На сегодняшний момент изменение оценочных значений регулирует ПБУ 21/2008 (утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н). Компании формируют, как правило, три вида резервов: резерв под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений и под сомнительные долги. Обо всем поговорим по порядку.
Сначала поговорим про резерв под снижение стоимости материальных ценностей. Он создается только для целей бухгалтерского учета. Налоговый учет создания такого резерва не предусматривает.
Образование резерва отражается в учете по кредиту счета 14 и дебету счета 91. Счет 14 мало используется в практике. Чаще всего компании начинают его использовать под влиянием аудиторов, когда нужно подтверждать бухгалтерскую отчетность. Аудиторы определяют, что уже не один год на счетах 10, 41 «висят» ценности, которые не продаются и не используются в производстве. Эти ценности завышают валюту баланса и создают неправильное представление об отчетности компании.
Резервы в бухгалтерском и налоговом учете: шпаргалка для занятого бухгалтера
По таким объектам надо оценить возможность реализации, то есть их рыночную стоимость. Как ее определить – вопрос достаточно непростой. Четкой процедуры определения рыночной стоимости нормативные акты не дают. Ориентироваться надо на так называемую справедливую стоимость. Это стоимость, по которой компания сама решилась бы приобрести аналогичную ценность.
Как видно, понятие достаточно размытое.
Если ценность находится без движения один год, то логичнее резервировать 50 процентов стоимости. А если два-три года и более, то резерв надо создавать под 100 процентов.
Дальше встает вопрос, что делать с самой материальной ценностью. Обычно используют три варианта. Первый – списать как металлолом, к примеру. Но тогда очень важно правильно оформить такое списание. Второй вариант – реализовать за какую-то ничтожную стоимость.
И третий вариант, который желательно не использовать, – утилизация. Убыток от списания учитывается только в бухучете. А для целей налогообложения прибыли его учесть нельзя. В декларации по налогу на прибыль просто ничего не показывается.
Резерв под обесценение финансовых вложений
Резерв под обесценение финансовых вложений регулирует ПБУ 19/02, которое утверждено приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н. В Плане счетов для этого резерва существует счет 59.
Напомню, что, согласно ПБУ 19/02, под финансовыми вложениями понимается вложение в уставный капитал других организаций, выданные займы, депозитные вклады в банках, долговые ценные бумаги.
Можно спорить, какова природа беспроцентных займов: являются ли они финансовыми вложениями или просто дебиторской задолженностью. Но я считаю, что счет 58 «Финансовые вложения» все равно можно использовать.
Способность приносить доход – понятие, которое многие понимают не так широко, как следовало бы. Что такое приносить доход в виде процентов за выданный заем – всем ясно. А вот беспроцентные займы многие считают дебиторской задолженностью. Если дать в долг без процентов дочернему предприятию, которое компания создала для передачи части своих функций, то денежная поддержка на стадии становления тоже выгода. Не доход в полном смысле слова, но все равно экономическая выгода.
Резервы в бухгалтерском и налоговом учете. Вводная часть
На счете 58 также учитываются приобретенные права требования. Компания реализовала продукцию, ждет денег, покупатель не платит. Продавец решает уступить задолженность другой компании. У того, кто приобрел задолженность – это будет финансовое вложение. Приобретенная задолженность отражается по фактическим затратам.
Традиционно учитывается на счете 55 еще один вид финансовых вложений – депозиты, размещенные компанией в банке.
Все виды финансовых вложений, которые я перечислила, могут обесцениться. В разделе VI ПБУ 19/02 дана информация, из которой можно понять, на какие финансовые вложения не создаются резервы. Так, не надо создавать резерв под финансовые вложения, которые вращаются на организованном рынке. Чаще всего это ценные бумаги, обращаемые на рынке. По ним осуществляется переоценка.
Как минимум на 31 декабря. Не возбраняется и раньше. Оптимальный вариант – на конец каждого квартала.
Что такое устойчивое снижение стоимости финансовых вложений, разъясняет пункт 37 ПБУ 19/02. Такое снижение намечается, например, если на нынешнюю и предыдущую отчетную дату учетная стоимость существенно выше расчетной стоимости.
Возвращаемся к признакам существенного снижения стоимости финансовых вложений. Оно присутствует, если в течение года расчетная стоимость существенно снижалась. Все время падала, ни разу не увеличиваясь. Или если на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений.
Это настолько размытые формулировки, что в ПБУ 19/02 были добавлены примеры ситуаций существенности снижения. Их можно найти в пункте 37. Например, это отсутствие или существенное снижение поступлений от финансовых вложений в виде процентов или дивидендов при высокой вероятности дальнейшего уменьшения этих поступлений в будущем. Предположим, год или два дивиденды не поступают и есть серьезные основания сомневаться, будет ли прибыль как таковая.
Резерв по сомнительным долгам
Резервы сомнительных долгов используются компаниями чаще, чем те, о которых мы уже сегодня говорили. Для этого вида резервов существует счет 63.
Перечень оснований для создания резервов по сомнительным долгам изменился с 2011 года. Приказ Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н существенно подкорректировал Положение по ведению бухгалтерского учета. (Утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г № 34н) Так, была внесена редакция в пункт 70 Положения.
Раньше там было написано, что сомнительным долгом признается «дебиторка», которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Теперь сомнительной считается дебиторская задолженность, которая не только не обеспечена гарантиями и не погашена в сроки по договору, но и с высокой степенью вероятности не будет погашена.
То есть основание расширили. И теперь сомнительной может считаться «дебиторка», срок уплаты которой еще не подошел. Например, компания знает, что по другому договору этот контрагент тоже задолжал. Или же есть информация о том, что этот контрагент задолжал другим компаниям. Например, есть соответствующие судебные дела.
Также из пункта 70 убрали слова о том, что резерв сомнительных долгов создается по расчетам за продукцию, товары, работы и услуги. Сейчас резервы создаются и по задолженности, которая возникла по авансам выданным.
Изменения, которые были внесены в Положение по ведению бухгалтерского учета, означают, что теперь резерв сомнительных долгов должны создавать практически все компании.
Бухгалтеры часто интересуются, нужно ли прописывать в учетной политике создание резерва по сомнительным долгам. Нет, такой необходимости нет. Резерв создается при наличии оснований, о которых я уже сказала, без привязки к учетной политике.
Поскольку в течение года составляется промежуточная отчетность, то на отчетные даты нужно посмотреть каждую задолженность на предмет признания ее сомнительной по новым правилам. Если признаки есть, компания обязана создать резерв.
В налоговом учете определение сомнительной задолженности в соответствии с пунктом 1 статьи 266 НК РФ осталось прежним. Сомнительной признается любая задолженность, возникшая в связи с реализацией, в случае, если она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. В пункте 70 Положения по ведению бухучета написано просто «не обеспечена соответствующими гарантиями». Хочу сказать, что и здесь имеются в виду залоги, поручительства и банковские гарантии. В этом отношении ничего не поменялось.
Хотела бы сделать отступление по поводу начала течения срока исковой давности. Как известно, по истечении трехлетнего срока исковой давности на основании пункта 2 статьи 266 НК РФ долги могут быть признаны безнадежными. Договор и акт сверки «первичкой» не считаются. Но в то же время акт сверки прерывает течение срока исковой давности.
Срок начнет течь заново, если должник каким-то образом заявит о себе, точнее, когда будут какие-то свидетельства признания им долга. Например, он ответил на претензионное письмо кредитора, уплатил штраф или часть долга. Если же компания проводила переговоры с должником по вопросу погашения долга, но никаких доказательств этой встречи нет, то признания долга нет.
Компания имеет право на создание резерва сомнительных долгов в налоговом учете, но это не ее обязанность. Поэтому здесь важно прописать возможность создания резерва в учетной политике. Есть судебная практика по этой теме. Если в учетной политике нет такого пункта, то налоговики говорят, что нельзя создавать резерв.
Суды же говорят обратное: в Налоговом кодексе РФ не написано, что право на создание резерва зависит от учетной политики. И все-таки рекомендую писать в учетной политике о создании резерва по сомнительным долгам.
Ограничения в отношении резерва для целей налогообложения по времени и по сумме. Сомнительная задолженность моложе 45 дней не увеличивает сумму резерва. По задолженности сроком от 45 до 90 дней резерв создается только на половину суммы. И только по истечении 90 дней резерв можно создавать на полную сумму задолженности.
Также резерв сомнительных долгов на любую отчетную дату не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Данные по выручке надо взять из декларации по налогу на прибыль нарастающим итогом с начала года. Это первая строка в листе 02 «Доход от реализации» (подробнее см. статью «Шпаргалка по заполнению полугодовой декларации по налогу на прибыль», опубликована в журнале «Семинар для бухгалтера» № 7, 2011). Цифру надо умножить на 10 процентов и проверить с суммой резерва.
Кстати, в этой строке декларации приводится выручка без НДС. Но это не должно смущать бухгалтеров. А вот саму задолженность, под которую создается резерв, надо брать с учетом НДС.
Сведения о выручке также есть в листе 05 декларации по налогу на прибыль. Там отражаются операции от выбытия ценных бумаг. Эту выручку, по мнению налоговиков, для расчета суммового порога по резерву сомнительных долгов в налоговом учете брать нельзя.
В последующем, если задолженность гасится, то резерв в бухгалтерском учете восстанавливается обратной проводкой ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91. В налоговом учете нет понятия восстановления резерва. Для «налогового» резерва процедура следующая. Делается инвентаризация на соответствующую отчетную дату. Предположим, на предыдущую отчетную дату сумма резерва была 1 млн руб.
Но одна задолженность в размере 400 тыс. руб. была погашена, а новая не возникла. Тогда по инвентаризации строчка погашенной задолженности просто уходит, резерв становится равен 600 тыс. руб. Сформирован внереализационный доход.
Как уже из моей лекции стало понятно, резервы сомнительных долгов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают. Необходимо решить вопрос, как будут отражаться разницы. Даже если в компании создан резерв по двум видам учета, разницы лучше считать постоянными.
Резерв по оплате предстоящих отпусков
Оценочные обязательства создаются, в частности, по оплате предстоящих отпусков. Если обратиться к пункту 5 ПБУ 8/2010, которое утверждено приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н, становится ясно, что резерв по отпускам должны создавать все компании. Правда, компании малого бизнеса имеют право не применять ПБУ 8/2010. Но только если они не являются эмитентами публично размещаемых бумаг.
В пункте 5 говорится, что оценочное обязательство создается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении трех условий. Первое – у компании есть обязанность, исполнения которой она не может избежать. Второе – уменьшение экономических выгод, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно.
И третье – величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена. Все три условия подходят под случай с предстоящими отпусками работников. Ведь работодатель не имеет права не оплачивать сотрудникам отпуск.
Пункт 8 ПБУ 8/2010 говорит, что при признании оценочного обязательства его величина относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы или включается в стоимость актива. Предположим, компания сдает имущество в аренду. Задействован счет 91. Есть сотрудники, которые это имущество обслуживают. Тогда оценочные обязательства по оплате предстоящих отпусков относятся к этому счету.
Резервы по отпускам формируются ежемесячными отчислениями. Ни ПБУ 8/2010, ни какой-либо другой документ не описывают порядок расчета отчислений в резерв. Компания разрабатывает такой порядок сама.
Если предполагаемый срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев с отчетной даты, то есть с 31 декабря, тогда обязательство рассчитывается путем дисконтирования. Дело в том, что к моменту оплаты обязательство вырастет. Формула дисконтирования, которую нужно применять в таких ситуациях, приведена в приложении 2 к ПБУ 8/2010.
Крайне желательно не создавать резервы сразу под всех сотрудников. Если у компании пока нет возможности создать резерв под каждого работника, то можно предусмотреть группировку по отделам.
Рекомендация лектора
Лучше уже сейчас ознакомиться с проектами ПБУ
Минфин обнародовал проекты очень важных Положений по бухгалтерскому учету. Это проекты ПБУ «Учет аренды», «Учет вознаграждений работникам», «Учет запасов», «Учет основных средств» (размещены на сайте www . buhseminar . ru на странице с этой статьей в разделе «Свежий номер». – Примеч. ред.). Эти документы готовит фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» вместе с чиновниками Минфина. Проекты активно обсуждаются. Вполне возможно, что новые ПБУ вступят в силу с 2012 года.
Источник: delovoymir.biz
Резервы в бухгалтерском учете в 2021 году: про все виды резервов
Довольно долго большинство бухгалтеров считало, что создание резервов — это дело добровольное. Причем как в налоговом учете, так и в бухгалтерском. Поэтому те, кто не хотел прибавлять себе работы, их вообще не создавали.
Однако в прошлом году, внеся поправки в Положение по ведению бухучета и бухотчетности Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России № 34н (далее — Положение по ведению бухучета и бухотчетности); Приказ Минфина России № 186н и приняв ПБУ 8/2010 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. Приказом Минфина России № 167н, Минфин четко дал понять, что в бухучете создание резервов — не дело вкуса. И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании. А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.
В налоговом учете все по-прежнему. Для тех, кто считает доходы и расходы методом начисления, есть ряд резервов, которые можно как создавать, так и не создавать.
Таким образом, все резервы можно разделить на три группы:
1. Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.
2. Исключительно бухгалтерские резервы.
3. Исключительно налоговые резервы.
Создание резерва в бухгалтерском учете не означает, что в налоговом учете тоже надо создать этот резерв. К тому же принципы налогового и бухгалтерского учета резервов не зависят друг от друга Письмо Минфина России № 03-03-06/1/295. А разные принципы формирования резервов могут привести к необходимости отражения разниц по ПБУ 18/02.
Резерв под снижение стоимости материальных ценностей в 2021 году:
1. Все организации (в том числе и малые) обязаны создавать этот резерв на конец года (31 декабря). Его годовая инвентаризация обязательна. Однако резерв создается, только если рыночная стоимость материальных ценностей на конец года снизилась:
а) при проверке рыночной стоимости товаров (счет 41 «Товары») смотрим, за какую цену мы можем продать наши товары. И если эта цена меньше стоимости, по которой товары числятся у нас в учете (независимо от того, учитываете ли вы их по цене приобретения или по цене реализации), то резерв придется создавать. Аналогично создается резерв и по готовой продукции;
б) при проверке стоимости сырья и материалов вопрос о создании резерва зависит от рыночных цен на готовую продукцию (работы или услуги), для которых приобретены эти сырье и материалы:
• на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) больше или равна ее фактической себестоимости, то не надо создавать резерв под снижение стоимости сырья и материалов, используемых при ее производстве;
• на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) меньше ее фактической себестоимости, то резерв под снижение стоимости сырья и материалов создавать придется. И его сумму надо определить как разницу между рыночной ценой сырья и материалов и той стоимостью, по которой они учитываются.
2. Резерв учитывается на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Отчисления в резерв — в составе прочих расходов (дебет счета 91–2 «Прочие расходы» – кредит счета 14). В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее уменьшается стоимость МПЗ.
3. Резерв корректируется в случае изменения оценки МПЗ (доначисления отражаются в прочих расходах, восстановление — в прочих доходах проводкой дебет счета 14 – кредит счета 91-1 «Прочие доходы»). Сумма резерва уменьшается также при выбытии и ином списании МПЗ, под которые он создан, сумма восстанавливаемого резерва учитывается в прочих доходах.
Резерв под обесценение финансовых вложений:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1. Резерв под обесценение финансовых вложений надо создавать на конец года (31 декабря), если выявлено устойчивое существенное снижение стоимости вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость. Малые предприятия, не эмитирующие публично размещаемые ценные бумаги, могут оценивать все финансовые вложения по их первоначальной стоимости. Но это не освобождает от создания резерва. Наоборот, если есть признаки обесценения этих вложений, придется создавать резерв по всем своим финансовым вложениям: как имеющим текущую рыночную стоимость, так и нет.
2. Резерв учитывается на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Отчисления в него — в составе прочих расходов (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 59). В случае повышения стоимости финансовых вложений резерв уменьшается. Сумма такого уменьшения включается в прочие доходы.
3. В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее корректируется сумма финансовых вложений.
Иные резервы, связанные с оценочными обязательствами:
1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать такие резервы. Все остальные организации должны признавать оценочные обязательства, учитывая их на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Оценочные обязательства признаются при соблюдении трех условий:
• с большой долей вероятности можно утверждать, что есть обязанность совершить определенные действия (вытекающая, к примеру, из договора). Причем от исполнения этой обязанности организация не может уклониться;
• в результате исполнения этой обязанности вероятно уменьшение экономических выгод (к примеру, придется выплатить кому-то деньги);
• можно обоснованно определить сумму оценочного обязательства. В качестве примеров, когда придется формировать резервы, можно привести следующие ситуации:
• у организации есть заведомо убыточный договор. То есть договор, неизбежные расходы на исполнение которого превосходят выручку по нему, а отказ от договора грозит штрафами;
• организация нарушила законодательство, из-за чего ей грозят штрафы;
• организация участвует в судебном разбирательстве, которое, весьма вероятно, будет ею проиграно;
• предстоит реструктуризация деятельности, влекущая неизбежные расходы, причем ее вероятность велика и о ней уже объявлено работникам.
2. Оценочные обязательства отражаются по дебету счета учета расходов и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов». Для каждого вида оценочных обязательств лучше завести отдельный субсчет. Порядок расчета ежемесячных отчислений в резерв надо разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.
Резерв расходов на ремонт основных средств:
1. Его могут создавать организации, проработавшие более 3 лет и закрепившие в учетной политике решение о создании резерва.
2. Отчисления в резерв учитываются как прочие расходы.
3. Затраты на ремонт списываются только за счет резерва. Если его недостаточно, до конца года учесть затраты на ремонт как самостоятельные расходы нельзя.
4. Резерв состоит из двух частей: на текущий и на капитальный ремонт. В налоговой учетной политике надо закрепить предельную величину отчислений в резерв.
В налоговом учете предусмотрено создание ряда резервов, зависящих от специфики деятельности организации:
• резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Его при определенных условиях могут создавать общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидов;
• резервы, предназначенные для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов;
• резерв под обесценение ценных бумаг — для профессиональных участников рынка;
• банковские резервы, резервы страховых организаций, резервы страховых организаций, занимающихся обязательным медицинским страхованием.
Сложность правил создания бухгалтерских резервов, как это обычно бывает, оборачивается необязательностью их исполнения. Иногда бухгалтеры сознательно идут на нарушение и вообще отказываются от трудоемкого создания резервов. Инспекция, конечно, может оштрафовать организацию за искажение бухотчетности. Но это маловероятно.
К тому же для многих гораздо легче согласиться на штраф в 10 000 руб. или даже в 30 000 руб., чем вести сложные расчеты. И лишь малым предприятиям повезло: они от создания большинства бухгалтерских резервов освобождены.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Источник: center-yf.ru
Понятие резервов в бухгалтерском учете учреждения, критерии их признания и оценки
Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам,а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.
Бюджетный учет является частью национальной системы бухгалтерского учета российской Федерации, с его помощью создается соответствующая информация для управления государственными финансами на всех уровнях бюджетной системы страны.
Согласно Бюджетному кодексу РФ существует единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
В бухгалтерском учете бюджетных учреждений существуют свои счета и проводки, отражающие формирование различных видов резервов. Понятие «резерв» означает «запас». В бухгалтерии на случай срочного заказа или непредвиденных расходов должны быть различные резервы.
Согласно российским стандартам бухгалтерской отчетности организации обязаны создавать резервы, поэтому в задачи бухгалтерского учета входит выявление резервов, которые помогают обеспечить финансовую устойчивость предприятия, фирмы, организации.
Понятие «резервы предстоящих расходов» впервые появилось в Инструкции № 157н от 01.12.2010, для учета сумм неизвестного размера или с неизвестным сроком, что усложняет их прогнозирование.
Резервы создают и когда в них есть потребность и на всякий случай про запас. Они могут быть не только в денежном виде, но и в материальном, то есть дополнительные материалы на складе, свободные помещения и многое другое.
Так как расходы бюджетных учреждений Российской Федерации увеличиваются, проблема поиска учета новых резервов сегодня довольно актуальна.
Цель работы заключается в изучении понятия резервов в бухгалтерском учете учреждения, критериев их признания и оценки.
Цель обусловила необходимость решения следующих задач:
— изучение учебной литературы по теме,
— рассмотрение понятия «резерв» в бухгалтерском учете,
— исследование резервов в бюджетных учреждениях,
— рассмотрение оценки резервов.
1. Понятия резервов в бухгалтерском учете
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ является основным документом, регламентирующим организацию ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит Бюджетная классификация Российской Федерации.
В основу бюджетного учета положен метод начисления, при использовании, которого все хозяйственный факты движения средств бюджета Российской Федерации отражаются в том периоде, в котором имели место, независимо от даты оплаты.
В экономической науке существует два подхода к этому понятию:
В широком смысле резерв — это неиспользованная возможность повышения эффективности производства. Поэтому выявление резервов просто необходимо, так как любая фирма стремится повысить эффективность производства, чтобы получить больше прибыли.
В узком смысле резервы – это запасы ресурсов, которые нужны для избегания простоев в работе организации.
Резервы нужны предприятию для покрытия расходов и платежей (резерв предстоящих расходов и платежей, резерв по сомнительным долгам). Они создаются за счет себестоимости или прибыли.
В Российской Федерации организации формируют резервный капитал на базе нераспределенной прибыли. Резервный капитал обычно используют для покрытия убытков предприятия за отчетный год или для погашения облигаций, акций.
Резервный фонд организации – это часть собственного капитала компании, формируемая с помощью ежегодных отчислений от прибыли, представляющая резерв денежных средств для покрытия убытков организации, а также погашения облигаций акционерного общества в случае отсутствия иных средств.
Организации в своей деятельности могут образовывать резерв под снижение стоимости материальных ценностей, предназначенных для уточнения оценки материальных ценностей, учитываемых как средства в обороте (в активе баланса стоимость этих материальных ценностей отражается за вычетом сумм созданных резервов).
Также перед составлением бухгалтерского баланса создают резервы, что помогает следить за финансовым состоянием организации.
Если рыночная стоимость материальных ценностей на данный момент ниже их фактической себестоимости (например, в результате устаревания или физического износа, а также при обычном снижении цен), тоже создается резерв.
Резерв списывают в двух случаях:
когда списывают ценности, по которым ранее был создан резерв,
если в период, следующий за отчетным, текущая стоимость материально-производственных запасов выросла.
Согласно приказу Минфина России от 30 мая 2018 г
Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы
. № 124н резерв — это обязанность по осуществлению расходов в целях исполнения обусловленного законодательством Российской Федерации требования к субъекту учета и (или) публично-правовому образованию физического или юридического лица, иного публично-правового образования, субъекта международного права, с ненаступившим сроком его исполнения, имеющая на момент признания в бухгалтерском учете расчетно-документальную обоснованную оценку с неопределенным временем (финансовым периодом) исполнения (предъявления) требования, в частности:
обязанность по осуществлению текущего обслуживания, гарантийного ремонта по требованию заказчиков (покупателей), в случаях, предусмотренных договором;
обязанность, возникающая из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе рассмотрения различных претензий и исков;
обязанность, возникающая в силу законодательства Российской Федерации при принятии решения о реструктуризации деятельности субъекта учета, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации (упразднении) субъекта учета;
обязанность по осуществлению расходов на исполнение обязательств по договору, цена которого была самостоятельно установлена субъектом учета исходя из условий безубыточности и самостоятельного покрытия расходов, которые в процессе исполнения договора по независящим от субъекта учета причинам превысили экономические выгоды, планируемые к получению от исполнения договора;
обязанность по демонтажу и выводу объектов основных средств из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен, возникающая по договору купли-продажи, пользования, иному договору (соглашению), устанавливающему условия использования объекта имущества.
Счет 040100000 «Финансовый результат учреждения» предназначен для отражения результата финансовой деятельности учреждений и органов,
организующих исполнение бюджетов по кассовым операциям бюджета, по текущей деятельности и по резервным фондам.
Учет резерва в бюджетных учреждениях ведут на счете 401 60. Это позволяет получить полные и достоверные сведения об обязательствах учреждения по методу начисления, который предусматривает отражение расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от даты выплаты денежных средств.
В целом операции по формированию резервов отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 401.20 (109.хх) Кредит 401.60 проводка для следующих операций:
формирование резервов на оплату отпусков,
фактически произведенные расходы, по которым в срок не поступили документы (коммунальные услуги, связь и т.д.),
на ремонт основных средств,
на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание,
для оплаты обязательств, по предъявленным в адрес учреждения претензиям, в том числе оспариваемым в судебном порядке,
иных резервов, предусмотренных в рамках формирования учетной политики субъекта учета,
штрафы и прочее.
Операции по использованию резервов отражаются следующими бухгалтерскими записями: Дебет 401.60 Кредит 302.хх (303.хх) данная проводка отражает начисление расходов (расчетов по обязательствам), на которые был ранее образован резерв.
2. Критерии признания резервов и их оценка
Резервы признаются при соблюдении следующих общих критериев:
у субъекта учета имеется обязанность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
для исполнения обязанности потребуется выбытие активов;
размер обязанности может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;
момент предъявления требования об исполнении обязательства и его размер не зависят от действий субъекта учета.
Резервы оценки нужны для формирования достоверной информации о величине активов фирмы.
Счет 401 60 предназначен для равномерного разноса расходов на финансовый результат, поэтому оценочные резервы лучше определять ежемесячно, но так как для сбора и обработки необходимой информации нужно время, можно установить другой период.
Сегодня в условиях санкций, последствий кризиса вероятность банкротства высокая, частот дебитор не производит оплату в срок или вовсе не платит. В итоге на балансе предприятия формируется сомнительная задолженность.
Сомнительной считается дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой вероятностью не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, предприятия могут создавать резервы сомнительных долгов.
В бухгалтерском балансе сумма образованного резерва сомнительных долгов отдельно не показывается. На эту сумму уменьшаются соответствующие показатели баланса, содержащие информацию о дебиторской задолженности, по которой создан резерв
50% реферата недоступно для прочтения
Закажи написание реферата по выбранной теме всего за пару кликов. Персональная работа в кратчайшее время!
Источник: author24referat.ru