Иногда после получения требования о представлении документов в связи с проведением камеральной проверки компания сдает уточненку. Бытует мнение, что уточненка освобождает от представления документов, поскольку с момента ее получения камеральная проверка первоначальной декларации прекращается и, значит, прекращаются все действия ИФНС, связанные с проверкой этой декларации. Но так ли это? Действительно ли в такой ситуации вас не смогут оштрафовать за непредставление документов , запрошенных в рамках проверки первоначальной отчетности? Вопрос этот не так прост, как кажется.
Примечание. Документы, истребованные в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования . Если вы не успеваете подготовить документы в срок, то в течение рабочего дня, следующего за днем получения требования, можно попросить об отсрочке.
Существует две позиции.
ПОЗИЦИЯ 1. Штраф правомерен. Некоторые суды приходят к выводу, что налогоплательщик обязан представить документы даже после прекращения проверки первоначальной декларации и может быть оштрафован за неисполнение этого требования . Ведь законом не предусмотрен отзыв выставленного ранее требования о представлении документов при подаче налогоплательщиком уточненной декларации.
Мастер-класс на тему: «Финансовая отчетность:баланс, ОПУ, ОИК»
А второй штраф может последовать, если те же документы не будут представлены и по требованию, выставленному при проведении проверки уточненной отчетности .
Известен случай, когда суд согласился с тем, что подача уточненки не освобождает от ответственности за непредставление документов, но отменил штраф, посчитав, что вины компании в совершении правонарушения не было . По мнению суда, организация не могла изготовить вовремя почти 7000 копий документов. О намерении компании исполнить требование свидетельствовало представление части документов в установленный срок и оставшихся — в течение месяца после окончания этого срока .
ПОЗИЦИЯ 2. Оштрафовать за непредставление документов нельзя. Поскольку требование, выставленное в рамках проверки первоначальной отчетности, можно рассматривать как не относящееся к камеральной проверке, по результатам которой составлен акт и вынесено решение. С прекращением проверки первоначальной декларации прекращает свое действие и требование о представлении документов. Налоговый орган может выставить новое требование, связанное именно с проверкой уточненной декларации .
Но полагаться на такой благоприятный исход дела небезопасно. Во-первых, акт могут составить и вне рамок камеральной проверки, так как фиксация нарушения в виде непредставления документов не требует проведения каких-либо контрольных мероприятий. Поэтому, строго говоря, налоговики могут составить акт об обнаружении правонарушения уже в течение 10 рабочих дней после пропуска компанией срока, установленного для представления документов . В таком случае и довод о том, что штраф предъявлен вне рамок налоговой проверки, уже не будет иметь смысла. Ведь такой акт может быть составлен даже раньше, чем компания представит уточненку.
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ЗА 2021. ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК В ОТЧЕТНОСТИ
Примечание. Когда подобное нарушение выявлено во время проведения выездной или камеральной проверки, ИФНС вправе не составлять отдельный акт. Она может отразить нарушение в материалах этой проверки и, соответственно, в решении, принятом по ее итогам . То есть в такой ситуации ИФНС не нарушает срок вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности .
Во-вторых, из закона не следует, что прекращение камеральной проверки первоначальной декларации в связи с подачей уточненки освобождает плательщика от налоговых санкций. В частности, подача уточненки не избавит от штрафа за несвоевременное представление первоначальной декларации, несмотря на то что решение по проверке этой декларации не выносится . Аналогичная ситуация и с непредставлением документов по требованию проверяющих, направленному в рамках проверки первоначальной отчетности. К тому же налоговики вправе использовать при проверке уточненки материалы, полученные в ходе проверки первоначальной декларации .
Как видите, риск все-таки есть, так что лучше документы представить, тем более что ИФНС все равно истребует их при проверке уточненки.
Помните, что налоговики не вправе требовать у вас те документы, которые вы представили ранее в ходе других камеральных или выездных проверок . То есть если в ходе проверки первоначальной декларации вы представили документы, а потом подали уточненную декларацию и налоговый орган запросил те же документы при проверке уточненки, вы не обязаны исполнять это требование.
Исключений всего два:
документы были представлены в виде подлинников, которые вам вернули;
налоговики утратили документы вследствие непреодолимой силы .
А что делать, если в рамках проверки уточненной декларации ИФНС уже не вправе истребовать документы? Допустим, в уточненке вы убрали НДС к возмещению из бюджета или льготу? Иногда в таких случаях налоговики сами рекомендуют не представлять документы по требованию, выставленному при проверке первоначальной декларации.
А в инспекцию направить письмо с пояснениями, что документы не представляются в связи с подачей уточненной декларации, в которой, например, не заявлен НДС к возмещению. Ведь тогда представленные документы уже не будут использоваться при проверке уточненки. И значит, их истребование с учетом уточнения плательщиком своих обязательств лишено всякого смысла. Однако нельзя гарантировать, что все инспекции придерживаются этого подхода и не будут настаивать на представлении запрошенных документов. Тогда вам останется только оспаривать штраф.
При оспаривании штрафа за непредставление документов нужно использовать все имеющиеся у вас аргументы. Так, уже давно ВАС сформулировал такую точку зрения: налогоплательщика нельзя оштрафовать за непредставление документов, если в требовании указаны только общие наименования видов документов и невозможно установить точное их количество, а также то, какие именно документы запрашиваются . Хотя есть решения и в пользу налоговиков. Например, судьи АС Поволжского округа приходили к выводу, что инспекции не может быть заранее известно точное количество всех документов и их реквизиты. Поэтому штраф правомерен, если в требовании были указаны наименования и период составления документов .
Стоит оспаривать штраф, если налоговики посчитали его размер:
исходя из количества документов, представленных вами позже срока, указанного в требовании . Заметим, что есть противоположное мнение: штраф может быть рассчитан именно исходя из количества документов, представленных несвоевременно ;
исходя из данных выписки по расчетному счету. Мол, если на счет поступили деньги от контрагента, значит, у вас должны быть как минимум договор с этим контрагентом, товарно-транспортная накладная и акт выполненных работ. Но оштрафовать можно только за непредставление документов, которые на самом деле, а не предположительно имеются у налогоплательщика .
п. 9.1 ст. 88 НК РФ
п. 1 ст. 126 НК РФ
п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 93 НК РФ
Постановление АС ПО от 03.04.2015 N Ф06-22228/2013
Постановление АС ПО от 20.07.2015 N Ф06-25724/2015 (оставлено в силе Определением ВС от 12.11.2015 N 306-КГ15-14509)
п. 1 ст. 109 НК РФ
Постановление ФАС СКО от 10.10.2012 N А25-789/2011
Постановления АС СЗО от 20.01.2015 N А13-420/2014; 19 ААС от 01.02.2012 N А48-3678/2011
п. 1 ст. 101.4 НК РФ; Постановление 4 ААС от 09.12.2015 N 04АП-5441/2015
п. 37 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57
Постановления 20 ААС от 24.03.2015 N 20АП-794/2015; 8 ААС от 20.06.2014 N 08АП-3575/2014
Постановление Президиума ВАС от 15.11.2011 N 7265/11
п. 9.1 ст. 88 НК РФ
п. 5 ст. 93 НК РФ
п. 3 ст. 401 ГК РФ
Постановление Президиума ВАС от 08.04.2008 N 15333/07
Постановление АС ПО от 03.04.2015 N Ф06-22228/2013
Постановления ФАС МО от 20.08.2013 N А41-46795/12, от 01.04.2013 N А40-47581/12-107-257; ФАС ЗСО от 16.07.2013 N А81-2102/2012
Постановление ФАС ЦО от 07.12.2012 N А48-865/2012
Постановление АС ПО от 18.02.2015 N Ф06-20077/2013
Впервые опубликовано в журнале «Главная книга» 2016, N 04
- Наши контакты
- Наши представительства
- Наши партнеры
- Обратная связь
- Пользовательское соглашение
- Документы
- История названия компании
- Системы КонсультантПлюс
- Купить систему КонсультантПлюс
- СПС КонсультантПлюс:Удмуртия
- Сервис КонсультантПлюс
- ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
- Обучение
- Налоговая отвечает
- Консультации аудиторов
- Семинары
- Интернет-интервью
- Линия Консультаций
- Онлайн-диалог (Чат)
- Консультации юристов
- Консультации по бухучету и налогообложению
Источник: www.ntvpkedr.ru
Блог
Как ответить на требование: пояснения в налоговую по декларации по налогу на прибыль.
Автор статьи
Оксана Валерьевна Торгашина
Аттестованный налоговый консультант. Автор обучающих курсов «Бухгалтерский учет для продвинутых», «Бухгалтерия и налоги для руководителя. Как проверить бухгалтера?», «Финансовый анализ для экспертов кредитных организаций», «Управленческий учет и бюджетирование». Сооснователь и Генеральный директор ПрофиРост, стаж профессиональной деятельности более 20 лет.
При проведении камеральной проверки налоговая может запросить документы, пояснения или уточнения в сданном отчете.
Для каждого требования установлены свои сроки ответа.
Если запросили документы – ответить — 10 дней. Если не успеваете подготовить документы, нужно отправить в инспекцию уведомление с указанием причины задержки и конкретную дату, исполнения требования.
Если налоговики требуют пояснения или уточненку нужно ответить в течение пяти дней. Получить отсрочку по таким запросам нет. За опоздание с исполнением запроса — штраф 5000 руб. За повторное нарушение в течение календарного года – еще 20 000 руб., а за каждый непредставленный документ – по 200 руб.
Проверку показателей декларации по налогу на прибыль ИФНС сверяет с:
- декларацией по НДС,
- бухгалтерской отчетностью,
- выписками по расчетным счетам.
При нахождении расхождений может прийти требование (нужно будет дать пояснение или внести изменение в декларацию.
Также налоговая присылает требование в случае подачи декларации, в которой отражен убыток.
Связанный курс
Продвинутый бухгалтер
Пример 1:
о причинах возникновения убытков, отраженных в декларации по налогу на прибыль
за ________ год
ООО «А» было зарегистрировано «Дата»
Основным видом деятельности ООО «А» является «Вид деятельности».
Финансово-хозяйственный анализ деятельности компании за __ год показал, что
причины возникших убытков носят временный характер и связаны с началом деятельности
организации, небольшими доходами и высокими затратами.
Причиной небольших объемов выручки за данный период является невысокий спрос на продукцию организации вследствие незнания покупателями нашей марки.
Высокие затраты в этот период были связаны с рекламой и проводимой маркетинговой политикой для освоения данного рынка.
В качестве подтверждения приводим структуру доходов и расходов компании за ____ Год
Приложить структуру в рублях.
В целях стабилизации финансово-хозяйственной деятельности и получения положительного финансового результата принято решение:
1. пересмотреть маркетинговую политику компании;
2. пересмотреть ценовую политику на реализуемую продукцию;
3. расширить число партнеров, осуществляющих сбыт продукции потребителям.
Пример 2:
Пояснения на случай, если показатели в декларации по налогу на прибыль отличаются от данных в других отчетах
Ответ на требование
о представлении пояснений ООО «А» получило требование представить пояснения о причинах расхождений доходов в декларации по налогу на прибыль организаций за _______ год и в отчете о финансовых результатах.
В отчетности ошибок нет. Расхождение _________ руб. – это сумма, которую организация получила от единственного учредителя. При определении налоговой базы по налогу на прибыль такие доходы не учитываются (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).
А в отчете о финансовых результатах эта сумма отражена по строке 2340 «Прочие доходы».
Расшифровку этой строки прилагаем.
Пример 3:
Пояснения в ИФНС: почему выручка в декларациях по НДС и по налогу на прибыль отличается
Ответ на требование о представлении пояснений
ООО «А» получило требование представить пояснения о причинах расхождений доходов в декларации по НДС за I квартал 2020 года и в декларации по налогу на прибыль организаций за I квартал 2020 года.
В декларациях ошибок нет. Расхождение ________ руб. – это внереализационный доход, который учли в декларации по налогу на прибыль по строке 100 приложения 1 к листу 02,
в том числе: – ____ руб. – проценты по займу (п. 6 ст. 250 НК);
– _____ руб. – сумма просроченной кредиторской задолженности с учетом НДС (п. 18 ст. 250 НК РФ). В налоговую базу по НДС эти суммы не входят на основаниипункта 3статьи 149 и пункта 1статьи 146 НК РФ.
Энциклопедия ПрофиРоста, 02.092020
Информацию на странице ищут по запросам: Курсы бухгалтеров в Красноярск, Бухгалтерские курсы в Красноярске, Курсы бухгалтеров для начинающих, Курсы 1С:Бухгалтерия, Дистанционное обучение, Обучение бухгалтеров, Обучение курсы Зарплата и кадры, Повышение квалификации бухгалтеров, Бухгалтерский учет для начинающих, вопросы налоговой,
Бухгалтерские услуги, ответы на требования
Подпишись на рассылку
Новые статьи по бухучету, оповещения об изменениях в законодательстве и другие интересные материалы по бухучету и налоговому учету.
Мы гарантируем, что адрес вашей электронной почты не будет передан третьим лицам
Аутсорсинг
- Бухгалтерское сопровождение ООО и ИП
- Услуги по регистрации ИП и ООО
- Внутренний аудит
- Ликвидация ООО и ИП
- Восстановление учета
- Индивидуальные консультации
Источник: www.profirost.ru
Пояснения по требованию налоговых органов — мнение эксперта
Пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения сообщения (пункты 2, 6 статьи 6.1, пункт 3 статьи 88 НК РФ). Ответственность за непредставление или несвоевременное представление пояснений по требованию налоговиков статьей 88 НК РФ не предусмотрена. Однако пояснения, по нашему мнению, в данном случае все же лучше представить, т. к. в противном случае могут быть такие негативные последствия как доначисление налога, пени и штрафа по результатам камеральной проверки.
Обращаем внимание, что с 01.01.2015 налогоплательщикам вменена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ). Поэтому при получении извещения с требованием о предоставлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган для дачи пояснений необходимо отправить указанную квитанцию по телекоммуникационным каналам связи. В случае неисполнения организацией данных обязанностей налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока, определенного для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, вправе приостановить операции по расчетным счетам организации (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).
Рассмотрим более подробно каждый из случаев необходимости представления пояснений по требованию налогового органа.
Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий
Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.
На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.
Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.
Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком
В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).
Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.
Ситуация.
Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:
1) пояснительную записку о причинах образования убытка;
2) перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;
3) расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;
4) подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;
5) копия учетной политики организации.
В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.
Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление. При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ). Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.
Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки
Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.
Вызов для дачи пояснений
Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:
- с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
- с налоговой проверкой;
- в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:
- если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
- если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.
В случае вызова для дачи пояснений на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, на наш взгляд, лучше явиться в налоговый орган, так как неявка может рассматриваться как административное правонарушение, за которое на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП). ФНС России в указанном выше письме подчеркивает, что данная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена. Таким образом, налогоплательщик, придя по вызову налогового органа, не может быть оштрафован за отказ представить пояснения.
Кроме упомянутых выше ситуаций, налоговые органы, руководствуясь положениями указанной Концепции, часто требуют от налогоплательщика провести анализ налоговой и бухгалтерской отчетности по установленным критериям риска совершения налоговых правонарушений и представить пояснения по результатам такого анализа. В случае выявления нарушений налогоплательщику предлагается представить уточненные налоговые декларации, принять меры по повышению заработной платы до уровня не ниже среднеотраслевой по виду деятельности (легализовать заработную плату). В данной ситуации превышение полномочий контролирующих органов очевидно, ведь такие обязанности налогоплательщика действующим налоговым законодательством не предусмотрены.
Таким образом, можно сделать вывод, что требования налоговых органов о предоставлении разного рода пояснений далеко не всегда обусловлены нормами законодательства о налогах и сборах. Представлять или нет пояснения в каждом конкретном случае – это выбор налогоплательщика. Принимая такое решение, организации следует учесть и оценить все последствия, а также трудоемкость подготовки таких пояснений.
Источник: www.ascon-spb.ru