Проводимая в настоящее время в России реформа системы бухгалтерского учета – сложный комплексный процесс, направленный на интеграцию российских хозяйствующих субъектов в международное сообщество. Один из важнейших элементов этой интеграции – повышение доверия иностранных партнеров к российским предприятиям. Поэтому переход российских хозяйствующих субъектов на финансовую отчетность, которая понятна и вызывает доверие не только в России, но и за рубежом, является весьма важным элементом проводимой реформы.Многие российские предприятия уже сейчас самостоятельно составляют финансовую отчетность как в соответствии с требованиями российского законодательства, так и по международным стандартам. В существующей практике составления финансовой отчетности можно найти много примеров того, как меняется отношение к российским предприятиям со стороны зарубежных партнеров после ознакомления с финансовой отчетностью, составленной по Международным стандартам бухгалтерского учета.
В России, в условиях повышенных рисков, признание международных стандартов является важным шагом, направленным на привлечение иностранных инвестиций. По словам аналитика банка «Морган Стэнли» (Morgan Stanley) Д.П.Смита, иностранные инвесторы «не готовы всерьез прийти на российский рынок до тех пор, пока не будут сделаны улучшения в области корпоративной прозрачности». Переход на между народную практику учета существенно облегчит взаимоотношения российских предприятий с их зарубежными партнерами, будет способство вать увеличению числа совместных проектов. Не обходимо подчеркнуть, что приведение системы учета в соответствие с международными стандартами не является только российской проблемой; процесс гармонизации и стандартизации системы бухучета носит глобальный характер. Например, в рамках Европейского союза (ЕС)эта работа осуществляется уже около 40 лет.
Федеральные стандарты бухгалтерского учета для бухгалтеров госсектора
Международные стандарты бухгалтерского учета – International Accounting Standards (IAS ) (в российском варианте они именуются Международными стандартами финансовой отчетности – МСФО)разрабатываются Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета – International Accounting Standards Committee (IASC), (в российском варианте – Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности – КМСФО). Данные стандарты признаны во всем мире как эффективный инструментарий для представления прозрачной и понятной информации о деятельности хозяйствующих субъектов.
Проводимая в стране реформа системы бухгалтерского учета направлена,прежде всего, на совершенствование функционирования и обеспечение прозрачности российской экономикиза счет приведения в соответствие принятых в стране принципов бухгалтерского учета требованиям Международных стандартов бухгалтерского учета. Это связано с необходимостью разработки в соответствии с IAS пакета стандартов и правил, которые затем будут использоваться хозяйствующими субъектами. Новые стандарты и правила призваны облегчить процесс предоставления предприятиями релевантной и надежной финансовой информации как в целях надзора, так и в целях управления. Параллельно с запланированным изменением системы бухгалтерского учета у российских хозяйствующих субъектов появится возможность усовершенствовать свои системы учетной информации (прежде всего, управленческого учета и внутреннего контроля).
Что такое МСФО (Международные Стандарты Финансовой Отчетности)
Несмотря на наличие определенного сходства между вариантами учетной политики, использование которых разрешено в соответствии с российскими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и международными стандартами, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах и преследует различные цели. Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и IAS приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. По причине этих различий многие российские предприятия, развивающие международные деловые отношения, в настоящее время нуждаются в том, чтобы их финансовая отчетность была подготовлена с учетом требований IAS.
Проблема унификации требований бухгалтерского учета
Российскую систему бухгалтерского учета в настоящее время можно охарактеризовать как систему, находящуюся в стадии подготовки к переходу на международные стандарты бухгалтер ского учета. Особенность этого подготовительного этапа перехода на международные стандарты состоит в специфике деятельности крупных российских предприятий, свидетельствующей о том, что многим из них в настоящее время приходится составлять отчетность в соответствии с двумя системами стандартов – российской (согласно ПБУ) и международной (согласно IAS). Кроме того, опыт отдельных российских хозяйствующих субъектов, в которых аудит уже проводится по международным стандартам, показал, что при внедрении этих стандартов могут возникнуть определенные проблемы (например, обеспечение необходимого уровня прозрачности).
При переходе хозяйствующих субъектов на IAS следует учитывать, что данные стандарты унифицируют следующие требования бухгалтерского учета:
При переходе российских хозяйствующих субъектов на IAS за основу принимаются стандарты, разработанные Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета, которые являются едиными для основных промышленно развитых стран мира.
В настоящее время принято 40 стандартов. В международных стандартах нашли свое отражение такие важнейшие вопросы бухгалтерского учета,как учетная политика, консолидированная финансовая отчетность, налогообложение и др. Данные стандарты не являются обязательными для всех стран участниц, а лишь выполняют рекомендательную функцию – на их основе в национальных учетных системах разрабатываются национальные стандарты с более детальной регламентацией учета определенных объектов. В странах участницах действуют только те стандарты, которые закреплены в соответствующих национальных положениях по учетной практике.
Россия официально не присоединилась к странам, использующим IAS. Таким образом, в течение подготовительного этапа перехода на международные стандарты России предстоит совершить целый ряд последовательных шагов по пути к этому присоединению. Именно в последовательном сближении российской системы бухгалтерского учета и IAS состоит основная особенность переходного периода.
Законодательная основа проводимой реформы системы бухгалтерского учета
Реформирования системы отечественного бухгалтерского учета, нацеленное на последовательное приближение к международным стандартам, было начато в 1993 г. и связано с принятием государственной программы «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики».
В соответствии с Федеральным законом о 21.11.96 г. №129 ФЗ «О бухгалтерском учете», общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство Российской Федерации.Законом установлено, что органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, вправе утверждать документы трех уровней:
- планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
- положения (стандарты) бухгалтерскогоучета,устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций,составления и предоставления бухгалтерской отчетности;
- другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Следует отметить, что положения (стандарты) по бухгалтерскому учету – это нормативные акты, а не нормативы, утверждаемые профессиональными объединениями бухгалтерами, как это принято в международной практике.
Важным документом, отражающим изменения системы бухгалтерского учета, является Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г. В основу Концепции были положены базовые принципы IAS. По сути, в ней намечены основные задачи по реорганизации российского бухгалтерского учета.
В 1998 г. Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. №283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с IAS, которую по праву можно назвать «краеугольным камнем» реформы бухгалтерского учета. В ней признавалось, что реформирование отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Целью реформирования провозглашалось «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями экономики и Международными стандартами финансовой отчетности».
В развитие Программы Правительство Распоряжением РФ от 22.05.98 г. №587 р утвердило План внедрения положений (стандартов)по бухгалтерскому учету, в соответствии с которым предполагалось разработать 22 стандарта. Однако сегодня приходится констатировать, что оно не выполнено – всего разработано 15 Положений по бухгалтерскому учету, при этом вместо ряда ПБУ Министерством финансов РФ были разработаны методические указания.
Международные стандарты бухгалтерского учета и аудит
Следует отметить, что Международные стандарты бухгалтерского учета не являются стольжестко регламентированными, как российские ПБУ, которые всегда базировались на инструкциях, обязательных для исполнения. Причем в России такой подход обусловлен в основном интересами государства в лице налоговых и контролирующих органов.
Международные стандарты финансовой отчетности не предлагают жестких нормативов, а напротив, оперируют такими понятиями, как «справедливая стоимость», «финансовые инструменты», и принципами типа «расходы признавать всегда, а доходы – только при высокой степени вероятности». При этом однозначного их определения не дается. Задача осмысления конкретных операций возложена на бухгалтеров и финансистов самих хозяйствующих субъектов. Поэтому в наиболее выгодном положении на данном этапе внедрения международных стандартов находятся аудиторы. Многое предприятия вынуждены обращаться к ним нетолько в случае заверения отчетности, но и законсультациями – в частности, каким образом применять IAS в каждой конкретной ситуации.
Контрольная функция во время перехода российской системы бухгалтерского учета на международные стандарты лежит на подразделениях внутреннего контроля и сторонних аудиторах. А уже на основе их рекомендаций будет создаваться новая система бухгалтерского учета.
Основная особенность международной системы отчетности (в отличие от действующей в России) заключается в том, что такая отчетность должна быть понятна не только контролирующим органам, но и партнерам и клиентам предприятий.
Ключевой принцип IAS – прозрачность отчетности. Фактически стандарты обязывают хозяйствующие субъекты сообщать о себе всю информацию, которая может быть полезна пользователям. Причем для такого рода информации не предусмотрено специальной формы отчетности – это может быть сопроводительная записка или справка.
Однако международные стандарты сами по себе едва ли сделают отчетность более честной и прозрачной, IAS лишь рекомендуют правила отражения событий в учете, но не гарантируют полную адекватность реальности написанного в отчетах. По сути, IAS и не преследуют цели наказать недобросовестных исполнителей. В случае выявления расхождений в предоставляемой отчетности предприятию может грозить лишь потеря репутации. Для российских предприятий такая перспектива никогда не представляла реальную угрозу, а после кризиса и вовсе перестала быть какой либо опасностью. Более того, даже в странах, где эти стандарты давно применяются, есть много способов уклониться от их прямого исполнения.
Основные результаты проводимой реформы системы бухгалтерского учета
Каковы же итоги проводимой реформы системы бухгалтерского? В соответствии с результатами проведенного авторами опроса, которому были подвергнуты 1560 бухгалтеров крупных и средних российских предприятий,примерно реть из них (35%) расценивали информацию, представляемую в финансовой отчетности, составленной в соответствии с IAS, как не очень полезную для своего предприятия, около 43%как довольно полезную и только 20% – как очень полезную.
Таким образом, третья часть всех опрошенных бухгалтеров не видит пользыв составлении отчетности. По мнению бухгалтеров, данные финансового учета используются на предприятии в первую очередь для отчета перед налоговыми органами (так считает около 90%опрошенных), а также для контроля за сохранностью активов. В случае отделения финансового учета от учета в целях налогообложения почти 60%опрошенных полагают, что составление финансовой отчетности даже по российским стандартам учета следует рассматривать как вынужденную бесполезную работу, не говоря уже о ее составлении в соответствии с требованиями международных стандартов. Такой подход бухгалтеров к роли финансовой отчетности свидетельствует о том, что при сотрудничестве с другими организациями данные их отчетности принимаются во внимание не так уж часто (на вопрос: «Как часто Вы обращаетесь к финансовой отчетности предприятий партнеров и потенциальных партнеров?», ответы распределились следующим образом: редко – 29%, никогда – 36%, обычно – 21% и всегда – только 13%; 1% опрошенных затруднился с ответом).
В заключение добавим, что большинство предприятий вообще не видит выгоды от составления финансовой отчетности,что вызвано, с одной стороны, отсутствием соответствующих пользователей финансовой отчетности, а с другой стороны, восприятием финансового учета как необходимо го средства для расчета налогов и отношений с налоговыми органами. Финансовый учет как один из инструментов создания стоимости и благосостояния предприятий не играет самостоятельной роли, просматривается его явная подчиненность фискальным целям. Информация финансового учета, как правило, никак не связывается с задачами корпоративного управления, бухгалтеры в большинстве случаев работают без тесного контакта с руководителями других подразделений.
Источник: gaap.ru
Что такое МСФО?
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) появились 50 лет назад и с тех пор их применяют организации в 166 странах мира, по данным последнего исследования The IFRS® Foundation. Переход компаний на МСФО ускорил развитие мировой экономики, облегчил ведение бизнеса и сильно повлиял на требования к уровню квалификации работников бухгалтерии и финансовых департаментов. Как появились МСФО, кто их разрабатывает и зачем они нужны бизнесу и специалистам — читайте в материале.
Что такое МСФО
МСФО — это набор правил, которые определяют, как компаниям вести финансовый учет, какие хозяйственные операции в нем отражать и как составлять отчетность. В отличие от национальных стандартов бухучета, которые строго регламентируют способы ведения и оформления финансовой отчетности, в МСФО описаны лишь принципы ее составления. МСФО не содержат четкого плана счетов, в них нет первички, списка проводок или жестких правил ведения финучета. В этом и плюс МСФО — они во многом облегчают работу бухгалтеров, управленцев и позволяют применять стандарты по всему миру. МСФО — это целая система документов, в которую входят:
- Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS)
- Международные стандарты бухучета (IAS)
- Интерпретации к МСФО (Interpretations of International Accounting Standards, IIAS) — они раскрывают суть стандартов и обеспечивают единообразие в их применении.
Есть еще один важный документ — Концептуальные основы финансовой отчетности. Они не входят в состав МСФО, но используются при их разработке. В Концептуальных основах описана цель формирования финансовой отчетности, определение ее элементов и требования к качеству финансовой информации. Концептуальными основами руководствуется, в первую очередь, Совет по МСФО при создании новых стандартов и обновлении действующих. Их также используют частные компании для определения методов учета, если нет конкретных указаний в стандартах.
Кто занимается разработкой МСФО
МСФО разработала некоммерческая организация Фонд МСФО (IFRS Foundation) еще в 1970-х годах. В первую очередь, чтобы предоставить публичным компаниям единый базис для подготовки и раскрытия финансовой отчетности. И тем самым поддержать стабильность и прозрачность в финансовом мире.
Основной предпосылкой к созданию универсальной системы ведения бухучета стало активное развитие бизнеса на глобальных рынках. В то время компании использовали разные учетные принципы, принятые в их стране. К примеру, в РФ это ПБУ (Принципы бухгалтерского учета), в Канаде свои ОПБУ (Общепринятые принципы бухучета), а в США были и остаются US GAAP (Общие принципы бухучета США). Такое разнообразие в стандартах не позволяло инвесторам сравнивать финансовые результаты компаний из разных стран и затрудняло ведение бизнеса на международной арене.
Чтобы избежать путаницы, Фонд по МСФО решил создать универсальный «язык» бухгалтерского учета для компаний всего мира. Применение МСФО позволило бизнесу снизить стоимость привлечения капитала и выйти на иностранные рынки.
Справка
В Фонд МСФО входят Комитет или, как его сейчас называют, Совет по МСФО, а также Комитет по разъяснениям (КРМФО или IFRS Interpretations Committee). Первым появился Комитет по МСФО в 1973 году, который и есть непосредственным разработчиком МСФО.
Изначально в организацию вошли представители крупнейших аудиторских компаний, банков, частных фирм, финансовых институтов и бухгалтерских организаций из 10 стран мира (Германии, Великобритании, Японии, Австралии, Канады, США и др.). В 2001-м году в Комитет уже входили представители из 112 стран. Поэтому его реорганизовали в Совет по МСФО. Штаб-квартира этой организации базируется в Лондоне.
С момента своего создания Фонд по МСФО задает направление в работе с финансовой отчетностью, создает новые стандарты и обновляет существующие. В основные задачи организации входит:
- разработка новых стандартов МСФО и их утверждение
- обнародование документов по МСФО
- организация дискуссий и публичных обсуждений документов
- консультации и прочее.
Первые стандарты МСФО обозначали аббревиатурой IAS (International Accounting Standards) — это были Международные Бухгалтерские Стандарты. После реорганизации КМСФО в Совет в 2001 году, IAS переименовали в IFRS (International Financial Reporting Standards) или Международные стандарты по финансовой отчетности. Они дополнили список действующих МСФО, который всегда можно посмотреть на сайте Совета IFRS.
Ваша компания ведет учет по МСФО?
Роль и значение МСФО для бизнеса
МСФО используют компании со всего мира, в большей части Европы, Азии и Южной Америки. Некоторые страны применяют международные стандарты в обязательном порядке как национальные требования к ведению бухгалтерского учета. Другие, где есть собственные нормы бухучета, используют МСФО как универсальный подход к составлению финансовой отчетности.
Универсальные стандарты применяют те компании, которые ведут международный бизнес или инвестируют в него. Владельцам и менеджменту компаний данные из отчетности по МСФО позволяют «просканировать» состояние бизнеса и принимать взвешенные решения: финансовые и управленческие. Инвесторам отчетность по МСФО помогает оценить прозрачность деловой практики в организации, рассчитать стоимость вложений и возможные риски инвестиционного проекта.
Какие еще выгоды получают компании при переходе на МСФО:
- возможность выйти на мировые фондовые рынки и брать более дешевые кредиты в иностранных банках
- уменьшаются затраты по привлечению капитала
- снижаются расходы на подготовку отчетности (особенно, если речь идет о консолидации отчетности компаний из разных стран)
- финансовая отчетность становится более прозрачной, понятной и легко сравнимой
- отчетность содержит достоверную информацию о финансовом положении компании, за что высоко ценится пользователями (владельцами бизнеса, инвесторами, кредиторами, контролирующими органами и пр.).
- менеджменту компании легче проследить связь между данными в отчетности и реальными событиями, и принять на их основе эффективные решения.
МСФО обобщают опыт ведения бухучета и подготовки отчетности многих стран рыночной экономики. Что позволяет на их основе быстрее и дешевле разработать новые национальные стандарты отчетности.
В каждой стране есть свой список предприятий, которые обязаны применять МСФО. В основном, это игроки финансового сектора (банки, страховые организации), ОАО, крупные компании, негосударственные пенсионные фонды и др. Какие организации уже ведут учет по МСФО в Украине, России и Казахстане — читайте в материалах:
- В Украине МСФО сделали обязательными для большинства предприятий
- Переход на МСФО в 2020 году в России
- МСФО в Казахстане: реальность и перспективы для карьеры бухгалтера.
Зачем учить МСФО
Для финансовых специалистов знание МСФО и практический опыт их применения, позволяют быстрее продвинуться по службе или получить высокооплачиваемую работу в крупных международных компаниях. Специалист по МСФО может развиваться в бухгалтерии или в финотделе: от главбуха и финансового менеджера либо контролера до позиции финдиректора. Знание международных стандартов финансовой отчетности также пригодятся в области внутреннего аудита.
Расти можно не только в должности, но и в зарплате. По данным job-порталов, самые высокие зарплаты у тех специалистов, которые умеют работать по МСФО и могут подтвердить этот навык престижными дипломами. Смотрите заработные платы специалистов по МСФО. К тому же, спрос на них, по всей видимости, сохранится еще долгие годы.
Во-первых, цены на первичную трансформацию отчетности в аудиторских и консалтинговых фирмах в разы выше годового оклада штатного специалиста по МСФО. Компаниям выгоднее содержать собственных профессионалов. Во-вторых, все больше зарубежных инвестиций вливается в отечественный бизнес. Компании выходят на глобальные рынки в поисках новых возможностей и будут вынуждены вести учет по МСФО.
Так или иначе МСФО становится уже не просто универсальным финансовым языком, но и необходимым условием успешного развития, с одной стороны, бизнеса, а с другой — карьеры в финансах.
Изучите МСФО и подготовьтесь к экзаменам на международные дипломы от профессиональных организаций IPFM и ACCA на наших дистанционных курсах. Выберите подходящую программу и получите доступ к 1-му занятию курса бесплатно.
Источник: finacademy.net
Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации представлена законодательными и нормативными правовыми актами и другими документами, которые по своей значимости и официальному статусу подразделяются на следующие четыре уровня:
I уровень – федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, обеспечивающие единообразное ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности;
II уровень – положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
III уровень – другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета. Важнейшими документами этой группы являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению;
IV уровень – рабочие документы организаций, отражающие порядок ведения бухгалтерского учета на конкретном предприятии. Рабочие документы строятся на основе правил и принципов ведения бухгалтерского учета, зафиксированных в документах высших уровней.
Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 23 июля 1998 года № 123-ФЗ) – главный документ первого уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета – устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации и распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Закон о бухгалтерском учете определяет основные задачи бухгалтерского учета и порядок его регулирования. Закон о бухгалтерском учете устанавливает общие принципы организации бухгалтерского учета в организациях, определяя права и обязанности руководителей и главных бухгалтеров.
На основе Закона о бухгалтерском учете разработано «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н (в ред. Приказа Минфина России от 24 марта 2000 года № 31н). Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности юридическим лицам по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.
Международные стандарты бухгалтерского учета представляют собой совокупность положений, разработанных Комитетом международных бухгалтерских стандартов (IASC), членами которого являются бухгалтеры из более 80 стран. Целью разработки и внедрения международных стандартов является улучшение и гармонизация законодательства, стандартов бухгалтерского учета и порядка составления финансовой отчетности во всем мире.
Каждый стандарт включает, как правило, следующие разделы:
— определения, позволяющие избежать двусмысленности в трактовке;
— объяснения, рассматривающие понятия и их трактовку с точки зренияяпоставленных целей;
— описание методологических проблем, путей и возможностей их решения;
— предписания, связанные с практической реализацией стандарта;
— дату вступления в силу. Каждый стандарт предусматривает несколько равных по возможностям, но дающих различные результаты вариантов. При этом их применение не носит жестко регламентированного характера.
Международные стандарты были разработаны с целью удовлетворения потребностей большинства пользователей, принимающих экономические решения (например, о приобретении, сохранении или продаже пакетов акций). Для этих целей были выделены семь основных групп пользователей — инвесторы, служащие, кредиторы, поставщики, покупатели, правительство, общественность. Стандарты являются международно признаваемыми, а также позволяют избежать привязки к модели учета какой-либо отдельной страны. В полной мере международными стандартами руководствуются только ТНК (транснациональные корпорации), для которых применять национальные методы учета каждой страны не представляется возможным.
В настоящее время вопросами стандартизации и унификации стандартов учета и отчетности занимаются следующие организации:
· Совет по международным стандартам финансовой отчётности;
· Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учёта и отчётности при ООН;
· Комиссия по ценным бумагам и биржам США;
· Совет по разработке финансовых учётных стандартов.
Процедура создания международных стандартов. Основу разработки международных стандартов бухгалтерского учета составляют те процедуры, которые исторически сложились в англо – язычных странах, главным образом в США и Великобритании.
Процедура создания нового международного учетного стандарта отличается известной консервативностью, обстоятельностью, занимает относительно продолжительный отрезок времени и состоит из 6 циклов:
1-й цикл – формирование Подготовительного комитета (Steering Committee).
2-й цикл – разработка проекта стандарта.
3-й цикл – подготовка рабочего проекта положений стандарта.
4-й цикл – утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта.
5-й цикл – составление плана разработки международного стандарта.
6-й цикл – подготовка проекта международного стандарта.
Международный стандарт бухгалтерского учета считается принятым, если его одобрили три четверти членов правления. Утвержденным текстом всех международных стандартов считается текст, опубликованный Комитетом на английском языке. Все официальные переводы подготавливаются при участии специалистов СМСФО. В настоящее время МСФО официально переведены на 4 языка (немецкий, русский, французский и польский), идет работа над официальным переводом на китайский, японский, португальский и испанский языки. Неофициально международные стандарты переведены на более чем 30 языков.
Прежде всего, необходимо отметить, что применение Международных стандартов финансовой отчетности базируется на двух принципах: непрерывности деятельности и начисления. Рассмотрим их более подробно.
Принцип непрерывности деятельности предполагает, что предприятие действует и будет продолжать действовать в обозримом будущем (по крайней мере в течение 1 года). Отсюда следует, что предприятие не имеет ни намерения, ни необходимости ликвидировать или сокращать масштабы своей деятельности. Поэтому активы предприятия отражаются по первоначальной стоимости без учета ликвидационных расходов. Если же существует такое намерение или необходимость, то финансовая отчетность должна констатировать этот факт в следующем порядке:
— отражать оценку имущества по ликвидационной стоимости;
— производить списание активов, которые не могут быть получены в полном объеме;
— осуществлять начисление обязательств в связи с прерыванием договоров и экономическими санкциями.
Принцип начисления исходит из того, что доходы и расходы предприятия отражаются по мере их возникновения, а не по мере фактического получения или выплаты денежных средств или их эквивалентов. Таким образом, этот принцип предполагает:
— признание результата операции по мере ее совершения;
— отражение операций в отчетности того периода, в котором они были осуществлены;
— формирование информации об обязательствах к оплате и обязательствах к получению, а не только о фактически произведенных и полученных платежах.
Существуют также качественные критерии информации, содержащейся в финансовых отчетах, которые призваны делать информацию полезной для пользователей. Это такие критерии, как прозрачность, значимость, достоверность и сопоставимость.
Прозрачность (понятность) является основным качеством информации, так как предполагает ее быстрое восприятие пользователями. Однако пользователи, в свою очередь, должны иметь достаточные знания в области ведения бизнеса и бухгалтерского учета.
Значимость. Информация должна быть значимой для принятия решений пользователями. Она имеет это качество, когда влияет на принятие экономических решений, помогая оценить прошлые, настоящие или будущие события. Значимость информации определяется ее существенностью, своевременностью и рациональностью.
Информация считается существенной, если ее отсутствие или искаженное представление могут повлиять на экономические решения пользователей. Информация своевременна в том случае, когда она не способствует задержке в принятии адекватных экономических решений. Рациональной информацию можно назвать тогда, когда выгода от ее получения превышает стоимость ее обеспечения. Оценка выгоды и затрат, как правило, определяется на основе профессионального суждения, например, дальнейшее обеспечение информацией кредиторов может сократить расходы по займам.
Достоверность. Информация достоверна в том случае, когда она не имеет значимых ошибок и объективна. Достоверная информация отвечает следующим требованиям:
— полное представление – информация должна полностью отражать факты хозяйственной деятельности. Например, баланс должен полностью представлять все сделки, которые приводят к возникновению активов и обязательств;
— преобладание сущности над формой – информация должна принимать во внимание не столько юридическую форму сделок и иных фактов хозяйственной деятельности, сколько их экономическую сущность. Например, по договору аренды предприятие может передать актив другой стороне таким образом, что документально юридическое право собственности передается, в то время как за предприятием оставлено право пользования будущим экономическим эффектом, включенным в актив. В этом случае отчет о продаже не будет полностью отражать регистрируемую сделку;
— нейтральность – информация должна быть нейтральной в целях обеспечения ее надежности. Финансовые отчеты не являются нейтральными, если информация в них представлена таким образом, что позволяет достичь заранее определенных результатов. Иными словами, информация в отчетах не должна быть сфабрикованной, а должна отражать только те факты, которые реально имели место. Она должна быть свободной от односторонности при принятии решений заинтересованными пользователями с целью получения предопределенных результатов;
— осмотрительность – это соблюдение в процессе принятия решений достаточной меры осторожности в оценке активов и пассивов. При этом предполагается, что актив или доход не преувеличены и обязательства и затраты не занижены. Это означает, что признание доходов происходит только при условии фактического получения выгоды или при наличии высокой степени уверенности в ее получении, а признание расходов и потерь происходит по мере появления реальной возможности их возникновения.
Сопоставимость. Информация, содержащаяся в финансовой отчетности организации, должна быть сопоставимой во времени и сравнимой с информацией других предприятий, для идентификации тенденции финансового положения и результатов деятельности. Поэтому измерение и отражение всех хозяйственных операций должно проводиться последовательно, в соответствии с выбранной учетной политикой. Данный принцип вовсе не означает единообразия. Однако для обеспечения сопоставимости данных необходимо знать учетную политику, ее изменения и последствия этих изменений с точки зрения финансовых результатов в течение текущего периода и за ряд лет.
Финансовая отчетность – это структурированное представление данных о хозяйственной деятельности и финансовой позиции компании. Главной задачей финансовой отчетности является удовлетворение потребностей широкого круга пользователей в финансовой информации, необходимой для принятия экономических решений. Для выполнения этой задачи финансовая отчетность должна включать данные об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах (включая прибыли и убытки), движении денежных средств. Эти материалы, содержащиеся в приложениях к финансовым отчетам, помогают пользователям в прогнозировании способности предприятия аккумулировать экономические выгоды.
Полный комплект финансовой отчетности включает:
— бухгалтерский баланс (Balance Sheet);
Источник: infopedia.su