ПУТИ И МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ И ИХ РАЗРЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
В данной статье рассматривается сущность трудовых конфликтов в современных организациях , а также основные причины их возникновения. Статья включает в себя описание методов, направленных на предупреждение и своевременное разрешение возникающих в организациях конфликтов . Предложены основные способы управления трудовыми конфликтами , способствующие уменьшению их числа, снижению социальной напряженности в трудовом коллективе, что приводит к формированию положительных последствий трудовых конфликтов .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Медведев Н.П.
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление трудовыми конфликтами в организации
Управление трудовым конфликтом на примере зарубежных производственных компаний
Методический подход к программно-целевому моделированию системы управления трудовыми конфликтами в организациях потребительской кооперации
Задачи и принципы #МарксистыЯрославля . Решаем #ТрудовыеКонфликты
Совершенствование механизма управления социально-трудовыми конфликтами в инфокоммуникационной сфере
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
WAYS AND METHODS FOR THE PREVENTION OF LABOR CONFLICTS AND THEIR RESOLUTION
This article discusses the essence of labor conflicts in modern organizations, as well as the main reasons for their occurrence. The article includes a description of methods aimed at preventing and timely resolution of conflicts that arise in organizations. The main ways of managing labor conflicts are proposed, which help to reduce their number, reduce social tension in the workforce, which leads to the formation of positive consequences of labor conflicts.
Текст научной работы на тему «ПУТИ И МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ И ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»
ПУТИ И МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ
И ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Н.П. Медведев, магистрант
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
Аннотация. В данной статье рассматривается сущность трудовых конфликтов в современных организациях, а также основные причины их возникновения. Статья включает в себя описание методов, направленных на предупреждение и своевременное разрешение возникающих в организациях конфликтов. Предложены основные способы управления трудовыми конфликтами, способствующие уменьшению их числа, снижению социальной напряженности в трудовом коллективе, что приводит к формированию положительных последствий трудовых конфликтов.
Ключевые слова: конфликт, трудовой конфликт, предупреждение, организация, организационная культура, развитие.
Возникновение и протекание трудовых конфликтов в современных организациях является неотъемлемой составляющей деятельности таких организаций, поскольку один из основных признаков их деятельности — наличие человеческих ресурсов. Под трудовым конфликтом понимают столкновение интересов двух или более субъектов профессиональной (трудовой деятельности) в процессе их взаимодействия (происходящего, как правило, в рамках функционирования организации).
Медиация трудовых споров: дискуссия медиаторов, как управлять трудовым конфликтом?
Конфликты выражаются в деятельности всех социальных институтов, общественных компаний, в отношениях между людьми и играют главную роль в жизни отдельного человека, семьи, группы, страны, общества и человека в целом. Работающие в компании люди различны между собой. Собственно, они по-разному принимают обстановку, в которой они находятся в силу собственных отличительных черт.
Большая часть конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большая часть людей не имеет представления о конфликтах, либо не предает им значимости. Именно по этой причине нужно исследовать организационные конфликты, причины их возникновения и способы их предупреждения [4].
Основные причины трудовых конфликтов выражаются следующим [2]:
— несправедливость оценки вклада в работу компании;
— неясность поставленных задач;
— недостаточность размера оплаты труда;
— нечеткость системы вознаграждения за труд;
— нехватка времени на решение поставленных задач.
Исследование причин трудовых конфликтов свидетельствует о том, что после их возникновения двумя возможными сценариями развития могут быть разрешение противоречий или затягивание конфликта, которое неизбежно приводят к возникновению новых конфликтных ситуаций. Для обеспечения нормального функционирования организаций следует применять меры, направленные на предупреждение возникновения конфликтов, своевременное выявление причин конфликтов и поиска приемлемых путей их разрешения. В результате предложить следующие пути и методы предупреждения трудовых конфликтов в организации [1]:
исполнителей. Руководство организации должно разработать понятную систему расчета оплаты труда.
2. Неясность поставленных задач. Задачи должны быть сформулированы четко, понятно сотрудникам-исполнителям.
3. Недостаточность размера оплаты труда. Основным условием избегания конфликтов является не столько низкий уровень заработной платы, сколько реальность первоначальных условий трудового договора, возможность и условия карьерного роста.
4. Нечеткость системы вознаграждения за труд. Система вознаграждения за труд должна быть продумана, задокументирована и в понятной форме должна быть доведена до всех сотрудников, особенно вновь принятых.
5. Нехватка времени на решение поставленных задач. Требуется ставить адекватные (достижимые в соответствии с имеющимися ресурсами и умениями исполнителя) сроки по реализации задач и эти сроки должны быть своевременно озвучены исполнителям.
Для того, чтобы снизить напряженную обстановку в рабочей группе и предотвратить развитие конфликтов в организациях необходимо развить организационную культуру для того, чтобы увеличить сплоченность и лояльности коллектива. В частности, можно предложить [3]:
— придерживаться деловой этики во взаимоотношениях с работниками, исключить межличностные оскорбления с подчиненными;
— проводить мониторинг персонала на наличие как явных, так и латентных конфликтов;
— повысить прозрачность премиальных выплат работникам;
— использовать практику совместных обсуждений возникающих проблем и назревающих конфликтов;
— информировать работников при изменениях в системе управления организации, постановки новых целей и задач, успехах в развитии организации, реорганизационных изменениях.
В целях профилактики конфликтов определяют склонность к ним работников, организуется проведение специальных тестов. Осуществление тестирования дает возможность [5]:
— сформировать понятия по поводу потребностей работников, которые могут различаться в зависимости от места жительства и национальности, выстроить соответствующую систему ценностей и приоритетов при разработке мотивации;
— вовремя диагностировать момент назревания конфликтов и определять обоснованные способы их решения;
— принимать обоснованные решения по ротации персонала;
— определять наиболее логические перемещения кадров;
— выявлять неявные факторы, приводящие к конфликтам и принимать соответствующие меры.
Таким образом, трудовые конфликты в организации, их протекание и способы разрешения имеют ряд специфических черт. Препятствия во взаимопонимании между сотрудниками могут являться серьезной проблемой на пути к формированию сплоченного коллектива или команды и приводить к конфликтам. Поэтому предупреждение трудовых конфликтов является основ-
нои задачей руководств организации.
1. Ашибоков А.М. Пути разрешения трудовых конфликтов в организации // Экономика и управление в условиях современной России. Материалы IV национальной научно-практической конференции, текстовое электронное издание. — 2020. — С. 30-33.
2. Банных Ю.И., Климовских Н.В. Регулирование конфликтов в организации как элемент корпоративного управления // В сборнике: Современная Россия: потенциал инновационных решений и стратегические векторы развития экономики. — 2018. — С. 204-207.
3. Божукова Е.М. Управление трудовыми конфликтами в организации // Инновации и инвестиции. — 2019. — № 8. — С. 70-74.
4. Коваленко Л.В. Управление человеческими ресурсами как особый вид профессиональной деятельности // Вестник академии знаний. — 2019. — № 5 (34). — С. 87-91.
5. Худякова А.В. Управление конфликтами на предприятии / Образование и наука без границ. — 2020. — №2. — С. 177-179.
WAYS AND METHODS FOR THE PREVENTION OF LABOR CONFLICTS AND
N.P. Medvedev, Graduate Student
Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (Russia, Krasnodar)
Abstract. This article discusses the essence of labor conflicts in modern organizations, as well as the main reasons for their occurrence. The article includes a description of methods aimed at preventing and timely resolution of conflicts that arise in organizations. The main ways of managing labor conflicts are proposed, which help to reduce their number, reduce social tension in the workforce, which leads to the formation ofpositive consequences of labor conflicts.
Keywords: conflict, labor conflict, prevention, organization, organizational culture, development.
Источник: cyberleninka.ru
Задание 3. Конфликтные ситуации.
— Между двумя сотрудниками организации возник спор по поводу сроков внедрения новой технологии. Один из них мотивировал предлагаемые сроки внедрения интересами производства продукции, второй свою позицию обосновывал с позиции интересов персонала, которому предстоит осваивать новую технологию. — Является описанная ситуация конфликтом?
— Нет, эта ситуация не конфликт, это скорее разногласия на работе.
— Каковы перспективы развития данной ситуации и механизмы управления ею?
— В конце конце они просто найдут компромисс.
Задача 2.
— В беседе руководителя с подчиненным, допустившим технологическую ошибку, которая привела к серьезному материальному ущербу фирме, руководитель предъявил претензии к подчиненному и наложил штраф в размере месячной заработной платы. — Является ли описанная ситуация конфликтом? Ответ обоснуйте.
— Это не конфликт, так как сотрудник сам виноват и он не спорит с начальником насчет зарплаты.
Задача 3
Принимая на работу сотрудника, руководитель фирмы пообещал через два месяца перевести его на вышестоящую должность. По истечении указанного срока обещание руководителя не выполнено. Можно ли описанную ситуацию идентифицировать как конфликтное взаимодействие? Если нет, то каковы перспективы развития описанной ситуации в конфликт.
— Эту ситуацию можно идентифицировать как конфликтное взаимодействие, так как начальник заранее пообещал своему сотруднику повышение.
Задача 4
— Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.
— Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.
— Я бы прошел мимо и не стал бы их беспокоить, возможно у них сильная зависимость от курения и они не могу нормально работать пока не покурят. Еще они могли оживленно беседовать о работе, обсуждать какой — нибудь важный проект.
Задача 5
— Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии.
Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.
— Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.
— Подойду и уточню причину больничного. Буду вынужден ее попросить вернуться на работу, так как мы не укладываемся в скор работы.
Задача 6
— Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.
— Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
— Происходить социальный конфликт, этот конфликт может вызвать остановку всей работу.
Задача 7
— Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю…
— Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.
— Он проходит испытательный срок и я могу его уволить, но я все же подожду конца испытательного срока, и если он не исправиться, то буду искать другую кандидатуру.
— Я мог бы сделать выговор сотруднику, урезать ему зарплату или решить премии.
Задача 8
— В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.
— Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
— Это был организационный конфликт, он произошел из за критики своего начальника.
Источник: pedevastuses.wordpress.com