Задачи по теме трудовые ресурсы

Методика проведения практических занятий на тему: «Расчет показателей количественной оценки трудовых ресурсов и производительности труда» Цели занятия:...

Цели занятия: Обучающая: проверить теоретические знания студентов по теме «Трудовые ресурсы предприятия. Производительность труда», научить применять теоретические знания для решения ситуационных задач, по итогам деловой игры сформулировать возможные способы повышения производительности труда.

Развивающая: Способствовать развитию внимания, теоретического и логического мышления, умения сравнивать и анализировать результаты работы.

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за результат коллективного труда, активности и самостоятельности в принятии решения.

Межпредметные связи: математика, специальные дисциплины, менеджмент, этика, эстетика.

Основные понятия для изучения: эффективность, производительность, выработка, трудоемкость.

План проведения практического занятия

1. Выполнение тестовых заданий (2 варианта);

2. Решение ситуационных задач №1, №2, №3,№5, №6;

3. Деловая игра: «Книжная фабрика»;

Тесты

Кто из перечисленных не относится к категории работающих?

Что такое профессия?

а) род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся источником существования;

б) специальность, являющаяся источником существования;

в) любая работа, которую может выполнять работник.

Какие физические лица являются рабочими?

а) работники выполняющие работу;

б) работники, непосредственно занятые производством продуктов труда.

4. Какие работники относятся к категории служащих?

а) преимущественно умственного труда, обеспечивающие управление производством продуктов труда; б) состоящие на службе у хозяина предприятия; в) работники, занятые оформлением и контролем документации. 5. Какие из перечисленных должностей относятся к категории «руководитель»?

а) директор;б) заместители директора;

в) старшие инженеры;г) начальники цехов. 6. Что такое списочная численность кадров? а) численность кадров по списку;

б) численность кадров по списку на определенную дату с учетом принятых и уволенных на эту дату работников; в) количество работников, являющихся на работу в течение месяца. 7. Как определяется коэффициент общего оборота кадров? а) отношением суммарного числа принятых и выбывших за отчетный период работников к среднесписочной численности; б) отношением суммарного числа принятых и выбывших за отчетный период работников к списочной численности. 8. Что такое производительность труда?

а) выработка продукции в единицу времени;

б) затраты труда на единицу продукции;

в) степень плодотворной деятельности людей, определяемая показателями выработки и трудоемкости.9. Что представляет собой выработка?

а) затраты труда на выпуск продукции

б) общее количество произведенной предприятием продукции.10. Определите понятие «трудоемкость»

а) затраты труда на единицу продукции;

б) затраты материальных средств на единицу труда.

1. Что такое профессия? а) род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся источником существования;

б)специальность, являющаяся источником существования;

в)любая работа, которую может выполнять работник.

2. Какие из перечисленных категорий относятся к категории «руководитель»?

б) заместитель директора;

в) главный бухгалтер;

д) начальник цеха.

3. Что такое списочная численность персонала?

а) количество работников, являющихся на работу в течение периода; б) численность работников по списку на определенную дату с учетом принятых и уволенных на эту дату.

4. Как определяется коэффициент общего оборота кадров? а)отношение разности числа принятых и выбывших работников за отчетный период к среднесписочной численности;

б)отношение суммарного числа выбывших и принятых работников за отчетный период к среднесписочной численности.5. Что такое производительность труда?

а)выработка продукции в единицу времени;

б)затраты труда на единицу продукции;в)степень плодотворной работы людей, определяемая выработкой и трудоемкостью.

6. Что такое выработка?

а) затраты времени на выпуск продукции; б) выпуск продукции в единицу времени.

7. Что такое трудоемкость?

а) затраты времени на выпуск продукции;

б) затраты материальных средств на выпуск продукции;

в) общее количество произведенной продукции в единицу времени.

8. Среднесписочная численность персонала — это:

а) численность работников списочного состава на определенное число месяца;

б) численность работников списочного состава за определенный период времени.

9. Какой из показателей выражается в трудовых измерителях?

10. Кто из перечисленных работников не относится к категории «вспомогательный рабочий»?

Источник: studbooks.net

ТЕМА 3. Трудовые ресурсы и экономическая эффективность их использования

Цель занятия: изучить теоретические основы и освоить методику расчета показателей экономической эффективности использования трудовых ресурсов.

Методические указания для выполнения задания:

1. Изучить основные понятия по теме.

2. Освоить методику расчета показателей экономической эффективности использования трудовых ресурсов.

Основные понятия по теме «Трудовые ресурсы и эффективность их использования»

Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой создаются материальные и духовные ценности.

Трудовые ресурсы– экономически активное население, часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности. В их состав входит население в трудоспособном возрасте: мужчины от 16 до 60 и женщины от 16 до 55 лет. Состав трудовых ресурсов включает четыре группы:

— работающие в общественном производстве;

— занятые в фермерских (крестьянских) и личных подсобных хозяйствах;

— находящиеся на профессиональной подготовке (студенты вузов, техникумов, учащиеся профтехучилищ) и повышении квалификации;

Рабочая сила — совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек, и которые используются им для производства жизненных благ. Рабочая сила может функционировать лишь в системе определенных производственных отношений и является главной производительной силой общества, определяющим элементом производительных сил.

Рынок труда – сложная система отношений обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств для воспроизводства рабочей силы. Под рынком труда следует понимать рынок рабочей силы. Так как сам по себе труд это не товар, а следовательно, объектом рыночных отношений быть не может. Формирование рынка рабочей силы означает появление на товарном рынке свободного рабочего, располагающего рабочей силой как товаром.

Главная задачав сфере труда – более эффективное использование трудовых ресурсов.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на эффективность сельскохозяйственного производства, является обеспеченность сельского хозяйства трудовыми ресурсами. Недостаточная обеспеченность может привести к невыполнению запланированного объёма работ, а чрезмерно высокая обеспеченность трудовыми ресурсами приводит к неполному их использованию.

Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.

Источник: stydopedya.ru

Задачи

Определите трудовые ресурсы области, количество занятых в общественном производстве (без учащихся и занятых в личном подсобном и домашнем хозяйстве), а также резерв труда (трудоспособное население, занятое в личном подсобном и домашнем хозяйстве) по следующим данным: численность трудоспособного населения области в трудоспособном возрасте — 1200 тыс. человек, лиц старших возрастов и подростков, занятых в общественном производстве, — 150 тыс. человек, рабочих и служащих — 600 тыс. человек, колхозников, занятых в общественном хозяйстве колхозов, — 360 тыс. человек, учащихся в возрасте 16 лет и старше, обучающиеся с отрывом от производства, — 200 тыс. человек.

Рассчитайте величину трудовых ресурсов района, если его население в трудоспособном возрасте составляет 100 тыс. человек, количество неработающих инвалидов войны и труда I и II групп и пенсионеров по старости, получающих пенсии на льготных условиях, — 3 тыс. чел, работающих пенсионеров и подростков — 15 тыс. человек; объем маятниковой миграции равен 5 тыс. человек.

Рассчитайте по региону перспективную численность трудовых ресурсов на пятилетие при условии, что коэффициент общего прироста населения составляет 1%, доля трудовых ресурсов во всем населении будет ниже для первого года на 0,01, второго — на 0,02, третьего и четвертого — на 0,01%-ных пункта по сравнению с базовым. численность населения на начало планируемого периода составляет 10 млн человек, численность трудовых ресурсов — 6 млн человек.

Составьте плановый баланс трудовых ресурсов города по следующим данным.

Отчетный год, тыс. человек

Плановый год, тыс. человек

Всего трудовых ресурсов, в том числе:

трудоспособное население в трудоспособном возрасте

лица старших возрастов и подростки, занятые в экономике, из них

лица старших возрастов

Всего занято в экономике (без лиц в личном подсобном хозяйстве)

в промышленности

в сельском хозяйстве

в строительстве

в материально-техническом снабжении

в прочих видах деятельности материального производства

Отчетный год, тыс. человек

Плановый год, тыс. человек

в жилищно-коммунальном хозяйстве

в здравоохранении, культуре, искусстве, науке и научном обслуживании

в кредитовании и страховании

Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, занятое в личном подсобном и домашнем хозяйстве (строка 01 — строка 06 — строка 32)

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, занятое в личном подсобном и домашнем хозяйстве, в процентах к трудовым ресурсам (строка 33 х 100% / строка 01)

среднегодовая общая численность безработных

Среднегодовая численность зарегистрированных безработных

Численность экономически активного населения (строка 06 + строка 35)

Уровень общей безработицы (строка 35 х 100% / строка 37)

Уровень зарегистрированной безработицы (строка 36 х 100% / строка 37)

Численность населения на начало отчетного года составила 2360 тыс. человек, на конец отчетного года — 2390 тыс. человек. В плановом году численность населения, как предполагается, увеличится на 25 тыс. человек. Удельный вес численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения в плановом году уменьшится на 0,2 процентных пункта по сравнению с отчетным годом. В плановом году увеличится численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства, на 1,2 тыс. человек, лиц старших возрастов, занятых в общественном хозяйстве, — на 2,7 тыс. человек.

Прирост трудовых ресурсов в плановом году планируется направить в следующие сферы: промышленность — 20%; транспорт и в связь — 25%; строительство — 20%; торговля и общественное питание — 10%; жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание — 8%; здравоохранение, физическая культура; социальное обеспечение — 10%; народное образование — 7%.

Примечание: сводный баланс трудовых ресурсов рассчитывается в среднегодовом исчислении.

Основные понятия

Объект управления трудовыми ресурсами — отношения по поводу их формирования, распределения и использования.

Субъект управления — государство, профсоюзы и другие общественные организации, трудовые коллективы.

Предмет управления трудовыми ресурсами — система социально- экономических отношений, складывающихся по поводу управления процессами воспроизводства рабочей силы.

Механизм управления трудовыми ресурсами — совокупность отношений, форм и методов воздействия на их формирование, распределение и использование.

Источник: bstudy.net

Оцените статью
Добавить комментарий