На странице представлен образец документа «Положение об отделе бухгалтерии» с возможностью скачать его в формате doc .
Тип документа: Положение
Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.
Размер файла документа: 63,0 кб
Положение об отделе бухгалтерии определяет основные цели, задачи и функции последнего. В нем указывается, кто назначается ответственным и главным в отделе (главный бухгалтер). Также выделяется, кто проводит эти назначения, кто структурирует отдел, и кто может его расформировать.
Все вышеупомянутые пункты документа изложены кратко и емко, при этом все указанные права и обязанности соответствуют действующему законодательству Российской Федерации
Параграфы положения
Каждый подобный документ должен иметь смысловые параграфы, которые кратко и четко будут формировать определения всех возможных полномочий и свобод сотрудников отдела бухгалтерии. К ним относятся:
- Общее. Конкретизируется определение отдела, его название. Уточняется, кем он создается и кем ликвидируется. Определяется, кто руководит подразделением. Перечисляются законы и нормативы, на которые ссылается отдел в своей работе и т.д.
- Структура. Определяется, кем утверждается структура, какие подразделения она может содержать.
- Задачи. Лаконично перечисляются главные задачи отдела, к которым относятся учет хозяйственно-финансовой деятельности, контроль за использованием финансирования и т.д.
- Функции. Выходя из поставленных задач, прописываются и основные функции, такие как формирование и предоставление отчетов, учет имущества и т.д.
- Права. Уточняются основные правовые возможности отдела и всех его сотрудников, например, требовать придерживаться порядка оформления операций т.д.
- Связи. Перечисление отделов, с которыми ведется взаимосвязь, а также характеристика этих отношений.
- Ответственность. Обозначается, что основную ответственность несет главный бухгалтер, а также уточняются причины этой ответственности.
Мы постараемся вам помочь
Скачать образец документа
Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.
Счет 60 за 1 минуту
Обратите внимание! Приведено лишь начало документа. Полную версию вы можете скачать по соответствующей ссылке.
Источник: dogovor-obrazets.ru
Составляем положение об учетной политике в организации
Положение об учетной политике организации — документ, необходимый для ведения учетного процесса. О том, каким требованиям он должен отвечать и как может выглядеть, расскажем в нашем материале.
Вам помогут документы и бланки:
- Положение по учетной политике на 2023 год: законодательные требования
- Структура положения об учетной политике организации
- Нюансы разработки Положения об учетной политике
- Итоги
- Распространенные вопросы
- Как в учетной политике отразить электронный документооборот с контрагентом?
- Можно ли привлечь к ответственности за отсутствие учетной политики?
- Как утвердить изменения в учетной политике?
Положение по учетной политике на 2023 год: законодательные требования
При составлении положения об учетной политике (УП) необходимо принять за основу требования законодательства, а именно положений следующих документов:
- ст.313 Налогового кодекса РФ;
- закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н;
- нормативных документов, регламентирующих учетные алгоритмы по разным видам имущества организации и ее финансовых обязательств.
Разработка положения об учетной политике:
- осуществляется главбухом или иным уполномоченным лицом и утверждается приказом (распоряжением) руководителя;
- основывается на четырех базовых допущениях: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательного применения учетных принципов, временной определенности фактов хозяйственной деятельности;
- должна способствовать выполнению 6 требований: полноты и своевременности отражения информации, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности;
- должна содержать в своем составе обязательные элементы: рабочий план счетов, формы применяемой первички и учетных регистров, алгоритмы проведения инвентаризации, правила документооборота, способы оценки активов и обязательств, схемы контроля за хозяйственными операциями.
С 01.01.2022 обязательно к применению ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот». Напомним, что график докумментооборота является обязательным приложением к учетной политике.
Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.
В положении об учетной политике могут найти отражение и иные необходимые для организации учета решения, например:
- состав и разграничение обязанностей учетной службы организации;
- применяемые программные средства;
- технология сохранения учетной информации и защиты от несанкционированного доступа;
- иные необходимые для организации учетного процесса аспекты.
Правила, отражаемые в учетной политике, обычно относятся к учетам 2 видов (бухгалтерскому и налоговому), между которыми не всегда существует тождество.
Примеры учетной политики для бухучета, а также для различных систем налогообложения, есть в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Там же можно составить УП для собственной организации на специальном конструкторе. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Структура положения об учетной политике организации
В отношении структуры положения об учетной политике обязательные требования и указания отсутствуют, поэтому перед его составлением разработчикам необходимо самостоятельно определить все основные структурные составляющие:
- подлежащие отражению в учетной политике разделы, подразделы, пункты и подпункты;
- степень детализации информации при описании учетных и организационных нюансов;
- перечень вопросов, подлежащих отражению в учетной политике исходя из специфики деятельности организации;
- вычленение из вышеуказанного перечня учетных алгоритмов, требующих отдельного оформления в форме приложений, если они содержат детализированное описание и носят самостоятельный характер (например, методика раздельного учета НДС).
Как отразить порядок учета НДС в учетной политике, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-доступ бесплатно.
О том, какие учетно-организационные вопросы часто выделяют в отдельные положения, читайте в материалах:
Нюансы разработки Положения об учетной политике
Организации обязаны вести два вида учета: бухгалтерский и налоговый. Поэтому в составе положения об учетной политике эти вопросам отводятся отдельные разделы, а при достаточном их объеме составляются два отдельных документа, каждый посвященный своей политике.
Если вы разрабатываете учетную политику для бухгалтерского учета, учтите следующие моменты, обязательные к применению всеми налогоплательщиками, включая упрощенцев.
- в связи с переходом на ЕНП и объединением ФСС и ПФР требуются дополнения в рабочий план счетов. Подробнее здесь.
- можно досрочно начать применять новый ФСБУ 14/2022 (его обязательное применение начнется с 2024 года). Смотрите, как это оформить в учетной политике.
Также нужно учитывать изменения 2022 года:
- учет ОС регулируется двумя новыми ФСБУ 6/2020 и 26/2020.
Организовать и вести учет ОС согласно ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 вам может Путеводитель от КонсультантПлюс. Пробный демо-доступ к системе предоставляется бесплатно.
- операции по аренде должны учитываться в соответствии с ФСБУ 25/2018.
Как организации вести учет аренды (лизинга) по новому ФСБУ 25/2018, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение. Узнайте также, какие изменения по ФСБУ 25/2018 нужно внести в учетную политику с 2023 года.
При формировании раздела, посвященного бухучету, важно помнить, что те организации, которые попадают по своим критериям в разряд «малых» (критерии малого бизнеса указаны в законе о развитии малого и среднего предпринимательства от 24.07.2007 № 209-ФЗ, постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 265), могут существенно облегчить себе процесс разработки учетной политики — для них разрешена простая система учета (без двойной записи) и отчетности.
О том, какие нюансы упрощенного учета можно предусмотреть в учетной политике малой компании, читайте в статьях:
В налоговом разделе УП приводятся избираемые организацией способы НУ. Если выбрать из предложенных НК РФ способов не представляется возможным — отсутствуют готовые методики по тем или иным аспектам, учетные алгоритмы разрабатываются организацией самостоятельно. Такие ситуации возникают, к примеру, если хозяйствующий субъект:
- использует какие-либо налоговые льготы — для отражения в учетной политике этих нюансов важно раскрыть не только условия, при соблюдении которых эти льготы могут организацией использоваться, но и возможные учетно-отчетные действия при утрате такого права, а также необходимые к оформлению в такой ситуации документы;
- имеет филиалы, представительства и иные подразделения — сложная структура организации требует освещения в учетной политике особенностей уплаты налогов подразделениями, схемы обработки и передачи информации от филиалов при расчете и уплате налогов головной компанией и другие нюансы.
Итоги
При составлении положения об учетной политике юрлица необходимо учесть законодательно установленные требования и допущения, рационально выбрать учетные методы, а также ответственно подойти к разработке тех вопросов, которые связаны со спецификой работы и особенностями структуры организации.
Распространенные вопросы
Как в учетной политике отразить электронный документооборот с контрагентом?
В учетной политике нужно прописать порядок применения электронного документооборота с контрагентами, если вы планируете его применять. В общем разделе учетной политики логично установить основные правила электронного документооборота с контрагентами (в каких случаях, при каких условиях и в каком порядке он применяется).
Сформулировать можно следующим образом: «Обмен электронными документами производится по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи лиц, уполномоченных приказом генерального директора, через оператора электронного документооборота»
Детальный порядок электронного документооборота установите в специальном разделе. Например, если вы планируете использовать его при выставлении счетов-фактур, можете включить в учетную политику такое правило:
«Выставление счетов-фактур осуществляется в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением УКЭП уполномоченного лица через операторов электронного документооборота, обеспечивающих обмен документами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в Порядке, утвержденном Приказом Минфина России от 05.02.2021 № 14н».
Подробнее об организации ЭДО в организации читайте здесь.
Можно ли привлечь к ответственности за отсутствие учетной политики?
Можно. За отсутствие самого документа оштрафуют на 200 руб. саму организацию и на 300-500 руб. — должностное лицо (ст. 15.6 КоАП).
Но учетная политика помимо порядка учета устанавливает формы налоговых регистров на предприятии, а также описывает порядок ведения налогового учета. Если налоговики докажут отсутствие налоговых регистров, то выпишут штраф уже на 10 тыс. руб. (30 тыс. руб. — если нарушение совершалось более одного налогового периода).
Если же из-за нарушения будет занижена налоговая база, то штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
Как утвердить изменения в учетной политике?
Изменения в учетную политику можно вносить только с начала нового года либо в случае появления новых нормативных актов, вступающих в силу в середине года.
Описание правил учета объектов или операций, которых у вас раньше не было, считается не изменением, а дополнением учетной политики. Дополнения можно вносить в любое время, а применять сразу после утверждения (п. 10 ПБУ 1/2008).
Источник: nalog-nalog.ru
1. Нормативные документы, необходимые для организации учета в фирме (Закон о бухгалтерском учет, Учетная политика организации, Положение о документообороте и должностные инструкции и др.).
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.
Закон о бухгалтерском учете состоит из трех разделов и 19 статей.
В первом разделе — «Общие подозрения» — дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, план счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).
В разделе указан также свод законодательных актов Российской Федерации о бухгалтерском учете: Федеральный закон, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Определена сфера действия Федерального закона (он распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации).
Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.
Во втором разделе — «Основные правила ведения бухгалтерского учета» — изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
В третьем разделе — «Основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности» — изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.
Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете — положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 14 положений по бухгалтерскому учету и отчетности.
На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.
Из перечисленных положений особенно важным является Положение «Учетная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).
Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами
Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Источник: studfile.net