Цели занятия: Обучающая: проверить теоретические знания студентов по теме «Трудовые ресурсы предприятия. Производительность труда», научить применять теоретические знания для решения ситуационных задач, по итогам деловой игры сформулировать возможные способы повышения производительности труда.
Развивающая: Способствовать развитию внимания, теоретического и логического мышления, умения сравнивать и анализировать результаты работы.
Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за результат коллективного труда, активности и самостоятельности в принятии решения.
Межпредметные связи: математика, специальные дисциплины, менеджмент, этика, эстетика.
Основные понятия для изучения: эффективность, производительность, выработка, трудоемкость.
План проведения практического занятия
1. Выполнение тестовых заданий (2 варианта);
2. Решение ситуационных задач №1, №2, №3,№5, №6;
3. Деловая игра: «Книжная фабрика»;
Тесты
Кто из перечисленных не относится к категории работающих?
Что такое профессия?
а) род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся источником существования;
б) специальность, являющаяся источником существования;
в) любая работа, которую может выполнять работник.
Какие физические лица являются рабочими?
а) работники выполняющие работу;
б) работники, непосредственно занятые производством продуктов труда.
4. Какие работники относятся к категории служащих?
а) преимущественно умственного труда, обеспечивающие управление производством продуктов труда; б) состоящие на службе у хозяина предприятия; в) работники, занятые оформлением и контролем документации. 5. Какие из перечисленных должностей относятся к категории «руководитель»?
а) директор;б) заместители директора;
в) старшие инженеры;г) начальники цехов. 6. Что такое списочная численность кадров? а) численность кадров по списку;
б) численность кадров по списку на определенную дату с учетом принятых и уволенных на эту дату работников; в) количество работников, являющихся на работу в течение месяца. 7. Как определяется коэффициент общего оборота кадров? а) отношением суммарного числа принятых и выбывших за отчетный период работников к среднесписочной численности; б) отношением суммарного числа принятых и выбывших за отчетный период работников к списочной численности. 8. Что такое производительность труда?
а) выработка продукции в единицу времени;
б) затраты труда на единицу продукции;
в) степень плодотворной деятельности людей, определяемая показателями выработки и трудоемкости.9. Что представляет собой выработка?
а) затраты труда на выпуск продукции
б) общее количество произведенной предприятием продукции.10. Определите понятие «трудоемкость»
а) затраты труда на единицу продукции;
б) затраты материальных средств на единицу труда.
1. Что такое профессия? а) род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся источником существования;
б)специальность, являющаяся источником существования;
в)любая работа, которую может выполнять работник.
2. Какие из перечисленных категорий относятся к категории «руководитель»?
б) заместитель директора;
в) главный бухгалтер;
д) начальник цеха.
3. Что такое списочная численность персонала?
а) количество работников, являющихся на работу в течение периода; б) численность работников по списку на определенную дату с учетом принятых и уволенных на эту дату.
4. Как определяется коэффициент общего оборота кадров? а)отношение разности числа принятых и выбывших работников за отчетный период к среднесписочной численности;
б)отношение суммарного числа выбывших и принятых работников за отчетный период к среднесписочной численности.5. Что такое производительность труда?
а)выработка продукции в единицу времени;
б)затраты труда на единицу продукции;в)степень плодотворной работы людей, определяемая выработкой и трудоемкостью.
6. Что такое выработка?
а) затраты времени на выпуск продукции; б) выпуск продукции в единицу времени.
7. Что такое трудоемкость?
а) затраты времени на выпуск продукции;
б) затраты материальных средств на выпуск продукции;
в) общее количество произведенной продукции в единицу времени.
8. Среднесписочная численность персонала — это:
а) численность работников списочного состава на определенное число месяца;
б) численность работников списочного состава за определенный период времени.
9. Какой из показателей выражается в трудовых измерителях?
10. Кто из перечисленных работников не относится к категории «вспомогательный рабочий»?
Источник: studbooks.net
ТЕМА 3. Трудовые ресурсы и экономическая эффективность их использования
Цель занятия: изучить теоретические основы и освоить методику расчета показателей экономической эффективности использования трудовых ресурсов.
Методические указания для выполнения задания:
1. Изучить основные понятия по теме.
2. Освоить методику расчета показателей экономической эффективности использования трудовых ресурсов.
Основные понятия по теме «Трудовые ресурсы и эффективность их использования»
Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой создаются материальные и духовные ценности.
Трудовые ресурсы– экономически активное население, часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности. В их состав входит население в трудоспособном возрасте: мужчины от 16 до 60 и женщины от 16 до 55 лет. Состав трудовых ресурсов включает четыре группы:
— работающие в общественном производстве;
— занятые в фермерских (крестьянских) и личных подсобных хозяйствах;
— находящиеся на профессиональной подготовке (студенты вузов, техникумов, учащиеся профтехучилищ) и повышении квалификации;
Рабочая сила — совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек, и которые используются им для производства жизненных благ. Рабочая сила может функционировать лишь в системе определенных производственных отношений и является главной производительной силой общества, определяющим элементом производительных сил.
Рынок труда – сложная система отношений обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств для воспроизводства рабочей силы. Под рынком труда следует понимать рынок рабочей силы. Так как сам по себе труд это не товар, а следовательно, объектом рыночных отношений быть не может. Формирование рынка рабочей силы означает появление на товарном рынке свободного рабочего, располагающего рабочей силой как товаром.
Главная задачав сфере труда – более эффективное использование трудовых ресурсов.
Важнейшим фактором, оказывающим влияние на эффективность сельскохозяйственного производства, является обеспеченность сельского хозяйства трудовыми ресурсами. Недостаточная обеспеченность может привести к невыполнению запланированного объёма работ, а чрезмерно высокая обеспеченность трудовыми ресурсами приводит к неполному их использованию.
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 230.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.
Источник: stydopedya.ru
Задачи
Определите трудовые ресурсы области, количество занятых в общественном производстве (без учащихся и занятых в личном подсобном и домашнем хозяйстве), а также резерв труда (трудоспособное население, занятое в личном подсобном и домашнем хозяйстве) по следующим данным: численность трудоспособного населения области в трудоспособном возрасте — 1200 тыс. человек, лиц старших возрастов и подростков, занятых в общественном производстве, — 150 тыс. человек, рабочих и служащих — 600 тыс. человек, колхозников, занятых в общественном хозяйстве колхозов, — 360 тыс. человек, учащихся в возрасте 16 лет и старше, обучающиеся с отрывом от производства, — 200 тыс. человек.
Рассчитайте величину трудовых ресурсов района, если его население в трудоспособном возрасте составляет 100 тыс. человек, количество неработающих инвалидов войны и труда I и II групп и пенсионеров по старости, получающих пенсии на льготных условиях, — 3 тыс. чел, работающих пенсионеров и подростков — 15 тыс. человек; объем маятниковой миграции равен 5 тыс. человек.
Рассчитайте по региону перспективную численность трудовых ресурсов на пятилетие при условии, что коэффициент общего прироста населения составляет 1%, доля трудовых ресурсов во всем населении будет ниже для первого года на 0,01, второго — на 0,02, третьего и четвертого — на 0,01%-ных пункта по сравнению с базовым. численность населения на начало планируемого периода составляет 10 млн человек, численность трудовых ресурсов — 6 млн человек.
Составьте плановый баланс трудовых ресурсов города по следующим данным.
Отчетный год, тыс. человек
Плановый год, тыс. человек
Всего трудовых ресурсов, в том числе:
трудоспособное население в трудоспособном возрасте
лица старших возрастов и подростки, занятые в экономике, из них
лица старших возрастов
Всего занято в экономике (без лиц в личном подсобном хозяйстве)
в промышленности
в сельском хозяйстве
в строительстве
в материально-техническом снабжении
в прочих видах деятельности материального производства
Отчетный год, тыс. человек
Плановый год, тыс. человек
в жилищно-коммунальном хозяйстве
в здравоохранении, культуре, искусстве, науке и научном обслуживании
в кредитовании и страховании
Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, занятое в личном подсобном и домашнем хозяйстве (строка 01 — строка 06 — строка 32)
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, занятое в личном подсобном и домашнем хозяйстве, в процентах к трудовым ресурсам (строка 33 х 100% / строка 01)
среднегодовая общая численность безработных
Среднегодовая численность зарегистрированных безработных
Численность экономически активного населения (строка 06 + строка 35)
Уровень общей безработицы (строка 35 х 100% / строка 37)
Уровень зарегистрированной безработицы (строка 36 х 100% / строка 37)
Численность населения на начало отчетного года составила 2360 тыс. человек, на конец отчетного года — 2390 тыс. человек. В плановом году численность населения, как предполагается, увеличится на 25 тыс. человек. Удельный вес численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения в плановом году уменьшится на 0,2 процентных пункта по сравнению с отчетным годом. В плановом году увеличится численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства, на 1,2 тыс. человек, лиц старших возрастов, занятых в общественном хозяйстве, — на 2,7 тыс. человек.
Прирост трудовых ресурсов в плановом году планируется направить в следующие сферы: промышленность — 20%; транспорт и в связь — 25%; строительство — 20%; торговля и общественное питание — 10%; жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание — 8%; здравоохранение, физическая культура; социальное обеспечение — 10%; народное образование — 7%.
Примечание: сводный баланс трудовых ресурсов рассчитывается в среднегодовом исчислении.
Основные понятия
Объект управления трудовыми ресурсами — отношения по поводу их формирования, распределения и использования.
Субъект управления — государство, профсоюзы и другие общественные организации, трудовые коллективы.
Предмет управления трудовыми ресурсами — система социально- экономических отношений, складывающихся по поводу управления процессами воспроизводства рабочей силы.
Механизм управления трудовыми ресурсами — совокупность отношений, форм и методов воздействия на их формирование, распределение и использование.
Источник: bstudy.net