа о назначении при рассмотрении вопроса о соответствии занимаемой должности (при каждой последующей аттестации сотрудника представляются также его аттестационный лист с данными предыдущей аттестации);
2) проект наградного листа на сотрудника — при рассмотрении вопроса о представлении к государственной награде Российской Федерации.
Секретарь аттестационной комиссии за неделю до очередного заседания докладывает ее председателю о количестве поступивших документов, выносимых на рассмотрение аттестационной комиссии, и предложения о приглашении на ее заседание соответствующих должностных лиц. Вместе с этим он заранее оповещает членов аттестационной комиссии и лиц, присутствие которых необходимо, о времени и месте проведения заседания, а также вопросах, выносимых на ее рассмотрение.
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее состава. Заседание аттестационной комиссии ведет ее председатель или по его поручению заместитель председателя аттестационной комиссии.
Аттестацию проводят в присутствии аттестуемого сотрудника и начальника структурного подразделения (таможенного органа), в котором аттестуемый состоит в должности, или лица, его замещающего. В случае неявки сотрудника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины аттестационная комиссия может провести аттестацию и в его отсутствие, о чем делается соответствующая запись в протоколе; в этом случае отделом (отделением) кадров представляется справка о причине отсутствия сотрудника для приобщения к протоколу заседания аттестационной комиссии.
Аттестацию сотрудников, являющихся членами аттестационной комиссии, проводят на общих основаниях. Проходящий аттестацию сотрудник, являющийся членом аттестационной комиссии, в голосовании не участвует.

Логистика. Обучение. Таможенное право.


Во время заседания аттестационной комиссии секретарь комиссии ведет протокол произвольной формы, в котором отражает ход заседания аттестационной комиссии, результаты голосования с указанием количеств голосов «за» принятие данного решения или «против» и принятое решение.
К протоколу приобщается копия проекта аттестационного листа и могут быть приложены листы с особым мнением членов аттестационной комиссии. Протоколы аттестационной комиссии хранятся в кадровом подразделении таможенного органа.
Решения аттестационной комиссии по рассматриваемым вопросам принимают открытым голосованием простым большинством голосов. При равенстве голосов сотрудник признается соответствующим занимаемой должности.
Глава IV. Организация ротации кадров таможенной службы
Перевод должностных лиц таможенных органов из одних таможенных органов в другие таможенные органы, а также из одного структурного подразделения таможенного органа в другое структурное подразделение того же таможенного органа без изменения должности (ротация) осуществляется уполномоченными лицами в пределах их компетенции путем проведения соответствующих мероприятий в целях своевременного и качественного комплектования кадрами таможенных органов.
Правовой основой ротации кадров являются законодательство Российской Федерации, Инструкция о ротации кадров и иные нормативные акты ГТК/ФТС России.
Ротации кадров предшествуют:
поиск кандидатов;
изучение деловых и личных качеств кандидатов;
оформление документов, необходимых для принятия соответствующими руководителями решений о назначении на должность, согласно установленному порядку;
в случаях, предусмотренных Инструкцией о ротации кадров, получение согласия должностного лица.
Изучение качеств кандидата и оформление необходимых документов осуществляется должностными лицами соответствующих отделов кадров.
Ротация кадров осуществляется планомерно с учетом предложений региональных таможенных управлений и структурных подразделений ФТС России.
Управление кадров и учебных заведений ФТС России осуществляет организационно-контрольные, координирующие и методические функции по вопросам организации и осуществления ротации кадров.
Должностные лица отделов кадров в пределах своей компетентности обеспечивают банк данных наличия вакантных должностей, сведений о целесообразности замены конкретного должностного лица другим, о резерве кандидатов для ротации.
Перевод должностных лиц из одного таможенного органа в другой, из одного структурного подразделения таможенного органа в другое производится:
на основании приказов ФТС России, в отношении должностных лиц состоящих в основной номенклатуре должностей ФТС Российской Федерации, как правило, по истечении пяти лет пребывания в занимаемой должности;
на основании приказов начальника РТУ и приравненных к нему начальников таможенных органов, в отношении должностных лиц, состоящих в основной номенклатуре должностей регионального таможенного управления по истечении, как правило, трех лет пребывания в занимаемой должности;
на основании приказов начальника таможенного органа, в отношении других должностных лиц по усмотрению его начальника но, как правило, по истечении трех лет пребывания их в занимаемой должности;
Ротация кадров проводится:
внутри таможенного органа;
между таможенными органами.
Ротация из одного таможенного органа в другой, в том числе в таможенный орган, расположенный в другой местности, допускается только с согласия должностного лица и оформляется срочным трудовым договором (контрактом), если законодательством не установлен иной порядок перевода сотрудников таможенных органов в другую местность. В дальнейшем, в случае необходимости или, исходя из условий трудового договора (контракта), стороны по взаимной договоренности могут перезаключать срочный трудовой договор (контракт) на новый срок, либо расторгнуть его.
Лица, заключившие срочный трудовой договор (контракт), не могут расторгнуть его по собственному желанию. Досрочное расторжение трудового договора (контракта) возможно лишь в случаях, предусмотренных в законодательстве.
Не требуется согласия должностного лица на ротацию при его переводе в том же таможенном органе, в другое структурное подразделение в той же местности, поручении работы с учетом специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором (контрактом).
Перевод должностных лиц таможенных органов в другое структурное подразделение оформляется приказом начальника таможенного органа в пределах его компетенции на основании заявления заинтересованного лица, при этом в необходимых случаях проводится согласование с вышестоящими таможенными органами.
При переводе должностных лиц в структурные подразделения таможенного органа, где предполагается изменение характера ранее исполняемых ими обязанностей, они обязаны пройти курс соответствующей теоретической и практической подготовки по профилю структурного подразделения, в которое переведено должностное лицо. Допуск к самостоятельному исполнению должностных обязанностей разрешается начальником таможенного органа после стажировки должностного лица таможенного органа в данном структурном подразделении.
Предложения о потребности в направлении специалистов для замещения конкретных вакантных должностей в таможенных органах представляются ими в региональные таможенные управления, которые
направляют их в Управление кадров и учебных заведений России.
Также осуществляется порядок представления предложений таможенных органов (списки должностных лиц, рекомендованных на службу в другие таможенные органы для их усиления). [10, с.201]
Ротация кадров между таможенными органами осуществляется планомерно. Распределение и направление должностных лиц на службу в
другие таможенные органы осуществляет Управление кадров и учебных
заведений ФТС России.
Перевод должностных лиц на службу в другие таможенные органы оформляется, после подписания трудового договора (контракта), приказом в соответствии с существующим порядком.
На должностных лиц таможенных органов Российской Федерации переведенных для прохождения службы в иной таможенный орган распространяется оплата труда, материально-бытовое обеспечение, социальная защита и льготы, существующие в данном таможенном органе (регионе).
При переводе должностных лиц таможенных органов в интересах службы в другой таможенный орган они имеют право бронировать на время прохождения службы в другом таможенном органе ранее занимаемую ими жилую площадь в домах государственного и муниципального жилого фонда в соответствии с действующим законодательством. При этом по новому месту службы должностным лицам, а также членам их семей, проживающим с ними предоставляется жилая площадь в соответствии с действующим законодательством. Гарантии и компенсации при переезде на работу должностных лиц в другие таможенные органы определяются в соответствии с Таможенным и Трудовым кодексами РФ.
По окончании срока трудового договора (контракта) должностное лицо вправе возвратиться для прохождения дальнейшей службы в тот таможенный орган, откуда был переведен в порядке ротации, либо решать вопрос об ином месте прохождения службы в системе ФТС России. В случае досрочного расторжения трудового договора (контракта) по вине любой из сторон наступают последствия, предусмотренные трудовым договором (контрактом). [7, с.144-145]
Заключение
В качестве итогов по работе по вопросам кадровой политики в таможенных органах можно сделать следующие предложения:
Разрабатывать методику определения нагрузки таможенных служащих и внедрять научно обоснованные межотраслевые и ведомственные нормативы труда.
Внедрять современные методики поиска, подбора, проверки и определения профессиональной пригодности претендентов на службу в таможенных органах.
Обеспечивать пополнение кадров таможни специалистами по таможенному делу, подготовленными на базе Российской таможенной академии, ее филиалов, других вузов и колледжей.
Обеспечивать следующие возможности для непрерывного роста квалификации кадров таможни, введя практику обязательного обучения на курсах повышения квалификации, расширять контакты служащих таможни с должностными лицами вышестоящих органов соответствующего направления деятельности
Расширять практику проведения семинаров по различным направлениям деятельности таможни на базе других таможен, региональных таможенных управлений и Федеральной таможенной службы.
Совершенствовать кадровую службу в таможне, оснащать ее современными техническими средствами и методиками работы с персоналом.
Совершенствовать работу по ротации кадров, расширив практику осуществления ротации между таможенными органами, предварительно уточнив ее правовую основу и подготовив материально-техническую базу перемещения кадров.
Расширять направления работы по формированию резерва кадров на выдвижение.
Осуществлять мероприятия по развитию психологической службы таможни.
Список использованной литературы
Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2006 – 484 с.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями)
Приказ Федеральной таможенной службы от 3 июля 2006 г. N 612 г. «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации»
Бакаева О.Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России. М.: Юристъ, 2005 – 427 с.
Егиазарова В. В. Новый Таможенный кодекс // Хозяйство и право, 2004, № 1 – с.23 – 31; № 2 – с.21 – 28.
Новиков А. Б. О статусе таможенных органов в Российской Федерации // Сайт «Виртуальная таможня», www.customs.ru
Пиляева В. В. Комментарии к Таможенному кодексу РФ. М.: ТК «Велби», 2004 – 616 с.
Таможенное право /под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 384 с.
Халипов С. В. Таможенное право. М.: Зерцало, 2005 – 430 с.
Чекмарева Г. И. Таможенное дело. Ростов-на-Дону: Издательский дом «МарТ», 2004 – 576 с.
27

Список литературы [ всего 10]

1.Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2006 – 484 с.
2.Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями)
3.Приказ Федеральной таможенной службы от 3 июля 2006 г. N 612 г. «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации»
4.Бакаева О.Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России. М.: Юристъ, 2005 – 427 с.
5.Егиазарова В. В. Новый Таможенный кодекс // Хозяйство и право, 2004, № 1 – с.23 – 31; № 2 – с.21 – 28.
6.Новиков А. Б. О статусе таможенных органов в Российской Федерации // Сайт «Виртуальная таможня», www.customs.ru
7.Пиляева В. В. Комментарии к Таможенному кодексу РФ. М.: ТК «Велби», 2004 – 616 с.
8.Таможенное право /под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 384 с.
9.Халипов С. В. Таможенное право. М.: Зерцало, 2005 – 430 с.
10.Чекмарева Г. И. Таможенное дело. Ростов-на-Дону: Издательский дом «МарТ», 2004 – 576 с.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник: referatbank.ru

научная статья по теме РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ»

Ресурсный потенциал таможенных органов: понятие и факторы, влияющие на его совершенствование

Аннотация. В статье приводится анализ таких понятий как «ресурс», «потенциал», «ресурсный потенциал». Основываясь на этом анализе приводится определение термина «ресурсный потенциал таможенных органов». Рассматривая ресурсный потенциал таможенных органов следует выделить группы первичных и альтернативных ресурсов, которые используются в деятельности таможенной службы. Так же в статье дается классификация и анализ факторов, влияющих на совершенствование ресурсного потенциала таможенных органов.

Abstract. The article is an analysis of concepts such as «resource», «potential», «resource potential.» Based on this analysis is the definition of the term «resource potential of the customs authorities.» Considering the resource potential of the customs authorities should identify the group of primary and alternative resources that are used in the activities of the Customs Service. Also in the article the classification and analysis of the factors influencing the improvement of the resource potential of the customs authorities.

Ключевые слова: ресурс, потенциал, ресурсный потенциал, ресурсный потенциал таможенных органов, первичные и альтернативные ресурсы, факторы, влияющие на совершенствование ресурсно-го потенциала таможенных органов.

Keywords: resource, potential, resource potential, resource potential of the customs authorities, primary and alternative resources, factors influencing the improvement of the resource potential of the customs authorities.

Современные условия развития производства и сферы услуг предопределяют ужесточение конкурентной борьбы, в рамках которой ведущее значение приобретает конкурентоспособность организации. Чтобы добиться конкурентоспособности, необходимо создать такие условия, которые способствовали бы появлению и развитию новшеств и способностей. Первым шагом в этом может стать выбор наиболее точного и объективного инструмента управления субъектом экономической деятельности, одним из которых может служить оценка конкурентоспособности организации по ее потенциалу. [3] Прежде чем вести речь о значении термина «ресурсный потенциал таможенных органов», целесообразно рассмотреть особенности формирования понятия «ресурсный потенциал» и возможности его использования применительно к сфере деятельности таможенных органов.

В экономической науке еще не сложилось четкого определения понятия «потенциал организации». Одни исследователи считают, что категория «ресурсный потенциал» представляет собой конгломерат ресурсов, не учитывая их качественную сторону. Другие полагают, что ресурсный потенциал представляет собой материальную основу производства, но в статике, т.е. до момента их вовлечения в производственный процесс. Третьи — не учитывают целевое назначение ресурсного потенциала. [5]

В «Русском толковом словаре» под потенциалом понимается совокупность средств,

возможностей в какой-нибудь области. [6] В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дается следующее определение потенциала: «. степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность каких-нибудь средств, возможностей. ». [7] В советском энциклопедическом словаре приводится такое определение: «Потенциал — источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». [1]

Обобщая приведенные выше определения, следует отметить, что потенциал — это совокупность возможностей, средств и источников в какой-либо области для достижения определенных целей. В литературе приводятся такие понятия, как экономический, рыночный, производственный, трудовой, интеллектуальный, научно-технический и другие потенциалы. Много-аспектность понятия «потенциал» объясняется многообразием объектов, к которым оно применяется.

Основная масса публикаций, касающихся определения понятия потенциала, посвящена такому оценочному показателю, как экономический потенциал субъекта экономической деятельности. Учитывая современные условия хозяйствования и информацию о существующих подходах к определению исследуемого понятия следует выделить следующее определение понятия экономический потенциал субъекта эконо-

Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 7, Nom. 12-2

мической деятельности. Экономический потенциал — наличие активов (ресурсов и резервов), используемых в настоящее время либо авансированных и обеспеченных соответствующими источниками финансирования, возникающих в результате экономической деятельности предприятия в рамках стратегии развития, а также существующих либо возможных условий и ограничений законодательного, финансового, организационно-технического, отраслевого и территориального характера. [2]

Целесообразно отметить, что экономический потенциал характеризуется несколькими важными чертами:

— определяется его реальными возможностями, причем не только реализованными, но и нереализованными по каким-либо причинам;

— характеризуется объемом ресурсов и резервов — как вовлеченных, так и не вовлеченных в деятельность экономических субъектов;

— определяется не только возможностями и ресурсами, но и способностью руководства к их эффективному использованию.

Так как таможенные органы являются организацией, обладающей своими целями, задачами и функциями, следовательно к ним, как и к другим субъектам экономической деятельности, применимо понятие «потенциал», но для того чтобы перейти к рассмотрению ресурсного потенциала таможенных органов, необходимо проанализировать такое понятие как «ресурс».

Ресурсы — это все, что может быть использовано экономическим субъектом для достижения своих целей, для удовлетворения собственных потребностей и потребностей субъектов внешней среды. С некоторым упрощением, не влияющим особо на понимание, можно сказать, что ресурсы — это все, что представлено в активе субъектов экономической деятельности. Т.е. к ресурсам относятся основные средства и нематериальные активы, запасы материалов и товаров, денежные средства и т.д.

Рассмотрев, что включает в себя «ресурс», целесообразно перейти к анализу понятия «ресурсный потенциал». Термин «ресурсный потенциал» в научных исследованиях используется в основном в отношении субъектов РФ, крупных экономических районов, страны в целом. Ресурсный потенциал представляет собой одну из объективных характеристик общественного производства, а именно совокупность не только потенциальных возможностей ресурсов, но и способность предприятия осуществлять процессы производства, распределения, воспроизводства товаров, предоставления услуг и приносить доходы. [8] Среди множества определений понятия «ресурсный потенциал» целесообразно выделить следующие:

— совокупность используемых первичных ресурсов и способов их соединения для получения новых видов ресурсов или большей их стоимости; [8]

— это не только сложившаяся система ресурсов, но и альтернативные ресурсы, и их источники, т.е. новые виды ресурсов, ранее не существовавшие (или не используемые), возможность использования которых научно обоснована и получение (или использование ) предусмотрено в рассматриваемом периоде; [5]

— совокупность накопленных ресурсов хозяйствующего субъекта, характеризующих возможности системы по осуществлению целенаправленной деятельности с учетом влияния факторов внутренней и внешней среды. [10]

В деятельности таможенных органов под используемыми первичными ресурсами следует понимать те виды ресурсов, которые вносят наибольший вклад в процесс оказания таможенными органами государственных услуг в области таможенного дела. Это такие ресурсы как:

— товары и транспортные средства, в отношении которых совершаются таможенные операции;

— комплект документов, регламентирующий осуществление внешнеторговой сделки;

— обращения физических и юридических лиц в целях получения консультационной информации по вопросам таможенного законодательства.

Эти ресурсы являются основными источниками получения исходной информации для таможенных органов в целях предоставления государственных услуг в области таможенного дела, руководствуясь рамками законодательства Таможенного союза и Российской Федерации. Потенциальные возможности первичных ресурсов таможенных органов характеризуются, прежде всего, увеличением товаропотоков, состоянием государственного потенциала, развитием интеграционных преобразований мирового экономического сообщества, изменением нормативно-правовой базы.

Помимо первичных ресурсов в таможенных органах, как и в любом другом экономическом субъекте, есть вторичные ресурсы. Эти ресурсы представляют собой совокупность имеющихся у таможенных органов компонентов, обеспечивающих механизм трансформации первичных ресурсов в итоговый результат. Т.е. посредством информации, полученной путем обработки и анализа первичных ресурсов, таможенные органы осуществляют таможенные операции в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. К вторичным ресурсам относятся:

Следует сказать, что термин «альтернативные ресурсы» используется в большинстве случаев в области природопользования, в частности, в сфере электроэнергетики. Что касается таможенных органов, то следует отметить, что таможенная служба не обладает системой альтернативных ресурсов, которые могли бы заменить уже сейчас имеющиеся первичные ресурсы и с их помощью усовершенствовать процесс предоставления государственных услуг в области таможенного дела.

Рассмотрев и проанализировав все составляющие компоненты понятия «ресурсный по

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: naukarus.com

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РФ

Характеристика кадров и кадрового потенциала таможенных органов РФ

Кадры (личный состав, персонал) таможенных органов — это все работающие в таможенных органах сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники бюджетной сферы.

Прохождение службы сотрудниками таможенных органов регламентируется Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах»; федеральными государственными гражданскими служащими — Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Деятельность работников таможенных органов регламентируется Трудовым кодексом РФ.

В таможенных органах РФ в силу их специфичности (соединение государственной гражданской и государственной правоохранительной служб) принята следующая классификация персонала: сотрудники, государственные гражданские служащие и работники бюджетной сферы, в соответствии с рисунком 1:

Кадровый состав таможенных органов

Рис.1. Кадровый состав таможенных органов

Сотрудники и государственные гражданские служащие таможенных органов являются должностными лицами. И сотрудники, и государственные гражданские служащие являются государственными служащими, так как служба в таможенных органах в соответствии с Федеральным законом № 114-ФЗ является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации. Работники таможенных органов не являются должностными лицами таможенных органов и государственными служащими, но входят в состав работающих (кадровый состав) таможенных органов.

Должностными лицами таможенных органов РФ являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (сотрудники) или классные чины (федеральные государственные гражданские служащие).

Сотрудники таможенных органов в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах» могут иметь следующие специальные звания:

  • 1) прапорщик таможенной службы;
  • 2) старший прапорщик таможенной службы;
  • 3) младший лейтенант таможенной службы;
  • 4) лейтенант таможенной службы;
  • 5) старший лейтенант таможенной службы;
  • 6) капитан таможенной службы;
  • 7) майор таможенной службы;
  • 8) подполковник таможенной службы;
  • 9) полковник таможенной службы;
  • 10) генерал-майор таможенной службы;
  • 11) генерал-лейтенант таможенной службы;
  • 12) генерал-полковник таможенной службы;
  • 13) действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы:

  • 1) младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы;
  • 2) средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы;
  • 3) старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;
  • 4) высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

Приказом ФТС утверждены перечни должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава ФТС России, соответствующие им предельные специальные звания и общие квалификационные требования.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Категории должностей гражданской службы:

  • 1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  • 2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  • 3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  • 4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Группы должностей гражданской службы:

  • 1) высшие должности гражданской службы;
  • 2) главные должности гражданской службы;
  • 3) ведущие должности гражданской службы;
  • 4) старшие должности гражданской службы;
  • 5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы; должности категории «специалисты» — на высшую, главную, ведущую и старшую группы; должности категории «обеспечивающие специалисты» — на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим присваиваются классные чины гражданской службы в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Гражданским служащим присваиваются следующие классные чины:

  • 1) действительный государственный советник РФ;
  • 2) государственный советник РФ;
  • 3) советник государственной гражданской службы РФ;
  • 4) референт государственной гражданской службы РФ;
  • 5) секретарь государственной гражданской службы РФ.

Все перечисленные выше классные чины могут быть 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин гражданской службы — действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом РФ.

В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы — государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством РФ.

В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенных органов. Их перечень определяется руководителем ФТС России.

В штате таможенных органов, а также организаций, предприятий и учреждений, подведомственных ФТС России могут быть работники:

  • — рабочих специальностей (например, водитель автомобиля, буфетчик, грузчик, дворник и т.д.);
  • — руководители организаций (подразделений) таможенных органов (например, начальник автотранспортного подразделения (гаража), директор комбината питания, заведующий столовой, начальник котельной и т.д.);
  • — специалисты таможенных органов (ветеринарный врач, механик, библиотекарь, инженер-программист и др.);
  • — технические исполнители таможенных органов (архивариус, комендант, секретарь, стенографистка и др.);
  • — работники профессорско-преподавательского состава, руководители, научные сотрудники РТА и ее филиалов;
  • — работники культуры ФТС России (художник-реставратор, дирижер, артист оркестра).

Количество должностей сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников бюджетной сферы в таможенной системе в целом определяется Правительством РФ, а в таможенных органах, организациях, учреждениях и предприятиях, подведомственных ФТС — руководителем Федеральной таможенной службы.

Повышение эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации невозможно без роста профессионального уровня кадров, укрепления служебной дисциплины, улучшения материального положения должностных лиц таможенных органов, повышения их социальной защищенности и членов их семей.

Современный уровень кадровой работы требует прогнозирования потребности в кадрах для таможенной службы. Необходимо также формировать резерв, в том числе руководящего состава на выдвижение, оптимально использовать все штатные единицы, стимулировать служебный рост. В этих целях оценивают кадровый потенциал таможенных органов.

Под кадровым потенциалом понимают способность персонала таможенных органов эффективно и своевременно выполнять поставленные перед ними задачи в меняющихся условиях внешней и внутренней среды.

Кадровый потенциал обусловлен такими факторами, как численность занятых, эффективность их использования, средний возраст и стаж работы, уровень образования, квалификация, заинтересованность в результатах труда. Кадровый потенциал в немалой степени зависит от расстановки кадров, оплаты труда, его организации, степени социальной защищенности, престижа профессии.

Для таможенной системы, как и для других сфер деятельности, важно сбалансировать рабочие места с имеющимися трудовыми ресурсами, как по количеству, так и по профессиональному составу. Источниками пополнения кадров для таможенной службы являются Российская таможенная академия и ее филиалы, другие высшие учебные заведения страны, правоохранительные органы, вооруженные силы.

Совершенствование качественного состава кадров в таможенном деле проявляется в повышении доли специалистов, имеющих высшее образование и получивших подготовку в специальных высших учебных заведения системы ФТС России. Одновременно снижается доля лиц со средним профессиональным и общим средним образованием. Проявляется тенденция увеличения доли должностных лиц, имеющих профильное для деятельности таможенных органов образование.

Стремление рационализировать структуру расходов федерального бюджета повышает значимость эффективного использования трудовых ресурсов в таможенном деле, как и во всей сфере государственной исполнительной власти.

В процессе производственной деятельности каждый работник таможенного органа использует свойственный ему общий потенциал работника, что представляет собой совокупность «человеческого капитала», «потенциала человека» и «трудового потенциала». При этом под потенциалом человека подразумевается совокупность его природных способностей, образования, воспитания и жизненного опыта. Человеческий капитал — совокупность характеристик человека, которые определяют производительность и могут стать источником дохода (здоровье, способности, инициативность, мобильность, чувство нового). Трудовой потенциал характеризует качества человека, проявляющиеся в процессе труда (умение работать в коллективе, творческие навыки, активность, организованность, профессионализм).

Взаимодействие потенциала работников и кадрового обеспечения таможенных органов осуществляется не непосредственно, а опосредовано, через сотрудника, служащего, рядового работника и руководителя. Поступая на работу и становясь членом коллектива, работник занимает в нем определенное положение. Он вступает в должность, принимает на себя определенные обязанности и функции. Будучи введен в структуру производства, работник включается в сложную систему производственных и социальных отношений, реализация которых, наряду с существующей рыночной системой хозяйствования, зависит и от уровня его образования, квалификации, стажа работы и других профессиональных качеств.

Исходя из изложенного, кадровый потенциал таможенных органов можно рассматривать, как располагаемый в настоящее время и предвидимый в будущем комплекс обязанностей и возможностей соответствующих служб, подразделений в реализации целей и задач социального, организационно-экономического развития Федеральной таможенной службы РФ, характеризуемый численностью персонала данной организации в совокупности с общим потенциалом всех работников.

Новые задачи и приоритеты федеральной государственной службы требуют качественно новых, моделей и структур их кадрового обеспечения, создания четкой системы кадровой работы. От этого во многом зависит постановка государственной службы, прочность властного механизма. Работу с кадрами целесообразно осуществлять на основе приоритета принципов профессионализма, стабильности, гражданственности; а основные направления модернизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих РФ состоят в совершенствовании структуры, повышении эффективности образовательной деятельности, укрепления управления и местного самоуправления в профессионально подготовленных кадрах.

Источник: studwood.net

Оцените статью
Добавить комментарий