Цели и задачи аудита бухгалтерского баланса

АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ Цели и основные задачи аудита бухгалтерской финансовой отчетности Понимание целей аудита бухгалтерской...

Цели и основные задачи аудита бухгалтерской финансовой отчетности

Понимание целей аудита бухгалтерской отчетности обеспечивает формирование методической основы аудиторских процедур, реализация которых позволит собрать достаточное количество доказательств для выражения профессионального мнения аудитора.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» целями аудита бухгалтерской отчетности являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

С точки зрения целей аудита бухгалтерская отчетность экономического субъекта должна отвечать следующим требованиям:

Основа аудита. Лекция 3.

  • 1. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении и финансовых результатах хозяйственной деятельности клиента.
  • 2. Все части бухгалтерской отчетности должны представлять единое целое и взаимосвязаны между собой.
  • 3. Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.
  • 4. При оценке статей бухгалтерской отчетности экономический субъект должен обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».
  • 5. Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.
  • 6. Бухгалтерская отчетность должна быть открыта для ознакомления пользователей: учредителей, инвесторов, банков, кредиторов, поставщиков, покупателей и др.

Основная цель аудита бухгалтерской отчетности и требования к ее содержанию определяют и основные задачи аудиторской проверки:

  • • установление степени общей приемлемости отчетности;
  • • подтверждение правильности включенных в отчетность сумм;
  • • определение завершенности отчетности;
  • • подтверждение права собственности на активы и обязательства;
  • • установление правильности оценки статей отчетности;
  • • подтверждение правильности корреспонденции и отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и правильности их разграничения между отчетными периодами;
  • • подтверждение арифметической точности статей отчетности;
  • • установление раскрытия отчетности.

Определяя задачи проверки, аудиторы должны учитывать состав хозяйственных операций, их объем, интенсивность, порядок оформления и регистрации, особенности применяемой на предприятии технологии обработки информации и другие факторы.

0518000 «Учет и аудит», Тема «Понятие, принципы аудита, виды аудита»

Источник: studref.com

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Под аудитом бухгалтерской (финансовой)отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

¾ бухгалтерская (финансовая) отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

¾ бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

¾ степень достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов.

Целями аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

В ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

¾ соответствия бухгалтерского (финансового) учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского (финансового) учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

¾ соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономического субъекта.

Задачами аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности являются:

¾ формулировка основных требований по учету нормативных документов в ходе проверки;

¾ определение действий аудитора при выявлении фактов нарушений проверяемым экономическим субъектом требований нормативных документов;

¾ отражение в рабочей документации аудитора фактов нарушений требований нормативных документов.

При проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам. Аудитор проверяет соответствие совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность не содержит существенных искажений. Цель проводимого аудита не состоит в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности экономического субъекта применяемому законодательству.

Выявленные аудитором нарушения могут влиять:

¾ существенно на величину показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности;

¾ несущественно на величину показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, но могут нанести ущерб экономическому субъекту, его участникам, государству или третьим лицам.

В случае неоднозначной трактовки аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъектом нормативных документов аудитору следует произвести оценку существенности влияния спорного нормативного документа на оценку достоверности отчетности в целом в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

Если влияние спорного нормативного документа существенно, аудитор может по согласованию с экономическим субъектом предпринять одно или несколько из следующих действий:

¾ направить письменный запрос от своего имени в орган, являющийся источником спорного нормативного документа, если при этом не существует лимита времени на получение ответа на запрос;

¾ письменно предупредить руководство проверяемого экономического субъекта о невозможности выдачи, безусловно, положительного аудиторского заключения.

Если влияние спорного нормативного документа несущественно, то факт разногласий может быть отмечен в письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Проверка аудитором соответствия деятельности экономического субъекта требованиям нормативных актов:

1. При планировании аудиторской проверки аудитор должен, исходя из особенностей проверяемого экономического субъекта, определить требования законодательства, которым должна удовлетворять деятельность этого субъекта, а также получить достоверное представление о том, в какой степени экономическим субъектом выполняются эти требования.

2. Аудитор должен обратить особое внимание на такие нормативные акты, невыполнение которых может стать причиной прекращения или приостановления деятельности экономического субъекта. В этой связи аудитору необходимо:

а) изучить имеющуюся информацию и нормативно — правовую базу, касающуюся экономического субъекта;

б) получить у руководителей экономического субъекта сведения о приемах и методах, используемых им для обеспечения выполнения требований нормативных актов;

в) обсудить спорные вопросы, неоднозначно решенные в нормативных актах, имеющие существенное значение для оценки результатов аудиторской проверки, с руководством экономического субъекта;

г) проверить наличие документов о регистрации экономического субъекта, необходимых лицензий и других документов, без которых проверяемый экономический субъект не вправе осуществлять хозяйственную и финансовую деятельность.

3. Как и в других вопросах, в части, касающейся проверки соблюдения экономическим субъектом требований нормативных актов, аудитор должен планировать и проводить аудит с достаточной степенью профессионального скептицизма.

4. Аудитор должен иметь в виду, что при проведении аудиторских проверок существует риск не обнаружения, несмотря на то, что проверка качественно спланирована и квалифицированно проведена в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности. Вероятность этого риска значительно возрастает при наличии следующих факторов:

а) значительного количества нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к проверяемому экономическому субъекту, но не учитываемых и (или) не используемых им в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

б) ограниченности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые не могут отразить всю хозяйственную и финансовую деятельность экономического субъекта;

в) низкой квалификации персонала, занятого организацией систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля у экономического субъекта;

г) получения аудитором большинства сведений от экономического субъекта, которые носят не объективный (доказательный), а информативный характер.

5. При выяснении аудитором того, выполняет ли экономический субъект требования нормативных актов, аудитор при необходимости может использовать в ходе проверки экспертов, владеющих юридическими и другими специальными знаниями в областях, не относящихся к профессиональной компетенции аудитора. При этом необходимо руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Использование работы эксперта».

6. Аудитор должен добиваться того, чтобы руководство экономического субъекта принимало меры по выявлению, предупреждению и устранению нарушений требований нормативных актов, которые могут исказить бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономического субъекта.

При осуществлении проверки выполнения экономическим субъектом положений законодательных и других нормативных актов, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, целью является установление требований к аудиторской фирме или аудитору, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности

Цели, задачи, этапы финансового аудита

Экспертиза || Аудит || Технадзор || Контроль

Каждый предприниматель знает, что любая коммерческая компания должна уплачивать налоги и социальные платежи на своих работников. Однако помимо этого на многие компании распространяется обязательный аудит бухгалтерской финансовой отчетности.

Проводят его независимые организации или частные аудиторы, а нужна такая проверка для того, чтобы убедиться, что данные из документов соответствуют реальному положению дел. В нашей статье мы узнаем, что представляет собой проведение аудита бухгалтерской финансовой отчетности и когда его нужно проводить по закону.

Что такое аудит и зачем он нужен?

Бухгалтерский аудит — это независимая проверка бухгалтерской финансовой отчетности. Его целью является поиск ошибок в документации, а также определение того, насколько достоверны сведения, указанные в бухгалтерской документации.

Аудиторская проверка проводится за счет средств самой организации по заказу заинтересованных лиц, а также по требованию закона.

В качестве заинтересованных лиц могут выступать деловые партнеры организации, а также сама компания (например, в случае подозрения, что бухгалтерский отдел занимается подтасовкой данных).

Выполняют проверку независимые организации или частные аудиторы, у которых есть соответствующие навыки и опыт. Объектом проверки является в основном бумажная отчетность компании в учетном периоде.

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности организации может преследовать и некоторые другие цели — перечислим их:

  • Проверка качества учета при смене бухгалтера или изменении функционирования бухгалтерского отдела (например, в случае добавлении в штат новых сотрудников или при создании новых должностей).
  • Составление отчетной документации с целью подтвердить финансовые показатели компании для привлечения денег новых инвесторов (частных, государственных).
  • Подтверждение финансовых показателей организации с целью работы с кредитными учреждениями (например, для получения кредита в банке или открытии банковского счета).
  • Установление финансовых показателей и структуры доходов с целью поиска оптимального налогового режима, который обеспечит минимальный уровень отчислений и социальных платежей в государственные фонды.

Помимо работы с бухгалтерской отчетностью аудит может распространяться и на другие области.

Например, ценообразование, доходы и расходы организации, финансовые результаты, внутренние расходы организации, инвестиции и так далее (более подробная информация представлена на нашем сайте).

Кому и когда следует проводить аудиторскую проверку?

Как мы уже писали ранее, аудиторская проверка может проводиться как в обязательном (согласно закону), так и добровольном порядке (для партнеров).

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности в добровольном порядке

Обязательный аудит бухгалтерской финансовой отчетности выполняется в следующих ситуациях:

  • Крупные финансовые организации, у которых годовой объем выручки составил более 400 миллионов рублей либо стоимость активов составляет 60 миллионов рублей.
  • Организации, которые задействованы в следующих сферах — компании, ценные бумаги которых имеют свободное хождение, участники и/или организаторы финансовых рынков, кредитные компании, микрофинансовые организации, клиринговые агентства, страховые организации, СРО, организаторы азартных игр, некоторые кооперативы и НКО.
  • Некоторые дополнительные организации — акционерные общество (АО), государственные компании, некоторые ФГУП, большинство коммерческих фондов, Научные фонды и другие.

Аудит проводится ежегодно — итоговые документы передаются в Росстат в течение 10 дней. Помимо этого результаты проверки должны быть переданы в Федеральные реестр о деятельности юрлиц для дальнейшей публикации.

Копия аудиторского заключения должна храниться у организации (обычно в течение 5 лет) + еще одна копия размещается на интернет-сайте организации (правило действует только для АО).

☝️ Передавать итоговое заключение в налоговые органы по закону не требуется.

Что будет, если проигнорировать проведение аудита?

На практике некоторые организации не проводят обязательный аудит либо выполняют его с нарушением сроков.

Этот подход является очень опасным, поскольку подобные действия признаются в качестве административного правонарушения. Привлечь могут сразу по нескольким статьям в зависимости от типа и категории правонарушения.

Более подробную информацию можно посмотреть в таблице:

Категория правонарушения Регулирующая статья КоАП Наказание за правонарушение
Непредоставление отчетности/предоставление неполное отчетности 19.7 Штраф — 300-500 рублей (должностные лица), 3000-5000 рублей (юрлица)
Отсутствие отчетности у должностного лица, что было установлено во время проверки 15.11 Штраф — 5-10 тысяч рублей (накладывается только на уполномоченных лиц)
Отсутствие копии отчетности на официальном сайте организации (правило действует только для АО) 15.19 Для уполномоченных лиц — штраф 30-50 тысяч рублей либо дисквалификация на 1-2 года, для юрлиц — штраф от 700 тысяч до 1 млн рублей
Невнесение или нарушение сроков внесения данных об организации и Федеральный реестр 14.25 Штраф — 5-50 тысяч рублей (для должностных лиц и юрлиц)

Этапы проведения проверки

Финансовый бухгалтерский аудит проводится в несколько этапов — заключение договора с организацией, передача документов, фактическая проверка, составление итогового заключения. В общий чертах алгоритм проверки будет кратко рассмотрен ниже.

Предварительные работы

На данном этапе компания находит подходящего аудитора и заключает с ним договор на проведение аудита бухгалтерской финансовой отчетности. В документе прописывается перечень всех необходимые работ, а также сроки их выполнения и стоимость.

Оплата обычно осуществляется сразу единым платежом. После этого аудиторская организация делает запрос о предоставлении данных, получает все необходимые допуски и разрешения (при необходимости).

Аудиторское работы

Теперь организация проводит непосредственно аудиторскую проверку, которая в основном заключается в проверке документации организации.

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности на этапе проверки

Краткие перечень бумаг, которые подлежат проверке:

  • Первичная бухгалтерская отчетность.
  • Налоговые бумаги и документы.
  • Уставные бумаги, внутренние распоряжения.
  • Лицензии, патенты, разрешения.
  • Хозяйственные соглашения.
  • Инвентаризационные описи.
  • Документы о финансовой политике компании.

Проверка документов осуществляется различными способами. Это перепроверка числовых показателей по доходным и расходным операциям, проверка дат, перекрестное сравнение документов между собой, запрос документов по расходным операциям у других организаций и так далее.

Перечень и срок проведения работ уточняются заранее на предварительном этапе согласования.

Итоговое заключение

По завершении работ составляет итоговый акт, который отражает итоги проведенной проверки. Если с бумагами все хорошо, формируется немодифицированное заключение, которое передается сотрудникам организации. При необходимости организация может обязать аудитора, чтобы он передал копию акта в государственные органы для регистрации.

Некоторые другие особенности составления итогового заключения:

  • Если результаты проверки показали нарушения, то составляется модифицированная отчетность, отражающая этот факт. Документ также передается заказчику, однако зарегистрировать его в органах Росреестра нельзя (сперва нужно исправить отчетность, провести повторную проверку и лишь потом делать регистрацию).
  • Итоговая отчетность (вне зависимости от ее типа) носит конфиденциальный характер и не подлежит разглашению третьим лицам (кроме как по запросу самого заказчика). Если аудиторская компания допустит разглашения, то она может быть наказана по закону (хотя основным наказанием является штраф без лишения лицензии).

Кто может провести аудит бухгалтерской отчетности?

Проверку могут проводить следующие лица:

✔️ Коммерческие организации. В данном случае все проверочные работы осуществляется юридическое лицо-компания. Организация проверки аудита должна иметь статус СРО, иметь квалификационные удостоверения и разрешения.

✔️ Частные лица. При таком сценарии проверку выполняют ИП. Проверяющее лицо должно также иметь допуск СРО, все необходимые разрешения и лицензии на осуществление проверок.

Есть небольшая разница между частными лицами и организациями.

Частные аудиторы не имеет права проверять акционерные общества и компании, у которых имеются собственные ценные бумаги, имеющие свободное хождение.

Популярные ошибки бухгалтерской отчетности

В завершение рассмотрим несколько популярных ошибок, которые часто допускают бухгалтеры при работе с документацией:

Расхождение в идентичных показателях. Например, в первом документе по доходным операциям указана одна сумма, а во втором документе — другая. Это может быть указывать как на простую ошибку или описку, так и на серьезное нарушение в бухгалтерской отчетности (например, компания хочет утаить операцию от налоговиков).

Некорректные результаты по операциям. Например, компания выполнила ряд доходных и расходных операций на определенную сумму. Но при ручных подсчетах оказывается, что получившийся показатель не соответствует указанной сумме. Это также может быть сделано из-за невнимательности либо с умыслом.

Неполное указание реквизитов. Например, в документации о совершении расходных операций не указана полная информация о получателе денежных средств. Ошибки могут иметь различный характер — неполные данные, несовпадение данных в разных документах, недостоверная информация и другие.

Некоторые организации очень часто заказывают предварительный внутренний аудит. Его главной целью является не столько составление итогового отчета, сколько поиск ошибок.

Заключение аудита бухгалтерской финансовой отчетности

Этот подход является очень удобным, если существует большой риск обнаружения ошибок (частая проблема для молодых или небогатых компаний, у которых нет денег на наем хорошего бухгалтера в штат).

Источник: realexpert.su

Оцените статью
Добавить комментарий